Научная статья на тему 'Особенности психологических характеристик матерей пациентов с психической патологией невротического уровня'

Особенности психологических характеристик матерей пациентов с психической патологией невротического уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЦИЕНТЫ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ НЕВРОТИЧЕСКОГО УРОВНЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПАЦИЕНТАМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулыга В.Н., Празднова В.А., Зеленкова Т.В.

Семейный контекст пациента с психическими расстройствами невротического уровня в значительной мере определяется фигурой матери, которой принадлежит ключевая роль по уходу за больным и поддержанию семейных отношений. Именно поэтому фигура матери содержит огромный потенциал в повышении эффективности и улучшении качества социальной реабилитации и психотерапевтической работы с пациентами. В связи с этим чрезвычайно важным представляется задача всестороннего изучения и раскрытия этого потенциала, выявления психологических характеристик, свойственных данной группе матерей, и роли этих характеристик в формировании семейного контекста. Целью исследования являлся анализ индивидуально-типологических особенностей и семейного поведения матерей совершеннолетних пациентов для последующего выявления мишеней психотерапевтической работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулыга В.Н., Празднова В.А., Зеленкова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологических характеристик матерей пациентов с психической патологией невротического уровня»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРЕЙ ПАЦИЕНТОВ С ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ НЕВРОТИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Кулыга В.Н., Празднова В.А., Зеленкова Т.В. ФГУЗ «ЦМСЧ № 119 ФМБА России», Москва

Семейный контекст пациента в значительной мере определяется фигурой матери, которой принадлежит ключевая роль по уходу за больным и поддержанию семейных отношений [1, 2]. Именно поэтому фигура матери содержит огромный потенциал в повышении эффективности и улучшении качества социальной реабилитации и психотерапевтической работы с пациентами [3]. В связи с этим чрезвычайно важным представляется задача всестороннего изучения и раскрытия этого потенциала, выявления психологических характеристик, свойственных данной группе матерей, и роли этих характеристик в формировании семейного контекста [4, 5, 6].

Целью исследования являлся анализ индивидуально-типологических особенностей и семейного поведения матерей совершеннолетних пациентов с психическими расстройствами невротического уровня для последующего выявления мишеней психотерапевтической работы с ними.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В обследование были включены 37 матерей совершеннолетних пациентов, имеющих психические расстройства невротического уровня. Средний возраст матерей больных составлял (54±7,2) года.

Для решения исследовательских задач применялись клинико-психопатологические, психодиагностические, клинико-катамнестические и статистические методы. В обследовании группы родственников применялись опросники, выявляющие индивидуальные особенности психической деятельности и межличностных отношений: 1) SCL-90-R - клинические шкалы самооценки психопатологической симптоматики (Derogatis L.R. в адаптации Тарабриной Н.В.); 2) опросник LSI «Life style index» (Плутчик Р., Келлерман Г., Конте Г.) для оценки напряженности психологических защит; 3) ИТО -индивидуально-типологический опросник (Собчик Л.) [7]; 4) опросник АСВ - «Анализ семейных взаимооно-шений» (Эйдемиллер Э., Юстицкис В.) [2].

Степень обоснованности выводов и достоверности результатов исследования обеспечивалась применением корреляционного анализа Пирсона, направленного на выявление значимых взаимосвязей между индивидуальными особенностями матерей и характеристиками их семейного поведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Нами были исследованы особенности психопатологической симптоматики, степень выраженности механизмов психологической защиты и индивидуально-типологические характеристики матерей, дети которых имели невротические расстройства (37 чел.), а также стилей семейного воспитания. Как видно из результатов, представленных в таблице1, для данной группы матерей характерным является интровертированный тревожно-сензитивный тип личности с выраженными депрессивным фоном настроения.

Оценка структуры психологических защит показала, что в качестве ведущего механизма психологической защиты выступает проекция.

Повышенная тревожность в сочетании с чувствительностью и ранимостью в отношении средовых воздействий, а также склонность к интроверсии образуют внутренние условия для проявления механизма проекции, создавая депрессивный фон настроения. Результаты клинической беседы показали, что многие матери, в силу личностной чувствительности, наряду со стремлением вылечить сына (дочь), испытывают к ним целый спектр негативных чувств (раздражение, гнев, агрессивность и проч.), которые, проецируясь, создают угрозу для их собственной личности.

Анализ семейного поведения матерей (таблица 2) показал, что в данной группе основными дисфункциональными тенденциями являются: фобия утраты ребенка, недостаточность требований-запретов и требований-обязанностей в семейном воспитании.

Для выявления взаимосвязей между индивидуально-типологическими характеристиками и особенностями семейного поведения матерей был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, индивидуально-типологические характеристики матерей исследуемой группы, связанные с интровертированным тревожно-сензитивным типом личности, коррелируют с такими стилевыми особенностями семейного воспитания, которые связаны с тенденцией к расширению родительских чувств (р<0,05), повышению внимания к потребностям ребенка (р < 0,05), к увеличению требований-запретов (р<0,05).

Таблица 1. Индивидуально-типологические характеристики матерей пациентов с невротическими расстройствами

Опросники и шкалы Среднее значение Стандартное отклонение

БОМ Соматизация 0,55 0,41

О-С Обсессивно- компульсивные расстройства 0,78 0,27

ос 1ЫТ Межличностная сензитивность 0,92 0,64

О) ЭЕР Депрессия 1,00 0,42

о (Л ANX Тревожность 0,79 0,23

ы л а к 3 НОБ Враждебность 0,48 0,35

РНОВ Фобическая тревожность 0,16 0,10

РАЯ Паранойяльные симптомы 0,42 0,24

PБY Психотизм 0,39 0,07

ОБ1 Общий индекс тяжести 0,59 0,21

1 Вытеснение 32,22 15,63

2 Регрессия 41,18 20,38

ОТ 3 Замещение 18,89 10,54

ы 4 Отрицание 29,29 20,72

л а к 5 Проекция 64,26 13,31

3 6 Компенсация 33,33 16,58

7 Гиперкомпенсация 42,22 16,41

8 Рационализация 55,00 18,98

I Экстраверсия 4,67 2,24

II Спонтанность 3,67 2,12

О 1- III Агрессивность 2,78 1,20

^ ы л а к 3 IV Ригидность 4,22 1,30

V Интроверсия 5,89 1,54

VI Сензитивность 7,33 1,80

VII Тревожность 7,44 1,42

VIII Эмотивность 5,33 0,71

типологических характеристик с показателями семейного поведения матерей четко указывают основные темы для планирования цикла групповых занятий и мишени системной семейной психотерапии.

ВЫВОДЫ

1. Для матерей, совершеннолетние дети которых имеют психические расстройства невротического уровня, характерен интровертированный тревожно-сензитивный тип личности с выраженным депрессивным фоном настроения.

2. В качестве ведущего механизма психологической защиты выступает проекция.

3. Основными дисфункциональными тенденциями в семье являются: фобия утраты ребенка, недостаточность требований-запретов и требований-обязанностей в семейном воспитании.

4. Высокая напряженность защитного механизма проекции коррелирует с внесением в семейное поведение гиперпротекции и потворствования в удовлетворении потребностей ребенка, что свидетельствует о бессознательном проецировании на детей неудовлетворенных потребностей самих матерей.

5. Механизм проекции формирует неустойчивость стиля воспитания в семье (р<0,05), выражаемой в виде резкой смены воспитательных воздействий, постоян-

Таблица 2. Характеристики семейного поведения матерей пациентов с невротическими расстройствами

78

Высокая напряженность защитного механизма проекции коррелирует с внесением в семейное поведение гиперпротекции и потворствования (р<0,05) в удовлетворении потребностей ребенка. Это свидетельствует о бессознательном проецировании на детей неудовлетворенных потребностей самих матерей [2]. Повышенная напряженность проекции формирует неустойчивость стиля воспитания в семье (р<0,05), выражаемой в виде резкой смены воспитательных воздействий, постоянных колебаний между повышенным вниманием к ребенку и его эмоциональным отвержением и т.п. [1, 2]. С другой стороны, неустойчивость стиля воспитания нейтрализуется за счет возникающей депрессии (р<0,01), являющейся результатом проецирования. Возникает так называемый порочный замкнутый круг, создающий неблагоприятные условия для психического функционирования семьи.

Дисфункция семьи, выраженная в виде фобии утраты ребенка, характерная для матерей данной группы, подавляет их эмотивность (р<0,05), тем самым увеличивая интровертированность и десоциальность.

Значимо выраженные корреляции шкал психопатологической симптоматики и индивидуально-

Наименование шкалы Среднее значение Стандартное отклонение

Г+ Гиперпротекция 4,88 2,42

Г- Гипопротекция 4,13 1,96

У+ Потворствование 5,38 2,39

У- Игнорирование потребностей ребенка 1,25 0,71

Т+ Чрезмерность требований-обязанностей 1,50 1,41

Т- Недостаточность требований-обязанностей 3,63 1,30

З+ Чрезмерность требований-запретов 1,50 1,77

З- Недостаточность требований-запретов 3,5 1,41

С+ Чрезмерность санкций 1,13 1,13

С- Минимальность санкций 2,88 1,13

Н Неустойчивость стиля воспитания 2,13 1,55

РРЧ Расширение сферы родительских чувств 3,38 1,30

ПДК Предпочтение детских качеств 1,50 1,20

ВН Воспитательная неуверенность родителей 3,5 1,31

ФУ Фобия утраты ребенка 5,63 1,19

НРЧ Неразвитость родительских чувств 2,75 2,25

ПНК Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств 2,13 0,83

ВК Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания 1,38 1,06

ПЖК Предпочтение женских качеств 2,63 1,77

ПМК Предпочтение мужских качеств 0,25 0,46

Таблица 3. Параметры взаимосвязи индивидуально-личностных характеристик и семейного поведения матерей

Психологические проблемы родителей аюэьвч хичонэж э^нэдэс! а эинэ!ьои^эс1и пмк 0,10 0,29 -0,24 -0,26 -0,16 * * ,61 0, * * 4 ,6 0, 0, -0,12 0,09 0,35* 0,17 0,09 -0,24 0,15 -0,36* 0,09 ,21 0, * ,41 0, 0,27 -0,29 0,22 0,27 0,25 0,25 0,09

аюэьвч хичожЛи э^нэдэс! а эинэ!ьои^эс1и пжк 0,29 -0,32 0,25 0,32 -0,32 0,19 0,10 0,09 0,13 0, ,31 0, 0,18 ,31 0, ,31 0, -0,13 -0,29 0,28 -0,13 -0,18 -0,19 -0,32 -0,14 -0,07 ,31 0, 0,20 -0,22

цииооа'фо а^иЛо Л№кэн аог^игфноч эинэнэээннд к в 0,25 ,31 0, -0,24 -0,24 0, ,31 0, 0, -0,05 -0,17 0, -0,24 -0,25 ,31 0, 0,25 ОО'О 0,00 0,29 0,14 0,15 -0,32 -0,25 -0,17 0, 0,18 0,17 ,31 0,

аюэьвч хннягэгвгэжэн хнннэаюдоо ви'гиэсхЗи к н п -0,08 0,16 -0,25 -0,24 0,30 -0,15 -0,12 -0,15 0, -0,09 -0,29 -0,16 -0,17 ,31 0, 0,26 ,31 0, 0,30 0,22 0,28 -0,14 ,31 0, 0,19 -0,19 -0,24 -0,06 -0,17

аюаЛь хичоягэ!и№^ яloolиaeвdэн ч р н -0,28 0,19 -0,13 -0,42* 0,29 0,10 0,10 -0,25 -0,09 -0,03 0,08 0,25 -0,25 ,31 0, 0,42* 0,24 0,25 0,32 -0,03 -0,30 0,22 -0,08 0,26 -0,08 0,18 -0,27

вчнэgэd щвс11Л видоф у оз 0, 0,14 0,32 -0,14 0,30 -0,05 -0,05 0,29 0,17 0,17 -0,16 0,22 -0,30 0,18 0,28 -0,30 0,29 -0,17 -0,05 -0,28 -0,12 -0,22 0,25 0,22 0, -0,42*

яlooннэdэaЛэн ввнягэгвтииоод н в 0,27 0,13 -0,04 -0,13 ,31 0, 0,13 0,12 0,09 0,13 0,27 0,08 0,22 -0,38* 0,18 0,22 -0,14 0, 0,02 -0,28 0,22 0,07 0,05 0,23 -0,28 -0,20 -0,04

аюэьвч ХИЧОЮ^ ЭИHЭlhOUffЭdU к д п * 0, -0,22 0,19 0,07 -0,09 0,17 0,17 0,26 0,30 0,29 0, 0,13 -0,10 ,21 0, -0,04 -0,38* 0,12 -0,13 -0,14 0,09 ,31 0, 0,03 0, 0,25 -0,08 -0,17

аюаЛь хичоягэ!и№^ lяdэфo эи^итов^ ч р р 0,30 0,15 -0,04 -0,17 0,22 0,13 0,14 0,24 0,09 ,31 0, -0,20 0,37* -0,29 0,13 0,25 0,03 0,22 0,18 0,29 -0,19 0,10 -0,32 * -0,25 0,15 0,

Нарушение процесса воспитания в семье винвтииооа ыгию яюоаиьиоюЛэн н -0,28 0,12 -0,15 * * 0,29 ,01 0, ,01 0, -0,25 -0,15 -0,03 ,01 0, 0,32 -0,13 ,21 0, 0,42* 0,28 0,30 0,25 0,14 -0,17 0 ,2 0, -0,12 0,20 -0,10 0,13 -0,19

(иинвевжн) ииШнво яюонягвиини^ о 0,30 -0,15 0,18 -0,16 0,14 -0,26 ,21 0, ,31 0, 0,29 0,29 -0,17 0,22 -0,32 0,25 ,21 0, -0,02 0,12 -0,14 0,12 -0,13 0, -0,17 0,22 -0,14 -0,14 -0,14

(иинвевжн) ии'гинвэ яlooнdэнeэdh + с 0,26 -0,16 0,16 0,09 0,15 -0,15 -0,12 0,35* ,31 0, 0,25 -0,16 0,20 -0,24 0,17 0,30 0, 0,30 -0,27 0,19 -0,19 0, * * 7* со о* 0,26 -0,23 -0,09 -0,16

aolэduвe-иинвaogэdl яюоньогвюо^эн (0 0,26 0,23 0,14 -0,05 0,26 0,03 0,09 0,18 0,12 0,30 -0,17 0,06 -0,14 0,25 0,07 0, 0,25 -0,24 0,28 -0,14 0,06 -0,12 0,22 -0,13 -0,19 -0,14

aolэduвe-иинвaogэdl яlooнdэнeэdh + (0 ,01 0, 0,13 0,05 -0,29 0,38* -0,27 -0,13 0,25 ,01 0, 0,13 -0,17 0,07 -0,27 0,17 0,22 0,25 0,25 0,12 0,22 -0,22 0,17 -0,20 -0,10 -0,15 -0,10 -0,17

иэlooннвeвgo-иинвaogэdl яюоньогвюо^эн ь 0,13 0,30 -0,17 ,31 0, 0,23 0,19 0,27 0,06 -0,07 0,27 -0,26 -0,14 -0,20 0,25 -0,16 -0,26 ,01 0, 0,02 -0,02 -0,13 -0,16 0, 0,27 0,00 -0,02 -0,04

иэlooннвeвgo-иинвaogэdl яlooнdэнeэdh + т 0, 0,24 0, 0,29 -0,32 ,31 0, 0,32 -0,24 -0,14 -0,24 0,25 0,24 -0,27 -0,18 0,25 -0,27 -0,06 0,13 -0,14 0,23 0,12 -0,06 0,25 -0,12 0,29 0,15

вчнэgэd иэlooнgэdlou эинвaodиdoнJИ > 0,29 -0,32 0,25 ,31 0, ,31 0, 0,03 0,09 0,09 0,32 0, ,21 0, -0,12 0,19 0,09 -0,14 0,12 -0,38* -0,14 * сТ -0,09 0, -0,37* 0,12 * 7 03 -0,10 0,25

эинваоаюсЬаюи + у -0,28 0,29 -0,27 * со о 0,30 -0,05 ,01 0, -0,23 -0,07 -0,04 0,07 0, -0,14 0,38* * 03 о' 0,22 0,26 0,29 -0,08 -0,14 0,22 0,08 0,13 0, 0,26 -0,12

виШэ^ио^ -0,25 ,31 0, -0,24 * * из О" 0,19 0,17 0,19 -0,32 -0,12 0,02 0,13 0,29 -0,27 0,19 0,28 -0,18 0,16 0,26 -0,13 0,08 0, ,01 0, 0,29 -0,18 ,21 0, -0,09

ви'тэюсШс^эш'и + г -0,04 0,25 -0,32 -0,334* ,31 0, -0,05 -0,04 ,01 0, -0,24 0,19 0,22 0,25 -0,14 0, * О- -0,18 * 0,25 -0,23 -0,19 ,01 0, 0, 0,09 0,22 0, ,31 0,

АСВ Опросники и шкалы Соматизация Обсессивно-компульсивные расстройства Межличностная сензитивность Депрессия Тревожность Враждебность Фобич.тревож Паранойяльные симптомы Психотизм Общ.инд.тяжести Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Гиперкомпенс Рационализац Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Эмотивность

у-об-юэ 1Я1/в>1т 151 1Я1/в>1т 01И 1Я1/в>1т

ных колебаний между повышенным вниманием к ребенку и его эмоциональным отвержением.

6. Неустойчивость стиля воспитания нейтрализуется за счет возникающей депрессии (р<0,01), являющейся результатом проекции, что создает так называемый порочный замкнутый круг, создающий неблагоприятные условия для психического функционирования семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фобия утраты ребенка, характерная для матерей данной группы, подавляет их эмотивность (р<0,05), способствуя увеличению интровертированности и де-социальности.

Таким образом, исследование обозначило два направления психотерапевтической работы с родственниками пациентов с невротическими расстройствами: коррекция индивидуально-типологических особенностей и коррекция поведения в семейном контексте.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 188 с.

2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Се-

мейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003. - 333 с.

3. Празднова В.А., Зеленкова Т.В. Системная психотерапия родственников лиц, страдающих психическими расстройствами психотического уровня // Взаимодействие науки и практики в современной психиатрии: Материалы Российской конференции. - М., 2007. - С. 195.

4. Зеленкова Т.В., Празднова В.А. Сравнительное исследование психологических характеристик матерей пациентов с психической патологией невротического и психотического уровней // Взаимодействие науки и практики в современной психиатрии: Материалы Российской конференции. - М., 2007. - С. 186.

5. Prazdnova V., Zelenkova T. The figure of mother in family context of people with neurotic and psychotic disorders // J. of Czech and Slovak Psychiatry. - 2008. - Vol. 104, S. 2 - P. 1121.

6. Празднова В.А., Мартюшев С.А. Работа с семьёй в рамках концепции системной интегративной семейной психотерапии // Сборник статей региональной научно-практической конференции ФГУЗ ЦМСЧ №119 ФМБА России. - М., 2008. - С. 167-168.

7. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. -СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.