Научная статья на тему 'Исследования мотивационного потенциала студентов для совершенствования процесса обучения'

Исследования мотивационного потенциала студентов для совершенствования процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧЕГО МЕСТА / РАЗНООБРАЗИЕ РАБОТЫ / ОДНОЗНАЧНОСТЬ РАБОЧЕГО ЗАДАНИЯ / ЗНАЧИМОСТЬ РАБОЧЕГО ЗАДАНИЯ / АВТОНОМНОСТЬ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ВЫБОРКА / АНКЕТА / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / MOTIVATIONAL POTENTIAL / CHARACTERISTICS OF WORKPLACE / A VARIETY OF WORK / UNAMBIGUITY OF THE WORKING TASK / THE IMPORTANCE OF THE WORKING TASK / AUTONOMY / A FEEDBACK / A PSYCHOLOGICAL CONDITION / PERSONAL RESULTS / RESEARCHES / SAMPLE / THE QUESTIONNAIRE / INFLUENCE FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифшиц Е. А.

Одна из актуальных проблем педагогики результативность образовательных систем, тесно связана с процессом мотивации обучаемых, который управляет приоритетами при выборе жизненной позиции. Основная цель статьи разработать методику измерения и увеличения качества учебного процесса студентов вузов. В работе используются данные исследования мотивационного потенциала (МП) учащихся Международного Университета природы, общества и человека «Дубна» в 2008-2011 годах. Создана методика измерения и расчета уровня мотивации в применении к исследованию качества учебного процесса вуза, которая позволила количественно оценить уровень мотивации и факторов, воздействующих на мотивационный потенциал студентов. Выделен ранжированный список многокритериальных мотивационных факторов, способствующих повышению качества образования учащихся. Выявлены основные тенденции изменения уровня мотивации студентов: снижения МП от первого курса к пятому и эффект "скачка" на третьем или четвертом курсе вуза. Предложенная методика была впервые применена к учащимся высших учебных заведений и ее эффективность подтвердилась в ходе проведения эмпирические исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифшиц Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS MOTIVATIONAL POTENTIAL RESEARCH FOR PERFECTION OF THE TRAINING PROCESS

One of the actual problems of pedagogy is the effectiveness of educational systems which close related to the motivation of the trainees and manages the priorities to choosing a position in life. The main purpose of this article is development a method for measuring and increasing the quality of the learning process of university students. In this project is used findings of research of the motivational potential (МП) of students of the International University of Nature, Society and Man "Dubna" in 2008-2011. Devised methodology of measurement and calculation of the motivation level in applied to the research of the quality of the university educational process, which allowed estimating the level of motivation and factors affecting the motivational potential of students. Sorted out ranged list of multicriteria motivational factors which enhance the quality of education students. Revealed the main trends of change of student motivation: to reduce МП from the first-year to the fifth-year and the effect of "jump". The proposed method was first applied to students of higher education and its effectiveness was confirmed in the course of empirical research.

Текст научной работы на тему «Исследования мотивационного потенциала студентов для совершенствования процесса обучения»

УДК 37.012.7 ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Лифшиц Е. А.

Одна из актуальных проблем педагогики - результативность образовательных систем, тесно связана с процессом мотивации обучаемых, который управляет приоритетами при выборе жизненной позиции.

Основная цель статьи - разработать методику измерения и увеличения качества учебного процесса студентов вузов. В работе используются данные исследования мотивационного потенциала (МП) учащихся Международного Университета природы, общества и человека «Дубна» в 2008-2011 годах.

Создана методика измерения и расчета уровня мотивации в применении к исследованию качества учебного процесса вуза, которая позволила количественно оценить уровень мотивации и факторов, воздействующих на мотивационный потенциал студентов. Выделен ранжированный список многокритериальных мотивационных факторов, способствующих повышению качества образования учащихся. Выявлены основные тенденции изменения уровня мотивации студентов: снижения МП от первого курса к пятому и эффект “скачка” на третьем или четвертом курсе вуза.

Предложенная методика была впервые применена к учащимся высших учебных заведений и ее эффективность подтвердилась в ходе проведения эмпирические исследований.

Ключевые слова: мотивационный потенциал, характеристики рабочего места, разнообразие работы, однозначность рабочего задания, значимость рабочего задания, автономность, обратная связь, психологическое состояние, личностные результаты, исследования, выборка, анкета, факторы влияния.

STUDENT’S MOTIVATIONAL POTENTIAL RESEARCH FOR PERFECTION OF THE TRAINING PROCESS

Lifshits EA.

One of the actual problems of pedagogy is the effectiveness of educational systems which close related to the motivation of the trainees and manages the priorities to choosing a position in life.

The main purpose of this article is development a method for measuring and increasing the quality of the learning process of university students. In this project is used findings of research of the motivational potential (МП) of students of the International University of Nature, Society and Man "Dubna" in 2008-2011.

Devised methodology of measurement and calculation of the motivation level in applied to the research of the quality of the university educational process, which allowed estimating the level of motivation and factors affecting the motivational potential of students. Sorted out ranged list of multicriteria motivational factors which enhance the quality of education students. Revealed the main trends of change of student motivation: to reduce МП from the first-year to the fifth-year and the effect of "jump".

The proposed method was first applied to students of higher education and its effectiveness was confirmed in the course of empirical research.

Keywords: motivational potential, characteristics of workplace, a variety of work, unambiguity of the working task, the importance of the working task, autonomy, a feedback, a psychological condition, personal results, researches, sample, the questionnaire, influence factors

Введение

Глобализация рыночной среды объективно требует поиск новых форм и методов управления, позволяющих организациям успешно адаптироваться к

динамике внешнего окружения, рационально использовать все компоненты производственно-рыночного потенциала, наращивать конкурентные преимущества и создавать реальные предпосылки к обеспечению устойчивого развития в стратегической перспективе. В условиях мирового кризиса, ограниченности ресурсов, неустойчивости мировых процессов и все более возрастающих потребностей человечества, мотивация становится все более популярным и приемлемым видом управления, особенно в такой высококультурной и наукоемкой сфере как образование. В своей статье 2012 года В.В. Путин подчеркнул: «... мы испытываем серьезные проблемы с качеством образования.....По всей ви-

димости, потому, что из рассмотрения регулярно выпадало самое важное - мотивация людей .».[2, с. 8]

Необходима разработка и внедрение в ВУЗы системы трудовой мотивации молодежи, которая бы дала возможность положительно использовать существующую ценностно-мотивационную структуру общества и повысить качество образовательного процесса. Именно такой анализ целостномотивационной структуры молодежи и факторов, оказывающих на неё влияние, во взаимосвязи с проблемой трудовой мотивации послужил основой данной статьи.

В работе приведены результаты первого этапа по исследованию мотивационного потенциала студентов Международного университета “Дубна”:

• адаптированный к образовательному процессу метод исследования уровня мотивации Хэкмана-Олдхэма;

• тенденции изменения мотивационного потенциала студентов различных курсов;

• основные мотивационные факторы, оказывающие положительное воздействие на студентов.

Метод исследования

На примере анкетирования студентов Международного университета “Дубна” разработана авторская методика подсчета мотивационного потенциа-

ла, как показателя качества образовательного процесса и заинтересованности студентов в своей учебе. За основу при проведении исследований уровня мотивации студентов университета “Дубна” был взят метод Р. Хекмана и Г. Олдхэма “Характеристики работы и формирование рабочих заданий”, адаптированный к образовательному процессу [4, с. 250-279]. Данный метод исследует взаимосвязи между отдельными характеристиками учебы и мотивацией студентов. Метод предполагает, что определенные характеристики учебы (разнообразие учебы, однозначность учебного задания, значимость обучения в данном ВУЗе, автономность и обратная связь учебного процесса) способствуют возникновению определенного психологического состояния (испытанная значимость учебы, чувство ответственности за результаты учебы, понимание результатов учебной деятельности), которое приводит к улучшению личностных результатов учебы

(см. рисунок 1).

Ключевые характеристики учебного места —► Критические психологические состояния —» Личностные результаты учебы

1. Разнообразие учебы 2. Однозначность учебного | ^.Испытанная значимость и задания осмысленность учебы 3. Значимость обучения Чувство ответственности за 4. Автономность 1 ^результаты учебы Понимание результатов 5. Обратная связь |—► учебной деятельности ^ ' —■—- Опосредуется силой потребност студентов в профессиональном росте Высокая внутренняя мотивация к учебе Качественная учеба Высокий уровень удовлетворенности ^.Низкий уровень отчисления студентов и высокая учебная дисциплина

Рис. 1. Модель трудовых мотиваций в соответствии с характеристиками учебы

Данная модель мотивации была положена в основу анкеты исследования студентов, вопросы которой позволяют получить количественные данные для каждой из пяти характеристик учебы по семибальной системе. Затем данные опроса были использованы для расчета мотивационного потенциала (МП) по формуле 1:

МП =1 (РУ+ОУЗ+ЗО)хАхОС, (1)

где РУ - разнообразие учебы;

ОУЗ - однозначность учебного задания;

ЗО - значимость обучения;

А - автономность учебного процесса для студентов;

ОС - обратная связь.

Анализ мотивационного потенциала студентов Университета «Дубна» и тенденций его изменения

Разработанная авторами методика анализа МП применена для практических исследований в 2008-2011 годах среди студентов Международного университета природы, общества и человека “Дубна”. Анализ результатов по различным курсам представлен на рисунке 2 и достаточно убедительно показывает схожесть тенденций от года к году.

8

Я

X

н

о

я

«

2

я

я

о

8

Я

Я

и

8

н

о

График изменения средних мотивационных потенциалов студентов университета "Дубна" в 2008- 2011 гг

67,03

61,06

58,43 ♦ 86,57

средняя за 2008-2011 гг

2011 ноябрь

2010 ноябрь 2010 апрель 2009 ноябрь 2009 апрель 2008 март

3 4

курсы

1

2

5

Рис. 2. Г рафики изменения средних мотивационных потенциалов студентов различных курсов Университета “Дубна” в исследованиях 2008-2011 годах.

На графике явно прослеживается, во-первых, тенденция снижения среднего уровня мотивации от первого курса к пятому на протяжении всех лет исследования. Эту потерю интереса к учебе можно объяснить ее рутинностью, повторяемостью процессов из года в год, непониманием сути и значения учебы, ограничением самостоятельности студентов, слабым пониманием своих результатов и успехов. Это отражается на величине характеристик учебы как показано на столбчатой диаграмме рисунка 3, где все характеристики студентов первого курса выше, чем пятикурсников. Вполне закономерным будет предположение, что первокурсники опираются на свои идеальные представления об учебе и будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются большим изменениям к старшим курсам.

Среднее значение характеристик учебы студентов университета "Дубна" с 1 по 5 курсы за 2008-2011 гг

■ 1 курс 2 курс

■ 3 курс

4 курс

5 курс

разнообразие целостность важность автономность обратная связь

характеристики учебы

Рис. 3. Столбчатая диаграмма изменения средних показателей характеристик учебы студентов различных курсов Университета “Дубна” в 2008-2011 гг.

Во-вторых, на рисунке 2 можно заметить эффект “скачка”: мотивация понижается к старшим курсам, но неизменно подпрыгивает перед последним курсом (обычно на третьем или четвертом). Данный эффект повышения заинтересованности можно объяснить введением специализации на этих курсах и, кроме того, студенты к этому времени начинают осознавать суть своей специальности, у них появляется интерес к профессиональной деятельности.

Итогом четырехлетнего исследования является выведенный средний мотивационный потенциал студентов университета “Дубна”, который составляет

на данный момент 79,77. Эта величина может быть взята за один из показателей качества обучения студентов Университета наряду с традиционными результатами тестирования.

Факторы, оказывающие мотивационное воздействие на студентов

Университета “Дубна”

В маркетинговом исследовании 2009-2011 годов студентам были предложен различные факторы, которые, по мнению исследователей, оказывают наибольшее воздействие на мотивационный потенциал учащихся. Полученные данные (таблица 1) приведены в долях (средний показатель на одного студента данного курса периода 2009-2011), которые определяются по следующей формуле.

IV Ф1

Д = з! N

1=1

где k - количество факторов (в данном исследовании k=58);

Ni - количество студентов данного курса определенного периода, принявших участие в исследовании.

Таблица 1.

Сводная таблица факторов воздействия на студентов Университета “Дубна”, выявленных в ходе исследований 2009-2011 годов

Факторы воздействия Среднее количество факторов на одного студента

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Сре днее

Наиболее интересные виды учебного процесса

1. Запись лекций 0,29 0,26 0,27 0,23 0,29 0,27

2. Лабораторные работы 0,18 0,25 0,17 0,15 0,22 0,19

3. Игровые ситуации 0,41 0,41 0,38 0,45 0,45 0,42

4. Тренинги 0,23 0,23 0,18 0,21 0,36 0,24

5. Ситуационные задачи 0,19 0,26 0,29 0,42 0,35 0,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Коллоквиумы 0,17 0,15 0,12 0,05 0,17 0,13

7. Контрольные работы 0,24 0,25 0,21 0,15 0,25 0,22

8. Самоподготовка в группах 0,16 0,19 0,22 0,24 0,26 0,21

9. Производственная практика 0,16 0,20 0,26 0,31 0,32 0,25

10. Спортивные мероприятия 0,33 0,30 0,21 0,18 0,35 0,27

11. Творческая работа (доклады, рефераты, курсовые работы) 0,37 0,40 0,38 0,33 0,46 0,39

12. Маркетинговые исследования 0,06 0,06 0,10 0,16 0,08 0,09

13. Преподавание студентов 0,16 0,14 0,16 0,22 0,23 0,18

14. Медиа-сопровождение занятий 0,20 0,26 0,31 0,26 0,32 0,27

15. Решение задач 0,22 0,23 0,22 0,20 0,24 0,22

16. Возможность прослушать спец. курс на английском языке 0,04 0,06 0,09 0,09 0,10 0,08

17. Занятия с практикующим специалистом фирм 0,18 0,23 0,24 0,28 0,34 0,25

Задействованные навыки и способности

1. Логическое мышление 0,55 0,63 0,51 0,45 0,52 0,53

2. Накопленный опыт и знания 0,53 0,57 0,55 0,45 0,53 0,53

3. Навыки самостоятельной работы 0,41 0,40 0,47 0,43 0,34 0,41

4. Навыки работы в группе коммуникабельность 0,34 0,38 0,37 0,40 0,33 0,36

5. Усидчивость 0,18 0,13 0,26 0,18 0,31 0,21

6. Абстрактное мышление 0,21 0,19 0,19 0,18 0,22 0,20

7. Артистизм 0,14 0,11 0,13 0,11 0,17 0,13

8. Творческое мышление 0,25 0,26 0,28 0,23 0,35 0,27

9. Организаторские способности 0,19 0,12 0,17 0,16 0,28 0,18

10. Ораторское искусство 0,11 0,14 0,12 0,12 0,17 0,13

11. Системный подход в решении задач 0,16 0,12 0,15 0,21 0,27 0,18

Меры, делающие учебу определеннее

1. Введение модульной системы 0,14 0,05 0,07 0,11 0,11 0,10

2. Интегрирование учебного и практического процессов 0,30 0,20 0,35 0,32 0,30 0,29

3. Тесная связь преподавателей и студентов 0,41 0,45 0,44 0,43 0,33 0,41

4. Участие студентов в составлении расписания 0,26 0,24 0,32 0,29 0,24 0,27

5. Выдача учебных программ 0,19 0,11 0,18 0,13 0,20 0,16

6. Практические занятия с участием фирм-работодателей и экскурсии на эти фирмы 0,26 0,24 0,34 0,26 0,43 0,31

7. Представление проектов студентов фирмам-работодателям 0,17 0,15 0,23 0,17 0,28 0,20

8. Самостоятельный выбор студентами доп. предметов 0,29 0,30 0,22 0,29 0,40 0,30

Меры, делающие учебу самостоятельнее

1. Самостоятельный выбор тем творческих работ 0,45 0,45 0,47 0,42 0,37 0,43

2. Самостоятельный выбор допол. предметов обучения 0,31 0,32 0,29 0,27 0,39 0,32

3. Самостоятельный выбор преподавателей и руководителей 0,23 0,23 0,26 0,27 0,35 0,27

4. Самостоятельный выбор методов обучения 0,30 0,24 0,28 0,26 0,25 0,27

5. Самостоятельный выбор методов отчетности 0,16 0,15 0,20 0,18 0,20 0,18

6. Участие студентов в составлении расписания 0,13 0,13 0,21 0,11 0,23 0,16

7. Свободное посещение занятий 0,34 0,31 0,29 0,27 0,38 0,32

Способы усвоения знаний

1. Я испытываю самоудовлетворение 0,34 0,32 0,38 0,30 0,28 0,32

2. Я умею самостоятельно принимать окончательные решения 0,43 0,44 0,35 0,37 0,38 0,39

3. Я востребован на рынке 0,17 0,20 0,22 0,25 0,19 0,21

4. Я уверен в своих способностях и силах 0,54 0,47 0,56 0,48 0,53 0,52

5. Я могу оценить преподавателей изучив дисциплину 0,15 0,19 0,19 0,17 0,19 0,18

Внешние факторы

1. Безработица 0,00 0,06 0,08 0,07 0,10 0,06

2. Востребованность профессии 0,20 0,24 0,23 0,23 0,29 0,24

3. Семья 0,12 0,18 0,15 0,13 0,13 0,14

4. Законы об образовании 0,04 0,06 0,03 0,02 0,04 0,04

5. Развитие и внедрение современных технологий в регионе 0,06 0,13 0,08 0,07 0,12 0,09

6. Климатические сезонные условия 0,01 0,04 0,03 0,04 0,01 0,03

7. Альтернативное обучение в других более престижных ВУЗах 0,06 0,07 0,07 0,05 0,07 0,06

8. Престижность профессии 0,26 0,22 0,26 0,24 0,30 0,26

9. Уровень доходов в данной профессии 0,25 0,24 0,28 0,27 0,34 0,28

10. Стабильность в обществе 0,19 0,16 0,18 0,18 0,27 0,20

В таблице выделены мотивационные факторы, которые предпочли более четверти студентов

одного курса.

Таблица дает ясное представление о предпочтениях студентов, что может оказать существенную помощь при повышении их мотивационного потенциала, выделенные факторы мотивации необходимо использовать в первую очередь для повышения мотивационного потенциала студентов.

Интересные выводы вытекают при рассмотрении данных таблицы: во-первых, студенты мало внимания уделяют внешней обстановке и факторам. Их не беспокоят экономического и политические изменения на рынке, эти факторы в настоящее время не оказывают существенного влияния на величину уровня мотивации учащихся. Значительную роль в повышении мотивационного потенциала учащихся играют внутренние (личности и ВУЗа) факторы.

Во-вторых, в данной ситуации наблюдается незначительное изменение предпочтений в выборе факторов студентами различных курсов. Данный факт легко объяснить с помощью нестадийной теорий развития личности Арджири-са, которая утверждает, что «... от детства к зрелости значимость ... параметров для человека постепенно изменяется» [3, с. 135]. Наглядно это продемонстрировано в таблице 2 на примере студентов 1 и 5 курсов.

Таблица 2.

Наиболее предпочтительные мотивационные факторы студентов 1 и

5 курсов Университета “Дубна”

Востребованные факторы (доля) 1 курс Востребованные факторы (доля) 5 курс

Наиболее интересные виды учебного процесса

Игровые ситуации 0,51 Творческая работа 0,47 Спортивные мероприятия 0,42 Запись лекций 0,36 Контрольные работы 0,3 Тренинги 0,29 Игровые ситуации 0,49 Творческая работа 0,46 Тренинги 0,37 Медиа-сопровождение занятий 0,36 Ситуационные задачи 0,35

Задействованные навыки и способности

Логическое мышление 0,69 Накопленный опыт и знания 0,67 Навыки самостоятельной работы 0,52 Коммуникабельность 0,43 Накопленный опыт и знания 0,73 Логическое мышление 0,7 Навыки самостоятельной работы 0,53 Коммуникабельность 0,48

Меры, делающие учебу определеннее

Тесная связь преподавателей и студентов 0,51 Интегрирование учебного и практического процессов 0,38 Самостоятельный выбор студентами дополнительных предметов 0,37 Практические занятия с участием фирм-работодателей и экскурсии на эти фирмы 0,33 Интегрирование учебного и практического процессов 0,45 Тесная связь преподавателей и студентов 0,44 Практические занятия с участием фирм-работодателей и экскурсии на эти фирмы 0,43 Самостоятельный выбор студентами дополнительных предметов 0,41

Незначительность данных изменений можно достаточно наглядно продемонстрировать с помощью рисунка 4, где линий различных факторов студентов разных курсов практически совпадают. Это существенно облегчает работу преподавателя, желающего увеличить уровень мотивации своих студентов.

Рис. 4. Средние показатели мотивационных факторов, действующие на студентов Университета “Дубна”, выявленные в 2009-2011 годах

Заключение

В экономической науке пока еще не выработаны единые концептуальные основы, позволяющие интегрировать положения теорий мотивации в логически взаимосвязанную, целостную систему научных знаний о принципах и способах управления трудовым поведением, обеспечивающих максимальное использование потенциала работников. Захаров Н.И. отмечает, что «до сих пор на уров-

не обыденного, а нередко и научного сознания, мотивация и ее роль в управлении трактуется либо поверхностно, либо слишком узко. Это означает необходимость более глубокого синтеза, взаимопроникновения различных отраслей научного знания при исследовании усложняющихся процессов общего управления и его мотивационной функции, в частности» [1]. Надеемся, что представленная работа поможет продвинуться в данной области и заинтересует специалистов образования и менеджмента.

Список литературы

1. Захаров Н.И. Развитие мотивационной функции управления экономикой. http://planetadisser.com/see/dis_51268.html, 2002/ (дата обращения: 19.01.2012).

2. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. М: Комсомольская правда. 13 февраля 2012. № 20-п (25833-п). С.1-8

3. Лютенс Фред Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999, 691 с.

4. J. Richard Hackman and Greg R. Oldham, “Motivation Through the Design of Work: Test of a Theory”, Organizational Behavior and Human Performance, vol. 16, 1976. 656 p.

References

1. Zaharov N.I. Razvitie motivacionnoj funkcii upravlenija jekonomikoj [The development of the motivational function of managing the economy]. http://planetadisser.com/see/dis_51268.html (accessed February 25, 2012).

2. Putin B.B. Komcomolckaja Pravda, no. 20-p (2012): pp. 1-8.

3. Ljutens Fred Organizacionnoe povedenie [Organizational behavior]. M.: INFRA-M, (1999), 691 p.

4. J. Richard Hackman and Greg R. Oldham Motivation Through the Design of Work: Test of a Theory, Organizational Behavior and Human Performance, vol. 16, 1976, 656 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Лифшиц Елена Андреевна, старший преподаватель кафедры менеджмент

Международный Университет природы, общества и человека «Дубна» ул. Университетская, 19, г. Дубна, Московская область, 141980, Россия e-mail: Grattar@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Lifshic Elena Andreevna, senior lecturer of Management department International University of Nature, Society and Man "Dubna"

19, Universitetskaya st., Dubna, Moscow region, 141980, Russia e-mail: Grattar@mail. ru

Рецензент:

Петров Андрей Евгеньевич, д.т.н., проф., МГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.