3. Дзятковская Е. Н., Нодельман ние: теория, диагностика и практик гос. пед. ун-та, 1998. 360 с.
4. Сараева Н. М., Ежевская Т. И., вание интеллектуальных показателе ных экологических условиях // Сов ник научных трудов. Чита : Изд-во З
5. Суханов А. А. Влияние экологи лектуальное развитие детей : автореф МГПУ, 2005. 23 с.
6. Экологическая психология : Де ров органического происхождения н кую структуру личности подростка И. В. Боев [и др.]. Вып. 1. Ставрополь :
7. Эколого-психологические про пекты : коллективная монография. ч
>. И., Вострина З. И. Здоровье и образова-реабилитации. Иркутск : Изд-во Иркут.
Дьяч
й дет еме абГП ческ
дис
кова Н. М., Суханов А. А. Исследо-ей, развивающихся в неблагоприят-нные проблемы образования : сборУ, 2003.
неблагоприятной среды на интел... канд. психол. наук: 19.00.01. М. :
и
структивное действие химических факто-а конституционально-психотипологичес-учеб.-метод. пособие / О. А Ахвердова, Изд. СГМА, СГУ, 2001. 68 с. блемы качества жизни : региональные ас-ита : Изд-во ЗабГПу, 2004. 159 с.
УДК 152.3
N. A. Setcova
ББК Ю 937
Н. А. Сеткова
The social intelligence as a factor of self
realization and social intelligence from
Социальный интеллект как фактор
Representatives of the «man -man» trade
самореализации
у представителей профессии типа
We can bring results of interconnection of
«человек - человек»
social intelligence and self-realization from
representatives of profession «person -per-
Приведены результаты исследования
son». We defined results of intelligence of
взаимосвязи социального интеллекта и
life and social-psychological adaptation
самореализации у представителей про-
Data was examined to factorization.
фессий типа «человек-человек». Опре-
Key words: social intelligence, self-real-
делены также показатели осмысленнос-
ization.
ти жизни и социально-психологической
адаптации. Данные подвергнуты фак-
Актуальность исследования пробле-
торизации.
мы самореализации личности обуслов-
Ключевые слова: социальный интел-
лена несколькими причинами. Во-пер-
лект, самореализация.
вых, современный развитый человек от-
личается от людей других эпох особыми
ценностно-смысловыми основами своей
жизни, иными детерминантами пове-
дения. Потребность в самореализации
стала неотъемлемой частью мотиваци-
онно-потребностной сферы многих лю-
дей. Эта субъективная характеристика
есть проявление новых тенденций обще-
ственного развития, которыми характери- ции должны коррелировать с высокими
зуется настоящий этап антропогенеза. И показателями социального интеллек-
человечество в целом, и отдельные люди та. Социальный интеллект, по мнению
осознали необходимость самореализации В.Н. Куницыной, выступает как средс-
для осуществления своего дальнейшего тво познания социальной действитель-
развития, выполнения своей миссии. В ности, социальная компетентность - как
психоисторическом контексте самореа- продукт этого познания [3]. Социальный
лизация личности понимается как «пос- интеллект и социальная компетентность
тепенно осознаваемый людьми процесс выполняют общие функции: адекватную
реализации собственных возможностей, ТУ ^ “ У адаптацию, правильную оценку ситуа-
который все более становится понятным / , ' 1 У ^ У У ции и успешную реализацию деятель-
людям как то, что обеспечивает смысл и ности, - они могут быть описаны с помо-
ценность их собственно человеческого щью количественных характеристик.
существования» [1, с. 32]. Потребность в Концепция, предложенная В.Н. Куни-
самореализации растет по мере развития цыной, подтверждает, что социальный
«человеческого в человеке» в ходе посту- интеллект полностью охватывает весь
пательного движения цивилизации. В диапазон функций, которые ответствен-
постиндустриальном, информационном ны за адекватность и успешность соци-
обществе проблематика самореализации ального взаимодействия. Вместе с тем,
личности становится нормой, едва ли не она открывает новые функции соци-
культурным стереотипом. Г ТУ ^ ^ ального интеллекта, более сложные по
Определение понятия «самореализа- своей природе и глобальные для лично-
ции личности» в отечественной науке по- сти - саморазвитие, самопознание, са-
явилось совсем недавно, сформулировала мообучение и мотивационная функция.
его Л.А. Коростылева. Автор считает, что Эти свойства призваны помочь личности
«самореализация - это осуществление не просто приспособиться к меняющим-
возможностей развития «Я» посредством ся, подчас критическим ситуациям, но и
собственных усилий, содеятельности и консолидировать силы для саморазвития
сотворчества с другими людьми (ближ- и самореализации. Самореализация лич-
ним и дальним окружением), социумом ности осуществляется в разных сферах
^ ГУ " ^ У и миром в целом» [2, с. 4]. жизни. Важнейшая из них - професси-
Одни исследователи продолжают счи- ональная сфера. В нашем исследовании
тать самореализацию явлением, обуслов- уровень развития социального интеллек-
г 7 У ленным присущей природе человека пре- та рассматривается как фактор личност-
допределенностью быть самоактуализи- ного роста и самореализации в профес-
^ Г ^ У рующимся существом, а другие, отрицая сиональной сфере «человек-человек».
У ' У 1 ' I У 7 1 1 эту предопределенность, предпочитают Проблема социального интеллекта
говорить о процессуальной детермина- рассматривалась как в рамках однофак-
ции [1]. Адаптация состоит из двух жиз- торных теорий, которые отдают при-
ненных программ, которые представле- оритет одной общей способности, так
ны как «внешняя» и «внутренняя». Цель и многофакторных, которые рассмат-
внешней программы - социально-психо- ривают интеллект как совокупность
логическая адаптация к социуму. Цель нескольких независимых способностей.
внутренней - самореализация. Первая Исследователи считают, что наиболее
программа осуществляется успешно состоятельными являются «гибридные
при наличии достаточного уровня раз- теории», согласно которым социальный
вития социального интеллекта. Следо- интеллект складывается из общей спо-
вательно, высокие показатели адапта- собности и ряда специальных.
Для подтверждения (опровержения) существует. Конечно, показатели теста
гипотезы было проведено эмпири- САТ и теста Дж. Гилфорда и М. Салли-
ческое исследование. В исследовании вана не могут отразить всю широту, мно-
принимало участие 75 человек, (препо- гообразие и противоречивость взаимоза-
даватели общеобразовательных школ висимости данных явлений. Для более
г. Чита), со стажем работы не мене пяти полного и всестороннего рассмотрения
лет и высшим образованием. Были при- выявленной взаимосвязи дополнительно
менены следующие методики: «Само- были изучены показатели осмысленнос-
актуализационный тест» в адаптации ти жизни (по тесту смысложизненных
Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, Н.Ф. Калины ориентаций Д.А. Леонтьева) и социаль-
и М.В. Латинской (САТ) и тест «Соци- но-психологической адаптации (с помо-
ального интеллекта» (Д.Ж. Гилфорд и щью методики К. Роджерса и Р. Даймон-
М. Салливен). Результаты исследования да) у профессионалов сферы «человек-
/ У ^ показали, что по тесту САТ высокий человек» (педагогов, логопедов, психоло-
уровень самоактуализации выявлен у гов, воспитателей детских садов), прове-
; г ; ' ' 12% испытуемых; средний уровень - у ден факторный анализ данных.
J ' Г ^ J Г ] 53,3% респондентов и низкий уровень Объем выборки составил 83 человека.
' г ^ ' 3 г самоактуализации имеет 34,7% участни- Результаты по тесту САТ: высокий
ков исследования. уровень самореализации имеют 2,8%
Результаты по тесту Дж. Гилфорда и респондентов; средний уровень - 83,1%;
J J > ' II'1 М. Салливана свидетельствуют, что вы- низкий уровень самореализации заре-
сокий уровень социального интеллекта гистрирован у 14,1% испытуемых.
отмечается у 4% испытуемых; средний Результаты исследования социально-
уровень имеют 88% педагогов; низкий го интеллекта: высокий уровень - у 7,4%
уровень - у 8% испытуемых. испытуемых; средний уровень - у 90%
В группе с высоким уровнем самоак- респондентов; низкий уровень социаль-
туализации у 50% респондентов показа- Г ^ ' У Г ного интеллекта зарегистрирован у 2,6%
У ^ J г ^ тель социального интеллекта высокий людей.
и в 50% случаев - средний, что в целом Результаты факторного анализа данных
подтверждает нашу гипотезу. исследования представлены в табл. 1-3.
1 J У В группе со средним уровнем самоак-
туализации средний уровень социально-
го интеллекта зарегистрирован у боль-
шинства педагогов - 90%, высокий - 5%
и низкий уровень - у 5% опрошенных.
В группе с низким уровнем самореа-
лизации - у 85% педагогов средний уро-
вень и у 15% - низкий уровень развития
социального интеллекта. По мере сни-
жения уровня социального интеллекта
снижаются показатели уровня самореа-
лизации личности. Высоких оценок со-
циального интеллекта у респондентов
в выборке с низким уровнем самоактуа-
I J I ] лизации нет вообще.
На основании данных исследования,
можно сделать вывод, что корреляция
между уровнем самореализации и уров-
J Г г ' ] г нем развития социального интеллекта
Результаты факторного ан у лиц с высоким у ализа ровне Таблица 1 результатов исследования м самореализации
Ф актор ы
Творческое и динамическое отношение к жизни. Социальный нтеллект О тветст венность Уравновешенные отношения со средой
Процесс жизни - 0,857233; способность понимать сходные значения вербальных реакции зависимости от контекста - 0,835928; способность к логическому обобщению - 0,825298; способность предвидеть последствия поведения людей - 0,866608 Локу д I ло с жизн омини - 0,7 ^ели -кус-Я [и - 0,729606; фование 17367; ,714507; - 0,704632 Способность понимать логику развития ситуации - 0,658532; эмоциональный комфорт - 0,609741; принятие других - 0,562179; адаптация - 0,500745
Процент охвата дисперсии - 18 П роцен исперс гг охвата ии - 17 Процент охвата дисперсии - 11
Самый высокий вес имеет первый Далее следует фактор ответственнос-
фактор, включающий показатели соци- ти и уравновешенности со средой, ко-
ального интеллекта и шкалы «Процесс торый предполагает высокий уровень
жизни» теста СЖО, мы назвали этот способности респондентов понимать
фактор «творческое и динамическое от- себя и других, прощать себе и другим
ношение к жизни». Он показывает, что Г У * ' Г Г У возможные негативные поступки. Вы-
процесс бытия в этом мире рассматри- сокие показатели по большинству шкал
вается личностью как захватывающий, теста САТ свидетельствуют, что самоак-
эмоционально насыщенный момент, туализация для данной группы педаго-
наделенный смыслами, которые появля- гов стала образом жизни.
ются как результат и следствиесамореа- Некоторые отличия обнаружены в
Г У ■' Г лизации. Высокий уровень самореализа- 1 Г J результатах факторного анализа у рес-
' У Г г ции предоставляет личности большую пондентов со средним уровнем саморе-
степень внутренней свободы, где доми- ализации (табл. 2).
нирующую роль играет творчество.
Результаты факторного ан у лиц со средним у ализа ровне результатов Таблица 2
исследования
м самореализации
Ф актор ы
Социальный интеллект Осм [ыслен жизн [ность и Ориентация на эмоциональное благополучие, связанная с социальной зависимостью
Способность понимать сходные значения вербальных реакций в зависимости от контекста - 0,898616; способность предвидеть последствия поведения людей - 0,867866; адаптация - 0,809583; способность к логическому обобщению - 0,806059 Процесс цел резулі локус ж жизни и - 0,7 угат -сизни I - 0,793466; 86572; 0,768790; - 0,688031 Локус-Я - 0,673971; способность понимать логику развития ситуации -0,658532; эмоциональный комфорт -0,606215; Итернальность - 0,559917.
Процент охвата дисперсии - 14 Про дис >цент перси охвата и - 13 Процент охвата дисперсии - 11
Показатель социального интеллекта Он проявляется в метаценностях, имеет
сохраняет свое значение, но значительно бытийное опосредствование и осущест-
увеличивается вес осмысленности жиз- вляется на протяжении жизненного пути.
ни. При среднем уровне самореализации Творческое отношение к жизни исчезает,
обостряется потребность в осмысленнос- на смену приходит ориентация на эмоци-
ти жизни, в осознании препятствий для ональное благополучие, которое достига-
самоосуществления. Процесс самореа- ется за счет подавления собственных пот-
лизации, по мнению Л.А. Коростылевой, ребностей под влиянием возрастающей
детерминирован смысложизненными и конформности личности. У лиц с низким
ценностными ориентациями. уровнем самореализации наблюдаются
следующие показатели (табл. 3).
Результаты факторного ан у лиц с низким ур ализа їовнеї V / Таблица 3 результатов исследования м самореализации
Ф актор ы
Приспособление к среде Размы тость целевых границ «Я-концепция», агрессия»
Адаптация - 0,886551; способность понимать логику развития ситуации - 0,865675; способность понимать сходные значения вербальных реакций в зависимости от контекста - 0,859915; способность к логическому обобщению - 0,852818 П лок интер роцес цели ус жиз нальн с - 0,785418; - 0,772439; ни - 0,754395; ость - 0,728081 Принятие других - 0,700091; локус-Я - 0,675967; эмоциональный комфорт - 0,640995; доминирование - 0,576742
Процент охвата дисперсии - 18 Проце диспе 'нт охвата рсии - 13 Процент охвата дисперсии - 12
Уровень социального интеллекта у Итак, возможность самореализации
респондентов этой группы обеспечива- в сфере «человек-человек» вызвана
г ^ гJ ет не столько самореализацию, сколько многими причинами, прежде всего она
адаптацию. Социальный интеллект вхо- обусловлена личностными качествами,
дит в механизм адаптации. Обращает в роли базового обстоятельства высту-
на себя внимание фактор, который мы пает социальный интеллект. В сфере
назвали «Размытость целевых границ». профессий «человек-человек» уровень
Для него характерно многообразие, самореализации связан с уровнем разви-
смешение, пестрота целей, стремлений тия социального интеллекта. Чем выше
людей. Осмысленность жизни как са- уровень социального интеллекта специ-
мостоятельный компонент уходит из алиста данной сферы, тем выше уровень
структуры личности. Повышает свое его самореализации. И при высоком, и
влияние «Я-концепция» и агрессия. «Я- при среднем уровне самореализации у
концепция» здесь представляет не сов- представителей профессии «человек-че-
сем «стройное» и недостаточно гармо- ловек» наибольший вес имеют факторы
ничное образование с малой идентич- социального интеллекта и осмыслен-
ностью, что препятствует самоопреде- ности жизни. Социальный интеллект
лению и самореализации. Поэтому вес выступает как системное образование,
фактора креативности резко снижается, охватывающее все сферы жизни челове-
и в качестве альтернативного способа ка, это как важнейшая детерминанта са-
поведения выступает агрессия. мореализации личности в данной сфере
профессиональной деятельности.
Списо
к лит
1. Клочко В. Е., Галажинский Э. взгляд. Томск : Изд-во Томского унив
2. Коростылева Л. А. Проблема са человеке // Психологические пробл А. А. Крылова. СПб., 1997.
3. Куницына В. Н., Казаринова Н. ние. СПб. : Изд-во СпбГу, 2001. 232 с.
4. Маркова А. К. Психология труда
5. Михайлова Е. С. О структуре ком Психологический анализ учебной де
6. Пиаже Ж. Психология интеллек М. : Международная педагогическая
Самореализация личности: системный ерситета, 2000. 153 с. мореализации личности в системе наук о емы самореализации личности / под ред.
В., Погольша В. М. Межличностное обще-
учителя. М., 1993. 45 с. дмуникативных способностей педагога // гтельности. М., 1991. С. 46-62. та // Избранные психологические труды. академия, 1994. С. 51-236.
ературы
УДК 372(09)
opment in the Amur region during hard for
ББК Ч413
the country 20-30-ss. In the article the dy-
Т. В. Скляр
namics of kindergartens development and
tendencies of this process are revealed.
Тенденции становления
Key words: kindergarten «Ochag», pre-
детских садов Приамурья
school bringing up, model kindergarten
в 20-30 гг. XX века
department of public education, «dwarf-
isn», kindergartens.
В статье проанализированы организа
ционно-педагогические и организаци
В настоящее время педагогические и
онно-административные тенденции ста
организационные проблемы дошколь-
новления в организации детских садов
ного образования нуждаются в осмыс-
Амурской области для детей дошколь
лении. Для успешного их решения не-
ного возраста в трудные для страны 20
обходим глубокий и всесторонний ана-
30-е годы. Представлена динамика их
лиз не только современного опыта, но
развития и определены ее тенденции.
и историко-педагогического наследия
Ключевые слова: детский сад, очаг, до-
прошлого. Критический анализ исто-
школьное воспитание, образцово-показа
рического опыта способствует лучшему
тельный детский сад, отдел народного об-
пониманию и решению современных
разования, «карликовые» детские сады.
педагогических проблем в системе до-
школьного образования. Проведенный
T. V. Sklyar
анализ нормативно-правовой базы и ар-
хивных документов, характеризующих
Tendencies of kindergartens
организацию детских садов Приаму-
derelopment in the Amur region
рья в 20-30 гг. XX в., позволил выявить
in 20-30-ss of the 20-th centuru
тенденции становления и развития до-
школьного образования в Амурской об-
The article touches upon organizational
ласти в период с 1917 по 1940 гг., связан-
pedagogical and organizational adminis
ные с политическими, экономическими
trative tendencies of kindergartens devel
и культурными событиями региона.