ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922.736.4
Н.П. ДАНИЛОВА, Е.В. СЛАВУТСКАЯ
ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРЕДПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ*
Ключевые слова: качества личности, школьники 9-11 лет, факторный анализ, интеллект, эмоционально-волевая сфера.
Приведены результаты экспериментального исследования взаимосвязи эмоционально-волевых качеств и интеллекта учащихся 3-4 классов. Для обработки данных применен корреляционный и факторный анализ. Показано, что взаимосвязь различных характеристик личности значительно меняется за время исследований. Проанализирована динамика этих взаимосвязей в зависимости от интеллектуальных показателей и гендерных особенностей учащихся.
N.P.DANILOVA, E.V. SLAVUTSKAYA DYNAMICS OF THE CONNECTION OF PERSONAL TRAITS FOR PRE-TEENAGE STUDENTS
Key words: personality traits, schoolchildren 9-11 years, factor analysis, intelligence, emotional and volitional.
The results of experimental research on the relationship between emotional-volitional qualities and intelligence for pupils in third and fourth grade are presented. Correlation and factor analysis were used for data processin. It is shown that the relationship between different personality characteristics significantly changed during the study. The dynamics of these relationships, depending on the intelligence coefficient and gender characteristics of the schoolchildren, are analyzed.
Предподростковый возраст (9-11 лет) является одним из самых сложных с психологической точки зрения [2]. Особенности реформ в современном образовании, последние нововведения в школе, призванные развивать личность учащегося и его способности, предъявляют к учащимся младшего и среднего школьного возраста повышенные требования к интеллектуальному и эмоционально-волевому развитию. Сложившаяся ситуация деформирует психогенез и проявляется как кризисное явление, которое влияет на адаптацию школьников при переходе из начальной школы в среднюю ее ступень. Кроме того, не всегда учитываются разные варианты развития ребенка и его индивидуальные особенности. При этом существуют всеми наблюдаемые, но до конца не исследованные гендерные различия на отрезке предпубертатного детства [3,4].
В настоящей работе приводятся результаты экспериментального исследования взаимосвязей между различными характеристиками личности школьников в динамике - с конца третьего до конца четвертого года обучения в школе. Психодиагностика и обработка данных тестирования проводились три раза в течение года с учетом гендерных различий учащихся. Для обработки данных использовался корреляционный и факторный анализ [1, 6]. 111 учащихся обследованы при помощи двух базовых методик психодиагностики.
В конце учебного года в третьем классе, в начале и конце учебного года в четвертом классе проведена психодиагностика развития интеллектуальной сферы (IQ) детей с помощью культурно-свободного интеллектуального теста Р. Б. Кеттелла.
Динамика развития эмоционально-волевых свойств личности учащихся проверялась с помощью 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана.
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 10-06-22606а/В).
Для психодиагностики третьих классов использовался стандартный опросник ESPQ (Early School Personality Questionnaire) для школьников младших классов. В четвертом классе - 12-факторный опросник CPQ (Childrens Personality Questionnaire) для детей 8-12 лет. Обе формы предназначены для исследования личностных особенностей школьников и содержат 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституциональными [5].
Для обработки данных психодиагностики использовался программный пакет STATISTICA. Применялся наиболее распространенный в факторном анализе метод главных компонент с вращением результирующей нормированной матрицы факторных нагрузок методом Varimax. Обработка данных проводилась отдельно для мальчиков и девочек.
В табл. 1, 2 приведены матрицы корреляционных коэффициентов между качествами личности по Р.Б. Кеттеллу для мальчиков в конце учебного года в третьем и четвертом классах.
Таблица 1
Матрица корреляционных коэффициентов между личностными качествами мальчиков в конце учебного года
в третьем классе
Лично- стные каче- ства A C D E F G H I J N O Q4
A 1,00 -0,15 0,11 -0,17 -0,14 0,16 0,46 0,29 0,00 -0,09 -0,11 0,22
C -0,15 1,00 0,06 -0,29 0,25 0,14 -0,04 -0,01 -0,26 0,03 0,17 0,17
D 0,11 0,06 1,00 -0,03 -0,23 -0,30 -0,08 -0,06 -0,27 0,13 0,24 0,16
E -0,17 -0,29 -0,03 1,00 -0,24 0,11 -0,06 0,07 -0,19 -0,21 0,04 -0,05
F -0,14 0,25 -0,23 -0,24 1,00 0,20 -0,02 0,10 0,22 0,17 -0,12 -0,08
G 0,16 0,14 -0,30 0,11 0,20 1,00 0,09 0,29 0,06 0,12 -0,06 0,04
H 0,46 -0,04 -0,08 -0,06 -0,02 0,09 1,00 0,44 0,38 0,00 -0,12 -0,12
I 0,29 -0,01 -0,06 0,07 0,10 0,29 0,44 1,00 0,17 0,16 -0,02 -0,13
J 0,00 -0,26 -0,27 -0,19 0,22 0,06 0,38 0,17 1,00 0,03 -0,28 -0,26
N -0,09 0,03 0,13 -0,21 0,17 0,12 0,00 0,16 0,03 1,00 0,01 -0,12
O -0,11 0,17 0,24 0,04 -0,12 -0,06 -0,12 -0,02 -0,28 0,01 1,00 0,15
Q4 0,22 0,17 0,16 -0,05 -0,08 0,04 -0,12 -0,13 -0,26 -0,12 0,15 1,00
Интерпретация личностных качеств в 12-факторном опроснике Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана (ЕБР0): А - общительность-замкнутость; С - эмоциональная стабильность-неустойчивость; й -возбудимость-уравновешенность; Е - независимость-покорность; Р - беспечность-озабоченность; О - высокая - низкая добросовестность; Н - смелость-робость; I - мягкость-твердость; и - энергичность-сдержанность, N - наивность-хитрость; О - тревожность-спокойствие; 04 - напряженность-расслабленность.
Как видно из табл. 1 и 2, за один год, прошедший между тестированием, связь между отдельными личностными качествами увеличивается как количественно (большее число признаков оказывается взаимосвязано), так и качественно (значение коэффициентов корреляции увеличивается приблизительно с 0,3 до 0,45). Для коэффициента корреляции Пирсона г» 0,45 при выборке в 50 человек, уровень значимости для двухстороннего критерия р < 0,0005. На практике это означает наличие устойчивой связи с очень высокой степенью достоверности. Аналогичные результаты наблюдаются и у девочек.
Для оценки того, как группируются взаимосвязанные признаки, проводился факторный анализ данных психодиагностики. В табл. 3 приведены результаты факторного анализа данных психодиагностики девочек в конце учебного года в третьем-четвертом классах. Жирным шрифтом выделены максималь-
ные факторные нагрузки, позволяющие интерпретировать психологический смысл каждой из четырех главных компонент. Важное значение имеет величина S, выражающая процентный вклад каждого из факторов в общую дисперсию. Эту величину часто называют уникальностью (uniqueness) факторов или признаков. В настоящей работе мы выделили четыре основных фактора, суммарный вклад которых в общую дисперсию составлял, в разных случаях, от 52 до 86%.
Таблица 2
Матрица корреляционных коэффициентов между личностными качествами мальчиков в конце учебного года в четвертом классе
Лично- стные каче- ства A B C D E F G H I O Q3 Q4
A 1,00 0,38 0,41 -0,12 -0,53 0,02 0,41 0,61 0,24 -0,27 0,42 -0,47
B 0,38 1,00 0,06 -0,12 -0,16 -0,24 0,41 0,25 -0,07 -0,00 0,14 -0,08
C 0,41 0,06 1,00 -0,14 -0,21 -0,08 0,22 0,28 -0,19 -0,40 0,20 -0,34
D -0,12 -0,12 -0,14 1,00 0,46 0,39 -0,31 -0,04 -0,05 0,35 -0,35 0,42
E -0,53 -0,16 -0,21 0,46 1,00 0,08 -0,54 -0,51 -0,28 0,33 -0,46 0,45
F 0,02 -0,24 -0,08 0,39 0,08 1,00 -0,47 0,07 -0,30 -0,02 -0,49 0,23
G 0,41 0,41 0,22 -0,31 -0,54 -0,47 1,00 0,38 0,21 -0,29 0,55 -0,46
H 0,61 0,25 0,28 -0,04 -0,51 0,07 0,38 1,00 0,31 -0,18 0,26 -0,32
I 0,24 -0,07 -0,19 -0,05 -0,28 -0,30 0,21 0,31 1,00 0,03 0,47 -0,43
O -0,27 -0,00 -0,40 0,35 0,33 -0,02 -0,29 -0,18 0,03 1,00 -0,08 0,52
Q3 0,42 0,14 0,20 -0,35 -0,46 -0,49 0,55 0,26 0,47 -0,08 1,00 -0,55
Q4 -0,47 -0,08 -0,34 0,42 0,45 0,23 -0,46 -0,32 -0,43 0,52 -0,55 1,00
Примечание. В - абстрактное-конкретное мышление; 03 - высокий-низкий самоконтроль. Жирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции, уровень значимости которых р £ 0,025.
Как видно из табл. 3, комбинации признаков, формирующих четыре главных фактора Ф1-Ф4, существенно меняются к концу исследуемого возрастного периода. Сохраняются лишь некоторые из взаимосвязей. Кроме того, суммарный вклад четырех факторов в общую дисперсию увеличивается с 57 до 69%.
Таблица 3
Факторный анализ 12 признаков по Р.Б. Кеттеллу в конце учебного года в третьем и четвертом классах
Личностные качества Девочки 3 класса Девочки 4 класса
Факторы Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф1 Ф2 Ф3 Ф4
A 0,04 0,10 -0,63 0,07 -0,48 0,76 0,06 0,01
C 0,01 0,16 0,21 -0,81 0,11 0,77 0,14 -0,16
D -0,66 -0,32 0,16 -0,03 -0,10 0,81 0,08 0,11
E -0,65 0,25 -0,12 -0,44 0,79 0,04 0,09 0,34
F 0,21 0,72 0,06 0,03 0,79 0,17 -0,23 -0,13
G 0,39 0,31 0,42 0,09 0,28 0,52 -0,51 0,03
H 0,28 -0,62 -0,01 -0,37 -0,72 0,14 0,06 0,12
I 0,00 0,03 -0,72 0,01 0,01 0,01 -0,03 -0,95
J 0,57 -0,01 -0,45 -0,10 -0,07 0,27 0,82 0,06
N -0,04 0,29 0,13 0,55 0,53 -0,53 0,36 -0,21
O -0,75 -0,08 -0,12 0,21 -0,65 0,26 0,15 -0,08
Q4 -0,16 -0,72 0,30 0,23 0,77 -0,03 0,01 -0,04
S, % 17,28 14,96 12,6 11,82 28,24 21,33 9,87 9,54
Интерпретация факторов в конце учебного года в третьем классе. В первый фактор с максимальной нагрузкой входят такие взаимосвязанные качества, как уравновешенность, покорность и низкая тревожность. Можно предположить, что девочки, у которых тревожность ниже, более уравновешены и проявляют меньшую доминантность. В этом факторе наблюдается связь коммуникативного (Е) и эмоциональных качеств личности (О, й)
Фактор Ф2 показывает связь высокой фрустрации, робости в общении и беспечности. Этот фактор также коммуникативно-эмоциональный. То есть девочки, робкие в общении, испытывают большое напряжение, фрустрацию, возможно, по поводу неудовлетворенной потребности в общении.
В факторе Ф3 можно наблюдать связь замкнутости в общении и твердости характера.
Эмоциональная неустойчивость (-С) выделяется в конце учебного года в третьем классе в отдельный фактор Ф4.
Интерпретация факторов в конце учебного года в четвертом классе. В факторе Ф1 связаны такие качества, как возбудимость, независимость в общении высокая тревожность. Взаимосвязь именно этих качеств, но с противоположным знаком, выделяется в первый фактор в третьем классе. В конце четвертого года обучения в школе к ним присоединяются низкий волевой контроль поведения, низкая добросовестность и высокая фрустрация. Совокупность качеств отражает негативное психологическое состояние девочек в конце учебного года в четвертом классе. Совокупность этих качеств напоминает симптомы невроза тревожности [4].
В фактор Ф2 входят общительность, высокий вербальный интеллект и эмоциональная устойчивость. Можно предположить, что общительные девочки с развитым вербальным интеллектом более эмоционально устойчивы в этом возрасте.
В факторы Ф3 и Ф4 выделились, соответственно, мягкость (I) и робость (-Н) девочек.
Таким образом, в динамике третий класс - конец учебного года в четвертом классе у девочек удается, в целом, проследить взаимосвязь эмоциональных качеств с коммуникативными. В частности, остаются связанными неуравновешенность с независимостью (4 кл.) или уравновешенность - покорность (3 кл.).
Как показал анализ результатов, взаимосвязь личностных качеств существенно различается для школьников с разными интеллектуальными показателями. В табл. 4 приведены результаты факторного анализа данных, полученных в конце учебного года в четвертом классе у девочек. Здесь обработка проводилась совместно, по результатам 2 тестов (Ю+12 качеств).
Сравнивая результаты факторного анализа девочек в конце учебного года в четвертом классе с Ю<100 и с Ю>100, можно увидеть, что их объединяет в факторе Ф1: возбудимость, низкий волевой контроль, тревожность и фрустрация, стремление доминировать. Эти признаки школьной, социальной дезадаптации характерны для девочек с разным уровнем развития интеллекта в этом возрасте [3, 4].
Оценим взаимосвязи личностных качеств с Ю. Для девочек с Ю>100 характерно следующее: чем ниже их интеллект, тем выше доминантность и беспечность в общении. Их общительность (А) связана с вербальным интеллектом (В). Для девочек с Ю<100: чем выше их интеллект, тем больше мягкость характера, изнеженность воспитания. Их общительность связана с эмоциональной устойчивостью и низкой тревожностью.
Для мальчиков в конце учебного года в третьем классе характерна следующая картина: интеллект мальчиков с Ю<100 связан с их общительностью, а эмо-
циональная устойчивость - с низкой доминантностью, покорностью. Низкая тревожность этих детей имеет прямую связь с беспечностью и наивностью в общении, т.е. все значимые характеристики прямо связаны с коммуникативными качествами личности.
Таблица 4
Факторный анализ в конце учебного года в четвертом классе
Личностные качества Девочки с !<Э>100 Девочки с !<Э<100
Факторы Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф1 Ф2 Ф3 Ф4
10 0,20 -0,65 0,28 0,14 0,19 0,26 0,80 0,28
А -0,57 -0,02 0,69 -0,19 0,07 0,92 0,12 0,23
В 0,08 -0,03 0,87 0,10 0,54 0,51 0,49 -0,05
С -0,02 0,48 0,50 -0,33 0,08 0,88 0,26 0,06
й 0,75 0,20 -0,01 0,35 0,55 -0,10 -0,20 -0,74
Е 0,60 0,58 0,03 0,13 0,85 -0,17 -0,23 -0,20
Р -0,06 0,77 0,17 0,14 0,80 0,27 -0,00 -0,08
О -0,69 -0,00 -0,10 -0,36 -0,50 0,49 0,15 0,50
Н 0,19 0,24 0,10 0,62 -0,06 -0,02 0,03 0,88
I 0,10 0,16 0,16 -0,75 -0,38 0,00 0,87 -0,02
О 0,73 -0,18 -0,20 -0,10 0,20 -0,89 0,07 0,17
03 -0,45 0,04 0,48 -0,06 -0,78 0,38 0,11 0,12
04 0,82 -0,26 -0,07 0,14 0,90 0,10 0,18 -0,09
Б,% 24,84 13,92 14,66 11,09 29,65 24,85 14,51 13,87
Сдержанные в общении мальчики с 10>100 более фрустрированны, но внешне проявляют большую эмоциональную устойчивость. Дети с высокой нормативностью поведения уравновешены и эмоционально устойчивы. Их общительность в целом имеет высокую корреляцию с мягкостью характера и мягкостью семейного воспитания.
В конце учебного года в четвертом классе у мальчиков с 10<100 коммуникативные и волевые качества связаны в первом факторе с наибольшей нагрузкой. Наиболее тревожными являются неуравновешенные дети, а наименее фрустрированными - те, у которых 10 ниже. Вербальный интеллект связан с коммуникативными качествами. Подобная связь эмоциональных качеств с интеллектом наблюдается и у мальчиков с 10>100. Чем выше интеллект в этой группе детей, тем выше их тревожность и эмоциональная нестабильность. Вербальный интеллект также связан с коммуникативными качествами.
Таким образом, у мальчиков с 10<100 и с 10>100 наблюдаются более однотипные взаимосвязи качеств, чем у девочек. Например, у мальчиков обоих групп 10 связан с эмоциональными качествами, вербальный интеллект (В) - с коммуникативными. Более развитый волевой самоконтроль наблюдается у мальчиков с более развитыми коммуникативными качествами. Кроме того, у мальчиков не наблюдается такого «накала» в выраженности взаимосвязанных отрицательных качеств, как у девочек 3-4 класса.
Рисунок иллюстрирует количественную динамику изменения взаимосвязей между личностными качествами школьников в течение всего эксперимента (конец учебного года в третьем классе, начало и конец - в четвертом классе). Показано, как изменяется суммарный вклад первых четырех факторов для детей разного пола и с разным уровнем показателей интеллекта. В соответствии с гистограммами динамика изменения взаимосвязей между личностными качествами существенно зависит от интеллектуальных показателей. Для школьников с высоким 10 суммарный вклад первых четырех факторов из 13 исходных признаков (а значит, и степень взаимосвязи психологических
признаков) меняется в пределах 10%. Для учащихся с 10<100 эта величина (вклад первых четырех факторов) монотонно увеличивается. Например, для девочек это изменение составляет около 30% (с 54 до 83%, рисунок, б).
S, % 80 70
60
50
40
30
20
10
S, % 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
3 класс 4 класс н.г. 4 класс к.г.
3 класс 4 класс н.г. 4 класс к.г.
□ девочки IQ> 100 а
■ мальчики IQ>100
□ девочки IQ< 100 б
■ мальчики IQ< 100
Вклад первых четырех факторов в суммарную дисперсию: а - учащиеся с IQ>100; б - учащиеся с |Q<100
Если оценивать динамику изменения степени взаимосвязи личностных качеств по вкладу первых двух факторов, то результаты оказываются еще более наглядными. Для девочек с IQ<l00 суммарный вклад первых двух факторов вырастает к концу четвертого класса с 29 до 54% (см. табл. 4).
Таким образом, в динамике в 3-4 классах у мальчиков с разным уровнем развития интеллекта наблюдаются более однотипные взаимосвязи личностных качеств, чем у девочек. Факторы эмоционального неблагополучия более ярко выражены у девочек. При этом динамика развития взаимосвязей между личностными качествами у детей с более низкими интеллектуальными показателями оказывается значительно выше.
Литература
1. Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. 280 с.
2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 184 с.
3. Славутская Е.В. Исследование интеллектуальных показателей младших подростков при развивающем воздействии на их эмоционально-волевую сферу // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 2. С. 76-81.
4. Славутская Е.В. Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2011. № 3. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2011_3_2460.pdf.
5. Cattell R.B. Advances in Cattelian Personality Theory. Handbook of Personality. Theory and Research. N.Y.: The Guilford Press, 1990.
6. Glass J.V., Stanly Y.C. Statistical methods in education and psychology. New Jersey, 1970. 495 c.
0
ДАНИЛОВА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА - магистрантка кафедры управления и информатики в технических системах, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (natusia.dan@rambler.ru).
DANILOVA NATALIYA PAVLOVNA - master of Management and Informatics in Technical Systems Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
СЛАВУТСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории практической психологии, Чувашский республиканский институт образования, Россия, Чебоксары (slavutskayaev@gmail.com).
SLAVUTSKAYA ELENA VLADIMIROVNA - candidate of psychology sciences, associate professor, senior researcher of Laboratory of Applied Psychology, Chuvash Republic Institute of Education, Russia, Cheboksary.