УДК 796.332
особенности мотивации юных российских футболистов разного возраста
Доктор психологических наук, профессор М. Младенович, Высшая спортивная школа и школа здоровья, Белград, Сербия.
Доктор педагогических наук, главный тренер НЧОУ «СОШ-интернат «ФК «Краснодар» А. Марьянович, г. Краснодар. Соискатель С. Кузикова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: Tose Jovanovica 11, 11000 Belgrade, Serbia.
В статье представлены результаты исследования мотивации юных российских футболистов разного возраста. В качестве теоретической основы использована одна из самых влиятельных современных теорий мотивации
- теория самодетерминации. Целью данной работы явилось изучение особенностей мотивации юных российских спортсменов-футболистов на разных возрастных этапах. В исследовании приняли участие 126 футболистов в возрасте от 12 до 16 лет, воспитанники школы-интерната футбольного клуба «Краснодар» в г. Краснодаре. В результате проведенного исследования было установлено, что у юных футболистов с возрастом происходят закономерные изменения структуры мотивации. В возрасте 12 и 14 лет наиболее выраженным стимулом для занятий спортом у юных спортсменов является получаемое ими удовольствие от игры в футбол (внутренняя мотивация), также для этого возрастного периода характерна повышенная чувствительность ко всему, что относится к внешним стимулам (внешняя мотивация). В то же время возраст 13 и 15 лет характеризуется снижением всех мотивационных аспектов и отсутствием мотивации (амотивация).
Ключевые слова: самодетерминация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, амотивация, футбол.
Введение. Одним из факторов успеха в футболе является мотивация. Мотивация влияет на выбор человека играть в футбол, на его настойчивость во время напряженных и монотонных тренировок и, наконец,
- на эффективность во время игры [3]. Дети выбирают футбол из-за интереса и получаемого от этой игры
удовольствия. Это означает, что начальная мотивация внутренняя. Тренеры, работающие с юными футболистами, часто, по аналогии со взрослыми футболистами, считают, что использование внешних стимулов (поощрений и наказаний) в дальнейшем содействует внутренней мотивации. Тем не менее, в работе с юными спортсменами должны быть приняты во внимание все возрастные психологические и физические особенности детей [1]. Существует эмпирическое доказательство, что, вопреки ожиданиям тренера, использование внешних стимулов вместо повышения внутренней мотивации приводит к негативным последствиям и ещё больше «подрывает» внутренний интерес и удовольствие в спорте, потому что связь внешней и внутренней (собственной) мотивации не является аддитивной [4]. По одной из самых влиятельных современных теорий мотивации - теории самодетерминации - мотивация есть один континуум, на одном конце которого находится внутренняя мотивация, а на другом - амоти-вация. Между внутренней мотивацией и амотивацией располагаются различные формы внешней мотивации [2].
Авторы теории самодетерминации выделяют три формы внешней мотивации [5]. Внешнее регулирование является классическим примером мотивации поощрением и наказанием. Внешняя мотивация интроек-цией относится к неполной интериоризации целей или ценностей, которым определенная социальная среда придает большое значение. Интроекция, в качестве механизма интериоризации, в спорте может проявляться, например, в форме обязательств из-за чувства долга или вины, стремления не предать ожидания родителей или тренеров, чувства собственного достоинства, кото-
рое зависит от фактических наблюдений собственного успеха на поле и т. д. Мотивация, основанная на интро-екции, может внести вклад в исключительную самоотверженность и настойчивость, которые в поведенческом плане очень похожи на внутреннюю мотивацию [9]. Следующий этап в интернализации регулирования социальной среды называется идентификацией. Человек сознательно оценивает и принимает правила и требования социальной среды, хотя где-то в глубине себя, не обязательно переживает эти требования как свои собственные. В спорте человеком движет внешняя мотивация идентификацией, когда он профессионально и ответственно принимает все свои спортивные обязательства. Успех в футболе подразумевает долгие часы обучения, повторение одних и тех же двигательных действий для того, чтобы получить необходимые навыки, целеустремленность и настойчивость в выполнении неинтересных и однообразных заданий и так далее. Развитие чувства ответственности и профессионализма будущих известных футболистов осуществляется механизмом идентификации.
Внутренняя мотивация в спорте определяется как удовольствие от занятий любимым видом спорта. Существуют различия между внутренней мотивацией к знаниям, внутренней мотивацией к компетентности и внутренней мотивацией к новым впечатлениям. Стремление к расширению знаний в некоторой области наиболее проявляется в сфере образования, в то время как в спорте присутствует мотивация достичь чего-то, добиться личных стандартов достижения, а также и саму спортивную деятельность воспринимать как нечто стимулирующее и вдохновляющее для себя.
целью настоящего исследования было изучение особенностей спортивной мотивации, основанной на принципах теории самодетерминации, у юных российских футболистов и выявление различий в структуре мотивации в разных возрастных группах этой категории спортсменов. Предполагалось, что нет существенных различий между респондентами разного возраста с точки зрения внутренней мотивации. Значительные различия между респондентами различных возрастов ожидались с точки зрения внешней мотивации. Предполагалось, что старшие респонденты будут значительно мотивированы внешней мотивацией - идентификацией, в то время как у младших возрастов будет преобладать неполное внутреннее представление внешней мотивации - интроекции.
Методика исследования. В исследование было включено 126 респондентов, воспитанников школы-интерната футбольного клуба «Краснодар», в возрасте от 11 до 16 лет. Респонденты 11 лет составляли 0,8%, 12 лет - 21,4%, 13 лет - 20,6%, от 14 до 15 лет - 17,5% и 16 лет - 22,2%.
В качестве инструмента исследования была использована шкала спортивной мотивации - ШСМ-28 (Пелле-тье и др., 1995). Русская версия шкалы была получена путем перевода с английского языка на русский, а затем обратно на английский, с целью выявления воз-
можной непоследовательности и неточностей в тексте. Предварительная проверка русской версии перевода данной шкалы с участием 20 русских респондентов в возрасте 12 лет подтвердила точность перевода.
Шкала спортивной мотивации (ШСМ-28) имела в общей сложности 28 пунктов, по которым оценивались респонденты по шкале седьмой степени Лайкерта. По четырем пунктам измерялись аспекты внутренней мотивации (к знаниям, компетентности, новым впечатлениям), аспекты внешней мотивации (идентификация, интроекция и внешняя мотивация) и амотивация в спорте, футболе.
Методика проверялась с помощью Л-коэффициента Кронбаха. Значение коэффициента составило - 0,88, что позволило считать методику достаточно надежной. Для каждого аспекта внутренней и внешней мотивации и амотивации были рассчитаны средние значения и стандартное отклонение. Значимость различий между респондентами разного возраста проверялась методом дисперсионного анализа. Был проведен од-нофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Чтобы дополнительно определить, какие возрастные группы существенно отличаются друг от друга, была установлена статистическая достоверность различий с помощью критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение. Согласно результатам исследования, наиболее выраженной оказалась внутренняя мотивация к получению новых впечатлений ^=5,60; SD=0,92), внутренняя мотивация к знаниям ^=5,38; SD=1,26) и внутренняя мотивация к компетенции ^=5,11; SD=1,11). Среди показателей внешней мотивации наиболее выражена внешняя мотивация интроекцией ^=4,39; SD=1,44), внешняя мотивация идентификацией ^=3,85; SD=1,27) и внешняя мотивация ^=2,88; SD=1,33). Меньше всего у юных футболистов представлена амотивация к футболу ^=2,25; SD=0,85). Полученные результаты статистически значимы и согласуются с результатами, полученными другими авторами [4, 8].
У большинства юных российских футболистов представлены аспекты внутренней мотивации. Это означает, что их мотивирует получение удовольствия от игры в футбол. Игра в футбол является для них стимулирующей сама по себе, также велико их желание узнать больше нового об этой игре, и значительно стремление юных спортсменов добиться успехов в футболе.
В аспектах внешней мотивации наиболее распространенной является мотивация, движимая механизмом интроекции, в то время как личная ответственность и трудолюбие стоят на втором месте (идентификация), а материальное поощрение является для юных футболистов ещё менее значимым стимулом (внешняя мотивация).
Учитывая возраст респондентов, такие результаты уместны и ожидаемы. В подростковом возрасте интенсивно развиваются личная ответственность и профессиональное отношение к спортивным обязательствам. Юные спортсмены в период взросления, пока не сфор-
мируют личную ответственность за свои собственные достижения, стараются не предать родителей, выполнить требования тренера, подростки чувство собственного достоинства связывают с достижениями в конкретной ситуации.
С помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), как и предполагалось гипотезой, доказано, что респонденты различаются во всех аспектах внешней мотивации, но существенные отличия были получены и в структуре внутренней мотивации: мотивации к знаниям и амотивации. Полученные данные приведены в таблице 1.
Для подтверждения данных дисперсионного анализа в таблицах 2 и 3 приведены статистически достоверные различия между показателями мотиваций у юных спортсменов разного возраста. В соответствии с выдвинутой гипотезой полученные различия всегда связаны с аспектами внешней мотивации, но существуют значительные различия в отношении некоторых аспектов внутренней мотивации и амотивации.
Большинство статистически значимых различий было получено у двенадцатилетних и у четырнадцати-
летних респондентов по сравнению с другими возрастными группами.
Юные футболисты 12 лет значительно более ответственные, добросовестные, пытаются оправдать ожидания тренеров и родителей, чувствуют себя плохо в случае неудачи и для них важнее конкретное материальное вознаграждение, чем футболистам в возрасте 13 и 15 лет (аспекты внешней мотивации). По сравнению с пятнадцатилетними, двенадцатилетние футболисты гораздо больше хотят добиться успехов в футболе и более любопытны, желают узнать больше о футболе (внутренняя мотивация к знаниям и к компетенции). По сравнению с респондентами в возрасте 15-16 лет, у юных двенадцатилетних футболистов значительно выше показатели амотивации. Для футболистов 14 лет, в отличие от спортсменов 13, 15 и 16 лет, футбол - это источник новых впечатлений, стимулирующий и вдохновляющий (внутренняя мотивация к знаниям и к получению новых впечатлений). Но у четырнадцатилетних спортсменов значительно выше показатели амотива-ции.
Таблица 1
Результаты однофакторного дисперсионного анализа
Тип мотивации F Уровень значимости Степень свободы
Внутренняя мотивация к знаниям 2,679 0,025 5
Внутренняя мотивация к компетенции 1,261 0,285 5
Внутренняя мотивация к новым впечатлениям 1,479 0,202 5
Внешняя мотивация идентификацией 3,556 0,005 5
Внешняя мотивация интроекцией 4,083 0,002 5
Внешняя мотивация 3,533 0,005 5
Амотивация 8,841 0,000 5
Таблица 2
Средние показатели мотивации самодетерминации у юных футболистов разных возрастов
Возраст 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет
Тип мотивации
Внутренняя мотивация к знаниям AS SD 5,68 1,09 5,16 1,39 6,02 1,01 4,85 1,05 5,17 1,43
Внутренняя мотивация к компетенции AS SD 5,49 1,17 5,09 1,05 5,19 1,06 4,73 0,98 5,01 1,19
Внутренняя мотивация к новым AS 5,65 5,42 6,05 5,41 5,53
впечатлениям SD 1,42 0,92 0,88 0,90 0,93
Внешняя мотивация идентификацией AS SD 4,28 1,42 3,59 1,05 4,25 1,39 3,22 1,10 3,76 1,06
Внешняя мотивация интроекцией AS SD 5,02 1,13 4,13 1,43 4,47 1,69 3,41 1,25 4,74 1,29
Внешняя мотивация AS SD 3,31 1,46 2,55 1,20 3,31 1,51 2,17 1,09 2,98 1,05
Амотивация AS SD 2,96 1,01 1,95 0,66 2,96 0,78 1,89 0,46 1,99 0,51
Таблица 3
Показатели статистической достоверности различий между значениями мотиваций у юных спортсменов-
футболистов разного возраста
Возраст Уровень Степень
Тип мотивации ^критерий значимости свободы
12 и 13 лет
Внешняя мотивация идентификацией 1,970 0,054 51
Внешняя мотивация интроекцией 2,540 0,014
Внешняя мотивация 2,088 0,042
Амотивация 4,329 0,000
12 и 14 лет
Амотивация 2,249 0,029 47
12 и 15 лет
Внутренняя мотивация к знаниям 2,677 0,010
Внутренняя мотивация к компетенции 2,437 0,019
Внешняя мотивация идентификацией 2,868 0,006 47
Внешняя мотивация интроекцией 4,745 0,000
Внешняя мотивация 3,065 0,004
Амотивация 4,601 0,000
12 и 16 лет
Амотивация 4,556 0,000 53
13 и 14 лет
Внутренняя мотивация к знаниям -2,405 0,020 46
Внутренняя мотивация к новым впечатлениям -2,382 0,021
Амотивация -2,039 0,047
14 и 15 лет
Внутренняя мотивация к знаниям 3,761 0,001
Внутренняя мотивация к новым впечатлениям 2,371 0,022 42
Внешняя мотивация идентификацией 2,730 0,009
Внешняя мотивация интроекцией 2,365 0,023
Внешняя мотивация 2,581 0,013
Амотивация 2,466 0,018
14 и 16 лет
Внутренняя мотивация к знаниям 2,331 0,024 48
Внутренняя мотивация к новым впечатлениям 2,001 0,051
Амотивация 2,093 0,042
15 и 16 лет
Внешняя мотивация интроекцией -3,670 0,001 48
Внешняя мотивация -2,690 0,010
По сравнению с пятнадцатилетними, футболисты в возрасте 14 лет по статистике значительно более ответственные, добросовестные, большее значение придают ожиданиям тренера и более важным для них является материальное вознаграждение (аспекты внешней мотивации).
Оказалось, что значительные различия существуют и между футболистами в возрасте 15 и 16 лет. Пятнадцатилетние более склонны к чувству вины и связывают свою значимость с достижением успеха в конкретных ситуациях, а также являются более чувствительными к материальным вознаграждениям, чем футболисты 16 лет.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что исходные предположения отчасти подтвердились. Выявлены различия между исследованными возрастными группами юных футболистов не только с точки зрения внешней мотивации, но и с точки зрения внутренней
мотивации, а также амотивации. Но внутренняя мотивация не является постоянной, как ожидалось, а влияние внешней мотивации - основного механизма ин-троекции, с возрастом не оставляет места мотивации, основанной на механизме идентификации.
В процессе социализации в разных культурах усваиваются различные ценности в целом и, в частности, в области спорта (в соответствии с Пеллетье и др., 2007). Соответственно, у подростков, как у особенно поддающейся социальным влияниям возрастной категории, различия в спортивной мотивации в аспекте внешней мотивации, отражающей социальные последствия, могут быть значительными. Так, по данным такого же исследования, проведенного в Сербии и Черногории, оказалось, что юные футболисты Сербии и Черногории значительно более мотивированы внутренним стремлением добиться спортивного мастерства, чем их сверстники из России (М. Младенович, А. Марьянович,
2010). Кроме того, у юных спортсменов-футболистов в Сербии и Черногории больше присутствуют все аспекты внешней мотивации, чем у молодых футболистов из России. И российские и сербские спортсмены в 12 лет наиболее амотивированы, чем футболисты в 13, 14 и 15 лет. Также большинство возрастных существенных различий во всех аспектах внешней мотивации были получены авторами между тринадцатилетними и четырнадцатилетними. Таким образом, в процессе анализа спортивной мотивации в зависимости от возраста и страны происхождения респондентов значительные различия исследователями были выявлены только в отношении внешней мотивации, основанной на механизме интроекции [6].
Заключение. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что все аспекты мотивации футболистов от 12 до 16 лет имеют свои «взлеты» и «падения». Возраст 12 и 14 лет представляет время, когда все аспекты мотивации находятся на восходящей линии. Юные футболисты в этом возрастном периоде чувствуют гораздо большее внутреннее удовлетворение, занимаясь своим любимым видом спорта и, в целом, гораздо более чувствительны к любому виду вмешательства извне. С другой стороны, в возрасте 13 и 15 лет происходит некоторое снижение аспектов как внутренней, так и внешней мотивации. Следует также отметить, что в возрасте 12 лет юные футболисты проявляют больше любопытства к футболу, чего и следовало ожидать, так как по сравнению со старшими возрастными группами двенадцатилетние наименее образованны в этой области. Тренерам в практической работе очень важно учитывать эти особенности, потому что в
возрасте 14 лет особенно трудно поддерживать мотивацию юных футболистов. В этом возрасте все аспекты мотивации находятся на подъеме, но в равной степени может присутствовать и амотивация, а это означает, что существует риск того, что юные футболисты могут отказываться от дальнейшего обучения игре в футбол.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Марьянович, А. Теория футбола / А. Марьянович. -Краснодар: [б.и.], 2010. - 188 с.
2. Deci, E.L. & Ryan, R. M.: The «What» and «Why» of Goal Pursuits: Human Needs and the Self Determination of Behavior. Psychological Inquiry, 2000, 11(4), 227-268.
3. Lazarevic, Lj. Psiholoske osnove fizicke kulture. Beograd: Visa skola za sportske trenere, 2001.
4. Mladenovic, M.. Samomotivacija. Beograd: Zaduzbina Andrejevic, 2010.
5. Mladenovic, M.: The Structure of Sports Motivation and the Perception of a Coachs Approach to Athletes. Sport - Science and Practice, 2010, 1 (2), 131-143.
6. Mladenovic, M. & Marjanovic, A.: Some Differences in Sports Motivation of Young Football Players from Russia, Serbia and Montenegro. SportLogia, 2011, 7 (2), 145-153.
7. Pelletier, L.G., Fortier, M., Vallerand, R.J., Briere, N.M., Tuson, K.M. & Blais, M.R.: The Sport Motivation Scale (SMS-28). Journal of Sport & Exercise Psychology, 1995, 17, 35-53.
8. Pelletier, L.G., Vallerand, R.J. & Sarrazin, P.: The Revisited Six-factor Sport Motivation Scale (Mallett, Kawabata, Newcombe, Otero-Forero & Jackson, 2007): Something old, something new and something borrowed. Psychology of Sport and Exercise, 2007, 8, 615-621.
9. Vansteenkiste, M. & Deci, E.L. Competitively Contigent Rewards and Intrinsic Motivation: Can Losers Remain Motivated? Motivation and Emotion, 2003, 27 (4), 273-299.
peculiarities of motivation of young russian football players of different age
M. Mladenovich, Professor, Doctor of Psychological Sciences, High Sport School and School of Health, Belgrade, Serbia.
A. Marjanovich, Doctor of Pedagogical Sciences, the head coach of Non-state Private Educational Institution football boarding school "Football club" Krasnodar", Krasnodar. S. Kuzikova, Competitor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 11000, Serbia, Belgrade, Tose Jovanovica, 11.
investigation results of motivation of young Russian football players of different age are discussed in the article. Self determination theory as one of the most influential contemporary motivation theories is used as theoretical basis. The aim of this research was the study of peculiarities of motivation of young Russian football players on various age periods. 126 football players, pupils of football boarding school "Football club" Krasnodar" of Krasnodar city, aged from 12 till 16 participated in the investigation. The results showed that young football players' motivation
had rather regular changes in accordance with their age. The more prominent pleasure for engaging in football (intrinsic motivation) and sensitivity to any kind of external stimulation (extrinsic motivation) were displayed by young football players aged from 12 till 14, while sportsmen aged from 13 till 15 were characterized by a certain drop of all motivational aspects and amotivation.
Key words: self determination, intrinsic motivation, extrinsic motivation, amotivation, football.