Научная статья на тему 'Социальный интеллект как психологический ресурс самореалезации представителей разнотипных профессий'

Социальный интеллект как психологический ресурс самореалезации представителей разнотипных профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / SOCIAL INTELLIGENCE / SELF-REALIZATION PSYCHOLOGICAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

В статье приведены результаты исследования связи профессиональной самореализации и социального интеллекта представителей разнотипных профессий. В исследовании принимали участие специалисты профессий типа «человек-человек», «человек-техника» и «человек-знаковая система». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Данные подвергнуты процедурам корреляционного и факторного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social intellect as psychological resource of self-realization of representatives of different types of professions

Researches of professional level for representatives different types of professions and connection between level their self-realization and social intelligence were established in the article. Specialists of professions person-person, person-technique, person-sign system took part in the researches. Indicators of intelligence of life and social and psychological adaptation were defined. Information is exposed to procedures of correlation and factor analysis.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект как психологический ресурс самореалезации представителей разнотипных профессий»

18. Крыжановский Г. Н. Патология регуляторных механизмов // Патология, физиология и экспериментальная терапия. 1990 № 2. С. 3-10.

19. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М. : Политиздат, 1989. 303 с.

20. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 103 с.

21. Мозговая А. В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве. М. : Изд-во Института социологии РАН, 2001. С. 221-233.

22. Сараева Н. М. Психологический статус человека, живущего на экологически неблагополучной территории (в Читинской области) : моногр.. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 176 с.

23. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2000. 456 с.

24. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. Vol. 63. № 2. Р. 265-274.

УДК 152 ББК Ю 941.19

Н. А. Сеткова

Социальный интеллект как психологический ресурс самореалезации представителей разнотипных профессий

В статье приведены результаты исследования связи профессиональной самореализации и социального интеллекта представителей разнотипных профессий. В исследовании принимали участие специалисты профессий типа «человек-человек», «человек-техника» и «чело-век-знаковая система». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Данные подвергнуты процедурам корреляционного и факторного анализа.

Ключевые слова: социальный интеллект, самореализация, психологический ресурс.

N. A. Setcova

Social intellect as psychological resource of self-realization of representatives

of different types of professions

Researches of professional level for representatives different types of professions and connection between level their self-realization and social intelligence were established in the article. Specialists of professions per-son-person, person-technique, person-sign system took part in the researches. Indicators of intelligence of life and social and psychological adaptation were defined. Information is exposed to procedures of correlation and factor analysis.

Key words: social intelligence, self-realization psychological resource.

Проблема самореализации личности особенно актуальна сейчас в период модернизации всех сфер социальной жизни, требующей активизации

психологических ресурсов, стремления людей к самоосуществлению. В отечественной психологии определение понятию «самореализация» сформулировала

Л. А. Коростылева. Автор считает, что самореализация - это «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидуальных и личностных потенциалов» [2, с. 4]. В определении указывается на средства, которые запускают этот процесс, - «внутренние усилия», из чего следует, что возможности самореализации зависят от индивидуальных психических свойств личности.

Профессиональная деятельность является одной из важнейших сфер самореализации личности. Самореализация является вершиной профессионального становления и развития человека. Уровень самореализации зависит от совокупности определенных личностных качеств и свойств, составляющих психологические ресурсы профессионала [1, с. 4].

В рамках нашего исследования уровень развития социального интеллекта рассматривается как психологический ресурс профессиональной самореализации специалистов разнотипных профессий. Гипотеза исследования строится на предположении, что в силу специфики профессиональной деятельности среди специалистов профессий типа «человек-человек» большее число людей будет иметь более высокие показатели социального интеллекта по сравнению с представителями профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система».

Вместе с тем, предполагается, что и в других профессиях уровень самореализации специалиста связан с уровнем развития социального интеллекта: чем выше социальный интеллект, тем выше

уровень самореализации. Существуют отличия (качественное своеобразие) в связях между уровнем самореализации и уровнем развития социального интеллекта, а также ряда других личностных характеристик у представителей профессий разных типов [3, с. 5].

Связи самореализации и социального интеллекта у представителей разнотипных профессий были эмпирически выявлены с помощью процедур корреляционного и факторного анализа.

В исследовании принимало участие 184 представителя профессий типа «человек-человек»: педагоги общеобразовательных школ Забайкальского края, все с высшим образованием и со стажем работы не менее 3-5 лет, в возрасте 26-55 лет; 83 представителя профессий «чело-век-знаковая система», «человек-техника» - того же уровня образования и возраста. Общий объем выборки 267 человек.

Уровень самореализации личности определялся по результатам «Само-актуализационного теста» Э. Шостро-ма (САТ) в модификации Л. Гозмана, М. Кроза и М. Латинской; смысложизненные ориентации личности в контексте самореализации личности выявлялись с помощью «Теста Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; для определения уровня социального интеллекта (СИ) использовался «Тест социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливана, адаптированный Е. С. Михайловой; уровень социально-психологической адаптации как показатель социального интеллекта устанавливался с помощью «Опросника социально-психологической адаптированности» (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда.

Представим результаты исследования по тесту САТ специалистов профессий типа «человек-человек»: высокий уровень самореализации имеют - 41 % педагогов, средний уровень - 34 %,

низкий уровень самореализации зарегистрирован у 25 % учителей; в группе представителей профессий «человек-техника» и «человек-знаковая система»: высокий уровень имеют - 20,5 % респондентов, средний уровень - 53 %, низкий уровень самореализации зарегистрирован у 26,5 % испытуемых. Критерий ф* Фишера демонстрирует отсутствие значимых различий в показателях самореализации. Представим далее результаты «Теста социального интеллекта» (табл. 1).

Таблица 1

Количество специалистов разнотипных профессий (в %) по уровням социального интеллекта (показатели теста Дж. Гилфорда и М. Салливена)

Уровень социального интеллекта Специалисты профессий типа «человек-человек» Специалисты профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система»

Высокий 7,4 5,0

Средний 90,0 56,5

Низкий 2,6 38,5

Данные таблицы демонстрируют отчетливую тенденцию. В группе представителей профессий типа «человек-человек» количество людей с низким уровнем социального интеллекта значительно меньше, чем в группе представителей профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система». Значимы отличия в показателях социального интеллекта среднего уровня в пользу представителей профессий типа «человек-человек» (р = 0,001).

В результатах исследования уровня социально-психологической адаптации у представителей профессий

разных типов прослеживается та же тенденция. Установлено, что среди представителей профессий типа «человек-человек» у 49 % специалистов отмечается высокий уровень социально-психологической адаптации, у 49 % - средний уровень, и низкий уровень выявлен у 2 % респондентов. В сфере профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система» результаты следующие: у 26,5 % специалистов высокий уровень социально-психологической адаптации, средний уровень - у 56,5 % и низкий уровень - у 17 % испытуемых. Результаты опросника подтверждают: среди представителей профессий «человек-человек» преобладают люди с высоким и средним уровнями социально-психологической адаптации, что свидетельствует о достаточно развитом социальном интеллекте респондентов. В группе специалистов профессий «человек-техника» и «человек-знаковая система» большая часть респондентов имеет средний и низкий уровни социально-психологической адаптации. Уровень значимости отличий в выборках по критерию ф* Фишера по высокому уровню СПА - р = 0,001; по низкому уровню - р = 0,001. Таким образом, подтверждается следующее допущение гипотезы: в силу специфики профессиональной деятельности в группе представителей типа «человек-человек» большее число людей имеет более высокие показатели социального интеллекта по сравнению со специалистами профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система».

Результаты корреляционного анализа, позволяют подтвердить более разнообразную связь самореализации и социального интеллекта у специалистов профессий типа «человек-человек» и в то же время наличие такой связи (порой, даже более тесной, но менее разнообразной) у представителей профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система».

Результаты корреляционного анализа позволяют констатировать, что у представителей профессий типа «человек-человек» при высоком уровне самореализации больше положительных связей между показателями самореа-

лизации и социального интеллекта по сравнению со специалистами профессий типа «человек-техника» и «человек-знаковая система». Результаты факторного анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты факторизации у специалистов разнотипных профессий С высоким уровнем самореализации

Тип профессии. Название фактора Процент охвата дисперсии Тип про- фессии Название фактора Процент охвата дисперсии

& и п 0 ч и т 1 и и п о ч и Творческое, динамическое отношение к жизни, социальный интеллект 18 «Человек-техника» «человек знаковая система» Осмысленность жизни 19

Ответственность 17 Ответственность и синергия 13

Г армоничные отношения со средой 11 Г армоничные отношения со средой 15

У специалистов профессий типа «человек-человек» самый значимый фактор обозначен как «Творческое, динамическое отношение к жизни, социальный интеллект». Он включает показатели социального интеллекта: способность понимать сходные значения вербальных реакций в зависимости от контекста (0,83), способность к логическому обобщению (0,82), способность предвидеть последствия поведения людей (0,87) и показатель шкалы «Процесс жизни» теста смысложизненных ориентаций (0,86). «Гармоничный профиль» социального интеллекта позволяет сделать вывод о высоком уровне самосознания, эмоционально стабильном, волевом, стеничном поведении, активном в деятельности и коммуникации. Второй фактор в группе профессии типа «человек-человек» - «Ответственность» - также включает в себя характеристики социального интеллекта: высокий уровень способности понимать себя и других (0,73), прощать себе

и другим возможные негативные поступки (0,72). В качестве третьего фактора в группе специалистов «человек-человек» выступают «Гармоничные отношения со средой», включающие аутентичность и суверенность личности, гармонию с самим собой и миром в целом (0,66), Ло-кус контроля-Я (0,70), «Результат» (0,67) и способность пониматьлогику развития ситуации (0,66).

У респондентов профессий типа «человек-техника» и «человек-знако-вая система» важную роль в факторной структуре играет показатель осмысленности жизни. Он назван первым. Он назван первым и представлен такими шкалами теста смысложизненных ориентаций как: «Локус контроля-жизнь» (0,92), «Результат» (0,88), «Процесс» (0,83). Второй фактор в группе профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система» - «Ответственность и синергия», который наряду с ощущением

комфортности, ценности своего бытия и взаимодействия с другими (0,71), обеспечивает высокий уровень самореализации в данной группе специалистов.

Третьим фактором в группе специалистов «человек-техника», «человек-зна-ковая система», как и в группе представителей профессий «человек-человек» выступают «Гармоничные отношения со средой» (0,67).

При сопоставлении двух выборок испытуемых факторный анализ выявил важную, в чем-то преобладающую, роль социального интеллекта в достижении высокого уровня профессиональной самореализации специалистов профессий типа «человек-человек», что еще раз подтверждает его статус в качестве базовой компетенции или психологического ресурса для педагогов. Это не обесценивает его значимость для специалистов профессий типа «человек-техника» и «человек-знаковая система», так как факторный анализ обнаружил значительный вес компонентов социального интеллекта и в их факторной структуре. То есть, при прочих равных условиях социальный интеллект способствует самореализации личности в любой профессиональной сфере. Совпадение ряда факторов в группах специалистов разнотипных профессий, но с одинаковым уровнем самореализации выявляет важную закономерность. Уровень профессиональной самореализации детерминируется многоуровневой системой личностных детерминант. Основу этой системы составляют общие для всех, независимо от типа профессиональной деятельности, базовые социально-значимые характеристики личности. Над ними надстраиваются

специфические характеристики, необходимые для достижения самореализации именно в данном типе профессий.

Основу достижения высокого уровня самореализации в любой профессии составляют достаточное развитие социального интеллекта, необходимое для осуществления всякой общественной деятельности, осмысленное и ответственное отношение к жизни, простроенная система ценностных ориентаций личности. Особенно значима роль социального интеллекта в профессиональной самореализации педагога. Препятствуют достижению высокого уровня самореализации в любой профессиональной деятельности также какие-то сходные личностные характеристики. В настоящем исследовании среди них выделены размытость целевых границ, многообразие, смешение, пестрота целей и стремлений людей, недостаточная осмысленность жизни. При этом реализуются сходные способы психологической защиты: утверждение своей Я-кон-цепции, агрессивность, направленность преимущественно на адаптацию к среде, а не на самореализацию.

На основании корреляционного и факторного анализа можно сделать вывод, что у представителей профессии типа «человек-человек» уровень самореализации более тесно и однозначно связан с уровнем развития социального интеллекта. В профессиях типа «человек-техника» и «человек-знаковая система» социальный интеллект также способствует достижению высокого уровня самореализации, но в иных вариантах связей, т. е., его роль не является столь значимой для их профессиональной самореализации.

Список литературы

1. Денисов В. Психологические ресурсы. URL: (http://www.cfin.ru/management/people/denisov-07.shtml) (дата обращения 09.08.2010).

2. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова. СПб., 1997 С. 327.

3. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. , 2001. 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.