Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: ДРЕКСЛЕР В. БЕСШОВНОСТЬ КАК ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ (ГРАЖДАНСКИХ) ПРАВ : ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО СВИНЕЙ И КАК ЭТОМУ ПРОТИВОСТОЯТЬ'

РЕФ. СТ.: ДРЕКСЛЕР В. БЕСШОВНОСТЬ КАК ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ (ГРАЖДАНСКИХ) ПРАВ : ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО СВИНЕЙ И КАК ЭТОМУ ПРОТИВОСТОЯТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЬ ГРЕКО / ФРИДРИХ ГЕОРГ ЮНГЕР / ХАНС-ГЕОРГ ГАДАМЕР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЮРИЙ ЛОТМАН / ПЛАТОН / УМНЫЙ ГОРОД / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: ДРЕКСЛЕР В. БЕСШОВНОСТЬ КАК ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ (ГРАЖДАНСКИХ) ПРАВ : ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО СВИНЕЙ И КАК ЭТОМУ ПРОТИВОСТОЯТЬ»

Реф. ст. : ДРЕКСЛЕР В. БЕСШОВНОСТЬ КАК ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ (ГРАЖДАНСКИХ) ПРАВ : ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО СВИНЕЙ И КАК ЭТОМУ ПРОТИВОСТОЯТЬ. DRECHSLER W. Seamlessness as Disenfranchisement : The Digital State of Pigs and How to Resist // Acta Baltica historiae et philosophiae scientiarum. - Tallinn, 2020. - Vol. 8, N 2. - P. 38-53.

Ключевые слова: Эль Греко; Фридрих Георг Юнгер; Ханс-Георг Гадамер; информационные и коммуникационные технологии; Юрий Лотман; Платон; умный город; социальные сети; технологии.

Для цитирования: Гранин Р.С. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. -2021. - № 3. - С. 91-94. Реф. ст. : Drechsler W. Seamlessness as Disenfranchisement : The Digital State of Pigs and How to Resist // Acta Baltica historiae et philosophiae scientiarum. - Tallinn, 2020. - Vol. 8, N 2. - P. 38-53.

Автор статьи - Вольфганг Дрекслер - профессор кафедры управления имени Рагнара Нуркса Таллиннского технологического университета и член группы управления центра передового опыта умного города «Лучшая двойня» (Finest Twins), почетный профессор лондонского университетского колледжа Института инноваций и общественных целей, а также ассоциированный сотрудник и член консультативного совета Центра Дэвиса Гарвардского университета. С 2020 г. автор также является председателем правления Европейской ассоциации аккредитации государственного управления. На государственной службе он был советником президента Эстонии, исполнительным секретарем немецкого Научного совета, а в качестве научного сотрудника Конгресса Американской ассоциации политологии был старшим аналитиком по законодательным вопросам в конгрессе США. Его основные научные интересы - государственное управление, технологии и

инновации; незападное государственное управление; реформа государственного управления в целом; также сохраняет особый интерес к политической философии и семиотике. Один из последних учеников Ганса-Георга Гадамера и избранный член международного Платоновского общества. Дрекслер также часто писал о западной философской традиции: о Ксенофане, Лоренцетти, Вольфе и Ницше. За свое пятитомное издание работ Иоганна Ульриха фон Крамера (в рамках серии собрания Вольфа) он получил национальную научную премию Эстонии 1997 г. в категории социальных наук (с. 53).

Реферируема работа была поддержана Европейской комиссией в рамках проекта Н2020 «Лучшая двойня» (грант № 856602)1. В ней автор задается вопросом, что, если тенденция технологий (прежде всего информационных и коммуникационных, особенно в контексте умного города) не расширять возможности человека, а скорее лишать его прав, ограничивая способность судить и выбирать? Среди возможных способов сопротивления этому Дрекслер называет кодирование, созидание, проговаривание и молитву (с. 38).

Он пишет, что мир, по крайней мере западный и, следовательно, глобально-западная реальность в том виде, как она существует сейчас, в значительной степени, хотя и негласно, основывается на наследии древнегреческой цивилизации, христианства и Просвещения. Изначально технология была лишь небольшой частью последнего; однако в течение последних двух столетий логика технологий взяла верх и стала доминировать. К настоящему времени согласованные политические формы правления в рамках этой глобально-западной традиции (демократия, либеральная демократия, ее республиканские формы) находятся под давлением с различных сторон. Но как идеал, как обещание, эта традиция все еще поддерживается как в Европе, так и в бывших европейских колониях, которые составляют подавляющую часть того, что часто

1 «Горизонт 2020» (англ. Horizon 2020, нем. Horizont 2020), или Восьмая рамочная программа Европейского союза по развитию научных исследований и технологий (РП8) - семилетняя программа финансирования Европейского союза для поддержки и поощрения исследований в Европейском исследовательском пространстве в период с 2014 по 2020 г. Крупнейшая рамочная программа за всю историю ЕС, бюджет которой составляет 80 млрд евро в ценах 2011 г.

Реф. ст. : Дрекслер В. Бесшовность как лишение избирательных (гражданских) прав

называют «первым миром». А эта форма управления, в свою очередь, основана на идее того, что все люди могут и должны принимать собственные решения. Этот подход тесно связан с Иммануилом Кантом, мышление которого гораздо больше лежит в основе современного глобализованного мира, чем это считают англоамериканские эксперты.

Проблема в том, что просвещенный человек Канта - основа его антропологии - также является основой западного правового государства. Если способность этого человека принимать решения, голосовать или, по крайней мере, соглашаться с политикой страны, ограничивается, тогда все политическое здание оказывается под угрозой и фактически должно быть пересмотрено, так как тогда оно приведет к дисфункциональности и нелигитимности. Вот почему все, что лишает людей способности принимать собственные решения, так пагубно и, согласно «Политике» Платона очень быстро превращает людей в крупный рогатый скот, который требует и производит пастухов (с. 39).

Вольфганг Дрекслер пишет, что технический прогресс, несомненно, имеет свои положительные стороны, в том числе он позволяет, как сказал Гадамер, осуществить человеческое желание быть здоровым и жить долго. Недаром вездесущий даосский бог или святой Шу (старый Бог Утренней Звезды из троицы Фу-Лу-Шу) выступает за долгую и здоровую жизнь, которая к настоящему времени технически достижима с помощью современной меди-цины1. Технология всегда амбивалентна и риск переплатить за нее очень велик. Так что, если она не будет постоянно подвергаться сомнению и калибровке, человечество может упустить конкурентоспособность и общественный прогресс.

Один из самых ярких образов того, куда ведет человека эксплуатация природы, которая сегодня находится в авангарде нашего мышления, отмечает Дрекслер, - это то, что описано в «Кольце нибелунга» Вагнера. Если абстрагироваться от всех махинаций богов и героев, от всех убийств и беспредела, о чем будет эта ис-

1 Три Старца Фу-Лу-Шу - высоко почитаемые в Китае хранители дома и семьи. Привносят материальное благополучие, долголетие и здоровье всей семье. Фу-Син - помогает в карьере и славе. Лу-Син - покровитель рода и счастья. Способствует продолжению рода. Шу-Син - Бог долголетия. Сглаживает конфликты и ссоры.

тория? - задается вопросом автор. Золото находится на дне Рейна, защищенное дочерьми Рейна. Его не следует беспокоить. Но, как только золото похищается, начинается катастрофа, кульминацией которой становятся сумерки богов. Мир возвращается только тогда, когда золото возвращается Рейну, его дочерям и природе.

В заключение автор пишет, что хочет завершить свою статью цитатой Аристотеля: «Добро - самая точная мера всех вещей». Если вспомнить об этом и, если использовать этот критерий в любой момент, подвергая сомнению молчаливые предположения, которые служат только для расширения прав и возможностей эксплуататоров и лишения гражданских прав граждан, оно может помочь существенно продвинуться вперед по линии гражданских прав (с. 50).

Р.С. Гранин*

* Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.