Научная статья на тему 'Методика организации проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета'

Методика организации проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ / PROJECTIVE ACTIVITY / UPBRINGING MEDIUM / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топка Наталья Борисовна

В статье освещается методика организации проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' projective activity organization technique in faculty upbringing medium

Students' projective activity organization technique in faculty upbringing medium is enlightened in the article.

Текст научной работы на тему «Методика организации проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета»

Первичной задачей в период проведения эксперимента была необходимость осознания педагогами возможности объединения современной системы обучения в начальной школе и идей М. Монтессори. Эта работа связана с выявлением системных составляющих модели дошкольного, начального образования и системы М. Монтессори; созданием условий для реализации идей, связанных с предстоящей деятельностью; освоением педагогами новых целей и ценностей образования, освоением новых технологий обучения и воспитания, изменением позиции; внесением изменений в содержание образования, созданием программ обучения и воспитания школьников; внесением изменений в технологии обучения и воспитания, в режим деятельности начальной школы.

На начальном этапе эксперимента необходимо было не только создать подготовленную среду, важно было подготовить учителей начальной школы к работе в новых условиях.

Подготовка педагогов велась на основе посещения обучающих семинаров в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, в рамках работы творческих групп учителей, методических объединений в школе, посещение занятий и обобщение опыта работы монтессори-педагогов. Большое значение для подготовки педагогов имело создание в 2010 году по инициативе администрации школы сообщества монтессори-педагогов Костромской области.

Но формирование знаний и практических умений работы в монтессори-среде с детьми недостаточно, важно, чтобы у педагогов изменилась профессиональная позиция. Для этого боль-

шое значение имела организация рефлексии педагогической деятельности. К приемам организации рефлексии можно отнести творческие отчеты учителей, проведение с последующим обсуждением мастер-классов, открытых занятий в «среде», создание портфолио педагогов, проведение педагогических советов, на которых подводились итоги работы методических объединений и отдельных учителей. Большое значение для развития рефлексии имело создание возможности обобщать и демонстрировать собственный опыт деятельности перед другими монтессори-педагогами, в рамках семинаров, круглых столов, размещения материалов на сайте школы. Педагоги могли соотнести собственные ценности, действия, результаты с достижениями других мон-тессори-педагогов. Такая работа, организованная в рамках школы, деятельности методических объединений, творческих групп стимулировала педагогическую рефлексию учителей, способствовала тем самым становлению профессиональной позиции.

Библиографический список

1. Борисова Л.Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 1999. - 90 с.

2. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 269 с.

3. Пешкова Н.Г., Пешков С.П. Педагог в системе личностно-ориентированного образования. -Ростов-на-Дону, 1997. - 83 с.

УДК 378

Топка Наталья Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

top-natalya@yandex.ru

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ФАКУЛЬТЕТА

В статье освещается методика организации проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета.

Ключевые слова: проектная деятельность, воспитывающая среда, личность.

Под опытом проектной деятельности мы понимаем совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, способов, ценностей конструктивной, творческой деятельности, сущность которой зак-

лючается в опережающем отражении действительности, создании прообраза предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью преобразовании личностью себя, собственной жизненной ситуации и окружающего мира.

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Топка Н.Б., 2012

Опыт проектной деятельности, на наш взгляд, оптимально формируется в воспитывающей среде, и в частности, в воспитывающей среде факультета вуза.

Н.Е. Щуркова, определяя воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру», подразделяет ее на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение.

Событийный ряд воспитывающей среды факультета отличается синтезом традиционности и инновационности: традиционные события являются ценностным и нормативным стержнем воспитывающей среды факультета, в то же время внедрение инноваций позволяет модернизировать воспитывающую среду, обеспечивает ее гибкость, мобильность, изменчивость, оперативное реагирование на изменение потребностей субъектов среды, внешних обстоятельств и внутренних условий.

Организация пространства факультета позволяет обеспечить реализацию ряда функций: ценностно-символической, утилитарной, создания оптимальной атмосферы для образовательного процесса, информационной.

Поведенческий компонент воспитывающей среды факультета связан с формированием психологического климата на факультете; оптимизацией общения внутри различных групп, в коллективах кафедр, между разными курсами, разными категориями студентов в разных видах учебной и внеучебной деятельности; работой над повышением педагогической культуры преподавателей, учебно-вспомогательного персонала, студентов, развития отношений сотрудничества.

Информационный компонент воспитывающей среды предполагает наличие постоянно развивающихся и доступных для студентов информационных ресурсов факультета (университетская библиотека, электронная библиотека, фонды методических кабинетов, Интернет-ресурсы и др.).

На основании признаков воспитывающей среды, выявленных Л.И. Новиковой, мы определили потенциалы воспитывающей среды факультета относительно процесса формирования опыта проектной деятельности у студентов вуза:

Воспитывающая среда, будучи образовательной: в лице ее субъектов транслирует разнооб-

разную информацию, которая становится когнитивной основой проектной деятельности; содержит образцы эффективной реализации проектной деятельности в процессе саморазвития среды и преобразования окружающего мира. Воспитывающая среда, будучи социальной: в лице ее субъектов создает, накапливает и хранит осознанный объективированный опыт проектной деятельности; содержит образцы эффективной реализации проектной деятельности в процессе саморазвития среды и преобразования окружающего мира; стимулирует проектную деятельность личности посредством предоставления возможностей позитивной статусной динамики в зависимости от успешности данной деятельности; создает возможности для реализации проектной деятельности в процессе собственного развития и интеграции с социальной средой. Воспитывающая среда, будучи культурной: создает, накапливает, хранит ценности, являющиеся основой целевых ориентаций проектной деятельности; регулирует проектную деятельность посредством норм, правил, традиций, существующих и развивающихся в ней.

Формирование опыта проектной деятельности в воспитывающей среде факультета представляет собой педагогически организованный цикличный процесс обогащения индивидуализированного социального опыта проектной деятельности за счет интеграции в его содержание объективированного социального опыта, созданного, накопленного и сохраненного субъектами воспитывающей среды факультета. Цикличность изучаемого процесса заключается в повторении механизма интериоризации объективированного социального опыта при усложнении и расширении присваиваемых компонентов.

Процесс формирования опыта проектной деятельности у студентов в воспитывающей среде факультета предполагает прохождение ряда этапов:

Этап трансляции субъектами воспитывающей среды общественно выработанного опыта проектной деятельности в форме знаний, образцов данной деятельности, ее результатов. На этом этапе раскрывается сущность проектирования, осуществляется презентация и принятие совокупности адекватной системы обоюдно принятых символов для обозначения такого рода активности личности.

Этап соотнесения объективированного и индивидуализированного опыта в процессе реали-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

51

зации проектной деятельности. На данном этапе происходит деятельностная интериоризация приобретенных знаний, умений проектной деятельности, включение их в структуру индивидуализированного опыта и одновременно осознание субъективных трудностей, потребностей в дальнейшем расширении индивидуализированного опыта.

Этап рефлексии наличного индивидуализированного опыта проектной деятельности. На данном этапе осуществляется кодировка приобретенного опыта в адекватных и приемлемых знаках и его вербализация. Это создает возможности для его развития и переноса в новые обстоятельства.

Условиями эффективности процесса формирования опыта проектной деятельности личности в воспитывающей среде факультета являются: стимулирование смыслообразования по отношению к проектной деятельности у студентов в воспитывающей среде факультета; обеспечение выбора сферы применения проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета; информационно-методическая поддержка проектной деятельности студентов.

Стимулирование смыслообразования у студентов по отношению к проектной деятельности в воспитывающей среде факультета реализуется через: актуализацию ценностей, являющихся целями проектной деятельности в воспитывающей среде посредством презентации данных ценностей сообществом факультета; объективизации ценностей в предметно-пространственном окружении личности; выявлении ценностного контекста в событийном и повседневном пространстве жизнедеятельности студента; создание возможностей для переживания положительных эмоций студентом в процессе проектной деятельности посредством динамики в статусно-ролевой иерархии факультета, создание ситуаций успеха с помощью специального подбора групп студентов, участвующих в разработке и реализации проекта, обеспечение позитивной эмоциональной атмосферы в группах и другое.

Обеспечение выбора сферы применения проектной деятельности студентов в воспитывающей среде факультета предполагает предоставление

выбора сферы применения проектной деятельности студентов. Основными сферами применения проектной деятельности в Институте педагогики и психологии являются научно-исследовательская деятельность, социально-культурная деятельность, художественное творчество.

Научно-исследовательская деятельность имманентно содержит проектирование как собственную структурную и функциональную единицу. Поэтому, включаясь в научно-исследовательскую деятельность, студент одновременно с момента определения предметной области научного поиска, формулирования цели и гипотезы исследования становится субъектом проектной деятельности.

Социально-культурную деятельность можно определить как деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры. Социально-культурная деятельность является деятельностью целе- и ценностно-ориентированной.

Художественное творчество, существующее и развивающееся в различных формах в институте, представляет широкие возможности для осуществления проектной деятельности. Любое выступление, начиная с театральной миниатюры и завершая спектаклем, представляемым институтом на смотре-конкурсе художественной самодеятельности «Студенческая весна», инициируется студентами. С помощью педагогов разрабатывается идея, ставятся цели, прогнозируются трудности и затраты, реализуется проект, анализируются его результаты, то есть осуществляется полный цикл проектной деятельности.

Информационно-методическая поддержка - это система педагогических действий, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оказанием оперативной помощи во время выполнения проекта и на последующих этапах проектной деятельности студентов. Информационно-методическая поддержку условно можно разделить на три этапа: подготовительный, совместных действий и рефлексивный.

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.