Научная статья на тему 'Рефлексирующий университет: институционализация гуманитарной экспертизы стратегий развития'

Рефлексирующий университет: институционализация гуманитарной экспертизы стратегий развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СИТУАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА / НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА / UNIVERSITY DEVELOPMENT STRATEGY / HUMANITARIAN EXPERTISE / THE SITUATION OF MORAL CHOICE / NORMATIVE VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакштановский Владимир Иосифович, Богданова Марина Владимировна, Новоселов Владимир Васильевич

Представлено ноу-хау Тюменского государственного нефтегазового университета: институция гуманитарной экспертизы в формате ректорского семинара. Базовый принцип концепции гуманитарной экспертизы — испытание ситуацией морального выбора вариантов стратегий самопознания и самоопределения университета. Базовая технология экспертиз — проектирование ситуаций выбора. Обобщен опыт цикла семинаров, типологизированы ситуации выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бакштановский Владимир Иосифович, Богданова Марина Владимировна, Новоселов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFLECTING UNIVERSITY: THE INSTITUTIONALIZATION OF THE HUMANITARIAN EXPERTISE OF UNIVERSITY DEVELOPMENT STRATEGIES

The article presents the know-how of Tyumen State Oil and Gas University: the institution of humanitarian expertise in the format of a rector colloquium. The basic principle of the humanitarian expertise conception is testing the university strategy variants ofself-know ledge and self-determination by the situation of a moral choice. The underlying technologyof the expertise is the design of the choice situations. The article offers generalization of the experience ofa series of seminars and colloquiums arrangement, and gives the typologization ofthe choice situations.

Текст научной работы на тему «Рефлексирующий университет: институционализация гуманитарной экспертизы стратегий развития»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

УДК 316.334:008

РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ

THE REFLECTING UNIVERSITY: THE INSTITUTIONALIZATION OF THE HUMANITARIAN EXPERTISE OF UNIVERSITY DEVELOPMENT STRATEGIES

В. И. Бакштано вский, М. В. Богданова, В. В. Новоселов

V. I. Bakshtanovsky, М. V. Bogdanova, V. V. Novoselov

Ключевые слова: стратегия развития университета, гуманитарная экспертиза, ситуация .морального выбора,

нормативно-ценностная система Key words: university development strategy, humanitarian expertise, the situation of moral choice, normative value system

Представлено ноу-хау Тюменского государственного нефтегазового университета: институция гуманитарной экспертизы в формате ректорского семинара. Базовый принцип концепции гуманитарной экспертизы — испытание ситуацией морального выбора вариантов стратегий самопознания и самоопределения университета. Базовая технология экспертиз — проектирование ситуаций выбора. Обобщен опыт цикла семинаров, типологизированы ситуации выбора.

The article presents the know-how of Tyumen State Oil and Gas University: the institution of humanitarian expertise in the format of a rector colloquium. The basic principle of the humanitarian expertise conception is testing the university strategy variants of self-know ledge and self-determination by the situation of a moral choice. The underlying technology of the expertise is the design of the choice situations. The article offers generalization of the experience of a series ofseminars and colloquiums arrangement, and gives the typologization of the choice situations.

Современный университет: вне-алиби-бытие

Глобальные тенденции современного университета чреваты в отечественных обстоятельствах рисками превращения этоса в патос: массовизация университетского образования при отсутствии реального конкурса абитуриентов заметно понижает планку качества высшего образования; трансформация маркетинговых стратегий научно-образовательной деятельности в коммерциализированную индустрию «образовательных услуг» деформирует идентичность университета; возрастание роли администрирования оборачивается тотальной бюрократизацией научно-образовательной деятельности университета; «оптимизация» университетов оборачивается разрушением профессиональных траекторий научных работников и преподавателей, нездоровой конкуренцией профессионалов, атомизацией академического сообщества.

Трудности осознания и тем более преодоления этих рисков способны спровоцировать отечественный университет на пораженческую позицию «морального алиби»: полное снятие или минимизацию ответственности за его соответствие Идее университета.

Практикуемая М. Бахтиным характеристика «вне-алиби-бытие» в данном контексте — способ проблема-тизировать сильную тенденцию (само)оправдания патосных проявлений в университетской практике, в том числе низких нравов в базовых профессиях научно-образовательной деятельности университета — в науке, преподавании, администрировании, называемых «объективными обстоятельствами». Подчеркнем, речь идет о низких нравах не в бизнесе или в политике, сферах, привычно подвергаемых скепсису относительно их морального алиби, а в университетской практике.

Очевидно, что основания для принятия позиции алиби имеются. Во-первых, отечественные проявления универсальных для глобального университета тенденций массовизации, коммерциализации и бюрократизации настолько сильно снижают требования к абитуриентам, студентам, преподавателям, что вполне допустимо говорить о подрыве этической полноценности базовых профессий научно-образовательной деятельности университета. Во-вторых, не пора ли уже говорить о подрыве этической полноценности этих профессий еще и в связи с деформацией их самосознания, девальвацией профессионально-нравственных ориентиров научнообразовательной деятельности отечественных университетов. Понижение уровня-планки профессионализма в сфере научно-образовательной деятельности фактически легитимировано всеми тремя типами ее субъектов: преподавателями, студентами, администраторами. То, что еще недавно считалось постыдным, сегодня для многих становится не просто привычным, но почти нормой.

Отметим, что позиция «морального алиби» объективно поддерживается не раз декларированной «концептуальной готовностью» исследователей современного университета ответить на последствия патосных рисков. Однако такого рода декларации о «готовности» не могут не вызвать скепсис, порождаемый, прежде всего, слабым вниманием как исследователей, так и практикующих профессионалов к потенциалу осмысления университетами ценностных ориентиров своего самоопределения в трансформирующемся обществе.

Университет, склонный к лишь реактивному поведению, «проходит мимо» ситуации выбора. Его пассивное приспособление к обстоятельствам гасит потребность в рефлексивном самоопределении. Университет, проектирующий свою биографию, уклоняющийся от соблазна лишь реактивного поведения, навсегда вовлечен в острую ситуацию самоопределения через создание своей миссии, смысло-ценностных ориентиров, адекват-

ных Идее современного университета. В этой связи и глобальный, и локальный университет — субъекты постоянной рефлексии, ведущие никогда не завершающуюся работу по самоидентификации. самопознанию, осмыслению своего настоящего и целеустремленному производству своих шансов в свете этой Идеи.

Современный этап жизни ТюмГНГУ обусловлен как глобальной ситуацией трансформации идеи университета, так и локальной ситуацией развития ТюмГНГУ. В современной ситуации он рассчитывает не столько на использование выпавшей ему' удачи, как это можно было себе позволить в период его создания в годы «нового освоения» (освоения нефтегазовых ресурсов Тюменского Севера), сколько на целеустремленное производство своих собственных шансов. Шансов, связанных во многом с выбранным ориентиром на статус исследовательского университета.

Мотивы выбора этой стратегии развития университета понятны, направления модернизации определены; не просто достижение статуса исследовательского университета, но с предельно значимой ролью реальных исследований для промышленности («рост числа» диссертационных работ — это часто мнимые успехи университета). И сегодня важно понять модернизаций иные риски, среди которых — вольное или невольное распространение псевдостандартов профессионализма. Проблема, побуждающая к непрерывной гуманитарной экспертизе стратегии университета, не сводится к тому, чтобы, например, определить границы эффективности коммерциализации (а лучше сказать — маркетизации) научно-образовательной деятельности. Всегда важно было понимать, что установка на коммерциализацию научно-образовательной деятельности может обернуться риском пойти по пути «псевдоуниверсигета». При выборе модернизационной стратегии важно осознать, что неменьший риск возникает и в случае, когда стратегия развития университета склоняется в сторону' модели «корпоративного университета», ориентируя исследователя работать только над теми проблемами, решение которых принесет практическую пользу заказчику, а не науке в целом.

Ректорский семинар как институция гуманитарной экспертизы

Гуманитарная экспертиза процесса трансформации университета, формирования университетского этоса — адекватное ноу-хау рефлексии становления (далеко не просто формальная ситуация «смены имени» — переименование «института» в «университет»), самоопределения (конкретизация образа университета в процессе создания его Миссии и Кодекса) — модернизации (введение многоуровневой системы высшего образования, движение к статусу исследовательского и т. д.) университета. Одним из элементов инфраструктуры гуманитарной экспертизы, которую университет проводил на основных этапах своего развития, является ректорский семинар — специальная институция гуманитарной экспертизы и консультирования стратегии развития ТюмГНГУ. действующая экспертная система университета, рефлексирующего свое самоопределение в трансформирующемся обществе.

В структуру системы входят внутренняя и внешняя экспертизы. Внутренняя экспертиза — деятельность непосредственных участников семинара, которые знают, чувствуют, «проживают» этос университета «изнутри». Это проректоры, директоры институтов, руководители департаментов, кафедр, ведущие профессора. Экспертиза внешняя — работа профессионалов, приглашаемых из академических институтов и ведущих вузов страны, для которых современный университет, его деятельность и этос являются специальным предметом исследования.

Работающий в статусе «ректорского» с 2000-го года семинар вырос из руководимой Н. Н. Карнауховым серии проблемных семинаров на тему «Становление духа университета» [1]. Уже опыт этих заседаний [2, 3, 4] показал необходимость особого внимания университета к проектированию не только своих целей, но и смыслоценностных ориентиров.

В своем новом статусе семинар сформировался как ответ на ситуацию, в которой университет, решив в основном задачу выживания, поставил перед собой задачу развития. Особенность ситуации: некоторые стратегические документы развития университета уже были разработаны, но в них меньше всего была представлена смысло-цеяностная проблематика стратегии развития университета. При этом важно было не только разобраться в том, возможна ли стратегия развития университета без разработки ее смысло-ценностных ориентиров, но и прояснить конкретные признаки этих ориентиров, собственно и явившихся предметом серии гуманитарных экспертиз, проводимых ректорским семинаром.

Прежде чем дать характеристику идеи и технологии гуманитарной экспертизы, стоит напомнить суждение 3. Баумана, писавшего про распространенные представления о феномене свободы [5], и отметить, во-первых, что внешняя понятность идеи гуманитарной экспертизы нередко возникает исключительно от частого употребления, во-вторых, что эта идея имеет долгую и пеструю, редко вспоминаемую историю [6, 7]. То и другое должно побудить исследователей и практикующих экспертов в этой сфере к уклонению от монополистских притязаний и стимулировать к рассуждению об идее гуманитарной экспертизы в вариативном стиле, к принятию факта многообразия исследовательских направлений.

Представляя в тезисной форме базовый принцип рассматриваемой здесь концепции гуманитарной экспертизы, отметим ее сосредоточенность на экспертизе ситуаций морального выбора в различных сферах жизни. а применительно к жизни университета — на ситуациях выбора миссии; самоопределения к профессио-нально-нравственным нормам, ориентирующим через кодекс деятельность профессора; предпочтения модели профессионального успеха, парадигмы воспитания (возврат к прошлому, «дальнейшее усиление воспитательной работы», «освоение потенциалов свободы выбора и самоопределения»).

Рабочая метафора для понимания базового принципа гуманитарной экспертизы — испытание ситуацией морального выбора. Системный эффект этого принципа определяется инициированием предлагаемых на экспертизу ситуаций выбора; их проектированием в формате проблем, гипотез, вариантов решений; модельным

прогнозированием последствий выбора; апелляцией рефлексии этических контрпозиций, сопровождающих ка вдую из альтернатив, к этическим документам университета — Миссии-Кредо и Профессиональноэтическому кодексу.

Соответственно, особый мотив институционализации гуманитарной экспертизы в ипостаси ректорского семинара — его обращенность к ситуациям, предполагающим свободу выбора, возможность выбирать, способность выбирать субъекта (индивида, группу, профессиональное сообщество, корпорацию-организацию), которому' можно доверить выбор. А кроме этого — возможность доверить риск морального выбора и ответственность за его последствия, риск решений в ситуации неопределенности, противоречивости последствий решения при предпочтении любой альтернативы, чаще всего в ситуации ценностного конфликта. Именно глубина противоречия. масштаб риска, мера ответственности и прочие признаки проблемной ситуации выбора требуют особой компетентности и. соответственно, такой идеи-технологии выбора, как гуманитарная экспертиза.

Особый признак ноу-хау ректорского семинара как институции гуманитарной экспертизы — обращение к мировоззренческому ярусу ценностного мира современного университета, выведение языка экспертизы за рамки привычных категорий прагматики и маркетинга («функции», «услуги» и т. п.) и попытка переведения рефлексии об университете на язык смысло-ценностных ориентиров: миссия-кредо, высокая профессия, мировоззренческие искания, служение в профессии, кодекс как лоция профессионально-нравственного выбора, этика профессионального успеха и т. д.

Гуманитарная экспертиза стратегий развития университета: опыт проектирования

ситуаций выбора

Ректорский семинар — экспертная площадка рефлексии актуальных проблем, возникающих при соотнесении практики жизни университета с профессионально-нравственными ориентирами его научнообразовательной деятельности; активный субъект непосредственного и опосредованного вовлечения широкого круга университетских профессионалов в дискурс о самопознании и саморегулировании базовых профессий этой деятельности.

Многолетний опыт ректорского семинара представлен на страницах журнала «Ведомости прикладной этики». В опыте ректорского семинара последних лет задачи его экспертной деятельности были сосредоточены в двух тематических циклах. Тема цикла семинаров 2010-2011 гг. «Удержание профессионально-этических ориентиров университета в кризисных обстоятельствах». Он состоит из нескольких проектов: «Между «псевдоуниверситетом» и «корпоративным университетом»; гуманитарная экспертиза практикуемых и проектируемых стратегий развития университета» [8]; «Дилеммы успеха университетского интеллектуала в модернизаци-онной стратегии университета» [8]; «Этически полноценный профессионализм: индивидуальный долг или институциональная поддержка?» [9] и т. д. Тема цикла ректорских семинаров 2012-2013 гг. «Миссия профессора в исследовательском университете». На сегодняшний день он реализован в трех проектах: «Этика профессора: вне-алиби-бытие» [10]; «Этика профессора: честность и честь» [11]; «Профессор как воспитатель» [12].

Уже из названий этих семинаров можно увидеть направленность предпринятых ими экспертиз на проектирование ситуаций выбора. Но при этом важно, что на каждом из названных выше семинаров речь идет об особых типах ситуации выбора.

Первый тип. Ситуация выбора в замысле первого из семинаров характеризуется профессийнально-этической неприемлемостью обоих вариантов наличного выбора — выбор стратегии университета между' «псевдоуниверситетом» и «корпоративным университетом».

Второй тип. Ситуация выбора в следующем проекте характеризуется моральной рискованностью одной из предложенных для экспертизы альтернативных моделей успеха университетского интеллектуала. Либо стремиться к доминирующему в массовом сознании символу успеха, успеху денежному, который мало связан с этически полноценным профессионализмом; либо стремиться к профессиональному успеху', значимому' по гамбургскому счету профессионального сообщества (чаще не связанному с денежным успехом).

Третий тип. Ситуация выбора характеризуется плюрализмом нормативно-ценностных систем и необходимостью сравнительного анализа и взвешивания смысло-ценностных ориентиров и рисков, стоящих за каждой из предложенных на экспертизу альтернатив. Применительно к семинару «Профессор как воспитатель» речь шла о стратегиях современного «поворота к воспитанию»: «выбор прошлого», «дальнейшее усиление воспитательной работы», «освоение потенциалов свободы выбора и самоопределения».

Четвертый тип. Ситуация выбора между неочевидными с точки зрения морального предпочтения установками на перфекционизм индивида и на потенциал корпорации-организации. Применительно к семинару «Этически полноценный профессионализм: индивидуальный долг или институциональная поддержка?» речь шла об экспертизе таких альтернатив самоопределения университетских стратегов к проблеме этически полноценного профессионализма, как: возложение заботы об этически полноценном профессионализме на перфекционизм самих университетских интеллектуалов с апелляцией к их призванию, служению, долгу — или установка на институциональную поддержку' университетом этически полноценного профессионализма, предполагающая подкрепление требований Профессионально-этического кодекса инфраструктурными средствами и инвестициями в человеческий капитал.

Вполне вероятно, что многие из участников ректорского семинара неоднократно задумывались о целесообразности траты своего времени на обсуждаемые ими темы. Однако как показывает опыт этих семинаров, актуальность поднимаемых в проектах гуманитарной экспертизы проблем подтверждается последующими событиями. Приведем пример из сферы университетской жизни на общероссийском уровне.

В 2010 года несколько заседаний ректорского семинара были посвящены созданию Профессиональноэтического кодекса ТюмГНГУ. Работа была непростая, но результативная. И вот в 2012 году Союз ректоров России направил советам ректоров субъектов РФ концепцию этического кодекса вузовского сообщества. Работа над этим документом только еще начиналась — для обсуждения был предложен предварительный вариант концепции кодекса, во многом несовершенный. Но сам факт появления такой концепции говорил о том. что университетское сообщество обеспокоено отсутствием общих ценностных ориентиров. ТюмГНГУ представил свою экспертизу концепции кодекса, опираясь на результаты, которые сформировались в работе ректорского семинара. По предварительным откликам, опыт ТюмГНГУ в этой сфере привлек внимание.

В целом можно заключить, что ноу-хау рефлексирующего университета — институционализация гуманитарной экспертизы в формате ректорского семинара — имеет долговременную перспективу в заботе университета о сочетании стремления к повышению своей конкурентоспособности с сохранением университетской идентичности.

Список литературы

1. Становление духа университета: опыт самопознания: Коллективная монография / Под ред. В. И. Бакштановского и Н. Н. Карнаухова. - Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ. - 2001.

2. Думать о результате деятельности до ее начала не только с позиции «для чего», но и «каков смысл» // Ведомости. - Вып. 30. - Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ. - 2007,

3. Нужна ли университету' рефлексия образа человека гражданского общества? И Ведомости. - Вып. 24, - Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ. - 2004.

4. Служение профессии или жизнь за счет профессии? // Ведомости. - Вып. 13; под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. - Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ. - 1999.

5. Бауман. 3. Свобода. - М.: Новое издательство. - 2006.

6. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику, - Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ. - 2004,

7. Гуманитарная экспертиза: возможности и перспекгавы / Под ред. В. И. Бакштановского и Т. С. Караченцевой, -Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. - 1992.

8. Модернизация. Университет. Прикладная этика // Ведомости, - Вып. 37; под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. - Тюмень: ТюмГНГУ. - 2010.

9. Прикладная этика для магистрантов и профессоров // Ведомости, - Вып. 38; под ред. В, И, Бакштановского, В. В. Новоселова. - Тюмень: НИИ ПЭ. -2011.

10. Прикладная этика как фронестика морального выбора // Ведомости прикладной этики. - Вып. 40; под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. - Тюмень: НИИ ПЭ. - 2012.

11. Прикладная этика: экспертный потенциал // Ведомости прикладной этики. - Вып. 41; под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. - Тюмень: НИИ ПЭ. - 2012.

12. Этика инженера: понимание и воспитание // Ведомости прикладной этики, - Вып. 41; под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. - Тюмень: НИИ ПЭ. - 2013.

Сведения об авнюрах

Бакшншновский Владимир IIосифович, д. ф. н., профессор, директор НИИ прикладной этики, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)469244, e-mail: pricleticbtsogu.ru

Богданова Марина Владимировна, к. с. н., доцент, научный сотрудник НИИ прикладной этики, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)469244, e-mail: etika2(a)tsogu.tv

Новоселов Владимир Васильевич, д. т. н. . профессор, ректор Тюменского государственного нефтегазового университета, тел. 8(3452)256977, e-mail: general@tsogu.ru

Bakshtanovsky V. I., Dr. Sci. in Philosophy, professor. Director of the Applied Ethics Research Institute. Tyumen State Oil Gas University;phone: 8(3452)469244, e-mail:priclet@tsogu.ru

Bogdauova М. I'. Candidate of Sciences in Sociology’, the Applied Ethics Research Institute, Tyumen State Oil Gas University, phone: 8(3452)469244, e-mail: etika2(a}tsogu.tv

Novoselov V. I., PhD, professor, Rector of Tyumen State Oil Gas University, phone: 8(3452)256977,

e-mail: general(q}tsogu.m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.