Научная статья на тему 'Средовые факторы поддержания спортивной мотивации юных спортсменок младшего школьного и подросткового возраста'

Средовые факторы поддержания спортивной мотивации юных спортсменок младшего школьного и подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средовые факторы поддержания спортивной мотивации юных спортсменок младшего школьного и подросткового возраста»

УДК 796.01.159.9

СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Е.И. Сердюкова, соискатель кафедры психологии,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного,161, e-mail: alena.serdukova1@mail.ru.

Статья посвящена важной проблеме влияния социального окружения юных спортсменов на формирование их спортивной мотивации. Исходными для данного исследования были положения теории самодетерминации и теории целей достижения, в рамках которых наиболее активно ведутся исследования спортивной мотивации и мотивационно-го климата как средового фактора ее становления.

Целью исследования было установление вклада в становление мотивации занятий эстетической гимнастикой матерей и подруг по тренировочной группе у юных гимнасток младшего школьного и подросткового возраста. В нем проверялось предположение о том, что влияние разных значимых лиц из ближайшего социального окружения юных спортсменок может быть разнонаправленным, что снижает вовлеченность спортсменок в самосовершенствование.

Корреляционный анализ эмпирических данных показал, что вовлеченность матерей юных гимнасток в их занятия спортом повышает вероятность усиления внешней мотивации и снижает вероятность становления внутренней мотивации, необходимой для успеха в спортивном совершенствовании. Влияние подруг по тренировочной группе на мотивацию юных спортсменок проявилось в меньшей степени, что может быть объяснено их возрастом.

Результаты исследования указывают на необходимость целенаправленной психологической поддержки внутренней мотивации юных спортсменок за счет формирования соответствующего мо-тивационного климата в тренировочной группе и

психологического просвещения родителей.

Тестирование стиля воспитания родителей, а также последующее сравнение мотивации родителей с мотивацией спортсменки позволит выбрать наиболее удачные инструменты для развития и поддержания внутренней мотивации, что значительно улучшит технико-тактические действия на тренировках и будет способствовать достижению результатов на соревнованиях.

Ключевые слова: спортивная мотивация; внутренняя мотивация; внешняя мотивация; мотивацион-ный климат; юные гимнастки; тренер; родители.

Актуальность. Спорт принадлежит к видам деятельности, требующим от спортсменов предельной самоотдачи, готовности справляться с физическими и психологическими нагрузками, терпеливо восстанавливаться после травм, преодолевать неудачи, неизбежные даже у талантливых спортсменов. Поэтому вполне закономерно то внимание, которое уделяется проблеме развития и поддержания у спортсменов устойчивой и конструктивной мотивации занятий спортом. Представляется закономерным и то, что по мере накопления научных данных об особенностях, структуре, регулирующем влиянии мотивации на деятельность спортсменов появляются новые направления ее исследования. Как правило, основная направленность этих исследований заключается в раскрытии новых мотивационных ресурсов самореализации спортсменов на разных этапах спортивной карьеры [2, 3, 4].

Большинство современных исследований спортивной мотивации базируется на двух теориях самодетерминации [10, 11] и целей достижения [8]. Первая

ценна положениями, раскрывающими закономерности и условия формирования у спортсменов внутренней мотивации занятий спортом, в наибольшей степени способствующей, а вторая - введением в научный оборот понятия «мотивационный климат», указывающего на роль средовых факторов как регулятора мотивации спортсменов.

Под мотивационным климатом понимается система ценностей и норм, социальных ожиданий, складывающихся в спортивной команде или тренировочной группе, под влиянием которых формируется мотивация отдельных спортсменов [1]. Исследователи мотиваци-онного климата рассматривают как лиц, формирующих мотивационный климат в спортивных группах, тренеров, родителей спортсменов, товарищей по группе. Важным результатом исследований мотивационного климата явились данные о специфичности и возможной разнонаправленности влияния на мотивацию, в особенности юных спортсменов, различных значимых лиц из ближайшего социального окружения [5, 6, 7, 9]. Результаты исследований мотивационного климата послужили отправной точкой определения направления настоящего исследования.

Цель исследования - установить характер вклада родителей и сверстников юных гимнасток младшего школьного и подросткового возраста в становление их спортивной мотивации на основе анализа корреляционных связей показателей спортивной мотивации с параметрами восприятия спортсменками отношения родителей к занятиям спортом детей и степени сплоченности тренировочной группы.

Как известно, мотивация включения в занятия спортом юных спортсменов отличается неустойчивостью и преобладанием внешней мотивации [4]. В то же время успех спортивного совершенствования обусловлен наличием у них устойчивых внутренних мотивов. Поэтому принципиально важно, в какой мере социальное окру-

жение способствует становлению у юных спортсменок мотивации, адекватной задачам их подготовки.

Методы исследования. В исследовании приняли участие сорок юных гимнасток, специализирующихся в эстетической гимнастике. В младшую группу входили 20 юных гимнасток младшего школьного возраста, в старшую группу - 20 гимнасток подросткового возраста. У них устанавливались показатели спортивной мотивации по методике «Почему я занимаюсь спортом», параметры восприятия юными спортсменками отношений родителей к занятиям спортом по методике «Восприятие родителей», показатель сплоченности тренировочной группы по методике Сишора.

Первым этапом исследования было установление взаимосвязей параметров внешней и внутренней мотивации в группе в целом (таблица 1). Помимо этого рассматривались взаимосвязи показателей внутренней и внешней мотивации и возраста гимнасток. Значимость возраста, как фактора формирования спортивной мотивации, обусловлена ранним началом занятий спортом. Как следует из данных таблицы, с возрастом у юных спортсменок усиливается внутренняя мотивация и снижается внешняя. Показатели внутренней и внешней мотивации связаны достоверными отрицательными корреляционными связями. Это касается как показателя собственно внешней мотивации, так и показателя идентификации, который рассматривается как промежуточный между внутренней и внешней мотивацией.

Исключение составляет показатель интроекции, смысл которого заключается в том, что дети занимаются спортом ради того, чтобы доставить удовольствие родителям и другим значимым людям либо из чувства долга и ответственности перед тренером или родителями. Показатель интроекции положительно коррелирует с показателями внутренней мотивации. Это объяснимо возрастом юных спортсменок. Для

Таблица 1

Коэффициенты корреляции показателей возраста гимнасток, сплоченности тренировочной группы, мотивации занятий спортом, отношения родителей к занятиям детей спортом (п=40)

Внутренняя мотивация Идентификация Интрое-кция Внешняя мотивация Амотива-ция

знания компетентность новые впечатления

Возраст 0,855 0,879 0,826 -0,638 0,785 -0,873 -0,238

Знания 0,896 0,826 -0,533 0,740 -0,787 -0,237

Компетентность 0,820 -0,527 0,816 -0,784 -0,272

Новые впечатления -0,689 0,780 -0,753 -0,378

Идентификация -0,542 0,595 0,246

Интроекция -0,831 -0,303

Внешняя мотивация 0,410

Примечание:жирным шрифтом выделены достоверные коэффициенты корреляции при p<0,05

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между показателями мотивации занятий спортом, по возрасту гимнасток, сплоченности тренировочной группы, отношения матерей к занятиям детей спортом в группе гимнасток

младшего школьного возраста (п=20)

Возраст Внутренняя мотивация Идентификация Интроек-ция Внешняя мотивация Амотива-ция

знания ком-петен-тность новые впечатления

Возраст 0,248 0,527 0,471 -0,179 0,167 0,011 0,264

Сплоченность группы -0,766 -0,274 -0,584 -0,717 0,178 -0,099 0,092 0,072

Вовлеченность матери -0,173 0,022 -0,081 0,156 -0,252 0,144 0,015 -0,118

Теплота матери -0,759 -0,174 -0,536 -0,555 -0,137 -0,322 0,149 -0,309

Поддержка автономии -0,451 -0,089 -0,433 -0,332 0,059 -0,615 0,020 -0,599

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные коэффициенты корреляции при p<0,05

младших школьников характерна сильная ориентация на оценки и мнения взрослых. Отчасти ориентация на значимых взрослых сохраняется и у спортсменов-подростков, несмотря на свойственное возрасту усиление ориентации на сверстников. В исследованиях ранней профессионализации юных спортсменов показано, что у спортсменов подросткового возраста ориентация на семью выше, чем у их ровесников, не занимающихся спортом.

Показатель интроекции отрицательно коррелирует с показателями идентификации и внешней мотивации, что говорит о его особом месте в структуре внешних мотивов юных гимнасток, что, как было сказано выше, обусловлено возрастными особенностями юных гимнасток. С показателем амотивации, отражающим отсутствие у юных спортсменок ясных побуждений к занятиям спортом, отрицательно коррелирует показатель внутренней мотивации «новые впечатления» и положительно - показатель внешней мотивации. Следовательно, именно внутренняя мотивация повышает вероятность осознанного отношения юных спортсменок к занятиям спортом.

Значимость формирования и поддержания внутренней мотивации, установленный факт отрицательных корреляционных связей между показателями внутренней и внешней мотивации юных гимнасток побуждает к выяснению вопроса о том, как значимые взрослые и сверстницы влияют на отношение юных спортсменок к занятиям спортом. Поскольку привлечением юных спортсменок к занятиям эстетической гимнастикой и организацией их занятий занимались их мамы, показатели спортивной мотивации юных спортсменок сопоставлялись с параметрами, отражающими восприятие юными гимнастками отношение их мам к занятиям дочерей спортом. Показатели

спортивной мотивации также сопоставлялись с параметром сплоченности тренировочной группы.Корреляционные связи между названными показателями в группе гимнасток младшего школьного возраста представлены в таблице 2.

Существенными с точки зрения понимания механизмов поддержания спортивной мотивации у юных спортсменок являются отрицательные корреляции показателей внутренней мотивации с показателями сплоченности тренировочной группы и с показателями теплоты отношения матери. Поддержка мамами автономии юных гимнасток снижает вероятность усиления интроекции, то есть включения в занятия спортом из желания доставить удовольствие маме или из чувства долга перед ней или тренером.

Вместе с тем поддержание мамами автономии юных гимнасток снижает вероятность амотивации, которая характеризует отсутствие у них ясных побуждений к занятиям гимнастикой. Из полученных данных следует вывод, что благоприятные отношения в тренировочной группе, теплое отношение мамы, которое связывается с занятиями спортом, могут оказаться факторами, отвлекающими от решения задач освоения юными гимнастками основ спортивного мастерства.

Заслуживают внимания достоверные отрицательные корреляционные связи показателя возраста с показателями сплоченности группы, восприятия теплоты отношения мам к дочерям, поддержки ими автономии юных спортсменок. Они говорят не только о повышении с возрастом критичности отношения детей к социальному окружению, но и указывают на вероятность изменения регуляции спортивной мотивации на протяжении младшего школьного возраста.

В группе гимнасток подросткового возраста тенденции взаимосвязей исследуемых параметров, возраста,

Таблица 3

Коэффициенты корреляции показателей мотивации занятий спортом, возраста, сплоченности тренировочной группы, отношения матерей к занятиям детей спортом в группе гимнасток

подросткового возраста (п=20)

Возраст Внутренняя мотивация идентификация Интроек-ция Внешняя мотивация Амоти-вация

знания компе-тент-ность новые впечатления

Возраст 0,446 0,662 0,869 -0,727 0,735 -0,842 -0,516

Сплоченность группы 0,003 0,287 0,336 -0,092 0,107 -0,227 -0,010 -0,258

Вовлеченность матери -0,698 -0,257 -0,404 -0,628 0,591 -0,432 0,629 0,444

Теплота матери -0,700 -0,324 -0,392 -0,865 0,691 -0,602 0,625 0,488

Поддержка автономии 0,247 0,171 0,201 0,134 0,090 0,157 -0,279 -0,213

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные коэффициенты корреляции при p<0,05

установленные в группе гимнасток младшего школьного возраста, проявились более отчетливо (таблица 3).

В группе гимнасток-подростков количество корреляционных связей между показателями спортивной мотивации, восприятием сплоченности группы и отношения матерей к занятиям дочерей спортом значительно больше, чем в группе гимнасток младшей группы. В ней более отчетливо проявляется тенденция усиления у гимнасток внутренней мотивации и ослабление внешней. В группе гимнасток подросткового возраста более отчетливо проявляются отрицательные корреляционные связи показателей восприятия девочками отношения матерей к занятиям детей спортом с параметрами внутренней мотивации и положительные корреляции - с показателями внешней мотивации. Интересен положительный коэффициент корреляции между показателем теплоты отношения матери и показателем амотивации. Он наряду с положительными корреляциями между параметрами восприятия гимнастками отношения своих мам к занятиям спортом и показателями внешней мотивации говорит о том, что для матерей значимо не столько приобретение дочерями спортивного мастерства, сколько то, что у них есть интересное занятие, направляющее их энергию в позитивное русло. В данном случае спорт, по-видимому, воспринимается мамами как одно из возможных занятий такого рода, которое оказалось более доступным для них. Возможно и то, что успехи дочерей воспринимаются мамами как источник повышения собственной самооценки, удовлетворения лич-ностно-престижной мотивации. В то же время нельзя не отметить, что желание доставить удовольствие мамам является для юных спортсменок весомым мотивом включения в занятия спортом.

Результаты исследования свидетельствуют о высокой вероятности разнонаправленного влияния тренера, родителей, подруг по тренировочной группе на спортивную мотивацию юных гимнасток, что может сказываться на успехе их подготовки.

В заключение стоит сказать о том, что гармонизация влияния на мотивацию юных гимнасток их социального окружения является одной из актуальных задач психологического сопровождения их подготовки. Ее решение возможно за счет целенаправленного формирования тренером мотивационного климата, ориентирующего юных спортсменок на повышение компетентности в избранном виде спорта, а также за счет психологического просвещения родителей юных спортсменок, направленного на осмысление ими направления психологической поддержки детей - юных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016.

- № 4. - С. 85-91.

2. Горская Г.Б., Несветайло А.В. Перфекционизм родителей и стили родительского воспитания как регуляторы мотивации и тревожности юных шахматистов 7-11 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика.

- 2013. - № 3. - С. 51-56.

3. Марочкина Н.В. Возрастная динамика развития спортивной мотивации у детей дошкольного и школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2012. - 24 с.

4. Федоренко А.Б. Мотивационные факторы включения высококвалифицированных гимнасток в занятия эстетической гимнастикой: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2010. - 24 с.

5. Феодорова Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1. - С. 40-45.

6. Хвацкая Е.Е. Психологический аспект работы с родителями юных спортсменов // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: Материалы XIV международной сессии по итогам НИР за 2015 год. В трех частях. - Часть 2. -Минск: БГУФК, 2016. - С. 327-327.

7. Amorose A.J., Anderson-Butcher D., Newman T.J., Fraina N., Lachini A. High school athletes' self-determination motivation: the independent and interactive effects of coach, father and mother autonomy support. // Psychology of sport and exercise, 2016, v.26, 1

8. Duda J.L. Achievement goal research in sport: pushing the boundaries and clarifying some misunderstanding. // Advances in Motivation in Sport and Exercise (edited

by G.C.Roberts). Champaign, III.: Human Kinetics. 2001, p.p. 129-182.

9. Gaudrean P., Moniwille A., Gfreau A., Verner - Filion J., Green-Demeters I., Franche V. Autonomy support from parents and coaches: synergetic or compensatory effect on sport related outcomes of adolescent athletes. // Psychology of sport and exercise, 2016, v.25, 89-99.

10. Ryan R.M., Deci E.L. Activehumannature: self-determi nationtheoryandthepromotionandmaintenanceofsp ort, exerciseandhealth. //Intrinsic Motivation and Self-Determination in Exercise and Sport. (edited by M.S. Hagger, n.l.d. Chatzisarantis). Champaign, Ill.: Human Kinetics, 2007, p.p. 1-20.

11. Vallerand R.J. Hierarchical Model of Intrinsic and Extrinsic Motivation for Sport and Physical Activity. // Intrinsic Motivation and Self-Determination in Exercise and Sport. (edited by M.S. Hagger, N.l.D. Chatzisarantis). Champaign, Ill.: Human Kinetics, 2007, p.p.255-279.

ENVIRONMENTAL FACTORS OF SPORTS MOTIVATION SUPPORT OF YOUNG FEMALE ATHLETES OF PRIMARY SCHOOL AND ADOLESCENCE AGES

Е. Serdyukova, Postgraduate student of the Psychology Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: alena.serdukova1@mail.ru.

The article is devoted to the important problem of influence of social environment of young athletes on their sports motivation formation. The investigation is based on the theory of self-determination and the achievement goals theory, which are the basis of majority of sport motivation and motivation climate studies as an environmental factor of its formation.

The purpose of the study was the revealing of mothers' and friends' contribution from the same training group to the formation of sports motivation of primary school age and adolescent female aesthetic gymnasts. The assumption that the influence of different significant persons from the nearest social environment of young female athletes can be multidirectional which reduces their involvement in self-improvement was tested.

Correlation analysis of empirical data showed that mothers' involvement in young female athletes' sport activity increase the probability of external sport motivation and decrease the probability of internal motivation forma-

tion which is important for the success in sport perfection. Friends' influence from the same training group on sport motivation of young female athletes appeared in a less degree. It can be explained by their age.

The investigation results point to the necessity of purposeful psychological support of internal motivation of young female athletes by the means of proper motivation climate formation in the training group and parents' psychological education.

The testing of parents' upbringing style, as well as the subsequent comparison of parents' motivation with athletes' motivation will allow to choose the most successful means for development and support of internal motivation, what can significantly improve technical and tactical actions in trainings and will contribute to the achievement of results at competitions.

Keywords: sport motivation, internal motivation, external motivation, motivation climate, young gymnasts, coach, parents.

References: 7.

1. Gorskaja G. B. Motivational climate as psychological regulator of activity of athletes. Fizicheskaja kul'tura, sport -naukaipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2016, no 4, pp. 85-91. (in Russian)

2. Gorskaja G. B., Nesvetajlo A. V. Perfectionism of parents 8. and styles of parental education as regulators of motivation and uneasiness of young chess players of 7-11

years. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2013, no 3, pp. 51-56. (in Russian) 9.

3. Marochkina N. V. Age dynamics of development of sports motivation in children of preschool and school age. Extended abstract of candidate's thesis. Tambov, 2012, 24 p. (in Russian)

4. Fedorenko A. B. Motivators of inclusion of highly skilled 10. gymnasts in occupations esthetic gymnastics. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2010, 24 p. (in Russian)

5. Feodorova Je. Z. Relation of parents to occupations of sport and other spheres of life of young athletes of teenage age. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika 11. [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2014,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

no 1, pp. 40-45. (in Russian)

6. Hvackaja E. E. Psychological aspect of work with parents of young athletes. Scientific justification of physical training, a sports training and training on physical culture, sport and tourism. Materials XIV of the international session following the results of research for 2015. Minsk, BGUFK, 2016, pp. 327-327.

Amorose A. J., Anderson-Butcher D., Newman T. J., Fraina N., Lachini A. High School Athletes' self-determination Motivation the independent and interactive Effects of Coach, Father and Mother autonomy Support. Psychology of Sport and Exercise, 2016, vol. 26, pp. 1-166. Duda J. L. Achievement Goal research in Sport: Pushing the Boundaries and Clarifying some Misunderstanding. Advances in Motivation in Sport and Exercise (Edited by G. C.Roberts). Champaign, III. Human Kinetics, 2001, pp. 129-182.

Gaudrean P., Moniwille A., Gfreau A., Verner Filion J., Green-Demeters I., Franche V. Autonomy Support from Parents and Coaches synergetic or compensatory Effect on Sport related outcomes of adolescent Athletes. Psychology of Sport and Exercise, 2016, vol. 25, pp. 89-99. Ryan R.M., Deci E.L. Active human nature Self-determination Theory and the Promotion and Maintenance of Sport, Exercise and Health. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Exercise and Sport. (edited by M.S. Hagger, N.L.D Chatzisarantis). Champaign, III. Human Kinetics, 2007, pp. 1-20.

Vallerand R. J. Hierarchical Model of Intrinsic and Extrinsic Motivation for Sport and Physical Activity. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Exercise and Sport. (edited by M.S. Hagger, N.l.D. Chatzisarantis). Champaign, III. Human Kinetics, 2007, pp. 255-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.