Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ВРАЧ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суханов Евгений Леонидович, Вальков Владимир Борисович, Мамаев Евгений Александрович, Прокудин Алексей Михайлович

В статье исследуется проблема развития готовности студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности. Предмет исследования: степень сформированности компонентов в структуре готовности. Методы исследования: анализ научных публикаций, метод анализа документальных источников, анкетирование. В результате исследования были выявлены сущностные характеристики понятий «готовность» и «готовность к профессиональной деятельности», доказано, что данный феномен включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: ценностно мотивационный, операциональный, эмоционально-волевой, рефлексивный. Выявлено, что готовность как психическое состояние, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности, в большей степени соотносимо с универсальными компетенциями. Проанализировано понимание готовности студента с позиций компетентностного подхода. Разработана анкета для студентов 6 курса специальности «Лечебное дело», включающая освещение всех компонентов в структуре готовности к профессиональной деятельности. Результаты анкетирования показали наличие ряда субъективных и объективных факторов, препятствующих формированию устойчивой готовности и дальнейшей профессионализации. В частности, мотивационно-смысловые установки будущих врачей; недостаточная сформированность профессионально важных качеств и степени волевой регуляционной активности; амбивалентное эмоциональное отношение к профессии врача. Выявленные проблемы в формировании устойчивой готовности к ведению профессиональной деятельности врача требуют дальнейшего изучения и создания системы социально-психологического сопровождения на разных этапах профессионализации. Область применения результатов: образовательный процесс в высшем учебном заведении, психолого-педагогическое сопровождение студентов к мотивации к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суханов Евгений Леонидович, Вальков Владимир Борисович, Мамаев Евгений Александрович, Прокудин Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article examines the problem of developing the readiness of medical students for professional activities. Subject of study: the degree of formation of components in the structure of readiness. Research methods: analysis of scientific publications, method of analysis of documentary sources, questioning. Because of the study, the essential characteristics of the concepts of "readiness" and "readiness for professional activity" were revealed; it was proved that this phenomenon includes several interrelated blocks: value-motivational, operational, emotional-volitional, reflexive. It was revealed that readiness as a mental state. Ensuring the effectiveness of professional activity is more comparable with universal competencies. The understanding of the student's readiness from the standpoint of the competence-based approach is analyzed. The questionnaire has been developed for 6th year students of the specialty "Medicine", including coverage of all components in the structure of readiness for professional activity. The results of the survey showed the presence of a number of subjective and objective factors that impede the formation of sustainable readiness and further professionalization. In particular, the motivational and semantic attitudes of future doctors; insufficient formation of professionally important qualities and degree of volitional regulatory activity; ambivalent emotional attitude to the medical profession. The identified problems in the formation of sustainable readiness to conduct the professional activities of the doctor require further study and the creation of the system of socio-psychological support at different stages of professionalization. Scope of the results: educational process in the higher educational institution, psychological and pedagogical support of students to motivation for future professional activity.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Контактная информация: skoblikova-t@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2022

УДК 378

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евгений Леонидович Суханов, старший преподаватель, Владимир Борисович Вальков,

старший преподаватель, Евгений Александрович Мамаев, старший преподаватель, Алексей Михайлович Прокудин, старший преподаватель, Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово

Аннотация

В статье исследуется проблема развития готовности студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности. Предмет исследования: степень сформированном^ компонентов в структуре готовности. Методы исследования: анализ научных публикаций, метод анализа документальных источников, анкетирование. В результате исследования были выявлены сущностные характеристики понятий «готовность» и «готовность к профессиональной деятельности», доказано, что данный феномен включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: ценностно-мотивационный, операциональный, эмоционально-волевой, рефлексивный. Выявлено, что готовность как психическое состояние, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности, в большей степени соотносимо с универсальными компетенциями. Проанализировано понимание готовности студента с позиций компетентностного подхода. Разработана анкета для студентов 6 курса специальности «Лечебное дело», включающая освещение всех компонентов в структуре готовности к профессиональной деятельности. Результаты анкетирования показали наличие ряда субъективных и объективных факторов, препятствующих формированию устойчивой готовности и дальнейшей профессионализации. В частности, мотивационно-смысловые установки будущих врачей; недостаточная сформированность профессионально важных качеств и степени волевой регуляционной активности; амбивалентное эмоциональное отношение к профессии врача. Выявленные проблемы в формировании устойчивой готовности к ведению профессиональной деятельности врача требуют дальнейшего изучения и создания системы социально-психологического сопровождения на разных этапах профессионализации. Область применения результатов: образовательный процесс в высшем учебном заведении, психолого-педагогическое сопровождение студентов к мотивации к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность, готовность к профессиональной деятельности, студенты, медицинский вуз, врач, компетенции, профессионально важные качества, эмоционально-волевой компонент, мотивационный компонент, рефлексивный компонент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p480-485

READINESS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Evgeny Leonidovich Sukhanov, the senior teacher, Vladimir Borisovich Valkov, senior teacher, Evgeny Alexandrovich Mamaev, the senior teacher, Alexey Mikhailovich Prokudin, the

senior teacher, Kemerovo state medical University

Abstract

The article examines the problem of developing the readiness of medical students for professional activities. Subject of study: the degree of formation of components in the structure of readiness. Research methods: analysis of scientific publications, method of analysis of documentary sources, questioning. Because of the study, the essential characteristics of the concepts of "readiness" and "readiness for professional activity" were revealed; it was proved that this phenomenon includes several interrelated blocks: value-motivational, operational, emotional-volitional, reflexive. It was revealed that readiness as a mental

state. Ensuring the effectiveness of professional activity is more comparable with universal competencies. The understanding of the student's readiness from the standpoint of the competence-based approach is analyzed. The questionnaire has been developed for 6th year students of the specialty "Medicine", including coverage of all components in the structure of readiness for professional activity. The results of the survey showed the presence of a number of subjective and objective factors that impede the formation of sustainable readiness and further professionalization. In particular, the motivational and semantic attitudes of future doctors; insufficient formation of professionally important qualities and degree of volitional regulatory activity; ambivalent emotional attitude to the medical profession. The identified problems in the formation of sustainable readiness to conduct the professional activities of the doctor require further study and the creation of the system of socio-psychological support at different stages of professionalization. Scope of the results: educational process in the higher educational institution, psychological and pedagogical support of students to motivation for future professional activity.

Keywords: readiness, readiness for professional activity, students, medical school, doctor, competencies, professionally important qualities, emotional-volitional component, motivational component, reflective component.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема готовности к будущей профессиональной деятельности студентов медицинского вуза является актуальной по ряду причин. Меняются требования к содержанию и качеству подготовки специалиста; возрастает нагрузка, связанная с необходимостью трудиться сверхурочно (в периоды пандемии и т. д.); трудности в профессиональном самоопределении, формировании устойчивых мотивов и желания оставаться в помогающей профессии снижается у большинства обучающихся еще в период нахождения в вузе.

Компетентность медицинского работника, согласно научным исследованиям, напрямую коррелирует с объемом полученных и усвоенных знаний, освоенных практических навыков, а также с личностной зрелостью врача - его мотивационными, эмоционально-волевыми, когнитивными характеристиками. Несмотря на наличие ряда регламентирующих образовательную деятельность (и ее результаты в виде готовности) -ФГОС ВО, профессиональный стандарт и т. д., реальная ситуация четко обозначает проблему недостаточной готовности к осуществлению профессиональной деятельности в актуальных социальных условиях.

Проблема осложняется комплексом объективно существующих в нашей стране факторов, к основным из которых относятся: высокий уровень неопределенности будущего, сложность и высокая степень ответственности в данной трудовой области, низкий престиж профессии врача и неудовлетворительная оплата, несовершенная система наставничества и помощи молодым специалистам. Вследствие таких условий профессионализации многие студенты разочаровываются в выбранной профессии еще на 2-3 курсе обучения. Последующее столкновение с «реалиями» повседневной деятельности врача, которое студенты ощущают в периоды практик, также вызывает недовольство, страх не справиться, неуверенность и сомнение в дальнейшем движении в сторону саморазвития в выбранной профессии.

Поэтому возникает потребность выявить степень сформированности показателей готовности к профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза.

Объект исследования: феномен «готовности к профессиональной деятельности». Предмет: степень сформированности компонентов в структуре готовности к профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза.

Цель: изучить сущность и степень сформированности компонентов готовности к профессиональной деятельности (ГПД) будущих врачей.

Задачи:

- рассмотреть понятие готовности, а также готовности к профессиональной деятельности (ГПД);

- проанализировать содержание основных компонентов в структуре ГПД;

- провести исследовательский опрос обучающихся 6 курса медицинского вуза для определения специфики развития компонентов ГПД.

В ходе исследования мы использовали методы анализа научных публикаций по проблеме исследования, опрос (анкетирование) студентов, интерпретационные методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были изучены труды отечественных ученых (А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, Д.И. Узнадзе, В.И. Ковалева и других), рассматривающих теоретический конструкт «готовности к профессиональной деятельности» в рамках психологии труда, этапов профессионализации специалиста, профессионально важных качеств: функциональное состояние длительного сохранения работоспособности, проявление установки готовности к активности и направленности поведения, психическое состояние, обеспечивающее эффективность деятельности, интегральная способность личности к осуществлению деятельности.

В качестве понятия «готовность к профессиональной деятельности», в нашей работе в мы будем использовать определение А.Д. Доника и С.В. Поройского: «ГПД - это интегральное состояние, проявляющееся в оптимальном сочетании мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического уровней организации личности в соответствии с требованиями той или иной деятельности» [4, С. 26].

Рассматривая специфику ГПД медицинской специальности, мы ориентируемся на перечень требований к выпускнику на основании ФГОС ВО «Лечебное дело», которые представлены в виде комплекса обязательных для освоения компетенций на рисунке 1.

Следовательно, в соответствии с компетентностным подходом, ГПД определяется как степень освоения УК, ОПК и ПК студента, овладение в удовлетворительном объеме знаниями и практическими навыками, обозначенными в этих компетенциях. Однако готовность в ряде исследований рассматривается в связи с формированием как практических, так и социально-значимых качеств личности. Так, в исследовании Беляевой А.В. в качестве критериев сформированности ГПД рассматриваются «профессиональная предметная готовность» и «надпредметная готовность» [2, С. 32].

Рисунок 1 - Компетенции по направлению «Лечебное дело»

В исследованиях Л. С. Гавриленко [3], Е. А. Захаровой [6] структура ГПД включает в себя 3 компонента: «мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, рефлексивно-исследовательский».

С целью изучения сформированности компонентов ГПД мы разработали опросник для респондентов со следующими блоками вопросов (таблица). Анкета разработана с использованием опыта исследователей данной проблемы С.Н. Алексеенко [1], А.Н. Жолудовой [5].

В исследовании прияли участие студенты 6 курса специальности «Лечебное дело».

Результаты исследования показали, что есть ряд причин субъективного характера, которые препятствуют формированию ГПД, в частности, они касаются недостаточной сформированности профессионально-важных качеств (ПВК) специалиста. Которые изображены на рисунке 2.

Согласно данным рисунка, среди требуемых качеств доминируют «выносливость» и «стрессоустойчивость». Такие качества, как коммуникабельность и эмпатия, не отмечены респондентами.

В нашем исследовании важно было выявить оценку профессиональной мотивации, потому что от выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью.

Как видим из рисунка, преобладают мотивы самоутверждения в труде и карьерного роста. Недостаточно выражена мотивация результативности труда и профессионального мастерства. Важно отметить, что только треть испытуемых видит смысл профессии в оказании медицинской помощи людям, 25% указывают на наличие стабильного, востребованного места работы.

Таблица - Блоки вопросов для опросника

Блок компонентов ГПД Суть компонента Вопросы в анкете по сформированности компонента

Ценностно-Мотивационный Наличие соответствующей смысловой установки, ориентация на общечеловеческие ценности, ценности помогающей профессии Чем определяется интерес к профессии врача? В чем видите смысл своей будущей профессии? Каковы основные мотивы вашей профессиональной деятельности? Оцените направленность ПД: на себя, на результат, на коммуникацию.

Операциональный Практические навыки осуществления видов деятельности в соответствии с компетенциями. Какие копинг-стратегии вы используете в общении и деятельности? Как оцениваете готовность к действию (степень продуктивности самореализации) Уровень умений по принятию решений?

Эмоционально-волевой Развитый эмоциональный интеллект, самоконтроль. Оцените степень волевой регуляционной активности, связанной с адекватным самоконтролем.

Рефлексивный Способность к самоанализу, саморазвитию. Проводите ли вы самоанализ своих профессиональных качеств? Какие методы самоанализа используете? Каковы основные препятствия для дальнейшего профессионального развития? Какие качества нуждаются в развитии?

Выносливость Стрессоустойч. Альтруизм Умение работать в Мобильность

команде

Рисунок 2 - ПВК студентов 6 курса, которые нуждаются в развитии

На рисунке 3 показаны результаты оценки профессиональной мотивации студентов 6 курса. На рисунке 4 показаны факторы, отрицательно влияющие на готовность развиваться, проявлять активность и готовность к росту в профессии.

Исследование показало. что, у студентов недостаточная сформированность моти-вационно-ценностного компонента, смысловые установки студентов в отношении профессии в большинстве связаны с карьерным ростом, личностным самоутверждением при недостаточной выраженности мотивов развития профессионального мастерства. Для трети студентов сильным демотиватором является низкая оплата труда при высоких нагрузках.

Карьерного роста

Профессионального мастерства

Самоутверждения в труде

Социальной значимости труда

30%

5%

40%

5%

Отсутствие перспектив

Несоответствие своих ПВК требованиям к профессии

Низкая оплата труда

Низкий социальный статус профессии

5%

0% 20% 40% 60%

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Рисунок 3 - Результаты оценки профессиональной мо- Рисунок 4 - Факторы-демотиваторы профессионально-тивации го саморазвития

Для респондентов (80%) характерна «пониженная толерантность к профессиональным стрессорам», что определяет недостаточный уровень развития эмоционально -волевого компонента и «профессиональной зрелости». Самоанализ своих ПВК указывает на наличие у половины студентов неуверенности в оценке их соответствия требованиям профессии врача, в особенности по параметрам выносливости, мобильности, умения работать в команде. 75% испытуемых рассказали о сложности в принятии самостоятельных решений на основе клинического мышления.

Эмоциональное отношение к профессии врача у 55% испытуемых амбивалентное, с наличием уважения к помогающей функции, но и высокой долей тревожности, сомнений в связи с высокой ответственностью. У трети испытуемых к наиболее сложному фактору относится - способность действовать в экстремальных ситуациях. Это препятствует формированию «открытости новому опыту», поведенческой гибкости и оптимистичности в планировании профессионального развития.

Что касается выраженности рефлексивного компонента, то подавляющее большинство студентов (75%) смогли назвать в качестве путей профессионального развития только «повышение квалификации». Этот факт свидетельствует об отсутствии рефлексии на тему возможностей дальнейшей профессионализации в медицинской сфере.

ВЫВОДЫ

Наше исследование показало, что степень сформированности компонентов ГПД и выявили недостаточный уровень их развития у 70% респондентов. Особого внимания заслуживают такие составляющие, как: социально-психологические качества (стрессо-устойчивость и конфликтоустойчивость); направленность на саморазвитие; внутренняя устойчивость (комплекс психологических ресурсов сохранения внутреннего самообладания); степень продуктивности самореализации, умение реализовать конструктивные жизненные стратегии на основе гибкости, и самостоятельности.

Практическая значимость исследования связана с применением результатов работы для планирования образовательного процесса, содержания тематики занятий с акцентом на существующие ориентиры-показатели формирования готовности к будущей профессиональной деятельности. Необходимо создавать практико-ориентированные проекты, внедрять опыт волонтерской деятельности и социально-психологических тренингов для становления эмоционально-волевого и мотивационного компонента ГПД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко С.Н. Анализ причин демотивации в выборе профессии врача у студентов медицинского университета / С.Н. Алексеенко, Т.В. Гайворонская, Н.Н. Дробот // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 11-3 (113). - С. 15-20.

2. Беляева А.В. Цифровая платформа как педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности студентов медицинского вуза / А.В. Беляева, И.А. Аксененко // Концепт. - 2022. - № 1. - С. 28-44.

3. Гавриленко Л.С. Подготовка будущих врачей к профессиональной деятельности в условиях неопределенности / Л.С. Гавриленко, В.Б. Чупина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 3 (36). - С. 61-63.

4. Доника А.Д. Оценка личностных компетенций врача в контексте готовности к действиям в экстремальных ситуациях / А.Д. Доника, С.В. Поройский // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 1. - С. 26.

5. Жолудова А.Н. Мониторинг готовности студентов старших курсов медицинских вузов к профессиональной деятельности / А.Н. Жолудова, О.В. Полякова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2021. - № 1 (53). - С. 109-115.

6. Захарова Е.А. Исследовательские действия в структуре психологической готовности к профессии будущего врача / Е.А. Захарова, Т.М. Сорокина, Е.А. Юдина // Вестник Мининского университета. 2019. № 3 (28). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1011 (дата обращения: 30.08.2022).

REFERENCES

1. Alekseenko, S.N. and Gayvoronskaya, T. V. Drobot N.N (2021), "Analysis of the causes of demotivation in choosing a doctor's profession among medical university students", International Research Journal, pp. 15-20.

2. Belyaeva A.V. and Aksenenko I. A. (2022), "Digital platform as a pedagogical technology of formation of readiness for professional activity of medical university students", Concept, No. 1, pp. 2844.

3. Gavrilenko, L. S. and Chupina V. B. (2021), "Preparation of future doctors for professional activity in conditions of uncertainty", Journal Azimut of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 10, No. 3 (36), pp. 61-63.

4. Donika A.D. and Poroyskiy S. V. (2010), "Assessment of personal competencies of a doctor in the context of readiness to act in extreme situations", International Journal of Experimental Education, No. 10, pp. 26.

5. Zholudova A. N. and Polyakova O. V. (2021), "Monitoring the readiness of senior students of medical universities for professional activity", Bulletin of Nizhnevartovsk State University, No 1 (53), pp. 109-115.

6. Zakharova E.A. and Sorokina T.M., Yudina E.A. (2019), "Research actions in the structure of psychological readiness for the profession of a future doctor", Bulletin of the Mininsky University, No. 3 (28), available at: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1011 (accessed 01/12/2023).

Контактная информация: suhanovzh@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2023

УДК 37.013.42

КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оксана Ивановна Тараканова, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Казань

Аннотация

2023 год указом президента РФ В.В. Путина от 27.06.2022 г. объявлен Годом педагога и наставника, с целью признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность. Воспитатель, учитель, педагог, преподаватель, наставник -как много разных слов, подразумевающих единственное - людей, которые посвящают свои жизни служению другим, во благо воспитания и обучения следующих поколений. Пожалуй, никто не будет оспаривать тот факт, что все, связанное с образованием имело, имеет и будет иметь актуаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.