Научная статья на тему 'Рефлексия как фактор формирования профессиональной компетентности'

Рефлексия как фактор формирования профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихон Ирина Александровна

Статья рассматривает рефлексию как фактор формирования профессиональной компетентности и определяет необходимость включения в научный анализ феномена рефлексии. Изложена сущность понятий рефлексии и профессиональной компетентности, обращено внимание на спектр изучения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как фактор формирования профессиональной компетентности»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.955.4

Ирина Александровна Тихон

Челябинский государственный педагогический университет

РЕФЛЕКСИЯКАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ

Статья рассматривает рефлексию как фактор формирования профессиональной компетентности и определяет необходимость включения в научный анализ феномена рефлексии. Изложена сущность понятий рефлексии и профессиональной компетентности, обращено внимание на спектр изучения данной проблемы.

Ключевые слова: рефлексия, профессиональная компетентность, компетентностный подход, профессионализм.

Актуальность исследования рефлексии обусловлена возрастанием значимости данной проблемы в условиях современной модернизации образования и перехода на новые федеральные государственные стандарты. Как известно, новые стандарты опираются на компетентностный подход, целью которого является обеспечение качества подготовки специалиста с учетом перспектив социально-экономического развития страны, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному личностному и профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью. В такой ситуации от учащихся колледжа требуется становление профессиональной компетентности как результата содержания профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации. Возникает проблема осмысления рефлексии как психологического фактора становления профессиональной компетентности.

Необходимость включения в научный анализ феномена рефлексии особенно важна в связи с тем, что рефлексия обеспечивает специалисту понимание собственного внутреннего мира, самоорганизацию внутренних состояний и осмысленность профессиональной деятельности. По мнению А. А. Деркача, более высокая степень владения механизмом рефлексии означает более высокий уровень профессионализма [1].

Не менее важным является утверждение о существенности инновационных возможностей рефлексии в системе образования как особом пространстве реализации творческого отношения к профессиональной деятельности.

Значение рефлексивной компетентности для профессионала состоит еще и в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяет формировать собственные ценности и принципы, определить стратегию развития.

Современное состояние развития государства, общества и экономики требует от теории и практики образования методологического и прикладного обоснования механизмов формирования новой компетентности человека двадцать первого века, способного к анализу существующей ситуации, видению себя как активного субъекта деятельности, к самостоятельному и ответственному принятию решения. Поэтому развитие рефлексии при формировании профессиональной компетентности как предмет научно-практического исследования нуждается в глубокой методологической проработке.

© И. А. Тихон, 2013.

Исследования, посвященные профессиональной компетентности, все больше апеллируют к феномену рефлексии, рассматривая ее и как содержательный элемент и как условие ее развития.

Понятие рефлексии широко используется при рассмотрении понятия профессионализма и компетентности.

Профессиональную компетентность рассматривают в качестве одного из ведущих когнитивных компонентов подсистемы профессионализма деятельности, сферы профессионального ведения, постоянно расширяющейся системы знаний, которая позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [2].

Согласно В. А. Сластенину, понятие профессиональная компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии [8]. Здесь в представление о компетентности включают, и умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений.

Рефлексия изначально рассматривалась в философии в контексте самопознания, самоанализа собственного опыта. В современной философии рефлексия рассматривается как форма теоретической деятельности социально развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий, а также как деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

В отечественной психологии рефлексия определяется не только как знание или понимание субъектом самого себя, своих внутренних психических состояний, но и как выяснение того, каким образом другие узнают, знают и понимают рефлектирующего, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Такое расширенное понимание рефлексии отражено в работах В. А. Лефевра [6]. В последнее время рефлексию понимают как особые процессы и структурные образования, связывающие сферы сознания и мышления. Личностная рефлексия обращена на самого человека, оказавшегося в процессе поиска, и соответственно приводит к переосмыслению всей его деятельности в целом.

Внимание ряда ученых обращено к проблеме влияния рефлексии на профессиональную компетентность личности. Работа А. П. Гуреева посвящена формированию рефлексии профессиональной деятельности педагога. И. А. Мушкина убедительно показывает, что педагогическая рефлексия является основой совершенствования профессионального мастерства учителя. Н. Б. Крашенникова описывает процесс развития педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Н. И. Гуслякова рассматривает педагогическую рефлексию в качестве психологического механизма становления профессионального сознания. Исследования данных авторов еще раз подтверждают положение о том, что в образовательном процессе, в частности, в деятельности студента педагогического колледжа, рефлексия является одним из основных компонентов деятельности, а, следовательно, рефлексивная компетентность выступает как необходимая составляющая профессионального педагогического образования.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической психологии проблема влияния рефлексии учащихся колледжа на становление их профессиональной компетентности не рассматривалась. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

58

челябин^ий ГУMAHИTAPИЙ гo 1 з м г (гз)

Список литературы

1. Гypeeв, А. П. Peфлeкcия нpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти нeдaгoгa в системе фop-миpoвaния caмooцeнoчнoй дeятeльнocти бyдyщиx учитєлєй [Текст] : aвтopeф. дис. ... кaнд. нед. таук I А. П. Гypeeв. - М., гOO1.

г. Гycлякoвa, Н. И. Пcиxoлoгичecкиe мexaнизмы cтaнoвлeния и paзвития нpoфeccиo-нaльнoгo шзтания cтyдeнтoв нeдвyзa [Текст] IН. И. Гycлякoвa. - Челябинск, гOO6. - 511 с.

3. Дepкaч, А. А. Aкмeoлoгия: Личнocтнoe и нpoфeccиoнaльнoe paзвитиe чeлoвeкa [Текст] I А. А. Дepкaч ; кн. 1-5. Aкмeoлoгичecкиe ocнoвы yнpaвлeнчecкoй дeятeльнocти. - Кн. г.-М.: PAГC, гOOO. - 5З6 с.

4. Дepкaч, А. А. Пcиxoлoгия paзвития нpoфeccиoнaлa : учебтае нocoбиe [Текст] I А. А. Дepкaч. - М. : Издaтeльcтвo PAГC, гOOO. - 1г4 с.

5. Kpaшeнинникoвa, Н. Б. Paзвитиe нeдaгoгичecкoй peфлeкcии кaк уатовие нoдгoтoв-ки бyдyщeгo учителя к нpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти : (нa мaтepиaлe нед. кoллeджa) [Текст] : дис. ... ^нд. нед. нayк IН. Б. Kpaшeнникoвa. - Нижний Hoвгopoд, гOOO.

6. Лeфeвp, В. А. Peфлeкcия [Текст] I В. А. Лeфeвp. - М., гOOЗ. - 4З6 с.

7. Мушкита, И. А. Пeдaгoгичecкaя peфлeкcия ^к ocнoвa coвepшeнcтвoвaния ^o-фeccиoнaльнoгo мacтepcтвa учителя (opгaнизaциoннo-нeдaгoгичecкий acнeкт) [Текст] : aвтopeф. дис. ... кaнд. нед. таук I И. А. Мушкита. - М., 1999.

8. О^сренин, В. А. Пeдaгoгикa : нpoфeccиoнaльнaя кoмнeтeнтнocть нeдaгoгa [Текст] I В. А. Cлacтeнин. - М. : Мысль, 199г. - гЗ7 с.

Bibliography

1. Gureev, А. P. Refleksija professional’noj dejatel’nosti pedagoga v sisteme formirovanija samoocenochnoj dejatel’nosti budushhih uchitelej [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. naukI А. P. Gureev. - M., гOO1.

г. Gusljakova, N. I. Psihologicheskie mehanizmy stanovlenija i razvitijaprofessional’nogo soznanija studentov pedvuza [Tekst] I N. I. Gusljakova. - Cheljabinsk, гOO6. -511 s.

3. Derkach, А. А. Akmeologija: Lichnostnoe i professional’noe razvitie cheloveka [Tekst] I А. А. Derkach ; kn. 1-5. Akmeologicheskie osnovy upravlencheskoj dejatel’nosti. - Kn. г. -M. : RAGS, гOOO. - 5З6 s.

4. Derkach, А. А. Psihologija razvitija professionala : uchebnoe posobie [Tekst] I А. А. Derkach. - M. : Izdatel’stvo RAGS, гOOO. - 1г4 s.

5. Krasheninnikova, N. В. Razvitie pedagogicheskoj refleksii kak uslovie podgotovki budu-shhegouchiteljakprofessional’noj dejatel’nosti: (namaterialeped. kolledzha) [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk I N. В. Krashennikova. - Nizhnij Novgorod, гOOO.

6. Lefevr, V. A. Refleksija [Tekst] IV. A. Lefevr. - M., гOOЗ. - 4З6 s.

7. Mushkina, I. A. Pedagogicheskaja refleksija kak osnova sovershenstvovanija profes-sional’nogo masterstva uchitelja (organizacionno-pedagogicheskij aspekt) [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk 11. A. Mushkina. - M., 1999.

8. Slastenin, V. A. Pedagogika : professional’naiakompetentnost’ pedagoga [Tekst] IV. A. Slastenin. - M. : Mysl’, 199г. - гЗ7 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.