УДК 373.103.71
отношение родителей к занятиям спортом и к другим сферам жизни юных спортсменов
подросткового возраста
Аспирант Э. З. Феодорова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в данной статье представлены результаты исследования восприятия подростками отношения своих родителей к различным сферам их жизни как фактора мотивации включения в учебную, спортивную деятельность, в дружеские отношения. Определены особенности отношений подростков мальчиков и девочек 12 -13 лет, занимающихся спортом с родителями. выявлены особенности взаимосвязи отношения родителей к различным сферам жизни подростков-спортсменов обоего пола и показателями мотивации включения в них.
Ключевые слова: мотивация; внутренняя мотивация; внешняя мотивация; базовые потребности; родительское отношение; поддержка автономии; восприятие родителей; вовлеченность родителей.
Актуальность. Современная спортивная наука, в том числе и психология спорта, характеризуется повышением внимания к подготовке юных спортсменов как фактора эффективности подготовки спортсменов высокого класса. В связи с этим пристальному анализу подвергаются психологические предпосылки активности включения юных спортсменов в спортивное совершенствование. К числу таких предпосылок относится характер отношений в системе «тренер - спортсмен - родители», которому посвящается достаточно много исследований [3, 8, 9].
Проведенные исследования феномена ранней профессионализации юных спортсменов показали, что для них очень важным и становятся проблемы сочетания спортивного совершенствования, получения образования, личностного и интеллектуального развития [2], а также включения в свойственные спорту социальные отношения с присущими им сложными сочетаниями
сотрудничества и соперничества [1].
Углубленные занятия спортом в подростковом и юношеском возрасте могут быть причиной дисгармоний в личностном развитии, которые затрудняют адаптацию к жизни вне спорта. Не все спортсмены могут совмещать тренировки с учебой и другими видами деятельности. Основным источником психологической поддержки спортсменов является семья [1]. Несмотря на это, особенности восприятия и переживания спортсменами-подростками того, как родители относятся к их включению в занятия спортом и другие сферы жизни и деятельности, остаются слабо изученными.
Данные, представленные в научной литературе, показывают, что те методы, которыми оба родителя мотивируют своих детей и поддерживают их отношение к учебной деятельности, оказывают очевидное влияние на формирование компетентности и саморегуляции. Автономность, поддерживаемая отцом, оказывает влияние на успешность в учебной деятельности, а поддержка автономии матерью снижает уровень дезадаптации. Вовлеченность матери помогает детям хорошо приспосабливаться к школе и быть более успешными. Поддержка семьей самостоятельности и автономности способствует самоуважению и развитию внутренней мотивации. В связи с этим возникают вопросы: как мальчики и девочки, занимающиеся спортом, оценивают отношение родителей к различным сферам их жизни; насколько родители оказывают поддержку автономии, самостоятельности и вовлекаются в учебную деятельность, спортивную деятельность и интересуются отношениями своих детей [7].
Целью исследования было выявление особенностей взаимосвязи отношения родителей к различным сферам жизни подростков, занимающихся спортом,
и мотивацией включения подростков в спортивную, учебную деятельность, в значимые для подростков дружеские отношения.
В исследовании проверялось предположение о том, что восприятие спортсменами-подростками родительского отношения к их включению в значимые сферы деятельности является фактором становления у них внутренней мотивации спортивной и учебной деятельности, включения в дружеские отношения со сверстниками.
Задачами исследования являлось установление показателей восприятия спортсменами-подростками разного пола отношения к себе родителей, определение показателей мотивации занятий спортом, учебной деятельностью, включения в дружеские отношения со сверстниками, а также выявление взаимосвязей между показателями родительского отношения и показателями мотивации указанных видов деятельности.
В исследовании применялись методики «Почему я учусь», «Почему я занимаюсь спортом», адаптированные на кафедре психологии КГУФКСТ [4], а также методики «Восприятие родителей», «Почему люди дружат», адаптированные нами [5, 6].
Участниками исследования были спортсмены-подростки 12-13 лет обоего пола (70 девочек и 45 мальчиков). Исследование проводилось на базе СДЮСШОР № 1 г. Краснодара, СДЮСШОР № 1 им. Казаджиева г. Краснодара, СДЮСШОР по прыжкам на батуте г. Краснодара № 3.
Результаты исследования и их обсуждение. В
результате психологического исследования было выявлено, что мальчики и девочки мало различаются по восприятию отношения к себе родителей и воспринимают его позитивно: у мальчиков-подростков более теплые отношения с матерью, чем у девочек. Это означает, что они считают, что их мать явно проявляет свою любовь к ним. Спортсмены, больше чем спортсменки, считают, что их родители помогают им самостоятельно решать, в каком направлении действовать, и прислушиваются к их мнению и планам на будущее, когда у них возникают проблемы.
Результаты корреляционного анализа (таблица 1) показали, что в группе мальчиков-спортсменов корреляции показателей восприятия отношения родителей и мотивации занятий спортом оказались немногочисленными. Достоверного уровня достигают только отрицательные корреляции показателей восприятия подростками родительского отношения и показателя амотивации. Они показывают, что поддержка со стороны родителей, теплота их отношения, интерес к делам подростков снижают вероятность слабо осмысленного включения в занятия спортом. Заслуживает внимания то, что снижение вероятности слабо осмысленных мо-тивационных основ занятий спортом связано с поддержкой обоими родителями автономии подростков. Это отражает обусловленную возрастом потребность подростков в признании их самостоятельности, способности принимать решения, связанные со значимы-
ми для них жизненными ситуациями. Вместе с тем приведенные данные указывают на значимость поддержки взрослыми автономии подростков как регулятора становления внутренней мотивации занятий спортом, включения в другие виды деятельности.
Корреляционные связи показателей учебной мотивации мальчиков-спортсменов и показателей восприятия отношения родителей (таблица 3) отличаются от тех, которые характеризуют связи показателей восприятия отношения родителей и мотивации занятий спортом. Основное отличие заключается в наличии положительных корреляционных связей показателей поддержки обоими родителями автономии подростков, показателей теплоты отношений матери и ее вовлеченности в дела детей с показателями внутренней мотивации учения и показателем внешней мотивации - идентификации, наиболее близкой к внутренней мотивации. Отрицательные корреляционные связи восприятия отношения родителей с показателем амотивации подтверждают сделанное ранее заключение о том, что поддержка автономии подростков, заинтересованность их делами способствуют осмысленному включению в значимые для них сферы деятельности.
Сравнение данных, представленных в таблицах 2 и 3, говорит о том, что отношение родителей по-разному сказывается на мотивации учебной и спортивной деятельности подростков. Различия корреляционных связей показателей восприятия подростками отношения родителей с показателями мотивации спортивной и учебной деятельности свидетельствуют о том, что спортсмены-подростки занимаются спортом потому, что считают это хорошим способом развивать себя, а родители стимулируют своих детей получать знания и навыки в области учебной деятельности. Это связано с тем, что в подростковом возрасте учебная мотивация снижается, а мотивация вне учебных занятий повышается, поэтому родители оказывают поддержку своим детям в учебной сфере, так как они считают, что учеба поможет их детям узнать о многих вещах, которые пригодятся в жизни. Родители подростков мальчиков, занимающихся спортом, при проявлении ими заинтересованного отношения к повышению знаний и навыков в учебе разрешают своим детям самостоятельно принимать решения в освоении новых учебных умений (таблица 3).
В задачи исследования входило установление взаимосвязей показателей восприятия спортсменами-подростками отношения родителей и мотивации включения в дружеские отношения со сверстниками. Результаты ее решения представлены в таблице 4. Они показывают значимость для включения в дружеские отношения восприятия теплоты, вовлеченности, поддержки автономии со стороны матери. Из полученных данных видно, что чем больше матери подростков-спортсменов находят время поговорить с детьми о их дружеских отношениях и помогают им, если возникают проблемы у подростков-спортсменов с друзьями, тем больше мальчики, занимающиеся спортом, присваивают убеждения, ценности, установки своих матерей о
Таблица 1
Средние значения показателей оценивания родительского отношения подростками, занимающимися
спортом, разного пола
Показатели Мальчики N=45 Девочки N=70 Достоверность различий
Вовлеченность матери 32,6±6,5 32,5±6,6 -
Поддержка матерью автономии 47±8,3 45,9±7,7 -
Теплота отношения матери 35,4±6,1 35,6±5,9 -
Вовлеченность отца 32,1±7,9 30±7,7 -
Поддержка отцом автономии 45,8±7,7 44±9,3 -
Теплота отношения отца 35,9±5,9 33,7±6,6 P<0,05
Таблица 2
Корреляционные взаимосвязи между показателями мотивации спортом и родительским отношением у
подростков-мальчиков, занимающихся спортом
восприятие родителей
Мотивация занятий спортом вовлеченность матери а и каю ии теплота отношения матери .а т с о ? 1 ка ии ^ 5 з роо я а и тн офя
па ф О л в о са дт иоь ов па р ё ° от
Внутренняя мотивация (знания) 0,08 0,05 -0,15 0,18 0,15 0,05
Внутренняя мотивация (компетентность) 0,14 0,02 -0,05 0,04 0,06 -0,06
Внутренняя мотивация (новые впечатления) -0,01 -0,03 -0,14 0,26 0,08 0,11
Внешняя мотивация (идентификация) -0,04 -0,07 -0,18 0,11 -0,01 -0,02
Внешняя мотивация (интроекция) -0,17 -0,08 -0,29 -0,09 -0,09 -0,13
Внешняя мотивация 0,01 -0,02 -0,13 0,09 -0,07 -0,02
Амотивация -0,36 -0,40 -0,22 -0,23 -0,47 -0,27
Примечание: здесь и далее жирным шрифтом выделены достоверные коэффициенты корреляции. Таблица 3
Корреляционные взаимосвязи между показателями мотивации учения и родительским отношением у
подростков-мальчиков, занимающихся спортом
Мотивация учебной деятельности восприятие родителей
вовлеченность матери поддержка матерью автономии теплота отношения матери вовлеченность отца поддержка отцом автономии теплота отношения отца
Внутренняя мотивация (знания) 0,28 0,32 0,25 0,09 0,26 0,17
Внутренняя мотивация (компетентность) 0,30 0,45 0,22 0,33 0,43 0,28
Внутренняя мотивация (новые впечатления) 0,15 0,25 0,09 0,26 0,27 0,14
Внешняя мотивация (идентификация) 0,26 0,27 0,30 -0,03 0,15 0,26
Внешняя мотивация (интроекция) 0,09 0,10 -0,01 0,05 0,10 0,19
Внешняя мотивация 0,15 0,12 0,10 -0,06 0,02 0,05
Амотивация -0,38 -0,33 -0,45 -0,18 -0,30 -0,20
дружеских отношениях для того, чтобы узнать больше о своих друзьях. Корреляции показателей мотивации дружеских отношений с показателями восприятия подростками отношений отца менее многочисленны, чем коэффициенты корреляции с показателями восприя-
тия отношений матери. Но важно другое: показатели восприятия поддержки автономии отцом и теплоты его отношения к сыну связаны с показателями внутренней мотивации вступления в дружеские отношения, то есть более зрелого отношения подростков к дружбе.
Сравнение корреляционных связей показателей восприятия мальчиками-спортсменами отношения родителей с показателями мотивации включения в спортивную, учебную деятельность, в дружеские отношения со сверстниками показывает, что дети по-разному оценивают заинтересованность родителей различными сторонами их жизни. Установленная в исследовании меньшая взаимосвязь показателей отношения родителей и мотивации занятий спортом говорит о том, что подростки в меньшей степени чувствуют заинтересованность родителей их занятиями спортом, чем их учебными успехами. В то же время именно подростки-спортсмены, сталкивающиеся с соперничеством, характерным для спорта, особенно нуждаются в поддержке со стороны родителей.
Корреляционные связи исследуемых показателей у девочек-спортсменок отличаются от установленных в группе мальчиков. Как показано в таблице 5, в группе девочек установлены корреляционные связи показателей мотивации занятий спортом с показа-
телем теплоты отношений отца и поддержкой отцом автономии девочек. Отмечены и два коэффициента корреляции показателя теплоты отношения матери с показателями мотивации занятий спортом. Следовательно, девочки больше, чем мальчики связывают свое отношение к занятиям спортом с поддержкой со стороны родителей. Возможно, это объясняется тем, что спортивные увлечения мальчиков расцениваются как само собой разумеющиеся, подходящие для них. Занятия же спортом поддерживаются в меньшей степени, что заставляет девочек отслеживать отношение к ним родителей.
Корреляционный анализ показателей восприятия отношения девочками-спортсменками отношения родителей и показателей мотивации учебной деятельности показал, что девочки в большей степени, чем мальчики дифференцируют отношение родителей к различным сферам своей деятельности (таблица 6). Если мотивация занятий спортом в большей степени коррелирует в группе девочек с воспринимаемым от-
Таблица 4
Корреляционные взаимосвязи между показателями дружеских отношений и родительским отношением
у подростков-мальчиков, занимающихся спортом
восприятие родителей Мотивация дружеских отношений
внешняя регуляция интроекция идентификация внутренняя мотивация
Вовлеченность матери 0,34 0,38 0,47 0,60
Поддержка матерью автономии 0,16 0,30 0,50 0,54
Теплота отношения матери 0,30 0,30 0,59 0,65
Вовлеченность отца 0,03 0,09 0,16 0,20
Поддержка отцом автономии 0,00 0,05 0,31 0,38
Теплота отношения отца 0,23 0,29 0,49 0,58
Таблица 5
Корреляционные взаимосвязи между показателями мотивации занятий спортом и родительским отношением у подростков-девочек, занимающихся спортом
восприятие родителей
Мотивация занятий спортом вовлеченность матери а и каю ии рро теплота отношения матери л т с о ? 1 ка ии ^ 5 3 роо я та ни | § 1
цяр па Ф О л в о в дт ЕХОь ов па р ё ° от
Внутренняя мотивация (знания) 0,14 0,14 0,23 0,21 0,21 0,19
Внутренняя мотивация (компетентность) 0,21 0,10 0,34 0,20 0,20 0,36
Внутренняя мотивация (новые впечатления) 0,04 0,08 0,19 0,06 0,09 0,13
Внешняя мотивация (идентификация) 0,15 0,15 0,21 0,13 0,13 0,33
Внешняя мотивация (интроекция) 0,20 0,20 0,29 0,22 0,25 0,33
Внешняя мотивация 0,01 0,13 0,22 -0,03 -0,05 0,12
Амотивация -0,18 -0,13 -0,17 -0,09 -0,21 -0,01
ношением отца, то показатели мотивации учения в большей степени коррелируют с отношением матери. Показатели мотивации учебной деятельности в группе девочек связаны пятью положительными достоверными коэффициентами корреляции с показателем теплоты отношений матери и тремя положительными коэффициентами корреляции с показателем поддержки матерью автономии девочек.
Корреляционные связи показателей мотивации дружеских отношений и показателей восприятия отношения родителей в группе девочек (таблица 7) указывают на то, что отношение к дружбе в большей степени обусловлено у девочек тем, как складываются их отношения с матерью. Установлено, что при увеличении показателей родительских отношений «вовлеченность матери», «поддержка матерью автономии», «теплота отношений матери» повышаются показатели мотивации дружеских отношений «идентификация» и «внутренняя мотивация». Эти результаты показывают, что, чем больше матери подростков-девочек, занима-
ющихся спортом, проводят времени со своими детьми-спортсменками, интересуются их личной жизнью, разделяют их точку зрения, тем лучше они усваивают модель поведения дружеских отношений своих матерей и стремятся развивать свои дружеские отношения. Также результаты корреляционного анализа установили, что при увеличении показателей родительских отношений «поддержка отцом автономии», «теплота отношений отца» увеличивается показатель внутренней мотивации дружеских отношений. Из этого следует, что, чем больше отцы девочек-подростков, занимающихся спортом, предоставляют свободы выбора и при этом проявляют свою заботу, тем больше спортсменки ценят свои дружеские отношения.
Важно отметить, что у девочек, как и у мальчиков, просматривается усиление внутренних мотивов включения в дружеские отношения при восприятии отношения к себе родителей как теплого, заинтересованного и уважительного, поддерживающего самостоятельность дочерей.
Таблица 6
Корреляционные взаимосвязи между показателями мотивации учения и родительским отношением у
подростков - девочек, занимающихся спортом
Восприятие родителей
Мотивация учебной деятельности вовлеченность матери (б 5 £ 2 5 £££ теплота отношения матери л т с о * 1 * б % 1 £ 5 з «31 я та ни м?
о^ш с я л в о со ЧОь о ш па е ё ° от
Внутренняя мотивация (знания) 0,30 0,31 0,44 0,22 0,23 0,24
Внутренняя мотивация (компетентность) 0,24 0,28 0,34 0,07 -0,02 0,04
Внутренняя мотивация (новые впечатления) 0,19 0,27 0,32 0,17 0,15 0,15
Внешняя мотивация (идентификация) 0,18 0,13 0,26 0,08 0,10 0,29
Внешняя мотивация (интроекция) 0,08 0,15 0,30 0,10 0,05 0,14
Внешняя мотивация -0,06 0,05 0,20 -0,03 -0,13 -0,03
Амотивация -0,16 -0,17 -0,23 -0,27 -0,16 -0,16
Мотивация дружеских отношений
Восприятие родителей внешняя регуляция интроекция идентификация внутренняя мотивация
Вовлеченность матери 0,07 0,04 0,30 0,30
Поддержка матерью автономии 0,18 0,18 0,39 0,24
Теплота отношения матери 0,13 0,14 0,46 0,33
Вовлеченность отца -0,07 -0,03 0,21 0,21
Поддержка отцом автономии 0,11 0,06 0,23 0,38
Теплота отношения отца 0,03 0,01 0,22 0,41
Таблица 7
Корреляционные взаимосвязи между показателями мотивации дружеских отношений и показателями восприятия родительского отношения у подростков-девочек, занимающихся спортом
выводы:
Проведенное исследование позволило установить, что подростки-спортсмены обоего пола воспринимают родителей как интересующихся их жизнью, поддерживающих их самостоятельность, проявляющих душевное тепло. В то же время установлено, что мотивация включения подростков в различные виды деятельность различным образом связана с показателями воспринимаемого отношения родителей. Воспринимаемое отношение родителей больше взаимосвязано с мотивацией учения и дружеских отношений, чем с показателями мотивации занятий спортом.
Отрицательные корреляционные связи показателей воспринимаемого подростками отношения родителей с показателями мотивации спортивной и учебной деятельности, с показателем амотивации свидетельствуют о том, что внимание и поддержка со стороны родителей снижают вероятность отсутствия осмысленных побуждений к включению подростков в учебную и спортивную деятельность.
Если мотивация учебной деятельности более тесно связана с тем, как подростки обоего пола воспринимают отношение к себе матери, то мотивация занятий спортом у мальчиков мало взаимосвязана с воспринимаемым отношением родителей, а у девочек связана с показателями воспринимаемого отношения отца.
Результаты исследования указывают на важность проведения работы по психологическому просвещению родителей юных спортсменов подросткового возраста, направленной на помощь родителям в осознании того, каковы их возможности, какова их роль в становлении спортивного мастерства, в интеллектуальном и личностном развитии их детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г. Б. Горская. - Краснодар: КГУФКСТ, 2008. - 220 с.
2. Горская, Г. Б. Теория психического развития Д. Б. Эль-конина как основание прогнозирования эффектов ранней профессионализации детей в спорте // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. - 2008. - № 4. - С. 56-63.
3. Горская, Г. Б., Несветайло, А. В. Перфекционизм родителей и стили родительского воспитания как регуляторы мотивации и тревожности юных шахматистов 7-11 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика. Научно-методический журнал. - 2013. - № 3. - С. 51-56.
4. Скачкова, С. О. Адаптация опросников по определению мотивации самодетерминации в образовательной и спортивной деятельности / С. О. Скачкова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - Краснодар, 2008. - Т. 10. - С. 157-164.
5. Феодорова, Э. З. Адаптация опросника «Почему люди дружат» // Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (26-27 октября 2012 г., г. Краснодар) / ред. С. М. Ахметов, Г. Д. Алексанянц, Г. Б. Горская, Ю. К. Чернышенко, Г. А. Макарова. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2012. - 180 с.
6. Феодорова, Э. З. Возможности оценки восприятия спортсменами-подростками родительского отношения: адаптация методики «Восприятие родителей» // Материалы научной и научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (17 мая - 13 июня 2013 года, г. Краснодар). - 2013. - С. 303.
7. Чирков, В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация саморегуляции // Вопросы психологии. - 1997. -№ 3. - С. 102-109.
8. Hurtel V. The influence of parental involvement on adolescents perceived motivational climate in tennis // Proceeding of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Portugal. 2011. pp. 284.
9. Knight C., Holt N. Creating the optimal psychosocial environment for youth sport: the role of parents // Proceeding of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Portugal. 2011. pp. 224 - 225.
parents' attitude to sport trainings and to other spheres of adolescent athletes' life
E. Feodorova, Postgraduate student,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
There are revealed investigation results of adolescents' perception of their parents' attitude to different spheres of their life as a main motivational factor for joining educational and sport activity, and friendly relationships too. In the article there are also determined peculiarities of relations of adolescent boys and girls aged 12-13 and going in for sport with their parents. Particular traits of interrela-
tion of parents' attitude to different spheres of adolescent athletes' life with motivational indices of joining these spheres are detected.
Key words: motivation; intrinsic motivation; external motivation; basic needs; parental attitude; support of autonomy; parents' perception; involvement of parents.