Научная статья на тему 'Реестры и должности государственной гражданской службы Российской Федерации'

Реестры и должности государственной гражданской службы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2699
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / реестр / должность / квалификационные требования / правила / пределы / компетенция / демократия / право / социальный / экономика / политика / государство / местное самоуправление / управление / государственная служба / муниципальная служба / Российская Федерация

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зульфугарзаде Т. Э.

Исследованы проблемные вопросы дифференциации должностей государственной гражданской службы, проанализированы квалификационные требования, предъявляемые к лицам, занимающим должности данного вида службы по законодательству Российской Федерации, в контексте государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реестры и должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

© Т.Э. Зульфугарзаде

УДК 342.55

Т.Э. Зульфугарзаде

РЕЕСТРЫ И ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исследованы проблемные вопросы дифференциации должностей государственной гражданской службы, проанализированы квалификационные требования, предъявляемые к лицам, занимающим должности данного вида службы по законодательству Российской Федерации, в контексте государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: право, реестр, должность, квалификационные требования, правила, пределы, компетенция, демократия, право, социальный, экономика, политика, государство, местное самоуправление, управление, государственная служба, муниципальная служба, Российская Федерация.

Р^^еестр должностей федеральной государственной службы образуют, во-первых, перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; во-вторых, перечни типовых воинских должностей и, в третьих, перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Вышеперечисленные перечни утверждаются Президентом РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской 242

Федерации образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 ст. 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», присваиваются представителем нанимателя.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется указом Президента Российской Федерации.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент). Таким образом:

Квалификационные требования — это требования к лицу, занимающему или претендующему на занятие данной должности. Квалификационные требования можно разделить на три группы:

1) требования к уровню профессионального образования;

2) требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

3) требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Схожие требования были закреплены и в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ». Часть 3 ст. 6 этого Закона устанавливала, что в квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к:

1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;

2) стажу и опыту работы по специальности;

3) уровню знаний Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Как видно, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» несколько уточняет требования к государственным гражданским служащим.

Государственная служба требует от чиновника наличия самых различных знаний и навыков. В то же время очевидно, что деятельность, например, заместителя министра требует совершенно другого уровня знаний и навыков, чем, допустим, работа специалиста I категории этого же министерства. Соответственно, к ним должны предъявляться различные требования. В целях дифференциации требований, предъявляемых к лицам, занимающим или претендующим на занятие различных должностей гражданской службы, используется деление должностей на категории и группы.

Наличие высшего профессионального образования является обязательным требованием для лиц, занимающих должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы или претендующих на занятие этих должностей.

Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» предусматривал обязательность наличия высшего профессионального образования для высших, главных, ведущих и старших государственных должностей государственной службы. При этом высшее образование должно было быть специализированным: либо (для ведущих и старших государственных должностей) по специальности «государственное и муниципальное управление», либо по специализации государственных должностей государственной службы, либо образование, считающееся равноценным. От претендентов на высшие и главные государственные должности также требовалось наличие дополнительного высшего профессионального образования по профилю (послевузовского управленческого или иного, признанного ему равноценным).

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» не содержит каких либо требований к высшему профессиональному образованию гражданских

служащих. Тем не менее, можно предположить, что оно должно соответствовать основной деятельности служащего по должности, на занятие которой он претендует. Определение соответствия высшего профессионального образования конкретным должностям государственной службы может быть произведено актом соответствующего государственного органа.

Для занятия должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательным является наличие среднего профессионального образования.

Данная работа выполнена с использованием справочной правовой системы КонсультантПлюс

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» / Под. pед. Л.А. Окунькова. — М., 2006. — С. 83.

3. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» / Под ред. Э.Г. Липатова. — М., 2007. — С. 157.

4. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 11. — С. 92.

5. Лившиц Р.З. Теория права. — М., 1994. С. 195.

6. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. — М., 1981. — С. 262.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1966 г.). // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — М., 1978, вып. XXXII. С. 44.

8. Системы и правовой статус государственных и муниципальных органов: Учебник / Сост. Т.Э. Зульфугарзаде. — М.: Российский Новый университет, 2008. — 361 с.

9. Зульфугарзаде Т.Э. Правовые основы государственного и муниципального управления: монография. В 2-х чч. /Т.Э. Зульфугарзаде. — Palmarium Academic Publishing (Saarbrücken, Germany), 2012. — 949 с.

10. Административное право / сост. Т. Э. Зульфугарзаде. — М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2010. — 203 с.

11. Конституционная экономика: Учебное пособие / сост. Т.Э. Зульфугарзаде. — М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011. — 940 с.ЕШ

— Коротко об авторе -

Зульфугарзаде Т.Э. — профессор, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин факультета политологии и права ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Plekhanov Russian University of Economics, Russia, teymurz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.