Научная статья на тему 'Связь рефлексии матери с эмоциональным благополучием дошкольника'

Связь рефлексии матери с эмоциональным благополучием дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗАЩИТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / МАТЬ / РЕБЕНОК / REFLECTION / EMOTIONAL WELL-BEING / PROTECTIVE REFLECTION / MOTHER / CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозюк Светлана Николаевна, Кузнецова Елена Сергеевна

В данной статье будут представлены результаты эмпирического исследова ния особенностей взаимосвязи рефлексии матери с эмоциональным благополучием ребенка. Исследование проводилось с использованием методик «Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)» Ю. М. Орлова, С. Н. Морозюк и социометрические методики «Секрет» и «Два домика» Т. А. Репина, а также «Карта наблюдений» Л. Стотта. В исследовании приняли участие 194 респондента матери, воспитывающие дошкольников и 194 респондента дети старшего дошкольного возраста. Достоверность полученных результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки и применением коэффициента ранговой корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозюк Светлана Николаевна, Кузнецова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The communication of the mother’s reflection with the emotional welfare of the preschool child

This article will present the results of an empirical study of the features of the relationship between mother reflection and emotional well-being of a child. The study was conducted using the methods «Cognitive-Emotional Test (CET)» by Yu. M. Orlov, S. N. Morozyuk and Sociometric Techniques «Secret» and «Two Houses» by T. Repin, and also «Map of Observations» by L. Stott. The survey involved 194 respondents -mothers raising preschool children and 194 respondents children of senior preschool age. The reliability of the results obtained was ensured by the representativeness of the sample group and the use of the Pearson rank correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «Связь рефлексии матери с эмоциональным благополучием дошкольника»

любовь между мужем и женой более глубокой и осмысленной. Несомненно, что ребёнку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Однако продолжающаяся десятилетиями жизнь двух эмоционально разъединённых людей «ради ребёнка» часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия. Нерешенные супружеские проблемы часто способствуют появлению психологических проблем у ребёнка. Семья - это единый организм, поэтому нарушение эмоционального состояния ребёнка нередко является симптомом других семейных трудностей. Поэтому самая хорошая профилактика негативной симптоматики - это решение собственных проблем, которые прямо или косвенно вплетены в отношения с ребёнком [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М.: Генезис, ч.1, 2001.- 160 с.

2. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос , 2003.- 96 с.

3. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребёнка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.-224 с.

Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С.

связь рефлексии матери с эмоциональным благополучием дошкольника

Дошкольное детство - это особо ответственный период в развитии человека, когда закладываются основные личностные механизмы, формируется мировоззрение, представление о своих возможностях и отношениях с окружающим миром и людьми. Именно в этом возрасте формируется тот 138

устойчивый внутренний мир, который даёт основание называть ребёнка личностью. Через общение со взрослыми, ребенок познает мир. От него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный мир взрослых.

В процессе развития отношений между ребенком и значимым взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания. Причем мать здесь является носителем эмоциональной культуры, культуры межличностного общения. А социальные институты - носителями общественной культуры [1].

Сейчас многие дети нуждаются в психологической поддержке, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Этот недостаток также приводит к эмоциональному неблагополучию ребенка. Одним из таких факторов неблагополучия ребенка, изучаемого нами, рассматривается защитная рефлексия матери, проявляющаяся в особенностях ее отношений с детьми в условиях семейного воспитания [2].

по мнению современных исследователей, негативное, отрицательное отношение матери к ребенку, не владение ею своим настроением, эмоциональные срывы, раздражительность, обиды оказывают влияние на психическое развитие ребенка в целом, на его эмоциональное благополучие. У детей существенно замедляется психическое, физическое, эмоциональное развитие, если они живут и воспитываются в атмосфере неприятия.

Ниже представлены результаты исследования, демонстрирующие связь рефлексии матери с эмоциональным благополучием ребенка.

В таблице 1 мы видим достоверные положительные связи между следующими защитными механизмами матери и компонентами эмоционального благополучия дошкольника: «Рационализация обстоятельствами» и «Доверительные отношения с другими» (г = 0,131*), «Апеллирующее мышление» и «Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними» (г = 0,136*), «Объем защитной рефлексии от чувства вины» и «Преимущественно положительный фон настроения»(г = 0,123*), «Защита от чувства вины» и «Эмоциональное благополучие» (г = 0,121*).

Это говорит о влиянии этих защитных механизмов матери на эмоциональное благополучие дошкольника, доверительных отношений с другими, сниженный фон настроения.

Таблица 1.

Взаимосвязь защитной рефлексии матерей с компонентами эмоционального благополучия дошкольника

Эмоциональное благополучие дошкольника Преимущественно положительный фон настроения s s н о о и и (D а о CS ■ н fr к у S а сЗ & 2 « g u S а я S 2 « S 1 fr <D Ü ^ О = u СО W S S ^ СЗ ® ü Я Ü в и т Доверительные отношения с другими е и Е? о а S а

показатели КЭТ матери Состояние удовлет уверенности (D Я о | ° (D И s а н 8 5 у в ^ й И ° & i 1 Со« Переживание комф ствие внешней угр< ского дискомфорта о м на Л ч (D аав н со о с ч ю е о н Л ч Л и о и я о м

Объем защитной рефлексии от страха неудачи 0,040 - 0,085 0,014 - 0,065 0,002 0,004 - 0,022

Объем защитной рефлексии от чувства вины 0,123* - 0,164* 0,119 - 0,125* - 0,076 0,063 0,064

Объем защитной рефлексии от чувства стыда 0,052 - 0,105 0,064 - 0,100 -0, 134 0,038 -0, 003

Объем защитной рефлексии от чувства обиды -0,011 -0,023 0,078 -0,105 -0,057 0,054 -0,050

Агрессия против других -0,020 -0,065 0,066 -0,046 0,036 0,019 0,005

Агрессия против себя -0,030 -0,036 0,013 -0,054 0,044 0,019 -0,101

Рационализация обесценивания объекта 0,017 -0,062 0,037 0,031 -0,093 -0,030 -0,019

Рационализация обстоятельствами -0,025 -0,054 0,082 -0,069 0,007 0,131* 0,035

Проекция на других -0,050 -0,055 0,018 0,046 -0,018 -0,014 -0,015

Защита от чувства вины 0,031 -0,037 0,053 0,040 -0,028 0,012 0,121*

Защита от чувства стыда 0,035 0,010 -0,011 -0,023 0,007 0,028 0,031

Защита от страха неудачи 0,026 -0,070 0,031 -0,031 -0,124* -0,051 -0,020

Защита от зависти 0,094 - 0,061 0,047 -0,189** 0,008 0,054 0,081

Защита от обиды 0,064 -0,065 0,017 -0,072 -0,030 -0,012 0,065

Уход от ситуации 0,054 -0,027 -0,016 0,013 0,016 0,028 0,035

Самоуничижение Я 0,010 0,011 -0,100 -0,007 0,013 -0,028 0,063

Возбуждение вины в других -0,014 0,008 -0,019 0,056 0,032 -0,051 -0,016

Саногенное мышление 0,035 -0,017 0,023 -0,179** -0,052 0,078 -0,002

Несоответствие поведения других ожиданиям -0,010 -0,008 0,064 -0,021 -0,059 0,004 0,065

Апеллирующее мышление 0,008 -0,029 0,136* -0,049 -0,067 0,051 0,083

Примечание: статистически значимые различия ** - на уровне р < 0,01; *- на уровне р <

0,05.

Также была выявлена достоверная отрицательная связь между следующими защитными механизмами матери и компонентами эмоционального благополучия дошкольника. Так, защита «Объем защитной рефлексии от чувства вины» связан с компонентом благополучия дошкольника «Состояние удовлетворенности и уверенности» (г = -0,164*) и «Переживанием комфорта как отсутствием внешней угрозы и физического дискомфорта» (г = -0,125*). «Защита от зависти» связана с «Переживанием комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта» (г = -0,189**). «Защита от страха неудачи» связана с «Познавательной мотивацией» (г = -0,124**). «Саногенное мышление» связано с «Переживанием комфорта как отсутствием внешней угрозы и физического дискомфорта» (г = -0,179**).

Качество рефлексии матери влияет на фон настроения ребенка, проявляется в переживании ребенком комфорта в присутствии других людей, в состоянии удовлетворенности и уверенности, в установлении ребенком доверительных отношений и познавательной мотивации.

Чем более мать испытывает чувство вины, тем больше ребенок испытывает хорошее настроение, но чем, выше у ребенка выраженность состояния удовлетворенности и уверенности, тем меньше мать испытывает чувство вины. Связано это с тем, что когда родители непреднамеренно или преднамеренно обижаются на ребенка, невольно программируя его поведение в соответствии со своими ожиданиями. Ребенок чувствует ожидания родителей и подстраивает свое поведение под эти ожидания. В случае отклонения от этих ожиданий ребенка наказывают. Неприятные чувства, возникающие при повторном наказании постепенно трансформируются в целостное переживание, которое называется вина. Сама же мать может испытывать вину за своего ребенка и в глазах социума, боясь, что он не соответствует его представлениям.

Мы полагаем, что в те моменты, когда мать озабочена своим чувством вины, она максимально направляет свое внимание на отношения с ребенком (какими бы они не были). Это как раз то, в чем нуждается ребенок, чтобы не испытывать одиночество и депривацию. И поэтому его эмоциональный фон приобретает положительную окраску. Но если мать видит ребенка радостным и уверенным и придает мало значения и смысла ожиданиям по отношению к нему, тем меньше будет ее реакция на рассогласования и она меньше будет испытывать чувство вины.

Помня, что ребенок находится в зависимости от эмоционального состояния матери, отметим, что чем меньше мать стремиться к сравниванию своего ребенка с другими, примеряя на него приемлемые формы поведения и социальные маски «хороший-плохой», «способный-неспособный», тем меньше она будет зависима от ожиданий социума и, как следствие, меньше будет испытывать чувство вины.

Опять же, пока мать находится в тесной связи с ребенком, уделяет ему внимание в виде своей озабоченности его поведением, тем меньше ребенок будет воспринимать отношения с другими как враждебные, угрожающие его жизни и интересам, за счет ощущения ребенком эмоциональной поддержки со стороны

141

матери. матери же на помощь, в свою очередь, могут прийти наработанные привычки саногенного мышления, которые впоследствии смогут на какое - то время снизить уровень ее переживаний вины и как следствие, скорректировать ее поведение в отношении ребенка, повысив его состояние эмоционального благополучия [2].

Связь «Защиты от страха неудачи» матери с «Познавательной мотивацией» ребенка говорит о том, что чем более выражено у дошкольника стремление к познанию, переживанию своих успехов и неудач, а также чем более ребенок благоприятно воспринимает среду, в которой он находится и считает ее безопасной, тем меньше склонна мать испытывать страх неудачи. Также предполагаем, что успехи и неудачи ребенка мать присваивает себе, считая, что это исключительно ее заслуги или неудачи при этом, каждый раз достигая поставленную цель и ожидая неудачи или ставя себя на место ребенка, мать испытывает страх неудачи и страх оценки окружающих.

Достоверные положительные связи между «Рационализацией обстоятельствами» материи и «Доверительными отношениями с другими» ребенка свидетельствуют о том, что, чем больше мать пытается интеллектуализировать (обесценить, найти оправдания) сложившиеся обстоятельства, свой стиль общения с ребенком, стиль воспитания, тем меньше ребенок заинтересован в установлении доверительных отношений с другими. Опять же, подражая матери, ребенок испытывает страх неудачи в установлении новых контактов, становится замкнутым, понимает бессмысленность установления и сохранения контактов.

Связь между «Защитой от чувства вины» матери и «Эмоциональным благополучием» ребенка подтверждают, что главным механизмом формирования эмоционального неблагополучия ребенка является переживание матерью чувства вины. Связано это с тем, что для успешного общения и воспитания матери следует прогнозировать не только поведение своего ребенка, но и свое в отношении с ним. Если она в своем поведении учитывает его ожидания, то общение происходит успешно.

Таким образом, в результате повторения этой последовательности умственных действий вырабатывается ментальная привычка автоматически строить модель ожиданий ребенка относительно себя. Именно эта привычка приписывать матери ожидания ребенка и делает возможной вину, когда ее поведение отклоняется от той желательной для мамы схемы его поведения, которую запускают ее умственные автоматизмы. В результате, испытывая вину, мать оказывается наказанной в своем привычном умственном поведении за принятие ошибочной схемы собственного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева; под общ. ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. М.: Академия, 2003. 176 с.

2. Морозюк, С. Н. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями: модульно-кодовое учебное пособие к циклу курсов по бесконфликтной адаптации к саморазвитию / С. Н. Морозюк. М.: Слайдинг, 2005. 90 с.

3. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. 228 с.

4. Петровский, В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 17-31.

5. Смолева, Т. О. Рефлексия значимых взрослых как фактор эмоционального благополучия ребенка: монография / Т. О. Смолева. Иркутск: изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2003. 163 с.

6. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010. С.25- 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.