Первичной задачей в период проведения эксперимента была необходимость осознания педагогами возможности объединения современной системы обучения в начальной школе и идей М. Монтессори. Эта работа связана с выявлением системных составляющих модели дошкольного, начального образования и системы М. Монтессори; созданием условий для реализации идей, связанных с предстоящей деятельностью; освоением педагогами новых целей и ценностей образования, освоением новых технологий обучения и воспитания, изменением позиции; внесением изменений в содержание образования, созданием программ обучения и воспитания школьников; внесением изменений в технологии обучения и воспитания, в режим деятельности начальной школы.
На начальном этапе эксперимента необходимо было не только создать подготовленную среду, важно было подготовить учителей начальной школы к работе в новых условиях.
Подготовка педагогов велась на основе посещения обучающих семинаров в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, в рамках работы творческих групп учителей, методических объединений в школе, посещение занятий и обобщение опыта работы монтессори-педагогов. Большое значение для подготовки педагогов имело создание в 2010 году по инициативе администрации школы сообщества монтессори-педагогов Костромской области.
Но формирование знаний и практических умений работы в монтессори-среде с детьми недостаточно, важно, чтобы у педагогов изменилась профессиональная позиция. Для этого боль-
шое значение имела организация рефлексии педагогической деятельности. К приемам организации рефлексии можно отнести творческие отчеты учителей, проведение с последующим обсуждением мастер-классов, открытых занятий в «среде», создание портфолио педагогов, проведение педагогических советов, на которых подводились итоги работы методических объединений и отдельных учителей. Большое значение для развития рефлексии имело создание возможности обобщать и демонстрировать собственный опыт деятельности перед другими монтессори-педагогами, в рамках семинаров, круглых столов, размещения материалов на сайте школы. Педагоги могли соотнести собственные ценности, действия, результаты с достижениями других мон-тессори-педагогов. Такая работа, организованная в рамках школы, деятельности методических объединений, творческих групп стимулировала педагогическую рефлексию учителей, способствовала тем самым становлению профессиональной позиции.
Библиографический список
1. Борисова Л.Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 1999. - 90 с.
2. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 269 с.
3. Пешкова Н.Г., Пешков С.П. Педагог в системе личностно-ориентированного образования. -Ростов-на-Дону, 1997. - 83 с.
УДК 378
Топка Наталья Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ФАКУЛЬТЕТА
В статье освещается методика организации проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета.
Ключевые слова: проектная деятельность, воспитывающая среда, личность.
Под опытом проектной деятельности мы понимаем совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, способов, ценностей конструктивной, творческой деятельности, сущность которой зак-
лючается в опережающем отражении действительности, создании прообраза предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью преобразовании личностью себя, собственной жизненной ситуации и окружающего мира.
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Топка Н.Б., 2012
Опыт проектной деятельности, на наш взгляд, оптимально формируется в воспитывающей среде, и в частности, в воспитывающей среде факультета вуза.
Н.Е. Щуркова, определяя воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру», подразделяет ее на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение.
Событийный ряд воспитывающей среды факультета отличается синтезом традиционности и инновационности: традиционные события являются ценностным и нормативным стержнем воспитывающей среды факультета, в то же время внедрение инноваций позволяет модернизировать воспитывающую среду, обеспечивает ее гибкость, мобильность, изменчивость, оперативное реагирование на изменение потребностей субъектов среды, внешних обстоятельств и внутренних условий.
Организация пространства факультета позволяет обеспечить реализацию ряда функций: ценностно-символической, утилитарной, создания оптимальной атмосферы для образовательного процесса, информационной.
Поведенческий компонент воспитывающей среды факультета связан с формированием психологического климата на факультете; оптимизацией общения внутри различных групп, в коллективах кафедр, между разными курсами, разными категориями студентов в разных видах учебной и внеучебной деятельности; работой над повышением педагогической культуры преподавателей, учебно-вспомогательного персонала, студентов, развития отношений сотрудничества.
Информационный компонент воспитывающей среды предполагает наличие постоянно развивающихся и доступных для студентов информационных ресурсов факультета (университетская библиотека, электронная библиотека, фонды методических кабинетов, Интернет-ресурсы и др.).
На основании признаков воспитывающей среды, выявленных Л.И. Новиковой, мы определили потенциалы воспитывающей среды факультета относительно процесса формирования опыта проектной деятельности у студентов вуза:
Воспитывающая среда, будучи образовательной: в лице ее субъектов транслирует разнооб-
разную информацию, которая становится когнитивной основой проектной деятельности; содержит образцы эффективной реализации проектной деятельности в процессе саморазвития среды и преобразования окружающего мира. Воспитывающая среда, будучи социальной: в лице ее субъектов создает, накапливает и хранит осознанный объективированный опыт проектной деятельности; содержит образцы эффективной реализации проектной деятельности в процессе саморазвития среды и преобразования окружающего мира; стимулирует проектную деятельность личности посредством предоставления возможностей позитивной статусной динамики в зависимости от успешности данной деятельности; создает возможности для реализации проектной деятельности в процессе собственного развития и интеграции с социальной средой. Воспитывающая среда, будучи культурной: создает, накапливает, хранит ценности, являющиеся основой целевых ориентаций проектной деятельности; регулирует проектную деятельность посредством норм, правил, традиций, существующих и развивающихся в ней.
Формирование опыта проектной деятельности в воспитывающей среде факультета представляет собой педагогически организованный цикличный процесс обогащения индивидуализированного социального опыта проектной деятельности за счет интеграции в его содержание объективированного социального опыта, созданного, накопленного и сохраненного субъектами воспитывающей среды факультета. Цикличность изучаемого процесса заключается в повторении механизма интериоризации объективированного социального опыта при усложнении и расширении присваиваемых компонентов.
Процесс формирования опыта проектной деятельности у студентов в воспитывающей среде факультета предполагает прохождение ряда этапов:
Этап трансляции субъектами воспитывающей среды общественно выработанного опыта проектной деятельности в форме знаний, образцов данной деятельности, ее результатов. На этом этапе раскрывается сущность проектирования, осуществляется презентация и принятие совокупности адекватной системы обоюдно принятых символов для обозначения такого рода активности личности.
Этап соотнесения объективированного и индивидуализированного опыта в процессе реали-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
51
зации проектной деятельности. На данном этапе происходит деятельностная интериоризация приобретенных знаний, умений проектной деятельности, включение их в структуру индивидуализированного опыта и одновременно осознание субъективных трудностей, потребностей в дальнейшем расширении индивидуализированного опыта.
Этап рефлексии наличного индивидуализированного опыта проектной деятельности. На данном этапе осуществляется кодировка приобретенного опыта в адекватных и приемлемых знаках и его вербализация. Это создает возможности для его развития и переноса в новые обстоятельства.
Условиями эффективности процесса формирования опыта проектной деятельности личности в воспитывающей среде факультета являются: стимулирование смыслообразования по отношению к проектной деятельности у студентов в воспитывающей среде факультета; обеспечение выбора сферы применения проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета; информационно-методическая поддержка проектной деятельности студентов.
Стимулирование смыслообразования у студентов по отношению к проектной деятельности в воспитывающей среде факультета реализуется через: актуализацию ценностей, являющихся целями проектной деятельности в воспитывающей среде посредством презентации данных ценностей сообществом факультета; объективизации ценностей в предметно-пространственном окружении личности; выявлении ценностного контекста в событийном и повседневном пространстве жизнедеятельности студента; создание возможностей для переживания положительных эмоций студентом в процессе проектной деятельности посредством динамики в статусно-ролевой иерархии факультета, создание ситуаций успеха с помощью специального подбора групп студентов, участвующих в разработке и реализации проекта, обеспечение позитивной эмоциональной атмосферы в группах и другое.
Обеспечение выбора сферы применения проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета предполагает предоставление
выбора сферы применения проектной деятельности студентов. Основными сферами применения проектной деятельности в Институте педагогики и психологии являются научно-исследовательская деятельность, социально-культурная деятельность, художественное творчество.
Научно-исследовательская деятельность имманентно содержит проектирование как собственную структурную и функциональную единицу. Поэтому, включаясь в научно-исследовательскую деятельность, студент одновременно с момента определения предметной области научного поиска, формулирования цели и гипотезы исследования становится субъектом проектной деятельности.
Социально-культурную деятельность можно определить как деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры. Социально-культурная деятельность является деятельностью целе- и ценностно-ориентированной.
Художественное творчество, существующее и развивающееся в различных формах в институте, представляет широкие возможности для осуществления проектной деятельности. Любое выступление, начиная с театральной миниатюры и завершая спектаклем, представляемым институтом на смотре-конкурсе художественной самодеятельности «Студенческая весна», инициируется студентами. С помощью педагогов разрабатывается идея, ставятся цели, прогнозируются трудности и затраты, реализуется проект, анализируются его результаты, то есть осуществляется полный цикл проектной деятельности.
Информационно-методическая поддержка - это система педагогических действий, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оказанием оперативной помощи во время выполнения проекта и на последующих этапах проектной деятельности студентов. Информационно-методическая поддержку условно можно разделить на три этапа: подготовительный, совместных действий и рефлексивный.
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18