Научная статья на тему 'Дискурс моды в историческом контексте культуры'

Дискурс моды в историческом контексте культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1041
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МОДА / ОДЕЖДА / КОСТЮМ / ИНДУСТРИЯ МОДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ МОДЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Антонова Е.Л.

В статье рассматривается проблема изменения представлений о моде в динамике культуры. По мнению автора, мода впервые в истории существования одежды, с одной стороны, раскрепощает, снимая «социальные» ограничения, с другой создает ограничения иного порядка ограничения «кастовости» (элитарная, субкультурная, контркультурная среда), отчего и в современном социокультурном пространстве одежда продолжает выполнять «репутационную» функцию, тогда как модность становится «имиджевой составляющей». Последнее в эпоху массовой культуры превращает моду в один из эффективнейших инструментов манипулирования общественным сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSE OF FASHION IN THE HISTORICAL CONTEXT OF CULTURE

The article deals with the problem of changing the concept of fashion in the dynamics of culture. According to the author, fashion, for the first time in the history of clothing, on the one hand, liberates and removes «social» restrictions; on the other hand, it creates restrictions of another order, viz. restrictions on «segregation» (elitist, subcultural, countercultural surroundings). That is why, within the modern sociocultural space, clothing continues to perform a «reputational» function, while fashion becomes an «image component». In the era of mass culture, fashion is turned into one of the most effective tools for manipulating public consciousness.

Текст научной работы на тему «Дискурс моды в историческом контексте культуры»

УДК 81

ДИСКУРС МОДЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Е.Л. Антонова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: e-pi-fan@yandex.ru

В статье рассматривается проблема изменения представлений о моде в динамике культуры. По мнению автора, мода впервые в истории существования одежды, с одной стороны, раскрепощает, снимая «социальные» ограничения, с другой - создает ограничения иного порядка - ограничения «кастовости» (элитарная, субкультурная, контркультурная среда), отчего и в современном социокультурном пространстве одежда продолжает выполнять «репутационную» функцию, тогда как модность становится «имиджевой составляющей». Последнее в эпоху массовой культуры превращает моду в один из эффективнейших инструментов манипулирования общественным сознанием.

Ключевые слова: культура, мода, одежда, костюм, индустрия моды, социальная принадлежность

моды.

Научный интерес к моде как социально-культурному феномену впервые возникает на стыке ХЕХ-ХХ вв., когда на смену узко-словным требованиям к одежде впервые приходит «демократический» стиль. Именно в этот период одежда перестает демонстрировать сначала социальное положение как принадлежность к конкретному социальному слою, начиная со Средневековья регламентированное законодательными актами, а после Великой французской буржуазной революции -«классовость» как положение материальное. Когда в ходе Первой мировой войны высшие слои общества на собственном опыте познают разницу между «идеалом» и реальной жизнью, «демократизм» в одежде начинает визуально демонстрировать показную индифферентность к «модным излишествам». Именно тогда на смену идеальному модному костюму приходит идеальный костюм «бытового стиля». Такой костюм отражает уже не жестко регламентированное модное направление как кратковременное изменение в границах стиля, а соответствует представлениям об удобстве в многоликой повседневности. Собственно, последнее делает его универсальным, то есть - костюмом на все случаи жизни: «и в пир, и в мир, и в добрые люди», что становится толчком к созданию в обозримом будущем индустрии моды.

С наступлением «эпохи» массовой культуры, в ее «модном сегменте» наблюдается перманентное противоборство массового и элитарного в костюме, «инновационного» и циклического в Высокой моде, формирующих образы и идеалы, отвечающие не столько «духу времени», сколько реалиям сложившейся к концу ХХ -началу XXI века социальной стратификации. С этой точки зрения интерес представляет тот факт, что в эпоху массовой культуры мода становится одним из эффективнейших инструментов манипулирования общественным сознанием. Не удивительно, что в этих условиях одежда и костюм окончательно выходят за рамки не только религиозных или социальных ограничений, но и текущих художественных тенденций.

Для рассмотрения моды в историческом контексте культуры необходимо обратиться к дискурсу, раскрывающему этапы ее появления и динамики. Здесь на первый план выходит рассмотрение одежды, как средства выражения нормативных «принципов», исторически выработанных в разных социальных слоях, в то время как костюм, а тем более мода, становятся формой репрезентации потребных времени (исторических, социальных, художественных и др.) образов (костюм) и «правил» создания последних (мода). Если учесть, что вплоть до XIX в. мода становится привилегией узкого круга людей, принадлежащих к элите общества, - расширение круга посвященных в «тайные смыслы» последней потребовало создания в конце XIX в. индустрии текстильной промышленности, в начале XX ст. - промышленного производства одежды, а в конце XX - начале XXI вв. - индустрии моды.

С этой точки зрения интерес вызывает мода, непосредственно связанная с созданием костюма. Появившись, костюм, а затем и мода затрагивают очень узкий (от 5-ти до 10-ти%) - элитарный - слой социума. Остальные слои населения продолжали носить традиционную одежду, «разновидности» которой были непосредственно связаны не только с климатическими условиями бытования: по одежде и костюму можно было безошибочно определять социальное и семейное положение человека, профессиональную принадлежность и место (город-деревня) проживания. Поэтому одежда по умолчанию выполняла функцию идентификации - деления на «свой» и «чужой».

Дифференциация в одежде, с целью подчеркнуть привилегированное положение человека в обществе, уходит корнями в культуру древних цивилизаций Востока, находит продолжение в Античности, Средневековье, эпохе Возрождения (костюм) и выходит на качественно новый уровень (мода) в эпоху барокко. До появления моды как «вариации на тему художественного стиля», - костюм становится исключительно мерилом статусности. На самом деле, если в «деревне» костюм как атрибут праздничного гуляния создавал «образ» праздника, то в «городе» костюм выступал как «образ» социального статуса, визуально демонстрируя «нерабочий» «modus vivendi» его владельца. В свою очередь, именно «образ» статуса и придавал костюму некий «налет» эстетики, который поначалу не был самоцелью: статус подчеркивался не только длинной носков обуви, типами (бархат, шелк, тафта и др.) ткани, но и «конструктивными» особенностями костюма, которые демонстративно подчеркивали непричастность его обладателя к труду. Последнее и превращает костюм сначала в эстетический объект, а затем - в «художественный образ» как инструмент «манипулирования» сознанием. Что же касается моды, то в перспективе (впервые в истории существования одежды) именно она, с одной стороны, раскрепощает, снимая «социальные» ограничения, с другой - создает ограничения иного порядка - ограничения «кастовости», отчего недоступность широкой публике предметов одежды из коллекций известных модельеров или Модных Домов Европы продолжает оставаться ведущим принципом в мире моды XX, а тем более XXI в.

На самом деле, если вплоть до конца XIX в. социальная принадлежность моды поддерживается узким кругом портных, обшивавших первых лиц государства и «сливки общества», то в XX и XXI вв. «кастовая» принадлежность утверждается узким кругом модельеров, принадлежащих ведущим - мировым - Домам Моды, что требует специального осмысления. Если обратиться к истории, то становится очевидным тот факт, что, начиная с XVII в., мода, по сути, создавала «визуальный облик» каждого последующего столетия. При этом в моде четко прослеживалась устойчивая тенденция, когда «в одежде более явно присутствовало] ... в большей

мере, чем в любой другой сфере потребления, общепризнанное желание расходовать напоказ ... ради респектабельного внешнего вида ... [Когда] рыночная стоимость товаров, используемых для одежды, в гораздо большей степени складывается из модности»1, - в сфере одежды продолжает действовать старый как мир принцип «дорого и мило, дешево да гнило».

Став в XXI в. явлением глобальным, мода в ее элитарном сегменте транслируется посредством модных стандартов (как «общекультурных» образцов) путем создания Домами Моды модных объектов, представленных не только «модными вещами», но и «модными» идеями или «модными» образами. На основе последних в пространстве массовой культуры и формируются некие модные тенденции, которые улавливаются дизайнерами и модельерами и в переработанном виде предлагаются в качестве товаров «широкого потребления» для «массовой публики». Но если для демонстрации модных идей и образов Домами Моды используются так называемые «модные показы», которые, по сути, превращаются в «ярмарки тщеславия», то продвижение «модной одежды» для массового потребления, демонстрирующей «модные тенденции», становится «заботой» рекламы.

Важным фактором появления модных тенденций становится циклизм, собственно порождающий «модные циклы», в которых можно выявить не только типологию, но и проследить их длительность. В основе «модных циклов» лежит циклическая смена «модных стандартов» - классика-неклассика (длинное-короткое, широкое-узкое, бесформенное-«по фигуре»). Но если, как отмечалось выше, законодательницей мод (варианты «образов» в рамках конкретных художественных стилей (барокко, рококо и т.д.) как некие «модные тенденции») исторически выступала элита, то в условиях массовой культуры «законодателями» модных стандартов становятся не только молодежные субкультуры (стили кежуал, оверсайз), но и молодежные контркультуры (стили гранж, винтаж, бохо), в которых сложились свои ценностные ориентиры, поведенческие нормы и представления об «эстетике». Они-то и находят выражение, но не в костюме, как это принято в элитарной среде, а в повседневной одежде, делающей молодежные суб- и контркультурные «образования» узнаваемыми. Таким образом, в пространстве массовой культуры противоречиво сталкиваются зависимость от модных трендов и стремление выделиться с помощью «демонстративных элементов» одежды.

Как результат, по замечанию А.Ю. Демшиной, к концу XX в. «важными чертами моды [становя]тся: демонстративность (мода не существует без зрителя), социокультурная обусловленность (модный костюм служит как способом авторепрезентации, так и средством идентификации своих и чужих), изменчивость . Другое важное качество моды - это современность. Мода актуальна только «здесь и сейчас» . В XXI в. можно говорить уже об «игровом характере моды. Моде присущи такие черты игры как состязательность ., подражание ., притворство ., добровольность» . Проблема заключается только в том, чем больше людей приобщается к «магии» моды, тем быстрее она меняется. В этих условиях НаШ;е СоиШге как специфическая форма (создание «образа») «художественного творчества»

1 Веблен Т. Теория праздного класса. Режим доступа: URL: http://www.library.fa.ru/files/Veblen.pdf.

2 Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ - начало XXI вв. [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-culture/427332-anna-demshina-moda-v-kontekste-vizualnoy-kultury-vtoraya-polovina-hh-nachalo-xxi-vv.html.

3 Там же.

все больше напоминает форму («объект» роскоши как предмет продажи и обмена4) декоративно прикладного искусства. Этот факт объясняет причину, по которой в моде продолжает культивироваться «принцип недоступности»5.

Так, в элитарных кругах, где по-прежнему продолжают исходить из «экономических принципов» при оценке повседневных явлений, именно одежда в широком смысле и костюм в узком продолжают служить визуальной репрезентацией высокого социального статуса и материального положения, из которых в элитарной среде во многом и складывается репутация. Здесь и одежда, и костюм выступают демонстрацией возможности «тратить на показ» не как наглядный пример расточительного поведения, а как «ценностный маркер» «духовной потребности» представителей элитарной страты современного общества. В условиях, когда одежда выполняет «репутационную» функцию, - модность становится своеобразным «имиджевым ходом». Так в одежде формируется специфический «бинарный код», который по-разному представлен в разных (элита-массовая культура-молодежная среда) социальных «группах».

Поскольку в элитарных кругах дорогая одежда выступает «визуальным свидетельством» того, что ее владелец «не занят ни в каком виде производительного труда»6, - владелец дорогой одежды стоит выше всех, кто зависит от «необходимости зарабатывать [себе] на жизнь ... [а это значит, что он по определению] не может быть причастным ни к какому занятию, прямым и непосредственным образом представляющему собой какую-нибудь общественную пользу»7. Следуя логике «бинарного кода», дорогая и модная одежда становится «эмблемой праздности».

Памятуя о том, что «по одежке встречают», недорогая одежда уже на интуитивном уровне воспринимается большей частью общества как нечто не совсем достойное. По логике того же «бинарного кода», не образ, создаваемый одеждой, не крой и не ткань из которой она выполнена, а цена начинает играть решающую роль. Основываясь на этом, Т. Веблен замечает, что не по внешнему виду, а «по критериям вкуса и пригодности недорогой предмет одежды считается плохим - в соответствии с принципом «дешево и гнило» ... [воспринимаются] вещи красивыми, так же как и полезными, где-то в прямой зависимости от того, насколько велика их цена» . С этой точки зрения, дорого одетый мужчина по определению не может приносить пользу обществу.

Женская одежда в этом плане идет еще дальше: категорическая непричастность женщин к труду демонстрируется не только кроем, но и многочисленными аксессуарами к одежде. Поэтому «не нужно никаких аргументов для подкрепления вывода о том, что женские шляпки стилем поизысканнее способствуют тому, чтобы сделать труд невозможным, еще более, чем это делает мужской цилиндр. К свидетельству вынужденной праздности, представляемому блеском, женская обувь прибавляет так называемый французский каблук, потому что высокий каблук явно делает крайне трудной любую, даже самую простую и самую

4 Ношение дизайнерских предметов одежды прошлых лет, визуально репрезентировавших не просто историю культуры, а историю одежды и моды.

5 Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина XX - начало XXI вв. [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-culture/427332-anna-demshina-moda-v-kontekste-vizualnoy-kultury-vtoraya-polovina-hh-nachalo-xxi-vv.html.

6 Веблен Т. Теория праздного класса [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.fa.ru/files/Veblen.pdf.

7 Там же.

8 Там же.

необходимую физическую работу. Подобное в еще большей степени справедливо в отношении юбки и прочих характерных для женской одежды элементов . Подобное справедливо в отношении обычая женщин носить чрезмерно длинные волосы»9 и т.д.

В условиях тотальной «массовизации» всех процессов и явлений Высокая Мода начинает целенаправленно выполнять «художественно-просветительскую» функцию, отчего недорогие, но качественные «подделки» дорогого оригинала предметов одежды и модных аксессуаров демонстративно презираются.

Как реакция на сказанное, в пространстве современной массовой культуры формируется свой «бинарный код», в котором сочетаются «конформизм» (или равнодушие), «умеренность» (как рациональность) в одежде и своеобразный «авангардизм» как стремление выделиться10. Все это активно влияет на формирование критериев «массового вкуса».

Та же «бинарность» по-своему «работает» и молодежной субкультурной среде:

- с одной стороны, элементы визуальной стилистики выполняют идентификационную функцию;

- с другой стороны, зависимость от перманентной смены тенденций в молодежной моде накладывает ограничение на «свободу самовыражения». Как результат, в молодежной культуре мода выступает «средством» группового (и шире -социального) взаимодействия, а модность - «ресурсом» подражания. И в том, и в другом случае под «ником» престижности-непристижности скрывается элементарная зависимость «массового человека» от первого и второго.

Не удивительно, что современная мода парадоксальным образом, помогает ориентироваться в современном (элита-массы) социокультурном пространстве, расставляя разноплановые «акценты» для идентификации среды «повседневного обитания», формы деятельности и круга общения. В целом же, в условиях экономической, политической и культурной глобализации современную моду следует рассматривать сквозь призму подражания, что можно проследить по целям последней в социально-культурном пространстве современной массовой культуры.

При более глубоком погружении в дискурс моды следует отметить, что, став в XXI в. явлением глобальным, мода в ее элитарном сегменте транслируется посредством модных стандартов (разновидностей общекультурных образцов) путем создания Домами Моды модных объектов, представленных не только «модными вещами», но и «модными» идеями или «модными» образами. На базисной основе последних в пространстве массовой культуры формируются некие модные тенденции, которые улавливаются дизайнерами и модельерами и в переработанном виде предлагаются в качестве товаров «широкого потребления» для «человека массы». В этой связи следует отметить «уязвимость» индустрии моды, которая объясняется высокой степенью зависимости последней от конъюнктуры рынка, общего состояния экономики, социально-культурной, глобальной и региональной экономической политики, а также - резкой смены модных тенденций и инновационных возможностей современной рекламы, начиная от издания журналов мод, до использования возможностей современных интернет-ресурсов, что в эпоху массовой культуры превращает моду в один из эффективнейших инструментов манипулирования общественным сознанием.

9 Веблен Т. Теория праздного класса [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.fa.ru/files/Veblen.pdf

10 Масленцева Н.Ю. Молодежная мода в одежде в условиях современной России: Социологический анализ [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/molodezhnaya-moda-v-odezhde-v-usloviyakh-sovremennoi-rossii-sotsiologicheskii-analiz#ixzz5GpEIk1vy.

Не удивительно, что на фоне происходящего в мире моды набирает силу бескомпромиссный индивидуализм. Как результат, наблюдается не только рост потребности демонстрировать собственную индивидуальность и удовлетворения самых парадоксальных желаний. В этих условиях мода становится маркером, проявляющим скрытую суть наступившего времени «противоречивых потребителей»-индивидуалов.

В этих условиях показательно, что пророчество Маркузе о судьбе вожделенной им «Высокой культуры» как «культуры меньшинства, обреченной в новых исторических условиях на поглощение массовой культурой»11 в точности подтвердилось процессами, протекавшими в моде в конце ХХ - начале XXI веков: Высокую Моду вытесняют стильные бренды одежды масс-маркета. Важно здесь то, что «данный процесс есть не процесс вырождения Высокой культуры [и Высокой Моды], а процесс опровержения Высокой культуры [и Высокой Моды] действительностью»12.

На основании сказанного можно констатировать, что обращение к дискурсу моды в историческом контексте культуры позволяет утверждать, По мнению автора, мода впервые в истории существования одежды, с одной стороны, раскрепощает, снимая «социальные» ограничения, с другой - создает ограничения иного порядка -ограничения «кастовости» (элитарная, субкультурная, контркультурная среда), отчего и в современном социокультурном пространстве одежда продолжает выполнять «репутационную» функцию, тогда как модность становится «имиджевой составляющей». Последнее в эпоху массовой культуры превращает моду в один из эффективнейших инструментов манипулирования общественным сознанием.

Список литературы

1. Веблен Т. Теория праздного класса: - Режим доступа: http://www.library.fa.ru/files/Veblen.pdf

2. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина XX - начало XXI вв. [Электронный ресурс]. - URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-culture/427332-anna-demshina-moda-v-kontekste-vizualnoy-kultury-vtoraya-polovina-hh-nachalo-xxi-vv.html.

3. Козлова Е.Э. Винтаж как альтернатива Высокой моды: анализ стиля представителей современной киноиндустрии Голливуда [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nMntazh-kak-alternativa-vysokoy-mody-analiz-stilya-predstaviteley-sovremennoy-kinoindustrii-gollivuda.

4. Маркузе Г. Одномерный человек [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bim-bad.ru/docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf.

5. Масленцева Н.Ю. Молодежная мода в одежде в условиях современной России: Социологический анализ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/molodezhnaya-moda-v-odezhde-v-usloviyakh-sovremennoi-rossii-sotsiologicheskii-analiz#ixzz5GpEIk1vy.

11 Цит. по: Козлова Е.Э. Винтаж как альтернатива Высокой моды: анализ стиля представителей современной киноиндустрии Голливуда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vintazh-kak-alternativa-vysokoy-mody-analiz-stilya-predstaviteley-sovremennoy-kinoindustrii-gollivuda

12 См.: там же.

DISCOURSE OF FASHION IN THE HISTORICAL CONTEXT OF CULTURE

E.L. Antonova

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: e-pi-fan@yandex.ru

The article deals with the problem of changing the concept of fashion in the dynamics of culture. According to the author, fashion, for the first time in the history of clothing, on the one hand, liberates and removes «social» restrictions; on the other hand, it creates restrictions of another order, viz. restrictions on «segregation» (elitist, subcultural, countercultural surroundings). That is why, within the modern sociocultural space, clothing continues to perform a «reputational» function, while fashion becomes an «image component». In the era of mass culture, fashion is turned into one of the most effective tools for manipulating public consciousness.

Keywords: culture, fashion, clothing, suit, fashion industry, social character of fashion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.