УДК 373.2
Тимонина Анастасия Андреевна
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
РЕФЛЕКСИЯ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГА
В статье представлен педагогический метод Марии Монтессори, результаты опытно-экспериментальной работы по использованию ее идей в условиях отечественного начального образования.
Ключевые слова: рефлексия, профессиональная позиция, идеи М. Монтессори.
Сейчас много говорят о монтессори-ме-тоде применительно к дошкольному и школьному обучению. Однако, главное внимание уделяется организации развивающей среды и применению различных монтессо-ри-материалов. Но следует помнить, что педагогический метод Марии Монтессори в своей основе имеет свободу ребенка, выраженную в деятельности, самостоятельности, дисциплине. И это возможно лишь при весьма искусной и при этом даже необычной в современных условиях работе учителя. Такого учителя, который, собственно говоря, совсем не учит, скорее направляет самообучение свободного в своих желаниях познавать ребенка.
В своем фундаментальном труде «Метод научной педагогики» Мария Монтессори пишет: «В моем методе наставница мало преподает и много наблюдает. Главная же ее задача - направлять психическую деятельность детей и их физиологическое развитие. Вот почему я заменила название «учительница» словом руководительница, наставница. ...Ее руководство гораздо сложнее и важнее того, какое обычно имеется в виду, ведь наставница руководит жизнью и душой ребенка» [2, с. 133-134]. Монтессори-педагог, создает для ребенка условия, в которых школьник учится познавать себя, самостоятельно делать выбор, строить индивидуальную образовательную траекторию.
В современных условиях работа с использованием идей М. Монтессори предъявляет особые требования к педагогу, так как необходимо от позиции учителя, транслирующего знания, формирующего умения перейти к позиции тьютора, сопровождающего индивидуальное развитие школьника. Тьютор - это тот, кто педагогическими средствами и способами помогает ученику сформировать способность успешного решения жизненных, образовательных задач.
Одним из значимых условий сопровождения ребенка (деятельности тьютора) является метод
обучения, который позволил бы школьникам овладевать не только научными, но и социальными знаниями и умениями, формировал у них необходимые для жизни качества личности. Опыт деятельности в школе показывает, что таким методом является обучение с использованием идей М. Монтессори, основным постулатом которого является девиз: «Помоги мне это сделать самому».
Одной из важных составляющих становления учителя как монтессори-педагога, тьютора является педагогическая рефлексия.
Рефлексия - это не просто осмысление того, что есть в человеке, но и переделка его индивидуально-личностной сферы, способностей к познанию и деятельности. «Рефлексирующий человек обращен к культуре, он способен на преобразующую деятельность, на саморазвитие, - считает Л.Н. Борисова. Рефлексия - это путь поиска в себе «духовного, сущностного», это «путь к самому себе» [1, с. 50].
Психологическое определение рефлексии как механизма самосознания на уровне понятийного мышления является основанием педагогической рефлексии. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления и ответственного поведения. Н.Г. Пешкова подчеркивает необходимость развития рефлексивных способностей у каждого учителя. Она считает, что «рефлексия это не просто знание или понимание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают Вас, Ваши личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления, когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения» [3, с. 44].
В МОУ СОШ N° 29 г. Костромы в течение нескольких лет проводилась опытно-экспериментальная работа по использованию идей М. Мон-тессори в условиях отечественного начального образования.
© Тимонина А.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
49
Первичной задачей в период проведения эксперимента была необходимость осознания педагогами возможности объединения современной системы обучения в начальной школе и идей М. Монтессори. Эта работа связана с выявлением системных составляющих модели дошкольного, начального образования и системы М. Мон-тессори; созданием условий для реализации идей, связанных с предстоящей деятельностью; освоением педагогами новых целей и ценностей образования, освоением новых технологий обучения и воспитания, изменением позиции; внесением изменений в содержание образования, созданием программ обучения и воспитания школьников; внесением изменений в технологии обучения и воспитания, в режим деятельности начальной школы.
На начальном этапе эксперимента необходимо было не только создать подготовленную среду, важно было подготовить учителей начальной школы к работе в новых условиях.
Подготовка педагогов велась на основе посещения обучающих семинаров в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, в рамках работы творческих групп учителей, методических объединений в школе, посещение занятий и обобщение опыта работы монтессори-педагогов. Большое значение для подготовки педагогов имело создание в 2010 году по инициативе администрации школы сообщества монтессори-педагогов Костромской области.
Но формирование знаний и практических умений работы в монтессори-среде с детьми недостаточно, важно, чтобы у педагогов изменилась профессиональная позиция. Для этого боль-
шое значение имела организация рефлексии педагогической деятельности. К приемам организации рефлексии можно отнести творческие отчеты учителей, проведение с последующим обсуждением мастер-классов, открытых занятий в «среде», создание портфолио педагогов, проведение педагогических советов, на которых подводились итоги работы методических объединений и отдельных учителей. Большое значение для развития рефлексии имело создание возможности обобщать и демонстрировать собственный опыт деятельности перед другими монтессори-педагогами, в рамках семинаров, круглых столов, размещения материалов на сайте школы. Педагоги могли соотнести собственные ценности, действия, результаты с достижениями других мон-тессори-педагогов. Такая работа, организованная в рамках школы, деятельности методических объединений, творческих групп стимулировала педагогическую рефлексию учителей, способствовала тем самым становлению профессиональной позиции.
Библиографический список
1. Борисова Л.Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 1999. - 90 с.
2. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 269 с.
3. Пешкова Н.Г., Пешков С.П. Педагог в системе личностно-ориентированного образования. -Ростов-на-Дону, 1997. - 83 с.
УДК 378
Топка Наталья Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ФАКУЛЬТЕТА
В статье освещается методика организации проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета.
Ключевые слова: проектная деятельность, воспитывающая среда, личность.
Под опытом проектной деятельности мы понимаем совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, способов, ценностей конструктивной, творческой деятельности, сущность которой зак-
лючается в опережающем отражении действительности, создании прообраза предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью преобразовании личностью себя, собственной жизненной ситуации и окружающего мира.
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Топка Н.Б., 2012