К вопросу о лишении гражданского служащего классного чина и восстановлении в нем
КОВТКОВ Дмитрий Иванович, советник отдела Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации, старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Рассматриваются порядок и условия лишения гражданина (гражданского служащего) классного чина либо дипломатического ранга.
Отмечается, что Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает лишения гражданского служащего дипломатического ранга, поскольку в нем речь идет только о возможности лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Законодательство не закрепляет четкого порядка исполнения требования приговора о лишении гражданского служащего классного чина, что вызывает ряд сложностей. Так, возникают вопросы, как должны действовать должностное лицо либо орган, присвоивший классный чин, при получении копии приговора суда о лишении классного чина: достаточно ли сделать запись в личном деле либо требуется издать правовой акт о лишении классного чина, необходимо ли вносить запись о лишении классного чина в трудовую книжку и как поступить в случае, если гражданин на дату вступления в законную силу приговора суда уволен (уволился) с гражданской службы?
Суд при вынесении приговора о лишении осужденного гражданского служащего классного чина должен в любом случае исследовать вопрос о порядке присвоения классного чина. Если суд установит, что классный чин был присвоен по результатам квалификационного экзамена, то лишить такого осужденного гражданского служащего классного чина суд не вправе. Автором также рассматривается вопрос о необходимости наделения полномочиями по лишению классного чина лиц и органов, присвоивших классный чин, а не суда, поскольку последний своим внутренним убеждением не может упразднять итоговую оценку личности гражданина (гражданского служащего) со стороны лица либо органа, присвоивших классный чин.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, гражданский служащий, лишение (восстановление) классного чина, лицо, присвоившее классный чин, исполнение наказаний.
Depriving a Civil Servant of the Class Rank and Recovery in It
D. I. KOVTKOV, adviser of the Division of legal department of the Ministry of Defence of the Russian Federation, senior research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The article considers the procedure and conditions for the deprivation of a citizen (a civil servant) of class or diplomatic rank.
The author notes that the Criminal Code of the Russian Federation does not provide a deprivation of the civil servant of diplomatic rank, since it refers only to the possibility of deprivation of special, military or honorary title, class rank and state awards.
The article notes that the legislation does not establish a clear procedure for an execution of the sentence on deprivation of civil servant of the rank, which causes a number of difficulties. So, it is not clear how should act an official or body awarded a class rank, received a copy of the sentence on deprivation of the rank. Is it enough to make an entry in a personnel file or need to adopt a legal act on deprivation of class rank. Is it necessary to make notice about deprivation in an employment book and what to do if a citizen on the date of entry of judgment into legal force was dismissed or resigned from the civil service.
The author also notes that a court when passing sentence on deprivation of the civil servant of the rank should in any case examine the question of the order of assignment of class rank. If the court determines that the rank was assigned according to the results of the qualifying examination so the court doesn't have a right to deprive such convicted servant of the rank. The author also discusses the need to empower with deprivation authority not a court, but persons and bodies that awarded a class rank, as the court according to its inner conviction can't abolish a total assessment of the citizen (civil servant) by the person or body awarded a class rank.
Keywords: public civil service, civil servant, deprivation (restoration) of the class rank, the face of the appropriated class rank, the execution of punishments.
DOI: 10.12737^^2018_2_7
В Российской империи чин, как военный, так и гражданский (статский), давал право на замещение должностей государственной службы, а также на совокупность прав, льгот и гарантий, предоставляемых как в связи с занимаемой должностью, так и в связи с присвоенным чином. Некоторые из предоставляемых в связи с наличие чина права, льготы и гарантии сохранялись за человеком, его имевшим, и после его отставки с государственной службы.
В настоящее время по действующему законодательству классный чин либо дипломатический ранг, присвоенные гражданину, также предоставляют ему после увольнения с гражданской службы1 ряд прав и гарантий.
Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 58-ФЗ) присваиваются гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы.
Присвоенные классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ,
1 Здесь и далее под гражданским слу-
жащим понимается федеральный государственный гражданский служащий, под гражданской службой — государственная гражданская служба Российской Федерации, если иное не оговорено особо.
а также п. 24 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 (далее — Положение о классных чинах), сохраняются за гражданами при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы, т. е. фактически присваиваются гражданам пожизненно.
Классный чин либо дипломатический ранг, присвоенные гражданину, после увольнения его с гражданской службы предоставляют ему следующие права и гарантии.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Правилам определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 818, при определении среднемесячного заработка гражданского служащего, из которого исчисляется размер пенсии гражданских служащих, учитывается месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы.
Статьями 46 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних
дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные2 законодательные акты Российской Федерации» и 45 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что гражданам, проходившим гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах внутренних дел (федеральной противопожарной службе) первое специальное звание присваивается с учетом присвоенного классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в классном чине или дипломатическом ранге.
Кроме того, Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в ч. 3 ст. 2 закрепляет, что на кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, который проходит или проходил дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не распространяется.
Однако гражданин может быть лишен указанных прав и гарантий в случае лишения его классного чина либо дипломатического ранга. Возможность лишения классного чина либо дипломатического ранга
2 Аналогичные положения содержатся в п. 10 ст. 48 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-! «О прокуратуре Российской Федерации», п. 7 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и ст. 261 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38.
предусмотрена ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ, закрепляющей, что граждане, проходящие федеральную государственную службу, могут быть лишены присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по решению суда3.
Лишение классного чина, воинского и специального звания предусмотрено ст. 48 УК РФ при осуждении гражданина за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Наказание в виде лишения классного чина, воинского и специального звания является исключительно дополнительным видом наказания, в связи с чем в каждом конкретном случае суд отдельно рассматривает вопрос о целесообразности и необходимости его применения.
Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ст. 16 и 61).
Нормы о возможности лишения гражданского служащего классного чина, за исключением норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, закреплены в ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ, п. 25 Положения о классных чинах и некоторых других актах4.
3 См.: апелляционное определение Верховного Суда РФ от 28 августа 2013 г. № 4-АПУ13-42СП, которым оставлен в силе приговор Московского областного суда от 17 апреля 2013 г. по делу № 2-32-9/13; апелляционное определение Московского городского суда от 3 декабря 2014 г. по делу № 10-16485.
4 См., например, п. 18 Положения о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21 ноября 2012 г. № 1563, и п. 26 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и долж-
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ), а также Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации», регулирующий порядок и условия прохождения гражданской службы в системе МИД России, и Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов — представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371, не содержат положений, предусматривающих возможность лишения гражданского служащего классного чина либо дипломатического ранга.
При этом нормы о том, что граждане, проходящие федеральную государственную службу, могут быть лишены воинских или специальных званий, закреплены в федеральных законах от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 48), от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 26), от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О служ-
ности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1554.
бе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 41) и от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 40), регулирующих порядок и условия прохождения отдельных видов государственной службы.
Относительно возможности лишения гражданского служащего дипломатического ранга необходимо отметить, что ст. 48 УК РФ лишение гражданского служащего дипломатического ранга не предусматривает, поскольку в ней речь идет только о возможности лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. При этом говорить о том, что ст. 48 УК РФ позволяет лишать гражданских служащих дипломатического ранга, как это делают некоторые ученые5, абсолютно неверно по следующим основаниям.
Во-первых, дипломатический ранг, как и классный чин, является необходимым элементом статуса гражданского служащего, связанным с условиями и порядком прохождения гражданской службы, служебным стажем, заслугами, что находит отражение в особенностях порядка присвоения дипломатического ранга. Кроме этого, дипломатический ранг отличается от классного чина так же, как воинское звание от специального звания — это абсолютно разные юридические явления и понятия, связанные с условиями и порядком прохождения службы. Во-вторых, даже при наличии аналогии между дипломатическим рангом и классным чином применить эту аналогию в уголовном пра-
5 См.: Есаков Г. А., Понятовская Т. Г., Ра-рог А. И. и др. Уголовно-правовое воздействие: монография / под ред. А. И. Рарога. М., 2012.
ве невозможно, поскольку это прямо запрещено ч. 2 ст. 3 УК РФ, согласно которой применение уголовного закона по аналогии не допускается. На это указано и в п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», в котором сказано, что перечень правоограниче-ний, указанных в ст. 48 УК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, положения ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ в части лишения гражданского служащего присвоенного ему дипломатического ранга фактически не могут быть реализованы, поскольку лишение гражданского служащего дипломатического ранга не предусмотрено ни ст. 48 УК РФ, ни иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Процессуальный прядок лишения гражданского служащего классного чина закреплен в ст. 61 УИК РФ, согласно которой суд, вынесший приговор о лишении осужденного гражданского служащего классного чина, после вступления приговора в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему классный чин. Далее должностное лицо, получив копию приговора суда, в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного гражданского служащего классного чина, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующий чин. После этого должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.
Наказание в виде лишения классного чина исполняется судом, вынесшим приговор, а требование приговора о лишении классного чина исполняется должностным лицом, присвоившим классный чин (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).
В свою очередь, Положение о классных чинах не закрепляет порядка исполнения требования приговора о лишении гражданского служащего классного чина, что вызывает ряд сложностей. Так, не ясно, как должно действовать должностное лицо либо орган, присвоивший классный чин, получившие копию приговора суда о лишении классного чина, достаточно ли сделать запись в личном деле либо нужно издавать правовой акт о лишении классного чина, необходимо ли вносить запись о лишении классного чина в трудовую книжку и как быть, если гражданин на дату вступления приговора суда в законную силу уволен либо уволился с гражданской службы.
Проведенный анализ законодательных положений, закрепляющих порядок лишения гражданского служащего классного чина, не позволяет сделать однозначный вывод о том, как должно действовать должностное лицо либо орган, присвоившие классный чин, после получения копии вступившего в силу приговора суда.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ определен порядок присвоения классных чинов гражданской службы: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ (ч. 8), государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса в федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ, а в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов (ч. 9); остальные классные чины гражданской службы присваиваются представителем нанимателя (ч. 10). Аналогичные положения закреплены в п. 15 и 17 Положения о классных чинах.
Пункты 19 и 20 Положения о классных чинах закрепляют, что классные чины присваиваются гражданским служащим актом Пре-
зидента РФ, Правительства РФ либо руководителя федерального государственного органа или его представителя, о чем делается запись в личном деле и трудовой книжке гражданского служащего.
С учетом указанных положений возникает вопрос: должен ли Президент РФ либо представитель нанимателя (работодатель) издавать акт о лишении осужденного гражданского служащего классного чина на основании приговора суда и как сделать запись в трудовой книжке о лишении гражданина классного чина, если он уволен с гражданской службы, а трудовая книжка в соответствии со ст. 841 ТК РФ выдана на руки? Согласно данной статье по письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой, т. е. гражданин также вправе потребовать выдать ему заверенные документы о присвоении классного чина.
Следовательно, возможна ситуация, при которой к должностному лицу, присвоившему классный чин, поступит приговор суда о лишении гражданского служащего классного чина, а гражданский служащий будет уже уволен со службы, ему выдана трудовая книжка и заверенные копии документов о присвоении классного чина. Как в этом случае должен быть исполнен приговор суда о лишении классного чина, законодательство Российской Федерации и судебная практика не разъясняют.
Согласно ст. 16 и 61 УИК РФ приговор должен направляться на исполнение должностным лицам, присвоившим классный чин, однако не ясно, должен ли направляться приговор для исполнения в части лишения классного чина в Правительство РФ, которое также присваивает классные чин, но является органом6
6 На региональном уровне классные чины субъекта РФ также могут присваивать-
государственной власти Российской Федерации. Строго по букве закона в этих случаях отсутствует наградившее должностное лицо, что делает невозможным исполнение закона и приговора, поскольку применение уголовно-исполнительного законодательства по аналогии не преду-смотрено7.
Таким образом, приговор о лишении осужденного гражданского служащего классного чина, присвоенного Правительством РФ, следуя буквальному толкованию закона, не может быть исполнен, поскольку направление копии приговора суда вступавшего в законную силу, в орган, присвоивший классный чин, не предусмотрено.
Должностному лицу, присвоившему классный чин, согласно ст. 61 УИК РФ необходимо в установленном порядке внести в соответствующие документы запись о лишении осужденного классного чина. Такое требования, например, применительно к Президенту РФ вряд ли приемлемо, так как получается, что Президент РФ должен внести запись в трудовую книжку о лишении классного чина, хотя трудовая книжка хранится у нанимателя либо его представителя, а также, вероятно, не отменяя своего указа о присвоении классного чина, сделать на нем запись о лишении по приговору суда конкретного гражданина классного чина.
ся различными органами. Так, в соответ-
ствии с ч. 2 ст. 14 Закона Московской области
от 14 марта 1997 г. № 16/97-ОЗ «О государ-
ственных должностях Московской области» присвоение классного чина государственной гражданской службы Московской области
Губернатору Московской области и Пред-
седателю Московской областной Думы производится постановлением Московской областной Думы.
7 См.: Трофимов Е. В. Лишение официальных наград в наградном производстве и проблемы его законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. С. 70—73.
Однако какого-либо порядка «внесения записи о лишении» в акты Президента РФ8 о присвоении классного чина действующее законодательство не устанавливает. В данном случае можно говорить исключительно о самостоятельном указе Президента РФ, который отменяет ранее изданный указ о присвоении осужденному гражданскому служащему классного чина или вносит в него соответствующие изменения, если указ издавался в отношении нескольких лиц.
В связи с этим необходимо отметить, что лишение высших воинских званий в соответствии с п. 6.7 Временного положения о Высшей аттестационной комиссии для подготовки предложений по расстановке руководящих кадров Министерства обороны РФ и Вооруженных Сил РФ, включая специалистов из числа гражданских лиц, утвержденного распоряжением Президента РФ от 14 мая 1992 г. № 232-рп, которое действует по настоящее время, проводится указами (распоряжениями) Президента РФ.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о возможности лишения судом в соответствии со ст. 48 УК РФ гражданского служащего классного чина, присвоенного ему по результатам квалификационного экзамена, а не исключительно за выслугу лет в соответствующей должности гражданской службы.
В части 2 ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ и п. 14 Положения о классных чинах закреплено, что гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий (за исключением федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также федеральных гражданских служащих, замещающих должности граж-
8 См.: Трофимов Е. В. Указ. соч. С. 70—73.
данской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ), классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Таким образом, присвоение классного чина гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, Федеральным законом № 79-ФЗ и Положением о классных чинах поставлено в зависимость от результатов сдачи ими квалификационного экзамена, т. е. от результатов оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией. Если результаты квалификационного экзамена не удовлетворительные, то гражданскому служащему классный чин не может быть присвоен.
Присвоение классного чина по результатам квалификационного экзамена и присвоение классного чина исключительно за выслугу лет в соответствующей должности гражданской службы не одно и то же. В последнем случае присвоение классного чина происходит исключительно по истечении установленного срока гражданской службы в определенной должности при соблюдении условия о занятии гражданским служащим соответствующей должности, вне зависимости от качества исполнения гражданским служащим своих обязанностей, теоретических и практических знаний, уровня его профессиональной подготовки, наличия дисциплинарных взысканий.
Из этого следует, что суд при вынесении приговора о лишении осужденного гражданского служаще-
го классного чина должен в любом случае исследовать вопрос о порядке присвоения классного чина. Если суд установит, что классный чин был присвоен по результатам квалификационного экзамена, то лишить такого осужденного гражданского служащего классного чина суд не вправе, поскольку присвоенный в этом случае классный чин имеет квалификационный характер, т. е. был присвоен не только в связи с выслугой лет в соответствующей должности гражданской службы, но и в связи с прохождением гражданским служащим испытания в форме квалификационного экзамена, на котором гражданский служащий для присвоения ему классного чина должен был подтвердить, что он не имеет дисциплинарных взысканий, качественно исполняет свои обязанностей, обладает необходимыми теоретическими и практическими знаниями, соответствующем уровнем профессиональной подготовки.
Вышеизложенное указывает на несовершенство действующего законодательства, закрепляющего порядок и условия лишения гражданского служащего классного чина.
Более того, законодательство не содержит положений, регулирующих порядок восстановления гражданина (гражданского служащего) в классном чине в случае отмены приговора суда по реабилитирующим основаниям либо отмены (изменения) приговора суда в части лишения классного чина.
Восстановление гражданина (гражданского служащего) в классном чине, которого он был незаконно лишен, является гарантией соблюдения его прав и законных интересов, в связи с чем процедура восстановления в классном чине должна быть четко закреплена в законодательстве Российской Федерации. Для примера необходимо отметить, что в ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президен-
та РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, закреплен порядок восстановления в воинском звании военнослужащих, лишенных воинского звания.
Рассматривая вопрос о лишении гражданина классного чина на основании приговора суда, нельзя обойти вниманием другой вопрос: необходимо ли разрешение вопроса о лишение гражданина классного чина относить к компетенции именно суда либо суд должен только информировать соответствующее должностное лицо либо орган о вступившем в законную силу приговоре суда и осуждении гражданина за тяжкое либо особо тяжкое преступление для принятии должностным лицом либо органом решения о возможности лишения классного чина?
Данный вопрос крайне актуален, поскольку, во-первых, на дату присвоения классного чина гражданский служащий имел право на его присвоение, так как соответствовал всем установленным законодательством требованиям, в том числе квалификационным. Во-вторых, лишать гражданина классного чина, по нашему мнению, должно исключительно лицо либо орган, которые присвоили классный чин либо их правопреемники, поскольку суд своим внутренним убеждением не может упразднять итоговую оценку личности гражданина (гражданского служащего) со стороны лица либо органа, присвоивших классный чин. Такую оценку могут давать только лицо либо орган, имеющие право на присвоение классного чина в силу предоставленных законом полномочий. Разрешение вопроса целесообразности лишения классного чина не входит в компетенцию суда, иначе суд начнет подменять собой иные государственные органы. Суд не может разрешать вопрос о целесообразности сохранения классного чина осужденному гражданину или лишения его этого чина, поскольку суд вправе решать исключительно вопросы права и факта.
Вопрос о лишении классного чина решается не только с учетом личности виновного (это одно из средств индивидуализации наказания, которое состоит в оценке свойств личности до, во время и после совершения преступления). Основаниям для лишения классного чина могут быть только публичные интересы, но никак не личность виновного. В настоящее время согласно ст. 48 УК РФ суд вынужден решать, насколько целесообразно с социальной точки зрения сохранять классный чин за гражданином, совершившим преступление, что выходит за рамки права и факта и относится к прагматической оценке, давать которую суд не правомочен.
Суд должен лишь сообщать должностному лицу либо в орган, присвоившие классный чин, о том, что в отношении гражданина (гражданского служащего) вынесен обвинительный приговор за совершение преступления, причем не обязательно только тяжкого либо особо тяжкого пре-ступления9.
Например, именно такое правило ранее было предусмотрено ст. 36 УК РСФСР. При осуждении за тяжкое преступление лица, имеющего воинское или другое звание, присвоенное Президиумом Верховного Совета СССР, Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР или другой союзной республики, суд при вынесении приговора решал вопрос
9 Предложение назначать наказание в виде лишения воинских, специальных и почетных званий, а также классных чинов не только за тяжкие, но и вообще за любые преступления уже давно высказано в науке уголовного права. См., например: Мих-лин А. С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. 2001. № 3. С. 25; Колосов А. С. Ответственность за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13.
о целесообразности внесения представления в орган, который присвоил звание, о лишении воинского или другого звания.
Аналогичное положение в настоящее время закреплено, например, в УК Республики Казахстан, согласно ст. 49 которого при осуждении за совершение умышленного уголовного правонарушения лица, имеющего государственные награды Республики Казахстан, а равно специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, присвоенные Президентом Республики Казахстан, суд при вынесении приговора может внести, а по коррупционным преступлениям вносит представление Президенту Республики Казахстан о лишении осужденного этих наград, званий, классного чина, дипломатического ранга или квалификационного класса.
Исходя из смысла ст. 71 УИК Республики Казахстан Президент Республики Казахстан вправе принять решение о лишении специального, воинского или почетного званий, классного чина либо дипломатического ранга, но не обязан этого делать. При этом согласно УК Республики Казахстан лицо может быть лишено классного чина за совершение преступления любой степени тяжести.
Подводя итог вышеизложенному и в целях устранения указанных пробелов законодательства предлагается:
закрепить в законодательстве, что суд либо соответствующие правоохранительные органы обязаны сообщать должностному лицу либо в орган, присвоившим классный чин, о том, что в отношении гражданского служащего возбуждено уголовное дело либо вынесен обвинительный приговор за совершение преступления любой степени тяжести;
наделить правом лишать гражданина классного чина (дипломатического ранга) исключительно то
должностное лицо либо орган, которые присвоили классный чин (дипломатический ранг), либо их правопреемников;
установить четкий порядок лишения и восстановления гражданина в классном чине (дипломатическом ранге).
Указанные изменения предлагается внести в федеральные законы, регулирующие отдельные виды государственной службы, а также в законодательство о муниципальной службе.
Реализация указанных предложений позволит: 1) установить единый порядок лишения и восстанов-
ления классного чина (дипломатического ранга), присваиваемых федеральными государственными органами, органами власти субъектов РФ и муниципальными органами власти; 2) снять необоснованное ограничение на лишение классного чина только случаями осуждения за тяжкие и особо тяжкие преступления; 3) устранить противоречия между буквой уголовного и уголовно-исполнительного законов, с одной стороны, и законодательством, регулирующим порядок и условия прохождения гражданской (муниципальной) службы и присвоения классных чинов, — с другой.
Библиографический список
Есаков Г. А., Понятовская Т. Г., Рарог А. И. и др. Уголовно-правовое воздействие: монография / под ред. А. И. Рарога. М., 2012.
Колосов А. С. Ответственность за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
Михлин А. С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. 2001. № 3.
Трофимов Е. В. Лишение официальных наград в наградном производстве и проблемы его законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11.