Yurova Tatiana Valerevna REFLEXIVE ANALYSIS ..
pedagogical sciences
УДК 37.032
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ДИСКУРСА МОДЫ В СТАНОВЛЕНИИ
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
© 2018
Юрова Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Артем (692760, Россия, Артем, ул. Кооперативная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье описан процесс формирования социальной компетентности студентов в ходе их исследовательской деятельности. Осуществлен рефлексивный анализ источников с целью формирования собственного отношения и собственной позиции к проблеме. В качестве объекта исследования выступила мода как социальное явление в социологическом и культурологическом дискурсе. Предметом исследования стали молодежные стили одежды «grunge», «distressed clothes», составляющие понятие «уродливая мода». Проведен опрос студентов, выявивший их отношение к рваной, грязной и неопрятной одежде и использование ее в своем гардеробе. В результате исследования студентами модных трендов в одежде был установлен факт навязывания и популяризации «уродливой моды» ведущими каналами СМИ и ее влияние на процесс вульгаризации молодежи и общества. Современная мода на рваную, неопрятную одежду рассматрена как адаптационный ресурс, формирующий толерантность населения к бедности и нищете. Выявлена когнитивная связь процессов вульгаризации повседневности и привыкания населения к снижению доходов и качества жизни.
Ключевые слова: социальная компетентность, социальная рефлексия, дискурс моды, модные тренды, стили одежды, «grunge», «distressed clothes», «уродливая мода», бедность, нищета.
REFLEXIVE ANALYSIS OF THE MODERN DISCOURSE OF FASHION IN THE FORMATION
OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS
© 2018
Yurova Tatiana Valerevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Artyom (692760, Russia, Artyom, Kooperativnaya street, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. The article describes the process of formation of social competence of students in the course of their research activities. Implemented reflective analysis of sources with the goal of forming their own relations and their own positions to the problem. The object of the research is fashion as a social phenomenon in sociological and cultural discourse. The subject of the study was the youth clothing styles "grunge", "distressed clothes"that make up the concept of "ugly fashion". A survey of students revealed their attitude to ragged, dirty and untidy clothes and use it in your wardrobe. As a result of students ' research of fashion trends in clothing, the fact of imposing and popularizing "ugly fashion" by leading media channels and its impact on the process of vulgarization of youth and society was established. The modern fashion for torn, untidy clothes is considered as an adaptation resource that forms the population's tolerance to poverty and misery. The cognitive connection between the processes of vulgarization of everyday life and a population habit to lower income and quality of life.
Keywords: social competence, social reflection, fashion discourse, fashion trends, clothing styles, "grunge", "distressed clothes", "ugly fashion", poverty, beggary.
«Мода - один из основных механизмов, организующих жизнь социума и регулирующих поведение людей в нем. Она подчиняет своему влиянию не только бытовую сферу жизни человека (выбор одежды, интерьера, предметов личной гигиены, гастрономические и музыкальные предпочтения и др.), но и ментальную (образ мыслей, формирование критериев оценки явлений действительности, выбор определенной модели поведения, самоидентификацию)» [1]. Мода, по мнению исследователей, является не просто мощным социальным регулятором, но средством манипуляции сознанием различных социальных групп. Чаще всего такому влиянию подвергается молодёжь. В силу своей значимости в культуре социума мода становится самостоятельным объектом социологического, культурологического и философского дискурса.
Формируя социальную компетентность студентов, мы попытались рассмотреть феномен моды в когнитивной связи с современными социально-культурными процессами: вульгаризация повседневности; адаптация населения к бедности и нищете.
Грамматический словарь Зализняка А.А. толкует понятие вульгаризация (от лат. vulgaris — обыкновенный, простой) «как чрезмерно упрощённое изложение какого-либо учения, понятия, искажающее его сущность; грубое упрощение, опошление» [2]. Французская лексика, используя данный термин, дополняет его значение производными через английский к латинскому vulgaris от vulgus как «толпа, чернь».
Бедность в тезаурусе русской деловой этики, тезаурусе русского языка, в словаре синонимов Абрамова представлена как «беднота, недостаток, несостоятельность, нищета, крайность, нужда, скудость, убожество»
[3].
Вульгаризация моды в одежде, вульгаризация поведения индивидов в повседневной жизни и на телеэкранах, адаптация россиян к нищете - круг проблем в их взаимообусловленности стали предметом исследования студентов в ходе изучения социологии с целью формирования у них социальной компетентности.
Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий. На первом этапе был проведен опрос студентов Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета и Морского государственного университета им. Г.И. Невельского города Владивостока. Выборка составила 625 человек (262 юноши, 363 девушки). В опросный лист были включены следующие вопросы:
1. Есть ли в твоем гардеробе рваные джинсы?
2. Нравится ли тебе рваная одежда?
3. Что привлекает тебя в этой одежде?
4. Почему ты носишь рваную одежду?
5. Если бы тебе предложили бесплатно два комплекта одежды: первый - новая, элегантная, изысканная, второй - старая, рваная, грязная. Какой комплект ты бы выбрал (а)?
Результаты исследования показали, что рваную одежду позволяют себе носить 25% юношей и 83 % девушек из числа опрошенных. Между тем, привлекательной ее находят почти половина юношей и более двух третьих опрошенных девушек. При этом, юноши связывают привлекательность такой одежды в большей степени с внешним видом девушек. Половину девушек привлекает в рваной одежде удобство, 27 % нашли ее не жаркой, а почти четверть опрошенных сочли ее «прикольной». Треть юношей считают такую одежду удоб-
264
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Юрова Татьяна Валерьевна РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ...
ной, более сорока процентов полагают, что в ней не жарко и лишь пятая часть из них уверена, что носить рваную одежду просто прикольно. Рваную одежду молодые люди носят потому, что это модно: так считают 10% юношей и 54% девушек. Эту одежду носят, потому, что она нравится почти 30% девушек и 15% юношей, но при этом, почти все респонденты выбрали бы из предложенной бесплатно одежду новую, элегантную и изысканную.
Результаты данного исследования говорят о том, что девушки в подавляющем большинстве (83 %) более зависимы от модных тенденций, иррациональность является основой их выбора, в отличие от юношей, три четверти (75%) которых руководствуется более прагматичными мотивами при выборе одежды. Возможно, это связано с морской спецификой вузов, которая задает определенный стереотип стиля одежы и поведения. Удивление вызывает тот факт, что рваная одежда нравится молодежи лишь потому, что это модно, несмотря на то, что традиционно ветошь или ветхая одежда всегда ассоциировалась с бедностью и нищетой.
На втором этапе студентам было предложено исследовать дискурс современной моды: одежда как статус-символ; символическая основа стиля гранж (рваная одежда); эпоха китча или анархия в современной моде; модные тренды как инструмент в технологии управления массовым сознанием (адаптация к нищете).
Под дискурсом (фр. discours, от лат. discursus — рассуждение, довод) моды мы понимаем процесс рассуждений о современных тенденциях моды и поиск доводов, объясняющих закономерности трансляции идеологии потребления и ее влияния на массовое сознание. Дискурс моды формируется на основе взаимодействия двух сторон - «агентов и клиентов». Роль агентов выполняют известные кутюрье, законодатели моды и модельеры, клиентами являются последователи моды: модники и модницы. Диалог сторон в дискурсе моды носит, как правило, невербальный характер и ограничивается модными показами со стороны агентов или просто покупкой модной вещи и использованием модных аксессуаров клиентами [1]. Именно поэтому, расшифровка данного дискурса и его понимание становится целью исследователя, занимающего позицию эксперта, придающего смысл модным значениям. Прежде всего, следует понять какую функцию в обществе выполняет мода. Является ли одежда статус-символом и что символизируют современные модные тренды.
Гофман А. Б., рассуждая о социальной функции моды, отмечает, что мода регулирует поведение индивидов и групп социальной системы и способствует адаптации последней к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования. Исходя из анализа различных концепций моды, автор в числе основных, выделяет функцию социальной дифференциации моды, которая обеспечивает элите возможность на какое-то время дистанцироваться от масс, подчеркивая свой социальный статус, превращая, в том числе и одежду в статус-символ. Вместе с тем, общество всегда стремилось к стиранию этих различий, в чем индустрия моды охотно ему помогает, делая доступной модную одежду, обеспечивая тем самым функцию уравнивания индивидов. В контексте данного исследования важно подчеркнуть функцию моды, возникшую в рамках психоаналитических концепций, которая служит средством удовлетворения таких психических потребностей человека, как потребность выражении бессознательных импульсов, потребность в новизне или самовыражении [4].
Приобщая индивида к социальному и культурному опыту, благодаря которому происходит наиболее активное освоение социальных ролей, норм и ценностей, мода выполняет функцию социализации. В этом случае особую значимость приобретает не только содержание собственно модных стандартов, но и сам факт подражания определенным нормативным образцам, а также участие
в социальной жизни. Это участие благодаря моде выступает в значительной мере в игровой и демонстративной формах, что облегчает процесс социальной адаптации. Одежда, в определенном смысле, отражает ролевую модель поведения человека [5]. Престижная функция моды находит свое выражение в присвоении значений постоянно меняющимся модным стандартам, в результате чего происходит валоризация, т. е. наделение ценностями, одних культурных образцов («новомодных») и де-валоризация, т.е. лишение ценностного начала, других («старомодных») [4].
Социологи из фонда «Общественное мнение» обнаружили, что больше половины наших соотечественников связывают культуру человека с умением модно и современно одеться. Одежда человека дает возможность с некоторой степенью точности определить его социальный статус и личностные установки. Исследователи указывают на то, что именно мода определяет стиль или тип одежды, поведения, этикета, идей и образа жизни, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени [1]. В дискурсе современной моды одежда как статус - символ коннотируется с понятием дресс-код, который по мнению Гофмана А.Б., является своеобразным способом фильтрации индивидов. Дресс-кодирование он относит к универсальной системе регулирования внешности человека и, в частности, одежды [4]. Свидетельством этому служат правила посещения храма, стандарты требований к одежде и внешнему виду медицинских, торговых, офисных работников, дресс-код клиентов закрытых клубов и т. п. Важно заметить, что одежда создает социокультурную палитру образов, выступая в качестве конститутивного элемента процесса идентификации и социализации, а значит «встречать по одежке» нас будут всегда.
Почему же современная молодежь носит рваную одежду? Им безразлично, что о них думают и как воспринимают окружающие? Если в традиционном обществе поведенческие образцы и стандарты не менялись на протяжении длительного времени, а моральный износ одежды был равен физическому износу, то почему в современном обществе рваная одежда, ставшая символом стиля гранж, удерживает устойчивые позиции среди модных трендов уже более двух десятилетий? Рваная одежда, рваньё или лохмотья ассоциируется с бедностью и нищетой не только в России. Так, например, немецкий термин люмпен, некогда коннотировав-шийся с термином пролетариат берет свое начало от немецкого Lumpen — «лохмотья» — термин, введённый К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения: бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности [6].
Исследование этого вопроса позволило установить, что рваную одежду относят к так называемому стилю «grunge» (гранж), что в переводе с английского означает «неприятный, отталкивающий», а в другом варианте толкуется как «сарай». Концептуальной идеей стиля явилось отрицание условностей социума, гламурного шика элиты, а заодно и правил хорошего тона. Исследователи модных трендов не сошлись во мнении кого считать основоположником данного направления. Одни считают трендсеттерами (инноваторами) стиля гранж музыкантов группы Nirvana, создавших новое направление тяжелой и депрессивной музыки, объединив панк и рок стили. Очевидно, в стремлении создать у слушателя чувство визуальной полноты новых музыкальных образов, исполнители группы выглядели весьма неряшливо. «Иконой стиля» группы, а в последствии и стиля гранж в одежде называют ее фронтмена Курта Кобейна, который отличался такой неряшливостью в одежде, что иногда его можно было принять за бомжа. Именно благодаря ему в моду вошла поношенная и потертая одежда, полинялые фланелевые рубашки, рваные джинсы иногда с причудливыми заплатками, растянутые футболки и
Yurova Tatiana Valerevna pedagogical
REFLEXIVE ANALYSIS ... sciences
бесформенные свитера, а также стоптанные и рваные кроссовки [7].
Стилист и блогер Катарина Кудряшова моду на рваную одежду приписывает японскому дизайнеру 80-х Рэй Кавакубо, основательнице стиля «Comme des Garçons» (с франц. как мальчики). Ее вручную связанный свитер, похожий на кружевное полотно, стал символом марки, а панковский деконструктивизм лег в основу ДНК-кода «Comme des Garçons». Рваная одежда, подчеркнуто некрасивая, асимметричная, с дырками и потертостями, известная так же, как «distressed clothes» (буквально -проблемная одежда), остается одним из самых цитируемых сегодня трендов 80-х. Что говорит рваная одежда о своем хозяине? Даун Карен, фэшн-психолог и преподаватель Нью-Йоркского технологического института моды пишет: «Мы привыкли скрывать наши чувства и эмоции, и когда мы надеваем гранжевые вещи, мы показываем, что с нами на самом деле не все в порядке, мы чем-то обеспокоены» [8].
На Руси с давних пор существовало поверье: если в вещи появляется дырка, то у ее хозяина будут проблемы со здоровьем. Считалось, что дырявая одежда негативно влияет на материальное благополучие и здоровье. Человека в рваной одежде называли оборванцем. Новая и целая одежда называлась добротной и ходили в ней наиболее обеспеченные люди, а нищие носили рваные обноски. Предки были убеждены, что успех, везение, привлекательность уходят сквозь дыры в одежде, а благополучие и семейное счастье не любят трещин, разломов, сколов и рванья. Ношение рваной одежды было запрещено и ветхозаветным иудеям, а в Торе описано к каким метафизическим последствиям это может привести. Поскольку с незапамятных времен все люди ассоциируют рваную одежду с нищетой, то естественным был бы отказ от такой одежды, но в реальности мы наблюдаем некую толерантность к подобного рода одежде, что может свидетельствовать о том, что происходит перепрограммирование нашего сознания и постепенная смена культурного кода, который распознает данный знак, как норму. Так считают участники публичной группы «Нашествие» одной из социальных сетей интернета [9].
Надевая рваные джинсы, одежду с потертостями, имеющую нарочито неряшливый вид, человек как бы сообщает: я-плохой и я не такой как все. Девушки, надевая рваные чулки или колготки, вряд ли задумываются над тем, что это любимый стиль уличных проституток. Вульгаризация современного общества через внедрение и популяризацию эпатажных элементов гардероба и эпа-тажных моделей поведения, некогда осуждаемых и даже табуированных обществом (пошлость, сексуальная распущенность, педофилия и т.п.) привела к тому, что быть плохим стало модно и не стыдно. Девиация становится предметом гордости и бравады. СМИ не только не препятствует, но в большей степени поддерживает и продвигает этот «модный тренд», обсуждая на центральных каналах адюльтер медийных персон, «романтические» связи учителей и их несовершеннолетних учеников, двигая Окно дискурса Овертона от стадии «немыслимое», то есть чуждое общественной морали и отвергаемое до стадии не только «возможного», но «рационального» и «популярного» [10].
Если вульгаризация современного общества становится нормой для все большей ее части, поддерживается популярными СМИ, влияя на массовое сознание молодежи и общества в целом, то возникает вопрос, кому это выгодно? В работах известного американского социолога и социального психолога Г.Блумера подчеркивается, что социальная роль моды «способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей». Особое значение он приписывает регулирующей функции, которая обеспечивает принуждение к принятию определенной культурной модели, которая интерпретируется как норма. Мода становится средством приспособления к изменя-266
ющемуся, непостоянному миру, обеспечивая возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему. Модный процесс, по мнению Г.Блумера, воспитывает общность восприятия и формирует вкус, так как текущая «мода» понятна и естественна в противовес странности и неуместности моды вчерашней [11, 12,]. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что ситуация с медийной поддержкой модных трендов «grunge», «distressed clothes» навязывает новую культурную модель как норму. В этом могут быть заинтересованы лица, владеющие медийными ресурсами, формирующие жанровую и маркетинговую политику каналов и содержание их контента. «Уродливая мода» с ее рваной и неопрятной одеждой, чудаковатыми тренировочными штанами и пижамами, на несколько размеров больше обычного и т.п. становится средством, ведущим к вульгаризации общества, или как минимум, незрелой ее части. «Исследовать уродства мне интереснее, чем буржуазную идею красоты, - цитирует издание The Telegraph высказывание Миуччи Прады. - Почему? Потому что люди уродливы» [13].
Специалисты Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) поделились с общественностью результатами исследований. Согласно им, половина россиян привыкает к бедности и снижению стандартов потребления. Наши соотечественники, оказывается, не видят ничего ужасного в нехватке средств на покупку продуктов и одежды. Тогда специалисты НИУ ВШЭ сделали вывод о привыкании граждан России к бедности. С этими выводами не согласились некоторые эксперты «Давыдов.Индекс». Они назвали это не привыканием, а адаптацией к сложившейся экономической ситуации. Политолог Владимир Инютин назвал «привыкание к бедности» толерантностью к социально-экономическим проблемам, предположив, что явление это временное. Но если «пике будет продолжаться», то это может привести к серьёзной социально-психологической усталости общества, уточнил эксперт
[14].
Формирующий этап исследовательской деятельности показал, что отношение студентов к рваной одежде существенно изменилось. Многие из них отказались носить подобную одежду. Причем, среди юношей сохранили толерантное отношение к ней немногим более 3%. Среди девушек остались приверженными к подобной одежде менее 9%.
Таким образом, процесс формирования социальной компетентности студентов предполагает не только глубокое исследование социальной проблемы, но, главным образом, формирование собственного отношения к ней, собственную позицию через рефлексивный анализ. В результате исследования модных трендов в одежде была выявлена когнитивная связь процесса вульгаризации молодежи и общества через навязывание и популяризацию таких стилей, как «grunge», «distressed clothes», составляющих понятие «уродливая мода», что рассматривается нами как адаптационный ресурс, формирующий толерантность населения к бедности и нищете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Башкатова Д.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: Современный русский дискурс моды — 2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.philol.msu.ru/~ref/avtoreferat2010/bashkatova.pdf
2. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: словоизменение: около 110 000 слов / А. А. Зализняк. - Изд. 6-е, стер. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. - 795 с.]
3 Словарь. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://slovar. cc/rus/zaliznyak/1474382.html].
4. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб: Питер, 2004. С. 164-182.
5. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
6. Энциклопедия. [Электронный ресурс]—Режим доступа: https:// dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/1014437].
7. История моды. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://guruwardrobe.ru/a-grunge-style-in-clothes-grunge-style-in-clothes-history-concept-and-basic-principles/
8. Почему рваная одежда в тренде и что она о нас говорит — 2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Юрова Татьяна Валерьевна РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ...
[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://sunmag.me/trend/19-06-2018-pochemu-rvanaya-odezhda-v-trende-i-chto-ona-o-nas-govorit. html
9. Информационно-аналитическая, Российская группа. История и политика России в разные годы её существования — 2018 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ok.ru/ivototomch/top-ic/65895498227859
10. Профессиональный научный форум физиков. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bourabai. ru/articles/overton. htm]
11. Blumer Н. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 5. P. 343.
12. Blumer Н. Fashion: from class differentiation to collective selection // The Sociological Quarterly, 1969. Vol. 10, N 3. P. 289. «Международная энциклопедия социальных наук».
13. «Людиуродливы»: как мода стала некрасивой». [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://www.gazeta.ru/lifestyle/ style/2017/08/a_10863644.shtml.
14. Калининградское Независимое Информационное Агентство — 2018[Электронныйресурс]—Режим доступа: http://knia.ru/©КНИА; http://knia.ru/news/20441 © КНИА.
15. Юрова Т.В. Социальная компетентность как продукт социальной рефлексии. Компоненты и критерии. //Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3.
Статья поступила в редакцию 23.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018