Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ-ПСИХОЛОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьёва Ольга Владимировна, Георгиевская Яна Сергеевна

В статье раскрывается теоретическое обоснование связи социального интеллекта и готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Показаны предпосылки формирования социального интеллекта у студентов-психологов, связанные с психологическими особенностями их профессиональной деятельности. Представлены теоретические подходы к пониманию предметной специфики профессиональной деятельности психолога, выделены параметры этой деятельности, связанные с социально-эмоциональной её сферой (эмоциональная устойчивость, компетентность в профессиональном общении, развитое самосознание, способность к познанию себя и другого, профессионально-важные качества и ценности). Описано обоснование связи между социальным интеллектом и готовностью к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Показана сущность психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности с учётом фактора социального интеллекта для ценностно-мотивационного, когнитивно-гностического, эмоционально-волевого, креативного и функционально-деятельностного компонентов готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьёва Ольга Владимировна, Георгиевская Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTELLIGENCE AS A FACTOR OF READINESS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY: FOR THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM

The article reveals the theoretical basis of the relationship between social intelligence and readiness for professional activity in psychology students. The prerequisites for the formation of social intelligence in psychology students, related to the psychological characteristics of their professional activities, are shown. The article presents theoretical approaches to understanding the subject specifics of the professional activity of a psychologist, highlights the parameters of this activity related to its socio-emotional sphere (emotional stability, competence in professional communication, developed self-awareness, the ability to know oneself and others, professionally important qualities and values). The article describes the rationale for the relationship between social intelligence and readiness for professional activity in psychology students. The essence of psychological readiness of psychology students for professional activity is shown, taking into account the factor of social intelligence for the value-motivational, cognitive-gnostic, emotional-volitional, creative and functional-activity components of readiness.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ»

Психология

УДК 159.922

доктор психологических наук, профессор Соловьёва Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант Георгиевская Яна Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

: К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье раскрывается теоретическое обоснование связи социального интеллекта и готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Показаны предпосылки формирования социального интеллекта у студентов-психологов, связанные с психологическими особенностями их профессиональной деятельности. Представлены теоретические подходы к пониманию предметной специфики профессиональной деятельности психолога, выделены параметры этой деятельности, связанные с социально-эмоциональной её сферой (эмоциональная устойчивость, компетентность в профессиональном общении, развитое самосознание, способность к познанию себя и другого, профессионально-важные качества и ценности). Описано обоснование связи между социальным интеллектом и готовностью к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Показана сущность психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности с учётом фактора социального интеллекта для ценностно-мотивационного, когнитивно-гностического, эмоционально-волевого, креативного и функционально-деятельностного компонентов готовности.

Ключевые слова: студент-психолог, социальный интеллект, профессиональная деятельность, готовность к профессиональной деятельности, компоненты психологической готовности.

Annotation. The article reveals the theoretical basis of the relationship between social intelligence and readiness for professional activity in psychology students. The prerequisites for the formation of social intelligence in psychology students, related to the psychological characteristics of their professional activities, are shown. The article presents theoretical approaches to understanding the subject specifics of the professional activity of a psychologist, highlights the parameters of this activity related to its socio-emotional sphere (emotional stability, competence in professional communication, developed self-awareness, the ability to know oneself and others, professionally important qualities and values). The article describes the rationale for the relationship between social intelligence and readiness for professional activity in psychology students. The essence of psychological readiness of psychology students for professional activity is shown, taking into account the factor of social intelligence for the value-motivational, cognitive-gnostic, emotional-volitional, creative and functional-activity components of readiness.

Keywords: psychology students, social intelligence, professional activity, readiness for professional activity, components of psychological readiness.

Введение. Проблема формирования готовности специалиста в области психологии к профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе связана с тем, что специфика современного рынка труда определяется нехваткой квалифицированных психологов в производственной и социальной сфере, несмотря на то, что каждый год высшие учебные заведения выпускают значительное число специалистов-психологов.

Неготовность к профессиональной деятельности часто связывается с искажённой мотивацией обучения (не приобретение знаний, а получение диплома), слабой представленностью практического обучения как системы (преемственность и взаимное предметное пересечение практик, семинаров, лабораторных занятий, самостоятельной подготовки), недостаточностью акцентов на формирование и развитие метакомпетенций, отражающих содержание будущей профессиональной деятельности, что для психолога связано с познанием других людей, предвидение последствий поведения, понимание переживаний другого, управление ситуациями межличностного взаимодействия (А.А. Буянов, О.А. Куприна, Л.В. Лежнина и др. [2; 6; 7]).

В этом смысле социальный интеллект приобретает особенное значение как профессионально-важное качество и специфическая особенность для деятельности будущего психолога, обусловливая его готовность к этой деятельности, поскольку представляет собой в общем случае способность, основанную на социально-психологическом знании и опыте в области межличностного взаимодействия, в правильном распознавании социального контекста ситуации, в ориентировании в ней, в правильной интерпретации особенностей поведения и личности людей и др. (А.Е. Клочкова, А.С. Лукьянов, Л.Э. Филатова и др. [4; 8; 10]).

Изложение основного материала статьи. Психологическая профессия накладывает особые требования к будущему специалисту. В самом общем смысле особенности деятельности таких специалистов предполагают не только когнитивное, но и выраженное эмоционально-личностное индивидуальное развитие.

В исследовании О.А. Ашихминой, посвященном проблеме изучения развития эмоциональной устойчивости как профессионально-важного качества психолога, автор исходил из понимания значимости изучения эмоциональной устойчивости и её динамики на разных этапах профессиогенеза в силу эмоциогенности профессии психолога. Автор связывает эмоциональную устойчивость с умением успешно преодолевать трудности профессиональной деятельности и относит этот феномен к профессионально-важным качествам для профессии психолога. Интересно, что О.А. Ашихминой подчёркивается роль рефлексии в реализации функциональности эмоциональной устойчивости, представленной тем самым в контексте изучения феномена социального и эмоционального интеллекта [1].

Л.А. Филатова ставит главной характеристикой для формирования в процессе обучения будущих психологов компетентность в профессиональном общении и подчёркивает, что она является базисной компетентностью, позволяющей решать профессиональные задачи, возникающие в реальной практической деятельности психолога, и состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного и операционального [10].

Анализ исследований, направленных на выявление актуальных и потенциальных возможностей студентов-психологов к овладению учебно-профессиональной деятельностью, проведённый Н.Л. Росиной, показал, что общая тенденция изменений сводится к качественному и количественному усложнению

мотивационных, когнитивных, регулятивных и рефлексивных подструктур, к развитию отдельных профессиональных качеств [9].

О.А. Куприной отмечается, что специфика получаемых психологических знаний способствует осмыслению, рефлексии и усложнению внутреннего мира студентов-психологов. Их представления о личности богаче и сложнее, чем у студентов, обучающихся по другим специальностям. У них отмечается особая наблюдательность по отношению к людям. Студентам-психологам чаще свойственны такие индивидуально-личностные особенности, как непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие [6].

И.П. Краснощёченко в своей работе [5] анализирует профессиональную субъектность будущего психолога. Она обосновывает структурные компоненты профессиональной субъектности будущего психолога, выделяя профессиональную идентичность / профессиональную Я-концепцию; профессиональную направленность; профессиональное мышление; профессиональные компетенции; профессионально важные качества. В рамках разработанной акмеологической концепции автор особое внимание уделил профессионально-важным качествам, являющимся атрибутивными для психолога как субъекта профессиональной деятельности - целенаправленности, активности, рефлексивности, общительности (коммуникативности), ответственности, саморегуляции, интернальному локусу контроля.

Обзор и анализ работ позволяют обобщить и выделить отдельные параметры профессиональной деятельности психолога, связанной с социально-эмоциональной её сферой:

- эмоциональная устойчивость и компетентность в профессиональном общении;

- особая наблюдательность по отношению к людям, внимательное к ним отношение, доброта и мягкосердечие;

- открытость собственному опыту, обладание развитым самосознанием;

- стремление познать и понять себя, других, помогать себе, помогать и быть полезным другим;

- профессионально-важные качества - целенаправленность, активность, рефлексивность, общительность, ответственность, саморегуляция, интернальный локус контроля;

- специфические профессиональные ценности - роль и назначение профессии психолога, ответственность.

Таким образом, разные аспекты функциональности профессиональной деятельности психолога, решаемых задач и достигаемых целей, содержания и особенностей профессиональной деятельности психолога позволяют увидеть, «вынести за скобки» представленных особенностей именно социальный интеллект, который можно представить как способность, обеспечивающую субъекту самопознание и познание других людей, предвидение последствий поведения в складывающихся отношениях, понимание переживаний другого человека по его экспрессивным проявлениям, быстрое включение в оптимальные социальные взаимодействия, понимание логики и последствий развития сложных ситуаций межличностных и профессиональных взаимодействий, и в этом смысле могущий быть условием формирования успешности профессиональной деятельности психолога.

Рядом современных авторов признаётся одна из ведущих ролей в успешности учебной деятельности студентов-психологов и готовности к ней социального и эмоционального интеллекта.

По мнению Л.В. Лежниной, одной из основных причин недостаточной готовности психологов к успешной профессиональной деятельности считается несоответствие традиционной парадигмы вузовской подготовки современным требованиям. Прежде всего это преобладание репродуктивных методов обучения, которые обеспечивают «наполнение» студента знаниями, а не формируют в нём релевантные замыслу профессии психолога качества. Это приводит к недостаточной практико-ориентированной подготовке к самостоятельной предметной профессиональной деятельности, связанной с особой ролью социальной и эмоциональной компетентностей [7].

Т.А. Егоренко отмечает, что одной из профессионально важных характеристик профессионального становления личности на этапе обучения в вузе является уровень социального интеллекта, позволяющий эффективно решать возникающие вопросы в процессе межличностного взаимодействия. При этом, по мнению автора, сама по себе проблема социального интеллекта, как правило, рассматривается в рамках общих вопросов теории интеллекта [3].

В исследовании Дж. Пинто, Л. Фари, М. Тавейрак [12] представлены результаты исследования особенностей развития социального интеллекта среди португальских студентов. Показатели по компонентам социального интеллекта (когнитивный аспект, мотивация в решении социальных проблем, индекс самоуверенности, индекс осведомлённости о разрешении социальных ситуаций) указывают на средние значения. Авторами отмечается, что исследуемые студенты отмечают у себя низкий уровень произвольности в ситуациях, касающихся способности понимать, принимать и решать возникающие ситуации в межличностном взаимодействии. Студенты-первокурсники обладают большей способностью использовать когнитивные процедурные и структурные аспекты решения проблем, а также у них более выражен энтузиазм в решении проблем, связанных с социальными ситуациями взаимодействия, по сравнению со старшекурсниками. Неуверенность в своих силах, а также непонимание того, что они обладают знаниями и опытом для эффективного решения ситуаций социального характера, является общей проблемой в ситуации межличностного взаимодействия для студентов разных курсов. Очевидной становится связь (и даже зависимость) развитости социального интеллекта (его компонентов) и готовности к будущей профессиональной деятельности для студентов. Согласно полученным в этом исследовании результатам, для студентов-психологов необходимо введение в образовательный процесс мероприятий, направленных на развитие социального интеллекта. При этом несформированность необходимого уровня социального интеллекта у обучающихся приводит в дальнейшем к сложностям на этапе их непосредственного вхождения в профессию.

В анализируемом Т.А. Егоренко исследовании М. Томаса, Т. Сковольта, Х. Майкла, М. Ронстад описываются сложности, которые возникают в деятельности начинающих психологов-консультантов с низким уровнем социального интеллекта [3]. Так, содержанием сложностей молодых специалистов, по мнению авторов, является: острая тревога, несоблюдение эмоциональных границ, переживание собственной несостоятельности как профессионала. Затруднения у новичков могут быть вызваны неясностью профессиональной деятельности. Опыт в психологическом консультировании является важной частью профессионализма, поскольку в ней нет стандартных способов мышления и ведения диалогов. Авторы

отмечают важность развития в рамках практических занятий для студентов эмоционального и поведенческого компонента социального интеллекта. Другая сложность, по мнению авторов, заключается в эмоциональной неопытности молодых специалистов. Умение соблюдать дистанционные межличностные рамки - необходимое качество психолога-консультанта. Новички, либо слишком эмоционально реагируя на поведение клиентов, не всегда верно интерпретируют ситуацию, либо, стараясь сдержать свои эмоции, упускают из виду важную для работы с клиентом информацию. Также осложняет профессиональную деятельность вероятность разочарования в своей специальности, своих профессиональных знаниях при столкновении с практикой. Для молодых специалистов становится очевидным, что академические схемы и теории не описывают все многообразие жизненных ситуаций и не способны дать ответы, применимые для конкретного случая. Профессиональные компетенции требуют способностей понимания чувств и поведения другого человека.

Е.В. Шипилова, проводя исследование на студентах-психологах, отмечает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов имеет сложную структуру, включающую в себя ряд компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивно-гностический, эмоционально-волевой, функционально-деятельностный и креативный, и последовательно достигает в своём развитии уровни - ориентировочный, операциональный, функциональный и рефлексивно-творческий [11].

Наполнение компонентов структуры психологической готовности студентов-психологов с учётом фактора социального интеллекта предполагает следующее:

- для ценностно-мотивационного - устойчивость позитивных профессиональных мотивов, ведущих профессиональных ценностей и интересов и выраженных гуманистических профессиональных установок;

- для когнитивно-гностического - характер профессиональной «картины мира», направленность на овладение спецификой деятельности психолога, связанной с её социально-эмоциональной сферой;

- для эмоционально-волевого - стремление следовать нормам и правилам работы психолога, волевая саморегуляция, учёт требований профессиональной деятельности психолога;

- для креативного - направленность на реализацию творческой активности, стремление к самостоятельности и самоопределению в профессии, направленность на преобразование;

- для функционально-деятельностного - степень сформированности коммуникативных, организационных, диагностических и других навыков и умений, сформированность профессионально-важных качеств и профессионального стиля межличностного взаимодействия.

Как видно, содержание компонентов структуры психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности отражает необходимость развития социального интеллекта как наиболее чувствительного и релевантного этому содержанию феномена.

Выводы. Ведущая роль социального интеллекта в формировании готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности обусловлена принципиальной социогенностью и эмоциональной потенциальностью профессии психолога, сущностной опорой результатов и самого процесса профессиональной деятельности на эффективность межличностных контактов и успешность межличностной коммуникации в целом, на прогнозирование её параметров в условиях социальных трансформаций.

Социальный интеллект выступает решающим фактором в формировании психологической готовности студента-психолога к профессиональной деятельности, обеспечивая понимание людей, способность продуктивного установления контактов, социальную приспособляемость и принятие социальных правил, социальную проницательность и интуицию, успешный поиск выхода из критических ситуаций, способствуя надёжности прогнозирования поведения людей и адекватному приспособлению в межличностных взаимодействиях, что является базой успешной профессиональной деятельности психолога.

Литература:

1. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Ашихмина. - М., 2010. - 23 с.

2. Буянов А.А. Развитие профессионального самопонимания студентов-психологов в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Буянов. - М., 2012. - 26 с.

3. Егоренко Т.А. Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе / Т.А. Егоренко // Современная зарубежная психология. - 2018. - Том 7. - № 3. -С. 109-114.

4. Клочкова А.Е. Характеристика социального интеллекта студентов-психологов / А.Е. Клочкова // Человеческий капитал. - 2015. - № 8 (80). - С. 58-62.

5. Краснощёченко И.П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / И.П. Краснощёченко. - М., 2012. - 47 с.

6. Куприна О.А. Психологические детерминанты осмысленности жизни студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Куприна. - М., 2010. - 29 с.

7. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л.В. Лежнина. - М., 2009. - 40 с.

8. Лукьянов А.С. Психологические особенности профессионального самосознания студентов-психологов разных курсов / А.С. Лукьянов // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 1. - 389 с. - С. 325-329.

9. Росина Н.Л. Интегративная психологическая система формирования профессиональной обучаемости студентов-психологов в вузе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.Л. Росина. - Нижний Новгород, 2012. - 49 с.

10. Филатова Л.Э. Психолого-педагогические условия формирования компетентности в профессиональном общении студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.Э. Филатова. -М., 2012. - 21 с.

11. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Шипилова. - М., 2007. - 212 с.

12. Pinto J.C. Social Intelligence in Portuguese Students: Differences According to the School Grade / J.C. Pinto, L. Faria, M. do Céu Taveira // Procedía - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 116. - P. 56-62.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант 3 курса Кузьминова Алеся Вадимовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

СПЕЦИФИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья раскрывает общий абрис феноменологии развития смысложизненных ориентаций личности. Описаны основные подходы, в которых отражено изучение смысложизненных и ценностных ориентаций человека в процессе возрастного профессионального развития. Представлены ход, содержание и результаты экспериментального исследования по изучению специфики смысложизненных и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза разных специальностей.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, студенты педагогического

вуза.

Annotation. The article reveals the general outline of the phenomenology of the development of life-meaning orientations of the individual. The main approaches are described, which reflect the study of life-meaning and value orientations of a person in the process of age-related professional development. The course, content and results of an experimental study on the study of the specifics of life-meaning and value orientations of students of a pedagogical university of different specialties are presented.

Keywords: life-meaning orientations, value orientations, students of a pedagogical university.

Введение. В условиях острых социальных и духовных изменений в жизни общества, на данном этапе, перед вузами стоит задача увеличения результативности в подготовке будущих специалистов. Имеющиеся данные показывают, что больше трети выпускников после окончания вуза не работают по выбранной профессии, при этом ни престиж специальности, ни ее материальная сторона не имеют особого влияния. Подобная ситуация сложилась и в педагогических вузах. Одной из причин этого явления выступает односторонность в профессиональной подготовке будущих педагогов, которая заключается в вооружении студентов профессиональными знаниями, умениями и компетенциями в преподавании определенных дисциплин. В данном подходе очевидно прослеживается недостаточность личностной подготовки к профессиональной деятельности: формирование личностных качеств, понимание и осмысление ценностных и смысложизненных ориентаций будущего педагога, отношение к будущей профессии как к жизнедеятельности [6].

Изложение основного материала статьи. Вопрос формирования смысложизненных ориентаций является одним из актуальных в психолого-педагогических науках. Он связан с поиском ответов на вопросы о сущности смысла жизни, ценностях и смыслобразовании. Смысложизненные ориентации (СЖО) обычно понимаются как способ построения собственной жизни человека с присущей ему системой ценностей, смыслов и целей. Поэтому следует отметить важность развития смысложизненных ориентаций у студентов педагогического вуза [5].

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых накоплен достаточно большой теоретический и эмпирический материал по изучению СЖО. Так, в отечественной психологии данная проблема раскрывается в трудах многих классиков и современников (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.Г. Алексеева, Н.И. Аркаева, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеева, В. Брушлинский, Ф.В. Бассин, Л.И. Божович, С.И. Григорьев, Е.И. Головаха, В.И. Долгова, И.С. Кон, Н.Л. Карпова, А.А. Козлов, Д.А. Леонтьев,

A.Н. Леонтьев, В.Т. Лисовской, С.Л. Рубинштейн, В.С. Трипольский, К. Обуховский, В.Э. Чудновский и др.). Развитию СЖО в возрастном онтогенезе посвящены труды Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой,

Е.М. Павлютенкова, А.И. Ростунова, С.Н. Никифорова, И.В. Ульяновой, А.Б. Тищенко, А.П. Огурцова, Э.Г. Юдина.

Анализ особенностей развития смысложизненной сферы личности студентов представлен в работах Г.М. Андреевой, Б.С. Братуся, В.Е. Гаврилова, Э.Ф. Зеера, О.В. Зиневич, И.Ф. Клименко, Б.Ф. Ломова,

B.C. Мухиной, Н.Д. Никандрова, A.A. Реана, И.А. Сапоговой, Д.Б. Эльконина, и др.

В зарубежной литературе проблема смысла жизни и СЖО исследовалась в аналитической психологии (К. Юнг), в психоанализе (З. Фрейд), в гуманистической психологии (А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс,). Ученые в своих трудах подчеркивают значимость успешного формирования смысложизненных ориентаций для гармоничного развития личности, указывая возможность воздействия на смысловую сферу через развивающую работу.

На основе анализа исследований по данной проблеме можно сделать краткий абрис, раскрывающий сущность данной феноменологии. СЖО человека представляют собой сложное и динамическое образование, которое имеет многоуровневую иерархическую, внутренне неоднородную структуру. Система СЖО является важнейшим компонентом структуры личности и находится на стыке мотивационно-потребностной сферы и личностных смыслов [7]. СЖО - это понятие, которое учитывает целенаправленную деятельность и жизненную активность человека во всех сферах его жизни. Цель жизни и ее значение зависят от самого человека, от того, какие усилия он приложит для реализации своих жизненных планов. Смысл жизни человека определяют уровень его ответственности как перед собой, так и перед обществом и природой. Важнейшими аспектами проблемы смысла жизни является стремление человека к самореализации и к актуализации своих способностей для осуществления жизненного предназначения [1]. В этом контексте смысл жизни во многом определяется способностью человека к творчеству, как одному из способов не только осмысления жизни, но и ее преобразования. Поскольку стремление к смыслу присуще человеческой природе, то неспособность удовлетворить эту потребность приводит к нервным и психическим расстройствам, травмам, задержкам и отставанию в развитии личности [4]. Это в свою очередь подчеркивает высокую значимость целенаправленного формирования и развития смысложизненных ориентаций личности в процессе ее онтогенетического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.