Научная статья на тему 'Социальный интеллект как фактор самореализации у представителей профессии типа «Человек человек»'

Социальный интеллект как фактор самореализации у представителей профессии типа «Человек человек» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL INTELLIGENCE / SELF-REALIZATIONA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

Приведены результаты исследования взаимосвязи социального интеллекта и самореализации у представителей профессий типа «человек-человек». Определены также показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Данные подвергнуты факторизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social intelligence as a factor of self realization and social intelligence from Representatives of the «man -man» trade

We can bring results of interconnection of social intelligence and self-realization from representatives of profession «person -person». We defined results of intelligence of life and social-psychological adaptation. Data was examined to factorization.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект как фактор самореализации у представителей профессии типа «Человек человек»»

3. Дзятковская Е. Н., Нодельман ние: теория, диагностика и практик гос. пед. ун-та, 1998. 360 с.

4. Сараева Н. М., Ежевская Т. И., вание интеллектуальных показателе ных экологических условиях // Сов ник научных трудов. Чита : Изд-во З

5. Суханов А. А. Влияние экологи лектуальное развитие детей : автореф МГПУ, 2005. 23 с.

6. Экологическая психология : Де ров органического происхождения н кую структуру личности подростка И. В. Боев [и др.]. Вып. 1. Ставрополь :

7. Эколого-психологические про пекты : коллективная монография. ч

>. И., Вострина З. И. Здоровье и образова-реабилитации. Иркутск : Изд-во Иркут.

Дьяч

й дет еме абГП ческ

дис

кова Н. М., Суханов А. А. Исследо-ей, развивающихся в неблагоприят-нные проблемы образования : сборУ, 2003.

неблагоприятной среды на интел... канд. психол. наук: 19.00.01. М. :

и

структивное действие химических факто-а конституционально-психотипологичес-учеб.-метод. пособие / О. А Ахвердова, Изд. СГМА, СГУ, 2001. 68 с. блемы качества жизни : региональные ас-ита : Изд-во ЗабГПу, 2004. 159 с.

УДК 152.3

N. A. Setcova

ББК Ю 937

Н. А. Сеткова

The social intelligence as a factor of self

realization and social intelligence from

Социальный интеллект как фактор

Representatives of the «man -man» trade

самореализации

у представителей профессии типа

We can bring results of interconnection of

«человек - человек»

social intelligence and self-realization from

representatives of profession «person -per-

Приведены результаты исследования

son». We defined results of intelligence of

взаимосвязи социального интеллекта и

life and social-psychological adaptation

самореализации у представителей про-

Data was examined to factorization.

фессий типа «человек-человек». Опре-

Key words: social intelligence, self-real-

делены также показатели осмысленнос-

ization.

ти жизни и социально-психологической

адаптации. Данные подвергнуты фак-

Актуальность исследования пробле-

торизации.

мы самореализации личности обуслов-

Ключевые слова: социальный интел-

лена несколькими причинами. Во-пер-

лект, самореализация.

вых, современный развитый человек от-

личается от людей других эпох особыми

ценностно-смысловыми основами своей

жизни, иными детерминантами пове-

дения. Потребность в самореализации

стала неотъемлемой частью мотиваци-

онно-потребностной сферы многих лю-

дей. Эта субъективная характеристика

есть проявление новых тенденций обще-

ственного развития, которыми характери- ции должны коррелировать с высокими

зуется настоящий этап антропогенеза. И показателями социального интеллек-

человечество в целом, и отдельные люди та. Социальный интеллект, по мнению

осознали необходимость самореализации В.Н. Куницыной, выступает как средс-

для осуществления своего дальнейшего тво познания социальной действитель-

развития, выполнения своей миссии. В ности, социальная компетентность - как

психоисторическом контексте самореа- продукт этого познания [3]. Социальный

лизация личности понимается как «пос- интеллект и социальная компетентность

тепенно осознаваемый людьми процесс выполняют общие функции: адекватную

реализации собственных возможностей, ТУ ^ “ У адаптацию, правильную оценку ситуа-

который все более становится понятным / , ' 1 У ^ У У ции и успешную реализацию деятель-

людям как то, что обеспечивает смысл и ности, - они могут быть описаны с помо-

ценность их собственно человеческого щью количественных характеристик.

существования» [1, с. 32]. Потребность в Концепция, предложенная В.Н. Куни-

самореализации растет по мере развития цыной, подтверждает, что социальный

«человеческого в человеке» в ходе посту- интеллект полностью охватывает весь

пательного движения цивилизации. В диапазон функций, которые ответствен-

постиндустриальном, информационном ны за адекватность и успешность соци-

обществе проблематика самореализации ального взаимодействия. Вместе с тем,

личности становится нормой, едва ли не она открывает новые функции соци-

культурным стереотипом. Г ТУ ^ ^ ального интеллекта, более сложные по

Определение понятия «самореализа- своей природе и глобальные для лично-

ции личности» в отечественной науке по- сти - саморазвитие, самопознание, са-

явилось совсем недавно, сформулировала мообучение и мотивационная функция.

его Л.А. Коростылева. Автор считает, что Эти свойства призваны помочь личности

«самореализация - это осуществление не просто приспособиться к меняющим-

возможностей развития «Я» посредством ся, подчас критическим ситуациям, но и

собственных усилий, содеятельности и консолидировать силы для саморазвития

сотворчества с другими людьми (ближ- и самореализации. Самореализация лич-

ним и дальним окружением), социумом ности осуществляется в разных сферах

^ ГУ " ^ У и миром в целом» [2, с. 4]. жизни. Важнейшая из них - професси-

Одни исследователи продолжают счи- ональная сфера. В нашем исследовании

тать самореализацию явлением, обуслов- уровень развития социального интеллек-

г 7 У ленным присущей природе человека пре- та рассматривается как фактор личност-

допределенностью быть самоактуализи- ного роста и самореализации в профес-

^ Г ^ У рующимся существом, а другие, отрицая сиональной сфере «человек-человек».

У ' У 1 ' I У 7 1 1 эту предопределенность, предпочитают Проблема социального интеллекта

говорить о процессуальной детермина- рассматривалась как в рамках однофак-

ции [1]. Адаптация состоит из двух жиз- торных теорий, которые отдают при-

ненных программ, которые представле- оритет одной общей способности, так

ны как «внешняя» и «внутренняя». Цель и многофакторных, которые рассмат-

внешней программы - социально-психо- ривают интеллект как совокупность

логическая адаптация к социуму. Цель нескольких независимых способностей.

внутренней - самореализация. Первая Исследователи считают, что наиболее

программа осуществляется успешно состоятельными являются «гибридные

при наличии достаточного уровня раз- теории», согласно которым социальный

вития социального интеллекта. Следо- интеллект складывается из общей спо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вательно, высокие показатели адапта- собности и ряда специальных.

Для подтверждения (опровержения) существует. Конечно, показатели теста

гипотезы было проведено эмпири- САТ и теста Дж. Гилфорда и М. Салли-

ческое исследование. В исследовании вана не могут отразить всю широту, мно-

принимало участие 75 человек, (препо- гообразие и противоречивость взаимоза-

даватели общеобразовательных школ висимости данных явлений. Для более

г. Чита), со стажем работы не мене пяти полного и всестороннего рассмотрения

лет и высшим образованием. Были при- выявленной взаимосвязи дополнительно

менены следующие методики: «Само- были изучены показатели осмысленнос-

актуализационный тест» в адаптации ти жизни (по тесту смысложизненных

Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, Н.Ф. Калины ориентаций Д.А. Леонтьева) и социаль-

и М.В. Латинской (САТ) и тест «Соци- но-психологической адаптации (с помо-

ального интеллекта» (Д.Ж. Гилфорд и щью методики К. Роджерса и Р. Даймон-

М. Салливен). Результаты исследования да) у профессионалов сферы «человек-

/ У ^ показали, что по тесту САТ высокий человек» (педагогов, логопедов, психоло-

уровень самоактуализации выявлен у гов, воспитателей детских садов), прове-

; г ; ' ' 12% испытуемых; средний уровень - у ден факторный анализ данных.

J ' Г ^ J Г ] 53,3% респондентов и низкий уровень Объем выборки составил 83 человека.

' г ^ ' 3 г самоактуализации имеет 34,7% участни- Результаты по тесту САТ: высокий

ков исследования. уровень самореализации имеют 2,8%

Результаты по тесту Дж. Гилфорда и респондентов; средний уровень - 83,1%;

J J > ' II'1 М. Салливана свидетельствуют, что вы- низкий уровень самореализации заре-

сокий уровень социального интеллекта гистрирован у 14,1% испытуемых.

отмечается у 4% испытуемых; средний Результаты исследования социально-

уровень имеют 88% педагогов; низкий го интеллекта: высокий уровень - у 7,4%

уровень - у 8% испытуемых. испытуемых; средний уровень - у 90%

В группе с высоким уровнем самоак- респондентов; низкий уровень социаль-

туализации у 50% респондентов показа- Г ^ ' У Г ного интеллекта зарегистрирован у 2,6%

У ^ J г ^ тель социального интеллекта высокий людей.

и в 50% случаев - средний, что в целом Результаты факторного анализа данных

подтверждает нашу гипотезу. исследования представлены в табл. 1-3.

1 J У В группе со средним уровнем самоак-

туализации средний уровень социально-

го интеллекта зарегистрирован у боль-

шинства педагогов - 90%, высокий - 5%

и низкий уровень - у 5% опрошенных.

В группе с низким уровнем самореа-

лизации - у 85% педагогов средний уро-

вень и у 15% - низкий уровень развития

социального интеллекта. По мере сни-

жения уровня социального интеллекта

снижаются показатели уровня самореа-

лизации личности. Высоких оценок со-

циального интеллекта у респондентов

в выборке с низким уровнем самоактуа-

I J I ] лизации нет вообще.

На основании данных исследования,

можно сделать вывод, что корреляция

между уровнем самореализации и уров-

J Г г ' ] г нем развития социального интеллекта

Результаты факторного ан у лиц с высоким у ализа ровне Таблица 1 результатов исследования м самореализации

Ф актор ы

Творческое и динамическое отношение к жизни. Социальный нтеллект О тветст венность Уравновешенные отношения со средой

Процесс жизни - 0,857233; способность понимать сходные значения вербальных реакции зависимости от контекста - 0,835928; способность к логическому обобщению - 0,825298; способность предвидеть последствия поведения людей - 0,866608 Локу д I ло с жизн омини - 0,7 ^ели -кус-Я [и - 0,729606; фование 17367; ,714507; - 0,704632 Способность понимать логику развития ситуации - 0,658532; эмоциональный комфорт - 0,609741; принятие других - 0,562179; адаптация - 0,500745

Процент охвата дисперсии - 18 П роцен исперс гг охвата ии - 17 Процент охвата дисперсии - 11

Самый высокий вес имеет первый Далее следует фактор ответственнос-

фактор, включающий показатели соци- ти и уравновешенности со средой, ко-

ального интеллекта и шкалы «Процесс торый предполагает высокий уровень

жизни» теста СЖО, мы назвали этот способности респондентов понимать

фактор «творческое и динамическое от- себя и других, прощать себе и другим

ношение к жизни». Он показывает, что Г У * ' Г Г У возможные негативные поступки. Вы-

процесс бытия в этом мире рассматри- сокие показатели по большинству шкал

вается личностью как захватывающий, теста САТ свидетельствуют, что самоак-

эмоционально насыщенный момент, туализация для данной группы педаго-

наделенный смыслами, которые появля- гов стала образом жизни.

ются как результат и следствиесамореа- Некоторые отличия обнаружены в

Г У ■' Г лизации. Высокий уровень самореализа- 1 Г J результатах факторного анализа у рес-

' У Г г ции предоставляет личности большую пондентов со средним уровнем саморе-

степень внутренней свободы, где доми- ализации (табл. 2).

нирующую роль играет творчество.

Результаты факторного ан у лиц со средним у ализа ровне результатов Таблица 2

исследования

м самореализации

Ф актор ы

Социальный интеллект Осм [ыслен жизн [ность и Ориентация на эмоциональное благополучие, связанная с социальной зависимостью

Способность понимать сходные значения вербальных реакций в зависимости от контекста - 0,898616; способность предвидеть последствия поведения людей - 0,867866; адаптация - 0,809583; способность к логическому обобщению - 0,806059 Процесс цел резулі локус ж жизни и - 0,7 угат -сизни I - 0,793466; 86572; 0,768790; - 0,688031 Локус-Я - 0,673971; способность понимать логику развития ситуации -0,658532; эмоциональный комфорт -0,606215; Итернальность - 0,559917.

Процент охвата дисперсии - 14 Про дис >цент перси охвата и - 13 Процент охвата дисперсии - 11

Показатель социального интеллекта Он проявляется в метаценностях, имеет

сохраняет свое значение, но значительно бытийное опосредствование и осущест-

увеличивается вес осмысленности жиз- вляется на протяжении жизненного пути.

ни. При среднем уровне самореализации Творческое отношение к жизни исчезает,

обостряется потребность в осмысленнос- на смену приходит ориентация на эмоци-

ти жизни, в осознании препятствий для ональное благополучие, которое достига-

самоосуществления. Процесс самореа- ется за счет подавления собственных пот-

лизации, по мнению Л.А. Коростылевой, ребностей под влиянием возрастающей

детерминирован смысложизненными и конформности личности. У лиц с низким

ценностными ориентациями. уровнем самореализации наблюдаются

следующие показатели (табл. 3).

Результаты факторного ан у лиц с низким ур ализа їовнеї V / Таблица 3 результатов исследования м самореализации

Ф актор ы

Приспособление к среде Размы тость целевых границ «Я-концепция», агрессия»

Адаптация - 0,886551; способность понимать логику развития ситуации - 0,865675; способность понимать сходные значения вербальных реакций в зависимости от контекста - 0,859915; способность к логическому обобщению - 0,852818 П лок интер роцес цели ус жиз нальн с - 0,785418; - 0,772439; ни - 0,754395; ость - 0,728081 Принятие других - 0,700091; локус-Я - 0,675967; эмоциональный комфорт - 0,640995; доминирование - 0,576742

Процент охвата дисперсии - 18 Проце диспе 'нт охвата рсии - 13 Процент охвата дисперсии - 12

Уровень социального интеллекта у Итак, возможность самореализации

респондентов этой группы обеспечива- в сфере «человек-человек» вызвана

г ^ гJ ет не столько самореализацию, сколько многими причинами, прежде всего она

адаптацию. Социальный интеллект вхо- обусловлена личностными качествами,

дит в механизм адаптации. Обращает в роли базового обстоятельства высту-

на себя внимание фактор, который мы пает социальный интеллект. В сфере

назвали «Размытость целевых границ». профессий «человек-человек» уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для него характерно многообразие, самореализации связан с уровнем разви-

смешение, пестрота целей, стремлений тия социального интеллекта. Чем выше

людей. Осмысленность жизни как са- уровень социального интеллекта специ-

мостоятельный компонент уходит из алиста данной сферы, тем выше уровень

структуры личности. Повышает свое его самореализации. И при высоком, и

влияние «Я-концепция» и агрессия. «Я- при среднем уровне самореализации у

концепция» здесь представляет не сов- представителей профессии «человек-че-

сем «стройное» и недостаточно гармо- ловек» наибольший вес имеют факторы

ничное образование с малой идентич- социального интеллекта и осмыслен-

ностью, что препятствует самоопреде- ности жизни. Социальный интеллект

лению и самореализации. Поэтому вес выступает как системное образование,

фактора креативности резко снижается, охватывающее все сферы жизни челове-

и в качестве альтернативного способа ка, это как важнейшая детерминанта са-

поведения выступает агрессия. мореализации личности в данной сфере

профессиональной деятельности.

Списо

к лит

1. Клочко В. Е., Галажинский Э. взгляд. Томск : Изд-во Томского унив

2. Коростылева Л. А. Проблема са человеке // Психологические пробл А. А. Крылова. СПб., 1997.

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. ние. СПб. : Изд-во СпбГу, 2001. 232 с.

4. Маркова А. К. Психология труда

5. Михайлова Е. С. О структуре ком Психологический анализ учебной де

6. Пиаже Ж. Психология интеллек М. : Международная педагогическая

Самореализация личности: системный ерситета, 2000. 153 с. мореализации личности в системе наук о емы самореализации личности / под ред.

В., Погольша В. М. Межличностное обще-

учителя. М., 1993. 45 с. дмуникативных способностей педагога // гтельности. М., 1991. С. 46-62. та // Избранные психологические труды. академия, 1994. С. 51-236.

ературы

УДК 372(09)

opment in the Amur region during hard for

ББК Ч413

the country 20-30-ss. In the article the dy-

Т. В. Скляр

namics of kindergartens development and

tendencies of this process are revealed.

Тенденции становления

Key words: kindergarten «Ochag», pre-

детских садов Приамурья

school bringing up, model kindergarten

в 20-30 гг. XX века

department of public education, «dwarf-

isn», kindergartens.

В статье проанализированы организа

ционно-педагогические и организаци

В настоящее время педагогические и

онно-административные тенденции ста

организационные проблемы дошколь-

новления в организации детских садов

ного образования нуждаются в осмыс-

Амурской области для детей дошколь

лении. Для успешного их решения не-

ного возраста в трудные для страны 20

обходим глубокий и всесторонний ана-

30-е годы. Представлена динамика их

лиз не только современного опыта, но

развития и определены ее тенденции.

и историко-педагогического наследия

Ключевые слова: детский сад, очаг, до-

прошлого. Критический анализ исто-

школьное воспитание, образцово-показа

рического опыта способствует лучшему

тельный детский сад, отдел народного об-

пониманию и решению современных

разования, «карликовые» детские сады.

педагогических проблем в системе до-

школьного образования. Проведенный

T. V. Sklyar

анализ нормативно-правовой базы и ар-

хивных документов, характеризующих

Tendencies of kindergartens

организацию детских садов Приаму-

derelopment in the Amur region

рья в 20-30 гг. XX в., позволил выявить

in 20-30-ss of the 20-th centuru

тенденции становления и развития до-

школьного образования в Амурской об-

The article touches upon organizational

ласти в период с 1917 по 1940 гг., связан-

pedagogical and organizational adminis

ные с политическими, экономическими

trative tendencies of kindergartens devel

и культурными событиями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.