Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ-ПСИХОЛОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАРАМЕТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьёва Ольга Владимировна, Георгиевская Яна Сергеевна

В статье представлено эмпирическое обоснование влияния социального интеллекта на готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности. Показаны результаты диагностики четырёх параметров социального интеллекта на выборке студентов-психологов - познание результатов, классов, систем поведения и способности преобразования поведения. Описаны результаты диагностики когнитивного (самореализация в профессии), аффективного (отношение к мотивации обучения) и конативного (направленность в профессии) компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. В результате корреляционного анализа установлено, что у студентов-психологов существуют разноуровневые связи между параметрами социального интеллекта («понимание последствий», «обобщение», «преобразование», «логика») и параметрами психологической готовности к профессиональной деятельности (самореализация, направленность на себя, на дело, на общение, мотивация на знания, на получение диплома, на профессию).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьёва Ольга Владимировна, Георгиевская Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SOCIAL INTELLIGENCE ON PROFESSIONAL READINESS OF PSYCHOLOGIST STUDENTS: RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH

The article presents an empirical substantiation of the influence of social intelligence on the readiness to professional activity in psychology students. The results of diagnostics of four parameters of social intelligence on a sample of psychology students are shown - cognition of results, classes, and behavior systems and the ability to transform behavior. The results of diagnostics of cognitive (self-realization in the profession), affective (position to the motivation of learning) and conative (orientation in the profession) components of psychological readiness for professional activity in psychology students are described. As a result of the correlation analysis, it was established that between the parameters of social intelligence («understanding of consequences», «generalization», «transformation», «logic») there are multi-level connections with the parameters of psychological readiness for professional activity in psychology students (self-realization, focus on oneself, on activity, on communication, motivation for knowledge, for obtaining a diploma, for a profession).

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Психология

УДК 159.922

доктор психологических наук, профессор Соловьёва Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант Георгиевская Яна Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлено эмпирическое обоснование влияния социального интеллекта на готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности. Показаны результаты диагностики четырёх параметров социального интеллекта на выборке студентов-психологов - познание результатов, классов, систем поведения и способности преобразования поведения. Описаны результаты диагностики когнитивного (самореализация в профессии), аффективного (отношение к мотивации обучения) и конативного (направленность в профессии) компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. В результате корреляционного анализа установлено, что у студентов-психологов существуют разноуровневые связи между параметрами социального интеллекта («понимание последствий», «обобщение», «преобразование», «логика») и параметрами психологической готовности к профессиональной деятельности (самореализация, направленность на себя, на дело, на общение, мотивация на знания, на получение диплома, на профессию).

Ключевые слова: студент-психолог, социальный интеллект, готовность к профессиональной деятельности, параметры психологической готовности, параметры социального интеллекта.

Annotation. The article presents an empirical substantiation of the influence of social intelligence on the readiness to professional activity in psychology students. The results of diagnostics of four parameters of social intelligence on a sample of psychology students are shown - cognition of results, classes, and behavior systems and the ability to transform behavior. The results of diagnostics of cognitive (self-realization in the profession), affective (position to the motivation of learning) and conative (orientation in the profession) components of psychological readiness for professional activity in psychology students are described. As a result of the correlation analysis, it was established that between the parameters of social intelligence («understanding of consequences», «generalization», «transformation», «logic») there are multi-level connections with the parameters of psychological readiness for professional activity in psychology students (self-realization, focus on oneself, on activity, on communication, motivation for knowledge, for obtaining a diploma, for a profession).

Key words: student-psychologist, social intelligence, readiness for professional activity, parameters of psychological readiness, parameters of social intelligence.

Введение. Проблема формирования готовности специалиста в области психологии к профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе обусловлена тем, что часто выпускники не готовы к выполнению профессиональной деятельности из-за доминирования нерелевантной по отношению к функциям будущего профессионала внешней атрибутивной мотивации обучения в вузе, искажения ролей теоретического и практического обучения для формирования практико-ориентированных компетенций будущего психолога, недостаточной развитостью социального интеллекта как особой метакомпетенции, отражающей специфичное содержание профессиональной деятельности психолога и необходимой для её успешности (О.А. Андрусевич, А.С. Лукьянов, И.М. Пучкова, Е.В. Шипилова и др. [1; 2; 6-9; 12]).

В своей предыдущей работе мы показали на теоретическом уровне, основываясь на результатах имеющихся исследований [3-5; 11], что развитый социальный интеллект выступает решающим фактором в формировании психологической готовности студента-психолога к профессиональной деятельности, обеспечивая понимание людей, способность продуктивного установления контактов, социальную приспособляемость и принятие социальных правил, социальную проницательность и интуицию, успешный поиск выхода из критических ситуаций, способствуя надёжности прогнозирования поведения людей и адекватному приспособлению в межличностных взаимодействиях, что является базой успешной профессиональной деятельности психолога [10].

Целью данной работы выступает эмпирическое обоснование справедливости данного положения.

Изложение основного материала статьи. Гипотезу исследования на эмпирическом уровне можно сформулировать следующим образом: существуют значимые связи между параметрами социального интеллекта и психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов.

В качестве выборки нашего исследования выступили студенты 2-3-х курсов ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет». Общее количество обследованных студентов 2-3-х курсов - 84 человека (возраст - 19-21 год, среднее - 20.3 л.), обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 -Психология и специальности 37.05.02 - Психология служебной деятельности.

Методиками исследования выступили: для социального интеллекта - тест Гилфорда «Социальный интеллект» (адаптация Е.С. Михайловой), для психологической готовности (когнитивного, аффективного и конативного компонентов соответственно) - методики «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин и соавт.), «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина) и «Определение направленности личности» (Б. Басс). Основную задачу выяснения силы и направления связи между параметрами социального интеллекта и готовности мы решали с использованием корреляционного анализа (программа IBM SPSS Statistics 22.0).

Таким образом, представленные методические основания позволили нам провести основное эмпирическое исследование, результаты которого представлены ниже.

Результаты использования теста Гилфорда на выборке испытуемых показали, что в целом по группе студентов-психологов доминирующий уровень - уровень средних значений признака, который «объединяет» вокруг себя относительно равномерно остальные значения в сторону выше среднего уровня. В методике представлены четыре параметра (шкалы).

По параметру познания результатов поведения - 3.6% испытуемых имеют высокий уровень сформированности компонента, 15.5% - выше среднего, 52.4% - средний, 20.2% - ниже среднего, 8.3% -низкий. Данный параметр отражает способность предвидеть последствия поведения людей в определённой ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем. Полученные результаты говорят о недостаточной дифференцированности я-концепции, насыщенности образа Я пониманием интеллектуальных и волевых характеристик у обследованных студентов-психологов.

По второму параметру - познание классов поведения - высокий уровень представлен у 4.8% студентов, выше среднего - у 20.2%, средний - у 40.5%, ниже среднего - у 22.6% и низкий - у 11.9%. Этот параметр характеризует способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека. На нашей группе будущих психологов полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты в целом на среднем уровне могут правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника ввиду слабой ориентировки в невербальных реакциях, сопровождающих вербалику.

По третьему параметру - способности преобразования поведения - высокий уровень выявлен у 11.9% студентов, выше среднего - у 22.6%, среднего - у 45.2%, ниже среднего - у 15.5%, низкого - у 4.8%. Этот параметр через диагностику вербальной экспрессии измеряет способность понимать изменение значения исходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации. На нашей группе будущих психологов полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты в целом обладают средней чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, правильному понимаю ситуативной речевой экспрессии, обладают широким спектром ролевого поведения, но недостаточно развитой способностью проявления ролевой пластичности, не в полной мере адекватно ситуации распознают смыслы вербальных сообщений в зависимости от характера взаимоотношений людей.

Для последнего параметра социального интеллекта - познания систем поведения - высокий уровень сформированности параметра выявлен у 16.7% студентов, выше среднего - 26.2%, средний - 41.6%, ниже среднего - 13.1%, низкий - у 2.4%. Этот параметр отвечает за способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты в достаточной мере умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников, способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, умеют ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Диагностика психологической готовности предполагала измерение трёх компонентов - когнитивного, аффективного и конативного.

Результаты диагностики когнитивного компонента показала, что в группе студентов-психологов получено 28.6% - высокого уровня самореализации, т.е. студент активно реализует свои потребности в саморазвитии 50.0% - среднего, т.е. у студента отсутствует сложившаяся система саморазвития и 21.4% -низкого. В нашей выборке, как видно, большая доля приходится на отсутствие полностью сложившейся системы самореализации, что содержательно отражает этап становления при формировании представлений о будущей профессии ввиду того, что студенты 2-3-го курсов (наши обследуемые) либо только получают первичные конкретные знания о специальности, либо находятся в стадии корректировки имеющихся знаний о ней из-за вновь поступаемой информации на стадии актуального обучения в вузе.

Диагностика аффективного компонента показала, что большинство студентов ориентированы на получение знаний (51.2%); оставшиеся примерно равные части - ориентированы на получение профессии (21.4%) и получение диплома (27.4%). Такое распределение вполне объяснимо основной целью высшего образования - передачей знаний для будущей профессии, при этом, однако, видно из результатов исследования, что студенты также ориентированы на получение диплома и на приобретение профессии. Можно говорить о том, что студенты оценивают эти типы мотивации обучения как неравнозначные альтернативы понимания себя в будущей профессии.

Диагностика конативного компонента показала, что в группе распределение по типам направленности личности условно равномерное. Направленность на дело характеризует студента с высоким уровнем сформированности данного компонента (36.9%), на общение - со средним (32.2%) и на себя - с низким (30.9%). Как видно, на этапе обследования студенты-психологи неравнозначными считают данные альтернативы направленности.

Для цели подтверждения гипотезы нашего эмпирического исследования мы провели корреляционный анализ (критерий r-Спирмена, программа IBM SPSS Statistics 22.0). Результаты - в таблице 1.

Как видно в табл. 1, по строкам представлены параметры социального интеллекта, по столбцам -показатели психологической готовности. Для каждого случая приведены две строки - собственно значение критерия корреляции (r) и уровень его значимости (p). Отметим, что представлены только значимые связи.

Таблица 1

Связь параметров социального интеллекта и готовности к профессиональной деятельности для

студентов-психологов

Параметры Самореализация Профессия Знания Диплом На себя На общение На дело

Последствия г .548 -.476

Р .001 .002

Обобщение г .321 .523

Р .049 .000

Преобразование г .387 -.360 .390

Р .038 .042 .038

Логика г .420 .411

Р .007 .006

Результаты свидетельствуют о том, что существуют значимые связи между социальным интеллектом и готовностью к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Причём эти связи представлены как прямые, так и обратные.

Так, параметр «понимание последствий» прямо коррелирует с самореализацией (г=0.548, р=0.001) и обратно - с направленностью на себя (г=-0.476, р=0.002). То есть чем больше развито у студента понимание последствий своих действий и видится связь между делом и его обратной связью, тем ярче выражено адекватное представление о себе в будущей профессии и тем ниже меньше выражена направленность на себя (нежели на дело или общение) при представлении о себе как субъекте профессиональной деятельности.

Для параметра социального интеллекта «обобщение» существуют прямые связи с направленностью мотивации на знания (г=0.321, р=0.049), а поведения - на дело (г=0.523, р=0.000). То есть при высоких значениях способности к распознаванию социальных ситуаций и умений управлять процессом межличностного взаимодействия ярко выражена знаниевая мотивация обучения в вузе и получения высшего образования и деловая стратегия поведения как ориентации на способ осуществления профессиональной деятельности в качестве её субъекта.

Для параметра «преобразование» выявлены прямые связи с показателями самореализации (г=0.387, р=0.038) и ориентацией на общение (г=0.390, р=0.038), а также обратная связь с показателем «мотивация на получение диплома» (г=-0.360, р=0.042). То есть при высокой личностной чувствительности студента к особенностям межличностных отношений и большим арсеналом ролевого поведения у него ярко выражена осмысленность самореализации в профессии, понимание своего места в ней и её значение для своего личностного роста, а также очевидная в данном случае ориентированность стратегии поведения в профессии на общение (не на дело или на себя) и такая же очевидная, на наш взгляд, яркая отрицательная выраженность направленности мотивации на получение диплома.

По последнему параметру социального интеллекта «логика» выявлены прямые связи с показателями направленности мотивации на профессию (г=0.420, р=0.007) и ориентации профессиональной стратегии на дело (г=0.411, р=0.006). То есть хорошее умение анализировать сложные социальные ситуации взаимодействия людей, способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, принятие себя ярко характеризуют мотивацию студента на профессию и его ориентацию на реализацию профессиональной стратегии на получение значимых результатов, обусловливающую успешность профессиональной деятельности в целом.

Выводы. В целом по выборке студентов-психологов доминирующий уровень параметров социального интеллекта находится на средних значениях признака. У них ещё не в полной мере выражена способность к дифференциации невербальных сообщений, они недостаточно осознают связь поведения с последствиями, обладают средней чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, правильному понимаю ситуативной речевой экспрессии, умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, умеют ориентироваться в невербальных реакциях человека.

По психологической готовности у обследованных студентов-психологов большая доля приходится на отсутствие полностью сложившейся системы самореализации, большинство студентов ориентированы на получение знаний, распределение же по типам направленности личности на дело, на общение и на себя условно равномерное, т.е. студенты оценивают эти типы направленности как равноценные альтернативы своего поведения в будущей профессии.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о следующем.

Чем больше развито у студента понимание последствий своих действий и видится связь между делом и его обратной связью, тем ярче выражено адекватное представление о себе в будущей профессии и тем ниже меньше выражена направленность на себя (нежели на дело или общение) при представлении о себе как субъекте профессиональной деятельности.

При высоких значениях способности к распознаванию социальных ситуаций и умений управлять процессом межличностного взаимодействия ярко выражена знаниевая мотивация обучения в вузе и получения высшего образования и деловая стратегия поведения как ориентации на способ осуществления профессиональной деятельности в качестве её субъекта.

При высокой личностной чувствительности студента к особенностям межличностных отношений и большим арсеналом ролевого поведения у него ярко выражена осмысленность самореализации в профессии, понимание своего места в ней и её значение для своего личностного роста, а также ориентированность стратегии поведения в профессии на общение (не на дело или на себя) и яркая отрицательная выраженность направленности мотивации на получение диплома.

Хорошее умение анализировать сложные социальные ситуации взаимодействия людей, способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, принятие себя ярко характеризуют мотивацию студента на профессию и его ориентацию на реализацию профессиональной стратегии на получение значимых результатов, обусловливающую успешность профессиональной деятельности в целом.

Таким образом, можно говорить о том, что между социальным интеллектом и готовностью к профессиональной деятельности у студентов-психологов существуют значимые разноуровневые связи их параметров. Это может свидетельствовать в пользу того, что развитый социальный интеллект выступает решающим фактором в формировании психологической готовности студента-психолога к профессиональной деятельности.

Литература.

1. Андрусевич О.А. Формирование компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов с использованием средств психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Андрусевич. - Курск, 2009. - 28 с.

2. Буянов А.А. Развитие профессионального самопонимания студентов-психологов в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Буянов. - М., 2012. - 26 с.

3. Дробышевская И.В. Психолого-педагогические детерминанты развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Дробышевская. -Брянск, 2012. - 24 с.

4. Егоренко Т.А. Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе / Т.А. Егоренко // Современная зарубежная психология. - 2018. - Том 7. - № 3. -С. 109-114.

5. Клочкова А.Е. Характеристика социального интеллекта студентов-психологов [Электронный ресурс] / А.Е. Клочкова // Человеческий капитал. - 2015. - № 8 (80). - С. 58-062. -https://elibrary.ru/item.asp?id=25346185 (дата обращения: 19.06.2021).

6. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л.В. Лежнина. - М., 2009. - 40 с.

7. Лукьянов А.С. Психологические особенности профессионального самосознания студентов-психологов разных курсов / А.С. Лукьянов // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 1. - 389 с. - С. 325-329.

8. Пучкова И.М. Диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / И.М. Пучкова, В.В. Петрик // Учёные записки Казанского университета. - 2015. - Том 157, кн. 4. - С. 245-252.

9. Росина Н.Л. Интегративная психологическая система формирования профессиональной обучаемости студентов-психологов в вузе: автореф. дис. . д-ра психол. наук / Н.Л. Росина. - Нижний Новгород, 2012. - 49 с.

10. Соловьёва О.В. Социальный интеллект как фактор готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: к теоретическому анализу проблемы / О.В. Соловьёва, Я.С. Георгиевская // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2021. -Вып. 71. Ч. 3. - 400 с. - С. 372-375.

11. Филатова Л.Э. Психолого-педагогические условия формирования компетентности в профессиональном общении студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.Э. Филатова. -М., 2012. - 21 с.

12. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Шипилова. - М., 2007. - 212 с.

Психология

УДК 159.922

доктор психологических наук, профессор Соловьёва Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант Георгиевская Яна Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье раскрывается теоретическое обоснование связи социального интеллекта и готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Показаны предпосылки формирования социального интеллекта у студентов-психологов, связанные с психологическими особенностями их профессиональной деятельности. Представлены теоретические подходы к пониманию предметной специфики профессиональной деятельности психолога, выделены параметры этой деятельности, связанные с социально-эмоциональной её сферой (эмоциональная устойчивость, компетентность в профессиональном общении, развитое самосознание, способность к познанию себя и другого, профессионально-важные качества и ценности). Описано обоснование связи между социальным интеллектом и готовностью к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Показана сущность психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности с учётом фактора социального интеллекта для ценностно-мотивационного, когнитивно-гностического, эмоционально-волевого, креативного и функционально-деятельностного компонентов готовности.

Ключевые слова: студент-психолог, социальный интеллект, профессиональная деятельность, готовность к профессиональной деятельности, компоненты психологической готовности.

Annotation. The article reveals the theoretical basis of the relationship between social intelligence and readiness for professional activity in psychology students. The prerequisites for the formation of social intelligence in psychology students, related to the psychological characteristics of their professional activities, are shown. The article presents theoretical approaches to understanding the subject specifics of the professional activity of a psychologist, highlights the parameters of this activity related to its socio-emotional sphere (emotional stability, competence in professional communication, developed self-awareness, the ability to know oneself and others, professionally important qualities and values). The article describes the rationale for the relationship between social intelligence and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.