Научная статья на тему 'Техническое творчество студентов как средство формирования профессиональных компетенций будущих специалистов связи'

Техническое творчество студентов как средство формирования профессиональных компетенций будущих специалистов связи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / SCIENTIFIC AND TECHNICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воителева Л.С., Воителева Т.П.

Обучение творческому труду можно рассматривать как воспитание нового отношения к своей профессии, которое включает в себя анализ проблемы, выработку поискового навыка, воспитание чувства неуспокоенности после достижения результата. В статье представлен опыт поэтапного вовлечения студентов в техническое творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL CREATIVE WORK AS A MEANS OF FUTURE COMMUNICATION SPECIALISTS'' PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION

Teaching creative work may be seen as the formation of new attitude to one’s profession, which includes problem analyses, research skills, noncompliance with the results. The article presents the experience of gradual involvement of the students into the technical creative work.

Текст научной работы на тему «Техническое творчество студентов как средство формирования профессиональных компетенций будущих специалистов связи»

7. Сластенин, В. А. Педагогика : профессиональная компетентность педагога [Текст] / В. А. Сластенин. — М. : Мысль, 1992. — 237 с.

8. Деркач, А. А. Акмеология : Личностное и профессиональное развитие человека [Текст]. В 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. — М. : РАГС, 2000. — 536 с.

УДК 377 Л. С. Воителева, преподаватель

Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: info@sustec.ru Т. П. Воителева, преподаватель ЮУрГТК,

г. Челябинск

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ

Обучение творческому труду можно рассматривать как воспитание нового отношения к своей профессии, которое включает в себя анализ проблемы, выработку поискового навыка, воспитание чувства неуспокоенности после достижения результата. В статье представлен опыт поэтапного вовлечения студентов в техническое творчество.

Ключевые слова: профессиональное образование, творческое мышление, научно-техническое творчество.

В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса происходят изменения в содержании целей и задач среднего профессионального образования в подготовке кадров: необходимы не только грамотные специалисты, обладающие профессиональными компетенциями, но и творчески мыслящие личности. Какой специалист востребован на современном рынке труда, как повысить качество профессионального образования — эти вопросы сейчас остро стоят на повестке дня.

В этой связи одной из первоочередных задач профессионального образования является подготовка специалистов, обладающих развитым творческим мышлением и профессиональной компетентностью. Цель профессионального образования не только в том, чтобы студент получил определенные знания, практические навыки, т. е. приобрел профессиональную компетентность, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными, быстро меняющимися жизненными и профессиональными ситуациями. Поэтому именно сегодня необходимо формировать такие качества выпускника, как гибкость, инновационность, инициативность, динамизм [1]. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию, уметь адаптироваться в профессиональной

и социальной сфере, работать в команде, анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения [2].

Столь всесторонняя проблема требует такого же всестороннего подхода к решению. При всей важности теоретического, производственного обучения и воспитательного процесса в целом, остановимся на одном аспекте: научно-техническом творчестве студентов.

Научно-техническое творчество — это основа инновационной деятельности. Поэтому именно научно-техническое творчество студентов является важнейшей составляющей профессионального образования [3]. Обучение творческому труду — это воспитание нового отношения к своей профессии: анализ проблемы, выработка поискового навыка, воспитание чувства неуспокоенности после достижения результата. Студенты должны четко усвоить, что нет ничего до конца совершенного [4]. Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать главную цель обучения основам творческого труда — пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности. Это обучение вырабатывает потребность в поиске резервов, усовершенствовании технологии выполняемой работы, улучшении приспособлений, инструментов, макетов и т. д.

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

В Южно-Уральском государственном техническом колледже особое внимание уделяется организации научно-технической, исследовательской деятельности студентов. Научно-исследовательская деятельность обучающихся — одна из важнейших форм учебного процесса. Кружки технического творчества, студенческие научные общества, конференции — все это позволяет студенту начать научно-исследовательскую деятельность. Ежегодно на базе колледжа проводятся городские, областные, региональные научно-практические конференции, конкурсы, выставки технического творчества. Во всех этих видах творческой деятельности активное участие принимают студенты специальности «сети связи и системы коммутации».

Особенностью данной специальности является бурное развитие отрасли, быстрое изменение технологий, требований работодателей. Поэтому от студентов специальности в настоящее время требуются не столько знания и умения, сколько способность и готовность к освоению новых технологий, методик, подходов. Для успешного решения этой задачи на специальности разработана система организации научно-технической деятельности обучающихся. В какой-то степени научно-исследовательской работой занимаются все студенты: написание рефератов, выполнение курсовых и дипломных проектов невозможно без проведения пусть самых простых исследований, в процессе которых студент развивает творческое мышление, организованность, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения [5].

Особым направлением этой работы является техническое творчество студентов. Четкая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на студентов существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих специалистов.

В процессе технического творчества и работы над выбранными проектами у обучающихся возникает потребность в естественно-научных, гуманитарных и технических знаниях. Таким образом, у студентов формируются дополнительные компетенции [6].

Преподавателями специальных дисциплин разработана методика поэтапного обучения студентов техническому творчеству: от начальных элементов технического творчества до реализации готовых проектов. При модернизации кабинета по МДК 03.04 «Технология монтажа и обслуживания телекоммуникационных систем и охранно-пожарных систем связи» перед студентами кружка технического творчества была

поставлена задача разработать и выполнить стенды, отражающие современные извещатели, датчики, приборы охранно-пожарной сигнализации. При разработке стендов студенты не только применили свои знания, но и провели анализ рынка соответствующей продукции ведущих фирм-производителей, провели опрос потребителей по поводу необходимости услуг по установке тех или иных видов охранно-пожарной сигнализации в одном из новых микрорайонов.

Этот этап, пробудивший у студентов интерес к творчеству, перерастает уже в увлеченность, потребность заниматься творчеством. На следующем этапе студенты смогли приступить к реализации более сложных проектов — действующих макетов и моделей. В ходе разработки стендов-макетов по междисциплинарным курсам студенты получили навыки монтажа, выполнения пуско-наладочных работ. Разработанные макеты были представлены на выставке научно-технического творчества.

Немаловажным является также то, что при подготовке к выставке студенты учатся писать пояснительную записку, правильно ее оформлять, составлять доклад, тезисы к выступлению. Подготовка доклада к научно-технической конференции имеет очень большое значение и с точки зрения более глубокого осмысления студентом изучаемых дисциплин, профессиональных модулей, и в конечном итоге — осмысления своей будущей профессии. В комиссии «Сети связи и системы коммутации» существует практика выступлений студентов с докладами о своих проектах перед студентами младших курсов с демонстрацией работы своих моделей, макетов. Таким образом, вырабатывается опыт выступления перед большой аудиторией, что придает студенту уверенность.

Студенты старших курсов, уже пройдя школу основ технического творчества, готовы к выполнению проектов, требующих знаний, не входящих в основную профессиональную образовательную программу.

Опыт по развитию творческих способностей студентов открывает новые перспективы в подготовке специалистов на основе стандартов нового поколения. Для успешной реализации этих функций необходимо усилить взаимосвязь дипломных проектов с реальными инновационными разработками профильных предприятий; проектировать мотивацию студентов к творческому труду и научно-исследовательской работе в целом; повысить заинтересованность преподавателей в развитии научно-технического творчества на специальности.

Библиографический список

1. Балюк, В. А. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов как фактор развития познавательной самостоятельности [Текст] / В. А. Балюк, Е. Ф. Мосина // Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся и студентов. — Саратов : Изд-во СГУ, 1979. — С. 74-87.

2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. — М. : МГУ, 1976. — 150 с.

3. Капица, П. Л. Эксперимент — теория — практика [Текст] / П. Л. Капица. — М. : Наука, 1981. — 496 с.

4. Клейман, И. С. Развитие научного творчества студентов в процессе профессионально направленной целевой фундаментальной подготовки [Текст] / И. С. Клейман, Л. Н. Ладейщико-ва, Ю. И. Кяшин, В. В. Тиунов // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности : сб. науч. тр. — М. : МГУ, 1990. — С.98-107.

5. Котлярова, И. О. Системное представление об исследовании [Текст] : учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. — Челябинск : ЧГТУ, 1996. — 81 с.

6. Леднев, В. С. Научное образование : развитие способностей к научному творчеству [Текст] / В .С. Леднев. — М. : МГАУ, 2002 — 120 с.

УДК 377 Е. И. Кенарь, зам. директора

по науч.-метод. работе Магнитогорского строительно-монтажного техникума (МСМТ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: mgn-smt@yandex.ru

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ И СПОСОБНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

В статье проанализирован опыт работы с талантливыми и способными обучающимися. Предложена модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, выделены организационно-педагогические условия и основные подходы к организации учебной и внеучеб-ной деятельности.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, учебная деятельность, внеучебная деятельность.

Развитие одаренности будущего специалиста нуждается в создании в техникуме целостной саморегулирующейся системы, которая предусматривала бы выявление и поддержку одаренной (талантливой) молодежи, развитие и реализацию ее способностей, активизацию учебно-познавательной деятельности, стимулирование творческой работы обучающихся и преподавателей.

Программа деятельности инновационной площадки ГБПОУ «МСМТ» «Организационно-педагогические условия формирования и развития системы поддержки талантливых и способных обучающихся» раскрывает цель, задачи, направления и механизмы работы и направлена на гибкую доступную многоуровневую систему,

включающую скоординированные действия по поддержке и сопровождению обучающихся.

При реализации организационно-педагогических условий нами были созданы условия для реализации способностей обучающихся, разработаны: модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, учебно-методический комплекс по работе с талантливыми и способными обучающимися, система, обеспечивающая готовность педагогов к работе с талантливыми и способными обучающимися.

Основополагающей идеей при разработке модели (рис. 1) была учебная и внеучебная деятельность, предполагающая реализацию педагогики сотрудничества и сотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.