Научная статья на тему 'Экранное воплощение моды: взгляд из провинции'

Экранное воплощение моды: взгляд из провинции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / FASHION / ИНСТИТУТЫ МОДЫ / СМК / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TV / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ / THE FORMATION OF SOCIALITY / ЕДИНЫЕ ЦЕННОСТИ / COMMON VALUES / ЧЕЛОВЕК ЧЛЕН СООБЩЕСТВА / MEMBERS OF THE COMMUNITY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬ / REGIONAL AUDIENCE / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / SURVEY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / PSYCHOLOGICAL COMFORT / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / AESTHETIC PREFERENCES / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / AND PERSONAL IDENTITY / INSTITUTES OF FASHION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сиюхова Аминет Магаметовна

В статье рассматривается взаимодействие и взаимное влияние институтов моды и СМК в их экранной ипостаси в виде телевидения и Интернета; у них совпадают многие функции, и самая значимая формирование социальности как таковой. В моде через подражание происходит объединение индивидов в социальные группы по критерию единых ценностей; телевидение как мощный транслятор ценностей, также выделяет в массе зрителей социальные группы, иерархически составляющие общество. Таким образом, и мода и телевидение реализуют базовую потребность человека быть членом сообщества. Чтобы выяснить предпочтения в мире моды у регионального зрителя, отличающиеся от аудитории мегаполисов, в стенах Майкопского государственного технологического университета был проведен социологический опрос. В ходе этого опроса выяснилось, что мода, транслируемая посредством экрана, оказывает благотворное влияние на основную часть сообщества, создавая психологический комфорт, выражая свободу и широту эстетических предпочтений и оказываясь эффективным способом формирования и выражения личностной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ON-SCREEN EMBODYMENT OF FASHION: A VIEW FROM THE PROVINCES

The article examines the interaction of institutions of fashion in the context of screen culture. In the course of the sociological survey, conducted within the walls of the Maikop State Technological University, it was revealed that fashion screen broadcast has a beneficial effect on the bulk of the community, creating a psychological comfort and finding an effective way of formation and expression of personal identity.

Текст научной работы на тему «Экранное воплощение моды: взгляд из провинции»

УДК 687:316.3:332.1

ЭКРАННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МОДЫ: ВЗГЛЯД ИЗ ПРОВИНЦИИ

А.М. СИЮХОВА Майкопский государственный технологический университет

В статье рассматривается взаимодействие и взаимное влияние институтов моды и СМК в их экраной ипостаси в виде телевидения и Интернета; у них совпадают многие функции, и самая значимая - формирование социальности как таковой. В моде через подражание происходит объединение индивидов в социальные группы по критерию единых ценностей; телевидение как мощный транслятор ценностей, также выделяет в массе зрителей социальные группы, иерархически составляющие общество. Таким образом, и мода и телевидение реализуют базовую потребность человека быть членом сообщества. Чтобы выяснить предпочтения в мире моды у регионального зрителя, отличающиеся от аудитории мегаполисов, в стенах Майкопского государственного технологического университета был проведен социологический опрос. В ходе этого опроса выяснилось, что мода, транслируемая посредством экрана, оказывает благотворное влияние на основную часть сообщества, создавая психологический комфорт, выражая свободу и широту эстетических предпочтений и оказываясь эффективным способом формирования и выражения личностной идентичности.

Ключевые слова: мода, институты моды, СМК, телевидение, Интернет, формирование социальности, единые ценности, человек - член сообщества, региональный зритель, социологический опрос, психологический комфорт, эстетические предпочтения, личностная идентичность.

Сегодня в эпоху информационного общества во всем мире приобрели значение ведущих институты моды и средств массовой коммуникации (СМК), особенно в их экранном воплощении (телевидение и Интернет). Являясь вполне самостоятельными организмами, они подпитывают и поддерживают друг друга, входя в очень сложные, иногда очевидные, иногда подспудные взаимоотношения. В этом смысле необходимо отметить множество совпадений в функциональности институтов моды и экранных массмедиа, среди которых самая значимая, архетипически безусловная функция - это функция формирования социальности как таковой. В моде через подражание происходит объединение индивидов в социальные группы по критерию единых ценностей, о чем еще в XIX веке говорил Г. Тард [5, с. 15]. Телевидение также является мощным транслятором в массы ценностей, объединяя эти массы в социальные группы, иерархически составляющие общество [4]. Таким образом, оба эти института реализуют базовую потребность человека - быть членом сообщества.

СМК и мода находятся в очень тесном симбиозе, являясь друг для друга эффективным средством реализации своих функций. Мода получает возможность молниеносного распространения через экранные СМИ, а они, в свою очередь, получают в явлении моды наиярчайший визуальный объект, магически захватывающий интерес аудитории.

Современное телевидение и Интернет предлагают множество форм контента о моде: трансляции дефиле, конкурсы дизайнеров

и моделей, ток-шоу, условно обозначаемые программы-транс-формеры (трансформация личности посредством переодевания), аналитические программы о запечатленности в моде черт времени, наконец, каталоги интернет-магазинов модной одежды. Таким образом артменеджмент каналов и сайтов учитывает запросы и ориентирует свой продукт на различные категории населения: молодежь, домохозяек, работающих женщин, так называемых «светских львиц», детей. В этом смысле нам было интересно узнать, какие предпочтения в предлагаемом море контента о моде выражает региональная публика, жизненный мир которой, несмотря на интенсивные глобализационные процессы, отличен от аудитории мегаполисов. С этой целью был проведен социологический опрос в виде анкетирования. Опрос проводился в стенах Майкопского государственного технологического университета, поэтому выборка примерно соответствует квотному соотношению студентов и преподавателей. Среди преподавателей 100% составили женщины, среди студентов девушек было в 2 раза больше чем юношей.

Рис. 1.Выборка респондентов (опрошено 103 человека) Наши собственные впечатления от просмотра разных типов телепередач и материалов Интернета привели к предположению, что возникший на пересечении экранных СМК и моды гибридный социокультурный институт представляется фиктивным (о такой возможности замечает Б. Малиновский), то есть посред-

■ возраст от 18 до 25 лет

возраст старше 25 лет

ством использования финансовых средств рекламодателей обслуживающим только самого себя[6]. Данное суждение особенно касалось специализированных каналов «Fashion TV» и «World Fashion», которые основную часть трансляции не сопровождают комментариями, а всецело отдают эфир многократному повтору видеоклипов, рекламных роликов, показу закулисья фэшн-шоу, красочным «отбивкам» и т. п. Такая форма организации эфирного времени соответствует программной политике, артикулируемой руководителями в частности канала «Fashion TV». В своем интервью интернет-изданию «Kleo.ru» глава российского отделения канала Екатерина Витебская говорит, что «FashionTVпо своей сути - это «люксовый» канал. В нашей жизни чересчур много стрессов и неприятностей - зачем же переносить их на экран? FashionTV - канал о красоте, о моде, о стиле. Это красивые люди, красивая музыка, красивая одежда, красивые мероприятия. Когда смотришьFashionTV, получаешь только положительную информацию»^]. Таким образом, контент канала представляет собой красивую, движущуюся под музыку картинку, априори оторванную от реальной жизни большинства населения.

Проведенное исследование было направлено на проверку гипотезы о направленности деятельности института «СМК-мода» на самого себя, по крайней мере, в отношении региональной публики. Для достижения поставленной цели мы сначала выяснили общее отношение респондентов к моде как к способу одеваться. На вопрос «Любите ли Вы модно одеваться?» большинство опрошенных ответили с разной долей интенсивности положительно: от фанатичного следования моде до умеренного сочетания красоты и практичности (в сумме более 90 %). (Рис. 2).

Рис. 2. Ответы на вопрос: «Любите ли Вы модно одеваться?»

Меньшая часть респондентов (около 10 %) приоритетным для себя в способе одеваться обозначила практичность или соответствие собственным принципам красоты, независящим от моды. Второй вопрос анкеты «Как часто у Вас меняется представление о том, что сейчас модно?»подтвердил массовую приверженность регионального социума моде. Более половины респондентов отметили, что они ощущают перемену тенденций в моде каждый сезон и даже несколько раз за сезон (в сумме более 50 %). Полностью невосприимчивыми к веяниям моды признали себя около 20 % респондентов (рис. 3).

/ /

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Как часто у Вас меняется представление о том, что сейчас модно?»

Результаты ответов на предыдущие два вопроса позволяют сделать вывод о значительном месте моды в сознании и практической жизни регионального населения, вследствие чего получает обоснование актуальность выяснения вопроса о способах получения информации о новых модных тенденциях и роль в этом экранных СМИ. Как видно на рисунке 4, на первом месте по распространению моды среди населения стоит улица, очевидно в силу того, что ее воздействие на сознание не ограничивается временными рамками, а образцы модной одежды представлены в ситуации обыденной жизни. То есть субъект воспринимает конечный результат моды и применяет его к себе без предварительной адаптации, в отличие от восприятия моды из специализированных источников, где модели и ситуации весьма непохожи на среднестатистические в реальной жизни. Однако нетрудно заметить, что интерес к восприятию моды через СМИ достаточно высок.

А) Регулярно просматриваю глянцевые журналы.

Б) Регулярно просматриваю передачи специализированных

В) Смотрю передачи, посвященные

моде на российских центральных

Г) Улавливаю модные тенденции,

глядя как одеваются друзья и люди

Д) Читаю материалы блогов о моде в Интернете.

Е) Не интересуюсь модой.

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Откуда Вы получаете информацию о новых тенденциях в моде чаще всего?

(Отметьте не более 3-х вариантов ответа)».

Обращает на себя внимание, что более интенсивно используются источники, восприятие информации которых требует активного действия реципиента (купить и просмотреть журнал; найти нуж-

старше 25 лет ■ 18-25 лет

51,5%

ный сайт, пролистать страницы, перейти по ссылкам и пр.). Здесь обнаруживается различие в отношении к носителю информации: старшие респонденты предпочитают печатные издания, а молодые - электронные. Причин этому можно найти несколько - это и привычка, и возрастные особенности зрения, и пр. Пассивное восприятие моды посредством телевизионных просмотров занимает чуть меньшее место, однако суммарно приближается к четверти от совокупности опрошенных. Результат просмотров передач на отечественных каналах немного превосходит количество обращений к специализированным европейским каналам «Fashion TV» и «World Fashion». На данном этапе исследования стало очевидно, что предположение о фиктивности института «мода - СМК» оказалось ошибочным: региональный социум активно включен в орбиту восприятия экранной моды и осознанно применяет к себе полученную информацию в виде эстетических норм и ценностей.

Данное обстоятельство обусловило научный интерес, относящийся к более детальному анализу влияния моды в СМИ на публику. Так нами был установлен рейтинг передач о моде по количеству человек, видевших их хотя бы однажды. (Рис. 4).

А) Регулярно просматриваю глянцевые журналы.

Б) Регулярно просматриваю передачи специализированных

В) Смотрю передачи, посвященные моде на российских центральных

Г) Улавливаю модные тенденции, глядя как одеваются друзья и люди

Д) Читаю материалы блогов о моде в Интернете.

Е) Не интересуюсь модой.

Рис. 4. Ответы на вопрос: «Отметьте, какие из перечисленных передач, касающихся моды, вы смотрели хотя бы однажды?»

Наиболее высокое положение занимают передача «Модный приговор» (1 канал), «Снимите это немедленно» (СТС) и программы канала «Fashion TV». В середине рейтинговой лестницы находятся западные программы «Топ-модель по американски» (FoxLife) и «Подиум» (SonyEntertainment). Такое распределение свидетельствует о том, что отечественные каналы более доступны для просмотра в регионе, т. к. западные каналы можно принимать только при наличии спутниковой антенны или посредством IP-телевидения, которые есть не у всех. При этом в предпочтениях программ и каналов между молодежной и зрелой категорий аудитории существует значительная разница, которая видна на рис. 5. Если старшее поколение интересует эстетический аспект моды для собственного использования, нежели страсти жестоких конкурсов за обладание места в фэшн-индустрии, то для молодежи такие баталии интересны, возможно, в результате неосознанного желания принять участие в подобном мероприятии.

/ 41,7%—

33,3%

18,2%

12,1%

9,1%

n т з.п°/ 3.0°/ 3.0°/

' 18-25 лет старше 25 лет

Рис. 5. Ответы на вопрос: «Какие передачи из перечисленных Вам

нравятся?»

Нами была выяснена оценка зрителями программ из сформированного списка. Безоговорочным лидером оказался канал «Fashion TV» (от 12% до 41%). Отечественные «Модный приговор» и «Снимите это немедленно» заняли вторую и третью позиции соответственно (рис. 6). Хотя мы и просили указать причину такой оценки, никто не смог или не посчитал нужным ее сформулировать. Можно только предположить, что приоритетом при оценивании стало качество основного объекта показа - модной одежды и модных людей, которое на французском канале выше.

/ 41,7%-

9.Щ% 9,1% 9.1%

()| ()|

3,0% „. 3,0%

118-25 лет старше 25 лет

£ >=

ш

s i I

II I И

От о. о н-

? го Н- =с ? И

¿| g- S -

О о ш

0 Ф •—• £ g

5 •- 5

го и

1 Z Го

ga

Рис. 6. Ответы на вопрос: «Какие передачи из перечисленных Вам не нравятся?»

При выяснении самой непонравившейся передачи выяснилось, что таковой является «Модный приговор». При этом число респондентов, оценивших эту программу отрицательно примерно равно числу зрителей, которым она нравится (41/33 % у взрослых). Несколько человек указали причину своей нелюбви: по их мнению, на программе унижают женщин. Действительно, само название передачи вызывает ассоциации с судилищем над беззащитной личностью. Оно усиливается тем, что на этот суд женщи-

ны попадают по заявлению своих самых близких людей - детей, матерей, братьев, сестер, лучших подруг и даже мужей, то есть налицо обидное предательство и неприятие женщины такой, какая она есть. Другой фактор стресса для главных героинь таких программ и впечатлительной публики - это момент запланированной инициации, ритуала расставания с прежним образом - буквального, либо условного обнажения, когда на всеобщее обозрение выносят несовершенства фигуры или глубокие психологические комплексы. Ярким ритуалом в этом ряду становится обряд отрезания лишней длинны у юбки непосредственно на модели, которое совершает «верховная жрица» храма моды Эвелина Хромченко. Вид огромных портновских ножниц (орудие пытки), небрежно отрезанного неровного с зазубринами края юбки (рваная рана на теле) рождает образ грубого насилия над чувствами персонажа. Все это одну часть публики отталкивает, и ровно такую же часть магически притягивает, позволяя «Модному приговору» жить в эфире такое долгое время.

Другая претензия, высказанная программам, где делается попытка изменить образ человека посредством модной одежды, по мнению зрителей, заключается в том, что новый образ, созданный дизайнерами, не может закрепиться в старых условиях жизни, и, как правило, женщина сразу или постепенно возвращается к прежнему имиджу. Таким образом, все действия в рамках программы воспринимаются бесполезными. В данном отношении каналу «Fashion TV» невозможно предъявить подобного рода обвинения, - он никого не переодевает, никого не осуждает. Некоторую долю раздражения вызывает лично у автора статьи жесткая привязка имиджа известных людей к «культовым» маркам и брендам одежды, обуви и аксессуаров, косвенно свидетельствующая о факторе их несвободы от мнения окружающих. Прямые вопросы ведущих репортажи с модных вечеринок о происхождении так называемого «лука» участников (от английскогоlook - смотреться,

выглядеть) и их гордые прямые ответы вызывают ощущение всеобщего инфантилизма.

Однако обнаружение высокого рейтинга канала «Fashion TV» заставило нас более подробно ознакомиться с его контентом с целью понять - что еще, кроме качества показа объекта, может оказывать на публику глубинное воздействие со знаком «плюс». При внимательном смотрении мы заметили, что главный объект показа - красота образа - видится авторам канала не как единый стандарт, но как бесконечное множество вариаций, иногда весьма противоречивых. В течение дневной программы как безусловно эстетически ценные были представлены виды красоты естественной и нарочито искусственной, классической и самобытно индивидуальной, красоты молодости и красоты зрелости и даже старости. Подтверждается наблюдение А.А. Хлызовой о том, что телевидение, отражая и конструируя реальность, предлагает образы на любой вкус [7]. Зритель, постоянно находящийся в процессе развития своего образа, получает возможность отбора предлагаемых эталонов в соответствии с собственными характеристиками, мягко подстраивается к ним, тем самым получая легитимацию своей индивидуальности. Функция навязывания стандартов отходит на второй план [6], на первый план выходит фактор творческого индивидуализма, поиск адекватного своему пониманию самого себя в безбрежном море образов и их сочета -ний. Таким образом, мнение исследователя Т.А. Шу о том, что «в односторонней коммуникации человек представляет собой совокупность телесных атрибутов, ментальные качества отодвигаются на второй план» [7], можно оценивать как дискуссионное. При этом ее тезис о том, что антропологический символизм является одной из основных характеристик культуры в виртуальном пространстве экранных СМИ [7], оказывается весьма продуктивным.

Завершая свое краткое исследование о взаимодействии экранных СМИ и региональной аудитории в отношении моды, можно

сделать следующий вывод: мода, транслируемая посредством экрана, оказывает благотворное влияние на основную часть сообщества в том смысле, что дает возможность психологического комфорта, выражения свободы и широты эстетических предпочтений, то есть является эффективным способом формирования и выражения личностной идентичности. Данные выводы всецело соответствуют теоретическим положениям Г. Зиммеля, которые он изложил еще в конце XIX века [8]. Однако на вклад состоит в эмпирическом доказательстве того, что данные положения оказываются универсальными для разных эпох и разных сообществ, в том числе для современного регионального социума.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Екатерина Витебская: история побед. URL: http://www.kleo. ru/items/bomond/vitebskaya.shtml (дата обращения: 05.04.2015).

2. Демшина А.Ю. Мода и интернет-пространство в ситуации мирового кризиса / А.Ю. Демшина // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - Т. 189. - С. 32-38.

3. Зиммель Г. Мода / Г. Зиммель // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - С. 266-291.

4. Солнцева С.А. Телевидение как социальный институт. Современные социальные функции телевидения / С.А. Солнцева // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 4 (34). - С. 36-39.

5. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. - СПб., 1892. - 370 с.

6.Философиякультуры.Становлениеиразвитие/подредакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.

7. Хлызова А.А. Методика анализа аудиовизуальных образов, репрезентируемых телевидением / А.А. Хлызова // Известия Уральского федерального университета. 1: Проблемы образова-

ния, науки и культуры. - 2012. - Т. 107. - № 4. - С. 85-92.

8. Шу Т.А. Интернет в культуре и культура в Интернете: социально-антропологический анализ / Т.А. Шу // Вопросы культурологии. - 2010. - № 7. - С. 51-55.

THE ON-SCREEN EMBODYMENT OF FASHION: A VIEW FROM THE PROVINCES

A.M. SIYUKHOVA Maikop State Technological University

The article examines the interaction of institutions of fashion in the context of screen culture. In the course of the sociological survey, conducted within the walls of the Maikop State Technological University, it was revealed that fashion screen broadcast has a beneficial effect on the bulk of the community, creating a psychological comfort and finding an effective way of formation and expression of personal identity.

Keywords: fashion, institutes of fashion, TV, Internet, the formation of sociality, common values, members of the community, regional audience, survey, psychological comfort, aesthetic preferences, and personal identity.

LIST OF REFERENCES:

1. Ekaterina Vitebskaya: istoriya pobed [Ekaterina Vitebskaya: history of victories]. URL: http://www.kleo.ru/items/bomond/ vitebskaya.shtml (date of the address: 05.04.2015).(In Russ.)

2. Demshina A.Yu. Moda I internet-prostranstvo v situazii mirovogo krizisa [Fashion and Internet space in a situation of world crisis] / A.Yu.

Demshina//Works of St. Petersburg State University of culture and arts. - 2010. - T. 189. - Page 32-38.(In Russ.)

3. Simmel G. Moda [Fashion]/ G. Simmel//Favourites. V. 2. Contemplation of life / G. Zimmel. - M.: Yurist', 1996. - Page 266-291. (In Russ.)

4. Solnzeva S. A. Televideniye kak cozialniy institut. Sovremennie sozialnie funkzii televideniya [Television as social institute. Modern social functions of television] / S. A. Solntseva // Science and business: ways of development. - 2014. - No. 4 (34). - Page 36-39.(In Russ.)

5. Tarde G. Zakony podrajaniya [The Laws of imitation] / G. Tard. -SPb., 1892. - 370 pages.(In Russ.)

6. Filosofiya kultury. Stanovlenie I razvitie [Culture philosophy. Formation and development ]/ under M. S. Kagan, Yu.V. Perov, V. V. Prozersky, E.P. Yurovskaya's edition. - SPb.: "Lan'" publishing house, 1998. - 448 pages.(In Russ.)

7. Hlyzova A.A. Metodika analiza audiovizualnih obrazov, reprezentiruemih televideniem [Methods of the analysis of audiovisual images represented by television] / A.A. Hlyzova//News of the Ural federal university. 1: Problems of education, science and culture. -2012. - T. 107. - No. 4. - Page 85-92.(In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shu T.A. Internet v kulture I kultura v internete: sozialno-antropologicheskiy analiz [Internet in culture and culture on the Internet: social and anthropological analysis] / T.A. Shu//Cultural Science Questions. - 2010. - No. 7. - Page 51-55.(In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.