стью подготовки будущих специалистов, способных руководить, организовывать, воспитывать.
Самоуправление предоставило возможность реального участия студентов в планировании и организации жизнедеятельности института в учебной, научной и социально-педагогической
сферах совместно со службами института. Координационный совет в настоящее время стал оптимальной формой самоуправления студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, задач и направлений деятельности.
УДК 378
Топка Наталья Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОТЕНЦИАЛЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ФАКУЛЬТЕТА ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Статья посвящена выявлению потенциалов воспитывающей среды факультета вуза в процессе формирования опыта проектной деятельности у студентов.
Ключевые слова: воспитывающая среда, проектная деятельность, формирование опыта.
Процесс педагогизации среды заключается в целенаправленной педагогичес-. кой активности, направленной на актуализацию социально-значимых ценностей и потребностей и дезактуализацию в сознании молодежи ценностей и потребностей асоциального характера.
Н.Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Она подразделяет ее на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение.
Факультет является главным структурным подразделением университета. Именно на уровне факультета происходит распредмечивание целей университета через учебный план, профессионально-образовательные программы, квалификационные характеристики, паспорт специальности, уточнение информационного обеспечения педагогического процесса (библиотечный фонд, информация на электронных носителях по учебным дисциплинам; предметные кабинеты и научные лаборатории; квалификация преподавателей всех дисциплин профессионально-образовательной программы и прочее); подбор средств педагогической коммуникации (организационных форм учебного процесса; методов и средств обучения; технологий педагогическо-
го процесса: информационных, деятельностных, личностных, инновационных и так далее); определяются «роли» обучаемого как объекта педагогического воздействия и активного самоорганизующегося субъекта (личность, индивидуальность, субъект деятельности, партнер общения и так далее).
Содержательные характеристики воспитывающей среды факультета подчиняются целевой направленности образовательного процесса университета и формируются на основе стратегии развития факультета, принятых субъектами среды основных направлений функционирования на длительных срок. Данное содержание составляет ценностно-нормативную базу воспитывающей среды, которая, с одной стороны, наполняет смыслом само ее существование, а с другой стороны, придает векторность ее развитию (то есть обеспечивает динамику и направление движения). Поскольку основной целью университета является профессиональное образование личности, то результирующим выступает личность профессионала, следовательно, конечные ценностно-целевые ориентиры фиксируются в модели специалиста (квалификационной характеристике выпускника). От того, какие качества и свойства личности поставлены в центр образовательной деятельности факультета будут зависеть характеристики всех компонентов воспитывающей среды. Целевые ориентиры формируются как извне, со стороны общества и государства (нормативные
112
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Топка Н.Б., 2010
требования), так и изнутри, со стороны потребителей образовательных услуг (студентов). В настоящий момент студенты многих факультетов активно участвуют в разработке концепций развития факультетов, внося коррективы в ее целевой компонент, конкретизируя и корректируя их в зависимости от собственных потребностей и интересов. Институционально это обеспечивается членством студентов в Ученых советах факультетов, активной деятельностью органов студенческого самоуправления.
Воспитывающая среда факультета является результатом деятельности ее субъектов, среди которых можно выделить администрацию факультета, кафедры, студенческие объединения. Каждый отдельный преподаватель или студент (даже не входящий в студенческое объединение) также может стать субъектом воспитывающей среды факультета, здесь мы используем институциональное обобщение, чтобы продемонстрировать функциональные отличия каждого из названных субъектов. Данные отличия обусловлены объективно существующей иерархией целей деятельности субъектов.
Администрация факультета является носителем, в первую очередь, общегосударственной цели. Данная цель заключается в создании на факультете условий для выполнения требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Она конкретизируется в различных направлениях деятельности: воспитательной, образовательной, социально-педагогической, административнохозяйственной и других. При этом функционал данного субъекта концентрируется в организационно-управленческой области. Кроме того, администрация факультета выполняет координационную функцию оптимального соотнесения интересов кафедр и студентов, их учет в стратегическом и тактическом планировании деятельности.
Кафедральная цель заключается в обеспечении содержания и качественного усвоения определенных учебных дисциплин и на этой основе формирование профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста. Кафедральное подразделение факультета обеспечивает непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе, содержательно его наполняет, от реализуемых кафедрами педагогических технологий во мно-
гом зависит стиль общения и атмосфера факультета в целом.
Студенческое объединение в целевом аспекте ориентировано на корректировку образовательного процесса в соответствии с актуальными и отсроченными потребностями и интересами. Студенты в воспитывающей среде факультета одновременно являются объектами педагогической деятельности, субъектами развития среды и смысловой основой ее существования. Студенческие объединения выполняют функцию представления интересов, самоорганизации, самоуправления, корректировки целевой и содержательной направленности образовательного процесса.
Деятельность субъектов формирует педагогически организованную событийную структуру воспитывающей среды.
Спецификой событийной структуры воспитывающей среды факультета является многообразный и различный по содержанию спектр происходящих событий от научных конференций до смотров художественной самодеятельности, спортивных мероприятий и так далее. Содержательно организуемый событий ряд призван, во-первых, привлечь студентов в разнообразные сферы возможной самореализации, во-вторых, предоставить возможность личности попробовать себя в различных аспектах будущей профессиональной деятельности. В связи с этим содержание событийного ряда воспитывающей среды факультета подчинено общим целям образовательного процесса и прямым или косвенным образом ориентировано на будущую профессиональную деятельность студента.
Организационной спецификой событийного ряда является более активное, чем в других образовательных учреждениях, участие самих воспитанников (студентов) в организации разного рода дел и мероприятий, это обусловливается возрастными особенностями студенчества и педагогической деятельностью, направленной на стимулирование самостоятельности и активности студента.
Воспитывающая среда динамична и находится в постоянном развитии, в ее событийном ряде сочетается традиционность и инновационность. Традиции или традиционные события в воспитывающей среде выполняют ряд функций:
- функция сохранения и фиксации изменяющихся и развивающихся отношений между людьми. Без устойчивости не может быть развития и вообще изменения, без традиции не может быть
развития и изменения общественных отношений. Обеспечивая устойчивость, стабилизацию последних, традиция тем самым служит непременным условием общественного бытия;
- функция регенерации прошлого в настоящее и будущее. С точки зрения времени традиция фиксирует настоящее, прошлое и будущее общественное развитие. Механизм этого процесса осуществляется путем последовательного восстановления прошлого в действительном;
- функция социального вектора. Воспроизводство общественных отношений посредством традиций имеет направленный характер. Следовательно, можно констатировать, что традиция выполняет функцию своеобразного социального вектора, который в самом общем случае определяет направление воспроизводства и самосохранения общественной системы;
- упорядочивающая, или системообразующая функция традиции. Она проявляется в способности рассматриваемого феномена структурировать общественные отношения, приводить их в некоторую систему. С этой точки зрения традиция выступает системообразующим фактором, актуализация которого есть процесс регулирования;
- регламентирующая или ограничительная функции традиции заключается в том, что на уровне социальных статистических систем эта системная закономерность, мягко и плавно «очерчивает» порядок (закон) в хаосе, что обеспечивает ее равновесие, система как бы самоог-раждается от экстремальных состояний;
- сохранительная или запретная функция традиций. Заключается в самой функциональной природе традиций, которая объединяет людей в одну определенную общность и защищает ее от распада;
- идентификационная функция. Следуя традиции, люди идентифицируются (при всех своих индивидуальных различиях), становятся социально причастными;
- функции кумуляции, консервации и трансляции социального опыта. Способность традиции аккумулировать социальный опыт основан на общем свойстве информации - компрессии. В традиции - особой разновидности социальных норм - информация формируется в компактную матрицу. Благодаря кумулятивной способности традиции люди освобождаются от необходимости строить свои отношения, начиная каждый раз с их происхождения;
- функция конституирования социума. Посредством традиции социум самоутверждается исторически и регионально.
Все вышеперечисленные функции генерализируются в культурообразующей функции традиций. Как элементы культуры традиции служат объектами ценностных субъективных отношений и в соответствии с этим выполняют функцию социальных ценностей.
Таким образом, традиционные события являются ценностным и нормативным стержнем воспитывающей среды факультета.
Внедрение инноваций позволяет модернизировать воспитывающую среду, обеспечивает ее гибкость, мобильность, изменчивость, оперативное реагирование на изменение потребностей субъектов среды, внешних обстоятельств и внутренних условий. Часто событие, возникая как новация, затем становится традиционным.
Среда университета более чем образовательные учреждения других типов насыщена традициями. Это связано с особой исторической ролью университета как генератора и хранителя прогрессивных социальных ценностей. С другой стороны, студенчество наиболее активная и динамичная часть социума, стремящаяся к модернизации, обновлению жизни, в том числе и окружающей среды. В связи с этим событийный ряд воспитывающей среды факультета отличается синтезом традиционности и инновационности.
Предметно-пространственная составляющая воспитывающей среды факультета также имеет богатые исторические традиции. Исследователи архитектуры университетских комплексов отмечают, что наравне с культовой архитектурой, последняя оказалась наиболее восприимчивой к влиянию философских идей в выражении социально-культурных ценностей своей эпохи. Архитектурный образ университета через пространственные формы и планировочную структуру изначально выражал доминирующие в обществе представления о роли науки и образования, о воспитании и нравственном совершенствовании человека. Организация пространства факультета выполняет ряд функций:
- утилитарную - создание условий для образовательного процесса. Включает в себя требования к достаточности аудиторного фонда и учебного оборудования, санитарно-гигиенические требования и другое;
114
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
- создания оптимальной атмосферы для образовательного процесса (доминирование спокойных тонов в дизайне, организованность, строгость и порядок в расположении мебели и оборудования, чистота и аккуратность и другое);
- наглядного информирования (расположение в учебных и рекреационных помещениях стендов, плакатов, досок объявлений и другое);
- ценностно-символическую (включение в дизайн помещений символов, знаков, несущих определенный смысл для субъектов воспитывающей среды).
Поведенческий компонент воспитывающей среды факультета связан с формированием психологического климата на факультете, коррекцией общения внутри студенческих групп, в коллективах кафедр, между разными курсами, разными категориями студентов в разных видах учебной и внеучебной деятельности, работой над повышением педагогической культуры преподавателей, вспомогательного персонала, студентов, развитием отношений сотрудничества.
Информационный компонент заключается в наличии постоянно развивающихся и доступных для студента информационных ресурсов факультета (университетская библиотека, электронная библиотека, фонды методических кабинетов, Интернет-ресурсы и другое).
Каждый выделенный структурный компонент воспитывающей среды опредмечивается через социальные единицы среды и несет в себе нормативно-ценностное содержание. В результате этого происходит, с одной стороны, объективи-зиция культуры, а с другой стороны, придание социуму ценностно- и целеориентированного вектора движения.
На основании проведенного анализа теоретических подходов к феномену воспитывающей среды, ее структуре и характеристикам мы определяем следующие потенциалы воспитывающей среды факультета относительно процесса формирования опыта проектной деятельности у студентов вуза:
Воспитывающая среда, будучи образовательной:
- в лице ее субъектов транслирует различную информацию, которая становится когнитивной основой проектной деятельности;
- содержит образцы эффективной реализации проектной деятельности в процессе саморазвития среды и преобразования окружающего мира.
Воспитывающая среда, будучи социальной:
- в лице ее субъектов создает, накапливает и хранит осознанный объективированный опыт проектной деятельности;
- содержит образцы эффективной реализации проектной деятельности в процессе саморазвития среды и преобразования окружающего мира;
- стимулирует проектную деятельность личности посредством предоставления возможностей позитивной статусной динамики в зависимости от успешности данной деятельности;
- создает возможности для реализации проектной деятельности в процессе собственного развития и интеграции с социальной средой.
Воспитывающая среда, будучи культурной:
- создает, накапливает, хранит ценности, являющиеся основой целевых ориентаций проектной деятельности;
- регулирует проектную деятельность посредством норм, правил, традиций, существующих и развивающихся в ней.