Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МОТИВАЦИИ'

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая готовность / внутренняя мотивация / внешняя положительная и отрицательная мотивация / компоненты мотивации профессиональной деятельности / мотивационно-рефлексивный комплекс / готовность студента-выпускника к профессиональной деятельности / psychological readiness / internal motivation / external positive and negative motivation / components of motivation of professional activity / motivational-reflexive complex / readiness of a graduate student for professional activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усольцева Виктория Владимировна, Втюрина Ольга Сергеевна, Дейчман Юрий Николаевич

Представлено описание характеристик рефлексивного поведения студентов-психологов с разными типами мотивационного комплекса, характеризующего готовность к профессиональной деятельности. Структура психологической готовности содержит мотивационный, когнитивный, операциональный и эмоциональный компоненты, из которых наиболее значимым для формирования положительного отношения к профессии, как правило, является мотивационный. Основной целью исследования стало изучение отличительных характеристик в эмоционально положительном / отрицательном и активном / пассивном отношении к профессии у студентов с разными мотивационными комплексами. Выборку исследования составили 133 студента выпускного курса психологических специальностей факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Определены группы студентов с выраженной внутренней мотивацией, внешней мотивацией положительной и отрицательной направленности, также выявлены типы мотивационных комплексов, каждый из которых представляет собой сочетание данных видов мотивации, выраженных в разной степени. В соответствии с целью исследования выявлено, что испытуемые с преобладанием внешней мотивации (при промежуточном и неблагоприятном мотивационном комплексе) имеют схожие показатели эмоционального отношения к профессии и активной позиции в ее освоении. В практической части исследования использован метод тестирования. Результаты исследования позволили определить основные характеристики студентов-психологов в процессе формирования их психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Использование методов математической статистики позволило определить различия как в мотивационных комплексах, так и в отношении студентов к будущей профессии. Полученные результаты помогают обозначить основные направления дальнейшего исследования проблемы формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в современных условиях образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усольцева Виктория Владимировна, Втюрина Ольга Сергеевна, Дейчман Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE ATTITUDE TO THE PROFESSION OF STUDENTS STUDYING IN A PSYCHOLOGICAL SPECIALTY WITH DIFFERENT TYPES OF MOTIVATION

The article contains a description of the characteristics of reflexive behavior of psychology students with different motivational complex describing readiness for professional activity. The structure of psychological readiness contains motivational, cognitive, operational and emotional components, the greatest value of which for the formation of a positive attitude to the profession is usually allocated motivational. The main purpose of the study was to study the distinctive characteristics in the emotionally positive / negative and active / passive attitude to the profession of students with different motivational complexes. The study sample consisted of 133 graduate students of psychological specialties of the Faculty of Psychology and Pedagogy of Omsk State Pedagogical University. The groups of students with pronounced internal motivation, external motivation of positive and negative orientation are determined, the motivational complexes of students are also determined as a combination of these motives in varying degrees of their severity. In accordance with the purpose of the study, it was revealed that subjects with a predominance of external motivation (with an intermediate and unfavorable motivational complex) have similar indicators of emotional attitude to the profession and an active position in its acquisition. In the practical part of the study, the testing method was used. The results of the study allowed us to determine the main characteristics of psychology students in the process of forming their psychological readiness for professional activity in the process of studying at a university. The use of mathematical statistics methods made it possible to identify differences both in motivational complexes and in the attitude of students to their future profession. The results help to identify the main directions of further research within the framework of the problem of formation of psychological readiness of psychology students for professional activity in modern conditions of the educational process.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МОТИВАЦИИ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 3. С. 48-57. 159.9.072.43

DOI: 10.24147/2410-6364.2023.3.48-57

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МОТИВАЦИИ

В. В. Усольцева, О. С. Втюрина, Ю. Н. Дейчман

Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия)

Представлено описание характеристик рефлексивного поведения студентов-психологов с разными типами мотивационного комплекса, характеризующего готовность к профессиональной деятельности. Структура психологической готовности содержит мотивационный, когнитивный, операциональный и эмоциональный компоненты, из которых наиболее значимым для формирования положительного отношения к профессии, как правило, является мотивационный. Основной целью исследования стало изучение отличительных характеристик в эмоционально положительном / отрицательном и активном / пассивном отношении к профессии у студентов с разными мотивационными комплексами. Выборку исследования составили 133 студента выпускного курса психологических специальностей факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Определены группы студентов с выраженной внутренней мотивацией, внешней мотивацией положительной и отрицательной направленности, также выявлены типы мотивационных комплексов, каждый из которых представляет собой сочетание данных видов мотивации, выраженных в разной степени. В соответствии с целью исследования выявлено, что испытуемые с преобладанием внешней мотивации (при промежуточном и неблагоприятном мотивационном комплексе) имеют схожие показатели эмоционального отношения к профессии и активной позиции в ее освоении. В практической части исследования использован метод тестирования. Результаты исследования позволили определить основные характеристики студентов-психологов в процессе формирования их психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Использование методов математической статистики позволило определить различия как в мотива-ционных комплексах, так и в отношении студентов к будущей профессии. Полученные результаты помогают обозначить основные направления дальнейшего исследования проблемы формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в современных условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: психологическая готовность; внутренняя мотивация; внешняя положительная и отрицательная мотивация; компоненты мотивации профессиональной деятельности; мотивационно-рефлексивный комплекс; готовность студента-выпускника к профессиональной деятельности.

REFLEXIVE ATTITUDE TO THE PROFESSION OF STUDENTS STUDYING IN A PSYCHOLOGICAL SPECIALTY WITH DIFFERENT TYPES OF MOTIVATION

V. V. Usoltseva, O. S. Vtyurina, Yu. N. Deichman

Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)

The article contains a description of the characteristics of reflexive behavior of psychology students with different motivational complex describing readiness for professional activity. The structure of psychological readiness contains motivational, cognitive, operational and emotional components, the greatest value of which for the formation of a positive attitude to the profession is usually allocated motivational. The main purpose of the study was to study the distinctive characteristics in the emotionally positive / negative and active / passive attitude to the profession of students with different motivational complexes. The study sample consisted of 133 graduate students of psychological specialties of the Faculty of Psychology and Pedagogy of Omsk State Pedagogical University. The groups of students with pronounced internal motivation, external motivation of positive and negative orientation are determined, the motivational complexes of students are also determined as a combination of these motives in varying degrees of their severity. In accordance with the purpose of the study, it was revealed that subjects with a predominance of external motivation (with an intermediate and unfavorable motivational complex) have similar indicators of emotional attitude to the profession and an active

© Усольцева В. В., Втюрина О. С., Дейчман Ю. Н., 2023

position in its acquisition. In the practical part of the study, the testing method was used. The results of the study allowed us to determine the main characteristics of psychology students in the process of forming their psychological readiness for professional activity in the process of studying at a university. The use of mathematical statistics methods made it possible to identify differences both in motivational complexes and in the attitude of students to their future profession. The results help to identify the main directions of further research within the framework of the problem of formation of psychological readiness of psychology students for professional activity in modern conditions of the educational process.

Keywords: psychological readiness; internal motivation; external positive and negative motivation; components of motivation of professional activity; motivational-reflexive complex; readiness of a graduate student for professional activity.

1. Введение

Мониторинг психологической готовности студентов к профессиональной деятельности занимает важное место в исследованиях сферы высшего профессионального образования. На основании их анализа можно говорить о выделении разными авторами самостоятельных компонентов в структуре психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Описание отдельных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности не раскрывает механизмов их взаимодействия, что, в свою очередь, не позволяет определить значимость их формирования в процессе обучения в вузе. Готовность к будущей профессиональной деятельности зависит от рефлексивного отношения к профессии студентов-психологов с разными типами мотивации. В ситуации быстро меняющихся условий профессиональной деятельности, когда выпускник вуза сталкивается с качественно новыми профессиональными функциями и инструментами, основой его адаптации становятся такие компоненты психологической готовности, как мотивация и рефлексивность личности. Психологическая готовность многими авторами (в частности такими, как Д. А. Водопьянов, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, И. А. Кучерявенко, Л. В. Лежнина, Л. М. Попов, И. А. Сладкова, Ю. М. Тихомирова, В. В. Усольцева) рассматривается как взаимодействие мотивационного, когнитивного, операционального и эмоционального компонентов. С точки зрения формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности наиболее значимыми составляющими являются моти-вационный и деятельностный компоненты во взаимодействии мотивов выбора данной профессии и навыков рефлексии как специально сформированного профессионального качества. Поэтому основной целью данной работы

является изучение рефлексивного отношения к профессии студентов-психологов с разными типами мотивационного комплекса.

2. Теоретический обзор

На данный момент существует достаточно большое количество работ, где понятие «психологическая готовность к труду» рассматривается с разных позиций:

- Согласно энциклопедическому словарю, данный феномен трактуется как один из элементов общей готовности к действию, определяемый психологическими факторами [1, с. 489].

- В работах И. А. Кучерявенко представлена следующая дефиниция: «...особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение» [2, с. 61]. Психологическая готовность человека к профессиональной деятельности начинается с наличия у него осознанной потребности, которая ведет к постановке целей его деятельности.

- По мнению Е. П. Ильина, психологическая готовность - это функциональное состояние, характеризующееся сохранением работоспособности, высокой скоростью врабатывае-мости и восстановлением сил, конструктивностью, устойчивым оптимальным состоянием, а также единством, динамичностью и синхронностью работы всех частей систем [3].

- Психологическая готовность также трактуется как сложное личностное новообразование, возникающее и существующее при помощи взаимодействия мотивационного, эмоционально-волевого, ориентировочно-мобилизационного, познавательно-оценочного, операционно-деятельного и интеллектуальных компонентов. Данные компоненты раскрывают профессионально значимые мотивы, особенности переживания деятельности, саморегуляции в процессе ее осуществления, а также знания, умения и навыки, необходимые для ее реализации [4-6]. Насколько развиты данные

компоненты, настолько развита и психологическая готовность личности к деятельности.

- Согласно О. Б. Дмитриевой, психологическая готовность - устойчивая характеристика личности, являющаяся предпосылкой для эффективной целенаправленной деятельности. Предложенная данным исследователем теоретическая модель развития психологической готовности к профессиональной деятельности «включает следующие структурные компоненты: а) мотивационный (потребность успешно решать профессиональные задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны и т. д.); б) когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях трудовой обстановки и т. д.); в) операционально -деятельностный (адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, особенности восприятия, мышления, эмоциональных и волевых процессов)» (цит. по: [7, с. 7]).

Таким образом, можно говорить о трех подходах к пониманию феномена психологической готовности к профессиональной деятельности: функциональном, личностном и личностно-деятельностном. В рамках функционального подхода данный феномен раскрывается как психическое состояние; в рамках личностного - как совокупность устойчивых характеристик, к которым относятся ценности, взгляды и индивидуально-типологические особенности, а также психологические состояния, возникающие в процессе работы; в рамках личностно-деятельностного подхода -как системно-структурное образование, включающее в себя индивидуальные, личностные и субъектные качества и характеристики.

С точки зрения временной выраженности психологическую готовность подразделяют на общую (длительную) и ситуативную (временную), а также долговременную. Первая характеризуется положительным отношением к определенному виду профессиональной деятельности, мотивацией, эмоциональными и волевыми проявлениями, а также наличием конкретных способностей и профессионально важных качеств. Ситуативная представляет собой динамическое целостное состояние субъекта в определенный момент времени. Долговременная готовность выступает результатом обучения, воспитания и социальной зрелости в определенных видах деятельности.

Попов Л. М. выделяет три основных компонента психологической готовности студентов-психологов к реализации профессиональной деятельности [9]: мотивационный, когнитивный и личностно-смысловой. Мотивацион-ный компонент определяет наличие у студентов мотивации профессионального учения. Когнитивный компонент представляет собой совокупность представлений, знаний и ожиданий студентов от предстоящей профессиональной деятельности. Личностно-смысловой компонент - осознание студентами личностного смысла избранной профессии, развитие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности (образ «Я - психолог»), а также становление ценностно-нравственной основы субъектного осуществления профессиональной деятельности [12]. Поэтому значимым является исследование роли мотиваци-онного комплекса в формировании рефлексивного отношения к профессиональной деятельности у студентов-психологов.

Таким образом, обобщая вышеуказанные взгляды на структуру психологической готовности к профессиональной деятельности, мы можем выделить три основных блока: мо-тивационный, эмоциональный и информационно-познавательный.

В соответствии с целью исследования наибольший интерес для нас представляет мо-тивационный компонент, позволяющий субъекту профессиональной деятельности в будущем избежать чувства социального дискомфорта и желания сменить род деятельности [8]. Мотивационный компонент у студентов проявляется в успеваемости, выборе стратегии разрешения различных учебных ситуаций.

Формирование трудовой мотивации в процессе обучения в вузе рассматривается в контексте соответствующего компонента психологической готовности студента к профессиональной деятельности. Анализируя работы зарубежных и отечественных исследователей, можно констатировать несколько общепринятых положений: профессиональная деятельность, ее успешность детерминируется внешними и внутренними факторами [10]; разделение мотивов на внутренние и внешние является общим подходом в изучении мотивации профессиональной деятельности; для установления сочетания мотивов, определяющих любую деятельность, используется понятие мо-тивационного комплекса [11]. Лучшим вариантом сформированности мотивации является

ее внутренняя составляющая: она возникает из потребностей и интересов самого специалиста, поэтому такой работник нуждается в меньшем внешнем стимулировании [12-15].

Внешняя мотивация находится вне пределов собственно трудовой деятельности и даже вне личности самого сотрудника. Это ее основная характеристика. «Особенностью внешней мотивации, по мнению К. Замфира, является наличие ее положительной и отрицательной составляющих. При этом к положительной мотивации очевидно могут быть отнесены материальное стимулирование, карьерное продвижение, одобрение коллег и коллектива, престиж и др. Общим для них является то, что такие мотивы порождаются теми стимулами, ради которых человек сам считает нужным приложить свои усилия. Очевидно также и то, что к отрицательной внешней мотивации относятся система наказаний, штрафов, критика, осуждение» [16, с. 58].

В основе нашего исследования лежат мо-тивационные комплексы, разработанные в системе диагностики К. Замфира, А. А. Реана [10], включающие внутреннюю мотивацию, а также внешнюю положительную, внешнюю отрицательную мотивацию и их соотношение в структуре мотивов выбора профессии студента. Соотношение трех видов мотивации определяет проявление трех мотивационных комплексов:

- оптимальный комплекс (при сочетании ярко выраженной внутренней и внешней положительной мотивации и незначительных показателях внешней отрицательной мотивации);

- неблагоприятный комплекс (при явном преобладании внешней отрицательной мотивации и низких показателях внутренней и внешней положительной мотивации);

- промежуточный комплекс (при явном преобладании внешней положительной мотивации либо равной выраженности показателей трех видов мотивации).

Рефлексия как показатель одного из компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности студента-психолога требует внимательного описания, так как специфика будущей профессии обуславливает и формирование особого ее содержания. Профессии психолого-педагогической направленности обладают рядом особенностей: это работа с людьми разного возраста, уровня образования и развития, что требует умения находить индивидуальный подход, быстро

адаптироваться, быть крайне мобильным и внимательным, предполагает высокую социальную и творческую активность, стрессо-устойчивость и искреннее желание помогать людям [17-19].

Рефлексивность в психологической готовности студентов к профессиональной деятельности описывается У. С. Родыгиной как внутренняя позиция, образующаяся «ведущими характеристиками профессиональной идентичности студента - будущего психолога», такими как «эмоциональное отношение» и «осознанная активность» [11, с. 128]. В результате исследования разработана типологи-зация профессиональной идентичности студентов. Система включает девять типов: первые три типа характеризуются пассивным отношением к профессии и - соответственно -негативным, нейтральным или положительным эмоциональным отношением; четвертый, пятый и шестой типы - активной позицией, выраженной в средней степени и - соответственно - одним из трех видов эмоционального отношения к профессии; седьмой, восьмой и девятый типы - высокой степенью активности по отношению к профессии и - соответственно - одним из трех видов эмоционального отношения [11]. Исследование роли мотиваци-онного комплекса как компонента структуры психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности принимает характер изучения ведущей мотивации в соотношении с эмоциональным отношением и позицией осознанной активности в освоении профессии.

3. Организация исследования

Задачи сравнительного исследования включали оценку сформированности мотива-ционного комплекса у студентов-психологов выпускных курсов, их рефлексивности по отношению к получаемой профессии, а также установление специфики и связи между этими компонентами в разных группах обучающихся. В основе лежит предположение о том, что в формировании рефлексивного отношения студентов к получаемой профессии определенную роль играет сформированность оптимального, промежуточного или негативного мотивационного комплекса. Выборку составили 133 студента факультета психологии и педагогики выпускных курсов в возрасте 20-21 года (96 % женского пола). Исследование проводилось в 2021-2023 годах с использованием метода поперечных срезов для студентов 2020-2021, 2021-2022, 2022-

2023 учебных годов. Диагностический комплекс представлен методиками «Мотивация профессиональной деятельности» (автор К. Замфир, модификация А. А. Реана) [10] и «Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов» (автор У. С. Родыгина) [11]. В качестве методов статистической обработки использовались критерий Крускала - Уоллиса и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

4. Результаты исследования

Исследование мотивационного комплекса показало, что 71 % студентов-психологов обладают внутренней мотивацией, проявляющейся в стремлении к профессиональному росту, самореализации, социальному служению. Преобладающая внешняя положительная мотивация выявлена у 49 % респондентов. Для них важны материальные стимулы, продвижение по карьерной лестнице, комфортные условия профессиональной деятельности. Преобладающая внешняя отрицательная мотивация выявлена у 30 % студентов, она проявляется в мотивах избегания наказания, осуждения и критики.

Анализ соотношения разных видов мотивации позволил определить мотивационные комплексы студентов-психологов выпускных курсов. Оптимальный мотивационный комплекс (ОМК) выявлен у 56 % студентов. Данный комплекс определяет мотивацию к профессиональной деятельности самим содержанием этой деятельности. Промежуточный мо-тивационный комплекс (ПМК) выявлен у 30 % студентов. Он достаточно неустойчив, поскольку мотивация в данном случае будет зависеть от внешних обстоятельств (комфортные условия, уровень дохода, месторасположение, график работы и т. д.). Неблагоприятный мотивационный комплекс (НМК) выявлен у 14 % студентов. Он характеризуется малоэффективной профессиональной деятельностью, направленностью студента-выпускника на достижение результата.

Результаты исследования эмоционального отношения к будущей профессии показали, что большинство студентов (42 %) не отличаются преобладанием положительных или отрицательных эмоций. Положительное эмоциональное отношение к профессии выявлено у 24 % студентов. Оно обусловлено внутренним принятием профессии, интересом к области изучаемых дисциплин, совпадением идеального и реального образов профессии. Для 34 % испытуемых характерно негативно окрашенное эмоциональное отношение к бу-

дущей профессии. Возможно, это объясняется расхождением идеального образа будущей профессии и реального образа, сформиро-ваннного в процессе обучения.

Результаты исследования позиции активного отношения к приобретаемой профессии показали, что 48 % респондентов проявляют активный интерес к профессии и 47 % имеют средний показатель такой активности. Позиция пассивного отношения к профессиональной деятельности выявлена у 5 % студентов (как правило, это вызвано отсутствием интереса к конкретной профессиональной области).

Роль мотивационного комплекса в формировании рефлексивного отношения к профессиональной деятельности у студентов-психологов можно проанализировать с точки зрения соответствия эмоционального отношения к будущей профессии и позиции активного отношения к приобретаемой профессии в контексте взаимосвязи с мотивацион-ным комплексом (см. рис. ниже).

Анализ роли мотивационного комплекса в формировании рефлексивного отношения к профессии позволяет описывать студентов с ОМК как испытуемых с наиболее яркими исследуемыми показателями. Наименее выражено эмоциональное отношение и рефлексивная позиция у студентов в группе с НМК. ПМК характерен для большого количества студентов с неопределившимся эмоциональным отношением и рефлексивной позицией. Для студентов с ОМК характерно либо положительное (22 %), либо неустойчивое, переменное (20 %) эмоциональное отношение к профессии, и для большинства студентов в данной группе типична активная позиция в освоении профессии (35 %).

В группе с НМК показатели эмоционального отношения (5 %, 7 % и 2 %) и рефлексивной позиции (0 %, 5 % и 9 %) имеют низкие, равномерно распределенные значения. ПМК характерен для студентов с неопределенным (15 %) и негативным (15 %) эмоциональным отношением, а также активностью по отношению к профессии, сформированной на среднем уровне (26 %). Студенты с ОМК демонстрируют положительное эмоциональное отношение к профессии либо не имеют явного преобладания положительных или отрицательных эмоций относительно профессиональной деятельности. При этом показатели позиции активного отношения к профессиональной деятельности у них выше, чем в группе студентов с иными мотивационными комплексами.

40,0

m

о

аз FI

о о

35,0 30,0 25,0 20,0

I 15,0

о

10,0 5,0 0,0

I

I

НМК ПМК

Мотивационные комплексы

ОМК

Соответствие эмоционального отношения к будущей профессии с позицией активного отношения к приобретаемой профессии у студентов-психологов с разными мотивационными комплексами: 1 - негативно окрашенное эмоциональное отношение; 2 - нет явного преобладания положительных или отрицательных эмоций; 3 - положительное эмоциональное отношение; 4 - позиция пассивного отношения к профессиональной деятельности; 5 - средние показатели позиции активного отношения;

6 - позиция активного отношения к профессиональной деятельности; НМК - неблагоприятный мотивационный комплекс, ПМК - промежуточный мотивационный комплекс,

ОМК - оптимальный мотивационный комплекс Оценка степени рефлексивности в груп- высокой значимости различий его показате-

пах студентов с НМК, ПМК и ОМК с помощью Н-критерия Крускала - Уоллиса позволила зафиксировать значимые различия показателей эмоционального отношения к профессии (Яэмп > Н0,05, 9,439 > 7,815). Исследования позиции активного отношения к приобретаемой профессии свидетельствуют о

лей в группах студентов с разными мотива-ционными комплексами (Нэмп > Н0,01, 20,396 > 11,345).

Выявить корреляционные связи между мотивационными комплексами и рефлексивностью студентов позволил коэффициент ранговой корреляции (см. табл.).

Связь показателей мотивационного комплекса с рефлексивностью студентов-психологов

Типы мотивации Мотивационный комплекс и рефлексивность

НМК ПМК ОМК

Эмоцион. отношение Активность Эмоцион. отношение Активность Эмоцион. отношение Активность

Внутренняя мотивация -0,6776* -0,7842* -0,2184 -0,194 -0,2547 -0,1689

Внешняя (+) мотивация -0,4763 -0,5947* -0,195 -0,1086 -0,3634* -0,3136*

Внешняя (-) мотивация -0,4526 -0,6421* 0,103 0,0762 -0,4855* -0,4596*

Примечание. НМК - неблагоприятный мотивационный комплекс; ПМК - промежуточный мотивационный комплекс; ОМК - оптимальный мотивационный комплекс; * - наличие связи между исследуемыми показателями, (p < 0,05).

В группе испытуемых с ОМК выявлена высокая значимая обратная корреляция эмоционального отношения к будущей профессии с внешней положительной мотивацией и с внешней отрицательной мотивацией. Интересным является тот факт, что не выявлена устойчивая корреляция между положительным эмоциональным отношением, активно-

стью и внутренней мотивацией у студентов с ОМК. Высокая значимая обратная корреляция также выявлена между уровнем осознанной активности и внешними типами мотивации. В группе студентов с ПМК связь мотивации с эмоциональным отношением и активностью отсутствует. В группе испытуемых с НМК выявлена высокая значимая обратная

корреляция между внутренней мотивацией и эмоциональным отношением к будущей профессии, между уровнем осознанной активности и всеми типами мотивации.

5. Обсуждение результатов исследования

Результатом нашего исследования стало выявление мотивационных комплексов в их соотношении с типами профессиональной идентичности / рефлексивности У. С. Роды-гиной, каждый из которых представлен сочетанием активности в освоении будущей профессии и эмоционального отношения к ней. Мы получили достаточно закономерные результаты. Выделенные упомянутым автором типы профессиональной идентичности соотнесены с тремя типами мотивационных комплексов следующим образом.

В группу респондентов с НМК вошли студенты, отнесенные У. С. Родыгиной к первым трем типам. Это прежде всего студенты-психологи с пассивной позицией по отношению к будущей профессии. Негативный моти-вационный комплекс говорит о преобладании внешней отрицательной мотивации у выпускника вуза. Отсутствие должной внутренней мотивации и активной позиции в освоении будущей профессии приводит к нежеланию работать в данной профессиональной области.

При наличии средних показателей активности в освоении профессии в сочетании с негативным или нейтральным эмоциональным отношением формируется ПМК, описывающий ситуацию равенства внутренних и внешних мотивов в профессиональной деятельности. Группу студентов с ПМК составили студенты четвертого и пятого типов по классификации У. С. Родыгиной. Описать их можно следующим образом: характеризуются средней степенью рефлексивности, прежде всего активности по отношению к профессии, а также негативным и нейтральным эмоциональным отношением к ней. Остальные типы, шестой, седьмой, восьмой и девятый, - это студенты с ОМК. Интересными характеристиками обладают студенты шестого типа, со средним уровнем активности в освоении профессии и положительным эмоциональным отношением к ней. Активность в освоении профессии, сформированная на среднем уровне, при положительном эмоциональном отношении к ней, является достаточным условием формирования ОМК. Возможно, данные показатели активности являются доста-

точными для формирования интереса к профессии и поиска себя в ней, несмотря на неудачи в процессе ее освоения. Положительное эмоциональное отношение к профессии, а также активная позиция у студентов-психологов с ОМК достаточно закономерны. Для них характерна настолько высокая активность в освоении профессии, что отрицательный результат не мешает, а, наоборот, способствует формированию ОМК. Активная позиция предполагает заинтересованность студента в будущей профессиональной деятельности, активное знакомство с ней, что вызывает положительные эмоции при ее освоении и приводит к формированию ОМК. У. С. Родыгина утверждает, что наиболее эффективным условием для формирования профессиональной идентичности является «средневыраженная активная позиция, сопровождающаяся положительными эмоциями» [11, с. 129]. Как показывают результаты нашего исследования, значимую роль в формировании мотивацион-ного комплекса играют степень активности студентов по отношению к профессии и отсутствие негативного к ней отношения.

6. Выводы

1. Для студентов - выпускников факультета психологии и педагогики в большей степени характерна внутренняя мотивация, также у них преимущественно выражена внешняя положительная мотивация. Анализ соотношения выраженности разных видов мотивации позволил определить мотивационные комплексы: оптимальный свойственен большинству респондентов (56 %), промежуточный и неблагоприятный характерны для 30 % и 14 % соответственно.

2. Рефлексивная позиция для большинства студентов с ОМК позитивна и активна. Обучающиеся с разными мотивационными комплексами характеризуются различными показателями рефлексивности. Ведущую роль в формировании негативного и нейтрального отношения к профессии играет неблагоприятный мотивационный комплекс, сформировавшийся у студентов-выпускников к концу их обучения в вузе.

3. Сравнительный анализ выраженности мотивационных комплексов и показателей рефлексивности (эмоционального отношения и активности) студентов-психологов позволил выявить следующие закономерности: ОМК включает преимущественно внешнюю мотивацию, положительные эмоции и актив-

ную позицию по отношению к профессии; НМК сочетает внутреннюю мотивацию и выраженную рефлексивность студентов; ПМК не имеет специфических связей между моти-вационным комплексом и показателями рефлексивности.

4. Достаточным условием формирования ПМК и ОМК становится средняя и высокая степень активности в освоении профессии и нейтральное и положительное отношение к ней.

7. Заключение

Исследование рефлексивного отношения к профессии студентов-психологов с разными типами мотивации позволяет расширить данные о сформированности мотивационного компонента в структуре психологической готовности обучающихся в процессе освоения ими будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты дают возможность описания сочетания мотивационных комплексов студентов конкретного профиля на этапе выпуска из вуза и выбора дальнейшего маршрута профессионального самоопределения.

Вероятными направлениями дальнейших исследований в рамках представленной проблемы выступают: определение однозначности / неоднозначности, равномерности / неравномерности формирования мотивационных комплексов у будущих психологов в процессе всего периода обучения, разработка методических рекомендаций, направленных на изменение отношения студентов к будущей профессии и формирование их активной позиции по отношению к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика : энциклопедический словарь / под ред. Б. А. Душкова, А. В. Королева, Б. А. Смирнова. - 3-е изд. -М. : Академеический проект : Фонд «Мир», 2005. - 848 с. - URL: http://vocabulary.ru/ dictionary/896/word/psihologicheskaja-gotovn ost (дата обращения: 15.02.2022).

2. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2011. -№ 12 (35), т. 2. - С. 60-62. - URL: https: //moluch.ru/archive/35/4055/ (дата обращения: 15.02.2022).

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с. - EDN SDPWVZ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лежнина Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирова-

ния : дис. ... д-р. психол. наук. - М., 2010. -473 с.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск : Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.

6. Усольцева В. В. Анализ психологической готовности студентов - психологов факультета психологии и педагогики ОМГПУ к осуществлению профессиональной деятельности (2016-2020 гг.) // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022.

- № 6-4 (120). - С. 118-122. - DOI: 10.23670/IRJ.2022.120.6.158. - EDN IZTPFX.

7. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (Москва, март 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 6-9. - URL: https:// moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (дата обращения: 12.05.2023).

8. Водопьянов Д. А. Феномен психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности // Ак-меология. - 2017. - № 4 (64). - С. 41-46.

9. Попов Л. М., Пучкова И. М., Устин П. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. -2015. - Т. 157, кн. 4. - С. 215-224.

10. Мотивация профессиональной деятельности. Методика К. Замфир в модификации А. А. Реана : сб. психол. тестов. Ч. III : пособие / сост. Е. Е. Миронова - Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.

11. Родыгина У. С. Психологические особенности студентов-психологов с разными типами профессиональной идентичности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2007. - № 17. - С. 127130. - EDN LOLZWN.

12. Сладкова И. А. Мотивационные аспекты личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов // Национальное здоровье. - 2020. -№ 4. - С. 95-98. - EDN ABKKJP.

13. Avdeeva I. N., Manuylenko V. V. Formation of Psychological Readiness of Pedagogical Specialties' Students for Professional Activity // Гуманитарно-педагогическое образование.

- 2019. - Vol. 5, № 4. - P. 134-139. - EDN OYWGGS.

14. Corthagon F. J. Two Modes of Reflection // Teaching and Teacher Education. - 1993. -Vol. 9 (3). - P. 317 - 323.

15. King R. B. Sociocultural and ecological perspectives on achievement motivation // Asian Journal Social Psychology. - 2022. - Vol. 25. -P. 433-448. - DOI: 10.1111/ajsp.12507.

16. Прохорова М. В., Прохоров В. М. Возрастная динамика внутренней и внешней мотивации трудовой деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 3. -С. 57-64.

17. Asriev A. Yu., Alekseeva, T. Yu., Vtyurina O. S, Lorenz V. V., Udalova T. Yu., Chekaleva N. V. Professional and personal education of future teachers: from the conflict of values to identity formation with professional ethos. Value Orientations of Modern Youth in Challenging Times // Youth Voice Journal. -2022. - Vol. 1. - P. 42-52.

18. Korablina E., Lisovskaya N., Pashkin S., Shingaev S. Psychological Readiness for Professional Activity of Future Psychologists // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - P. 484-486. - DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.51.

19. Shingaev S. M., Pashkin, S. B., Lisovskaya N. B., Korablina E. P. Psychological Readiness For Professional Activity Of Future Psychologists // Professional Culture of the Specialists of the Future / eds.: N. I. Almazova, A. V. Rubtsova, D. S. Bylieva. [S. l.] : Future Academy, 2019. - P. 476-484. - (European Proceedings of Social and Behavioural Sciences ; Vol. 73). - DOI: 10.15405/ epsbs.2019.12.51.

REFERENCES

1. Dushkov B.A., Koroleva A.V., Smirnov B.A. (eds.). Psychology of labor, management, engineering psychology and ergonomics, encyclopedic dictionary, 3rd ed. Moscow, Akademicheskii prospect, Delovaya kniga publ., 2005, available at: http://vocabulary.ru/di ctionary/896/word/psihologicheskajagotovnost (date of access: February 15, 2022) (In Russian).

2. Kucheryavenko I.A. The problem of psychological readiness for professional activity. Young scientist, 2011, no. 12 (35), vol. 2, pp. 60-62, available at: https://mol uch.ru/archive/35/4055/ (date of access: February 15, 2022). (In Russian).

3. Ilyin E.P. Motivation and motives. St. Petersburg, Piter publ., 2011. 512 p. EDN SDPWVZ. (In Russian).

4. Lezhnina L.V. Readiness of an educational psychologist for professional activity: stages, mechanisms, technologies of formation, doctoral thesis. Moscow, 2010. 473 p. (In Russian).

5. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for activity. Minsk, Publishing House of Belarusian State University, 1976. 176 p. (In Russian).

6. Usoltseva V.V. Analysis of psychological readiness of psychology students of the

Faculty of Psychology and Pedagogy of OMSPU to carry out professional activities (20162020). International Research Journal, 2022, no. 6-4 (120), pp. 118-122. DOI 10.23670/IRJ.2022.120.6.158. EDN IZTPFX. (In Russian).

7. Tikhomirova Yu.M. Theoretical analysis of structural components of psychological readiness for professional activity, in: Psikhologicheskie nauki : teoriya i praktika, materials of the II International scientific conference (Moscow, March 2014). Moscow, Buki-Vedi publ., 2014, pp. 6-9, available at: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (date of access: May 12, 2023). (In Russian).

8. Vodopyanov D.A. Phenomenon of psychological readiness for professional activity of students - future psychologists. Akmeologiya = Acmeology, 2017, no. 4 (64), pp. 41-46. (In Russian).

9. Popov L.M., Puchkova I.M., Ustin P.N. Psychological readiness for professional activity and methods of its formation. Uchenye zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2015, Vol. 157, no. 4, pp. 215-224. (In Russian).

10. Mironova E.E. (compiler). Motivation of professional activity. The method of K. Zamfir in the modification of A.A. Rean, collection of psychological tests. Part III, manual. Minsk, Women's Institute of ENVILA publ., 2006. 120 p. (In Russian).

11. Rodygina U.S. Psychological features of psychology students with different types of professional identity. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Vyatka State University for the Humanities, 2007, no. 17, pp. 127-130. EDN LOLZWN. (In Russian).

12. Sladkova I.A. Motivational aspects of personal readiness for professional activity of future teachers-psychologists. Natsional'noe zdorov'e = National health, 2020, no. 4, pp. 95-98. EDN ABKKJP. (In Russian).

13. Avdeeva I.N., Manuylenko V.V. Formation of Psychological Readiness of Pedagogical Specialties' Students for Professional Activity. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie, 2019, Vol. 5, no. 4, pp. 134-139. EDN OYWGGS.

14. Corthagon F.J. Two Modes of Reflection. Teaching and Teacher Education, 1993, Vol. 9 (3), pp. 317-323.

15. King R.B. Sociocultural and ecological perspectives on achievement motivation. Asian Journal Social Psychology, 2022, Vol. 25, pp. 433-448. DOI: 10.1111/ajsp. 12507.

16. Prokhorova M.V., Prokhorov V.M. The Age Dynamic of Intrinsic and Extrinsic Work Moti-

vation. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Bulletin of the South Ural State University. Series "Psychology", 2015, Vol. 8, no. 3, pp. 57-64. (In Russian).

17. Asriev A.Yu., Alekseeva T.Yu., Vtyurina O.S., Lorenz V.V., Udalova T.Yu., Chekaleva N.V. Professional and personal education of future teachers: from the conflict of values to identity formation with professional ethos. Value Orientations of Modern Youth in Challenging Times. Youth Voice Journal, 2022, Vol. 1, pp. 42-52.

18. Korablina E., Lisovskaya N., Pashkin S., Shingaev S. Psychological Readiness for

Professional Activity of Future Psychologists. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2022, Vol. 1, pp. 484486. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.51.

19. Shingaev S.M., Pashkin, S.B., Lisovskaya N.B., Korablina E.P. Psychological Readiness For Professional Activity Of Future Psychologists, in: Almazova N.I., Rubtsova A.V., Bylieva D.S. (eds.). Professional Culture of the Specialist of the Future. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Future Academy, 2019, Vol. 73, pp. 476-484. DOI: 10.15405/ epsbs.2019.12.51.

Информация о статье Дата поступления 18 мая 2023

Дата принятия в печать 24 июля 2023

Сведения об авторах

Усольцева Виктория Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия). Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14. E-mail: Vikitory@ayndex.ru. ORCID: 00000002-9338-5063. SPIN-код: 3105-0269.

Втюрина Ольга Сергеевна - старший преподаватель кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия). Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14. E-mail: kruteleva@yandex.ru. ORCID: 0009-0003-6041-1127. SPIN-код: 4988-5155.

Дейчман Юрий Николаевич - ассистент кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия). Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14. E-mail: deychman@omgpu.ru. ORCID: 0009-0000-6897-4950.

Для цитирования

Усольцева В. В., Втюрина О. С., Дейчман Ю. Н. Рефлексивное отношение к профессии студентов-психологов с разными типами мотивации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 3. -С. 48-57. - DOI: 10.24147/2410-6364.2023. 3.48-57.

Article info

Received May 18, 2023 Accepted July 24, 2023

About the authors

Usoltseva Victoria Vladimirovna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia). Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia. E-mail: Vikitory@ayndex.ru. ORCID: 0000-0002-9338-5063. RSCI SPINcode: 3105-0269.

Vtyurina Olga Sergeevna - Senior Lecturer at the Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia). Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia. E-mail: kruteleva@yandex.ru. ORCID: 0009-0003-6041-1127. RSCI SPINcode: 4988-5155.

Deichman Yuri Nikolaevich - Assistant Lecturer at the Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia). Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia. E-mail: deychman@omgpu.ru. ORCID: 00090000-6897-4950.

For citations

Usoltseva V.V., Vtyurina O.S., Deichman Yu.N. Reflexive Attitude to the Profession of Students Studying in a Psychological Specialty with Different Types of Motivation. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 3, pp. 48-57. DOI: 10.24147/2410-6364.2023. 3.48-57. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.