Научная статья на тему 'Тип переживания и рефлексия образов я при восприятии произведений визуального искусства'

Тип переживания и рефлексия образов я при восприятии произведений визуального искусства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
874
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / ТИПЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА / EXPERIENCE / THE TYPES OF EXPERIENCES / REFLECTION / VALUE-SENSE SPHERE / THE PERCEPTION OF ART

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязева-добшинская Вера Геннадьевна, Нохрина Наталья Анатольевна

Проанализировано значение эмоциональных и рефлексивных процессов при визуальном восприятии произведений искусства. Рассматривается тип переживания как эмоциональный регулятор, дающий возможность субъектам по-разному воспринимать произведения с различающимися художественными эффектами. Представлены результаты исследования особенностей рефлексии образов Я испытуемыми при восприятии ими произведений искусства. У респондентов с разным типом переживания особенности рефлексии образов Я значимо отличаются друг от друга. Субъекты с амбиэквальным типом переживания обладают большими ресурсами для актуализации эмоциональных и рефлексивных процессов при осмыслении визуального материала по сравнению с субъектами с другими типами переживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грязева-добшинская Вера Геннадьевна, Нохрина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPE OF EXPERIENCE AND REFLECTION IMAGES IN THE PERCEPTION OF WORKS OF VISUAL ART

Analyzed the importance of emotional and reflective processes in the perception of art. We consider the type of experience as emotional control, enabling subjects in different ways to perceive and reflect on the perception of art with a variety of artistic effects. The results of studies of the reflection images I'm in the perception of art in subjects with different types of experiences. In subjects with different types of characteristics experiences reflection images I differ significantly from each other. Subjects with type ambiaqualer experiences have greater resources to update the emotional and reflexive processes in the perception and understanding of the visual material as compared with subjects with other types of experiences.

Текст научной работы на тему «Тип переживания и рефлексия образов я при восприятии произведений визуального искусства»

УДК 159.9.07+159.95 ББК 88.4

ТИП ПЕРЕЖИВАНИЯ И РЕФЛЕКСИЯ ОБРАЗОВ Я ПРИ ВОСПРИЯТИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В.Г. Грязева-Добшинская, Н.А. Нохрина

Проанализировано значение эмоциональных и рефлексивных процессов при визуальном восприятии произведений искусства. Рассматривается тип переживания как эмоциональный регулятор, дающий возможность субъектам по-разному воспринимать произведения с различающимися художественными эффектами. Представлены результаты исследования особенностей рефлексии образов Я испытуемыми при восприятии ими произведений искусства. У респондентов с разным типом переживания особенности рефлексии образов Я значимо отличаются друг от друга. Субъекты с амбиэквальным типом переживания обладают большими ресурсами для актуализации эмоциональных и рефлексивных процессов при осмыслении визуального материала по сравнению с субъектами с другими типами переживания.

Ключевые слова: переживание, типы переживания, рефлексия, ценностно-смысловая сфера, восприятие произведений искусства.

В современной психологии одним из направлений теоретических и прикладных исследований является изучение особенностей восприятия произведений искусства, которые традиционно связываются со способностью личности к переживанию. Искусство содержит в себе потенциал человеческого опыта, смыслов, ценностей, восприятие и понимание которых может приводить к актуализации внутренних ресурсов личности, что является одним из условий личностного развития человека.

Переживание не обособлено от других психических процессов. Одним из них является рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, в основе которого происходит переосмысление самого себя и продуктов собственной психической активности. Благодаря рефлексии в процессе жизнедеятельности субъекта происходит означивание и принятие ценностей, мотивов и смыслов. Через переживание и рефлексию этих переживаний человек изменяет и преобразует свой внутренний мир, упорядочивает смысловые образования как границы внутреннего мира (Леонтьев, 2000; Петренко, 1997). При восприятии произведений искусства субъект с помощью процессов переживания и рефлексии актуализирует собственные ценности и смыслы. Искусство дает человеку возможность проживания различных чувств, но помимо самого чувства необходим еще и акт его преодоления, его разрешения, что и помогает осуществить рефлексия (Леон-

тьев, 2000; Рубинштейн, 2003; Грязева-Добшинская, 2002).

Переживание и рефлексия при восприятии субъектом произведений искусства

Переживание личности - один из важнейших психических процессов, благодаря которому человек приобретает субъектность, соотнося себя с миром, присутствуя и действуя в нем (Рубинштейн, 2003). Наибольшую значимость переживание приобретает в критические периоды жизни человека, когда весь «психологический мир человека» преобразовывается и переосмысливается (Василюк, 1987). В такие моменты человек использует различные ресурсы, позволяющие ему пережить критическую ситуацию, среди которых искусство выступает одним из самых важных. Л.С. Выготский утверждает, что человек обращается к искусству именно в критических точках своего жизненного пути. Искусство помогает субъекту творчески преодолеть чувство, неосуществленное в своей жизни, но приобретенное через искусство, и преобразовать это чувство в важный внутренний опыт человека (Выготский, 1986).

В процессе художественного переживания происходит соотнесение личного смыслового опыта реципиента со смысловым опытом художника, воплощенном в произведении. Если взаимодействие смыслов было успешным и личный опыт реципиента был трансформирован, это может завершиться эффек-

том катарсиса - эмоции преобразуются, очищаются. Этот процесс отражает глубокую внутреннюю перестройку смыслов. Воздействие искусства, основанное на механизме катарсиса, проводит воспринимающего через эмоциональное переживание. Достижение предельного переживания приводит к завершающей гармонизации, сопровождающейся воодушевлением, просветленностью, эстетическим наслаждением.

Художественное произведение, как подчеркивает Л.С. Выготский, по-разному действует на людей, и направление этого воздействия зависит от вариативности переживаний, испытываемых человеком при просмотре произведений искусства, а также дальнейшими процессами осознавания, запускаемыми переживанием (Выготский, 1986).

Исследования А.Н. Леонтьева касаются вопроса рационализации и рефлексии субъектом переживаний, рефлексия при этом рассматривается как активный процесс, как творческий продуктивный акт, направляемый субъектом для решения человеком задачи на смысл. Он подчеркивает, что обретение личностью смысла драматично, а роль искусства в этом процессе - провоцировать личность в ее переживаниях и в рефлексии этих переживаний (Леонтьев, 1983).

Искусство воздействует на личность, по мнению А.А. Леонтьева, если человек овладел специфической деятельностью общения с искусством, для чего необходима личностносмысловая включенность в акт «творения переживания» и его осмысления (Леонтьев, 1997). Его исследования были продолжены Д.А. Леонтьевым, который утверждал, что при восприятии произведений искусства происходит актуализация процесса поиска смысла, его усвоение помогает осуществить сопричастность и включенность зрителя в понимание произведения искусства (Леонтьев, 2000).

Одной из важных проблем, связанных с изучением художественных воздействий произведений, по мнению В.Ф. Петренко, является проблема соотношения эмоциональных воздействий (эффектов изменения эмоциональных состояний) и смысловых воздействий, другими словами, соотношение аффективных и когнитивных процессов при восприятии произведений искусства (Петренко, 1997).

В концепции В.Г. Грязевой-Добшинской психологическое исследование будет адекватным своему объекту в том случае, если дифференцирует эмоциональную и рацио-

нальную форму смысла, процессы переживания, рефлексию смыслов (Грязева-Добшин-ская, 2002). Понимание произведений на уровне смыслов опосредовано способностью субъектов осуществлять смысловую коммуникацию, т. е. решать обнаруженную задачу на смысл, а для этого необходима совокупная работа процессов переживания и рефлексии.

В проведенном В.Г. Грязевой-Добшин-ской исследовании изучалось влияние авторских произведений киноискусства на людей, воспринимающих эти произведения. Интеллектуально-творческие возможности воспринимающих, в том числе тип переживания, обусловливают влияние символических произведений постмодернизма. Было установлено, что некоторые персонологические эффекты влияния художественных кинофильмов (рефлексия усиления активности субъектно-сти, усложнение пространства внутренних образов, усложнение взаимодействия субъекта с миром) связаны с определенными типами переживания (Грязева-Добшинская, 2006).

Тип переживания выступает своеобразным эмоциональным регулятором, дающим возможность субъектам по-разному воспринимать и рефлексировать произведения с разнообразными художественными эффектами.

Цель, методики и гипотеза исследования

Целью данного исследования выступает изучение особенностей рефлексии образов Я при восприятии произведений искусства у респондентов с разным типом переживания.

Этапы эксперимента

На первом этапе проводилась комплектация художественных фотографий для предъявления испытуемым. Стимульный визуальный материал был представлен фотографиями двух видов: 1) художественные фотографии, выполненные профессиональными фотографами, тип переживания которых исследователю неизвестен; 2) авторские фотографии начинающих фотографов и фотографов-профессионалов, тип переживания которых известен исследователю.

На втором этапе проводилась диагностика личностных особенностей испытуемых. Тип переживания воспринимающих субъектов определялся на основании результатов их диагностики по тесту Роршаха. Были сформированы 4 подгруппы испытуемых. В 1-й группе численностью 48 человек были представ-

лены испытуемые с коартивным (суженным адаптивным) типом переживания. Во 2-й группе (47 человек) - лица с экстратензивным (активно-адаптивным) типом переживания, в 3-й группе - лица с интроверсивным (активно-неадаптивным) типом переживания (45 человек), в 4-й группе - лица с амбиэквальным (творческим адаптивно-неадаптивным) типом переживания (48 человек). Всего выборка исследования составила 188 человек.

На заключительном этапе исследования испытуемым предлагалось из представленных фотографий выбрать три наиболее понравившиеся и написать рассказ-впечатление по фотографиям. В рассказах людей, воспринимающих фотографии, оценивались характеристики образов-визуализаций Я. Оценка проводилась по показателям параметрической системы анализа «Психологическая топология личности» (Грязева-Добшинская, 2008). Было проанализировано 413 рассказов.

Методики исследования

1. Тест Роршаха для определения типа переживания субъекта. В рамках психодинамического подхода разработана классификация типов переживания Г. Роршаха. «Тип переживания» определяется на основании соотношения между введенными Г. Роршахом понятиями «интроверсии» и «экстратензии». Главное отличие интроверсивности от экстратензивно-сти заключается в большей зависимости личности от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений. Люди с выраженной интроверсией обладают интеллектуальной активностью и инициативой, стабилизированной аффективностью, с малым кругом общения, но интенсивными контактами, хорошо разбираются в себе, способны к рефлексии, творчеству. Личность с выраженной экстратензией, по мнению Г. Роршаха, высокочувствительна к своему окружению, характеризуется репродуктивным типом интеллекта, лабильной аффективностью, хорошей приспособляемостью к своей среде, эмоциональна, восприимчива, спонтанна в контактах (Белый, 1992).

Различные сочетания установок интроверсии и экстратензии задают четыре типа переживаний: экстратензивный, интроверсивный, амбиэквальный и коартивный (Белый, 1992; Рауш де Траубенберг, 2005). Индивиды с экстратензивным типом переживания характеризуются высоким уровнем экстратензии, низким уровнем интроверсии. Индивиды с интроверсивным типом переживания характеризуются

высоким уровнем интроверсии, низким уровнем экстратензии. У индивидов с амбиэквальным, или расширенным типом переживания присутствуют как экстратензивные, так и ин-троверсивные тенденции. Коартивный или суженный тип переживания (низкий уровень интроверсии и экстратензии) характеризуется бедностью воображения, недостаточным развитием способностей, стереотипностью деятельности (Рауш де Траубенберг, 2005).

2. Психологическая топология личности - анализ рассказов испытуемых с помощью параметрической системы «Психологическая топология личности», разработанной В.Г. Грязевой-Добшинской в качестве технологии исследования эффектов личной динамики (Грязева-Добшинская, 2008). Использование этой системы позволяет оценивать качественные и количественные показатели индивидуальных образов Я. Качественные показатели образов-визуализаций Я оцениваются по их тематическому содержанию, представленному 12 параметрами «Психологической типологии личности». Первая группа параметров (с 1-го по 4-й) фиксирует оценку субъектом своих состояний, дифференцирует эффекты катарсиса и антикатарсиса, например, 3-м параметром является показатель рефлексии психоэмоционального состояния субъекта «радость/страдание». Вторая группа параметров (с 5-го по 8-й) фиксирует отражение субъектом потенциала взаимодействия с миром (сила, активность), например, 5-й параметр отражает рефлексию предельных состояний психической активности «жизнь/ смерть». Третья группа параметров (с 9-го по 12-й) фиксирует избирательность субъектом взаимодействия с миром (например, 11-м параметром являются особенности отражения субъектом качества структурирования пространства «физическое пространство объектов/психологическое пространство значений»). Например, образ-визуализация «Грусть, настолько большая грусть, аж до глубины сердца. Печаль в глазах неимоверная. Эта бабушка потеряла кого-то или у нее настолько плохая жизнь, что ей так больно в сердце и душе. Еще немного и она заплачет, а я вместе с ней» по качественному показателю относится к третьему параметру - рефлексии эмоциональных переживаний субъекта.

Каждый параметр является биполярным и имеет общую формальную организацию -векторы в системе прямоугольных координат, что позволяет оценить количественные по-

казатели рефлексируемых образов Я. Например, третий параметр представлен двумя ортогонально ориентированными векторами (рис. 1) «Радость» и «Страдание», оценка по которым осуществляется по 4-пунктовой шкале, причем пункты по одному вектору имеют знак « + », а по другому « - », и соответствующую им вербальную характеристику. Так, по вектору «Радость» значению «+1» соответствует вербальная оценка «умиротворение»; «+2» - «легкая веселость, безмятежность»; «+3» - «радость, надежда»; «+4» -«экстаз, восторг, полная уверенность в успехе». Аналогично, по вектору «Страдание» значению «- 1» соответствует «безразличие»; «- 2» - «уныние, тоска»; «- 3» - «горе, печаль»; «- 4» - «отчаяние, полная безысходность». Оценка эффекта восприятия образа происходит на основе соотнесения итоговых значений представленных векторов, на «пересечении» которых определяются четыре макрозоны, фиксирующие характер одновременного сочетания значений по каждому фактору. В том случае, если наблюдается одновременное сочетание максимальных либо минимальных значений по каждому фактору, определяется «макрозона параметрических минимумов» (либо максимумов, соответственно), которым на графике такого рода декартовой прямоугольной системы координат соответствуют I и IV координатные квадранты. Если же наблюдается сочетание минимальных значений по одному фактору с максимальными -по другому, то определяется «макрозона доминирования положительного (либо, соответственно, отрицательного) полюса» факторной структуры, которым на графике ортогональной системы соответствуют II и III координатные квадранты. Такое построение системы координат направлено на выявление катастрофических или гармоничных аспектов образов Я, возникших у перципиентов.

Прямоугольная система координат позволяет фиксировать образы Я, попадающие в секторы максимального и минимального проявления показателей обоих векторов параметров или секторы преобладания показателей одного из векторов параметров. Так, например, если рассматриваемый образ-визуализация получит оценку: «+1»; «-3» и будет отнесен к третьей макрозоне с доминированием отрицательного полюса вектора (см. рис. 1).

Гипотеза исследования: особенности рефлексии образов Я при восприятии визуального материала у респондентов с разным типом переживания значимо отличаются друг от друга.

Результаты исследования

1. Результаты исследования соотношения характеристик образов Я в рассказах респондентов с разными типами переживания.

Ниже представлены результаты анализа результатов, полученных в совокупном восприятии всего визуального материала, отобранного для исследования (табл. 1).

При анализе результатов исследования выявляются различия в распределении характеристик образов Я во всех макрозонах с доминированием различных полюсов у респондентов с разным типом переживания (Х2=22,657, р<0,01).

У респондентов с амбиэквальным типом переживания выявляется преобладание образов Я во всех макрозонах (рис. 2).

Радость

+4

+3

+2

+1

2 макрозона 4 макрозона

1 макрозона 3 макрозона

-1

-2

-3

Страдание

Рис. 1. Макрозоны параметра «Рефлексия эмоциональных переживаний субъекта»: 1 макрозона - макрозона параметрических минимумов; 2 макрозона - макрозона доминирования положительного полюса; 3 макрозона -макрозона доминирования отрицательного полюса; 4 макрозона - макрозона параметрических максимумов

Положительный

+4

+3

+2

+1

і к полюс

2 макрозона 4 макрозона

209 образов 62 образа

1 макрозона 3 макрозона

293 образа 114 образов —►

Отрицательный

полюс

Рис. 2. Количество образов Я у респондентов с амбиэквальным типом переживания во всех макрозонах:

1 макрозона - макрозона параметрических минимумов;

2 макрозона - макрозона доминирования положительного полюса; 3 макрозона - макрозона доминирования отрицательного полюса; 4 макрозона - макрозона параметрических максимумов

В частности, в макрозоне параметрических минимумов у респондентов с амбиэк-вальным типом переживания можно выделить доминирование образов Я по двум параметрам: рефлексия предельных состояний психической активности и рефлексия субъектом качества структурирования времени (табл. 2).

В макрозоне с доминированием положительного полюса у респондентов с амбиэк-вальным типом переживания выявляется (табл. 3) преобладание образов Я по параметрам: рефлексия эмоциональных переживаний субъекта (вербальная оценка «уверенность в успехе»), рефлексия устремленности субъекта к объектам (вербальная оценка «сильный интерес к объекту»), рефлексия субъектом качества структурирования пространства

(вербальная оценка «пространство со сложной организацией»).

В макрозоне доминирования отрицательного полюса у респондентов с амбиэквальным типом переживания выявляется (табл. 4) преобладание образов Я по параметрам: рефлексия психофизического состояния субъекта (вербальная оценка «внутренний холод»), рефлексия эмоциональных переживаний субъекта (вербальная оценка «отчаяние, безысходность»).

В макрозоне параметрических максимумов также выявляется (табл. 5) доминирование образов Я респондентов с амбиэквальным типом переживания по параметру рефлексия предельных состояний психической активности (вербальная оценка «чрезвычайная интенсивность проживания» и «интенсивное переживание смерти»).

Таблица 1

Частотная встречаемость характеристик образов Я в рассказах респондентов с разным типом переживания

Особенности характеристик образов Я Типы переживания воспринимающих субъектов х2

Коартивный Экстратен- зивный Интровер- сивный Амбиэк- вальный

Образы Я в 1 макрозоне 168 233 187 293 Х2=42,183, р<0,01 Х2=22,657, р<0,01

Образы Я во 2 макрозоне 146 174 116 209 Х2=29,288, р<0,01

Образы Я в 3 макрозоне 51 61 39 114 Х2=49,55, р<0,01

Образы Я в 4 макрозоне 18 38 27 62 Х2=29,923, р<0,01

Условные обозначения: 1 макрозона - макрозона параметрических минимумов; 2 макрозона - макрозона доминирования положительного полюса; 3 макрозона - макрозона доминирования отрицательного полюса; 4 макрозона - макрозона параметрических максимумов.

Таблица 2

Частотная встречаемость характеристик образов Я в рассказах респондентов с разным типом переживания в макрозоне параметрических минимумов

Параметры оценки образов Я Типы переживания воспринимающих субъектов

Коартивный Интровер- сивный Экстратен- зивный Амбиэкваль- ный х2

5 параметр - рефлексия предельных состояний психической активности 16 20 10 31 12,125, р<0,01

11 параметр - рефлексия субъектом качества структурирования пространства 7 8 21 18 11,038 р <0,05

12 параметр - рефлексия субъектом качества структурирования времени 5 7 8 22 17,238 р <0,01

Таблица 3

Частотная встречаемость характеристик образов Я в рассказах респондентов с разным типом переживания в макрозоне доминирования положительного полюса

Параметры оценки образов Я Типы переживания воспринимающих субъектов

Коартивный Интровер- сивный Экстра- тензивный Амбиэкваль- ный х2

3 параметр - рефлексия эмоциональных переживаний субъекта 32 17 29 54 21,637 р<0,01

6 параметр - рефлексия устремленности субъекта к объектам 10 7 21 26 15,126 р<0,05

9 параметр - рефлексия избирательной направленности взаимодействия субъекта с объектами различных потенциалов 17 1 11 13 13,238 р<0,01

11 параметр - рефлексия субъектом качества структурирования пространства 8 8 5 21 14,571 р<0,01

Таблица 4

Частотная встречаемость характеристик образов Я в рассказах респондентов с разным типом переживания в макрозоне доминирования отрицательного полюса

Параметры оценки образов Я Типы переживания воспринимающих субъектов

Коартивный Интровер- сивный Экстра- тензивный Амбиэкваль- ный х2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 параметр - рефлексия психофизического состояния субъекта 6 6 1 18 20,225 р<0,01

3 параметр - рефлексия эмоциональных переживаний субъекта 9 6 11 32 20,035 р<0,01

Таблица 5

Частотная встречаемость характеристик образов Я в рассказах респондентов с разным типом переживания в макрозоне параметрических максимумов

Параметры оценки образов Я Типы переживания воспринимающих субъектов

Коартивный тип переживания Интроверсив-ный тип переживания Экстратензив-ный тип переживания Амбиэкваль-ный тип переживания х2

5 параметр - рефлексия предельных состояний психической активности 1 2 7 11 12,331 р<0,01

Таким образом, у респондентов с амбиэк-вальным типом переживания выявляется, с одной стороны, высокая степень эмоциональности (способность к переживанию эмоций любой модальности) и, с другой стороны, широкие возможности рефлексии визуального материала любого диапазона эмоциональности, что отличает их от респондентов других типов переживания и проявляется в преобладании образов Я во всех рассматриваемых макрозонах.

Меньшее количество образов Я во всех макрозонах наблюдается у респондентов с экстратензивным типом переживания по сравнению с субъектами с амбиэквальным типом переживания. В частности, в макрозоне параметрических минимумов можно выявить (см. табл. 2) преобладание образов Я у респондентов с экстратензивным типом переживания при рефлексии субъектом качества структурирования пространства (вербальная оценка «действие субъекта в пустоте»). В

макрозоне с доминированием положительного полюса выявляется (см. табл. 3) преобладание образов Я по параметру рефлексии устремленности субъекта к объектам (вербальная оценка «сильный интерес к объекту»). В образах Я респондентов с экстратензивным типом переживания отражается разнообразие эмоциональных переживаний, испытуемые эмоционально реагируют на визуальный материал.

Наименьшее количество характеристик образов Я в макрозонах с доминированием разных полюсов представлено у респондентов с коартивным и интроверсивным типом переживания. У респондентов с интроверсивным типом переживания во всех рассматриваемых макрозонах не выявляется преобладание образов Я по рассматриваемым параметрам. Можно сделать вывод, что у респондентов с интроверсивным типом переживания при наличии достаточных внутренних ресурсов осознавания и возможностей осмысления произведений искусства внешняя стимуляция в виде визуального материала является недостаточной для актуализации процессов переживания и рефлексии.

У респондентов с коартивным типом переживания в макрозоне с доминированием положительного полюса выявляется (см. табл. 3) преобладание образов Я по параметру рефлексии избирательной направленности взаи-

модействия субъекта с объектами различных потенциалов (вербальная оценка «мощная активность природных стихий»).

Таким образом, согласно полученным результатам, существуют различия в рефлексии образов Я в рассказах у респондентов с разным типом переживания при восприятии визуального материала.

2. Результаты исследования соотношения характеристик образов Я в рассказах респондентов с разным типом переживания (попарное сравнение).

Анализ соотношения характеристик образов Я позволяет выявить максимальное сопряжение анализируемых параметров у респондентов с разным типом переживания (табл. 6).

Наибольшие различия в рефлексируемых образах Я выявляются у респондентов с коартивным и амбиэквальным типом переживания (х2=12,255, р<0,01). При сопоставлении выявляемых образов Я во всех четырех макрозонах можно отметить существенное преобладание образов Я у респондентов с амбиэквальным типом переживания практически по всем рассматриваемым параметрам. У респондентов с коартивным типом переживания можно лишь отметить преобладание образов Я по параметру рефлексии избирательной направленности взаимодействия субъекта с объектами различных потенциалов в макрозоне домини-

Таблица 6

Частотная встречаемость характеристик образов Я в рассказах респондентов с разным типом переживания (попарное сравнение)

Особенности характеристик образов Я Типы переживания субъектов

Коартивный и интроверсивный тип переживания Коартивный и амбиэквальный тип переживания Экстратензивный, амбиэквальный тип переживания Интроверсивный и амбиэквальный тип переживания

168 168 233 187

Образы Я в 1 макрозоне 187 293 293 293

146 146 116

Образы Я во 2 макрозоне 116 209 174 209

209

51 51 39

Образы Я в 3 макрозоне 39 114 61 114

114

18 18 27

Образы Я в 4 макрозоне 27 62 38 62

62

х2 Х2=7,592, Х2=12,255, Х2=7,02, Х2=10,247,

х р н.з. р<0,01 р н.з. р<0,05

Условные обозначения: 1 макрозона - макрозона параметрических минимумов; 2 макрозона - макрозона доминирования положительного полюса; 3 макрозона - макрозона доминирования отрицательного полюса; 4 макрозона - макрозона параметрических максимумов.

рования положительного полюса. Можно предположить, что у респондентов с коартив-ным типом переживания происходит блокировка эмоционального выражения и затрудненность рефлексивных процессов, что дает им меньше возможностей в переживании и рефлексии визуального материала по сравнению с субъектами с амбиэквальным типом переживания.

Также выявляются различия в количестве образов у респондентов с интроверсивным и амбиэквальным типом переживания (х2=10,247, р<0,05). При сопоставлении выявляемых образов Я в четырех макрозонах у респондентов с интроверсивным и амбиэквальным типом переживания, можно отметить преобладание образов Я у респондентов с амбиэквальным типом переживания по всем рассматриваемым параметрам. Индивиды с интроверсивным типом переживания склонны отстраняться от реальности, способны к рефлексии, но им не свойственна эмоциональность и выражение аффективных реакций, которые могут проявлять субъекты с амбиэквальным типом переживания, что проявляется при восприятии визуального материала.

Таким образом, по результатам исследования особенности рефлексии образов Я при восприятии визуального материала у респондентов с разным типом переживания значимо отличаются друг от друга. Наибольшее количество образов Я во всех четырех макрозонах выявляется у респондентов с экстратензив-ным и амбиэквальным типом переживания, что значимо чаще, чем у респондентов с коар-тивным и интроверсивным типом переживания. Экстратензивный и амбиэквальный типы переживания дают субъектам большие возможности в переживании и рефлексии своих переживаний, вызванных фотографическим материалом с символическим и проективным характером. При этом субъекты с амбиэквальным типом переживания обладают большими ресурсами для актуализации эмоциональных и рефлексивных процессов при восприятии и осмыслении визуального материала по сравнению с субъектами других типов переживания.

Выводы

1. Искусство дает человеку возможность пережить целый спектр эмоций, но помимо самого чувства необходим еще и акт преодоления этого чувства, его разрешения, что и помогает осуществить рефлексия. Особую

значимость в современных условиях приобретает изучение условий включенности аудитории в процесс постижения визуального искусства.

2. Особенности рефлексии образов Я при восприятии визуального материала у респондентов с разным типом переживания значимо отличаются друг от друга.

3. Тип переживания определяет интенсивность рефлексивных процессов при восприятии визуального материала. Наибольшее количество образов Я выявляется у респондентов с экстратензивным и амбиэквальным типом переживания, что значимо чаще, чем у респондентов с коартивным и интроверсивным типом переживания.

4. Полученные результаты позволяют дифференцировать терапевтическую работу с клиентами, выбирать методы, которые будут максимально способствовать раскрытию внутреннего потенциала клиента и преобразованию его ценностно-смысловой сферы.

Литература

1. Белый, Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория /Б.И. Белый. - СПб.: Дорваль, 1992. - 200 с.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 1986. - 326 с.

4. Грязева-Добшинская, В.Г. Психологи-

ческая топология личности. Технология экспериментального исследования личностной динамики в группе: учебное пособие /

В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 142 с.

5. Грязева-Добшинская, В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы / В.Г. Грязева-Добшинская. - М.: Академический проект, 2002. - 402с.

6. Грязева-Добшинская, В.Г. Феномены субъектности в современном искусстве /

В.Г. Грязева-Добшинская // Вопросы психологии. - 2006. - №1. -С. 93-104.

7. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.

8. Леонтьев, А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. - М: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 232239.

9. Леонтьев, Д.А. Личность в психологии искусства /Д.А. Леонтьев // Творчество в искусстве, искусство творчества. - М.: Смысл, 2000. - С. 69-80.

10. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - М: Изд-во МГУ, 1997. - 400 с.

11. Рауш де Траубенберг, Н.К. Тест Роршаха: практическое руководство / Н.К. Рауш де Траубенберг. - М.: Когито-Центр, 2005. -255 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир /

С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. -512 с.

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Общая психология», Южно-Уральский государственный университет, г.Челябинск: 8 (351)2679435, vdobshinya@mail.ru

Нохрина Наталья Анатольевна, преподаватель кафедры общей психологии ЮжноУральского государственного университета; аспирант; natana7@mail.ru

Bulletin of the South Ural State University

Series “Psychology” ______________2013, vol. 6, no. 4, pp. 15-23

TYPE OF EXPERIENCE AND REFLECTION IMAGES IN THE PERCEPTION OF WORKS OF VISUAL ART

V. G. Gryazeva-Dobshinskaya, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, vdobshinya@mail. ru

N.A. Nokhrina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, natana7@mail.ru

Analyzed the importance of emotional and reflective processes in the perception of art. We consider the type of experience as emotional control, enabling subjects in different ways to perceive and reflect on the perception of art with a variety of artistic effects. The results of studies of the reflection images I'm in the perception of art in subjects with different types of experiences. In subjects with different types of characteristics experiences reflection images I differ significantly from each other. Subjects with type ambiaqualer experiences have greater resources to update the emotional and reflexive processes in the perception and understanding of the visual material as compared with subjects with other types of experiences.

Keywords: experience, the types of experiences, reflection, value-sense sphere, the perception of art.

Поступила в редакцию 3 сентября 2013 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.