Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ОМГПУ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2016 - 2020 ГГ.)'

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ОМГПУ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2016 - 2020 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / МОТИВАЦИОННЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / БУДУЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усольцева В.В.

Статья посвящена актуальной для современной психологии образования проблеме формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Под психологической готовностью автор имеет в виду набор характеристик личности, способствующих успешному выполнению профессиональной деятельности и входящих в ее структуру как мотивационный, когнитивный, операциональный и эмоциональный компоненты. В статье рассматривается цифровая образовательная среда как потенциально новое условие формирования психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов. Поэтому сформированность отдельных компонентов психологической готовности рассматривается в статье как отправная точка построения перспективы исследования психологической готовности студентов к обучению в условиях цифровой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усольцева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY DEPARTMENT OF THE OSU FOR PROFESSIONAL ACTIVITY (2016 - 2020)

he article is dedicated to the relevant problem in modern psychology of psychological readiness for professional activity of its students. By psychological readiness, the author means the set of personality characteristics that facilitate the successful performance of professional activity and are included in its structure as motivational, cognitive, operational and emotional components. The article studies the digital educational environment as a potential new condition of the psychological readiness for the performance of professional activities of students. Thus, the formation of individual components of psychological readiness is analyzed in the article as the starting point of perspective research of psychological readiness of students to study in the digital educational environment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ОМГПУ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2016 - 2020 ГГ.)»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.158

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ОМГПУ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2016 - 2020 ГГ.)

Научная статья

Усольцева В.В.*

ORCID: 0000-0002-9338-5063, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия

* Корреспондирующий автор (vikitory[at]yandex.ru)

Аннотация

Статья посвящена актуальной для современной психологии образования проблеме формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Под психологической готовностью автор имеет в виду набор характеристик личности, способствующих успешному выполнению профессиональной деятельности и входящих в ее структуру как мотивационный, когнитивный, операциональный и эмоциональный компоненты. В статье рассматривается цифровая образовательная среда как потенциально новое условие формирования психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов. Поэтому сформированность отдельных компонентов психологической готовности рассматривается в статье как отправная точка построения перспективы исследования психологической готовности студентов к обучению в условиях цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты психологической готовности: мотивационный, эмоциональный, операциональный, когнитивный, цифровая образовательная среда, подготовка специалистов, будущая профессиональная деятельность студентов-психологов.

ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY DEPARTMENT OF THE OSU FOR PROFESSIONAL ACTIVITY (2016 - 2020)

Research article

Usoltseva V.V.* ORCID: 0000-0002-9338-5063, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

* Correspondent author (vikitory[at]yandex.ru)

Abstract

The article is dedicated to the relevant problem in modern psychology of psychological readiness for professional activity of its students. By psychological readiness, the author means the set of personality characteristics that facilitate the successful performance of professional activity and are included in its structure as motivational, cognitive, operational and emotional components. The article studies the digital educational environment as a potential new condition of the psychological readiness for the performance of professional activities of students. Thus, the formation of individual components of psychological readiness is analyzed in the article as the starting point of perspective research of psychological readiness of students to study in the digital educational environment.

Keywords: psychological readiness, components of psychological readiness: motivational, emotional, operational, cognitive, digital educational environment, preparation of specialists, future professional activity of psychology students.

Психологическая готовность студентов - психологов к осуществлению профессиональной деятельности остается ведущей темой в рамках обсуждения проблем профессионализации выпускников вузов. Цифровая образовательная среда как потенциально новое условие формирования психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности студентов сегодня становится «основой создания новых форматов профессионального образования» [15]. «В приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в РФ» предусматривается повышение качества и доступности образования в России за счет использования онлайн-курсов на всех уровнях образования. Поставлена достаточно амбициозная задача - достижение к 2025 г. числа обучающихся образовательных организаций ... - 11 млн чел., из которых студенты ... должны составить 5 млн. чел.» [7]. Анализ документов, регламентирующих организацию ЦОС в образовательном пространстве школ России показывает, что она будет формироваться как условие реализации профессиональной деятельности сегодняшних студентов. На данном этапе разработки темы по исследованию психологической готовности студентов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности необходимо констатировать проблематику ее сформированности для разработки основных направлений ее исследования в новых цифровых условиях образовательного процесса как первого этапа профессионализации студента [15].

Исследователи прошлого десятилетия обосновывали изучение психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности с точки зрения необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимыми ЗУНами и готовых к определённым условиям осуществления профессиональной деятельности [1], [2], [15]; транслировали ее как цель и результат подготовки специалиста. Цифровизация является абсолютно новым, неисследованным условием реализации профессиональной деятельности, носящим скорее предполагаемый, нежели очевидный характер.

Различные аспекты исследуемой проблемы на протяжении нескольких последних лет описаны в работах целого ряда авторов. Проблема сформированности психологической готовности у студентов вуза представлена в работе

Калининой Т.В., Першиной А.В. (2015), вопросы ее развития рассматриваются Ганичевой И.А. и Мирук А.В. (2016), компоненты структуры социально-психологической готовности в процессе профессионализации студентов отражены у Пунько Н.Ю. (2017), динамика профессиональных представлений студентов-психологов рассматривается у Нелюбина Н.И. (2017), формирование образа профессии и профессиональной рефлексии у студентов-психологов Втюрина О.С., Удалова Т.Ю., Усольцева В.В. (2019 - 2020), Актуальность темы нашего исследования подтверждают работы по оценке психологической готовности студентов Сатовой А.К, Орел Е. А. и др. (2021) [4], [7], [10], [12]. Методологически работа построена на использовании теоретического анализа результатов психологических исследований нескольких последних лет научной деятельности факультета Психологии и педагогики ОмГПУ.

Мы полагаем, что анализ работ по исследуемой проблеме позволит апеллировать мнением большинства исследователей о неравномерности «формирования различных компонентов психологической готовности студентов-психологов» [15], приоритета развития у них мотивационного компонента.

В работах М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович представлена психологическая готовность как взаимодействие мотивационного; ориентационного; операционального; волевого и оценочного компонентов [3]. Крутецкий А.В. акцентировал внимание на положительном отношении к деятельности, интересах, склонностях, характерологических чертах [5]. Сластенин А.В. определял готовность как особое психическое состояние, как образ структуры, конкретизированного действия и направленности сознания на его реализацию [12]. Кусакина С.Н. в готовности выделяла мотивационно-профессиональный, когнитивно-темповой, интеллектуальный, организационно-темповой и волевой элементы ее общей модели [6]. Большинство авторов, создателей моделей психологической готовности выделяют в ней следующие компоненты: мотивационный, интеллектуальный, волевой и деятельностный. А также компоненты, отличающие данные модели у разных авторов: ориентационный, операциональный, оценочный, темповой. Таким образом, обобщенная модель, включает основные компоненты психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, такие как: мотивационный, когнитивный, операциональный и эмоциональный. Компоненты обобщенной модели рассматриваются прежде всего как системы: мотивов (мотивационный компонент); знаний о профессии (когнитивный); профессиональных операций и действий (операциональный) и эмоциональной вовлеченности (эмоциональный).

При проведении эмпирического анализа использовались результаты исследований студентов факультета Психологии и педагогики, проведенных в рамках выпускных квалификационных работ на протяжении с 2016 по 2020 годы. Общая выборка испытуемых составила 420 человек, студенты 1 - 4 курсов обучения. Общие сведения оценки каждого из компонентов психологической готовности в исследованиях представлены в таблице 1. В соответствии с основной задачей нашего исследования, связанной с констатацией сформированности отдельных компонентов психологической готовности студентов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности, с помощью выделенных методик нам необходимо было определить степень различия выделенных компонентов на отдельных курсах обучения.

Таблица 1 - Описание методик, направленных на диагностику компонентов психологической готовности

Период исследования Методики Компонент психологической готовности

2016 -2017 гг. Анкета А.И. Донцова и Г.М. Белокрыловой, направленная на изучение содержания профессиональных представлений Мотивационный - мотивы выбора профессиональной деятельности; Когнитивный - знания о содержании деятельности; Операциональный - теории, подходы и технологии, применяемые в деятельности; Эмоциональный - отношение к будущей профессии.

2018.-2019 гг. Методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская) Мотивационный - показатели «Автономности»; Когнитивный - показатели «Информированности»; Операциональный - показатели «Принятие решений» и «Планирование»; Эмоциональный - показатели «Эмоциональное отношение».

2020 г. Методика «Факторы привлекательности профессии В.А.Ядова, И. Кузьмина, А. Реан. Методика самооценки ПЗК (Р.В.Овчарова) Мотивационный - интерес к профессии; Эмоциональный - отношение к будущей профессии. Когнитивный - уверенность в том, что справится с профессиональной деятельностью; Операциональный - положительное отношение к новому в профессии.

Таким образом, так как научные работы проводились в разные годы разными исследователями, представленные показатели позволили нам определить общие тенденции в сформированности психологической готовности студентов-психологов к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

Результаты представлены в соответствии с годами проведения исследования, что позволяет проследить динамику или ее отсутствие в формировании показателей психологической готовности студентов-психологов (табл. № 2).

Таблица 2 - Показатели психологической готовности студентов-психологов разных курсов обучения ___по _ результатам исследований 2016-2020___

Курс (100%) Мт, % ф*эмп Кгн, % ф*эмп Опрц, % ф*эмп Эм, % ф*эмп

2016 - 2017

1 40 5,975 ** 30 7,46** 40 7,983** 60 5,134**

4 80 80 90 90

2018

1 65 2,581** 50 3,062** 61 1,492 56 1,909*

3 81 71 71 69

2019

1 36 3,429** 10 9,461** 15 7,637** 35 2,157*

4 60 70 65 50

2020

1 80 5,31** 78 3,118** 77 5,819** 79 3,543**

4 100 93 100 95

Средние значения показателей компонентов психологической готовности студентов психологов по результатам исследований 2016-2020 г.

1 55,25 3,854** 42 5,424** 48,25 4,909** 57,5 2,807**

4 80,25 78,5 81,5 76

Примечание: Мт - мотивационный; Кгн - когнитивный; Опрц - операциональный; Эм - эмоциональный компонент; ** - значимые различия (p < 0,01); * - значимые различия (p < 0,05)

При проведении сравнительного анализа использовался критерий углового преобразования Фишера.

Исследование динамики профессиональных представлений студентов-психологов Нелюбина Н.И., Шадринцевой С.0.(2016-2017гг.) позволили выявить различия у студентов 1 и 4 курсов в сформированности мышления и образа профессионала, наполненности смысловым содержанием профессии [8]. В целом исследуемые компоненты студентов старшего курса сформированы равномерно Мт - 80 %, Кгн - 80%, Опрц - 90 % и Эм - 90 %.

Исследование этапов профессионализации студентов-психологов (Усольцева В.В., Тихомирова С.И. 2018 г.) позволяют говорить о наличии существенных различий по таким шкалам, как: автономность, информированность, эмоциональное отношение, принятие решения. К окончанию вуза по результатам данного исследования мотивационный компонент сформирован у большего количества респондентов (81 %), чем когнитивный и операциональный. Эмоциональный компонент в еще меньшем количестве - 69 %.

Результаты исследования готовности к профессионально - педагогической деятельности студентов-психологов (Втюриной О.С., Усольцевой В.В., Тихомировой С.И., 2019 г.) подтверждают общую динамику показателей психологической готовности испытуемых [14]. У большинства студентов данного года выпуска сформирован когнитивный компонент - 70 % испытуемых.

Анализ содержания образа профессии у студентов-психологов 1-4-курса Дайчман А.А. (2020 г.) выявил достаточно высокий уровень сформированности компонентов психологической готовности студентов-психологов [2]. Но в целом выявленные результаты подтверждают общие представления о динамике данных представлений. Анализ результатов данного года исследования показал, что когнитивный и эмоциональный компонент сформированы у меньшего количества студентов-выпускников (93 и 95 %, соответственно).

Анализ результатов исследований психологической готовности студентов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности факультета Психологии и педагогики ОмГПУ в 2016-2020 годах подтвердил положительную динамику формирования означенных компонентов. Минимальное количество испытуемых показали сформированность эмоционального компонента психологической готовности. Мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты сформированы на одинаковом уровне у большинства студентов-выпускников.

Показатели соотношения компонентов психологической готовности на протяжении 5 лет исследований демонстрируют одинаковую динамику: происходит их усиление к 4 курсу обучения. Средние значения показателей компонентов психологической готовности студентов-психологов по результатам исследований позволяют сделать вывод о намечающейся тенденции к большей сформированности операционального компонента, как показателя способностей к осуществлению профессиональной деятельности. Данные результаты позволяют сделать вывод о стабильности развития психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности студентов-психологов на протяжении последних 5 лет исследований.

Полученные результаты позволяют выстроить перспективу дальнейшего исследования данных компонентов психологической готовности студентов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях дистанционного обучения, применения различных форм онлайн обучения, при условии рассмотрения данных форматов как возможных элементов ЦОС.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Ганичева И.А. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / И.А. Ганичева, А.В. Мирук . - Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). -2016. - № 3-2 - С. 235-241.

2. Дайчман А.А. Содержание образа профессии у студентов-психологов 1-4-го курса / А.А. Дайчман. - Человек и природа. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. - Омск, 2020. - С. 123-124.

3. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск.: изд-во БГУ, 1976. -176 с

4. Калинина Т.В. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. / Т.В.Калинина, А.В.Першина. // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - с. 1728-1730.

5. Крутецкий А.В. Психология математических способностей школьников / А.В. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1968. - 432 с.

6. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: дис. ...канд.психол. наук / С.Н. Кусакина. -М., 2009, -234 с.

7. Манифест о цифровой образовательной среде. [Электронный ресурс]. URL: http://manifesto.edutainme.ru/#s1 (дата обращения 14.02.2021)

8. Нелюбин Н.И. Динамика профессиональных представлений студентов-психологов / Н.И. Нелюбин, С.О. Шадринцева. // Омские социально-гуманитарные чтения - 2017. Материалы X Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 221-230.

9. Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики [Электронный ресурс]: коллективная монография / Н. С. Белоусова [и др.]; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. Пунько Н.Ю. Структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в вузе / Н.Ю. Пунько // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN217.pdf (дата обращения 14.02.2021)

11. Самодерженков А.Н. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. / А.Н. Самодерженков, Е.Ю. Карданова, А.К. Сатова и др. // Вопросы образования. -2021.- № 3. - С. 114-137.

12. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А.Сластенин, Л.С, Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 221 с.

13. Удалова Т.Ю. Роль профессиональной рефлексии в формировании образа профессии у студентов психологов / Т.Ю. Удалова, В.В. Усольцева, О.С. Втюрина. // Colloquium-journal. - 2019. -№ 27-6 (51). - С. 38-41.

14. Усольцева В.В. Особенности формирования субъектной позиции и профессиональной позиции студентов-психологов 1 и 4 курса / В.В. Усольцева, О.С. Втюрина. // Педагогические и социальные вопросы образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары. -2020. - С. 191-194.

15. Усольцева В. В. Готовность студентов-психологов к обучению в условиях цифровой образовательной среды / В. В. Усольцева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 12-3(114). - С. 175-177. - DOI 10.23670/IRJ.2021.114.12.113. - EDN ETAAHR.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Ganicheva I.A. Razvitie psihologicheskoj gotovnosti studentov k budushchej professional'noj deyatel'nosti [Development of psychological readiness of students for future professional activitiy] / I.A. Ganicheva, A.V. Miruk // -Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)]. - 2016. - № 3-2 - P. 235-241. [in Russian]

2. Dajchman A.A. Soderzhanie obraza professii u studentov-psihologov 1-4-go kursa [Content professional image among 1-4-year students of psychology] / A.A. Dajchman // - Chelovek i priroda. Sbornik materialov studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Man and nature. Collection of materials of student scientific and practical conference]. - Omsk, 2020. - P. 123-124. [in Russian]

3. D'yachenko M.I. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of prepardness for activity] / M.I. D'yachenko, L.A. Kandybovich. - Minsk.: BGU publishing house, 1976. -176 p. [in Russian]

4. Kalinina T.V. Problema formirovanija psikhologicheskojj gotovnosti studentov-psikhologov k professional'nojj dejatel'nosti v uslovijakh vuza [The problem of formation of psychological readiness of psychology students for professional activity in the conditions of a university] / T.V.Kalinina, A.V.Pershina // [Young scientist. - 2015. - № 11 (91). -pp. 1728-1730. [in Russian]

5. Kruteckij A.V. Psihologiya matematicheskih sposobnostej shkol'nikov [Pshycology of mathematical skills of schoolers] / A.V. Kruteckij. - M.: Prosveshchenie publishing house, 1968. - 432 p. [in Russian]

6. Kusakina S.N. Gotovnost' k obucheniju v vuze kak psikhologicheskijj fenomen [Readiness to study at a university as a psychological phenomenon]: dis. for PhD in Psychology. / Kusakina S.N. - M., 2009, - 234 p. [in Russian]

7. Manifest o cifrovoj obrazovatel'noj srede [Manifest on educational environment]. [Electronic resource]. URL: http://manifesto.edutainme.ru/#s1 (accessed 02.14.2021) [in Russian]

8. Nelyubin N.I. Dinamika professional'nyh predstavlenij studentov-psihologov [Dynamics of professional expectations of student psychologists] / N.I. Nelyubin, S.O. Shadrinceva. - Omskie social'no-gumanitarnye chteniya [Omsk social humanitarian readings] - 2017. Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials X scientific and practical conference]. - 2017. - P. 221-230. [in Russian]

9. Psihologiya obrazovatel'noj sredy: teoreticheskie aspekty i sovremennye tendencii praktiki [Psychology of the educational environment: theoretical aspects and modern practical trends] [electronic resource]: collective monograph / N. S. Belousova [et al.]; USPU. - elect. data - Yekaterinburg: 2017. - 1 CD-ROM. [in Russian]

10. Pun'ko N.Yu. Struktura social'no-psihologicheskoj gotovnosti v processe professional'nogo stanovleniya studentov v vuze [Structure of socio-psychological readiness in the process of professional formation of students in the universities] -Internet journal «Mir nauki [World of science]» 2017, Vol 5, №2 [Electronic resource]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN217.pdf (accessed 02.14.2021) [in Russian]

11. Samoderzhenkov A.N. Ocenka psihologicheskoj gotovnosti studentov pedagogicheskih vuzov k professional'noj deyatel'nosti [Assessment of psychological readiness of pedagogical universities students to professional activity] / A.N. Samoderzhenkov, E.Yu. Kardanova, A.K. Satova [et al.] // - Voprosy obrazovaniya [Issues of education]. - 2021.- № 3. - P. 114-137. [in Russian]

12. Slastenin V.A. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost' [Pedagogics: innovative activities] / V.A.Slastenin, L.S, Podymova. - M.: Magistr publishing house, 1997. - 221 p. [in Russian]

13. Udalova T.Yu. Rol' professional'noj refleksii v formirovanii obraza professii u studentov psihologov [The role of professional reflection in the formation of professional image for student psychologists] / T.Yu. Udalova, V.V. Usol'ceva, O.S. Vtyurina // Colloquium-journal. - 2019. - № 27-6 (51). - P. 38-41. [in Russian]

14. Usol'ceva V.V. Osobennosti formirovaniya sub"ektnoj pozicii i professional'noj pozicii studentov-psihologov 1 i 4 kursa [Specifics of subjective position formation and professional position of student psychologists of the 1st and 4th years] / V.V. Usol'ceva, O.S. Vtyurina. // Pedagogicheskie i social'nye voprosy obrazovaniya [Pedagogical and social issues of education]. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of materials of All-Russian scientific and practical conference]. BI RCH SPE «Chuvash Republican Institute of Education» of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic. Cheboksary. - 2020. - P. 191-194. [in Russian]

15. Usol'ceva V. V. Gotovnost' studentov-psihologov k obucheniyu v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy [The readiness of psychology students to study in a digital educational environment] / V. V. Usol'ceva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. -2021. - № 12-3(114). - P. 175-177. - DOI 10.23670/IRJ.2021.114.12.113. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.