УДК 008
DOI 10.18522/0321-3056-2016-2-14-18
ТИПОЛОГИЯ МОДНЫХ ДЕВИЧЬИХ ОБРАЗОВ В ЛОКАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНКЕТИРОВАНИЯ
МОЛОДЕЖИ г. НАЛЬЧИК)
© 2016 г. З.Х. Соблирова, М.А. Хоконов, И.З. Абидова
Соблирова Зарета Хасанбиевна -старший преподаватель, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004. Е-mail: [email protected]
Хоконов Мурат Анатольевич -кандидат философских наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004. Е-mail: [email protected]
Абидова Изабелла Забидовна -кандидат исторических наук, ассистент, Нальчикский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, пр. Кулиева, 9, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360000. Е-mail: [email protected]
Soblirova Zareta Khasanbievna -Senior Lecturer, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,
Chernyshevskogo St., 173, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, 360004, Russia. E-mail: zareta. soblirova@inbox. ru
Khokonov Murat Anatolyevich -
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,
Chernyshevskogo St., 173, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, 360004, Russia. E-mail: [email protected]
Abidova Isabella Zabidovna -
Candidate of Historical Sciences, Assistant,
Nalchik Institute of Cooperatives (Branch)
of the Belgorod University of Cooperation, Economy and Law,
Kulieva Ave, 9, Nalchik,
Kabardino-Balkar Republic, 360000, Russia.
E-mail: iabidova@ bk.ru
Исследуется проблема локального феномена моды в контексте адыгской культурной системы. Проводится анализ отдельных аспектов динамики материальной культуры (национальная одежда), которая привела к замене традиционных ценностей, мировоззренческих установок, устоев общества и формированию новой культурной парадигмы. На материалах анкетирования городской молодежи сделана попытка экспликации женских образов, представленных в городе Нальчик (КБР). В исследовании проводится идея о диалектической взаимообусловленности традиционных стилей и современных тенденций в моде.
Ключевые слова: мода, динамика культуры, традиция, новаторство, локальная культура, культурная трансформация, быстрая мода, ментальность.
The article deals with the problem of a local phenomenon offashion in the context of the Circassian cultural system. The article gives the analyses of separate aspects of material culture (national clothes) dynamics, which causes the replacement of traditional values, world outlook, public's charter and to formation of a new cultural paradigm. There was an attempt of explication offemale images on a survey material by urban youth in Nalchik (KBR). The research carries out the idea of the dynamic interdependence of traditional styles and modern trends in fashion in the research.
Keywords: fashion, the dynamics of a culture, tradition, innovation, local culture, cultural transformation, fast fashion, mentality.
Развитие общества можно рассматривать как возникновение и эволюцию различных форм бытия человека (его внутреннего мира и окружающей среды). Поэтому важным объектом междисциплинарного анализа становится вопрос об изменениях и трансформациях многообразных процессов культуры. На современном этапе в историко-культуро-логических науках основными критериями для определения специфики культурной динамики яв-
ляются традиции и новаторство. Характер их соотношений наиболее ярко отражается в феномене моды.
Мода представляет собой совокупность культурных форм, характерных для общества в определенный период его развития. Ее основная функция заключается в отборе, селекции и формировании различных культурных объектов. Она выступает как определенная норма, принуждающая большин-
ство людей к ее принятию. В этом случае реализуется одно из основных этимологических значений моды - «правило», «образец». В каждом регионе в зависимости от историко-культурных предпосылок, ментальных особенностей, типа религиозной идентичности существует своя собственная мода.
Появление моды далеко не случайно. Ведь долгое время в истории культуры мода рассматривалась в качестве одной из форм проявления обычая, т.е. унаследованного стереотипного образца (паттерна), который постоянно воспроизводился. Моду можно воспринимать как способ одеваться, как социально-психологическую функцию культуры и как способ действия. С другой стороны, моду можно трактовать как подражание определенному образу, как выражение собственного вкуса и неординарности и, наконец, как образ жизни. Но нет сомнений в том, что моду нужно оценивать, по словам одного из основоположников теории классической эстетики Э. Шефтсбери, «с точки зрения просветительского идеала жизненной гармонии, где индивидуальное и общественное, внешнее и внутреннее, рациональный и эмоциональный моменты должны находиться в равновесии» [1].
Мода представляет собой тип изменений и источник рождения новых форм. Стремление человека к инновациям рассматривается исследователями как необходимая потребность в приобретении нового опыта. Разнообразие мод свидетельствует о динамике развития культуры, при котором появляются, с одной стороны, новое осмысление уже существующих форм, а с другой - возникновение совершенно новых культурных явлений.
Однако мода принадлежит не столько миру вещей, сколько миру людей. Сами по себе вещи могут не меняться, но меняются те значения, которые им придают люди, взаимодействующие между собой и с культурой в целом. Поэтому мода, судя по обобщающим рассуждениям А.Б. Гофмана, - «один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения, как индивидуального, так и коллективного» [2].
Наше исследование направлено на изучение современной моды (перфоманса моды) в рамках локальной городской культуры г. Нальчика. Основанный еще в 1724 г., сегодня он воплощает образ полиэтнического, поликонфессионального города. В нем проживает более 300 тыс. человек и около 100 национальностей. Своеобразную динамику городской жизни придает наличие трех государственных вузов, в которых обучается более 20 тыс. студентов. Кабардино-Балкарский государственный
университет является крупнейшим из них, насчитывающий около 13 тыс. студентов. В КБГУ можно наблюдать многообразие форм и типов девичьей национальной, мусульманской и современной одежды.
Костюм - не только непременный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования общества, но и полноценный исторический источник, несущий большую информацию о различных областях деятельности человека, особенно в том случае, если у изучаемых народов отсутствовала письменность. Одежда отражает преемственность поколений, народные традиции на протяжении длительных хронологических периодов, позволяет проследить связи между народами. Своей знаковой системой костюм несет информацию о половозрастном, социально-экономическом статусе владельца и отражает общий уровень экономического развития данного общества.
Одним из исходных принципов нашей рефлексии по проблеме локального феномена моды в контексте адыгской культурной системы является то, что замена традиционных ценностей и мировоззренческих установок в ней привели к ломке традиционных устоев и формированию новой культурной парадигмы. Произошла перегруппировка всех составляющих культуры, и одним из проявлений того стала мода, способствующая формированию нового габитуса адыгского мира. Модные новации, влияние русской и мировой цивилизации, глобальной фэшн-индустрии приводят к появлению новых модных предпочтений, в том числе и к осмыслению уже известных стилей. Особенно это касается женского городского костюма и женских образов, наиболее динамично воспринимающих все новые тенденции и социальные изменения, в том числе и связанные с исламизацией в КБР, набирающей силу с начала 2000-х гг.
Адыгский женский национальный костюм (платье, шапочка, кафтан, шаровары, нарукавники, обувь, пояс, корсет) подвергался культурной трансформации несколько раз. Уже в начале ХХ в. горская одежда принимает современный вид. Упростились крой и фасон. Одежда стала украшаться фабричными элементами отделки: тесьмой, лентами и кружевом. Адыгские модницы из зажиточных семей стали носить часы-медальоны на цепочке, городские ботинки, а также использовать сумочки-ридикюли. На смену традиционно простым платкам и шалям пришли привозные из России шелковые, кружевные и шерстяные шали, пледы, пла-
точки [3]. Приверженность традиционному костюму наиболее долго сохранялась среди женщин низких социальных слоев.
Большие трансформации горский костюм претерпел в период советской модернизации. Новая идеология провозглашала равенство народов и культур, а власть ставила целью преодоление экономической и культурной отсталости северокавказских народов. Одежда сильно изменилась. Повседневные летние платья стали шить из тонких тканей с короткими рукавами, большим вырезом, часто с низко спущенной талией. В городах в это время у девушек появилась одежда типа косовороток, юнг-штурмовок, кепи и иных видов одежды, близкой к мужской [4, с. 249]. Подобная мода не могла легко быть воспринята кавказскими женщинами, поэтому продолжали бытовать платья распашного покроя (у старшего и среднего поколения) или закрытые (у молодых). Предпочитались однотонные темные ткани.
Наиболее устойчивым элементом женской одежды оказались головные уборы, состоящие из платков и шалей. В 1930-х гг. появились шелковые платки, схожие с современными. Функции головного убора немного утрачивают свое значение в послевоенный период, когда молодые замужние женщины не закрывают свои волосы, а надевают косынку ленточкой, имеющей символическое значение.
В 1960-1970-е гг. адыгские девушки и женщины перешли на современную одежду, которую либо шили сами, либо заказывали в ателье.
Однако в таком знаковом ритуале, как свадьба, девушка надевала старинное платье или платье из современных тканей традиционного, либо модернизированного покроя. Использовали также серебряные национальные пояса. Старинные нагрудные застежки и пояса заимствовались родственниками и соседями на праздничные дни. Ими дорожили и передавали из поколения в поколение.
Тенденция сохранения традиционного свадебного костюма в 1960-1970-е гг. была связана с общей установкой на создание новых советских обрядов и соблюдением традиционных народных ритуалов, праздников, обычаев. На свадебных торжествах использовались национальные формы одежды в их модернизированном виде. Образ дополняли старинные нагрудники, пояса и шапочки [4, с. 262].
Значительные изменения претерпел Нальчик в перестроечный период. Именно к этому времени относится формирование у кабардинцев урбанистической культуры, массовое перетекание сель-
ского населения в город. Гласность и свобода своеобразно действовали на закрытые горские сообщества. Универсальный черный цвет стал самым популярным среди молодых девушек как символ изысканности и стройности. Он преобладал во всем, начиная от цвета волос, заканчивая аксессуарами. Торговые лавки и магазины были заполнены одеждой черных или коричневых оттенков, причем продавцы не привозили вещей иной цветовой гаммы, жалуясь на то, что они не продаются. Кроме этого в 1990-е гг. появилась мода на ношение большого количества золотых украшений. Турецкое золото, доступное женщинам среднего достатка, носили на любые мероприятия. Наибольшему влиянию в этот период подверглась национальная культура, которая вошла в конфликт с процессом «ве-стернизации». Самобытная этническая культура оказалась за гранью культурной жизни.
Нами проведено анкетирование среди девушек и юношей (студентов КБГУ) по выявлению типологии девичьих образов и систематизации их восприятия. Было собрано и обработано 120 анкет. Средний возраст анкетируемых 20 лет. На основе полученных результатов выделено несколько ключевых типов девичьих образов:
- девушки с «подиумной» внешностью, одетые по последней моде - стильные и современные;
- одетые согласно мусульманским предписаниям в хиджаб или закрытое платье;
- девушки, использующие в своем образе элементы национального орнамента и этнической культуры;
- выпадающие из общего фона, вульгарные, субкультурные образы.
На вопрос о том, что для Вас мода, 38 % респондентов ответили, что они следуют моде и это их образ жизни. Именно этот контингент нас интересует при рассмотрении первой категории городских девушек. К анкетированию они подошли особенно ответственно и с увлечением. Эти девушки (1625 лет) являются поколением образованных «продвинутых» людей, знающих, чего они хотят от жизни, и что нужно для этого делать. Они свободно ориентируются в мировых модных новостях и тенденциях, смотрят модные сайты, заказывают все свои вещи по интернету (29 % опрошенных). На первый взгляд они не отличаются от столичных девушек, предпочитают яркие и цветные вещи (34 %), тщательно подбирают ансамбли и критически подходят к выбору своей одежды. Так, на вопрос: «Как Вы оцениваете свой гардероб?» 50 % девушек ответили, что можно было бы его обновить. Как и во
всем мире, в Нальчике созданы все условия для распространения «быстрой моды», когда вещи настолько быстро устаревают, что люди не успевают их донашивать, каждый сезон обновляя свой гардероб. Уровень жизни можно определить только по качеству материала. Предпочтение отдается джинсовой одежде и натуральным тканям. В магазинах представлены вещи люксовых производителей - Dior, Chanel, Versace и др., массовые бренды -Zara, Mango, H&M и т.д. Последние занимаются распространением более дешевых копий одежды от модных домов. Бутики и модные магазины города в своей ценовой политике могут составить серьезную конкуренцию московским магазинам. На сравнительно небольшой территории города 4 крупных базара, и часто встречаются магазины «Доступ», «Sale», «Смешные цены», «Ценопад» и др. 29 % опрошенных признались, что за покупками ходят на рынок и вполне довольны ценами и ассортиментом.
В то же время все большую популярность приобретают девушки в хиджабах и закрытых платьях. Исламский фундаментализм претендует на широкую легитимность и выступает в защиту истинного ислама, отвергая ценность других традиций.
В начале 2000-х гг. впервые появляются девушки в хиджабах, не вызвавшие тогда общественной реакции. Ситуация переменилась после октября 2005 г., когда группа вооруженных боевиков напала на столицу республики. Эти события стали поворотным пунктом в отношении общества к религиозной молодежи. Людей охватил страх перед «закутанными» и «бородатыми», особенно переживали родители. Молодых девушек в хиджабах стали клеймить, причем ложные и опасные стереотипы складывались и в отношении верующей молодежи, не связанной с экстремизмом. Явно недоброжелательное отношение выражалось во всем (например, им отказывали в трудоустройстве).
Сегодня ситуация стабилизировалась, и 31 % опрошенных высказали положительное отношение к хиджабу. Они считают, что люди выполняют предписания своей религии. 63 % респондентов ответили, что то, как одеваться, это личный выбор каждого человека. Отрицательное отношение высказали лишь 4 % опрошенных.
Внутри этой группы можно условно выделить два направления:
а) девушки в закрытых цветных, модных платьях или юбках-миди. Светлый либо яркий платок не закрывает шею, либо повязан широкой лентой (молодые невестки). В данной категории возможно ношение любых украшений, каблука, не исключен
неброский макияж. Большинство из них совершают намаз, при этом часто посещают мусульманские салоны красоты, спрос на которые за последние два года заметно вырос. Они заимствуют манеру ношения платка, характерную для чеченских и ингушских девушек;
б) девушки, закутанные в хиджаб, закрывающий полностью шею и даже подбородок. Образ не принимает украшения, макияж, закрываются кисти рук, одеяние темного (обычно черного) цвета.
Следующий девичий образ выделен в особую группу по использованию каких-либо элементов национальной одежды. Стремление к этнической составляющей в своей одежде вызвано желанием дистанцироваться от всеохватывающих глобальных процессов. Этнический стиль позволяет местным дизайнерам, опираясь на культурную самобытность, отойти от стандартных шаблонов и привнести в моду новые цвета, крой, аксессуары, украшения [5]. Следует отметить, что с 2011 г. 28 сентября объявлен днем черкесского костюма. В КБГУ ежегодно проводятся праздничные мероприятия, посвященные этому дню. 75 % опрошенных высказали положительное отношение к введению дня черкесского костюма и согласны с тем, что это будет способствовать сохранению исторической памяти народа. Институционализацией традиционной одежды в современную глокализированную культуру занимаются известные исследователи-модельеры М. Саральп и М. Хацукова.
Сохранение национальных традиций в покрое и отделке свадебных платьев, равно как использование современными модельерами традиционного силуэта, деталей одежды, украшений, на наш взгляд, говорит не об архаике и возвращении к прошлому, а о стремлении обогатить настоящее и будущее, культуру современного человека.
И последний образ - это девушки с креативной внешностью, находящейся на грани моды и вульгарности. Согласно И. Богардусу, вульгарность является следствием того, что люди не успевают прийти к адекватному эстетическому восприятию модных тенденций [6]. Сельские девушки, переезжая в город на время учебы, сочетают в своем образе крайности. Для поездки к родственникам у них есть отдельный гардероб, скромный и консервативный, а для повседневной городской жизни - другой. Девушки демонстрируют открытость, свободу, сексуальность. По-прежнему довольно популярен черный цвет, широко распространены леопардовые и тигровые расцветки, красный цвет, атлас, кружево и т.д. Обильные золотые украшения, бриллианты, массивная бижутерия, высокий каблук, прическа
завершают образ. Уже не вызывают удивленной реакции девушки в спортивной одежде с ярким макияжем, прической и золотыми украшениями. 39 % опрошенных нами молодых людей отметили, что внешний вид не всегда определяет воспитание и более важно, по мнению 37 %, чтобы образ не был вызывающим.
Итак, городская мода выступает как историческое явление, часть материальной культуры и жизни общества. Временное господство определенного стиля и образа сменяется другим и характеризует основные тенденции общественного развития.
Сравнительно небольшой город-курорт Нальчик воплощает в себе множество интересных девичьих культурных образов. Здесь представлены элементы глобального и локального, религиозного и национального, чье переплетение создает особый неповторимый внешний вид. Местный социум активно приспосабливается к сложившимся в стране и регионе условиям с использованием социального ресурса этнической традиции и идеологического ресурса мусульманской религии [7, 8].
Сегодня городская молодежная среда формирует поколение, активно включенное в общественно-культурную жизнь республики. Молодежь образованна, мобильна, владеет современными информационно-коммуникативными технологиями, что и позволяет ей создавать свой уникальный и неповторимый образ. Ментальные основания адыгского общества претерпели существенные сдвиги, но, на наш взгляд, в современном молодежном дискурсе оказываются предпочтительными девичьи образы, несущие в себе отсылки к традициям, прежде всего когда девушка через одежду заявляет о своей воспитанности и культуре.
Литература
1. Шефтсбери Э. Эстетические опыты. Т. 1 : Образ и действительность. Москва; Минск, 1998. С. 289.
2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994. С. 9.
3. Цыбульникова А.А. Влияние русской городской культуры на материальную культуру народов Кубани во
второй половине XIX - начале XX в. // Город в этнокультурном пространстве народов Кавказа : материалы Х конгресса этнографов и антропологов России. М., 2014. С. 79.
4. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII - XX вв. М., 1989.
5. Васильева Ж.В. Влияние процессов глобализации на fashion-индустрию. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/ joumals/216.html&j_id=15 (дата обращения: 23.03.2015).
6. КилошенкоМ. Психология моды. СПб., 2001. С. 25.
7. Боров А.Х. Северный Кавказ в российском циви-лизационном процессе. Нальчик, 2007. С. 272.
8. Тхагапсоев Х.Г., Черноус В.В. Этносы в глобализирующемся мире. Ростов н/Д., 2009. С. 166.
References
1. Sheftsberi E. Esteticheskie opyty. T. 1 : Obraz i de-istvitel'nost' [Aesthetic Experiments. Vol. 1. Image and Reality]. Moscow; Minsk, 1998, p. 289.
2. Gofman A.B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya [Fashion and People. New Fashion Theory and Fashion Behavior]. Moscow, 1994, p. 9.
3. Tsybul'nikova A.A. [Influence of Russian Urban Culture on the Material Culture of the Peoples of Kuban in the Second Half of XIX - early XX Century]. Gorod v etnokul'turnom prostranstve narodov Kavkaza [City in Eth-nocultural Space of the Caucasus Peoples]. Materials of Xth Congress of Ethnographers and Anthropologists of Russia. Moscow, 2014, p. 79.
4. Studenetskaya E.N. Odezhda narodov Severnogo Kavkaza XVIII - XX vv. [Clothing of North Caucasian Peoples XVIII - XX Centuries]. Moscow, 1989.
5. Vasil'eva Zh.V. Vliyanie protsessov globalizatsii na fashion-industriyu [The Impact of Globalization on Fashion-industry]. Available at: http://www.cr-journal.ru/rus/jour-nals/216.html&j_id= 15 (accessed 23.03.2015).
6. Kiloshenko M. Psikhologiya mody [Fashion Psychology]. Saint Petersburg, 2001, p. 25.
7. Borov A.Kh. Severnyi Kavkaz v rossiiskom tsivili-zatsionnom protsesse [North Caucasus in the Russian civilization process]. Nalchik, 2007, p. 272.
8. Tkhagapsoev Kh.G., Chernous V.V. Etnosy v global-iziruyushchemsya mire [Ethnic Groups in the Globalizing World]. Rostov-on-Don, 2009, p. 166.
Поступила в редакцию 23 января 2016 г.