Научная статья на тему 'Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека и методика исследования'

Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека и методика исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
981
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / КАЧЕСТВЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ / EXPERIENCE / REFLECTION / REFLEXIVE MECHANISMS OF EXPERIENCE / QUALITATIVE RESEARCH METHODS / QUALITATIVE INTERVIEW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деева Наталья Александровна

В статье раскрывается понимание механизмов переживания. Также обосновывается логичность использования качественного интервью для исследования феноменов переживания. Описываются рефлексивные механизмы переживания, выявленные в результате проведения интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexive mechanisms of experience: role in the feeling of human life and research methodology

The article deals with the understanding of the mechanisms of emotion. Also based the logic of qualitative interviews to explore the phenomena of experience. Described the reflexive mechanisms experiences identified by the interview.

Текст научной работы на тему «Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека и методика исследования»

Деева Наталья Александровна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека

и методика исследования

В статье раскрывается понимание механизмов переживания. Также обосновывается логичность использования качественного интервью для исследования феноменов переживания. Описываются рефлексивные механизмы переживания, выявленные в результате проведения интервью.

Ключевые слова: переживание, рефлексия, рефлексивные механизмы переживания, качественные методы исследования, качественное интервью.

N.A. Deeva, Master of Psychology, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Reflexive mechanisms of experience: role in the feeling of human life and research methodology

The article deals with the understanding of the mechanisms of emotion. Also based the logic of qualitative interviews to explore the phenomena of experience. Described the reflexive mechanisms experiences identified by the interview.

Key words: experience, reflection, reflexive mechanisms of experience, qualitative research methods, qualitative interview.

Проблема переживания никогда не теряла своей актуальности для психологической науки и практики. Это обусловлено его ролью в оформлении внутреннего мира человека, изменении его ценностей и смыслов, когда нейтральные первоначально объекты - предметы, люди, ситуации - становятся значимыми, приобретают личностный смысл.

Можно сказать, что ни одно крупное направление психологии, теория не обходят эту проблему стороной. В философско-психологической литературе существуют различные взгляды на проблему переживания. В русле своих исследований ученые затрагивают различные стороны процесса переживания. Традиционно выделяются следующие аспекты исследований переживания человека: 1) изучение переживания в рамках эмоциональной сферы; 2) переживание как часть системы сознания; 3) переживание как особый вид активности, деятельности, который направлен на изменения во внутреннем мире человека.

Большинство исследователей (В. Дильтей,

B. Вундт, Ф. Крюгер, Ж.-П. Сартр, Э. Клапаред,

C.Л. Франк, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.Е. Василюк, А.С. Шаров, Л.Р Фахрут-динова и др.) указывают на следующие сущност-

ные характеристики феномена переживания: содержательная составляющая (целостные метаструктуры, гештальты, направленность, смыслы и ценности, принципы, потребности, ранее образованные комплекс-качества) - основа, которая порождает переживание; интенци-ональная составляющая - направленность, субъектность переживания; составляющая активности - аффективная составляющая (эмоции, чувства состояния); интеллектуальная составляющая переживания (смысловые переживания, осознанность, осмысленность, диффе-ренцированность); проявление переживания во внешней активности; контекстность - ситуация взаимодействия внешнего и внутреннего мира, в которой может разворачиваться переживание; рефлексивная составляющая, которая оформляет его целостность, образует метаструктуры, некий гештальт или механизм переживания.

Практически во всех исследованиях обращенность переживания на внутренний мир, т.е. рефлексивность, выступает в качестве его ключевой характеристики. Именно рефлексия оформляет составляющие переживания в некий целостный механизм и обеспечивает его функционирование. Переживание - процесс «соотнесения картины жизнедеятельности человека

275

с его ценностно-смысловыми образованиями», в результате чего происходит обнаружение чего-либо субъективно значимого для этого человека [1]. Особенно ярко это может проявляться в каких-то напряженных ситуациях, жизненных кризисах, но как фон жизнедеятельности переживание присутствует всегда и реализуется посредством особых рефлексивных механизмов. Соответственно, переживание помогает человеку определять пространство своего внутреннего мира, приводит в соответствие внутренний и внешний миры.

Рефлексивный механизм переживания - это психологический механизм, который разворачивается в обращении активности человека на переоформление значимых ценностно-смысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром.

Разнообразие сочетания и выраженности компонентов переживания задает специфику индивидуальным характеристикам рефлексивных механизмов переживания человека. Особенности рефлексивных механизмов переживания во многом обусловливают успешность жизнедеятельности человека. Другими словами, от того, насколько будет переработан внутренний опыт, как оформлена и понята значимость чего-либо, пережито событие, будет зависеть дальнейшая реализация, осуществление жизненных планов, адаптация и оформление отношений человека с внешним миром. Именно это обусловливает проблему исследования переживания для практической психологии.

Одним из наиболее эффективных подходов исследования индивидуальных особенностей рефлексивных механизмов переживания является качественный. Исследователями выделяется ряд достоинств качественных методов. При помощи их преодолевается дискретный характер информации, что позволяет достичь ее целостности [2]. Кроме того, качественные методы раскрывают такие аспекты изучаемого феномена, как его понимание с точки зрения участников и особенностей контекста, утрачиваемые при обработке и систематизации данных в количественных исследованиях. Наконец, качественные методы исследования предоставляют возможность вступить в «диалог» с внутренним миром, коснуться его содержания и сделать более понятным [3], когда на первый план выходит субъективный смысл рассматриваемых феноменов. Также качественный подход усиливает надежность количественного (оба подхода необходимы как средства перекрестной валидизации) [4, с. 34-48]. Взаимодействие

этих подходов происходит на протяжении всего процесса исследования, а их эффективность зависит от цели и концептуальной основы исследования.

Качественное исследовательское интервью -один из таких методов, который позволяет проникнуть в собственно смысловое содержание внутреннего мира человека, изучить проблемы психологических механизмов, раскрыть их содержательную сторону.

Обоснование интервью как качественному методу дается с точки зрения различных философских течений и подходов, таких как постмодернизм, феноменология, герменевтика, диалектический материализм [3]. Так, интервью связано с определенной межличностной ситуацией, диалогом, где проявляется все богатство смысла, его многомерность и одновременно сложность выявления. Качественное исследовательское интервью - это пространство конструирования знания, жизненного сюжета с последующей его интерпретацией, где в центре находятся переживаемая значимость, выражаемая в виде смыслов, ценностей через значимые события и ситуации внутреннего и внешнего миров человека. В интервью жизненный мир человека представляется как феномен, как данность, которая разворачивается и раскрывает все свое многообразие в переживании. Вероятно, качественное интервью всегда сосредоточено на процессе переживания, который представляет собой «безбрежный океан», где исследователь должен сфокусироваться на интересующей его проблематике.

Сама проблема переживания является достаточно сложной для психологии и тесно связана с феноменологией и качественными методами исследования. Современная психология, обращаясь к проблематике качественного исследования, тем или иным образом затрагивает и проблематику феномена переживания.

Выявляя эти механизмы в процессе интервьюирования и качественно их интерпретируя, можно выходить на целостное осмысление проблемы. В данном случае работа интервьюера заключается в том, чтобы в первую очередь понять, не что переживает испытуемый, а как он это переживает и какие способы, приемы (а в нашем случае - механизмы) оказываются наиболее целостными, согласованными, продуктивными относительно жизнедеятельности.

Выявление рефлексивных механизмов переживания становится целью качественного интервью. Можно сказать, что эта цель является универсальной и может конкретизироваться в зависимости от проблематики исследования.

276

Именно проблематика задает контекст (жизненный кризис, идентичность, нравственные ценности и т.п.) и ставит в центр интересующий феномен в виде значимого события, ситуации, касающейся данной проблематики. Основной задачей интервьюера являются нахождение в пространстве жизненного мира респондента информации, отвечающей цели исследования, фокусирование на проблеме исследования и проверка возникающих гипотез в соответствии с концептуальной основой. Интервью, по сути, представляет собой рассказ респондента о своих переживаниях по поводу значимого события, а также его отношение к этим переживаниям и к себе, благодаря чему раскрываются пространство и динамика внутреннего мира человека. В результате ретроспективного анализа события выясняются различные аспекты переживания, которые выражаются в описании человеком своих чувств, эмоций, мыслей, действий относительно этого события посредством самообращения, рефлексии.

Интервью проводится в индивидуальной, малоструктурированной форме, носит фокусированный характер в соответствии со стандартными требованиями и этапами.

Итак, в процессе интервью человек рассказывает о собственных переживаниях значимого события. В этом рассказе необходимо отследить следующие моменты, которые соответствуют подробному рассмотрению компонентов переживания и тому феномену, который нас интересует. Каковы особенности ценностно-смысловой сферы субъекта, его характерные ценности, смыслы и мотивы, произошли ли изменения в ценностно-смысловой сфере человека в результате переживания события, ситуации, чем важна для него ситуация. Каковы особенности рефлексии субъекта, как реализуются качества, виды и уровни рефлексии. Как организована активность субъекта, и каким образом выражаются в активности ценностно-смысловые образования и рефлексия. Каков характер значимой ситуации в связи с центральной проблемой (кризис жизнедеятельности, нравственные переживания, переживание и проблемы идентичности, и даже ситуация экзаменации).

Эти аспекты являются основой для вопросов интервью, которые задаются по ходу рассказа респондента и могут являться как прямыми, так и уточняющими и наводящими.

Вопросов может быть различное количество. Последовательность вопросов зависит от хода рассказа испытуемого и цели интервьюера.

Данные, полученные в результате проведения интервью, обрабатываются в несколько

этапов. Этапы сочетают в себе качественные и количественные методы обработки и анализа данных: 1) категоризация; 2) схематизация; 3) типологизация [3].

На наш взгляд, результаты такого рода исследования напрямую связаны и с консультационной практикой. В этом случае клиенту не дается набор различных способов разрешения проблемы, консультант не подталкивает его к решению проблемы. Человеку предоставляется возможность понять процесс своего переживания, увидеть его типичные проявления и их следствия, возможно, внести коррективы в данный процесс, сделать его более гибким и продуктивным и самому принимать решения. Другими словами, человек сам учится работать со своим внутренним миром, пересматривать свою жизнь самостоятельно, вооружившись определенными знаниями и навыками. Это дает возможность умерить директивность воздействия и ставит клиента в независимую позицию.

На основании накопленных данных качественного интервью нами были выделены три вида рефлексивных механизмов переживания: «ситуативно-фрагментарный», «деятельностно-согласующий», «обобщенно-проектирующий» [5].

« Ситуативно-фрагментарный» рефлексивный механизм характеризуется тем, что изменения ценностно-смысловой сферы носят незначительный, ситуативно-динамичный характер и направлены, прежде всего, на мотивы. В данном случае переживание значимого является ситуативным, т.е. касается непосредственно только конкретной ситуации, и люди не способны взглянуть на свою жизнь целиком, осмыслить ее в более широком контексте, обосновать происходящее с ними. Обращаясь в прошлое, они пытаются простроить ход события, его хронологию, восстановить последовательность ситуаций, связанных с ним, но делают весьма непродуктивные попытки осмысления, обоснования причин случившегося. При интервьюировании это выглядит, как только пересказ события в достаточно четкой последовательности. Причем испытуемые четко называют мотивы своих действий и поступков, а в чем их смысл и ценность - представляют достаточно размыто. Они, как правило, хорошо ориентируются в наличной ситуации, отслеживают различные нюансы, но опять-таки, не осмысливают их и не находят причин. Поэтому им сложно прогнозировать дальнейший ход реального события и своей жизни в целом. Такие люди редко выходят на философский уровень осмысления события, можно сказать, что они

277

находятся как бы внутри ситуации. В сложных ситуациях они стараются уйти от переживаний, от внутреннего напряжения, следовательно, от попытки рефлексивного простраивания своей ценностно-смысловой сферы. Возрастающее внутреннее напряжение они стремятся преодолеть, совершая внешнюю активность, зачастую направленную на реализацию сиюминутных мотивов, что может напоминать «смену декораций» без глубокого осмысления и обоснования. Характерен уход в работу, в развлечения, т.е. в какой-либо вид деятельности, который целиком поглощает их, отвлекает от проблемы и частично снимает напряжение. Все мысли в данном случае направлены на тот или иной вид деятельности. Будущее представляется только как возможность самореализации через работу, достижения, развлечения, которые зачастую являются фикс-идеями. В данном случае проблема не решается человеком непосредственно, происходит уход от нее, а сама проблема может терять свою актуальность со временем. Не осуществляется работа с прошлым опытом, не извлекаются «уроки на будущее», отсюда частое повторение типичных жизненных ошибок. Респонденты с преобладанием данного механизма переживания стараются соответствовать общественным нормам, не отличаться от других в своих переживаниях и поступках, т.е. проявлять переживания традиционно, обосновывать происходящее шаблонно. Причем желание измениться часто просто демонстрируется окружающим, в том числе и самому себе. Такая демонстрация может выглядеть как рациональная деятельность, но обоснованная фикс-идеями. Отметим также, что личности с преобладанием данного рефлексивного механизма зачастую самостоятельно не могут работать со своими ценностно-смысловыми образованиями и могут оказываться ведомыми в своих переживаниях, убеждениях, взглядах и мнениях.

«Деятельностно-согласующий» рефлексивный механизм. Изменения ценностно-смысловой сферы носят содержательный характер и касаются в основном личностных смыслов. В данном случае при переживании люди выходят на осмысление происходящего, представляют свою деятельность целостно и совершают ее более осмысленно. В результате осмысления задается и оформляется направление деятельности в будущем. Как отмечает в своей работе Д.А. Леонтьев, содержательное изменение смысловой сферы в первую очередь происходит за счет смыслостроительства, которое представляет собой «содержательную перестройку жизненных отношений и смысловых структур». Для

того чтобы продуктивно разрешить какое-либо противоречие, человеку необходимо осознать смыслы, восстановить смысловые контексты и смысловые связи, совершить рефлексивную работу. Осмысливая, анализируя произошедшее событие, а также сложившуюся ситуацию, человек строит или восстанавливает, изменяет смыслы своего будущего, прогнозирует будущую деятельность и пытается реализовывать ее. Это сопровождается определенными эмоциями и чувствами, которые сигнализируют о значимости прошлых событий и ситуаций для жизни и для будущего, а также о значимости определенных ценностей и смыслов. Данные ценности и смыслы служат как бы «призмой», через которую люди смотрят на все вокруг и на свою жизнь. Если эмоции являются достаточно сильными, то такое переживание может приводить к зацикливанию на проблеме, связанной с ситуацией, и не позволяет по-иному осмыслить проблему, продуктивно разрешить ее. Эмоции захватывают человека при одном воспоминании о случившемся. Это может подавлять когнитивную активность и рефлексию, преграждать движение к основаниям.

Для личностей с преобладанием данного механизма характерны тщательное обдумывание принимаемых решений, анализ ситуации, осмысление случившегося, установление смысловых связей, которое сопровождается сильными эмоциональными переживаниями . Все это делает переживание достаточно затратным по времени и по энергии, но представляет его в более полной и развернутой форме, выражает его аффективность и рефлексивную природу. Однако характерной чертой данного механизма является то, что осмысление в большинстве случаев происходит в рамках какой-либо отдельной деятельности. Человек может намечать несколько линий жизни, которые часто не согласуются между собой и имеют различный смысловой контекст. В результате жизнь человека является «частичной», отсюда и частичная реализация себя.

Третий вид рефлексивного механизма переживания условно был назван нами «обобщенно-проектирующий». Здесь ценности задают наиболее широкий контекст переживания, благодаря чему испытуемые выходят на рефлексирование жизнедеятельности в целом, при этом обращаются к наиболее глубинным ценностно-смысловым образованиям. Переживая, они стремятся представить произошедшее в контексте жизнедеятельности, найти реальные причины кризиса, обосновать их, выделить значение события для своей жизни в прошлом и будущем, сопоставляя

278

случившееся с отдельными линиями жизни. Причем у таких испытуемых в результате переживания значимых событий отмечаются глобальные перестройки и изменение ценностно-смысловой сферы. Происходит изменение иерархии ценностных ориентаций. В интервью это выражается в попытках ответить на вопрос, как важно это для их жизни, как это ее изменит или уже изменило, как это повлияло на жизненные планы и вообще на отношение к жизни. При обосновании причин события происходит актуализация значимости глобальных смыслов и ценностей жизни, ее оснований, стремясь к которым выходят на осмысление экзистенциальных проблем. Люди, у которых преобладает данный вид рефлексивного механизма, стремятся к стратегическому планированию жизни, рефлексии будущего. Они также склонны к тому, чтобы рационально взвешивать, выделять ключевые, особенно важные моменты жизни и, опираясь на вынесенный из них опыт, разрабатывать дальнейшую стратегию. Важно отметить, что у испытуемых, которым присущ данный механизм, могут быть проблемы с вынесением опыта, а именно с рефлексией и анализом прошлого опыта и с ситуативной рефлексией. Респонденты говорят о том, что их планы не осуществляются, предвосхищение дальнейшего хода жизни приводит в тупик, происходит потеря смысла жизни. В своем рассказе они демонстрируют неспособность находить смыслы в повседневной жизни, выходят сразу на глобальные вопросы о смысле жизни вообще, на которые непросто найти удовлетворяющий ответ. Рефлексируя свою жизнедеятельность в целом, они часто выпускают из вида важные нюансы, которые, как им кажется, являются незначительными мелочами, что может сказываться на результатах деятельности и нарушать стратегию поведения. В рассказе они не любят вспоминать мелочи, повествовать о них подробно. Часто выдают информацию по поводу переживаемого быстро и не в хронологическом порядке, выделяя самые важные, на их взгляд, моменты, вокруг которых

1. Шаров А. С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. 2004. № 1. С. 214-226.

2. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математические модели. 1991. № 1.

3. Квале С. Исследовательское интервью. М, 2003.

строится рассказ, причем постоянно пытаются рационально спланировать и проработать варианты исхода ситуации. Таким образом, способны рационально планировать и предвидеть ход событий, принимать самостоятельные решения, можно сказать, что это стратеги своей жизни. Однако, «поднимаясь» к глобальным ценностям, основаниям своей жизни, человек может абстрагироваться от ее «живой ткани», повседневных забот, более частных смыслов существования. Обычная настоящая жизнь перестает быть для него значимой, привлекательной, теряет аффективную окраску, при этом он увлекается отвлеченными идеями, поиском смысла жизни. Данный рефлексивный механизм переживания, с одной стороны, позволяет в целом представить ситуацию, выделить основные моменты, главные причины. С другой стороны, такого рода рефлексивная работа может приводить к потере смысла жизни и еще более тяжелым смысложизненным переживаниям.

Так, при ситуативно-фрагментарном механизме изменения ценностно-смысловой сферы касаются, главным образом, мотивов деятельности. При деятельностно-согласующем механизме актуализируются процессы осмысления, что сопровождается яркой аффективной окраской переживания и глубокими перестройками содержания ценностно-смысловой сферы. При обобщенно-проектирующем механизме происходят изменения наиболее важных ценностей, которые определяли жизнь молодых людей, переживание выводит их на широкие контексты осмысления действительности и обоснования причин произошедшего и прогнозирования дальнейшей жизни. Полученные результаты исследования вошли в основу создания психологического тренинга по преодолению жизненного кризиса [6].

Кроме того, зная рефлексивные механизмы переживания, возможно не только выявлять их у людей, но и направлять на их осознание и формирование с целью продуктивного осуществления жизнедеятельности.

1. Sharov A.S. Psychology of emotion: nature, mechanisms, phenomena // World of psychology. 2004. № 1. P. 214-226.

2. Yadov V.A. Strategy and methods of qualitative data analysis //Sociology: methodology, techniques, mathematical models. 1991. № 1.

3. Kwale S. Research interview. Moscow, 2003.

4. Campbell D. Model experiments in social psychology and applied research. Moscow, 1980.

279

4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

5. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2005.

6. Липатова (Деева) Н.А., Черкевич Е.А., Шаров А. С. Тренинг преодоления жизненного кризиса: учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников в области психологии. Омск, 2008.

5. Deeva N.A. Reflexive mechanisms of experiencing crisis and changing the value of semantic fields in adolescence: auth. abstr. ... Master of Psychology. Perm, 2005.

6. Lipatova (Deeva) N.A., Cherkevich E.A., Sharov A.S. Training of overcoming life crisis: study aid for students, undergraduates, graduate students and practitioners in the field of psychology. Omsk, 2008.

280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.