УДК 316.74 : 2 : 391 ББК 60.526.2 Л 97
С.А. Ляушева,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +78772524578, e-mail: [email protected]
Т.С. Позднякова,
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79604996801, e-mail: [email protected]
МОДА И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ: СПЕЦИФИКА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ1
( Рецензирована )
Аннотация. В статье предлагается анализ специфики взаимовлияния этнокон-фессиональных традиций и моды. Авторами подчеркивается важная роль этнических традиций в создании консолидированного общества, что особенно актуально в условиях глобализации. Также отмечается, что при отсутствии устойчивых этнорелигиозных традиций уровень восприятия моды значительно возрастает.
Ключевые слова: полиэтничный регион, мода, религия, культура, глобализация.
S.A. Lyausheva,
Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Philosophy and Sociology Department, the Adyghe State University, Maikop, ph.: +7(8772)524578, e-mail: [email protected]
T.S. Pozdnyakova,
Candidate of Sociology, Senior Lecturer at the Department of the Fine Arts and Design of Institute of Arts, the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79604996801, e-mail: [email protected]
FASHION AND ETHNORELIGIOUS TRADITIONS: SPECIFICS OF MUTUAL INFLUENCE
Abstract. The paper analyzes specifics of mutual influence of ethnoconfes-sional traditions and fashion. The authors emphasize an important role of ethnic traditions in creation of the consolidated society that is especially relevant in the conditions of globalization. Also the publication shows that in the absence of steady ethnoreligious traditions the level of fashion perception considerably increases.
Keywords: multiethnic region, fashion, religion, culture, globalization.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Научного Фонда, проект № 15-18-00148 «Этносоциальные процессы и межэтническая напряженность на Юге России: совершенствование аналитического инструментария и способов регулирования»
Трансформация российского общества и глобализация, имеющая тенденцию к нарастанию, актуализируют ситуации, которые происходят в поликультурном и поли-этничном регионе. Глобализация и интеграция культурных ценностей разных народов не исключают того, что традиционные ценности продолжают оказывать достаточное влияние как на духовную ситуацию времени, так и на повседневные образцы культуры. Сталкиваются две тенденции: с одной стороны, движение в сторону возрождения и сохранения этнических традиций, а с другой - стремление создать единое общество, воспроизводящее единые социокультурные институты [1; 169]. В водоворот этих противоречивых тенденций попадает и мода, которая выступает довольно сложным, неоднозначным и многофункциональным феноменом. Мода и этническая культура начинают взаимовлиять друг на друга, и этот взаимообмен выступает достаточно своеобразным и специфичным. Мода связана с визуализацией внешнего проявления культуры, что находит отражение во внешнем виде, поведении, интересах, привычках и т.п. При этом она не может не вбирать в себя специфические элементы этнических и региональных культур. Это приводит к тому, что новые образцы, которые мода декларирует, начинают приобретать этнические оттенки. За последние десятилетия произошла удивительная метаморфоза моды: если раньше разные культуры, разные этносы представляли одежду как этноидентифика-ционный маркер, по особенностям одежды можно было безошибочно определить этническую принадлежность, то сегодня мы говорим о мировой модной тенденции, которая выражается в понятии «этнический стиль», демонстрирующем мотивы этнических культур народов мира. Мода и этническая культура начинают взаимопроникать и взаимодополнять друг друга.
В современном обществе становится возможным появление такого взаимодействия, как мода и религия. Внешняя атрибутика традиционных религиозных институтов незначительно подвержена модификациям.
Религиозную моду можно охарактеризовать, исходя из следующих позиций:
Во-первых, элементы религиозного одеяния, атрибуты религий активно вливаются в современную индустрию моды, переходя с подиума в повседневный обиход, принимая модное значение.
Зачастую религия оказывается в центре социальных событий (военные конфликты на религиозной почве, экстремизм) на общемировом уровне. При этом мода, являясь отражением жизни общества, реагирует своеобразным способом -самые именитые кутюрье подиума высокой моды предлагают «религиозный стиль», который предполагает ношение одеяния свободного покроя, скрывающего контуры тела и покрывающие голову, подобие религиозной одежды. Другой вариант заимствования предполагает непосредственно на одежде изображать религиозные мотивы. Так, элементы современного костюма, связанные с библейскими сюжетами, - горельефное изображение распятого Христа (А. Мак-Куин, 1996 г.), ангелов, Девы Марии, лика Христа, Марии Магдалины, апостолов на блузках (2005 г., «Дольче и Габба-на», Сауа1ега, 2003 г.). Изображений, связанных с другими религиями, меньше (изображение Будды на костюме от Д. Армани, 2005 г.). А.И. Затулий считает, что «постмодернистское искусство костюма зиждется на отказе от символов веры, кои подвергаются сомнению, иронии, насмешке. Эта коллекция одежд - специфическая симуляция общения с верующими, розыгрыш коммуникации» [2].
Многое из традиционной атрибутики католицизма (крестики,
медальоны, розарии) проникло в современную моду, образовался готический стиль, особо заинтересовавший молодежную субкультуру. Готика возникла в середине тринадцатого века из смешения романского стиля с искусством Византии и арабских стран, появившимся после крестовых походов. Современное возрождение готики началось с экранизации готического романа «Собор Парижской Богоматери», фильмов ужасов, популяризации музыки в стиле панк и готического рока, блэк-металла. Музыканты использовали традиционную средневековую музыку, в частности григорианские псалмы, в современной обработке. Готический антураж интересует модельеров, которые используют элементы готики в своих коллекциях - черные плащи-балахоны с обязательными капюшонами, облегающие длинные или короткие платья, узкие брюки, корсажи со шнуровкой, воротники-стойки, с отделкой из рюшей и сборкой у горловины.
Во-вторых, стремление современных мусульманок соблюдать требования исламской традиции и при этом вести активный образ жизни привело к созданию «ев-рохиджаба». Под этим понятием подразумевается мусульманская одежда, в которой могут сочетаться веяния моды и нормы шариата.
Итак, следует проследить за особенностями совмещения требований религии и модного фактора на примере мусульманской моды. Внешняя атрибутика может сочетаться, а последнее время во многом соотносится с тенденциями в современной светской среде. Безусловно, религиозные требования и установки не позволяют выйти далеко за рамки дозволенного, однако определенные вариации в сторону моды можно увидеть. Так, в мусульманской религиозной одежде, которая достаточно строга и, казалось бы, не может вдохновлять модельеров на интересные решения,
используются модные материалы, цвета, принты и т.д. Палантин как незаменимый аксессуар в гардеробе современной мусульманки универсален и подвержен влиянию моды. Потому как лучшие палантины производятся в Индии, Пакистане и Латинской Америке, и каждая из них оставляет на ткани часть своей культуры, и это отражается, прежде всего, на экзотическом рисунке.
Прежде всего, необходимо уточнить, что хиджаб в исламской традиции применяется как к одежде (внешний хиджаб), так и к образу жизни мусульманок (внутренний хиджаб). Женщины, жившие во времена Пророка, выходя из дома, обыкновенно надевали джилбаб (плащ, верхняя одежда) и химар (головную накидку). Со временем в различных частях мусульманского мира возникли и распространились разные виды верхней женской одежды, такие как абайя в арабских странах, чадор в Иране, бурка в Пакистане и пр.
В современном мире возникло новое понятие «еврохиджаб», которое включено в жизнь активных женщин-мусульманок на Западе и в Европе, соблюдающих нормы шариата. В Америке, Норвегии, Голландии художники, дизайнеры разрабатывают еврохиджаб, который должен быть красив и максимально соответствовать нормам шариата. Есть все основания говорить о популяризации мусульманской моды и мусульманской модной одежды. С каждым годом на^ улицах Парижа, Лондона и Нью-Йорка все чаще можно увидеть хорошо одетых мусульманок, которые не только прекрасно «вписываются» в евро-американский пейзаж, но и становятся новыми законодательницами моды. Еврохиджаб получил развитие в молодежной среде, потому как именно студенты американского университета дизайна разработали линию молодежной одежды на основе абайи - широкополого
платья, которое носят мусульманки, пытаясь адаптировать традиционный наряд к повседневной жизни жительниц Запада.
Возникновение понятия «мусульманская мода» связано с регулярным проведением конкурсов, Недель моды, как за рубежом, так и в России, странах СНГ. При создании мусульманской одежды дизайнеры используют и традиционные для региона материалы (ткань из пальмовых волокон), и необычные для арабских стран материалы, такие как мех, джинсовая ткань и т.п. Показательна для иных культур позиция молодого поколения исламского мира, в которой оно стремится сочетать традиции, основы религии и движение времени, прогресс, моду, что важно в процессе глобализации мира. Отметим еще одну интересную тенденцию - использование народных мотивов из мусульманских стран Саудовской Аравии, Пакистана, Ливана и Турции, украшений и уборов старины в дизайне одежды. Показы мусульманской моды проходят в Казани под названием International competition of islamic fashion, в Саратове состоялся показ, в котором моделями и зрительницами дефиле стали прихожанки местной Соборной мечети, целью которого была популяризация мусульманского костюма в регионе; в Грозном функционирует магазин модной мусульманской одежды.
За трансформациями хиджаба стоит гораздо больше, чем просто изменения в одежде, это смена мировоззрения женщин мусульманского мира, их стремление к эмансипации. Дизайнерами разработана линия спортивного хиджаба, которая запущена в массовое производство и продаётся в разных странах мира, и купальный костюм для мусульманок - буркини, в котором можно появляться на общественных пляжах, плавать и даже заниматься серфингом.
Еще одна сторона интеграции мусульманской одежды - это
ее виртуализация: показ мод на интернет-портале Islam Online под названием «Мусульманская осень», в котором представлена одежда не только для мусульманок, но и для всех, кто интересуется скромной и красивой одеждой. Многосторонне представлена информация на таких сервисах, как Facebook и YouTube, предлагающих сотни новых вариантов хиджаба, многие из которых потом появляются на обложках модных журналов. Сайт о хиджабе Hijab Style (под руководством Яны Косайбати) специализируется на подборе приемлемой одежды для мусульманок из коллекций, которые можно приобрести в обычных магазинах, клуб «Muslim sisters designing modest clothes» в виртуальном режиме делится мастерством кройки и шитья хиджаба.
В исламском мире появились гаджеты - портативная техника с повышенной функциональностью, рассчитанная на мусульманского потребителя. Каждое устройство в своей памяти имеет некоторый набор исламских священных текстов, причем не только в текстовом формате, но и в виде аудиофайлов. Помимо этого, включен широкий набор опций, позволяющих узнать нахождение мечети в любой точке мира, а у некоторых гаджетов есть еще и компас, чтобы точно знать, где находится Мекка, в каком направлении молиться. Эта техника соединяет в себе моду на стильные и статусные предметы пользования и моду на религиозные атрибуты.
Таким образом, проходят показы исламской моды, создаются сайты в Интернете об исламе, открываются бутики с большим выбором мусульманской одежды, что свидетельствует о высокой степени активности представителей ислама.
Возможно, интерес европейской моды к максимально закрытой и удобной одежде, каковой является хиджаб, есть следствие цикличности моды. В разные периоды в европейской одежде смещались
акценты, открывалось декольте, при этом платье было пышным и длинным, или менялась длина юбки. Модная одежда с 60-х годов XX века обнажала женщину, и в целом эта тенденция стала привычной. Ощущая перенасыщение открытостью одежды и образа женщины, хиджаб оказался актуальным, являясь одеянием красивым, экологичным и, главное, придающим загадочность женщине.
Итак, в современном мире прослеживается взаимопроникновение религии и моды, что приводит к функционированию понятия «религиозная мода».
В Европе усложнилась религиозная карта, причем таким образом, что встала проблема сосуществования разных религиозно-культурных сообществ в рамках одного общества, по традиции называемого «светским». Уже давно хиджаб из элемента одежды превратился в своеобразный символ, вызывающий крайне разноречивое отношение и становящийся причиной достаточно острых общественно-политических коллизий. Так, например, проблема запрета на ношение хиджаба актуализировалась и в ряде европейских государств, где существуют крупные мусульманские общины. В частности, во Франции: Париж принял соответствующий закон, и многие эксперты склонны полагать, что это сыграло немалую роль в провоцировании недавних беспорядков в мусульманских кварталах. Аналогичный запрет на ношение хиджаба был введен в некоторых землях Германии, а также некоторых странах Европы.
Запрет на ношение религиозного одеяния, символов, головного убора в общественных учреждениях вызвал негодование религиозных общин, ссылающихся на нарушение прав человека. Представители религиозного сознания не всегда могут согласиться с выдвижением в качестве универсальных ряда светских принципов, которые отстаивает
Совет Европы и другие международные организации.
Международная Хельсинкская Федерация по правам человека убеждена, что такой запрет приведет (в частности Францию) в противоречие с международными стандартами прав человека по свободе совести, поскольку ношение религиозной одежды может быть одним из проявлений исповедования религии. Государство не может объявить какие-либо проявления незаконными, если они не нарушают основные права других людей или не ставят под угрозу общественную безопасность, здоровье или мораль, как определено международным правом.
«Для любого государства ино-культурные интервенции импортных форм религиозности как форм политического влияния других государств на религиозный ландшафт данного государства представляют собою фактор радикализации и политизации религии», - отмечает А. Журавский. Культурологический подход выявляет религиозное в его сопряженности с этнокультурным, позволяет увидеть сложную взаимозависимость различных факторов: религиозного, этнического, культурного. В рамках этого подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности. При таком подходе становится понятным феномен культурной сопричастности религии. С другой стороны, культурологический подход не только выявляет сложные социокультурные взаимосвязи культуры и религии, но и позволяет государству и обществу воспринимать религию как явление культуры.
Мода - сфера художественной деятельности людей - находит выход в диффузии европейской и мусульманской одежды как средства деполитизации хиджаба. Противоречивость и острота вопроса о ношении хиджаба в европейских странах заслуживает отдельного внимания.
Подростковый возраст и студенческие годы - время наиболее активного духовного поиска. Многие находят себя все-таки в традиционных религиях, тем более что в стране стали проводиться программы, направленные на молодое поколение - молодежный крестный ход, ифтар (торжественная трапеза).
В последние десятилетия «мода на религию» возникает, когда выбор человеком конфессии не всегда обусловлен культурными традициями его предков, его этноса. Новые религиозные движения строятся по принципу коммерческой корпорации, но как только религия превращается в бренд, она становится частью моды. Наряду с традиционными религиями, активно возрос интерес молодежи к эзотерическим знаниям. Новые религиозные движения с подтекстом таинственности, интриги нередко предусматривают и соответствующие магические обряды и ритуалы, которые впечатляют молодых людей и притягивают в эти сообщества. Средства массовой информации, доступная литература, большое количество появившихся целителей и экстрасенсов привлекают внимание молодежи к оккультизму и эзотерике. В настоящее время знаменитости диктуют не только моду на внешний
вид (прическу, одежду, макияж), но и на религию. Многие известные люди активно позиционируют свою принадлежность к религиозным движениям содержанием внешнего вида, текстов песен, интервью, образом жизни и т.д. Например, Мадонна, последовательница каббалы, часто фотографируется в майке с надписью «Участник Культа», Ричард Гир основал «Фонд Гира», который собирает деньги для Да-лай Ламы и изгнанного тибетского общества. Таким образом, в исследовательском поле современной со-циокультуры актуальным остается изучение различных аспектов моды, в том числе и ее рассмотрение в качестве индикатора изменений этнических и религиозных ценностей.
В полиэтничном регионе на восприятие моды оказывают влияние как мировые модные тенденции (например, модные тенденции в одежде, предлагаемые известными модельерами), так и ценности и нормы этнических культур и религий. Чем сильнее влияние традиционной культуры и религиозных установок, тем ниже уровень восприятия современных требований моды. При отсутствии устойчивых этнорелигиозных традиций уровень восприятия моды значительно возрастает.
Примечания:
1. Ильинова Н. А. Аксиологический аспект социального бытия общества сквозь призму социально-гуманитарного познания // Власть. 2014. № 11. С. 168-171.
2. Затулий А.И. Религиозные мотивы в коллекциях современных модельеров // Религиоведение. 2006. № 4. С. 119-125.
References:
1. Ilyinova N.A. Axiological aspect of social existence of the society through the prism of social and humanitarian knowledge // Power. 2014. No. 11. P. 168-171.
2. Zatuly A.I. Religious motifs in the collections of contemporary designers // Religious studies. 2006. No. 4. P. 119-125.