Психолого-педагогические науки
• • •
91
УДК 159.95
КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
©гою Чернов А.Ю.
Волгоградский государственный университет
Представлены результаты эмпирического исследования эпистемических переживаний. Выявлены их детерминанты, психологическое содержание и роль в развитии личности.
The results of the empirical research of epistemic experiences are presented in the article. Their determinants, the psychological content and the role in the personal development are revealed.
Ключевые слова: категория переживания, эпистемические переживания, качественное психологическое исследование, феноменологическое направление в качественном исследовании.
Keywords: category of experience, epistemic experiences, qualitative psychological research, phenomenological direction in the qualitative research.
Категория переживания относится к числу базисных категорий психологии.^] К сущности, содержанию, динамике переживаний обращались представители различных психологических школ. В отечественной психологии проблемой переживаний одним из первых заинтересовался Я. С. Выготский, считавший переживание «...действи-тельной, полной единицей сознания» [2]. По мнению С. Л. Рубинштейна, в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, как и знание, в котором воплощено его объектное начало [6].
Описательная психология В. Дильтея и феноменологическая психология Э. Гуссерля также называли переживание конечной единицей сознания. У Э Гуссерля переживание - это общий термин для обозначения любой формы опыта, обладающего некоторым предметным характером. Всякое переживание состоит в отношении к какому-либо предмету, который полагается этим переживанием
в качестве воспринимаемого, воображаемого, вспоминаемого, оцениваемого и так далее. При этом пережитый опыт есть одновременно осознанный опыт. «В этом смысле то, что переживает «Я», или сознание, есть именно его переживание. Между пережитым и осознанным, содержанием и самим переживанием нет никакого различия» [3].
Ф. В. Василюк рассматривал содержание категории переживания с позиции деятельностного подхода. Специфика переживания-
деятельности, о котором говорит Ф. В. Василюк, определяется, в первую очередь, особенностями жизненных ситуаций, ставящих субъекта перед необходимостью переживания. Тогда переживание - это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Таким образом, Ф. Василюк понимает переживание как особую деятельность, особую работу по перестройке психологического мира,
92
Известия ДГПУ, №2, 2010
направленную на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.
В гуманистической психологии переживания, сопровождающие самоактуализацию и рост личности, обозначаются как «пиковые переживания» [4]. Важной характеристикой пиковых переживаний является то, что А. Мас-лоу назвал «бытийным познанием». Познавательная сторона пиковых переживаний имеет свои особенности. Обобщая, можно сказать, что когнитивный аспект пиковых переживаний обеспечивает целостное, не расчлененное видение мира «таким, какой он есть» [4. С. 137].
Таким образом, категория «переживание» представлена в психологии в различных методологических и теоретических ракурсах. Для нас существенно, что в его содержании подчеркивается единство переживания и субъективной стороны познавательного опыта человека. Поэтому, с нашей точки зрения, в эмпирическом исследовании целесообразно рассматривать эпистемическую сторону переживаний, то есть ту, которая сопряжена с приобретением и использованием опыта взаимодействия человека с миром. К исследованию эпистемических переживаний в разное время обращались S. Barnes, С. Tageson, С. Buhler, М. Allen [9, 10, 11]. Вместе с тем, содержание данного конструкта далеко не исчерпано.
Эмпирическое исследование эпистемических переживаний осуществлялось в рамках разрабатываемого нами качественного подхода в психологическом исследовании [8, 9]. В основе подхода - идея о возможности получения объективного полноценного научного психологического знания вне традиционной экспери-менталистской количественной парадигмы. Условием объективности, валидности, надежности результатов является согласование в подходе методологических, теоретических,
• • •
методических и рефлексивных сторон исследования. С методологической точки зрения качественное исследование акцентирует гуманитарную (Geisteswissenschaften) природу психологического знания в противовес его естественнонаучному (Natur-wissenschaften) характеру. С теоретической точки зрения в подходе согласованы научные основания качественного исследования. Во-первых, это концептуальные положения, раскрывающие герменевтическую, интерпретационную сущность качественного исследования. Во-вторых, описание и анализ возможных направлений реализации этих концептуальных положений (феноменологическое, нарративное, дискурсивное). В-третьих, обоснование соответствия процедуры и оценки результатов качественного исследования принятым стандартам научности. С методологическими и теоретическими положениями в подходе согласованы методы и методические процедуры сбора и анализа эмпирических данных. Наконец, проблема выбора исследователем «количественного» или «качественного» подхода к изучению сформулированного им предмета решается с точки зрения характера и уровня проявляемой им рефлексии собственной научной активности.
В нашей работе реализовано феноменологическое направление качественного исследования. Общим для различных вариантов феноменологического направления реализации качественного подхода является то, что предметом исследования выступает переживаемый индивидом опыт рефлексии и взаимодействия с социальным и природным миром. Целью исследования тогда становится понимание смысла переживаемого опыта. Феноменологическое исследование не ограничивается изучением отдельных случаев. Описания индивидуального опыта, полученные от разных респондентов, рассматриваются как исследовательские
Психолого-педагогические науки • • •
данные. Данные обобщаются, организуются вокруг тем, выявляемых в процессе интерпретации. Результаты исследования представляются как модели переживаемого опыта: модель структуры опыта, модель функций опыта, типологическая модель. Валидность и надежность результатов обеспечиваются согласованностью компонентов исследовательской программы, включающей критическое переосмысление теоретических представлений об изучаемом опыте, накопление эмпирического материала и его организацию и анализ, соответствующие поставленным целям.
Целью нашего исследования было описание и понимание компонентов эпистемических переживаний. При этом изучаемый феномен рассматривался нами как последовательный процесс разворачивания действа, в котором можно выделить его предпосылки, собственно переживание и его последствия. Предпосылки - это детерминанты или латентные факторы, вызывающие переживание. Собственно переживание представляет собой осознаваемый опыт, результат интерпретации и осмысления человеком условий и обстоятельств, вызвавших ту или иную эмоциональную реакцию. Последствия переживаний -это те грани опыта, которые человек готов использовать при выстраивании отношений со своим природным и социальным окружением.
Сбор данных осуществлялся методом неструктурированного интервью. Его темой были сильные, яркие, эмоциональные, ни на что не похожие переживания респондентов.
В исследовании использовалась максимально вариативная выборка, предполагающая привлечение респондентов с максимально различным опытом. Помимо индивидуальных, проводились и групповые интервью. Всего в исследовании приняли участие 35 респондентов. К собранным эмпирическим данным применялись приемы структурного анализа.
93
Результатом аналитической работы стало феноменологическое описание эпистемических переживаний. В рамках статьи мы остановимся на его наиболее существенных аспектах.
Эпистемические переживания представляют собой познавательную сторону аффективного опыта взаимодействия человека с миром. Они обеспечивают трансформацию жизненного опыта, выражающуюся в возникновении качественно новых аспектов смысловой структуры личности.
Эпистемические переживания порождаются потребностью в адаптации к новым ситуациям и событиям. Подобные переживания возникают спонтанно и непроизвольно в результате встречи внешних обстоятельств и внутренних душевных интенций. Спонтанное и непроизвольное возникновение опыта эпистемических переживаний отражает отсутствие каузальной взаимосвязи между внешним миром и внутренними процессами. Но то, что они случаются, является следствием «смыслового соответствия» внешнего и внутреннего.
Встреча с ситуациями и обстоятельствами, запускающая эпистемические переживания, может быть результатом двух разнонаправленных тенденций:
1. Готовности (движение от субъекта к объекту) - субъект осуществляет произвольный «поиск» таких ситуаций для актуализации и реализации готовности к изменениям. При этом готовность может быть как социально детерминирована (и тогда эпистемические переживания можно рассматривать как некий механизм социализации), так и глубоко экзистенциальна. Активность, исходящая от субъекта, может являться выражением его познавательного интереса, который заключается в желании открыть для себя новую грань реальности, пережить ее, узнать на уровне переживаний. Такой познава-
94
Известия ДГПУ, №2, 2010
тельный интерес может быть направлен как на сами новые ситуации, так и на самого себя. Другими словами, эпистемические переживания представляют собой открытия не только внешней реальности, но и реальности внутренней. Такой опыт способен реализовывать потребность в самопознании.
2. Внезапности (движение от объекта к субъекту) - «эпистемический заряд» несет абсолютная неготовность, неожиданность и внезапность новой ситуации (например, ситуация катастрофы или смерти близкого человека).
Вне зависимости от детерминант эпистемических переживаний, выражаются они в возникновении ярких, сильных интенсивных эмоций. Эта яркость и интенсивность сопровождаются сосредоточенностью на внутренних процессах, погруженностью в себя. Ощущается своего рода «одиночество», обособленность от других и ответственность в переживании мира. В этой связи такие переживания глубоко экзистенциальны и соответствуют истинному переживанию «здесь и сейчас». Центральный компонент эпистемических переживаний - эмоции - делает подобные переживания наиболее яркими моментами жизни, имеющими самоценность значимых событий.
Не менее важным является рефлексивный компонент эпистемических переживаний. Он имеет значение как момент ассимиляции нового опыта в уже имеющиеся структуры и может проявляться двояко: в виде непосредственной и отсроченной рефлексии. Непосредственная рефлексия выражается в инсайте, в одномоментном осознании новых, неизвестных до переживания истин. Отсроченная рефлексия представляет собой отложенное во времени осознание важности и значимости полученного опыта.
Эпистемические переживания открывают новые грани жизни, реализуя важные и глубокие внутрилично-
стные изменения. Они выводят на качественно новый уровень существования, и могут являться выражением творческого процесса, сопутствующего становлению личности. Важным следствием вышесказанного является то, что эпистемические переживания делают существенный вклад в развитие личности, являясь при этом частью данного развития. В этом смысле они имеют функцию роста и развития.
С другой стороны в эпистемических переживаниях заложена также функция интеграции, поскольку в процессе переживаний локализуется, как бы собирается воедино, весь важный с этих позиций предыдущий опыт для его существенных модификаций. Здесь готовность к изменениям актуализируется и превращается в изменения. В этой связи такие переживания имеют самоценность значимых ориентиров прошлого, дающих основания для дальнейшего развития.
Результаты данной работы ставят необходимость дальнейшего изучения различных аспектов эпистемических переживаний: более развернутого представления о его функциях (социальной идентификации, социализации и т.д.); более детального рассмотрения психологических и других коррелятов эпистемических переживаний (например, зависимость от возраста, пола, ценностносмысловой сферы и т.д.); возможности дифференциации самих эпистемических переживаний на различные виды, формулировка типологии субъекта относительно испытываемых им эпистемических переживаний по различным основаниям (например, на основании детерминант, на основании свойств переживаний: положительных либо отрицательных и т.д.).
Полученные результаты открывают также возможность их практического применения. Прежде всего практический аспект работы может быть направлен на развитие способности к полноценным эпистемиче-ским переживаниям.
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2096
Примечания
1. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. М., 1984. 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. М., 1983. С. 383. 3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 46. 4. Маслоу А. По направлению к психологии бытия: религия, ценности и пиковые переживания / под ред. Е. Рыбиной; пер. с англ. Е. Райковой. М. : ЭКМО-Пресс, 2002. 272 с. 5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М. : ИНФРА-М, 1999. С. 209-216. 6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 3. 7. Чернов А. Ю. Качественный подход в психологическом исследовании: монография. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. 340 с. 8. Чернов А. Ю. Понятие «качественный подход» в психологическом исследовании // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. № 1. С. 156-163. 9. Barnes S. A. Life is the way it is. Santa Monica, CA: Brason-Sargar, 1978. 289 p. 10. Buhler C., Allen, M. (1972). Introduction to humanistic psychology. Belmont, CA: Wadsworth, 1998. 390 p. 11. Tageson C. W. Humanistic psychology: A synthesis. Homewood, IL: Dorsey Press, 1982. 472 p.
Статья поступила в редакцию 25.05.2010 г.