Научная статья на тему 'Рефлексивные портреты матерей с разными стилями родительского отношения к ребенку'

Рефлексивные портреты матерей с разными стилями родительского отношения к ребенку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / саногенная рефлексия / мать / ребенок / защитная рефлексия / стиль семейного отношения / рефлексивный портрет. / reflection / sanogenic reflection / mother / child / protective reflection / family style / reflective portrait.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С.

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященные изучению рефлексии матери, как смыслообразующего компонента, возникающего в процессе взаимодействия матери с ребенком. Какую роль рефлексия выполняет в детско-родительских и семейных отношениях? На основе полученных данных показаны взаимосвязи особенностей рефлексии матери с различными стилями семейного отношения, что позволило раскрыть и описать психологическое содержание понятия «рефлексивный портрет личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflective portraits of mothers with different styles of parental attitude to the child

This article presents the results of empirical research devoted to the study of the mother's reflection as a meaning-forming component arising in the process of interaction between mother and child. What does the mean reflection in child-parent and family relations? On the basis of the data obtained, the interrelations of the mother's reflection with different styles of family relations are shown, which allowed to reveal and describe the psychological content of the concept of "reflective portrait of a person".

Текст научной работы на тему «Рефлексивные портреты матерей с разными стилями родительского отношения к ребенку»

УДК 159.99

Морозюк С.Н. доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования, Институт педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет,

Москва Морозюк Ю.В. доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования, Институт педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет,

Москва Кузнецова Е.С.

кандидат психологических наук, педагог высшей квалификационной категории,

МБУ ДО ДТДМ «Истоки», Сергиев Посад Morozyuk S.N.

Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Psychology of Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University,

Moscow

E-mail: 7085963@mail.ru Morozyuk Yu.V. Doctor of Psychological Sciences, Professor Department of Psychology of Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University,

Moscow

E-mail: 89268863933@mail.ru Kuznetsova E.S.

Candidate of Psychological Sciences, Teacher of the highest qualification category,

MBU TO DTDM "Istoki",

1

Sergiev Posad, E-mail: ESKaip@yandex.ru

Рефлексивные портреты матерей с разными стилями родительского отношения к

ребенку

Reflective portraits of mothers with different styles of parental attitude to the child

Аннотация: В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященные изучению рефлексии матери, как смыслообразующего компонента, возникающего в процессе взаимодействия матери с ребенком. Какую роль рефлексия выполняет в детско-родительских и семейных отношениях? На основе полученных данных показаны взаимосвязи особенностей рефлексии матери с различными стилями семейного отношения, что позволило раскрыть и описать психологическое содержание понятия «рефлексивный портрет личности».

Abstract: This article presents the results of empirical research devoted to the study of the mother's reflection as a meaning-forming component arising in the process of interaction between mother and child. What does the mean reflection in child-parent andfamily relations? On the basis of the data obtained, the interrelations of the mother's reflection with different styles of family relations are shown, which allowed to reveal and describe the psychological content of the concept of "reflective portrait of a person".

Ключевые слова: рефлексия; саногенная рефлексия; мать; ребенок; защитная рефлексия; стиль семейного отношения; рефлексивный портрет.

Keywords: reflection; sanogenic reflection; mother; child; protective reflection; family style; reflective portrait.

В современной науке и практике все больше внимания уделяется вопросам, связанным с поддержкой разнообразия, сохранением уникальности и самоценности детства. В связи с неустойчивой социальной, экономической, обстановкой, утрачивается значение многих нравственных ориентиров, которые вызывают массовый психологический стресс, сказывающийся на общем духовном и физическом здоровье людей [2]. А ребенок оказывается в ситуации разорванных связей, где на его сознание давит хаотичный поток информации.

Поэтому очень важно, чтобы с ребенком был компетентный взрослый, способный не реактивно отвечать на те или иные проявления ребенка, но реагировать адекватно, в соответствии с изменяющимися условиями, в которых оказался взрослый и ребенок. И именно мать, и как носитель общественных функций в системе общественных отношений, и как самая значимая для ребенка фигура, формирует через стиль семейного отношения устойчивые особенности конструктивного личностного реагирования, в которых закрепляются характерологические особенности ребенка [3, 5]. Под стилем родительского отношения мы понимаем характерное поведение и отношение значимых взрослых, основанное на определенных программах поведения. Поэтому стиль сам по себе патогенен, как и установки и основан на научении [2]. Под рефлексией матери (рефлексивным портретом матери), мы будет понимать не самооценку матерью самой себя (как результат ее представлений о себе как матери), а процесс осознания матерью рефлексивных стратегий, ее направленность тех умственных автоматизмов различного уровня организации, а также средств и способов собственной деятельности (в процессе общения с ребенком), возникающих в ответ на неопределенность ситуации, с целью выяснения причин и следствий достигнутых в ней успехов и неудач при выборе решения.

Таким образом, мы полагаем, что от качества рефлексии может меняться и стиль отношения, и стиль поведения. В качестве методов исследования выступали: когнитивно-эмотивный тест (Орлов Ю.М., Морозюк С.Н.); опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.).

Чем более выражена защитная (патогенная) рефлексия матери, тем ярче

представлены неконструктивные стили семейного отношения к ребенку. В

результате мы выяснили, что чем чаще ребенок оказывается вне поля зрения

матери, больше предоставлен себе, тем больше она испытывает вину, стыд и

зависть. Причем последнее может выступать как сравнение матерью себя с тем,

что у ее ребенка больше возможностей для самостоятельности и свободы, чем

3

было у нее в свое время. Чем больше мать стремиться к запретам в адрес

ребенка («все нельзя»), ограничивает его свободу, тем больше она прибегает к

апелляции в адрес третьих лиц. В случае, когда ребенок отклоняется от

требований матери, она стремиться обвинить в этом воспитателей, других

детей или других третьих лиц. Однако, чем больше мать освобождает ребенка

или снижает количество обязанностей в семье, предоставляя ему самому

выбирать способ поведения, тем больше она испытывает чувство стыда и страх

неудачи. Характерной особенностью как при чрезмерном реагировании матери

на незначительные нарушения поведения ребенка, так и при предпочтении

обходиться без наказаний, мать не склонна испытывает зависть. Причем в

последнем случае мать склонна прибегать к уничижению своего Я. В случае,

когда мать выделяет ребенка, превозносит его, тем меньше она прибегает к

апелляции третьими лицами и зависти. Чем больше мать проявляет

неуверенность, боязнь ошибиться, имеет преувеличенные представления о

«хрупкости» ребенка, его болезненности, а также если отношение матери к

ребенку обуславливается не действительными особенностями ребенка, а

такими чертами, которые она приписывает его полу — «вообще мужчинам»

или «вообще женщинам», тем более она обидчива, испытывает чувство

зависти, вины и склонна обесценивать сложившиеся обстоятельства, при этом

не прибегая к апелляции третьих лиц. Чем больше мать испытывает вину и

склонна уходить от травмирующих ситуаций, прибегая к защите от этих

переживаний, тем меньше матери нравится ребенок таким, какой он есть и тем

более она применяет в воспитании гиперопеку, уделяет ему слишком много

времени и внимания. Она воспринимает своего ребенка плохим,

неприспособленным, неудачливым по сравнению с другими. Ей кажется, что

ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных

наклонностей. Так же мы выяснили, что чем больше мать испытывает стыд,

вину и склонна выстраивать ожидания в адрес других, тем больше она

проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко

оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу,

4

старается быть на равных с ребенком, не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. Но, чем более мать испытывает страх неудачи, испытывает вину за своего ребенка в глазах окружающих, стесняется его, тем больше считает своего ребенка маленьким неудачником также и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся ей несерьёзными, и она игнорирует их. Причем, чем больше оправдывает мать себя, своего ребенка и его неудачи, тем меньше она считает своего ребенка неудачником. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Корреляция защитной рефлексии матери со стилями ее воспитания (по г -Спирмену) (п= 236)

Стили семейного отношения матери (по Э.Г. Эйдемиллеру , А.Я. Варге) Показатели КЭТ матери (по Орлову Ю.М., Морозюк С.Н.)

V защ при неуд. V защпри вине V защпри стыде V защпри обиде Рацобстоят. Защот вины Защот стыда Защ от стр. неуд. Защ. от зависти Уход от сит. Самоунич. Я Несоотв. ожид Апеллир. мышл.

Г+ 0,08 0,03 0,03 0,05 0,05 0,13 0,14 -0,00 0,14 0,08 0,00 0,04 0,03

З+ 0,05 0,01 0,06 -0,03 -0,05 0,06 0,01 -0,00 -0,08 0,00 -0,06 0,02 0,14

З- 0,14 -0,02 0,04 -0,06 -0,02 0,09 0,14 -0,00 -0,02 0,08 0,00 0,04 0,03

С+ -0,00 0,04 0,06 0,00 -0,02 0,02 0,01 0,03 0,18 0,10 0,07 -0,05 -0,07

С- 0,00 0,05 0,02 0,00 0,02 0,01 0,02 0,07 -0,19 0,06 0,14 -0,03 0,02

РРЧ -0,04 -0,02 -0,05 -0,02 0,02 0,05 -0,03 -0,00 -0,15 0,07 0,08 -0,06 0,13

ФУ 0,01 -0,00 -0,02 0,04 0,14 0,02 0,00 0,02 -0,07 0,05 0,06 0,02 -0,06

ПМК 0,00 -0,00 0,03 0,05 0,11 0,15 0,01 0,01 0,13 0,00 -0,05 0,06 -0,00

ПЖК -0,07 -0,11 -0,09 0,13 0,05 -0,09 0,07 -0,10 -0,07 -0,03 -0,04 -0,05 -0,13

Принятие 0,06 -0,19 -0,04 -0,05 0,04 0,04 -0,09 0,01 -0,04 -0,04 -0,05 -0,04 -0,03

Отвержение 0,01 0,05 0,02 0,06 0,01 0,14 -0,01 0,08 0,02 0,16 -0,04 -0,00 0,02

Кооперация 0,04 0,04 0,17 0,04 -0,02 0,16 0,05 0,04 0,03 0,04 0,04 0,16 0,03

Симбиоз 0,03 -0,01 0,01 0,06 -0,02 0,07 -0,03 -0,06 -0,01 -0,03 0,09 0,15 0,02

Маленький неудачник 0,17 0,04 0,16 0,04 -0,17 0,04 -0,07 0,17 0,04 0,04 0,05 0,04 0,02

Примечание: статистически значимые связи** — на уровне р <0,01; *— на уровне р

<0,05

Г+ — гиперпротекция; З+ — чрезмерность требований-запретов; З- -

недостаточность требований-запретов; С+ — строгость санкций; С--минимальность

санкций; РРЧ — расширение сферы родительских чувств; ФУ — фобия утраты ребенка; ПМК — предпочтение в ребенке мужских качеств; ПЖК — предпочтение в ребенке женских качеств.

Интересным для нас стало выяснение того, что качество проявления чувства вины матери различно. В одном случае оно выступает, как стремление матери соответствовать ожиданиям ребенка в глазах социума, в другом случае, вина выступает как мотиватор накладывания запретов на проявление самостоятельности ребенка, где мать осознанно запрещает ребенку свободно выражать себя, чтобы потом самой за его поступки не страдать от чувства вины (типичная ее фраза: «не трогай, не подходи, отойди, подожди, посиди, не убегай, я сама все сделаю»).

Список литературы

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. — СПб.: Речь, — 2001. — 378 с.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, — 2005. — 320 с.

3. Морозюк С.Н. Психология характера: феноменология, теория и практика. — М, — 2013.

4. Орлов Ю.М. Когнитивно-эмотивный тест / Ю.М. Орлов, С.Н. Морозюк. — М., — 1999. — 20 с.

5. Смолева Т.О. Защитная рефлексия матери - фактор психологического неблагополучия ребенка // Известия ДГПУ. — 2010. — № 3. — С. 82-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.