Научная статья на тему 'Положение о XV международном конкурсе имени А. С. Макаренко'

Положение о XV международном конкурсе имени А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

С 1 по 5 апреля 2017 года пройдёт XV Международный конкурс им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение о XV международном конкурсе имени А. С. Макаренко»

Уважаемые коллеги!

С 1 -го по 5-е апреля 2017 года в г. Москве состоятся

XV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС им. A.C. Макаренко и очередные МАКАРЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ (научно-практическая конференция1).

По вопросам участия в конкурсе и конференции обращаться в оргкомитет по телефонам: (495) 345-52-00, 972-59-62; e-mail: nakonkursmakarenko@yandex.ru

Конкурс направлен на актуализацию педагогического наследия А.С.Макаренко в современных условиях, на вытвление, поддержку и распространение воспитательнык практик производящего типа, успешного опыта хозяйственной деятельности образовательны« учреждений, создания детско-взрослык образовательны« производств и школьнык производственны« технопарков, других форм реализации права ребёнка на привлекательный для него труд. Кучастию в конкурсе приглашаются образовательные учрежждения любой организационной формы, детско-взрослые образовательные, производственные, исследовательские, проектные и творческие коллективы.

Научно-практическая конференция «Макаренковские чтения» традиционно посвящается проблемам стратегии воспитания в Российской Федерации. Тема конференции: «Человеческий капитал или способность приносить пользу как цель воспитания».

Положение о XV Международном конкурсе имени A.C. Макаренко

1. Общие положения

Конкурс учреждён в 2003 году Автономной некоммерческой организацией «ИД «Народное образование» и Международной Макарен-ковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога ХХ столетия. Макаренковские мероприятия в регионах проводятся ежегодно 13 марта — в день рождения А.С. Макаренко. Международный конкурс — 1-го апреля — в День памяти великого педагога. Официальный регламент еже-

годно публикуется в журнале «Народное образование». В мероприятиях конкурса могут участвовать образовательные учреждения, детско-взрослые творческие, воспитательные и учебные коллективы, детские творческие коллективы с педагогами и руководителями, исследователи, специалисты, педагоги и учащиеся.

1 Тематика конференции находится в стадии формирования. Предложения по темам и по организации секций, «круглых столов», мастер-классов необходимо представить в оргкомитет до 01.03.17.

В рамках конкурса рассматриваются успешные социальные проекты, опыт и достижения социальных предпринимателей, практики производственного воспитания, организация научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, опыт и достижения детско-взрослых коллективов, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов (заочно), индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макаренковских чтений (заочно).

2. Цели и задачи Конкурса

• Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения.

• Развитие и сопровождение практик социального предпринимательства.

• Развитие и сопровождение педагогической инноватики, преодоление имитационных практик.

• Создание условий для реализации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.

• Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на социальное предпринимательство детей и молодёжи.

• Выявление, поддержка и распространение успешного опыта самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры.

• Поддержка и развитие научно-технической, исследовательской и проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости.

• Выявление и распространение опыта правильного юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учёта.

• Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, за-

конодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей и молодёжи. • Создание условий для обмена опытом успешной внебюджетной деятельности между образовательными учреждениями.

3. Научно-практическая конференция

В рамках конкурса проводится ежегодная научно-практическая конференция — «Макаренковские чтения», основная цель которых — взаимодействие теории и практики эффективного воспитания.

К участию в Макаренковских чтениях приглашаются коллективы и специалисты. Предложения по организации секций, «круглых столов», мастер-классов необходимо представить в оргкомитет до 15.03.17.

В процессе работы будут подведены итоги всероссийских заочных конкурсов.

По результатам работы будет издан альманах «Макаренко» с лучшими статьями, докладами и конкурсными работами. Материалы по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) направляются в оргкомитет не позднее 15.03.17.

В рамках Макаренковских чтений проводятся курсы повышения квалификации для директоров школ и их заместителей по тематике социального проектирования и предпринимательства, нормативно-правовым и технологическим основам создания и организации деятельности детско-взрослых образовательных производств и школьных производственных технопарков, по проблемам педагогической инноватики.

4. В рамках конкурса проходит заочный Конкурс

См. темы в Приложении 1.

5. Попечительский совет Конкурса

5.1. Попечительский совет создаётся для содействия в реализации целей и задач Конкурса и для надзора за расходованием средств, привлекаемых на организацию и проведение Конкурса.

5.2. В Попечительский совет Конкурса приглашаются представители общественных и государственных организаций, готовые содействовать развитию воспитания на основе продуктивной занятости детей и молодёжи.

6. Учредители и организаторы Конкурса

6.1. Конкурс предусматривает открытое учредительство. Постоянными учредителями Конкурса являются:

• АНО «Издательский дом «Народное образование»;

• Международная Макаренковская ассоциация;

• Финансовый университет при правительстве

РФ;

• ФИРО;

• Этномир;

• Семья (наследники) А.С. Макаренко;

6.2. Соучредителем конкурса может стать любое физическое или юридическое лицо, внёсшее существенный вклад в формирование Наградного фонда Конкурса.

6.3. Совет учредителей состоит из одиннадцати членов. В Совет входят представители учредителей конкурса.

6.4. Совет учредителей:

• утверждает условия проведения Конкурса и критерии оценки деятельности участников;

• утверждает состав Экспертной комиссии Конкурса;

• утверждает размер и формы вознаграждения победителям Конкурса.

6.5. Организаторы Конкурса:

Организаторами Конкурса является Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование» (nakonkursmakarenko@yandex.ru), Финансовый университет при правительстве РФ, ФИРО, Этиомир.

Организаторы Конкурса назначают Исполнительную дирекцию для подготовки и проведения Конкурса, обеспечивают условия для её деятельности, разрабатывают и предлагают условия проведения Конкурса.

6.6. Исполнительная дирекция Конкурса:

• осуществляет организационную работу по проведению Конкурса;

• создаёт Экспертную комиссию Конкурса, определяет порядок её деятельности, организует экспертизу деятельности участников на основе представленных документов и конкурсных презентаций;

• разрабатывает критерии оценки деятельности образовательных учреждений и выполнения конкурсных заданий;

• осуществляет подготовку необходи-

--- ту*

мой для проведения Конкурса документации;

• принимает и рассматривает конкурсные заявки в соответствии с настоящим Положением;

• осуществляет работу по формированию бюджета Конкурса;

• организует информационную поддержку Конкурса.

6.7. Организаторы и Исполнительная дирекция Конкурса обязаны:

• создать равные условия для всех участников Конкурса;

• обеспечить гласное проведение Конкурса;

• соблюдать конфиденциальность сведений о промежуточных и окончательных результатах Конкурса до даты официального объявления его результатов.

7. Бюджет Конкурса

7.1. Бюджет Конкурса формируется из:

• организационных взносов участников;

• благотворительных взносов;

• учредительских взносов;

• целевых взносов на проведение Конкурса.

7.2. Для сбора средств на организацию и проведение Конкурса используются расчётные счета организации, выполняющей обязанности

--- ту*

исполнительной дирекции Конкурса, если иное не предусмотрено решением учредителей.

7.3. Средства, не использованные на проведение Конкурса до конца отчётного периода, используются на организацию Конкурса

в следующем году.

8. Участие в Конкурсе

8.1. В конкурсе участвуют образовательные учреждения любой организационной формы, детско-взрослые образовательные коллективы, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Мака-ренковских чтений.

8.2. Для участия в Конкурсе необходимо:

• направить в адрес Организатора заявку на участие в свободной форме и комплект конкурсных материалов.

9. Заявки на участие в Конкурсе

9.1. Образовательное учреждение оформляет заявку на участие в Конкурсе в свободной форме и прилагает к ней комплект конкурсных материалов.

9.2. Комплект конкурсных материалов может содержать:

• краткую характеристику образовательного учреждения;

• описание концептуальной модели производственно-воспитательного процесса;

• документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;

• производственно-воспитательный бизнес-план и др.

9.3. Текст заявки и другие материалы заверяются печатью образовательного учреждения

и подписью руководителя образовательного учреждения и предоставляются на бумажных и электронных носителях.

9.4. Заявка присылается по адресу организатора Конкурса: 109144, Москва,

ул. Люблинская, 157, кор. 2; e-mail: nakonkursmakarenko@yandex.ru

9.5. Заявки на участие в Конкурсе проверяются исполнительной дирекцией

на соответствие целям и задачам Конкурса и передаются экспертам для оценки.

9.6. Материалы и документы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Наиболее интересные материалы публикуются в журналах «Народное образование», «Школьные технологии», «Сельская школа», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика».

10. Экспертная комиссия Конкурса

Экспертная комиссия Конкурса — группа специалистов, осуществляющая оценку представленных на Конкурс документов и материалов, определяющая победителей в первом и втором турах Конкурса.

В состав Экспертной комиссии входят руководители образовательных учреждений, занявших призовые места на предыдущих конкурсах, специалисты в области экспертизы финансово-хозяйственной и воспитательной деятельности, видные педагогические деятели.

11. Мероприятия Конкурса и оценка достижений участников

11.1. Конкурс организуется в два тура.

Первый — отборочный — тур проводится заочно на основе представленных документов и материалов. Победители первого тура Конкурса определяются до 15 марта текущего года и приглашаются на финал Конкурса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй — финальный — тур проводится очно с 1-го по 5-е апреля. Во втором туре определяются участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе, а также победители в отдельных номинациях.

В первый день финала проводится установочная сессия участников Конкурса и открываются Макаренковские чтения.

Объявление результатов и награждение побе-

«а «а ту*

дителей происходят на итоговой сессии Конкурса и Макаренковских чтений 5-го апреля.

11.2. Финальный тур Конкурса проводится в форме мастер-классов участников в ходе Макаренковских чтений по трём аспектам деятельности:

1) воспитание и производство;

2) обучение и производство;

3) финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения.

Участники представляют свою деятельность и её результаты, защищают хозяйственно-педагогические проекты, обосновывают и доказывают научно-практическую состоятельность своей организации дела, отвечают на вопросы участников, экспертов и зрителей.

11.3. Состав команды-участника Конкурса не регламентирован.

11.4. Организационный взнос для всех участников очного конкурса составляет 15 000 рублей. Оплата производится на р/с Исполнительной дирекции Международного конкурса им. А.С. Макаренко, обязанности которой выполняет ООО «НИИ школьных технологий».

Реквизиты организации:

ООО «НИИ школьных технологий»

Юридический адрес: 109341 г. Москва ул. Люблинская,

д. 157, корп. 2.

Тел.: (495)345-52-00, 345-59-00 БИК 044525225

ИНН/КПП 7710177661/772301001 р/с 40702810038250124899 к/с 30101810400000000225

ПАО Сбербанк России г. Москва

ОГРН 1037739479326 ОКАТО 45286575000

11.5. Экспертная комиссия Конкурса рассматривает содержательные аспекты представленных материалов и выступлений участников.

О це ниваются:

• постановка производственного воспитания и качество продуктивной занятости учащихся;

• интеграция продуктивной занятости учащихся и учебного процесса;

• реализация педагогических идей А.С. Макаренко в воспитании и обучении;

• организация внебюджетной деятельно -сти и качество её педагогического, юридического и планово-экономического обеспечения;

• учебно-производственная инфраструктура образовательного учреждения, создаваемая за счёт собственных (заработанных) средств;

• предпринимательские проекты и их реализация (в форме защиты);

• детско-взрослые производства, учебные предприятия и другие формы деятельности, направленные на обеспечение занятости детей и молодёжи делом;

• мастер-классы для участников Конкурса и Макаренковских чтений;

• другие аспекты деятельности образовательного учреждения, предлагаемые участником для рассмотрения.

Формализованный набор критериев оценки деятельности участников обсуждается и принимается участниками финала на установочной сессии.

11.6. По результатам заочного тура Конкурса отбираются образовательные учреждения — финалисты конкурса им. А.С. Макаренко. В адрес учреждений, прошедших отборочный тур, направляется приглашение на участие

в финале конкурса. Финалисты конкурса претендуют на 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе и на специальные награды, учреждённые государственными и общественными организациями, российскими и международными фондами, российскими предпринимателями.

12. Результаты Конкурса и награждение победителей

12.1. Победители определяются Экспертным советом Конкурса.

12.2. По итогам Конкурса организуется серия публикаций в периодических СМИ.

12.3. Победители, занявшие первые три места, награждаются дипломами и ценными подарками по решению Экспертного совета исходя из возможностей бюджета Конкурса.

12.4. Попечители и учредители Конкурса, российские предприниматели и другие заинтересованные лица имеют право учреждать собственные — специальные — вознаграждения для образовательных учреждений — участников Конкурса, для руководителей образовательных учреждений и педагогов-организаторов.

Перечень номинаций специальных премий и призов объявляется в начале финала Конкурса. Победители в таких номинациях определяются учредителем специального вознаграждения.

13. Тема научно-практической конференции — Макаренковскихчтений

Тема конференции: «Человеческий капитал или способность приносить пользу как цель воспитания».

Учёным и практикам образования предстоит обсудить и найти ответы на сложные вопросы:

1) Может ли «способность приносить пользу» быть универсальной целью воспитания и образования? Можно ли научиться приносить пользу не принося пользы? Есть ли в нашей школе условия для тренировки способности приносить пользу? Можно ли быть полезным, не прилагая для этого никакого труда?

2) Имеет ли ребёнок, школьник право на добровольный и привлекательный для него труд? Какой детский труд является эксплуатацией? Где грань между эксплуатацией и радостью созидания? Как ощутить себя полезным, не участвуя в производстве полезных вещей?

3) Как организовать детский производственный труд не нарушая действующее законодательство ?

4) Обладает ли производство образовательными, воспитательными и учебными эффектами? Можно ли научиться чему-нибудь, участвуя в производственных процессах? Когда производство воспитывает и обучает эффективнее, чем учитель и учебник с тетрадкой?

5) Каким должен быть детский труд, чтобы он воспитывал и обучал?

6) Есть ли разница между «развитостью» и «зрелостью»? Что важнее для выпускника школы, «быть развитым», или «быть зрелым»? Почему «зрелость» исчезла из воспитательных ориентиров образования?

7) Можно ли воспитать зрелого (приносящего пользу) человека на основе учебной инфраструктуры? Нужна ли для воспитания своя — воспитательная инфраструктура? И т.д.

К участию в Макаренковских чтениях

приглашаются научные коллективы и специалисты. Предложения по организации дополнительных секций, круглых столов, мастер-классов необходимо представить в оргкомитет до 25.03.17.

Наиболее интересные материалы Макаренковских чтений будут опубликованы в журналах «Народное образование», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика». Материалы для публикации по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) направляются в Оргкомитет не позднее. 25.03.17.

Участники макаренковского форума могут принять участие в курсах повышения квалификации для педагогических и управленческих кадров по теме «Нормативно-правовые и технологические основы создания и организации деятельности школьных мини-технопарков и детско-взрослых образовательных производств». Очная часть курса реализуется посредством участия в мероприятиях конкурса и научно-практической конфе-

ренции. Заочно-дистантная часть реализуется посредством работы с электронным учебным пособием.

Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации выдаётся после прохождения тестирования с резуль татом более 80% правильных ответов.

Приложение 1

Заочный конкурс в рамках Международного конкурса им. А.С. Макаренко

1. В рамках заочного конкурса рассматриваются: успешные социальные проекты, опыт

и достижения учащихся и педагогов, практики продуктивного и производственного воспитания, организация научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, опыт и достижения детско-взрослых коллективов, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макарен-ковских чтений.

2. На финальных мероприятиях конкурса подводятся итоги заочного конкурса работ исследователей, педагогов и учащихся, выполненных в форме эссе, докладов, отчётов, разработок, сценариев, продуктов деятельности и т.п.

3. В конкурсе участвуют работы по тематике Макаренковских чтений, начиная с 2003 года, а также по следующим направлениям:

• управленческие модели А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• различие понятий «образование», «просвещение», «воспитание» и «обучение» в педагогической системе А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• совесть в системе ценностей воспитательной модели А.С.Макаренко (исследовательское эссе);

• «труд, хорошо организованный, до мелочей продуманный, на современную технологию

нанизанный, и является прекрасным, а то и самым главным воспитателем!» (А.С.Макаренко) (описание опыта);

• роль коллектива в «воспитательной машине» А.С.Макаренко (исследовательское эссе);

• «кто кого воспитывает?» в педагогической системе А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике (исследовательское эссе);

• реализованный социальный проект (описание-презентация);

• реализованный детско-взрослый проект «Мы сделали это»;

• хозяйственный бизнес-план школы;

• детская исследовательская работа

о деятельности и творчестве А.С. Макаренко;

• серия фотографий на тему «Какой труд любят дети»;

• репортаж об исследовательской экспедиции;

• фоторепортаж о туристической экспедиции;

• иллюстрации к «Педагогической поэме»;

• школьное сочинение по мотивам «Педагогической поэмы»;

• педагогическое сочинение, эссе «Макаренко в моей судьбе»;

• методическая разработка педагогического совета «Наследие А.С. Макаренко и воспитание в современной школе»;

• разработка родительского собрания «Где взять труд для воспитания?»;

• «Самоуправление, которое само управляет» (описание);

• литературное произведение о современной школе («Педагогическая поэма» продолжается);

• методическая разработка учебного занятия с использованием форм и методов продуктивного обучения (по любому учебному предмету);

• разработка учебного занятия (практикума) «Как развивать свою страну»;

• эссе «Наша школа строит страну»;

• психологическое исследование воспитательных эффектов современного производства;

• психологическое исследование обучающих эффектов современного производства;

• исследование психологического содержания детского труда;

• лучшее техническое изобретение школьника (описание, патент);

• устав школы-хозяйства — автономного учреждения с пояснениями и комментариями);

• проект и бизнес-план высокотехнологично-го школьного агропроизводства;

• лучший школьный производственный участок с использованием современных агротех-нологий (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);

• проект и бизнес-план школьного производства биогумуса;

• лучшее школьное производство биогумуса (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);

• проект и бизнес-план энергосбережения в школе;

• лучший реализованный школьный проект по энергосбережению;

• проект и бизнес-план школьного производства овощей с использованием современных технологий, биогумуса, диодной подсветки, капельного полива, рекуперации тепла и т.д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Работы по заочным конкурсам предоставляются в электронной форме

до 15 марта 2017 г. по адресу: nakonkursmakarenko@yandex.ru

5. Организационный взнос участников заочных конкурсов составляет 450 рублей (расходы на экспертизу работ и публикацию работ победителей). Оплата производится на р/с Исполнительной дирекции Международного конкурса

им. А.С. Макаренко, обязанности которой выполняет ООО «НИИ школьных технологий».

Реквизиты организации:

ООО «НИИ школьных технологий» Юридический адрес: 109341 г. Москва ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495)345-52-00, 345-59-00 БИК 044525225

ИНН/КПП 7710177661/772301001 р/с 40702810038250124899 к/с 30101810400000000225

ПАО Сбербанк России г. Москва

ОГРН 1037739479326 ОКАТО 45286575000

6. Победители заочных конкурсов приглашаются на финал Международного конкурса им. А.С. Макаренко для награждения и обучения у ведущих специалистов по заявленной тематике. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.