Научная статья на тему 'Социально-личностная педагогика А. С. Макаренко в контексте современного российского образования'

Социально-личностная педагогика А. С. Макаренко в контексте современного российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-личностная педагогика А. С. Макаренко в контексте современного российского образования»

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

м.в.Богуславский

С.з. занаев

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА А.С.МАКАРЕНКО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В этом году педагогическая общественность широко отметила 125-летие со дня рождения классика педагогики Антона Семёновича Макаренко. В течение марта 2013 г. состоялись международные и региональные конференции на родине А.С.Макаренко в Украине - в Полтаве, Харькове, Сумах, Белополье, во многих научных и образовательных организациях Москвы и других городов России. В апреле прошли юбилейные макаренковские конференции в Екатеринбурге и Волгограде.

К юбилею А.С.Макаренко, по предложению Президента РАО Н.Д.Никандрова, руководством ФГНУ ИТИП РАО был подготовлен план научно-педагогических мероприятий, в которых приняли действенное участие научные сотрудники лаборатории истории педагогики и образования.

Памятная «Макаренковская вахта» стартовала 28 февраля 2013 года в москве, в государственном литературном музее на Арбате, музыкально-литературным вечером «Смелые зачинатели новой жизни», посвященным 145-летию со дня рождения А.м.горького и 125-летию со дня рождения А.С.макаренко.

Музыкально-литературный вечер был организован Государственным литературным музеем при поддержке Института мировой литературы им. А.М. Горького,

Архива А.М.Горького и Музея А.М.Горького ИМЛИ РАН, Международной Макаренковской ассоциации, Российской Макаренковской ассоциации, Музея А.С.Макаренко (Москва). Была организована выставка переписки, редких книг, фотографий из архивов А.М. Горького и А.С. Макаренко.

Вели вечер: Т.Ф.Кораблёва, президент Международной макаренковской ассоциации, кандидат философских наук и П.Е.Фокин, зам. директора Государственного Литературного музея по экспозиционно-выста-вочной работе, кандидат филологических наук.

В вечере принимали участие научные сотрудники лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ ИТИП РАО: М.В. Богуславский, заведующий лабораторией член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО, С.С. Невская, ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук и С.З. Занаев, научный сотрудник.

М.В. Богуславский выступил с докладом на тему: «Макаренко и Погребинский: переплетение судеб и систем», где он охарактеризовал взаимосвязь и взаимовлияние педагогической деятельности А.С. Макаренко и М.С. Погребинского. Созданная М.С. Погребинским Болшевская колония оказала значительное влияние на развитие коммуны им. Ф.Э.Дзержинского. На деятельность их воспитательных учреждений большое положительное воздействие оказал А.М.Горький, который выступал как организатор и модератор взаимодействия педагогов. В рамках такой личностной триады происходило становление А.С. Макаренко как ученого-педагога и писателя.

С.С. Невская выступила с докладом на тему «Дружба Макаренко и Горького». Она охарактеризовала дружбу этих двух великих людей с позиций их взаимодействия и взаимовлияния, подчеркнула значительный вклад, который они внесли в развитие мировой литературы, а также педагогики, образования и воспитания подрастающих поколений.

Среди других выступавших были: Л.А.Спиридонова, профессор, доктор филологических наук, заведующий отделом изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН с докладом «Прекрасное дело делаете Вы»; П.В. Басинский, писатель, журналист, кандидат филологических наук с докладом «Богостроительные идеи А.М. Горького и новый коллективизм»; Л.М. Борисова, профессор Таврического национально-

Научная информация I

го университета им. В.И.Вернадского (Симферополь), доктор филологических наук с сообщением «Писатель Макаренко — соцреалист, поклонник Достоевского и человек Серебряного века»; С.Д. Гладыш, член Московского Союза писателей, автор книги «Дети большой беды» с сообщением «Горький, Макаренко, Погребинский: о беспризорных детях»; С.М. Дёмкина, заведующая Музеем А.М. Горького ИМЛИ РАН, кандидат филологических наук с сообщением «А.М.Горький и колонисты А.С.Макаренко: "каждый из вас - великая ценность»»; О.В. Шуган, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН с сообщением «Письма воспитанников Макаренко Горькому (биографии по архивным материалам)»; Р.В. Соколов, кандидат социологических наук, экскурсовод Музея А.С. Макаренко с сообщением «...Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается» (из письма Горького Макаренко).

Во всех выступлениях были охарактеризованы различные грани взаимоотношений и результаты деятельности этих великих людей, дана оценка того вклада, какой они внесли в дальнейшее развитие отечественной литературы, школы и педагогики. А.М.Горький рассматривался как создатель, мудрый педагог-руководитель всего писательского сообщества нашей страны. Особенно ярко и наглядно это проявилось в поддержке им становления А.С.Макаренко как писателя, в их творческом взаимодействии.

Т.Ф.Кораблева особо отметила, что необходимо переосмысление А.С.Макаренко как писателя, как непревзойденного педагога, социального реформатора, это уникальное явление, нуждающееся в специальном изучении и всестороннем освещении.

В вечере принимали участие деятели искусства, среди которых был внучатый племянник А.С.Макаренко - режиссер Антон Васильев-Макаренко со своими учениками. Его ученица - режиссёр и педагог Чикако Оказаки (Япония) сообщила, что в японских педагогических институтах студенты изучают наследие российских ученых-педагогов, при этом большое внимание уделяется педагогической системе А.С.Макаренко, книги которого переведены на японский язык. Это свидетельствует о том, что наследие А.С.Макаренко, действительно, принадлежит всему миру.

С отдельными номерами выступили кинорежиссёр и педагог Евгения Благова, актриса театра Алексея Рыбникова, солистка оркестра Министерства юстиции РФ Анастасия Юлина, студенты Мастерской режиссуры кино и телевидения ВГИКа Ольга Новикова и

Дмитрий Рагозин. Эти выступления рассматривались в ракурсе преемственности традиций учреждений А.С.Макаренко, в которых активно было развито воспитание детей методами театральной педагогики.

Очень плодотворно прошли 22 марта 2013 года в Российском государственном социальном университете представительные Международные социально-педагогические чтения «Воспитание человека - дело счастливое и посильное», посвященные 125-летию А. С. Макаренко.

От лаборатории истории педагогики и образования ИТИП РАО в них приняли участие М. В. Богуславский, С.С. Невская, С.З. Занаев.

На пленарном заседании с большим и содержательным докладом по теме «Роль человеческого фактора в педагогике воспитания А.С.Макаренко» выступила С.С.Невская, которая также руководила секцией «Социально-педагогическое наследие А.С. Макаренко».

М.В.Богуславский руководил работой секции «Историческое значение наследия А.С. Макаренко для отечественной и мировой теории и практики». Соруководителями секции также были: Э. Меттини - вице-президент Международной Макаренковской Ассоциации и А.М.Егорычев - профессор кафедры социальной педагогики Социального института МГПУ доктор философских наук.

28-29 марта 2013 года на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина состоялась Международная научно-практическая конференция «Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)».

Конференция была организована коллективом исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С.Макаренко» НГПУ им К.Минина (научный руководитель профессор А.А.Фролов) при поддержке Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования (председатель М.В. Богуславский).

В конференции приняли участие более 100 специалистов в сфере макаренковедения, в том числе, 12 докторов педагогических наук из 20 регионов Российской Федерации и 5 зарубежных стран (Германия, США, Япония, Италия и Украина).

В работе конференции приняли участие сотрудники лаборатории истории педагогики и образования ИТИП РАО М.В. Богуславский, С.С. Невская и С.з. занаев.

На пленарном заседании выступили: М.В. Богуславский с докладом

Научная информация I

«А.С. Макаренко и М.С. Погребинский: сопоставление судеб и систем» и С.С.Невская с докладом по теме «Леонгард Фрезе - организатор лаборатории «Макаренко-реферат», Марбург, Германия». М.В.Богуславский и С.С.Невская руководили и работой секций.

С.З.Занаев выступил с сообщением на секции по теме «Тенденции осуществления политехнического образования в период педагогической деятельности А.С.Макаренко». В ходе конференции состоялась презентация журнала ИТИП РАО «Отечественная и зарубежная педагогика».

В заключение участники конференции приняли итоговый документ, включающий рекомендации:

• представить деятельность исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» к премии Правительства Российской Федерации за подготовку нового издания собрания сочинений А.С. Макаренко: «А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания». Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Части 1-7. / Сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов. - Н.Новгород, 2007-2013 гг.;

• на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина создать ресурсный центр по разработке наследия А.С.Макаренко;

• расширить практику создания документальных фильмов о наследии А.С.Макаренко, его использовании в современной теории и практике воспитания и образования, опираться в этой работе на потенциал региональных телестудий.

1-5 апреля 2013 г. в Подмосковье (пансионат «Колонтаево») состоялся XI Конкурс школ-хозяйств им. А.С. Макаренко и прошли Макаренковские чтения (научно-практическая конференция), посвящённые 125-летнему юбилею А.С.Макаренко и 300-летию журнала «Народное образование». Мероприятие было поддержано Президентом Российской академии образования Н.Д.Никандровым.

В конкурсе и конференции приняли участие более 250 государственных и общественных деятелей, ученых - педагогов и психологов, руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, специалистов в области трудового воспитания и производственного обучения. Участники конференции представляли 70 регионов РФ.

На протяжении десятилетнего периода проведения конкурса Международная макаренковская ассоциация и журнал «Народное

образование» - учредители и организаторы конкурса - объединили около 400 школ, детских домов и интернатов, продолжающих «мака-ренковскую педагогическую линию» - соединения школы с производством в условиях детско-взрослой общности. Опыт деятельности «школ-хозяйств», принципиально отличающихся от другого типа школы - «школы-учёбы», несомненно, нуждается в научном осмыслении.

Программа конференции была насыщенной и включала в себя проблемные доклады, конкурсные мероприятия (презентации участников), работу в секциях, на проблемных семинарах и круглых столах. Все обсуждения, дискуссии, выступления, мастер-классы прошли в творческой обстановке. В рамках конкурса и конференции 4 апреля состоялось заседание Круглого стола, посвященное 300-летию журнала «Народное образование».

В работе конференции приняли участие сотрудники лаборатории истории педагогики и образования ИТИП РАО С.С.Невская и С.З.Занаев. С.С.Невская выступила на пленарном заседании с содержательным докладом на тему «Производственное трудовое воспитание в педагогической системе А.С.Макаренко». С.З.Занаев представил на конкурсе школ-хозяйств опыт работы Тугнуйской средней общеобразовательной школы Мухоршибирского района Республики Бурятия по осуществлению трудового воспитания, обучения и естественнонаучного образования учащихся в процессе организации и работы летнего лагеря «Школа юного дизайнера».

Таким образом, подводя итоги празднования педагогической Россией 125-летия со дня рождения А.С.Макаренко, есть все основания отметить современность и действенность новаторских идей выдающегося педагога, его воспитательной системы в целом. Актуализация наследия А.С.Макаренко в современной российской образовательной ситуации, огромный интерес, проявленный к юбилею Антона Семеновича отечественными педагогами и деятелями образования, совершенно не случаен, а глубоко закономерен.

В нашу педагогику наконец полномасштабно возвращаются социализация и воспитание, в том числе и трудовое воспитание, которые в предыдущие два десятилетия находились на периферии образовательного пространства. А продуктивное осуществление всей этой деятельности невозможно без творчески критического обращения к социально-личностной педагогике А.С.Макаренко, имеющей непреходящее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.