Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 159.99 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10085
Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С.
Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы
Морозюк Светлана Николаевна*, Кузнецова Елена Сергеевна -
Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия)
В данной статье обоснована актуальность внедрения в психологическую науку и практику феномена «рефлексивный портрет личности». Теоретически и эмпирически обосновано понятие «рефлексивный портрет личности» (на примере матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста). В качестве респондентов в эмпирическом исследовании выступили женщины в возрасте от 20 до 35 лет. На основании результатов эмпирического исследования представлены рефлексивные профили респондентов, позволяющие количественно увидеть у них выраженность тех или иных показателей защитной рефлексии. Качественная (описательная) характеристика того или иного профиля отражена в рефлексивных портретах респондентов. В качестве диагностического инструментария выступали проективный тест «Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)» (Орлов Ю.М., Морозюк С.Н.), тест рефлексии деятельности (Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д.), опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н.), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.) и опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе данных эмпирического исследования представлены рефлексивные портреты матерей со стилем родительского отношения «Принятие» (А.Я. Варга, В.В. Столин). В описании показаны рефлексивные стратегии и тактики поведения матерей в процессе общения с ребенком. Авторы статьи предлагают протокол саногенной сессии и алгоритм консультативной работы с матерью.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивный профиль личности, рефлексивный портрет личности, психологический портрет личности, стиль родительского отношения, рефлексивные стратегия и тактика, ментальная карта.
Для цитирования: Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы // Современное дошкольное образование. - 2020. - №5(101). - С. 58-67. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10085 Материалы статьи получены 16.07.2020.
Введение
В России исторически сложилось, что за матерью признается доминирующая роль в воспитании ребенка, в развитии его эмоциональной сферы. В работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной представлены убедительные доказательства влияния матери на форми-
* Контакты: [email protected]
рование субъективного опыта ребенка, определяющего его инициативное отношение к миру (Репина, 1995. С. 87). Именно мать удовлетворяет потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого. В работах Е.О. Смирновой и М.В. Быковой показаны особенности родительского отношения к ребенку-дошкольнику. Так, они отмечают, что родители признают интересы дошкольников, учитывают особенности
UDC 159.99
DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10085
Reflexive Portrait of a Mother with the Style of Parental Attitude «Acceptance»: an Algorithm for Consulting Work
Svetlana N. Morozyuk*, Elena S. Kuznetsova, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia
This article substantiates the relevance of the introduction into psychological science and practice of the phenomenon of «reflexive portrait of personality». Theoretically and empirically the concept of «reflexive portrait of personality» (on the example of mothers raising children of preschool age) is justified. The respondents in the empirical study were women aged 20 to 35 years. Based on the results of the empirical study, the reflexive profiles of respondents are presented, allowing them to quantitatively see the severity of certain indicators of protective reflection. Qualitative (descriptive) characteristics of a profile are reflected in reflexive portraits of respondents. The diagnostic tools were the projective test «Cognitive-emotive test» (Orlov Yu.M., Morozyuk S.N.), the activity reflection test (Shadrikov V.D., Kurginyan S.S., Kuznetsova M.D.), the questionnaire «Differential type of reflection» (Leontiev D.A., Lapteva E.M., Osin E.N.), the test-questionnaire of parental attitude (Varga A.Ya., Stolin V.V.) and the questionnaire for parents «Analysis of family relationships» (Eidemiller E.G., Justitskis V.V.). Based on the data of an empirical study reflexive portraits of mothers with the style of parental attitude «Acceptance» are presented (A.Ya. Varga, V.V. Stolin). The description shows the reflexive strategies and tactics of the mother's behavior in the process of communicating with the child. The authors of the article suggest a Protocol for a sanogenic session and an algorithm for consulting with mothers.
Keywords: reflection, reflexive personality profile, reflexive personality portrait, psychological personality portrait, parenting style, reflexive strategy and tactics, mental map.
For citation: Morozyuk S.N., Kuznetsova E.S. (2020). Reflexive portrait of a mother with the style of parental attitude «Acceptance»: an algorithm for consulting work. Preschool Education Today. 5:14, 58-67 (in Russian). DOI: 1 0.2441 1/1 997-9657-2020-1 0085
Original manuscript received 16.07.2020.
* Contacts: [email protected]
детской деятельности, поддерживая инициативу своего чада. Об этом свидетельствует приоритет родителей в личностном начале детско-родительских отношений, акцент на развитие воли ребенка, ситуативный стиль взаимодействия с ним (Веракса, 2011. С. 11-12).
Изучением проблемы детско-родитель-ских отношений в различных аспектах занимались многие отечественные и зарубежные авторы. Исследовано влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка (Карабанова O.A., Варга А.Я., Гиппенрейтер Ю.Б., Захаров А.И., Петровский A.B.). Представлены типы семейного воспитания и причины нарушений процесса воспитания в семье (Бодалев A.A., Снайдер Р., Эйдемиллер Э.Г.). Поднимались вопросы родительской компетентности (Гурова Е.В., Овчарова Р.В., Мухина B.C., Смирнова Е.О.).
В.В. Столин, Е.О. Соколова, А.Ю. Варга выделили три параметра поведения родителей, проявляющиеся в стиле воспитания ребенка:
Родительский контроль (попытка родителей влиять на поведение и отношение ребенка к чему-либо).
Требования родителей (родители стремятся к тому, чтобы дети развивались интеллектуально, эмоционально и коммуникативно, делают акцент на развитие самостоятельности ребенка).
Способы общения с детьми в ходе воспитательного воздействия (значимые взрослые хотят добиться послушания от ребенка и в то же время учитывают его точку зрения, прислушиваются к его аргументам). Другая сторона медали, когда родители не выражают четко и однозначно свои требования, прибегают к косвенным методам воздействия. В исследованиях эмоционального состояния
детей дошкольного возраста (Кошелева А. Д., Смолева Т.О., Перегуда В.И., Ильина И.Ю., Свердлова Г.А., Арнаутова Е.П.) стабильное положительное эмоциональное состояние ребенка рассматривается в качестве фундамента дальнейшей доверительной формы отношения подрастающего ребенка с окружающей действительностью.
Несмотря на то, что многими исследователями (Эйдемиллер Э.Г., Варга А.Я., Сталин В.В., Карабанова О.А., Баумринд Д.) определены различные стили родительского отношения и стили родительского поведения (Боулби, 2003; Бриш, Попова, 2014; Козлова, Куликова, 2000; Кошелева, Перегуда, Шаграева, 2003), за рамками проблемного поля по-прежнему остаются психологические механизмы, определяющие стиль родительского отношения к ребенку. Дефицит исследований, направленных на поиск причинно-следственных связей внутри стилей детско-родительских отношений, не позволяет психологам-практикам использовать возможности влияния на неконструктивные стили общения родителей с ребенком.
Мы допускаем, что границы нашего исследования не дают возможности выявления всех факторов, способствующих становлению того или иного стиля родительского отношения к ребенку. Однако многие исследователи, раскрывая понятие стиля родительского отношения, отмечают неосознанный характер поведенческих проявлений и родительских установок, присвоенных матерью в детстве. В этой связи перспективными, на наш взгляд, являются исследования причинно-следственных связей стилей детско-родительских отношений с рефлексией.
Следуя данной логике, мы предположили, что одним из факторов становления того или иного стиля родительского отношения к ребенку является качество рефлексии матери. В основе неконструктивных стилей воспитания, общения с ребенком лежит патогенная рефлексия матери, носящая защитный характер от негативных переживаний (страха неудачи, стыда, вины, обиды), дающая локально-временный эффект.
Перспективу становления позитивных отношений матери с ребенком мы видим в развитии саногенной (оздоравливающей) рефлексии, направленной на решение возникающих проблем в отношениях с помощью адекватных ситуации средств.
Мы предполагали, что каждому стилю родительского (материнского) отношения соот-
ветствует своеобразный профиль рефлексии матери.
Слово «портрет» произошло от французского языка «portrait» - снимать изображение.
«Портрет изображает облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального человека, который существовал в прошлом или существует в настоящем». Художник Андре Фелибьен был первым, кто предложил использовать понятие «портрет» для «изображения (конкретного) человека», внешний вид которого показывает чисто эстетическое созерцание. В Толковом словаре С.И. Ожегова «портрет -это изображение человека на картине, фотографии, скульптуре; описание наружности человека по определенному методу» (Ожегов, Шведова, 1993. С. 442).
Важным условием написания портрета является как внешнее индивидуальное сходство изображения с портретируемым, так и глубокое раскрытие духовного мира и характера этого человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды.
До недавнего времени в психологической науке не было понятия «рефлексивный портрет личности». Впервые понятие «рефлексивный портрет» мы встречаем в монографии «Рефлексивные портреты педагогов с различными акцентуациями характера» (Морозюк, Гасанова, 2014. С. 117).
Несмотря на то, что авторы не раскрывают содержание данного феномена, они подробно описывают особенности рефлексии педагогов с различными акцентуациями характера, ее направленность и содержание.
В психологии достаточно хорошо известно понятие «психологический портрет личности», под которым понимается описание характерных черт личности и проявление ее вероятного поведения при определенных обстоятельствах. Под рефлексивным портретом личности мы в свою очередь понимаем описание ее рефлексивных стратегий (на что направлена рефлексия в деятельности, в поведении, в ситуациях, требующих своего решения) и рефлексивных тактик (характерных умственных автоматизмов, повторяющихся с высокой вероятностью в сходных проблемных ситуациях) (Морозюк, Гасанова, 2014. С. 127-128).
В данной статье представлены результаты исследования связи стиля отношения к ребенку матери «Принятие» с ее рефлексией.
Под стилем родительского отношения при этом мы понимаем устойчивый паттерн
поведения матери, основанный на ее индивидуальных переменных: личностные свойства, ожидания и представления, способы реализации воспитательных воздействий и проявляющийся в определенной форме взаимодействия матери с ребенком (А.В. Либин).
Сам же стиль родительского отношения «Принятие» характеризуется интегральным эмоциональным отношением к ребенку. По А.Я. Варге, матери нравится ребенок таким, какой он есть. Она уважает ребенка и его интересы. Проводит много времени с ребенком, активно принимает участие в его жизни и деятельности.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении связи рефлексии матери со стилем ее отношения к ребенку.
Цель исследования - выявить характер связи рефлексии матери со стилем ее отношения к ребенку.
В соответствии с поставленной целью, предметом исследования и гипотезой были определены задачи исследования:
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме нашего исследования, описать основные подходы к изучению «стиля родительского отношения» в психологической науке;
2) определить содержание базовых рабочих понятий «стиль отношения», «стиль поведения», «стиль родительского отношения», «рефлексия», «рефлексивный портрет личности»;
3) выявить характер связи стиля родительского отношения матери к ребенку с ее эмоциональными состояниями и рефлексией;
4) описать рефлексивные портреты матерей со стилем родительского отношения к ребенку «Принятие»;
5) разработать методические рекомендации для педагогов и психологов, а также практические рекомендации для родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений.
Описание метода
Для описания рефлексивных портретов матерей с различными стилями отношения к ребенку мы использовали психологические методики. Проективный «Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)» (Орлов, Морозюк, 1999) измеряет количество и вид рефлексии в отношении эмоций при переживании страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды, зависти. Переживание воспроизводится в результате
представления ситуации, в которой происходило то или иное переживание. Тест состоит из 20 показателей, это виды рефлексий, приводящие к уменьшению страданий от эмоций в виде механизмов психической защиты (Кошелева, Перегуда, Шаграева, 2003. С. 1-20).
Тест рефлексии деятельности (Шадриков
B.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д.) диагностирует рефлексию как процесс, включенный в деятельность (Шадриков, Кургинян, Кузнецова, 2015. С. 43-48).
Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин E.H.) диагностирует тип рефлексии как устойчивую личностную черту, измеряет системную рефлексию как способность посмотреть на себя со стороны, а также склонность к интроспекции (самокопанию) и квазирефлексии (фантазированию).
Из трех описанных форм рефлексии системная рефлексия является наиболее адаптивной, эта форма связана с самодетерминацией.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я, Столин В.В.) (Боулби, 2003.
C. 238-242) диагностирует стиль родительского отношения у значимых для ребенка взрослых. Выражается в пяти шкалах: 1) принятие / отвержение; 2) кооперация; 3) симбиоз; 4) контроль; 5) маленький неудачник.
Также были использованы теоретические методы: анализ научной литературы по вопросам проявления эмоциональных состояний личности, родительского отношения, феномена рефлексии, методы статистической обработки результатов (коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена) и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни.
Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0».
В качестве респондентов приняли участие 236 женщин 25-35 лет. Исследовательскую базу составили: МБУ ДО Дворца творчества детей и молодежи «Истоки», образовательного центра «Содружество», ФГБОУ ВО СПФ Московского педагогического государственного университета и Психологической службы «Инсайт» г. Сергиев Посад и МБОУ «Детский сад-школа №7» г. Пересвет Московской области. Ниже представлены пиктограммы выраженности признаков респондентов-матерей.
Из рис. 2, 3, 4 и 5 видно, что преимущественно респонденты имеют высшее образование (67%), состоят в браке (51%), работают (70%) и имеют более одного ребенка.
Показатели рефлексии матера в %
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
объем защитной рефлексии при репродукции неудачи >
объем защитной рефлексии при репродукции чувства вины *
объем защитной рефлексии при репродукции стыда
объем защитной рефлексии при репродукции обиды *
агрессия против других 7
агрессия против себя р
рационализация обесценивание объекта >
рационализация обстоятельствами «С
проекция на других \
защита от чувства вины >
защита от чувства стыда €
защита от страха неудачи V
защита от зависти * --
защита от обиды * ■ N ,
уход из ситуации •
самоуничижение Я <
возбуждение вины в других >
саногенное мышление <
несоответствие поведения других моим ожиданиям
апеллирующее мышление «С
информационная основа деятельности >
мотивация и целеполаганпе деятельности <
принятие решения и осуществление деятельности N *
интроспекция
квазирефлексия
системная рефлексия
Примечание: при р>0,05
Рис. 1. Рефлексивный профиль матери со стилем родительского отношения «Принятие»
Рис. 2. Наличие у респондентов образования
Результаты
На основе полученных эмпирических данных и после соответствующей математической обработки были составлены рефлексивные профили матерей, определены рефлексивные стратегии и тактики, лежащие в основе
Рис. 3. Состояние в браке
стиля родительского отношения к ребенку «Принятие».
Установлена статистически достоверная отрицательная связь данного стиля родительского отношения с показателем защитной рефлексии при переживании матерями чувства вины (г = -0,19) (см. табл. 1 и рис. 1).
Рис. 4. Занятость респондентов
Таблица 1. Связь защитной рефлексии матери со стилем ее родительского отношения «Принятие»
Покашедгт ЬЭТ матер Принят не
«Объем защитной рефлексии от страха неудач!» 0,06
«Объем защитном рефлексии от чувства вины» -0,19"
«Объем защитной рефлексии от чувства стыда» •0.04
«Объем защитной рефлексии от чувства обиды» -0,05
«Агрессия против других» 0,03
«Агрессия против себя» 0,10
«Рашюиалнззиля обесценения обит» 0,07
«Ращюнализацня обстоятельствами» 0,01
«Проекция на других» 0,04
«Заиигга от чувства внкы» 0,04
«Зашита от чувства стыда» -0,09
«Защ1гта от страха неудачи » 0,01
«Заингга от завнеш» •0.04
«Заилгга от обиды» 0,05
«Уход от ситуации» •0.04
«Самоушгапкенне Я» -0,05
«Возбуждение вины в других» -0,08
«Саногенное мышление» 0,06
«Несоответствие поведения других ожиданиям» ■0,04
«Апеллирующее мышление» •0,03
Углдамя а&жач*япя: *' ■ на y|WRne j><0JH, *■ на уроние р <0,05
Обсуждение результатов
Чем активнее мать принимает участие в жизнедеятельности ребенка, тем меньше испытывает чувство вины. Несмотря на то, что это самый конструктивный стиль общения матери с ребенком, однако есть основания предположить, что в основе стиля «Принятие» лежит страх пережить чувство вины. Обнаружена тенденция, демонстрирующая связь данного стиля родительского отношения с показателем рефлексии по Д.А. Леонтьеву «квазирефлексия», которая характеризуется «направленностью мыслей на объект, не имеющий отношения к актуальной жизненной ситуации и связанный с отрывом от актуальной ситуации бытия в мире». Мать, ослепленная любовью к ребенку, неспособна адекватно оценить ситуацию, его способности и проблемы. Она не видит опорные точки в развитии ребенка, а значит, не может вовремя и правильно помочь своему ребенку. И чем менее она успешна в воспитании ребенка, тем сильнее
Рис. 5. Количество детей в семье
терзает ее чувство вины. Она стремится уйти в резонерские спекуляции и беспочвенные фантазии, которые являются, с позиции Д.А. Леонтьева, формой психологической защиты через уход от неприятной ситуации. В данном случае этот уход проявляется в виде защиты от вины. Стиль «Принятие» зачастую основан на ложных патогенных установках («мой ребенок лучше всех», «только от меня зависит его будущее»). Такой стиль воспитания мы смело можем назвать патогенным (приводящим к страданию и ребенка, и матери), так как стратегия и тактики данного стиля направлены не на реальную цель - развитие личности ребенка, а носят защитный характер.
Итак, рефлексивные стратегии матери -рефлексия направлена на защиту от переживания чувства вины, а не на решение проблем в воспитании ребенка и его развитии.
Рефлексивные тактики - защищаясь от негативных переживаний, она уходит в мир фантазий, дорисовывая образ желаемого результата ребенка, который не имеет ничего общего с реальностью, с помощью возбуждения вины в других.
Далее представлен алгоритм консультативной работы с матерью (рис. 6).
Протокол саногенной сессии
Цель сессии - снижение у матери переживания чувства вины по отношению к ребенку, повышение искренней заинтересованности в жизни и интересах ребенка.
Задачи сессии:
1. Помочь матери осознать ее доминирующий стиль родительского отношения к ребенку.
2. Научить мать аутопсихоанализу имеющихся у нее рефлексивных и поведенческих тактик.
Алгоритм консультативной работы с матерью со стилем родительского отношения «Принятие»
Характеристика стиля
Попытка матери принять ребенка приводит ее к мысли о невозможности повлиять на поведение ребенка и поэтому она стремится уйти в резонерские спекуляции и беспочвенные фантазии. Другой вариант такого отношения проявляется в том, что нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит»: «Не капризничай, посмотри, как смотрят на тебя окружающие» или «Фу, как мне стыдно за тебя, больше с тобой никуда не пойду, будешь дома сидеть»
Стиль родительского отношения «Принятие»
Протокол саногенной сессии:
• Определение проблемного поля
• Рефлексивный выход
• Мотивирование на коррекцию стиля
• Аутопсихоанализ рефлексивных поведенческих тактик:
- работа с переживанием чувства вины
• Рекомендации к самостоятельной работе
Цель сессии
снижение у матери переживания
чувства вины по отношению к ребенку, повышение искренней заинтересованности в жизни ребенка
Задачи сессии
1. Помочь осознать матери ее доминирующий стиль родительского отношения к ребенку
2. Научить мать аутопсихоанализу имеющихся у нее рефлексивных и поведенческих тактик
Ожидаемый результат
самостоятельный выход матери в рефлексивное поле: осознание ею неконструктивных форм воспитательного реагирования на те или иные реакции ребенка, адекватное принятие слабых и сильных сторон ребенка, реалистичное отношение к желаниям и потребностям ребенка, искренность в общении с ребенком
Рис. 6. Ментальная карта со стилем родительского отношения «Принятие»
Ожидаемый результат - осознание матерью неконструктивных форм воспитательного реагирования на те или иные проявления ребенка, адекватное принятие слабых и сильных сторон ребенка, реалистичное отношение к желаниям и потребностям ребенка, искренность в общении с ребенком.
Алгоритм консультативной работы
1. Определение проблемного поля
В словах матери часто присутствуют высказывания, содержащие защиту ее от чувства вины: «Мой ребенок лучше всех», «Только от меня зависит его будущее», «Не капризничай, посмотри, как смотрят на тебя окружающие» или «Как мне стыдно за тебя, больше с тобой никуда не пойду, будешь дома сидеть».
В процессе общения с психологом матерью используются рефлексивные тактики в виде ухода в мир фантазий и дорисовывания ею образа желаемого результата ребенка, с помощью возбуждения вины в других.
2. Рефлексивный выход
Использование проективного теста «Когни-
тивно-эмотивный тест» (КЭТ) (Орлов Ю.М.,
Морозюк С.Н.) (субтест «чувство вины») позволяет определить и обозначить имеющиеся у матери защитные установки, мешающие ей быть конструктивной в общении с ребенком.
3. Мотивирование на коррекцию стиля
Матери необходимо понять, что:
• попытка принять ребенка приводит ее к мыслям о невозможности повлиять на поведение ребенка, и поэтому она стремится уйти в резонерские спекуляции и беспочвенные фанта-зии, которые являются формой психологической защиты через уход от неприятной ситуации;
• она игнорирует реальные физиологические и возрастные особенности ребенка, пытаясь «дотянуть» ребенка до воображаемого ею идеала.
Далее психолог предлагает матери аутопсихоанализ эмоций с целью выявления неконструктивных поведенческих программ, то, что мешает ей строить нормальные отношения с ребенком. Вскрывает причины ее переживаний, связанные с невозможностью матери безусловно принимать и любить своего ребенка.
4. Аутопсихоанализ рефлексивных и поведенческих тактик при переживании матерью чувства вины
• Как я должна была вести себя, чтобы другие (ребенок) на меня не обижались?
• Откуда берутся их ожидания?
• Насколько они реалистичны?
• Могу ли я соответствовать их ожиданиям?
• Почему они хотят от меня именно этого и чем обусловлены их желания?
5. Рекомендации к самостоятельной работе над собой
Рекомендации к рефлексии поведенческих паттернов и изменению поведения матери необходимо:
• доверять ребенку, позволять ему ошибаться и совместно анализировать причины его неуспеха;
• обращать внимание на реальные потребности ребенка;
• необходимо больше проводить времени с ребенком (искренне), учиться заинтересовывать его, мотивировать;
• позволять ребенку проявлять инициативу и хвалить его за успешное выполнение деятельности.
Заключение
В результате эмпирического исследования впервые выявлены связи стиля родительского отношения «Принятие» матери с качественно своеобразным профилем ее рефлексии. Было выяснено не только то, как ведет себя мать по отношению к ребенку, но и то, как она рефлексирует. Установлено, что стиль родительского отношения к ребенку носит компенсаторный, защитный характер от отрицательных переживаний стыда, вины, страха неудачи и зависти. Именно поэтому мы не обнаружили статистически значимой связи стиля родительского отношения «Принятие» с показателем «Саногенное мышление». Проведенное исследование позволяет нам определить статус рефлексии как динамичного и адаптивного механизма, оказывающего влияние на понимание и осознанный выбор матерью той или иной формы отношения к ребенку на уровне ее смысловых образований.
Таким образом, зная и владея умениями наблюдать и видеть рефлексивные стратегии и тактики матери в процессе общения с ребенком со стилем родительского отношения «Принятие» и используя ментальную карту с соответствующим алгоритмом ведения са-ногенной сессии, можно обеспечить качество психологической помощи матерям. ■
Информация об авторах
Морозюк Светлана Николаевна, профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия), [email protected]
Кузнецова Елена Сергеевна, аспирант кафедры психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (Москва, россия), [email protected]
Information about authors
Svetlana N. Morozyuk, Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]
Elena S. Kuznetsova, Postgraduate student of the Department of Psychology, Head of the Laboratory of the Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, ESKaip@ yandex.ru
Литература
1. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
2. Бриш К.Х., Попова О. Теория привязанности и воспитание счастливых людей. -М.: Теревинф, 2014. - 208 с.
3. Бурлачу к Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2004. - 520 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь. - 2001. - 378 с.
5. Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2011. -№4. - С. 9-16.
6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М., 2019. - 432 с.
7. Козлова СА., Куликова ТА. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
8. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шагра-ева ОА. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. O.A. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
9. Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Рефлексивные портреты педагогов с различ-
ными акцентуациями характера: монография. - М.: Янус-К. - 2014. - 248 с.
10. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка // Преподаватель XXI века. - 2011. - №2. - С. 185-192.
11. Морозюк С.Н. Психология характера: феноменология, теория и практика. - М., 2013.
12. Национальная психологическая энциклопедия. http://vocabulary.ru/.
13. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь. - 2019. - 507 с.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: Высшая школа. - 1993. - 944 с.
15. Орлов Ю.М., Морозюк С.Н. Когнитив-но-эмотивный тест. - М., 1999. - 20 с.
16. Орлов Ю.М. Саноген ное (оздоравли ваю-щее) мышление. - М.: Слайдинг. - 2006. - 96 с.
17. Орлов Ю.М. Обида. Вина. - М.: Слайдинг. - 2011. - 96 с.
18. Репина ТА. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995. - 231 с.
19. Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова МД. Тест рефлексии деятельности. -М.: Университетская книга, 2015. - 100 с.
20. Deci, E.L. Hedonia, eudaimonia, and well-being: an introduction / E.L. Deci, R.M. Ryan // Journal of Happiness Studies. - 2008. - Vol. 9 (1). - P. 1-11.
References
1. Bowlby J. (2003) Privyazannost' [Attachment]. Moscow. Gardariki Publ. 480.
2. Brish K.H., Popova O. (2014) Teoriya privyazannosti i vospitanie schastlivykh lyudei [Theory of attachment and education of happy people]. Moscow. Terevinf Publ. 208.
3. Burlachuk L.F. Morozov S.M. (2004) Slovar'-spravochnik po psikhodiagnostike [Dictionary-reference on psychodiagnostics]. Saint Petersburg. Piter Publ. 520.
4. Deci E.L. (2008) Hedonia, eudaimonia, and well-being: an introduction. Journal of Happiness Studies. Vol. 9 (1). 1-11.
5. Enikeev M.I. (2019) Psihologicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Psychological encyclopedic dictionary]. 432.
6. Kosheleva A.D., Pereguda V.I., Shagraeva O.A. (2003) Emotsional'noe razvitie doshkol'nikov: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenii [Emotional development of preschool children: Textbook for students]. Under the General ed. of O.A. Shagraeva, S.A. Kozlova. Moscow. Academy Publ. 176.
7. Kozlova S.A. (2000) Doshkol'naya pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [Preschool pedagogy: a Textbook for students of secondary educational institutionsova]. Moscow. Academy Publ. 416.
8. Morozjuk S.N., Gasanova D.I. (2014) Refleksivnye portrety pedagogov s razlichnymi akcentuacijami haraktera: monografija [Reflexive portraits of teachers with different character accentuations: monograph]. Moscow. Janus-K Publ. 248.
9. Morozjuk S.N., Smoleva T.O. (2011) Detsko-roditel'skij trening kak integrativnyj metod preodolenija psihologicheskogo neblagopoluchija rebenka [Child-parent training as an integrative method of overcoming the psychological ill-being of the child]. Prepodavatel' XXI veka [Teacher of the XXI century]. 2. 185-192.
10. Morozyuk S.N. (2013) Psikhologiya kharaktera: fenomenologiya, teoriya i praktika [Psychology of character: phenomenology, theory and practice]. Moscow. Academy Publ.
11. Nacional'naja psihologicheskaja jenciklopedija [National Psychological E n cyc lopedia]. http://vocabulary.ru
12. Nikol'skaja I. M., Granovskaja R.M. (2019) Psihologicheskaja zashhita u detej [Psychological protection in children]. Saint Petersburg. Rech' Publ. 507.
13. Orlov Ju. M. (2006) Sanogennoe (ozdoravlivajushhee) myshlenie [Sanogenic (healing) thinking]. Moscow. Slajding Publ. 96.
14. Orlov Ju. M. (2011) Obida. Vina [Resentment. Wine]. Moscow. Slajding Publ. 96.
15. Orlov Ju. M., Morozjuk S.N. (1999) Kognitivno-jemotivnyj test [Cognitive emotive test]. Moscow. 20.
16. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. (2018) Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow. Vysshaja shkola Publ. 944.
17. Repina T.A. (1995). Psikhologiya doshkol'nika [Psychology of preschool children]. Khrestomatiya, Moscow. Academy Publ. 231.
18. Shadrikov V.D., Kurginyan S.S., Kuznetsova M.D. (2015) Test refleksii deyatel'nosti [Test of reflection of activity]. Moscow. University book Publ. 100.
19. Varga A.Ja. (2014) Sistemnaja semejnaja psihoterapija [Systemic family psychotherapy]. Saint Petersburg. Rech' Publ. 378.
20. Veraksa A.N. (2011) «Teoriya soznaniya» i simvolizatsiya v doshkol'nom vozraste ["Theory of consciousness" and symbolization in preschool age]. Cultural and historical psychology. 4. 9-16.