7. Сластенин, В. А. Педагогика : профессиональная компетентность педагога [Текст] / В. А. Сластенин. — М. : Мысль, 1992. — 237 с.
8. Деркач, А. А. Акмеология : Личностное и профессиональное развитие человека [Текст]. В 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. — М. : РАГС, 2000. — 536 с.
УДК 377 Л. С. Воителева, преподаватель
Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: info@sustec.ru Т. П. Воителева, преподаватель ЮУрГТК,
г. Челябинск
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ
Обучение творческому труду можно рассматривать как воспитание нового отношения к своей профессии, которое включает в себя анализ проблемы, выработку поискового навыка, воспитание чувства неуспокоенности после достижения результата. В статье представлен опыт поэтапного вовлечения студентов в техническое творчество.
Ключевые слова: профессиональное образование, творческое мышление, научно-техническое творчество.
В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса происходят изменения в содержании целей и задач среднего профессионального образования в подготовке кадров: необходимы не только грамотные специалисты, обладающие профессиональными компетенциями, но и творчески мыслящие личности. Какой специалист востребован на современном рынке труда, как повысить качество профессионального образования — эти вопросы сейчас остро стоят на повестке дня.
В этой связи одной из первоочередных задач профессионального образования является подготовка специалистов, обладающих развитым творческим мышлением и профессиональной компетентностью. Цель профессионального образования не только в том, чтобы студент получил определенные знания, практические навыки, т. е. приобрел профессиональную компетентность, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными, быстро меняющимися жизненными и профессиональными ситуациями. Поэтому именно сегодня необходимо формировать такие качества выпускника, как гибкость, инновационность, инициативность, динамизм [1]. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию, уметь адаптироваться в профессиональной
и социальной сфере, работать в команде, анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения [2].
Столь всесторонняя проблема требует такого же всестороннего подхода к решению. При всей важности теоретического, производственного обучения и воспитательного процесса в целом, остановимся на одном аспекте: научно-техническом творчестве студентов.
Научно-техническое творчество — это основа инновационной деятельности. Поэтому именно научно-техническое творчество студентов является важнейшей составляющей профессионального образования [3]. Обучение творческому труду — это воспитание нового отношения к своей профессии: анализ проблемы, выработка поискового навыка, воспитание чувства неуспокоенности после достижения результата. Студенты должны четко усвоить, что нет ничего до конца совершенного [4]. Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать главную цель обучения основам творческого труда — пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности. Это обучение вырабатывает потребность в поиске резервов, усовершенствовании технологии выполняемой работы, улучшении приспособлений, инструментов, макетов и т. д.
Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
В Южно-Уральском государственном техническом колледже особое внимание уделяется организации научно-технической, исследовательской деятельности студентов. Научно-исследовательская деятельность обучающихся — одна из важнейших форм учебного процесса. Кружки технического творчества, студенческие научные общества, конференции — все это позволяет студенту начать научно-исследовательскую деятельность. Ежегодно на базе колледжа проводятся городские, областные, региональные научно-практические конференции, конкурсы, выставки технического творчества. Во всех этих видах творческой деятельности активное участие принимают студенты специальности «сети связи и системы коммутации».
Особенностью данной специальности является бурное развитие отрасли, быстрое изменение технологий, требований работодателей. Поэтому от студентов специальности в настоящее время требуются не столько знания и умения, сколько способность и готовность к освоению новых технологий, методик, подходов. Для успешного решения этой задачи на специальности разработана система организации научно-технической деятельности обучающихся. В какой-то степени научно-исследовательской работой занимаются все студенты: написание рефератов, выполнение курсовых и дипломных проектов невозможно без проведения пусть самых простых исследований, в процессе которых студент развивает творческое мышление, организованность, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения [5].
Особым направлением этой работы является техническое творчество студентов. Четкая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на студентов существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих специалистов.
В процессе технического творчества и работы над выбранными проектами у обучающихся возникает потребность в естественно-научных, гуманитарных и технических знаниях. Таким образом, у студентов формируются дополнительные компетенции [6].
Преподавателями специальных дисциплин разработана методика поэтапного обучения студентов техническому творчеству: от начальных элементов технического творчества до реализации готовых проектов. При модернизации кабинета по МДК 03.04 «Технология монтажа и обслуживания телекоммуникационных систем и охранно-пожарных систем связи» перед студентами кружка технического творчества была
поставлена задача разработать и выполнить стенды, отражающие современные извещатели, датчики, приборы охранно-пожарной сигнализации. При разработке стендов студенты не только применили свои знания, но и провели анализ рынка соответствующей продукции ведущих фирм-производителей, провели опрос потребителей по поводу необходимости услуг по установке тех или иных видов охранно-пожарной сигнализации в одном из новых микрорайонов.
Этот этап, пробудивший у студентов интерес к творчеству, перерастает уже в увлеченность, потребность заниматься творчеством. На следующем этапе студенты смогли приступить к реализации более сложных проектов — действующих макетов и моделей. В ходе разработки стендов-макетов по междисциплинарным курсам студенты получили навыки монтажа, выполнения пуско-наладочных работ. Разработанные макеты были представлены на выставке научно-технического творчества.
Немаловажным является также то, что при подготовке к выставке студенты учатся писать пояснительную записку, правильно ее оформлять, составлять доклад, тезисы к выступлению. Подготовка доклада к научно-технической конференции имеет очень большое значение и с точки зрения более глубокого осмысления студентом изучаемых дисциплин, профессиональных модулей, и в конечном итоге — осмысления своей будущей профессии. В комиссии «Сети связи и системы коммутации» существует практика выступлений студентов с докладами о своих проектах перед студентами младших курсов с демонстрацией работы своих моделей, макетов. Таким образом, вырабатывается опыт выступления перед большой аудиторией, что придает студенту уверенность.
Студенты старших курсов, уже пройдя школу основ технического творчества, готовы к выполнению проектов, требующих знаний, не входящих в основную профессиональную образовательную программу.
Опыт по развитию творческих способностей студентов открывает новые перспективы в подготовке специалистов на основе стандартов нового поколения. Для успешной реализации этих функций необходимо усилить взаимосвязь дипломных проектов с реальными инновационными разработками профильных предприятий; проектировать мотивацию студентов к творческому труду и научно-исследовательской работе в целом; повысить заинтересованность преподавателей в развитии научно-технического творчества на специальности.
Библиографический список
1. Балюк, В. А. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов как фактор развития познавательной самостоятельности [Текст] / В. А. Балюк, Е. Ф. Мосина // Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся и студентов. — Саратов : Изд-во СГУ, 1979. — С. 74-87.
2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. — М. : МГУ, 1976. — 150 с.
3. Капица, П. Л. Эксперимент — теория — практика [Текст] / П. Л. Капица. — М. : Наука, 1981. — 496 с.
4. Клейман, И. С. Развитие научного творчества студентов в процессе профессионально направленной целевой фундаментальной подготовки [Текст] / И. С. Клейман, Л. Н. Ладейщико-ва, Ю. И. Кяшин, В. В. Тиунов // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности : сб. науч. тр. — М. : МГУ, 1990. — С.98-107.
5. Котлярова, И. О. Системное представление об исследовании [Текст] : учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. — Челябинск : ЧГТУ, 1996. — 81 с.
6. Леднев, В. С. Научное образование : развитие способностей к научному творчеству [Текст] / В .С. Леднев. — М. : МГАУ, 2002 — 120 с.
УДК 377 Е. И. Кенарь, зам. директора
по науч.-метод. работе Магнитогорского строительно-монтажного техникума (МСМТ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: mgn-smt@yandex.ru
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ И СПОСОБНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
В статье проанализирован опыт работы с талантливыми и способными обучающимися. Предложена модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, выделены организационно-педагогические условия и основные подходы к организации учебной и внеучеб-ной деятельности.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, учебная деятельность, внеучебная деятельность.
Развитие одаренности будущего специалиста нуждается в создании в техникуме целостной саморегулирующейся системы, которая предусматривала бы выявление и поддержку одаренной (талантливой) молодежи, развитие и реализацию ее способностей, активизацию учебно-познавательной деятельности, стимулирование творческой работы обучающихся и преподавателей.
Программа деятельности инновационной площадки ГБПОУ «МСМТ» «Организационно-педагогические условия формирования и развития системы поддержки талантливых и способных обучающихся» раскрывает цель, задачи, направления и механизмы работы и направлена на гибкую доступную многоуровневую систему,
включающую скоординированные действия по поддержке и сопровождению обучающихся.
При реализации организационно-педагогических условий нами были созданы условия для реализации способностей обучающихся, разработаны: модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, учебно-методический комплекс по работе с талантливыми и способными обучающимися, система, обеспечивающая готовность педагогов к работе с талантливыми и способными обучающимися.
Основополагающей идеей при разработке модели (рис. 1) была учебная и внеучебная деятельность, предполагающая реализацию педагогики сотрудничества и сотворчества.