Научная статья на тему 'Мода в полиэтничном обществе: этнорелигиозное влияние'

Мода в полиэтничном обществе: этнорелигиозное влияние Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1055
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / РЕЛИГИОЗНАЯ МОДА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЙ ЭТНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ / ИСЛАМ / ХИДЖАБ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Татьяна Сергеевна

Актуальность статьи обусловлена тем фактом, что мода, рассмотренная как социокультурный феномен, оказывается отражением процессов, происходящих в обществе. В полиэтничной среде на моду оказывает влияние этнорелигиозная специфика региона. В статье приводятся результаты социологического опроса по проблеме влияния этнокультур и религий на модные тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Позднякова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мода в полиэтничном обществе: этнорелигиозное влияние»

УДК 391 : 316 (470.621) ББК 60.54 (2РосАды)

П 47

Т.С. Позднякова,

аспирант кафедры философии и социологии АГУ, тел. 8 960 496 801

Мода в полиэтничном обществе: этнорелигиозное влияние

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем фактом, что мода, рассмотренная как социокультурный феномен, оказывается отражением процессов, происходящих в обществе. В полиэтничной среде на моду оказывает влияние этнорелигиозная специфика региона. В статье приводятся результаты социологического опроса по проблеме влияния этнокультур и религий на модные тенденции.

Ключевые слова: мода, религиозная мода, этнокультура, традиционный этнический костюм, ислам, хиджаб.

T.S. Pozdnyakova,

Post-graduate student of Philosophy and Sociology Department of the Adyghe State University, ph. 8 960 496 801

Fashion in multiethnic society: ethnoreligious influence

Abstract. Topical character of the paper is caused by the fact that the fashion considered as a sociocultural phenomenon, proves to be reflexion of the processes occurring in a society. In multiethnic environment the fashion is influenced by ethnoreligious specificity of region. The author descibes the results of sociological interrogation on influence of ethnocultures and religions on fashionable tendencies.

Keywords: a fashion, a religious fashion, the ethnoculture, a traditional ethnic suit, Islam, hidzhab.

Современная мода связана не только с одеждой или внешними формами культуры, она охватывает весь образ жизни человека и взаимосвязана с такими явлениями, как политика, музыкальные и литературные пристрастия, речь, экономика, манеры, способы общения и даже научные теории. Учитывая всеобъемлющий характер феномена моды, исследование механизма существования и специфических особенностей моды является весьма актуальным и перспективным направлением в науке.

Философия рассматривала моду ещё с доиндустриального периода развития общества. Такие мыслители, как Гегель, Кант, Энтони Эшли Купер, Адам Смит, Томас Рид представили свои теории моды еще несколько столетий назад. Однако если иметь в виду, что современное общество стоит совсем на другой ступени развития, мы можем рассматривать эти теории, но не ограничиваться ими [1,3].

Мода неразрывно связана с обществом, и наиболее важными можно считать исследования социологов в русле изучения этого объекта. Необходимо назвать имена Г. Тарда, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Т. Веблена, Г. Блумера, П. Бурдье, предложивших новые теории моды уже в период индустриального общества [1,2]. На современном этапе изучения социологических основ моды ученые (А.Б. Гофман) выделяют функцию создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах, инновационную функцию, коммуникативную функцию, функцию социальной дифференциации и нивелирования, функцию психофизиологической разрядки, функцию престижа, функцию социализации [4]. В свете вышеперечисленного подчеркнем важность

ниши, занимаемой модой в обществе.

Мода, попадая в условия полиэтничного общества, проходит сквозь некую призму этнического своеобразия региона. Несомненно, происходит взаимообмен между собственно модой, имеющей массовый характер, и на первый взгляд закрытой для нововведений традицией.

Социологическое исследование среди школьников и студентов г. Майкопа Республики Адыгея на тему: «Этнокультурные факторы моды в полиэтничном регионе» предполагало выяснить специфику распространения моды среди молодежи, стилистические предпочтения в условиях полиэтничного общества, степень открытости молодежи к проявлениям внешней коммуникации посредством моды и т.д. Всего было опрошено 650 человек, в том числе 200 учеников 10-11-х классов и 450 студентов вузов республики.

Модная одежда для молодежи выполняет функцию престижа в коллективе и является способом самоутверждения, но есть некоторые различия в зависимости от возрастной группы.

Так, практически половина респондентов в возрасте от 15 до 18 лет (старшеклассники и студенты 1 курсов) отметили престиж модной одежды, обладатель модного внешнего вида отмечен особым статусом в молодежной группе. Показатель модной одежды как фактор престижа неуклонно снижается по отношению к старшей возрастной группе, где он составляет только 23,5% (рис.1)

15-18 лет19-21 год 22-24 25 и

года более

Рисунок 1.

Распределение ответов на вопрос: «Модная одежда для Вас это?», в % (выборочные

пункты)

Как способ самоутверждения модная одежда активнее выступает в группе молодых людей в возрасте от 22-24 лет (47 %). Сделать вывод о том, что открытыми к моде являются все группы молодых людей, можно по следующим данным. На вопрос: «Какой стиль в одежде Вы предпочитаете?» 31 % (15-18 лет), 29,5 % (19-21 год), 30 % (21-24 года), 59 % (25 лет и более) ответили, что стиль зависит от модных тенденций. Многие респонденты не могли ограничиться представленными вариантами ответа на вопросы и зачастую вписывали ответы самостоятельно. Так, модная одежда для многих молодых людей - это возможность выразить себя, проявить творчески, хорошо выглядеть. Однако возникает некоторое противоречие, ведь модный объект на одном из своих этапов развития несет в себе массовое употребление и признание, а значит индивидуальность посредством такого объекта, в данном случае модной одежды, проявить невозможно.

Какие факторы влияют на Вас при выборе одежды?

25 лет и старше

22-24 года

19-21 год

15-18 лет

0 50 100

□ другое

□ мнение родителей, близких людей

□ соответствие субкультуре

□ удобство и практичность одежды

□ стоимость одежды

□ рекламная кампания фирмы

□ соответствие модным тенденциям

□ оригинальность модели

□ известный бренд

Рисунок 2. Факторы выбора одежды молодыми людьми

Молодежь стремится к оригинальности во внешнем виде, чтобы выделиться из группы, обратить на себя внимание. Об этом говорит тот факт, что приоритетами для всех возрастных групп являются друзья и общение, внешний вид и только уже затем получение образования и творческие успехи. Следует отметить достаточно противоположные варианты ответа на вопрос о приоритетах современной молодежи, такие как возможность самовоспитания и самореализации, самостоятельность и получение удовольствия от жизни любой ценой, стремление к денежному благополучию.

Часть молодых людей 14,3% (15-18 лет), 25%(19-21 год), 17 %(22-24 года), 18 % (25 лет и старше) не придают особого значения одежде и носят то, что нравится, мода им не интересна. Внешний вид молодежи сейчас трудно представить в определенных рамках, он зависит от настроения, степени удобства и комфорта. Практичность одежды особо важна для молодежи в возрасте от 22 - 24 лет (77 %) и от 25 лет (65 %) (рис.2).

В Республике Адыгея проживают разные этнические группы. В ходе исследования проводилась работа по выяснению идентификации самых многочисленных этнических групп - русских и адыгов и степени воздействия на них моды. Отчетливо прослеживается тенденция к отсутствию стремления молодежи к обозначению своей этногруппы (рис.3). Но те респонденты, которые стремятся ее обозначить, ответили, что она отражена, в первую очередь, в образе жизни 60% (22-24 года), 49,2% (19-21 год). При этом моральные принципы и поведенческие нормы, речь и мышление были указаны критериями отличия одной этнической группы от другой. Одежда, как одна из сторон отражения этнической идентичности, также была отмечена 7,1 % (15-18 лет, 22-24 года) и 13,1% (19-21год) респондентов. Причем, одежда как внешний атрибут отмечена 12% русских и 6,8 % адыгов, а образ жизни как деятельный фактор выбран 54% адыгов и 38% русских.

Некоторые элементы современной молодежной моды, например, традиционный адыгский орнамент на сумочках для сотового телефона, кулоны с обозначением родовых знаков (тамга), мотивы традиционного этнического костюма в свадебных платьях и многое другое, позволили нам определить специфику взаимовлияния моды, этнической культуры и религии (рис. 3).

Пытаетесь ли Вы обозначить свою этническую и религиозную принадлежность?

15-

18лет

22-24 25лет и года старше

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

т

/ 71

У

. —(

адыги

русские

□ да □ нет

□ да □ нет

Рисунок 3. Динамика становления этнической идентификации молодежи, в %

Как видим, молодые люди всех возрастных групп, из них 62,1 % адыгов и 57 % русских, отметили, что одежда с этническими элементами может быть модной и современной. Затруднились с ответом в основном школьники и студенты 1-х курсов (37%) и старшая возрастная группа (18%). Тем не менее, носить одежду с элементами национального костюма другого народа согласились бы 35,5% (25 лет и старше), 27% (22-24 года), 16,4% (19-21 год), 14,3% (15-18 лет). Около 10% всех опрошенных респондентов оказались в сомнении, затруднились ответить, остальные респонденты ответили отрицательно.

Также был задан вопрос «В связи с чем Вы не носите традиционный костюм Вашего этноса?», и оказалось, что большинство просто не задумывалось об этом. В сравнительной таблице увидим некоторую разницу между ответами адыгов и русских по этому вопросу: не нравится традиционный костюм - 13% адыгов и 24% русских, боязнь насмешки или нареканий - 6% и 2,1% соответственно, 2,3 % и 1,1 % носят такую одежду. Этот вопрос вызвал бурную реакцию респондентов и определенное количество самостоятельных ответов. Такие ответы разделились на две группы. Во-первых, это позиции, носящие практический характер, т.е. отмечающие неудобство и непрактичность такой одежды, несоответствие времени и отсутствие в продаже. Во-вторых, поддержание традиций, отражающееся в желании носить традиционную одежду на праздники, мероприятия и суждениях о том, что свои корни нельзя забывать.

В целом нужно сказать, что отметить свою этническую принадлежность стремится лишь малая часть молодых людей. По рис.3 видно, что наиболее привлекательной для молодых адыгов является собственно традиционная одежда своего этноса, как одна из возможностей отражения этнической принадлежности, а к одежде с элементами национального костюма других народностей, с иными этническими мотивами относятся более категорично, но могут быть ориентированы на страны Востока. Русские молодые люди намного реже облачаются в традиционный костюм этноса, если только на исторические презентации, концерты и в случае увлечения славянской мифологией. Но гораздо чаще представляют для себя приемлемыми иные этнические мотивы мира.

Мода в полиэтничном регионе несет в себе этнорелигиозную специфику. Обращение к религии в стране вызвано такими факторами, как стремление возродить традиции, чаще основанные, к сожалению, на праздниках и религиозных ритуалах, восполнить пустующие ниши после коммунистической идеологии, удовлетворить неподдельную потребность в вере или моде, возникшей вследствие вышеописанных факторов.

В определенных социокультурных условиях формируется религиозная мода, которую можно охарактеризовать с позиций как внутренних убеждений, так и внешней атрибутики.

Обратимся к проведенному анкетированию молодежи г. Майкопа. Вопросы анкеты касались также соотношения моды и религии. Религия не может быть модной - так ответили 44,3% (19-21 год), 57% (22-24года), но позиция о возможности существования модной

религии подразумевается у 49% (15-18 лет) и 53% (25 лет и старше) респондентов. Рассмотрим подробнее ответы каждой из возрастных групп. Так, младшая группа отмечает, что если и можно говорить о модной религии, то более всех других факторов на нее оказывают влияние семейные традиции (29%), затем выбор религии знаменитыми людьми или кумирами(11%), политика государства (9,5%). 19% опрошенных не задумывались об этом и не определились для себя с ответом на данный вопрос. Группа молодых людей в возрасте от 19 до 21 года большинством ответов (44,3%) отвергла такое определение, отметив, что религия сугубо индивидуальна, она может и быть модной, но они против этого. Среди опрошенных, допускающих модную религию, 33% указали на актуальность семейных традиций и столько же процентов конкретного фактора не указали. 16,4 % респондентов подчеркнули влияние политики государства, обозначили экстремистское поведение верующих и выбор религии знаменитыми людьми или кумирами 8,2 %. Студенты и аспиранты в возрасте от 22 до 24 лет решающую роль в воздействии моды на религию определили политике государства (33,3%) и чуть менее 30% - семейным традициям. Считая такой вопрос некорректным, 20% заметили негативное влияние моды на религию, даже то, что такая постановка вопроса может повлечь за собой геноцид. Обращают внимание на светские новости, в частности, выбор некой религии знаменитыми людьми 13,3% молодых людей в возрасте 22-24 года. Старшая возрастная группа от 25 лет является более либеральной в вопросах религии (53%). Одним из аспектов воздействия моды на религию является выбор религии знаменитыми людьми или кумирами и политика государства - по 18 % соответственно, по 12% - семейным традициям и экстремистскому поведению, 6% привлекают экзотические ритуалы религии.

Элементы религиозного одеяния, атрибуты разных религий активно вливаются в современную индустрию моды. Внешняя атрибутика может сочетаться, а последнее время во многом соотноситься с тенденциями в современной светской среде. Безусловно, религиозные требования и установки не позволяют выйти далеко за рамки дозволенного, однако определенные вариации в сторону моды можно увидеть. Так, в мусульманской религиозной одежде, которая достаточно строга и, казалось бы, не может вдохновлять модельеров на интересные решения, используются модные материалы, цвета, принты и т.д. Возникло новое понятие «еврохиджаб», которое включено в жизнь активных женщин-мусульманок на Западе и в Европе, соблюдающих нормы шариата. Так, есть все основания полагать о популяризации мусульманской моды и мусульманской модной одежды. Тем не менее, если мода будет включать атрибуты иной религии, только около 20% респондентов во всех возрастных группах будут рассматривать такую одежду, как приемлемую.

Был задан вопрос об отношении молодежи к ношению в университете одежды, подчеркивающей религиозную принадлежность (рис.4).

60

50

40

30

20

10

15-

18лет

=

п 1' 1- т

19-

21год

22- 25 и

24года старше

□ Положительно

□ Отрицательно

□ Безразлично

□ Затрудняюсь ответить

□ Другое

Рисунок 4. Отношение молодежи к религиозной одежде в университете (школе)

Из диаграммы видно, что в целом относительно ровная ситуация во всех возрастных группах. В старшей группе безразличное отношение к религиозным атрибутам граничит с положительным взглядом на подобную идентификацию, по 12% затруднились с ответом, отрицательно относятся к таким проявлениям или же предложили свои варианты ответов. Среди них суждения о том, что не следует явно демонстрировать свою принадлежность к определенной конфессии, о невозможности навязывания такой одежды и т.д. Если сравнить ответы русских и адыгов 15 лет и старше 25 лет, то положительное отношение к ношению религиозного одеяния встречается у 30% адыгов и 13% русских. Такая одежда воспринимается молодежью в университете (школе) прежде всего как проявление религиозности, а затем уже как проявление скромности, перегиб в религии, доходящий до фанатизма.

Отвечая на вопрос «С какими трудностями, на Ваш взгляд, сталкивается девушка в хиджабе?», большинство респондентов всех возрастных групп отметили непонимание окружающих людей. 31,1% второй и 40% третьей возрастной группы выразили мнение -«приклеивание ярлыков «террористка», «ваххабистка» и т.п.

Проведенное социологическое исследование продемонстрировало в целом тот факт, что молодежь Республики Адыгея, говоря о моде, готова рассуждать прежде всего об одежде, музыкальных и досуговых пристрастиях, при этом не вполне расположена к оценкам таких позиций, как «религиозная мода», «модная религия» и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания:

1. Гофман А.Б. Классическое и современное: этюды по истории и теории социологии. М.: Наука, 2003.

2. Ятина Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2.

3. Дергунова Л.А. Мода как социальная технология: учеб. пособие. Шахты: Изд-во Юр ГУЭС, 2004

4. Гофман Л.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Питер,

2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.