Научная статья на тему 'Роль социального интеллекта в профессиональной самореализации личности (на примере будущих специалистов-лингвистов)'

Роль социального интеллекта в профессиональной самореализации личности (на примере будущих специалистов-лингвистов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY / SOCIAL INTELLIGENCE / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинова Наталья Викторовна

В статье представлены результаты исследования роли социального интеллекта в профессиональной самореализации личности. Приведены результаты факторного анализа данных исследования, и установлена связь между уровнем самореализации и социальным интеллектом студентов-лингвистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудинова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Social Intelligence in Professional Self-Realization (by the Example of Future Specialists-Linguists)

The results of the research of the role of social intelligence in the professional self-realization of the personality in students-linguists are brought to light in the article. The results of the factorial analysis of the data are submitted and the connection between the level of self-realization and social intelligence of the students-linguists is established.

Текст научной работы на тему «Роль социального интеллекта в профессиональной самореализации личности (на примере будущих специалистов-лингвистов)»

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (на примере будущих специалистов-лингвистов)

Н.В. Кудинова

Кафедра теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445020

В статье представлены результаты исследования роли социального интеллекта в профессиональной самореализации личности. Приведены результаты факторного анализа данных исследования, и установлена связь между уровнем самореализации и социальным интеллектом студентов-лингвистов.

Ключевые слова: самореализация личности, социальный интеллект, профессиональная самореализация, личность.

Актуальность исследования взаимосвязи социального интеллекта со значимыми сферами жизни человека, в том числе с профессиональной самореализацией, связана с усложнением условий жизни и труда для человека. В условиях непрерывного развития экономических, политических и социальных отношений к личности предъявляются все более высокие требования: важно не только ее профессиональное соответствие, но и умение создать вокруг себя благоприятный климат, успешно реализовывать себя в условиях профессиональных взаимоотношений.

Известно, что интеллект выступает основным условием профессионального развития человека, независимо от того, к какой сфере деятельности принадлежит специалист. В ряде профессий типа «человек — человек» социальный интеллект играет роль не менее важную, чем базовый. Выполняя свои профессиональные обязанности, специалисты данного вида профессий взаимодействуют с другими. К данному роду профессиональной деятельности мы относим и лингвистов.

Основополагающими в изучении социального интеллекта являются труды зарубежных ученых Э. Торндайка, Г. Олпорта, Дж. Гилфорда и др. Понятие «социальный интеллект» впервые было введено в психологию в 1920 г. Э. Торндайком. Под этим термином автор понимал «способность к пониманию и управлению людьми, способность действовать мудро в межличностных отношениях».

В процессе дальнейшего развития свой вклад в интерпретацию данного понятия внесли ряд известных психологов. Г. Айзенк считал, что социальный интеллект — это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации под воздействием социокультурных условий. Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависящих от общего интеллекта. Дж. Гилфорд первым разработал надежный тест для измерения социального интеллекта.

Отечественные исследователи рассматривают социальный интеллект в нескольких направлениях: как понимание человека человеком (А.А. Бодалев), как социальное мышление (К.А. Абульханова-Славская), как межличностное взаимо-

действие (Н.Н. Обозов), как коммуникативную компетентность (Ю.Н. Емельянов) и как самостоятельный психологический феномен (М.И. Бобнева, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницина и др.).

Е.С. Михайлова (Алешина), рассматривает социальный интеллект как интегральную, интеллектуальную способность, которая обеспечивает успешность общения и социальной адаптации, способность прогнозировать поведение людей в различных житейских областях и ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии. По мнению В.Н. Кунициной, социальный интеллект можно развивать через формирование личностных и коммуникативных свойств, через самоконтроль, саморегуляцию.

Проблема социального интеллекта рассматривается как в рамках однофак-торных теорий, которые концентрируются на роли одной общей способности, так и многофакторных, которые рассматривают интеллект как совокупность нескольких независимых способностей. Принято считать «смешанные теории» более успешными. Согласно данным теориям социальный интеллект складывается из общей способности и ряда специальных. В.Н. Куницына рассматривает социальный интеллект как средство познания социальной действительности, а социальную компетентность — как продукт этого познания [3]. В рамках концепции В.Н. Ку-ницыной утверждается, что социальный интеллект включает в себя те функции, которые контролируют адекватность и успешность социального взаимодействия. Кроме того, социальный интеллект выполняет и другие функции, которые являются не менее сложными и глобальными для личности: саморазвитие, самообучение и мотивационная функция. Основная их роль заключается в обеспечении возможности не только приспособиться к постоянно меняющимся условиям, но и аккумулировать силы для саморазвития и самореализации.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные данной проблеме, понятие «социальный интеллект» не имеет однозначного определения и рассматривается с различных методологических позиций. Зарубежные авторы рассматривают социальный интеллект в рамках общего интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд) и теории атрибуции (Р. Селман, Л.Д. Росс и др.), отечественные исследователи больше изучают этот феномен в рамках практического интеллекта. Очевидна неоднозначность и вариативность подходов к пониманию социального интеллекта.

Проблеме самореализации личности посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. Однако прийти к единой концепции в исследовании данной проблемы исследователям до сих пор не удалось. Зарубежные психологи занимаются изучением механизмов и условий для самореализации личности (К. Гольдштейн, К. Роджерс, А. Маслоу и др). Часто самореализация рассматривается как целостный процесс самосовершенствования, сочетающий в себе самостановление и самоизменение на протяжении всего жизненного пути человека. В рамках большинства работ для рассмотрения проблемы самореализации используются линейные, аналитические стратегии которые позволяют исследовать отдельные признаки этого феномена: мотивационные, когнитивные или процессу-

альные [2]. В противовес данному подходу существует мнение о необходимости системного подхода к проблеме самореализации.

Ученые спорят не только по поводу концептуальных вопросов о природе самореализации и механизмах ее осуществления, но и по поводу условий и факторов, обуславливающих ее успешность. Так, И.П. Смирнова считает, что роль решающего фактора в реализации самого себя и своего потенциала играют не природные задатки человека как таковые, а сформированные внешней средой личностные качества, которые являются продуктом образования, воспитания и обучения труду.

Таким образом, нам представляется возможным определить роль социального интеллекта в успешной самореализации личности как одну из главных. В пользу нашего убеждения говорит тот факт, что наличие (отсутствие) высокого уровня социального интеллекта является причиной эффективного (неэффективного) межличностного взаимодействия. Наличие этого фактора создает социальный комфорт и безопасность в группе, что является одним из главных условий для полноценной самореализации субъекта деятельности.

При исследовании самореализации мы опирались на полифункциональный подход С.И. Кудинова, в котором самореализация рассматривается как многоуровневое системное образование, проявляющееся в деятельности и детерминированное совокупностью инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта к самовыражению в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза. В его основе лежат теоретические положения: о неразрывности инструментального, содержательного и результативного аспектов самореализации личности; о единстве личностных и индивидуальных образований субъекта; о системной природе отношений и качеств личности. Авторский подход включает в себя личностные (мотивационные, когнитивные, ценностно-смысловые, рефлексивно-оценочные) характеристики и индивидуальные признаки (эргодинамические, эмоциональные и регулярно-волевые) [2]. В качестве отправной точки самореализации личности С.И. Кудинов рассматривает стремление к самовыражению, которое имеет свою силу, интенсивность, способы и приемы воплощения (динамические характеристики). Стремление может быть оценено со стороны направленности мотивации. Человек осознает и осмысляет его по-разному (когнитивная сторона). В основе стремлений лежат цели-установки (установочно-целевой аспект). Оно переживается и регулируется субъектом (эмоциональный и организационный параметры) и имеет промежуточный и конечный результат. Итак, самореализация личности, согласно данному подходу, включает в себя динамический, эмоциональный, организационный, мотивационный, когнитивный, компетентно-личностный, установочно-целевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Каждый из этих компонентов содержит, в свою очередь, по две переменные, позволяющие более конкретно охарактеризовать данный феномен.

Среди всех возможных сфер самореализации личности наибольший интерес у нас вызывает профессиональная деятельность. Многое в проблеме профессиональной самореализации остается неясным. Очевидна необходимость продолжения

теоретического и эмпирического анализа самореализации и изучения факторов, которые ее детерминируют. Как уже ранее было замечено, самореализация, в том числе и в профессиональной сфере, имеет системную детерминацию (внутреннюю и внешнюю). К первой относят социальные факторы и условия самореализации, ко второй — личностные свойства.

Мы предположили, что социальный интеллект можно представить как профессионально значимое качество будущих специалистов-лингвистов. Таким образом, уровень самореализации специалиста связан с уровнем развития социального интеллекта: чем выше социальный интеллект, тем выше уровень самореализации. Кроме того, целью данного исследования мы считаем выявление специфических особенностей профессиональной самореализации, свойственных студентам с высоким и низким уровнями социального интеллекта.

Исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В нем принимали участие студенты 2—4-го курсов в количестве 90 человек.

Уровень социального интеллекта выявлялся по тесту Дж. Гилфорда и М. Са-ливенна. В ходе исследования были выявлены респонденты с высоким (7,4% от общего количества), средним (90,0%) и низким (2,4%) уровнями социального интеллекта. В исследовании мы учитывали только высокие и низкие показатели.

Для исследования самореализации использовался «Многомерный опросник самореализации личности» С.И. Кудинова. Данный тест разработан в рамках авторского подхода (полисистемная концепция самореализации личности С.И. Куди-нова), содержит семнадцать шкал в восьми компонентах (перечислены выше), методика позволяет раскрыть качественные и количественные характеристики самореализации, а также проследить взаимосвязи отдельных компонентов данной структуры. Данные методики отвечают всем требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам: проверена ретестовая надежность, внутренняя однородность, факторная валидность, конструктная валидность.

В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что студенты с высоким уровнем социального интеллекта имеют более высокий уровень профессиональной самореализации по сравнению с группой студентов с низким уровнем социального интеллекта.

Для более четкого выделения характеристик в структуре самореализации студентов с высоким уровнем социального интеллекта был проведен факторный анализ результатов исследования. Так, в факторной структуре гармоничного уровня самореализации первый фактор представлен следующими составляющими: активность, оптимистичность, эгоцентрическая мотивация, креативность и интер-нальность.

Самореализация побуждается эгоцентрической мотивацией, что свидетельствует о доминировании узколичностных мотивов, направленных на развитие профессиональной компетентности, а также отдельных качеств и способностей. Для студентов данной группы характерно постоянное стремление к самовыражению, инициативность и настойчивость в реализации своего потенциала. У них высо-

кий уровень самоконтроля, что способствует хорошему контролю своего поведения и адекватности оценки собственных возможностей [3]. Респонденты данной группы оперативно решают поставленные перед ними задачи, применяя широкий набор средств для проявления своих способностей. Для них характерен позитивный эмоциональный настрой, оптимизм и уверенность в успешности результатов своей деятельности.

Второй фактор составляют переменные прогностического, мотивационного и ценностно-целевого компонента (конструктивность и социально-корпоративные установки самореализации и социоцентрическая мотивация). С содержательной стороны респондентов характеризует стремление проявлять свои способности на благо коллектива, что подтверждает социоцентрическая мотивация, при этом сам процесс деятельности доставляет удовлетворение и способствует в развитии своего потенциала. Стремление респондентов к самовыражению через социум способствует успешному овладению новыми навыками, оптимизации деятельности и, как результат, изменениям в общественной и личностной сфере.

Во второй группе студентов с низким уровнем профессиональной самореализации и социального интеллекта структура представлена следующими факторными весами. Первый фактор представлен следующими переменными: анергич-ность, пессимистичность, социальные барьеры самореализации и экстернальность. Для данной группы характерен низкий уровень стремления к самовыражению, малая вариативность поведения и однотипные модели самореализации. Процесс самореализации сопровождается негативным эмоциональным фоном и предвосхищением неудачного исхода деятельности, связанным с неуверенностью в собственном потенциале. Респонденты с низкой профессиональной самореализацией изначально испытывают тревогу и нежелание к самовыражению в связи с плохой самоорганизацией и самоконтролем.

Второй фактор составили следующие переменные: деструктивность, личностные барьеры и консервативность. Иначе говоря, при самореализации у респондентов возникают проблемы с вариативностью и выбором схем поведения, для них характерна поведенческая стереотипность и отсутствие стремления к саморазвитию, что свидетельствует о непродуктивности профессиональной самореализации. Для них характерна тревожность и неуверенность в своих силах, связанная, как правило, с личностными особенностями и доминированием негативной прогностической оценки своей перспективы.

Таким образом, проведенное исследование показывает наличие специфической связи между уровнем социального интеллекта и профессиональной самореализации личности. На основе факторного анализа также выявлены специфические особенности профессиональной самореализации студентов с высоким и низким социальным интеллектом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова. — СПб., 1997.

[2] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37.

[3] Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

[4] Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.

THE ROLE OF SOCIAL INTELLIGENCE IN PROFESSIONAL SELF-REALIZATION (by the example of future specialists-linguists)

N.V. Kudinova

Theoretical and Applied Psychology Department

Togliatti State University Belorusskaya St., 14, Togliatti, Russia, 445020

The results of the research of the role of social intelligence in the professional self-realization of the personality in students-linguists are brought to light in the article. The results of the factorial analysis of the data are submitted and the connection between the level of self-realization and social intelligence of the students-linguists is established.

Key words: self-realization of the personality, social intelligence, professional self-realization, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.