Научная статья на тему 'Рефлексивно-деятельностный подход в формировании двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста'

Рефлексивно-деятельностный подход в формировании двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДВИГАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / REFLECTION / REFLEXIVE-ACTIVITY APPROACH / MOTOR INDEPENDENCE OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Владимир Ренатович

Социально-экономические преобразования современной России потребовали усиленного внимания к укреплению здоровья детей, формирования здорового образа жизни, формирования ценностного отношения и интереса к физкультурно-спортивной деятельности у детей, потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом, развитии инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности. В связи с этим, поиск эффективных путей формирования двигательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста становится настоятельной потребностью в выборе средств, приемов, методов ее формирования, определения методологических основ, способствующих стимулированию самостоятельности в двигательной деятельности, оказывающих влияние на возникновение интереса к физкультурно-спортивной деятельности, гармоничное развитие личности, ее физического совершенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Владимир Ренатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexive-activity approach in the formation of motor independence of children of preschool age

Social and economic transformations of modern Russia demanded the increased attention to strengthening of health of children, formation of a healthy way of life, formation of the valuable relation and interest in sports activity at children, need for independent occupations by physical culture and sports, development of initiative and independence in various types of activity. In this regard, the search for effective ways of formation of motor independence in children of preschool age becomes an urgent need for the choice of tools, techniques, methods of its formation, the definition of methodological foundations that promote the stimulation of independence in motor activity, affecting the emergence of interest in sports activities, harmonious development of personality, its physical perfection.

Текст научной работы на тему «Рефлексивно-деятельностный подход в формировании двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

зитивной тендерной идентичности (они принимают свою мужскую / женскую привлекательность, сравнивают себя с представителями своего пола).

В-пятых, у некоторых подростков данной группы проявление многообразия тендерного ролевого поведения, успешное общение, эффективно выстраивание взаимоотношений с представителями обоих полов.

Таким образом, гендерно ориентированное физическое воспитание, осуществляемое в условиях педагогического процесса общеобразовательного учреждения на внеклассных мероприятиях по физической культуре, способствует развитию позитивной тендерной идентичности в подростковом возрасте.

Литература:

1. Асмолов А.Г. О развитии половой идентичности // Возрастная и педагогическая психология. -М„ 2005.-368 с.

2. Бендас Т.В. Тендерная психология. - СПб., 2005. -431 с.

3. Волкова Л.И. Нивелирование тендерных стереотипов средством педагогического тренинга // Научный вестник ЮГПУ им. К. Д. Ушинского : сборник научных трудов, специальный выпуск. -Одесса, 2005.-С. 106-109.

4. Келли Г. Развитие тендера и социальные подходы к нему // Основы современной сексологии. -СПб., 2000.-890 с.

5. Клецина И.С. Тендерная автобиография как метод изучения механизмов тендерной социализации // Практикум по тендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. - СПб., 2003. - 479 с.

6. Крайт Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2004.-940 с.

7. Bern S, L. Probing the promise of androgyny. The psychology of women: Ongoing debates. New Haven; L, 1987. P. 206-225.

8. Dvoriantckikov N. V., Tkachenko A. Sex-role internalization of persons with sexual deviations. International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 438.

REFLEXIVE-A CTIVITYA PPROA CHIN THE FORMA TION OF MOTOR INDEPENDENCE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Karimov Vladimir Renatovich, director, Sports school Olympic reserve hockey Spartacus, Yekaterinburg

Social and economic transformations of modern Russia demanded the increased attention to strengthening of health of children, formation of a healthy way of life, formation of the valuable relation and interest in sports activity at children, need for independent occupations by physical culture and sports, development of initiative and independence in various types of activity. In this regard, the search for effective ways of formation of motor independence in children of preschool age becomes an urgent need for the choice of tools, techniques, methods of its formation, the definition of methodological foundations that promote the stimulation of independence in motor activity, affecting the emergence of interest in sports activities, harmonious development of personality, its physical perfection.

Keywords: reflection; reflexive-activity approach; motor independence of children of the senior preschool age.

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.02

© Каримов В.Р., 2019

КАРИМОВ Владимир Ренатович, директор, Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею Спартаковец, Екатеринбург

РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕПЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИДВИГА ТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социально-экономические преобразования современной России потребовали усиленного внимания к укреплению здоровья детей, формирования здорового образа жизни, формирования ценностного отношения и интереса к физкультурно-спортивной деятельности у детей, потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом, развитии инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности. В связи с этим, поиск эффективных путей формирования двигательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста становится настоятельной потребностью в выборе средств, приемов, методов ее формирования, определения методологических основ, способствующих стимулированию самостоятельности в двигательной деятельности, оказывающих влияние на возникновение интереса к физкультурно-спортивной деятельности, гармоничное развитие личности, ее физического совершенства.

Ключевые слова: рефлексия;рефлексивно-деятельностныйподход;двигательная самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

Целесообразность формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста обусловлена постанов-

кой педагогически важных задач, направленных на раскрытие индивидуальности развивающейся личности, побуждения детей к инициативности, развитие их самостоятельности и активности в двигательной деятельности.

Обращаясь к решению указанной проблемы, следует уточнить понятие "двигательная самостоятельность" с возрастной позиции детей старшего дошкольного возраста.

Исследователи определяют двигательную самостоятельность как:

- стремление к независимым, активным и осознанным действиям [1];

- уверенность в своих силах, настойчивость и творческий подход к выполнению деятельности [5];

- отсутствие боязни самому принимать решения (К.Н. Корнилов);

- подчинение своего поведения собственным убеждениям;

- умение без помощи других осуществлять свои действия [12,С.113];

- двигательная самостоятельность детей старшего дошкольного возраста конкретизируется через включение в ее структуру моти-вационную готовность ребенка к выполнению деятельности, указывается на наличие знаний и умений, что в своей совокупности способствует "осознанию детьми цели и результата деятельности, осознание своего физического "Я", своих способностей и возможностей" [2;10, £.17.];

- объединяющая трактовка двигательной самостоятельности детей представлена как сформированность интегративного качества личности, которое демонстрируется осуществлением двигательных действий без посторонней помощи взрослого [14;15].

Избирая в качестве основы рефлексивно-деятельностный подход, мы обратились к анализу данного феномена, который показал, что рефлексия в его содержательной структуре есть механизм развития и реализации деятельности, а деятельность является предметом рефлексии, при этом сущностные характеристики рефлексии "совпадают" с характеристиками деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность [7, С165].

Рефлексивно-деятельностный подход в нашем контексте выражается в том, что двигательная деятельность является средством развития личности ребенка, а рефлексия обеспечивает активное участие ребенка в активной деятельности как ее субъекта.

Сказанное дает нам основание выделить рефлексивно-педагогические приемы формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, в основе которых организация самостоятельной двигательной деятельности сопряжена с рефлексивными элементами сопровождения данного процесса. Рефлексивно-педагогические приемы мы рассматриваем как способы приобщения детей к активной самостоятельной деятельности, и где рефлексия выступает в качестве ориентира осознания верности исполнения действия, выделения ошибок, сообразных направлению формирования двигательной самостоятельности детей

Функционально-педагогический потенциал рефлексивно-педагогических приемов заключены в создании возможности каждому ребенку раскрыться, индивидуально восходить в собственном физическом Я в силу того, что с их помощью актуализируются познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные компоненты, включенные в состав двигательной деятельности.

Отметим, что рефлексивная деятельность в контексте физической культуры связана с осознанием своего образа жизни, выявлением своего соответствия или несоответствия имеющимся теоретическим знаниям о здоровом образе жизни, анализом мотивов, потребностей, действий и поведения в целом, основывается на сформированной готовности к осознанию своей телесности и является механизмом ее формирования и реализации. В рамках нашего исследования рефлексия нам представляется как процесс осознания своей телесности, способность сосредоточиться на своих телесных ощущениях.

Позиционируя рефлексивно-педагогичес-кие приемы как способы формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста как, мы учитываем, что данный процесс должен отвечать требованиям диалогического взаимодействия, стимулирования двигательной активности, в которых заложены механизмы эмоционального отношения к двигательной деятельности, ориентировки на образец и собственное творческое видение двигательного действия.

В качестве ведущих в организационном плане выступают игровые приемы, включающие элементы рефлексии, направленные на осмысление способов выполнения двигательных упражнений. Выбор игровых приемов обусловлен тем, что игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим видом деятельности,

> <

ш

S ^

и ш т

< а

ш

а

•X 42

способствует развитию рефлексии, образности мышления, воображения в телесно-двига-тельном исполнении [б].

Теория и практика физического воспитания детей дошкольного возраста располагает значительным перечнем подвижных игр, которые возможно использовать в контексте нашего исследования. Так, хорошо себя зарекомендовали следующие имитационные игры:

- "Медвежонок";

- "Гусеница";

- "Умный и быстрый кот" и др.

Данные игры способствуют формированию рефлексивного осознания правильности двигательных действий, формированию свободы детского движения в собственном игровом экспериментировании.

Приемы "рефлексивного чувствования" направлены на формирование самооценки своего физического усилия - "Когда устану - почувствую"; прием "Рефлексивное зеркало" подчинен задаче научить детей выполнять двигательные действия на основе подчинения своих действий представленному образцу. Прием "иллюстративное узнавание" располагает формированию двигательной самостоятельности посредством показа карточек, схем, на которых изображены упражнения, подлежащие для узнавания детьми: "я покажу, а вы найдите"; "показ с ошибками"; "какое упражнение здесь неправильно?" и т.д. [8, С.50; 9, С.51;13].

Педагогическая значимость подвижных игр с элементами физкультурных и спортивных действий, упражнений заключена во включенности детей в практическую двигательную деятельность, в ходе игры развиваются физически, а для нас важное обстоятельство - дети привыкают самостоятельно действовать. В силу возраста, когда дети эмоционально восприимчивы и эмоционально отзывчивы подвижные игры выполняют роль эстетического удовлетворения.

Эффективным в процессе формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является использование игровых образцов; указания и вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям; задания на дифференцировку похожих образных упражнений. Важно обеспечить эмо-ционально-положительный фон спортивной деятельности, эмоциональное благополучие ребенку в силу того, что двигательная активность и самостоятельность должна приносить радость, ребенок должен испытывать успех.

что приводит к формированию устойчивого интереса к спортивной деятельности, "появлению эмоционально окрашенного стремления добиться результата" [3; 4].

Детская активность проявляется в играх и упражнениях конкретизируется в формировании следующих умений:

- умения самостоятельно действовать по сигналу (Мышеловка);

- умения самостоятельно следить за игровым сюжетом (Дракон);

- умения делать самостоятельный выбор;

- умения действовать по словесному сигналу (Не оставайся на полу);

- развитие умения у детей самостоятельно действовать в заданных условиях, совершенствовать умения (Удочка);

- упражнять детей в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его (Угадай кто зовет);

- умения самостоятельно следить за развитием игрового сюжета (Жмурки);

- умения самостоятельно действовать по сигналу, формирование самоорганизации детей (Плетень) и др. [11].

Рефлексия в процессе формирования двигательной самостоятельности - как часть детского творчества, творческой инициативы, так, дети с удовольствием участвуют в составлении нового сюжет подвижной игры, например, детям предложена тема: "Заколдованное зеленое царство", в которой они сочинили волшебное передвижение деревьев, цветов, пеньков, которые соответствовали узнаваемым двигательным действиям.

Выбор ролей, демонстрация сюжета, оценка правильности выполнения завершалась рефлексией в виде вопросов: Что верно, что неверно изображено в действии? Что оказалось сложным? Что можно добавить в сюжет игры? Уделение внимания двигательному творчеству как проявлению двигательной самостоятельности детей выражено в проведении занятий, в ходе которых дети придумывают новые подвижные игры по сказочным иллюстрациям, по знакомым сказочным текстам.

Такие занятия вносят положительный эмоциональный заряд подвигает детей к решению поставленных задач, расширяют "двигательный опыт детей" [16, С. 24], направляют исполнительское творчество в формат самостоятельного выполнения.

Наблюдения за детьми показали следующее:

- более 67% детей проявляли уверенность в отборе двигательных действий;

- 73% - самостоятельно творчески преобразовывают знакомые движения и действия;

- 42% - активно рефлексируют и проводят самооценку двигательных действий, указывают на трудности в выполнении;

- значительная часть детей - бб% - самостоятельно определяют замысел, формы и способы его воплощения в созданном двигательном сюжете. [16]

В целом можно отметить, что процесс формирования двигательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста должен соотноситься с особенностями их двигательной самостоятельности и учитывать индивидуальную предрасположенность к спортивно-трени-ровочной деятельности.

Подтверждением эффективности рефлек-сивно-педагогических приемов, заключенных в игровой, двигательной деятельности является сформированность образного представления о конкретном двигательном действии, создают возможности для активного использования самостоятельной двигательной деятельности, расширяют знания и умения, которые можно реализовывать в самостоятельной деятельности, побуждают к поиску самостоятельного решения.

Литература:

1. Агеев В.В. Психологические условия организации совместной деятельности школьников : ав-тореф. дис... канд. псих. наук. - М.,1986.

2. Воротилкина И.М. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей и молодежи : монография. - М.: МГПУ, 2005. - 231 с.

3. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Педагогика, 1972.

4. Иншакова Т.В. Интерес детей к физическим занятиям можно формировать / В кн.: Наш взрослый детский сад,- М.: Просвещение, 1991.

5. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. -168 с.

б.Олейникова Е. Е. Телесно-ценностное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры : дис.... канд. пед. наук. -Ставрополь, 2007. - 202 с.

7.0сипова Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Том II (Психолого-педагоги-ческие науки)- С.163-166.

8. Полтавцева Н.В. О программе знаний физической культуры для дошкольников // ДВ. - 1997. -№5.

9. Потехина Н.В. Подвижные игры детей // Дошкольное воспитание. - 1985. - №8. - С. 50-52. Ю.Полякова М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста / М.Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. -С. 6-18.

11. Сборник подвижных игр как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста / сост. Е. И. Ракова, Камышлов: ГБПОУ СО "Камышловский педагогический колледж", 2018.

12. Селиванов В.И. Психология волевой активности : лекции по спецкурсу. - Рязань, 1974. - 234 с.

13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М.: Акак-демия,2001.-368 с.

14. Шебеко В. Н. Формирование субъективных качеств у ребенка дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности / Шебеко В. Н., Мельникова М. С. // Мир спорта. - 2011. - №2 (43).

15. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, H.H. Ермак, В.А. Шишкина : учеб. пособие для средних пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1996. - 192 с.

16. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 8. - С. 23-27.

05

Н

О

со

Q-<

о

со

КД" V

43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTEGRA TED APPROA CH IN EDUCA TION OF A GROWING GENERA TION IN THE NORTH CA UCASUS

Klemenchuk Svetlana Petrovna, Head of Department of Choreography

Pyanz'm Anatoly Nlkolaevich, Associate Professor, Department of Choreography

Tolstokoro v Evgeny Stefanovich, Head of the Depart men t of Choral Conducting

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The problem of patriotic education holds a special place in various spheres of human activity. The theme of "patriotism" in the North Caucasus is very subtle, requiring constant attention and consideration in educational work among young people. The use of an integrated approach in this regard becomes necessary to effectively influence the holistic development of a person. A unique means of complex influence on the patriotic education of the younger generation, according to the authors, is folk dance, able to withstand the exacerbation of negative attitudes (anti-values) among modern youth, since traditional forms of folk artistic culture have been formed over many centuries.

Keywords: patriotism; an integrated approach; folk dance; youth; art; lezginka; Caucasian dance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.