Научная статья на тему 'Положение о XVI международном конкурсе имени А. С. Макаренко'

Положение о XVI международном конкурсе имени А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

С 1 по 5 апреля 2018 года пройдут XVI Международный конкурс им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение о XVI международном конкурсе имени А. С. Макаренко»

Уважаемые коллеги! С 1 -го по 5-е апреля 2018 года в Москве состоятся финальные мероприятия XVI Международного конкурса им. A.C. МАКАРЕНКО и МАКАРЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2018 (вместе — Макаренковский форум)

Положение о XVI Международном конкурсе имени A.C. Макаренко

1. Общие положения

Конкурс учреждён в 2003 году Автономной некоммерческой организацией «Редакция «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога ХХ столетия. Конкурс стартует с момента публикации Положения о конкурсе в журнале «Народное образование».

Региональные финалы конкурса проводятся ежегодно 13 марта — в день рождения А.С. Макаренко. 1-го апреля, в День памяти великого педагога, открывается Макаренковский форум, в рамках которого проводятся Макаренковские чтения (научно-практическая конференция), курсы повышения квалификации и финальные мероприятия конкурса, подводятся итоги и награждаются участники.

Конкурс им. А.С.Макаренко содержит в себе две организационные формы смотра профессиональных достижений:

• конкурс образовательных учреждений и детско-взрослых воспитательных коллективов любой организационной формы и принадлежности;

• конкурс научных, исследовательских, проектных и других творческих работ педагогов и учащихся по тематике Макаренковского форума (примерная тематика работ, сложившаяся за последние десять лет, дана в Приложении 1).

В мероприятиях конкурса могут участвовать образовательные учреждения, детско - взрослые производственные, творческие, воспитательные и учебные коллективы, исследователи, специалисты, педагоги и учащиеся.

В рамках конкурса рассматриваются воспитательные и социальные практики и проекты продуктивного типа, практики производственного воспитания, научно-технического творчества и про-ектно-исследовательской деятельности, опыт и достижения детско-взрослых коллективов, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые

работы учащихся любых жанров и направлений по проблемам воспитания в человеке «способности быть полезным» или «производящей мощности».

2. Цели и задачи Конкурса

• Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях.

• Развитие Макаренковского педагогического движения.

• Формирование продуктивного, созидательного воспитательного тренда в российском образования.

• Создание нормативно-правовых, инфраструктурных и технологических условий для реализации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.

• Развитие и сопровождение проектирования, создания и деятельности детско-взрослых образовательных производств

и школьных производственных технопарков.

• Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на деятельность производящего, продуктивного типа, преодоление «разговорно-развлекательного» тренда в воспитании детей и молодёжи.

• Выявление, поддержка и распространение успешного опыта самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры.

• Выявление, поддержка и распространение успешного опыта взаимодействия образовательных учреждений с реальным сектором экономики, включения детей и молодёжи

в эффективные действующие производственные процессы и среды.

• Поддержка и развитие научно-технической, исследовательской и проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости в образовательный процесс.

• Выявление и распространение опыта правильного юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учёта.

• Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, законодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей

и молодёжи.

• Создание условий для обмена опыта успешного рентабельного хозяйствования и производственного воспитания учащихся на его основе.

• Развитие и сопровождение педагогической инноватики, преодоление имитационных практик в образовании.

• Выявление, поддержка и распространение опыта успешной политехнизации образовательного процесса.

3. Научно-практическая конференция

В рамках Макаренковского форума проводятся ежегодные «Макаренков-ские чтения» (научно-практическая конференция), основная цель которых — обеспечение взаимодействия теории и практики воспитания и обучения на основе инфраструктур производящего (продуктивного) типа.

Тема научно-практической конференции — Макаренковских чтений 2018 — «Способность приносить пользу или «производящая мощность» личности выпускника как интегральный показатель качества образования в контексте современных вызовов».

К участию в Макаренковских чтениях приглашаются коллективы и специалисты. Предложения по организации секций, круглых столов, мастер-классов необходимо представить в оргкомитет

до 25.03.18 г.

По результатам конференции будет издан альманах «Макаренко» с лучшими

статьями, докладами и конкурсными работами. Материалы по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) направляются в Оргкомитет не позднее 25.03.18.

4. Повышение квалификации

В рамках Конкурса для руководителей образовательных учреждений и организаторов производственного воспитания проводятся очно-заочные курсы повышения квалификации по нормативно-правовым, технологическим и педагогическим основам создания и организации деятельности детско-взрослых образовательных производств и школьных производственных технопарков, как специализированной инфраструктуры воспитания у детей и молодёжи технологической культуры и «производящей мощности» личности в объёме 144 часа.

Заочно-дистантная часть повышения квалификации обеспечивается электронным учебным пособием со встроенной системой контроля усвоения материала, которое высылается по электронной почте.

В рамках Макаренковского форума с 1-го по 5-е апреля проводится очная сессия повышения квалификации, в ходе которой слушатели курсов принимают участие в мероприятиях конкурса и конференции, а также сдают зачёты. По результатам повышения квалификации слушателям выдаются Свидетельства установленного образца.

5. Попечительский совет Конкурса

5.1. Попечительский совет создаётся для содействия в реализации целей и задач Конкурса, для надзора за расходованием средств, привлекаемых на организацию

и проведение Конкурса.

5.2. В Попечительский совет Конкурса приглашаются представители общественных и государственных организаций, готовые содействовать развитию воспитания на основе продуктивной занятости детей и молодёжи.

6. Учредители и организаторы

Конкурса

6.1. Конкурс предусматривает открытое учредительство. Постоянными учредителями Конкурса являются:

АНО «Издательский дом «Народное образование»;

• Международная Макаренковская ассоциация;

• Семья (наследники) А.С. Макаренко.

6.2. Соучредителем конкурса может стать любое физическое или юридическое лицо, внёсшее существенный вклад в формирование Наградного фонда Конкурса.

6.3. Совет учредителей состоит из одиннадцати членов. В Совет входят представители учредителей конкурса.

Совет учредителей:

• утверждает условия проведения Конкурса и критерии оценки деятельности участников;

• утверждает состав Экспертной комиссии Конкурса;

• утверждает формы поощрения и награждения победителей Конкурса.

6.4. Организаторы Конкурса.

Организаторами Конкурса в 2018 году являются:

Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование» (nakonkurs-makarenko@yandex.ru);

• ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».

Организаторы Конкурса назначают Исполнительную дирекцию для подготовки и проведения Конкурса, обеспечивают условия для её деятельности, разрабатывают и предлагают условия проведения Конкурса.

6.5. Исполнительная дирекция Конкурса:

• осуществляет организационную работу по проведению Конкурса;

• создаёт Экспертную комиссию Конкурса, определяет порядок её деятельности, организует экспертизу деятельности участников

на основе представленных документов и конкурсных презентаций;

• разрабатывает критерии оценки деятельности образовательных учреждений и выполнения конкурсных заданий;

• осуществляет подготовку необходимой для проведения Конкурса документации;

• принимает и рассматривает конкурсные заявки в соответствии с настоящим Положением;

• осуществляет работу по формированию бюджета Конкурса;

• организует информационную поддержку Конкурса.

6.6. Организаторы и Исполнительная дирекция Конкурса обязаны:

• создать равные условия для всех участников Конкурса;

• обеспечить гласное проведение Конкурса;

• соблюдать конфиденциальность сведений

о промежуточных и окончательных результатах Конкурса до даты официального объявления его результатов.

7. Бюджет Конкурса

7.1. Бюджет Конкурса формируется из:

• организационных взносов участников;

• благотворительных взносов третьих лиц;

• платежей за продукцию и услуги, реализуемые в ходе проведения Макаренковского форума.

7.2. Для сбора средств на организацию и проведение Конкурса, а также для осуществления платежей, связанных с оргработой по проведению конкурса, используются расчётные счета организации, выполняющей обязанности Исполнительной дирекции Конкурса, если иное не предусмотрено решением учредителей.

7.3. Средства, не использованные на проведение Конкурса до конца отчётного периода, используются на организацию Конкурса

в следующем году.

8. Участие в Конкурсе

8.1. В конкурсе участвуют образовательные учреждения любой организационной формы, детско-взрослые образовательные коллективы, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макаренковских чтений.

8.2. Для участия в Конкурсе необходимо:

• направить в адрес Организатора заявку на участие в свободной форме с конкурсными материалами.

9. Заявки на участие в Конкурсе

9.1. Образовательное учреждение оформляет заявку на участие в Конкурсе в свободной форме и прилагает к ней комплект конкурсных материалов.

9.2. Комплект конкурсных материалов может содержать:

• краткую характеристику образовательного учреждения;

• описание концептуальной модели производственно-воспитательного процесса;

• описание рабочей модели производственно-воспитательного процесса;

• копии документов, отражающих реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;

• производственно-воспитательный бизнес-план и др.

9.3. Текст заявки и другие материалы заверяются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения и предоставляются на электронных носителях.

9.4. Заявка присылается по адресу организатора Конкурса: 109144, Москва,

ул. Люблинская, 157, корп. 2; e-mail: nakonkursmakarenko@yandex.ru

9.5. Конкурсные материалы проверяются Исполнительной дирекцией на соответствие целям и задачам Конкурса и передаются экспертам для оценки.

9.6. Материалы и документы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Наиболее интересные материалы публикуются в журналах «Народное образование», «Школьные технологии», «Сельская школа», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика».

10. Экспертная комиссия Конкурса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспертная комиссия Конкурса — группа специалистов, осуществляющая оценку представленных на Конкурс документов и материалов, определяющая победителей Конкурса.

В состав Экспертной комиссии входят руководители образовательных учреждений, занявших призовые места на предыдущих конкурсах, специалисты в области экспертизы финансово-хозяйственной и воспитательной деятельности, видные педагогические деятели.

11. Организационные мероприятия Конкурса и оценка достижений участников

11.1. Лидеры Конкурса определяются на основе представленных материалов до 25 марта текущего года. С 1-го по 5-е апреля определяются участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе, а также победители в отдельных номинациях.

В первый день Макаренковского форума проводится установочная сессия участников Конкурса и открываются Макаренковские чтения.

Объявление результатов и награждение победителей происходят на итоговой сессии Конкурса и Макаренковских чтений 5-го апреля.

11.2. Финальные мероприятия Конкурса проводятся в форме мастер-классов лидеров конкурса для участников Макаренковских чтений по трём аспектам деятельности:

1) воспитание и производство;

2) обучение и производство;

3) финансово-хозяйственная модель образовательного учреждения.

Участники конкурса представляют свою деятельность и её результаты, защищают хозяйственно-педагогические проекты, обосновывают и доказывают практическую состоятельность своей организации дела, отвечают на вопросы участников, экспертов и зрителей. Состав команды участника Конкурса не регламентирован.

11.3. Участники Конкурса оплачивают организационные взносы. Организационные взносы для участников могут быть отменены, а средства возвращены участникам, в случае бюджетной поддержки мероприятия.

11.4. Организационный взнос для образовательных учреждений и воспитательных коллективов — участников конкурса — составляет 15 000 рублей.

11.5. Организационный взнос участников конкурса научных, исследовательских, проектных и других творческих работ педагогов и учащихся по тематике Макаренковского форума составляет 700 рублей (расходы на экспертизу работ и публикацию работ победителей).

11.6. Оплата оргвзносов производится на р/с Исполнительной дирекции Международного конкурса им. А.С. Макаренко, обязанности которой выполняет ООО «НИИ школьных технологий».

Реквизиты организации:

ООО «НИИ школьных технологий» Юридический адрес: 109341 г. Москва ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 9725962 БИК 044525225

ИНН/КПП 7710177661/772301001 р/с 40702810038250124899 к/с 30101810400000000225

ПАО Сбербанк России г. Москва

11.7. Экспертная комиссия Конкурса рассматривает содержательные аспекты представленных материалов.

Оцениваются:

• организация производственного воспитания и качество продуктивной занятости учащихся;

• интеграция производственной занятости учащихся и учебного процесса;

• реализация педагогических идей А.С. Макаренко в воспитании;

• организация внебюджетной деятельности

и качество её педагогического, юридического и планово-экономического обеспечения;

• учебно-производственная инфраструктура образовательного учреждения, создаваемая за счёт собственных (заработанных) средств;

• предпринимательские проекты и их реализация;

• детско-взрослые производства, учебные предприятия и другие формы деятельности, направленные на обеспечение занятости детей и молодёжи делом;

• мастер-классы для участников Конкурса и Макаренковских чтений;

• другие аспекты деятельности образовательного учреждения, предлагаемые участником для рассмотрения.

Формализованный набор критериев оценки деятельности участников обсуждается и со-

гласовывается с лидерами Конкурса на установочной сессии.

12. Результаты Конкурса и награждение победителей

12.1. Победители определяются Экспертным советом Конкурса.

12.2. По итогам Конкурса организуется серия публикаций в периодических СМИ.

12.3. Победители, занявшие первые три места, награждаются дипломами и ценными подарками исходя из бюджета Конкурса.

12.4. Попечители и учредители Конкурса, предприниматели и другие заинтересованные лица могут учреждать собственные — специальные — вознаграждения для образовательных учреждений — участников Конкурса, для руководителей образовательных учреждений и педагогов-организаторов.

Перечень номинаций специальных премий и призов объявляется 1-го апреля на установочной сессии финалистов Конкурса. Победители в таких номинациях определяются учредителем специального вознаграждения.

По вопросам участия в конкурсе и конференции обращаться в оргкомитет по телефонам: (495) 345-52-00, 972-59-62; e-mail: nakonkursmakarenko@yandex.ru

Приложение 1

Конкурс научных, исследовательских, проектных и других творческих работ педагогов и учащихся

1. В рамках конкурса творческих работ рассматриваются успешные социальные проекты, опыт и достижения учащихся и педагогов, практики продуктивного и производственного воспитания, организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, опыт и достижения детско-взрос-лых коллективов, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике «педагогики дела».

2. На финальных мероприятиях конкурса подводятся итоги конкурса работ исследователей, педагогов и учащихся, выполненных в форме эссе, докладов, отчётов, разработок, сценариев, продуктов деятельности и т.п.

3. В конкурсе участвуют работы по тематике макаренковских чтений, начиная с 2003 года, а также по следующим направлениям:

• управленческие модели А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• различие понятий «образование», «просвещение», «воспитание» и «обучение» в педагогической системе А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• совесть в системе ценностей воспитательной модели А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• труд, хорошо организованный, до мелочей продуманный, на современную технологию нанизанный, и является прекрасным, а то и самым главным воспитателем! (А.С. Макаренко);

• коллектив в воспитательной «машине» А.С. Макаренко;

• соперничество или сотрудничество в педагогической системе А.С. Макаренко? (исследовательское эссе);

• старшие воспитывают младших в педагогической системе А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• взаимопереходы человеческого и социального капиталов в системе А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• реализованный социальный проект 2014—2017 (описание-презентация);

• замысел социального проекта 2017—2018 (описание-презентация);

• реализованный детско-взрослый проект «Мы сделали это!»;

• учебное занятие по социальному проектированию (разработка и/или видеозапись);

• хозяйственный бизнес-план школы;

• детская исследовательская работа

о деятельности и творчестве А.С. Макаренко;

серия фотографий на тему «Какой труд любят дети»;

• репортаж об исследовательской экспедиции;

• фоторепортаж о туристической экспедиции;

• иллюстрация к «Педагогической поэме»;

• школьное сочинение по мотивам «Педагогической поэмы»;

• педагогическое сочинение, эссе «Макаренко в моей судьбе»;

• оргсценарий педагогического совета «Наследие А.С. Макаренко и современной школы»;

• сценарий школьного праздника, по-свящённого А.С. Макаренко и его «Педагогической поэме»;

• «Самоуправление, которое управляет на самом деле» (описание действующей модели нефиктивного самоуправления);

• литературное произведение о современной школе;

• методическая разработка учебного занятия с использованием форм и методов продуктивного обучения (по любому учебному предмету);

• разработка учебного занятия (практикума) «Как строить страну?»;

• эссе «Наша школа строит страну»;

• психологическое исследование воспитательных эффектов современного производства;

• психологическое исследование обучающих эффектов современного производства;

• исследование психологического содержания детского труда;

• разработка учебного занятия по экономике знаний;

• разработка учебного занятия по управлению знаниями;

• лучшее педагогическое изобретение

XIX века (эссе);

• лучшее педагогическое изобретение

XX века (эссе);

• лучшее педагогическое изобретение

XXI века (эссе);

• лучшее техническое изобретение школьника (описание, патент);

• устав школы-хозяйства — автономного учреждения с пояснениями и комментариями);

• проект и бизнес-план высокотехнологичного школьного производственного агротехно-парка;

• лучший школьный производственный участок с использованием современных агротех-нологий (отчёт, описание, фото или видеома-

териалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);

• проект и бизнес-план школьного производства биогумуса;

• лучшее школьное производство биогумуса (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);

• проект и бизнес-план энергосбережения в школе;

• лучший реализованный школьный проект по энергосбережению;

• проект и бизнес-план школьного производства овощей с использованием современных технологий, биогумуса, диодной подсветки, капельного полива и рекуперации тепла и т.д.);

• самый прибыльный школьный бизнес (описание, расчёты).

4. Работы по заочным конкурсам предоставляются в электронной форме до

25 марта 2017 г. по адресу: nakonkurs-makarenko@yandex.ru

5. Победители заочных конкурсов приглашаются на финальные мероприятия Конкурса для награждения и повышения квалификации по заявленной тематике. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.