Научная статья на тему 'Рефлексия как фактор формирования профессиональной компетентности у студентов колледжа'

Рефлексия как фактор формирования профессиональной компетентности у студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLEXION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бендик И.А.

Необходимость включения в научный анализ феномена рефлексии особенно важна в связи с тем, что рефлексия обеспечивает специалисту понимание собственного внутреннего мира, самоорганизацию и осмысленность профессиональной деятельности. В статье рассматривается проблема влияния рефлексии на становление профессиональной компетентности студентов колледжа. Излагаются результаты проведенного авторами исследования, подтверждающего идею о том, что без создания условий для развития рефлексии формирование профессиональной компетентности осуществляется менее эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXION AS A FACTOR OF COLLEGE STUDENTS'' PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

The inclusion of reflexion in the scientific analysis is of utmost importance because reflexion ensures comprehension of one’s inner world, self-organization and understanding of the profession. The article analyses the influence of reflexion on college students’ professional competence formation. The paper presents the authors’ research outcomes which prove the thesis that professional competence is formed less effective in the absence of reflexion development conditions.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как фактор формирования профессиональной компетентности у студентов колледжа»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 377 И. А. Бендик, преподаватель Челябинского

государственного колледжа индустрии питания и торговли (ЧГКИПиТ), г. Челябинск, e-mail: tihon_irina@mail.ru

РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Необходимость включения в научный анализ феномена рефлексии особенно важна в связи с тем, что рефлексия обеспечивает специалисту понимание собственного внутреннего мира, самоорганизацию и осмысленность профессиональной деятельности. В статье рассматривается проблема влияния рефлексии на становление профессиональной компетентности студентов колледжа. Излагаются результаты проведенного авторами исследования, подтверждающего идею о том, что без создания условий для развития рефлексии формирование профессиональной компетентности осуществляется менее эффективно.

Ключевые слова: рефлексия, профессиональная компетентность, профессионализм.

Актуальность исследования обусловлена возрастанием значимости рефлексии в условиях модернизации образования и перехода на новые федеральные государственные стандарты. Как известно, новые образовательные стандарты опираются на компетентностный подход, целью которого является обеспечение качества подготовки специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному личностному и профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью. В такой ситуации от студентов колледжа требуется становление профессиональной компетентности как результат содержания профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации. Возникает проблема осмысления рефлексии как психологического фактора становления профессиональной компетентности. В образовательном процессе рефлексия

является одним из компонентов деятельности, а следовательно, рефлексивная компетентность выступает как необходимая составляющая профессионального образования.

Необходимость включения в научный анализ феномена рефлексии особенно важна в связи с тем, что рефлексия обеспечивает специалисту понимание собственного внутреннего мира, самоорганизацию внутренних состояний и осмысленность профессиональной деятельности. По мнению А. А. Деркача, более высокая степень владения механизмом рефлексии означает более высокий уровень профессионализма [1].

Не менее важным является утверждение о существенности инновационных возможностей рефлексии в системе образования как особом пространстве реализации творческого отношения к профессиональной деятельности.

Значение рефлексии для профессионала состоит еще и в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяет формировать

собственные ценности и принципы, определить стратегию собственного развития.

Современное состояние развития государства, общества и экономики требует от теории и практики образования методологического и прикладного обоснования механизмов формирования новой компетентности человека XXI века, способного к анализу существующей ситуации, видению себя как активного субъекта деятельности, к самостоятельному и ответственному принятию решения. Поэтому развитие рефлексии при формировании профессиональной компетентности как предмет научно-практического исследования нуждается в глубокой методологической проработке.

К настоящему времени накоплен большой массив феноменологических данных по проблеме рефлексии. Рефлексия изначально рассматривалась в философии в контексте самопознания, анализа собственного опыта. В современной философии рефлексия рассматривается как форма теоретической деятельности социально развитого человека, направленная на осмысление его собственных действий, а также как деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

В отечественной психологии рефлексия определяется не только как знание или понимание субъектом самого себя, своих внутренних психических состояний, но и как выяснение того, каким образом другие узнают, знают и понимают рефлектирующего, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Такое расширенное понимание рефлексии отражено в работах В. А. Лефевра [2].

В последнее время рефлексию понимают как особые процессы и структурные образования, связывающие сферы сознания и мышления. Личностная рефлексия обращена на самого человека, оказавшегося в процессе поиска, и соответственно приводит к переосмыслению всей его деятельности в целом.

Внимание ряда ученых обращено на проблему влияния рефлексии на становление профессиональной компетентности личности. Так, работа А. П. Гуреева посвящена формированию рефлексии профессиональной деятельности педагога [3]. И. А. Мушкина убедительно показывает, что педагогическая рефлексия является основой совершенствования профессионального мастерства учителя [4]. Н. Б. Крашенинникова описывает процесс развития педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности [5]. Н. И. Гусля-

кова рассматривает педагогическую рефлексию в качестве психологического механизма становления профессионального сознания [6]. Исследования данных авторов еще раз подтверждают положение о том, что в образовательном процессе, в частности, профессионального колледжа, рефлексия является одним из компонентов деятельности, а следовательно, рефлексивная компетентность выступает как необходимая составляющая профессионального образования.

Исследования, посвященные профессиональной компетентности, все больше апеллируют к феномену рефлексии, рассматривая ее и как содержательный элемент, и как условие ее развития (А. Г. Бермус, В. Н. Введенский, Н. Дудкина, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя, Л. Куприянова, Д. С. Цодикова).

Следует заметить, что проблема формирования профессиональной компетентности относится к числу наиболее значимых на современном этапе развития научного знания в связи с актуальными социальными вызовами. Профессиональную компетентность рассматривают в качестве одного из ведущих когнитивных компонентов подсистемы профессиональной деятельности, сферы профессионального видения, постоянно расширяющейся системы знаний, ко -торая позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [6].

Согласно В. А. Сластенину, понятие «профессиональная компетентность» выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии [7]. Здесь в представление о компетентности включают умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, т. е. к росту профессионального мастерства. Развитие компетентности положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, признаем, однако, что в педагогической психологии проблема влияния рефлексии на становление профессиональной компетентности студентов колледжа фактически не рассматривалась. В нашем исследовании предпринята попытка восполнить данный пробел в научном знании.

На первом этапе эмпирического исследования мы измерили уровень развития рефлексии у студентов колледжа. С этой целью мы исполь-

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

зовали методику А. В. Карпова «Диагностика уровня развития рефлексивности», методику исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, модификацию 1 методики на определение особенностей активизации рефлексии (общей степени рефлексивности, рефлексивности в предметной и социально-психологической сфере и склонности к активизации определенного

вида рефлексии) Ю. И. Лобановой и М. К. Ту -тушкиной, тест Кеттелла «16-факторный личностный опросник». Всего было задействовано 147 человек с I по IV курсы. Было выявлено, что большинство студентов I и II курса имеют низкий уровень развития рефлексии (78 %), у студентов IV курса в основном преобладает средний уровень рефлексии (63 %) (рис. 1).

90

80

70

60

50

40

30

20

10

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

> низкий уровень рефлексии :■: средний уровень рефлексии - высокий уровень рефлексии

0

Рис. 1. Результаты исследования рефлексии студентов разных курсов

Данные проведенного нами исследования подтверждают идею о том, что без создания условий для развития рефлексии формирование профессиональной компетентности осуществляется менее эффективно. В связи с этим необходимо развивать рефлексию студентов коллед-

жа в процессе как учебной, так и внеучебной (тренинговой) деятельности студента, так как именно внеучебная деятельность априори является более благоприятной, мотивационно привлекательной и психологически комфортной для студента

Библиографический список

1. Деркач, А. А. Психология развития профессионала [Текст] : учеб. пособие / А. А. Деркач. — М. : Изд-во РАГС, 2000. — 124 с.

2. Лефевр, В. А. Рефлексия [Текст] / В. А. Лефевр. — М., 2003. — 436 с.

3. Гуреев, А. П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога в системе формирования самооценочной деятельности будущих учителей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Гуреев. — М., 2001.

4. Мушкина, И. А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя (организационно-педагогический аспект) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Мушкина. — М., 1999.

5. Крашенинникова, Н. Б. Развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности (на материале пед. колледжа) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. Б. Крашенинникова. — Н. Новгород, 2000.

6. Гуслякова, Н. И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза [Текст] / Н. И. Гуслякова. — Челябинск, 2006. — 511 с.

7. Сластенин, В. А. Педагогика : профессиональная компетентность педагога [Текст] / В. А. Сластенин. — М. : Мысль, 1992. — 237 с.

8. Деркач, А. А. Акмеология : Личностное и профессиональное развитие человека [Текст]. В 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. — М. : РАГС, 2000. — 536 с.

УДК 377 Л. С. Воителева, преподаватель

Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: info@sustec.ru Т. П. Воителева, преподаватель ЮУрГТК,

г. Челябинск

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ

Обучение творческому труду можно рассматривать как воспитание нового отношения к своей профессии, которое включает в себя анализ проблемы, выработку поискового навыка, воспитание чувства неуспокоенности после достижения результата. В статье представлен опыт поэтапного вовлечения студентов в техническое творчество.

Ключевые слова: профессиональное образование, творческое мышление, научно-техническое творчество.

В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса происходят изменения в содержании целей и задач среднего профессионального образования в подготовке кадров: необходимы не только грамотные специалисты, обладающие профессиональными компетенциями, но и творчески мыслящие личности. Какой специалист востребован на современном рынке труда, как повысить качество профессионального образования — эти вопросы сейчас остро стоят на повестке дня.

В этой связи одной из первоочередных задач профессионального образования является подготовка специалистов, обладающих развитым творческим мышлением и профессиональной компетентностью. Цель профессионального образования не только в том, чтобы студент получил определенные знания, практические навыки, т. е. приобрел профессиональную компетентность, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными, быстро меняющимися жизненными и профессиональными ситуациями. Поэтому именно сегодня необходимо формировать такие качества выпускника, как гибкость, инновационность, инициативность, динамизм [1]. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию, уметь адаптироваться в профессиональной

и социальной сфере, работать в команде, анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения [2].

Столь всесторонняя проблема требует такого же всестороннего подхода к решению. При всей важности теоретического, производственного обучения и воспитательного процесса в целом, остановимся на одном аспекте: научно-техническом творчестве студентов.

Научно-техническое творчество — это основа инновационной деятельности. Поэтому именно научно-техническое творчество студентов является важнейшей составляющей профессионального образования [3]. Обучение творческому труду — это воспитание нового отношения к своей профессии: анализ проблемы, выработка поискового навыка, воспитание чувства неуспокоенности после достижения результата. Студенты должны четко усвоить, что нет ничего до конца совершенного [4]. Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать главную цель обучения основам творческого труда — пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности. Это обучение вырабатывает потребность в поиске резервов, усовершенствовании технологии выполняемой работы, улучшении приспособлений, инструментов, макетов и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.