ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Реф. ст. : АЙДЕ Д. ПРЕЛЮДИЯ К МАТЕРИАЛЬНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ.
IHDE D. A Prelude to Material Hermeneutics // Acta Baltica historiae et philosophiae scientiarum. - Tallinn, 2020. - Vol. 8, N 2. - P. 5-20.
Ключевые слова: большая наука; гуманитарные науки; визуальные технологии; материальная герменевтика, Поль Рикёр.
Для цитирования: Гранин Р.С. Реф. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. -2021. - № 3. - С. 83-86. Реф. ст. : Ihde D. A Prelude to Material Hermeneutics // Acta Baltica historiae et philosophiae scientiarum. - Tallinn, 2020. - Vol. 8, N 2. - P. 5-20.
Автор статьи - Дон Айде - американский профессор Университета Стоуни-Брук в штате Нью-Йорк, - выдающийся специалист в области философии науки и техники и в области межкультурности и плюрализма восприятия. По теме исследований им опубликовано более 20 книг. После его знаменитой работы «Постфеноменология, очерки в постмодернистском контексте» (1993), он стал известен как основатель постфеноменологии - модифицированных феноменологии и прагматизма, направленных на анализ технологий. На Дона Айде оказали сильное влияние идеи Мориса Мерло-Понти и Хьюберта Дрейфуса1. Его основной науч-
1 Хьюберт Дрейфус (англ. Hubert Lederer Dreyfus; 1929-2017) - американский философ, профессор философии в Калифорнийском университете в Беркли. Его основные научные интересы включали феноменологию, экзистенциализм и философию психологии и литературы, а также философское значение искусственного интеллекта. Широко известен своей экзегезой Мартина Хайдеггера, которую критики окрестили «Дрейдеггером». В честь Дрейфуса сценарист Эрик Каплан, бывший его студентом, вывел персонажа мультсериала «Футурама» профессора Хьюберта Фарнсворта.
ный интерес, которому он посвятил более 40 лет, касается технологий визуализации, сопровождающихся развитием «материальной чувствительности» по отношению к человеческому опыту и развитию соответствующих навыков. В работе «Расширяющаяся герменевтика: визуализм в науке» (1998) он рассмотрел телесные отношения человеческого восприятия с научной практикой, откуда, как следствие, вытекала материальная герменевтика. Также он предложил устранить двойственность дильтеевского разделения и разработать особый герменевтический стиль анализа, как для естественных, так и для гуманитарных наук (с. 20).
Рассматриваемая статья первоначально была прочитана автором в качестве лекции, посвященной столетию его учителя Поля Рикёра в 2013 г. в Гронингенском университете в Нидерландах. В ней он предложил концепцию «материальной (вещественной) герменевтики» или, выражаясь метафорически, интерпретацию, которая «позволяет вещам говорить» с помощью новых научных технологий визуализации. Такая материальная герменевтика могла бы дополнить, а возможно и вытеснить обычную лингвистическую текстуальную герменевтику, столь усовершенствованную Полем Рикёром. Основываясь на своем более, чем 40-летнем опыте занятия технологическими науками автор в своей статье приводит несколько примеров такой герменевтики (с. 5).
Айде отмечает, что в последние десятилетия значительное расширение новых медиа быстро меняет ландшафт гуманитарных наук, делая их полностью отличными от ориентации на текст культуры, в которой работал Рикёр. Именно признание этого сдвига преодолевает или даже обращает вспять лингвистический поворот, который автор назвал материальной герменевтикой. Инструменты такой герменевтики в первую очередь относятся к новым технологиям визуализации. В книге «Расширяющаяся герменевтика: визуализм в науке» автор впервые представил схему программы материальной герменевтики, истоки которой он видит в визуальной герменевтике, уже практикуемой в естественных науках. Айде утверждает, что науки в настоящее время переживают вторую научную революцию, связанную со взрывом новых технологий визуализации, которые изменили то, каким образом производятся научные знания.
Реф. ст. : Айде Д. Прелюдия к материальной герменевтике
Автор доказывает, что все науки имеют технологически-инструментальное воплощение. Так было с первоначальным этапом современной науки, и с той наукой, которую сейчас называют постмодернистской. Зарождение в XVII в. современной науки автор связывает прежде всего с оптикой. Телескопы и микроскопы изменили человеческое зрение в макро- и микромасштабе. Так Галилей смог увидеть горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и солнечные пятна. А члены «Общества Рыси»1, к которому он также принадлежал, теперь могли с помощью микроскопа увидеть семь половых губ пчелы и полную анатомию блохи, которую раньше было не видно; Левенгук из Нидерландов, открыл сперму, что привело к революции в понимании воспроизводства. Эта новая оптика изменила восприятие людей, необратимо поменяв их мировоззрение (с. 7).
При этом автор отмечает, что революция в технологиях визуализации выходит далеко за рамки научной практики. Так еще в XVI в. новые оптические технологии фактически предшествовали их использованию в современной науке, например: камера-обскура, камера-люцида, устройство для кадрирования и другие устройства, используемые для создания тогдашней новой «перспективы эпохи Возрождения». Как Ренессанс показал применение новой оптики в искусстве, так и в современном мире мы видим распространение экранов - от телевизоров и ноутбуков до iPhone и iPad, что свидетельствует о революции в оптической визуализации, выходящей далеко за рамки специальных практик науки.
В заключение автор пишет, что все те случаи, которые сегодня можно назвать материальной герменевтикой, влекут за собой интерпретацию материальной культуры и материальности самих людей, будь то ранняя современная наука, искусство эпохи Возрождения или современные научные дисциплины. Герменевтика
1 Ит. «Accademia dei Lincei», в русской литературе - «академия рысьегла-зых». Слово linceo в итальянском означает рысь и зоркий (т.е. зоркий как рысь). Была основана в 1603 г., центром своей деятельности сделала не гуманитарные штудии, но исследование природы и математические вопросы. При этом позиции «рысьеглазых» были откровенно антиаристотелевскими (электронный ресурс: режим доступа: http://www.astro-cabinet.rU/library/uvgal/uveschanie-galileya10.htm# footnote12 (дата обращения: 02.02.2021)).
была традиционно ориентирована текстуально и лингвистически. Но, как отмечал Рикёр, ее интерес постепенно расширялся от священных текстов в прошлом до гуманитарных наук XIX в. То же, что автор называет материальной герменевтикой, не является ни текстуальным, ни лингвистическим, а скорее средством интерпретации, которое допускает смысл вещей - «вещи говорят» (с. 9).
Р.С. Гранин*
* Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН.