Научная статья на тему 'Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий типа «Человек-знаковая система»'

Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий типа «Человек-знаковая система» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
493
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REPRESENTATIVES OF «MAN-SIGN SYSTEM» TYPE OF PROFESSIONS / SOCIAL INTELLIGENCE / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

В статье приведены результаты исследования роли социального интеллекта в детерминации самореализации личности в профессиональной деятельности. В исследовании принимали участие представители профессий типа «человек-знаковая система». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Доказано, что социальный интеллект является детерминантой и психологическим ресурсом самореализации личности в профессиональной деятельности. Данные подвергнуты процедурам корреляционного и факторного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Social Intelligence in Self-Realization of People Having a 'Man-Sign System' Type of Professions

The article describes the results of research on the role of social intelligence in the determination of a person's professional self-realization. The study involved representatives of «man-sign system» professions. The author proves that the level of their self-realization depends on their social intelligence and identifies the indicators of their understanding of the meaning of life and their psychological adaptation. Social intelligence turns out to be a determinant and a psychological resource in personal professional self-fulfillment. The present research is based on the procedures of correlation and factor analysis.

Текст научной работы на тему «Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий типа «Человек-знаковая система»»

УДК 159.923 ББК Ю941.19

Н. А. Сеткова г. Чита, Россия

Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий типа «человек-знаковая система»

В статье приведены результаты исследования роли социального интеллекта в детерминации самореализации личности в профессиональной деятельности. В исследовании принимали участие представители профессий типа «человек-знаковая система». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Доказано, что социальный интеллект является детерминантой и психологическим ресурсом самореализации личности в профессиональной деятельности. Данные подвергнуты процедурам корреляционного и факторного анализа.

Ключевые слова: социальный интеллект, самореализация, представители профессий типа «человек-знаковая система», профессиональная деятельность.

N. А. Setkova Chita, Russia The Role of Social Intelligence in Self-Realization of People Having a ‘Man-Sign System’ Type of Professions

The article describes the results of research on the role of social intelligence in the determination of a person’s professional self-realization. The study involved representatives of «man-sign system» professions. The author proves that the level of their self-realization depends on their social intelligence and identifies the indicators of their understanding of the meaning of life and their psychological adaptation. Social intelligence turns out to be a determinant and a psychological resource in personal professional self-fulfillment. The present research is based on the procedures of correlation and factor analysis.

Keywords: social intelligence, self-realization, professional activity, representatives of «man-sign system» type of professions, professional activity.

Проблемы развития личности, её успешности в социуме всегда вызывают интерес учёных [1]. Особое место занимают исследования, посвященные изучению роли социального интеллекта в достижениях личности [2; 4; 5; 7; 8; 9; 10]. Нами социальный интеллект рассматривается как базовая характеристика личности, которая определяет возможности её самореализации во всех жизненно важных сферах.

В отечественной психологии определение понятия «самореализация» сформулировала Л. А. Коростылева. Она считает, что самореализация - это «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятель-ности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путём приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивиду-

альных и личностных потенциалов» [3, с. 4]. В определении указывается на средства, которые «запускают» процесс самореализации, - «внутренние усилия», из чего следует, что возможности самореализации зависят от индивидуальных психических свойств личности.

Профессиональная деятельность - одна из основных сфер саморазвития и самореализации человека [6]. Самореализации личности в профессии включает в себя деятельностную и личностную составляющие. Деятельностная самореализация определяется через субъективную удовлетворённость человека своими достижениями. Личностная самореализация оценивается по степени удовлетворённости самоосуществлением. Самореализация в профессии есть самореализация личности в конкретном виде деятельности.

В качестве основных внутренних детерминант самореализации выступают личностные свойства. Личностные свойства составляют по-

214

© Н. А. Сеткова, 2011

тенциал, внутренний ресурс личности, который определяет горизонты её самореализации и инициирует развитие, появление новых, более сложных, качеств, которые вновь подвигают к самореализации.

Актуально изучение роли социального интеллекта в самореализации личности. В структуру личности интеллект, в том числе социальный интеллект входит как системное образование, интегрирующее активность других психических функций [11].

Социальный интеллект, по мнению В. Н. Куницыной, «выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность - как продукт этого познания» [4; 5]. Социальный интеллект и социальная компетентность выполняют общие функции: адекватную адаптацию, правильную оценку ситуации и успешную реализацию деятельности.

В рамках нашего исследования дано эмпирическое обоснование роли социального интеллекта в самореализации личности в профессиях разного типа (как детерминанты достижения определенного уровня самореализации личности в профессии). В настоящей статье представлены результаты диагностики заявленных переменных у представителей профессий «человек-знаковая система».

В исследовании принимали участие 83 специалиста, все с высшим образованием и со стажем работы не менее 3-5 лет, в возрасте 22-55 лет.

Уровень самореализации личности определялся по результатам «Самоактуализацион-ного теста» Э. Шострома (САТ) в модификации Л. Гозмана, М. Кроза и М. Латинской; с помощью «Теста Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева в контексте самореализации личности изучались смысложизненные ориентации личности; для определения уровня социального интеллекта (СИ) использовался «Тест социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливана, адаптированный Е. С. Михайловой; уровень социально-психологической адаптации как показатель СИ устанавливался с помощью «Опросника социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда.

Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливана позволил определить, что в группе представителей профессий типа «человек-зна-ковая система» высокий уровень СИ имеют 5 %

испытуемых, средний уровень - 56,5 % специалистов, низкий уровень социального интеллекта зарегистрирован у 2,6 % респондентов.

Результаты исследования уровня социальнопсихологической адаптации, рассматриваемого в качестве дополнительного показателя социального интеллекта, дали возможность констатировать, что у 26,5 % представителей профессий типа «человек-знаковая система» отмечается высокий уровень социально-психологической адаптации, у 56,5 % - средний, низкий уровень выявлен у 17 % испытуемых.

Обобщая результаты исследования, можем сказать, что большинство представителей профессий типа «человек-знаковая система» обладает средним уровнем развития социального интеллекта.

По тесту САТ установлено, что высокий уровень самореализации имеет 20,5 % специалистов, средний уровень - 53 %, низкий уровень самореализации зарегистрирован у 26,5 % испытуемых.

Значимыми показателями самореализации личности являются результаты «Теста Смысложизненных ориентаций» (табл. 1).

Таблица 1

Количество представителей профессий типа «человек-знаковая система» (в %) по уровню осмысленности жизни

Название шкал Теста СЖО Высокий Средний Низкий

Цели 43,0 43,0 14,0

Процесс 37,0 42,0 21,0

Результат 29,0 45,0 26,0

Локус контроля - Я 34,0 24,0 42,0

Локус контроля - жизнь 36,0 27,0 37,0

Общий уровень осмысленности 37,6 31,2 31,2

По данным таблицы можно судить, что у респондентов преобладают высокие и средние оценки осмысленности жизни.

Рассмотрим корреляционные связи между шкалами теста социального интеллекта и Самоак-туализационного теста у представителей профессий типа «человек-знаковая система». Во внимание принимаются коэффициенты г > 0,3 (табл. 2).

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа данных теста социального интеллекта и САТ представителей профессий типа «человек-знаковая система»

Название шкал Социальный интеллект

САТ Способность предвидения последствий поведения людей Способность отражать невербальную экспрессию Способность адекватного отражения вербальной экспрессии ь ть І § S нис оо сл о Спо Общий результат по четырем субтестам

Компетентность во времени 0,303** 0,338**

Поддержка 0,320** 0,368**

Спонтанность 0,319** 0,373** 0,320** 0,329**

Самоуважение

Самопринятие

Представление о природе человека 0,363** 0,357**

Синергия 0,322** 0,384***

Познавательные потребности 0,347** 0,333**

Креативность 0,335** 0,394***

Примечание: * - корреляция значима на уровне р < 0,05; * * - корреляция значима на уровне р < 0,01; *** -корреляция значима на уровне р > 0,0001.

Выявлены положительные связи средней силы между показателями социального интеллекта и САТ. Самый высокий коэффициент корреляции имеют креативность и способность понимать невербальную экспрессию. Креативность связана со способностью предвидеть последствия поведения других людей. Последняя связана с показателями по шкалам представлений о природе человека, с познавательными потребностями. Способность отражать невербальную экспрессию связана также с синергией и спонтанностью. Показатели по шкалам поддержки и представлений о природе человека коррелируют с общим показателем социального интеллекта.

Социальный интеллект в корреляционной матрице представлен более всего способностью понимать невербальную экспрессию и предвидеть последствия поведения других людей.

Таким образом, корреляционный анализ подтвердил наличие положительной взаимосвязи между субтестами социального интеллекта и большинством шкал САТ (13 из 14).

Результаты корреляционного анализа данных тестов «Социальный интеллект» и «Смысложизненные ориентации» демонстрируют положительную связь средней силы всех показателей самореализации, определяемых с помощью теста СЖО, с суммарным показателем социального интеллекта у представителей профессий типа «человек-знаковая система» («Цели» - 0,627***, «Процесс» - 0,651***, «Результат» - 0,641***, «Локус контроля-Я» - 0,576*** «Локус контроля-жизнь» - 0,615*** и «Общим показатель осмысленности жизни» - 0,654***).

Таким образом, подтверждается связь уровня самореализации с социальным интеллектом представителей профессий типа «человек - знаковая система».

Данный вывод подтверждается и результатами корреляционного анализа между данными опросника «Социально-психологическая адаптация» и «Са-моактуализационного теста» у представителей профессий типа «человек-знаковая система» (табл. 3). Во внимание принимаются коэффициенты г > 0,30.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа данных опросника СПА и САТ представителей профессий типа «человек-знаковая система»

№ Название шкал СПА

3 У S « Самопринятие Принятие других Эмоциональный комфорт ь і о н ь на & S ¡1 Доминирование

САТ

1 Поддержки 0,427*** 0,351***

2 Компетентность о времени 0,429*** 0,396***

3 Ценностные ориентации 0,393*** 0,306** 0,372**

4 Гибкость поведения 0,358***

5 Сензитивность 0,308**

6 Спонтанность 0,413***

7 Самоуважение 0,386*** 0,342** 0,355**

8 Самопринятие 0,319**

9 Представление о природе человека 0,317**

13 Познавательные потребности 0,345** 0,309**

Примечание: * - корреляция значима на уровнер < 0,05; ** - корреляция значима на уровнер < 0,01; *** - корреляция значима на уровне р > 0,0001.

Положительная корреляция показателей социального интеллекта (по опроснику СПА) и самоактуализации, наличие общих шкал, т. е. параметров, от представленности которых зависит степень проявления как социального интеллекта, так и уровень самореализации, позволяет с уверенностью конс-

татировать взаимообусловленность данных переменных. Рассмотрим результаты корреляционного анализа между шкалами опросника «Социальнопсихологической адаптации» и теста «Смысложизненных ориентаций» у представителей профессий типа «человек-знаковая система» (табл. 4).

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа шкал опросника СПА и СЖО представителей профессий типа «человек-знаковая система»

Название шкал СЖО Социальный интеллект

ия ц а £ ап д А Самопринятие Принятие других Эмоциональный комфорт ь 1 о н ь ерн ет е и н а в о & н и миДо

Цели 0,427 *** 0,668*** 0,520*** 0,389*** 0 444***

Процесс 0,448 *** 0,621*** 0,570*** 0,339*** 0,398***

Результат 0 497 *** 0,573*** 0,534*** 0,330*** 0,348***

Локус контроля - Я 0,590*** 0,515*** 0,424*** 0 417*** 0,350**

Локус контроля - жизнь 0,458*** 0,592*** 0 497*** 0,315** 0,368**

Общий результат 0,541*** 0,654*** 0,507*** 0,442*** 0,416***

Примечание: * - корреляция значима на уровнер < 0,05; ** - корреляция значима на уровне р < 0,01; *** -корреляция значима на уровне р > 0,0001.

На основе значений коэффициентов корреляционных связей можно заключить, что самореализация возможна при условии достаточно развитого социального интеллекта, т. е. социальный интеллект выступает в качестве детерминанты самореализации личности в профессии.

Эмпирическое исследование позволило установить связь между уровнем социального интеллекта и уровнем самореализации личности в профессиональной деятельности у представителей профессий типа «человек-знаковая система».

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. 282 с.

2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 167 с.

3. Коростылёва Л. А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемы самореализации личности. 1998. С. 19-34.

4. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции и взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1. СПб., 1995. С. 48-61.

5. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Изд-во СПбГУ 2001. 232 с.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма: учебник / отв. ред. П. Д. Павлова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 395 с.

7. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 11-29.

8. Ушаков Д. В. Мышление и интеллект // Психология XXI века / под ред. В. Н. Дружинина М. : Пер. Сэ, 2003. С. 291-353.

9. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 63-67.

10. Юркевич В. С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4). С. 4-10.

11. Eysenсk H. J. Relationship between intelligence and personality // Perceptual and Motor Skills. 1971.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 32. P. 637-638.

Рукопись поступила в редакцию 01.10.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.