Научная статья на тему 'Агональность как универсалий социокультурных систем (культурфилософский анализ)'

Агональность как универсалий социокультурных систем (культурфилософский анализ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
639
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГОНАЛЬНОСТЬ / АНТИЧНОСТЬ / АДЫГИ / ИГРА / КУЛЬТУРА / КОНФЛИКТ / ОНТОЛОГИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / AGONALITY / ANTIQUITY / CIRCASSIANS / GAME / CULTURE / CONFLICT / ONTOLOGY / SOCIOCULTURAL DYNAMICS / EXISTENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хоконов Мурат Анатольевич, Соблирова Зарета Хасанбиевна, Журтова Анжела Ариковна

Исследуется феномен агональности как пространство динамического развертывания социальных отношений, в котором на каждом этапе развития социумов снимаются диалектические противоречия, конфликты через элементы борьбы, соперничества на всех уровнях общественной жизни. В процессе изучения явления соперничества, состязательности в различных культурах предпринимается попытка рассмотрения агональности в межличностных отношениях, исторических формах общества. С целью конкретизации и детализации затрагиваемой проблемы и выявления особенностей агонистики в контексте той или иной культуры проводится историографический обзор философских и культурологических теорий, в которых проблема агональности была рассмотрена в различных аспектах. Особое внимание уделяется анализу агональных элементов в институтах традиционной культуры адыгов. Постулирование идеи о высокой степени агональности адыгского культурного пространства осуществляется через анализ традиционных институтов адыгского общества. Подчеркивается, что демократизм, стремление к индивидуальной свободе, дух состязательности и конкуренции за власть в истории цивилизации наиболее ярко отражается в социально-политической, культурной жизни античного полиса, в котором система мусического и физического воспитания, высокая гражданско-патриотическая культура, свободная творческая агональность выступали как некая система стимулов к прогрессу, саморазвитию. Данное положение делает возможным сравнительный анализ социальной, политической, культурной, межличной агональности в адыгском традиционном обществе и полисной организации античного социума, в рамках которых многоуровневая агонистика это динамический механизм культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGONALITY AS A UNIVERSAL OF SOCIO-CULTURAL SYSTEMS (CULTURAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS)

The presented article considers the phenomenon of agonality as a space for the dynamic development of social relations, in which dialectical contradictions, conflicts through elements of struggle, rivalry at all levels of social life are eliminated at each stage of the development of societies. In the process of studying the phenomenon of rivalry, competition in various cultures, an attempt to examine agonality in interpersonal relations, historical forms of society is made. In order to specify and analyze in detail the involved problem and also to identify the characteristics of agonality in the context of a culture, a historiographic review of philosophical and cultural theories is conducted, in which the problem of agonality was examined in various aspects. In the context of the presented article, special attention is paid to the analysis of agonalic elements in the institutions of traditional Adygian culture. The postulation of the idea of a high degree of agonality of the Adyghe cultural space is realized through the analysis of the traditional institutions of the Adygeyan society. The work emphasizes that democracy, the desire for individual freedom, the spirit of competitiveness and competition for power in the history of civilization most clearly reflected in the socio-political and cultural life of the ancient polis, in which the system of musical and physical education, a high civil-patriotic culture, free creative agonality acted as a kind of system of incentives for progress, self-development. This provision makes possible a comparative analysis of social, political, cultural, interpersonal agonality in the Adyghe traditional society and the political organization of the ancient society, in which multi-level agonality is a dynamic mechanism of culture.

Текст научной работы на тему «Агональность как универсалий социокультурных систем (культурфилософский анализ)»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

SOCIAL SCIENCES.

2017. No. 3

УДК GGS.1

DOI 1G.236S3/G321-3G56-2G17-3-19-27

АГОНАЛЬНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ (КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

© 2017 г. М.А. Хоконова, З.Х. Соблироваа, А. А. Журтова11

aКабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

Нальчик, Россия

AGONALITY AS A UNIVERSAL OF SOCIO-CULTURAL SYSTEMS (CULTURAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS)

M.A. Khokonov a, Z.Kh. Soblirovaa, A.A. Zhurtova a

aBerbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia

Хоконов Мурат Анатольевич -

кандидат философских наук, доцент,

кафедра режиссуры, кино и телевидения,

Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова,

ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, 360004, Россия.

Е-mail: [email protected]

Соблирова Зарета Хасанбиевна -кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра культурологии, этнологии и истории народов КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, 360004, Россия. Е-mail: [email protected]

Журтова Анжела Ариковна -кандидат исторических наук, ассистент, кафедра культурологии, этнологии и истории народов КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, 360004, Россия. Е-mail: [email protected]

Murat A. Khokonov -

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Directing, Film and Television, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,

Chernyshevskogo St., 173, Nalchik, 360004, Russia. E-mail: [email protected]

Zareta Kh. Soblirova -Candidate of History, Senior Lecturer, Department of Culturology, Ethnology and History of the KBR, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,

Chernyshevskogo St., 173, Nalchik, 360004, Russia. E-mail: [email protected]

Anzhela A. Zhurtova -Candidate of History, Assistant, Department of Culturology, Ethnology and History of the KBR, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,

Chernyshevskogo St., 173, Nalchik, 360004, Russia. E-mail: [email protected]

Исследуется феномен агональности как пространство динамического развертывания социальных отношений, в котором на каждом этапе развития социумов снимаются диалектические противоречия, конфликты через элементы борьбы, соперничества на всех уровнях общественной жизни. В процессе изучения явления соперничества, состязательности в различных культурах предпринимается попытка рассмотрения агонально-сти в межличностных отношениях, исторических формах общества.

С целью конкретизации и детализации затрагиваемой проблемы и выявления особенностей агонистики в контексте той или иной культуры проводится историографический обзор философских и культурологических теорий, в которых проблема агональности была рассмотрена в различных аспектах. Особое внимание уделяется анализу агональных элементов в институтах традиционной культуры адыгов. Постулирование идеи о высокой степени агональности адыгского культурного пространства осуществляется через анализ традиционных институтов адыгского общества.

Подчеркивается, что демократизм, стремление к индивидуальной свободе, дух состязательности и конкуренции за власть в истории цивилизации наиболее ярко отражается в социально-политической, культурной жизни античного полиса, в котором система мусического и физического воспитания, высокая гражданско-патриотическая культура, свободная творческая агональность выступали как некая система стимулов к прогрессу, саморазвитию. Данное положение делает возможным сравнительный анализ социальной, политической, культурной, межличной агональности в адыгском традиционном обществе и полисной организации античного социума, в рамках которых многоуровневая агонистика - это динамический механизм культуры.

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 3

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3

Ключевые слова: агональность, античность, адыги, игра, культура, конфликт, онтология, социокультурная динамика, экзистенция.

The presented article considers the phenomenon of agonality as a space for the dynamic development of social relations, in which dialectical contradictions, conflicts through elements of struggle, rivalry at all levels of social life are eliminated at each stage of the development of societies. In the process of studying the phenomenon of rivalry, competition in various cultures, an attempt to examine agonality in interpersonal relations, historical forms of society is made.

In order to specify and analyze in detail the involved problem and also to identify the characteristics of agonality in the context of a culture, a historiographic review ofphilosophical and cultural theories is conducted, in which the problem of agonality was examined in various aspects. In the context of the presented article, special attention is paid to the analysis of agonalic elements in the institutions of traditional Adygian culture. The postulation of the idea of a high degree of agonality of the Adyghe cultural space is realized through the analysis of the traditional institutions of the Adygeyan society.

The work emphasizes that democracy, the desire for individualfreedom, the spirit of competitiveness and competition for power in the history of civilization most clearly reflected in the socio-political and cultural life of the ancient polis, in which the system of musical and physical education, a high civil-patriotic culture, free creative agonality acted as a kind of system of incentives for progress, self-development. This provision makes possible a comparative analysis of social, political, cultural, interpersonal agonality in the Adyghe traditional society and the political organization of the ancient society, in which multi-level agonality is a dynamic mechanism of culture.

Keywords: agonality, antiquity, Circassians, game, culture, conflict, ontology, sociocultural dynamics, existence.

Среди новых культурологических категорий, получивших концептуальную кристаллизацию и полисемантическое осмысление, агональность является одной из самых сложных и неоднозначных, указывающей на диалектические и динамические параметры культуры, межкультурную коммуникацию и ментальные основы формирования этнокультурной идентичности.

В данной статье сконцентрируем внимание на историографическом аспекте изучения этой категории и попытаемся проанализировать основные теоретические идеи, заложившие основу теории агонистики и ее роли в эссенциальном освещении культурных процессов, а затем перейти к непосредственному толкованию элементов древнегреческой и адыгской социокультурной общности сквозь призму агонального мышления. Основной задачей представленного научного исследования является теоретическая экспликация универсальности агональности в различных культурах.

Термин «агональность» одним из первых в истории философии и эстетики употребил немецкий историк Я. Буркхардт, который, модифицировав общеизвестный греческий термин «агон», использовал его как «агональность». Первоначально понятие «агон» было неразрывно связано с искусством, а именно - с аттической комедией, где им обозначается словесный спор, риторическая ма-хия (сражение) между персонажами, а затем актерами. Агональные отношения между образами можно отметить в знаменитых комедиях Аристофана, Еврипида, и зачастую в их произведениях

спор выигрывает тот персонаж, который озвучивает художественную мировоззренческую позицию автора. Так, например, в комедии «Облака» Аристофана, где древнегреческий драматург сделал Сократа некой обобщающей карикатурной личностью на софистику, происходит противоборство между Правдой и Кривдой, где, конечно же, побеждает позиция автора [1]. Но обратим внимание на следующий парадокс и роковую ошибку в истории: Аристофан, который приписывал Сократу в «Облаках» и его ученикам софизм, шарлатанство, стремление дискредитировать веру в общегреческих богов, сам, видимо, не понимал, что великий философ является интеллектуальным предтечей диалектики, которая занимается выяснением универсальных законов природы и общества. Исторически агон - это культурный универсалий, воплощенный в философском символе «вечно живого Огня» Гераклита, получающий свое отражение также и в музыкальном искусстве Древней Греции, который входил в различные народные игры в честь божественных культов (Истмийские, Пифийские игры).

Агональность проявлялась, например, в состязаниях на виртуозность на авлосе, на кифаре, подтверждая тем самым универсальность состязательности и в достаточно сложных и профессиональных кругах элитарной культуры Древней Греции. Прежде всего древнегреческая агони-стика получила свое высшее воплощение в спортивных, а точнее - гимнастических и атлетических состязаниях. Везде, где бы агональная духовность не проявляла себя, важнейшим типом

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3

личности, идентификационным маркером, идеальной личностью выступал мифологический герой. Стрежневой компонент агонального мимезиса тогда - это стремление быть, стать как Ахиллес, Геракл, Диомед, Аякс, Одиссей, т. е. культурным героем.

Не будет преувеличением сказать, что понимание происхождения и развития древнегреческой культуры, ее достижений было бы неполным без основополагающих трудов Ж.-П. Вер-нана [2]. Историк ставит перед собой задачу проанализировать корни античной цивилизации, охватывая исторический период с I тыс. до н.э. вплоть до VI - V вв. до н.э. В его труде вскрываются основные причины становления социальных и политических структур Древней Греции, прослеживается весь ход трансформации мышления греков в указанное историческое время. Ж.-П. Вернан отмечает, что после кризиса и распада микенского царства происходят и упадок единовластия, и ощутимые изменения в социально-политической и духовной жизни. Все это повлекло за собой появление свободомыслия, тяготение к созерцательной мудрости, участие народа в политической жизни и, конечно же, формирование состязательного мышления. Вот что писал по этому поводу автор: «Агональный дух, дух состязания, вдохновлявшие знатные роды, пронизал все области человеческой деятельности и, прежде всего, военную: практика управления колесницами исчезла вместе со всем тем, что она вобрала в себя из политической и административной централизации ... наконец, вся "доправовая область", господствующая в отношениях между родами, сама являлась чем-то вроде agona - узаконенной и регулируемой борьбы, пробы сил между родами, подобно борьбе атлетов между собой. Политика также, в свою очередь, приняла форму агона - состязания в красноречии, борьбе мнений, местом проведения которого была agora, площадь, место собраний, ставшее впоследствии рынком» [2, с. 66].

Ф.Х. Кессиди, известный российский историк философии и мифологии античности, особо отмечал яркость и неподражаемость агональности греческой культуры, утверждая, что «агональ-ность пронизывает все стороны жизни древних греков» [3, с. 13]. Философ обстоятельно изучает этнопсихологические истоки формирования характера древнего грека. Делая интересные выводы об особенностях древнегреческой художественной культуры, ораторском искусстве и, конечно же, об ориентации греческого мышления

на теоретическую, умозрительную деятельность, он приходит к следующему обобщению: состязательность пронизывала всю жизнедеятельность греков, начиная от театральных постановок, судебных тяжб, ораторских прений. И эта атональность имеет, по Ф.Х. Кессиди, глубокие эпические (Гомеровский эпос построен на агоне!) мифологические корни, доходя до космогонического мифа о борьбе Зевса со своим отцом Кроном. Греческая духовность имеет установку на универсальность агона.

Несколько в другом ключе трактовал проблему агональности основоположник культурологической теории игр Й. Хейзинга. Он рассматривал содержание агональности как бытийное выражение игровой культуры и доказывал, что антитетическое начало и есть субстанциональность самой игры: уже начиная с архаических ритуальных организаций культуры в духовности человека обнаруживается перманентное стремление к борьбе [4].

В теории анализа социального взаимодействия Г. Зиммеля, феноменологии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, американском прагматизме Ч. Кули, У. Джеймса, Дж. Дьюи, У. Томаса, теории мимезиса Дж. Болдуина и Г. Тарда, «социальной экологии» Р. Парка агональный аспект конфликта рассматривался как устойчивая форма взаимодействия людей, повторяющаяся во все эпохи и во всех обществах.

В отечественной науке проблему агонально-сти как коммуникативного явления рассматривали Й.И. Шейгал, В.В. Дешевова. А.В. Яровой анализирует агональный характер культуры в средневековой Европе [5]. Н.В. Осинцева аго-нальность исследует в контексте всей европейской цивилизации и связывает с онтологическими, антропологическими проблемами [6].

Фундаментальной работой, ставшей новой вехой в философском анализе агональности, стал труд А.И. Зайцева «Культурный переворот в Древней Греции». Исследуя историко-культурную эволюцию этой страны, ученый посвящает проблеме агональности целую главу «Агон в архаической и классической Греции». Свои суждения по поводу генезиса агональных отношений он предваряет солидным историографическим обзором работ зарубежных и отечественных авторов. При этом интересным аспектом данного анализа, безусловно, следует считать и то, что Зайцев впервые обращает наше внимание и на изыскания тех исследователей, которые не считали агональность свойственной

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3

только греческой культуре. Например, И. Вай-лер, М. Финли, Д. Янг, Р. Мут, которые указывали, что агональность имеет общечеловеческий характер, а иногда и негативное, деструктивное проявление. А.И. Зайцев, проанализировав агональность как универсальный фактор развития, приходит к заключению, что греческая агонистика сформировалась в среде военной знати, т. е. в аристократических слоях [7].

Не менее значимы в ракурсе культурологического осмысления сущности агональности в контексте древнегреческой цивилизации работы Г.В. Драча. Рассматривая динамику социокультурных отношений, а также обращая внимание на постоянную политическую борьбу между древнегреческими полисами, во многом предопределившими специфику античной менталь-ности, исследователь назвал агональность одной из важнейших особенностей греческой культуры [8]. Он понимает под агональным началом соревновательное начало, которое позволяет перейти социуму от чисто социобиологических паттернов поведения к собственно педагогике, воспитанию личности и высокоразвитой культуре.

Определенным вкладом в общую научную парадигму познания агональности социокультурных отношений является исследование В.А. Ершова, где автор раскрывает методологические корреляции категории агональности с категориями игры, диалектики и выделяет ее социально-философское содержание [9].

На агональный характер коммуникативных отношений в традиционных культурах обратила внимание Р.Б. Унарокова. Анализируя гендер-ные взаимодействия в этнокультурной системе адыгов, она обнаруживает агональные элементы в невербальных добрачных коммуникациях, рассматривает ситуацию игрового ухаживания жениха в культуре западных адыгов. Речь идет о добрачном знакомстве и общении, где большую роль в определении межличностной совместимости имеют невербальные, подтекстовые способы взаимодействия между потенциальным женихом и невестой. Юноша на первой стадии знакомства обращается к девушке в поэтической форме, используя метафорический язык, владение которым считалось высшим уровнем знания родного языка и ментальной импликации человека с аутентикой своей этнической культуры. Если юноша получает разрешение от невесты, то разворачивается вторая стадия коммуникативной диады, а речевое взаимодействие превращается в

настоящую риторическую агональность, состязание. «Словопрение в конце концов превращается в полемику, в состязание в находчивости и остроумии. Победителем в таком поединке оказывается тот, кто знает наибольшее количество полемических клише и обладает способностью импровизировать, создавать новые реплики» [10]. В данной работе Р.Б. Унарокова показывает всю высокую организованность, развитость адыгской коммуникативной культуры на примере специфической коэволюции присутствующих в ней специализированных языков. На примере этого небольшого эмпирического материала можем еще раз убедиться в том, что агон - это механизм установления не только межличностной совместимости, но и предела агрессивности между людьми, так как он обозначает результат противодействия сил, которые получают бытийные статусы победившего и побежденного после осуществления борьбы.

Один из основоположников философии постмодернизма Ж.-Ф. Лиотар элементы и механизмы агонистики прослеживает на примере языковых актов. Он трактует их как проявления агонистики жизни, а языковое противостояние по его аналитической направленности -как способ осуществления социальной коммуникации [11].

Агонистике языковых, риторических актов большое внимание уделял еще и Аристотель в диалектических рефлексиях, получивших свое воплощение в философских трактатах «Топика», «О софистических опровержениях». Агональ-ность, борьба - если исходить из мыслей античного мыслителя - это игра, состязательный характер единичного и целого, где в целостности части обладают большими онтологическими правами и свободами, чем в дискретном состоянии.

Попытаемся раскрыть суть данного понятия через анализ традиционных институтов адыгского общества. Рассмотрим риторическую аго-нальность, т. е. искусство спора, эстетику ведения дискуссии средствами родного языка. Риторическая агональность имеет место в адыгском традиционном социуме, начиная с культуры детства и связанных с ней обрядов инициации. В педагогической культуре адыгов этот тип агональ-ности в детской среде организовывается, например, через некий «ритуализированный эксперимент», через своеобразный мозговой штурм, проходивший в специальной военной организации под названием Шупщы1э (военный, полевой

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3

стан). Об этой организации, которая является органической частью института наездничества, пишет А.С. Марзей. Он анализирует роль Шупщы1э в военно-политическом воспитании и общей ин-культурации аристократической молодежи Чер-кесии. «Военные и осенние сезоны, проводимые в поле, были серьезной школой военного воспитания черкесской молодежи, и не только военной. Здесь происходила социализация юношей, передача знаний от старшего поколения младшему. Старые воины обучали молодых владению оружием, конем, тактическим приемам; юноши во время набегов приучались переносить тяготы и лишения походной жизни. Во время пиров, устраиваемых в стане наездников, молодежь слушала рассказы, древние легенды и предания, ис-торико-героические песни, изучала народные обычаи и ораторское искусство» [12]. Оказывается, что военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в качестве очень важного атрибута включало и политико-правовую, риторическую социализацию через диалектическую коммуникацию старшего и младшего поколения. Здесь можно провести культурно-исторические параллели с античной диалектикой, а точнее - с искусством диалектического спора Сократа, являющегося основоположником диалектики - метода познания истины через философские беседы, спор, дискуссии. Диалектика - это искусство ведения спора, аргументации и получения истинных суждений, которая достижима, как мы полагаем, через триединство глубочайшего знания своего родного языка, рационально-логических знаний и профессионального владения навыками ораторского искусства (так как основная цель здесь - не просто рождение истины, а еще и ее донесение). Сократ учил греческую молодежь не только философским и логическим тонкостям своего учения, метода, но и приобщал ее к познавательным, поэтическим, риторическим возможностям родного языка, умению прочувствовать те смысловые миры и онтологические конструкции, которые он может порождать через субъективную реальность каждого. Сократ, как видно из диалогов Платона, ищет противоречия в суждениях собеседников, учеников и, показывая их затруднения, а зачастую и заблуждения, приоткрывает завесу перед их идолами и призраками разума. Это касается споров о природе добра и зла, добродетели и справедливости, истины и лжи и т.п. [13].

Если сократическая агональность и майев-тика (Сократ сравнивал свое искусство рождения

истины с повивальным искусством. На древнегреческом «маейвтикос» означает «повивальное дело») протекали в коммуникативном пространстве диалога, незамкнутого круга философского спора, то в адыгской традиционной культуре риторическая агональность проходила в «агоне сталкивающихся кругов». Поясним эту мысль. В «Записках о Черкесии» Хан-Гирей передает описание одной весьма любопытной традиции адыгов: «Достойная наибольшего замечания забава из всех забав черкес, есть следующая: князья и дворяне во время пребывания в поле...разделя-ются на две партии и одна из них объявляет другой свои претензии под каким-нибудь предлогом. Тут избирают судей, перед которыми ответчики состязаются силой красноречия, а претендующие не щадят могучих выражений для по-беждения своих противников. Таким образом, открывается здесь поле, где старшины, князья и дворяне показывают могущество своего красноречия и знания существующих узаконений, народных и феодальных прав древних фамилий своей нации. Забава эта, или лучше сказать, упражнение в словесности, служит у черкесов школою, образующею. ораторов» [12].

Агональность, как еще раз демонстрирует данный фрагмент, в Шупщы1э предполагало межгрупповой характер противоборства, и игровая медиация избранных судей приводит, несмотря на явный синкретизм усвоения этикетных, языковых, правовых норм, к постепенной манифестации прогрессивных факторов этно-культуры. Обратим внимание и на то, что отдельным аспектом социализации аристократической молодежи у адыгов была, как в этом можно убедиться из вышеприведенной цитаты, правовая агональность, становление правового сознания через интеллектуально-игровые состязания и межличностные правовые коллизии. Состязательность закладывалась в детях с самых ранних лет и по принципу психологической суггестии: молодым дворянам в качестве мотивации к деятельности, соревнованию, к превосходству сверстников в военных делах, наездах старшие мужчины и женщины напоминали об их происхождении, знатности. Особенно острыми и зачастую поразительными могли быть и военные, а иногда и политические состязания между ближайшими родственниками, а иногда агональный дух непримиримости сталкивал в идеологическом противоборстве родных братьев, которые диаметрально расходились в своих воззрениях относительно пути спасения

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3

Кабарды в годы антиколониальной борьбы в начале XIX в. Сошлемся на один интересный фрагмент из истории и этнографии адыгов В.Х. Кажарова, в котором одновременно присутствуют и явные признаки катастрофического духовного кризиса, настигшего адыгское обществе на перепутье XVII - XVIII вв., и глубокое трагическое расслоение духовной элиты адыгов. Автор изображает исторические образы Измаил-Бея и Адиль-Гирея Атажукиных, одних из самых ярких представителей и носителей доминантных политических позиций, настроений, преобладающих в социокультурной среде адыгов в эти, мягко говоря, нелегкие времена [14]. Измаил-Бей Атажукин (1750-1812), сделав весьма успешную карьеру, в 1804 г. возвращается в Кабарду и вливается в ее общественно-политические реалии, всячески противостоит гибели народа. В своей речи на собрании представителей сословий он призывал население к трезвому, сознательному подходу к национальному самоопределению, предотвращению национальной катастрофы через поиск различных компромиссов с Российской империей, указывая на бессмысленность дальнейшего сопротивления и угрожающую перспективу полного истребления народа. В качестве нравственной опоры, социальной страты, которая может поддержать население и его веру, стойкость, силу духа, он пока еще называл духовенство. Спустя всего лишь несколько лет, уже в 1807 г. Измаил-Бей крайне негативно отзывался о деятельности мусульманского духовенства, указывая на его связи с турецкими эмиссарами, которые якобы оказывают щедрую финансовую помощь муллам, эфендиям в духовной дезориентации адыгов, прививая последним нехарактерные для их менталитета религиозный фанатизм, неподчинение действующим правовым нормам, постановлениям, также осуждал карательные, жестокие методы колониального движения. Полной противоположностью брату, который за относительно короткий период смог отойти от некоторых своих идейных взглядов, был Адиль-Гирей Атажукин, являвшийся в Кабарде сторонником и руководителем шариатского движения. Идейная агональность, разгоревшаяся между братьями, не была обыкновенным столкновением мировоззрений, индивидуалистских амбициозных настроений, случаи которого не так редки среди кабардинцев. Это - персонифицированная борьба двух противостоящих друг другу концепций решения всего сложнейшего комплекса

«вызовов», перед которыми оказалось кабардинское общество в первой четверти XIX в. В итоге попытки Измаил-Бея найти среди своих соотечественников и российских военно-политических деятелей некую компромиссную, объединяющую силу, упреждающую дальнейшее кровопролитие, нарастание масштаба конфликта, провалились, и они не смогли противостоять турецкому, а затем автохтонному прозелитизму, а тем более усиливающимся центробежным процессам теократизации адыгской аристократической верхушки. Продолжим далее основную интенцию наших рассуждений. Воспитание в личности в качестве базовых социальных ценностей осознанного отношения к правовой культуре, этнолингвистической эстетики восприятия и вербализации правовых, морально-этических знаний через афоризмы, иносказания, риторические фигуры и изящные логические построения призвано было, на наш взгляд, расширить экзистенциальное осознание человеком различных уровней ответственности и свободы, сформировать в сознании конечное понимание языка и права как единой диады духовно-практической культуры народа. Получается, что и в древнегреческой культуре с ее необычайной развитостью философии, риторики, дискурсивных взаимодействий по тем или иным проблемам общественной жизни, мировоззрения, познания, этики, и в традиционной культуре адыгов с ее жесткой институциональной матрицей формирования ментального этоса весьма опрометчиво и одностороннее будет простое описание поведения индивида как продукта своей культуры. Попытаемся верифицировать эту мысль.

Классическая культурная антропология XX в. (Ф. Боас, Б. Рут, М. Мид) убедительно доказала, что каждая культура обладает своей неповторимой конфигурацией, биотические факторы которой обусловлены единством внут-рикультурных элементов. Все эти элементарные образования в целостности и следует называть этосом культуры. Из всех различных форм, вариаций, возможных видов тех и иных систем отношений, способов взаимодействия индивидов в традиционной культуре присутствуют только те, которые соответствуют этосу культуры. Любая культурная конфигурация, безусловно, есть общий результат противоречивого во многом исторического процесса, где этнос и его культура через множество форм и видов агонального взаимодействия с окружающей средой, другими

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3

сообществами, войны, внутренние конфликты, диссипативные и интегративные процессы приходят к созданию единого сукцессивного пространства, т. е. ко всем условиям саморазвития. На этот факт в плане философски отрефлекси-рованной народной педагогики и ее роли в становлении гражданской культуры указывал еще Ф. Ницше. Он пишет об агональности как об идеологическом ядре системы воспитания древнегреческого общества. Человек древнегреческого общества - это личность, для которой борьба и состязание на уровне физическом, духовном и экономическом есть и темпоральное свойство самой жизни, смыслообразующая динамика индивидуального и коллективного бытия [15].

Агональное начало, по мысли философа, направлено на образование полисного, гражданского типа личности. Дух агональности пронизывает всю древнегреческую культуру, начиная от Истмийских, Олимпийских игр, вплоть до острой социально-экономической конкуренции полисов. В культуре греческой классики аго-нальность и спорт, как отмечает отечественный исследователь политической агональности А.В. Эберовский, были неразрывно взаимосвязаны. «Для античного мышления спорт и античная политика были различными проявлениями всеобщего духа агона - состязания не ради свой личной цели, но ради полиса в целом. Ведь, как передавал Плутарх: "По мнению предков наших, политическая деятельность вовсе не борьба за деньги и дары, но истинно священная обязанность, вознаграждаемая венком, надписью, изображением и масличной ветвью"» [16].

В античном обществе агональность, выражающаяся прежде всего в свободном противоборстве философских школ, политических учений, идеологии, была очень важна для стабильности полисной организации общества. Борьба граждан внутри полиса и осознание политического статуса как дела чести, личный долг перед микрокосмом, малым бытийным порядком, которым и считался античный город, препятствовала трансформации властных отношений в тиранию, замкнутый механизм, полностью отчужденный от общества, в некую «идеальную монархию» или «священный союз архонтов». Власть не могла в условиях свободной борьбы за нее долго оставаться в руках одного человека или группы людей: получив власть, гражданин должен был в краткие сроки реализовать про-

грамму переустройства или улучшения общественной жизни, так как он прекрасно знал, что после завершения полномочий его ожидает общественная ревизия. Античные города-государства, как это можно полагать, через сменяемость, обновление властных структур, через воспитание в личности осознания политической деятельности как высшего долга перед обществом, а не самоцели реализовывали в агональ-ности (демократической во многих полисах борьбе и конкуренции за власть) механизм предотвращения автократии. Оценивая куль-турно-синергетическую функцию агонально-сти, нельзя не признать, что одной из основных причин, обусловивших имманенцию агона и в древнегреческой культуре, и в социокультурном мире адыгов, явилось то, что состязательный элемент ментальности не позволял узурпировать власть конкретной личности. Агон, как можно понять из вышесказанного, есть важнейший показатель наличия свободы как важнейшей социальной ценностей.

Агональная динамика культуры и в Шупщы1э, и в комплексном по своей функциональности институте наездничества (Зек1уэ), где молодежь военно-аристократической страты обучалась основам традиционной культуры, рыцарского этикета, военным навыкам, правовым нормам, способствовавшим не просто быть, а бороться, сражаться, стремиться к превосходству, и в классическом агоне древнегреческого общества призвана не только сплотить общества, цементировать социальные отношения и устремлять к новым противоречиям. Она еще нацелена на поддержание непрерывности диалектики коллективного и индивидуального, основная динамическая интенция которой - качественное развитие общества через многоуровневую синергию к новым ступеням свободы.

Об онтологическом статусе свободы в борьбе человечества за обретение телеономного порядка писал еще В. Гегель. Согласно его трактовке, Абсолютный Дух как субстанция бытия ограничивает, замыкает в себе возможность существования свободы, но, являясь по своей онтологической сущности воплощенным, в буквальном смысле прогрессирующим, он сам проявляет свободу. Поэтому в человеке, как это следует понимать из этих мыслей, Дух продуцирует волю к свободе. Вся история человечества таким образом есть всеобщее восхождение к свободе: только через нее состоится и подлинная

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3

самореализация личности, культуры, общества [17].

В ходе проведенного комплексного анализа обозначенной проблемы, приходим к следующему ключевому выводу: атональность представляет собой социокультурный универсалий, внутреннюю энтелехию многих культур, пронизывающую все сферы общества, создавая каждый раз пространство и условия для нового социального порядка. Будучи континуальной средой внутрикультурной динамики, агон каждый раз диалектически отрицает нежизнеспособные элементы общества: это и универсальный способ самоутверждения различных форм бытия, и, выражаясь метафорическим языком, «огонь внутри культуры», ее динамическая, живая душа.

Литература

1. Аристофан. Комедии : в 2 т. М. : Искусство, 1983. Т. 1. С. 419.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли : пер. с фр. / общ. ред. Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича; послесл. Ф.Х. Кессиди. М. : Прогресс, 1988. 440 с.

3. Кессиди Ф.Х. К проблеме греческого чуда. СПб. : Алетейя, 2001. 352 с.

4. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 94.

5. Яровой А.В. Атональность как стремление быть // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. Вып. IV, № 10. С. 36.

6. Осинцева Н.В. Танец в аспекте антропологической онтологии : дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2006. С. 19.

7. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. / под ред. Л.Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2000. С. 130.

8. Драч Г.В. Агонистика и «человек атональный» в культуре Древней Греции // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11, № 2. С. 85.

9. Ершов В.А. Агональное как предмет социально-философского исследования : дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. С. 46.

10. Унарокова Р.Б. Специальные языки адыгов: лингвофольклористский аспект // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 2 : Филология и искусствоведение. 2012. № 2. С. 247-248.

11. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.; СПб. : Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 1998. С. 36.

12. Марзей А.С. Черкесское наездничество. Зек1уэ. Из истории военного быта черкесов в XVIII - первой половине XIX века. Нальчик : ЭльФа, 2004. 305 с.

13. Платон. Соч. : в 4 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2006. Т. 1. С. 10.

14. Кажаров В.Х. Избранные труды по истории и этнографии адыгов / сост. А.Х. Абазов. Нальчик : Эль-Фа; Печатный двор, 2014. 904 с.

15. Ницше Ф. Гомеровское состязание // Философия в трагическую эпоху. М. : Прогресс, 1994. С. 193.

16. Эберовский А.В. Атональность античной полисной демократии как способ нейтрализации опасных тенденций, имманентно присущих власти // Вестн. Красноярского гос. аграрного ун-та. 2016. № 11. С. 257.

17. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М. : Мысль, 1977. Т. 2. С. 339.

References

1. Aristofan. Komedii [Comedies]. In 2 vol. Moscow: Iskusstvo, 1983, vol. 1, 419 p.

2. Vernan Zh.-P. Proiskhozhdenie drevne-grecheskoi mysli [The Origin of Ancient Greek Thought]. Tr. from Fr., ed. by F.Kh. Kessidi, A.P. Yushkevich; con. F.Kh. Kessidi. Moscow: Progress, 1988, 440 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kessidi F.Kh. K probleme grecheskogo chuda [To the Issue of Greek Miracle]. Saint Petersburg: Aleteiya, 2001, 352 p.

4. Kheizinga I. Homo Ludens. Moscow: Pro-gress-Akademiya, 1992, p. 94.

5. Yarovoi A.V. Agonal'nost' kak stremlenie byt' [Agonality as the Desire to Exist]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2010, iss. IV, No. 10,p. 36.

6. Osintseva N.V. Tanets v aspekte antropolog-icheskoi ontologii: dis. ... kand. filos. nauk [Dance in the Aspect of Anthropological Ontology]. Tyumen, 2006, p. 19.

7. Zaitsev A.I. Kul'turnyi perevorot v Drevnei Gretsii VIII-Vvv. do n.e. [Cultural Revolution in Ancient Greece VIII-V Centuries BC]. Ed. by L.Ya. Zhmud'. 2nd ed., com. and ed. Saint Petersburg: Fil-ologicheskii fakul'tet SPbGU, 2000, p. 130.

8. Drach G.V. Agonistika i «chelovek ago-nal'nyi» v kul'ture Drevnei Gretsii [Agonist and "Man Agonistic" in the Culture of Ancient Greece]. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2009, vol. 11, No. 2, p. 85.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3

9. Ershov V.A. Agonal'noe kak predmet sotsi-al'no-filosofskogo issledovaniya: dis. ... kand. filos. nauk [Agonal as a Subject of Social and Philosophical Research]. Moscow, 2007, p. 46.

10. Unarokova R.B. Spetsial'nye yazyki ady-gov: lingvofol'kloristskii aspekt [Special Adygei Languages: Lingvofolkloristic Aspect]. Vestn. Ady-geiskogo gos. un-ta. Issue 2: Filologiya i is-kusstvovedenie. 2012, No. 2, pp. 247-248.

11. Liotar Zh.-F. Sostoyanie postmoderna [The State of Postmodern]. Tr. from Fr. by N.A. Shmatko. Moscow; Saint Petersburg: Institut eksperimental'noi sotsiologii; Aleteiya, 1998, p. 36.

12. Marzei A.S. Cherkesskoe naezdnichestvo. Zeklue. Iz istorii voennogo byta cherkesov v XVIII -pervoi polovine XIX veka [From the History of the Military Life of Circassians in the XVIII - First Half of the XIX Century]. Nalchik: El'-Fa, 2004, 305 p.

13. Platon. Col. of Works. In 4 vol. Ed. by A.F. Losev, V.F. Asmus; tr. from ancient Greek.

Saint Petersburg: Izd-vo Olega Abyshko, 2006, vol. 1, p. 10.

14. Kazharov V.Kh. Izbrannye trudypo istorii i etnografii adygov [Selected Works on the History and Ethnography of the Adygs]. Com. by A.Kh. Abazov. Nalchik: El'-Fa; Pechatnyi dvor, 2014,904 p.

15. Nitsshe F. [Homeric Competition]. Filoso-fiya v tragicheskuyu epokhu [Philosophy in the Tragic Era]. Moscow: Progress, 1994, p. 193.

16. Eberovskii A.V. Agonal'nost' antichnoi polisnoi demokratii kak sposob neitralizatsii opasnykh tendentsii, immanentno prisushchikh vlasti [Agonality of the Ancient Polis Democracy as a Method to Neutralize the Dangerous Tendencies Immanently Inherent in the Authorities]. Vestn. Krasnoyarskogo gos. agrarnogo un-ta. 2016, No. 11, p. 257.

17. Gegel' G.V. F. Filosofiya religii [Philisophy of Religion]. Moscow: Mysl', 1977, vol. 2, p. 339.

Поступила в редакцию / Received 22 мая 2017 г. / May 22, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.