Научная статья на тему 'Теоретико-правовой аспект государственной службы в субъектах Российской Федерации'

Теоретико-правовой аспект государственной службы в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2301
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА / РЕАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ / STATE SERVICE / RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS / LEGAL INSTITUTION / FUNCTIONING OF THE STATE APPARATUS / IMPLEMENTATION OF LEGAL NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тараканов Александр Валериевич

Цель: определить теоретико-правовой аспект государственной службы в субъектах Российской Федерации. Методы: когнитивный подход к познанию сущности государственной службы. Результаты: На основе анализа нормативно-правовых актов рассмотрен основной смысл правового аспекта государственной службы, ключевые позиции эффективного функционирования службы, обобщенные кадровые требования к аппарату государственных органов. Научная новизна: В статье впервые предложено решение задач по: реализации Конституции и законов Российской Федерации, законодательства субъектов Федерации; обеспечению национальной безопасности с учетом интересов регионов, государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности народов; правовому регулированию деятельности на основе специального законодательства как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы. Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тараканов Александр Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The oretical-legal aspect of state service in the Russian Federation subjects

Objective: to define the oretical-legal aspect of state service in the Russian Federation subjects. Methods: cognitive approach to cognition of the essence of state service. Results: Basing on the analysis of normative-legal acts, the basic sense of the legal aspect of state service is studied; the key positions of efficient service functioning are viewed, as well as the summarized requirements to the state authorities’ apparatus. Scientific novelty: the article for the first time proposes solutions of the following tasks: implementation of the Constitution and laws of the Russian Federation and its subjects; ensuring national security taking into account the interests of the regions, state sovereignty, economic independence, spiritual-moral identity of nations; legal regulation of activity based on special legislation as a unity of legal norms, rules and procedures, concerning the relations connected with state service organization. Practical value: The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and educational activity when viewing issues of the essence and trends of Constitutional Law development.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовой аспект государственной службы в субъектах Российской Федерации»

УДК 35.08:342.55

А. В. ТАРАКАНОВ, кандидат юридических наук, доцент

Институт государственного администрирования (г. Москва), Россия

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цель: определить теоретико-правовой аспект государственной службы в субъектах Российской Федерации.

Методы: когнитивный подход к познанию сущности государственной службы.

Результаты: На основе анализа нормативно-правовых актов рассмотрен основной смысл правового аспекта государственной службы, ключевые позиции эффективного функционирования службы, обобщенные кадровые требования к аппарату государственных органов.

Научная новизна: В статье впервые предложено решение задач по: реализации Конституции и законов Российской Федерации, законодательства субъектов Федерации; обеспечению национальной безопасности с учетом интересов регионов, государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности народов; правовому регулированию деятельности на основе специального законодательства как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы.

Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития конституционного права.

Ключевые слова: государственная служба; субъекты Российской Федерации; правовой институт; функционирование государственного аппарата; реализация юридических норм.

Введение

Государственная служба трактуется в законодательстве и доктринальных источниках в двух основных значениях: как вид деятельности и как правовой институт в системе административного или служебного права. В литературе определено понятие государственной гражданской службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; обозначены ее особенности по сравнению с иными видами государственной службы (военной и правоохранительной). Отмечено, что в региональном законодательстве термин «государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации» трактуется аналогично федеральным актам, различия заключаются только в наименовании субъекта.

По мнению специалистов, сущность государственной службы как правового института предполагает решение двух важных задач. Во-первых, реализацию Конституции и законов Российской Федерации, законодательства субъектов РФ, обеспечение национальной безопасности с учетом интересов регионов, а также государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности народов. Такие функции эффективно может выполнять лишь высокопрофессиональный, стабильный,

рационально выстроенный и организационно продуманный, в экономическом и правовом отношении обеспеченный аппарат государственных органов. Во-вторых, регулирование деятельности на основе специального законодательства как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач.

Результаты исследования

Государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование объединения государственных служащих, их поведение и деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также правовой статус государственных служащих. Требования к государственной службе как комплексному правовому институту находят отражение в целях, функциях, принципах, структуре государственной службы, формах и методах ее осуществления. Молодежный кадровый резерв государственной службы должен освоить данные требования и уметь их воплощать на практике [1]. Но для профессионального развития этого не достаточно, так как

необходима типовая программа профессионального развития [2] и непрерывное повышение квалификации [3].

Основной целью государственной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства страны, создание благоприятных правовых, организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования государственного аппарата. Имеется в виду правовое регулирование не только внешних отношений со всеми институтами гражданского общества и государственными структурами, но и внутриаппаратных отношений, от которых зависит общий настрой на результат и эффективность государственной службы [4].

Внешние отношения должны опираться на новые реалии и охватывать связи государственного аппарата и государственных служащих с гражданами и институтами гражданского общества, между государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями [5]. В основном это является предметом административного права. Внутренние отношения - это связи, возникающие по поводу поступления граждан на государственную службу, прохождения службы, организации служебного и внеслужебного времени, денежного содержания, установления льгот и гарантий, отставки и увольнения со службы. Эти отношения регулируются нормами права не только административного, но и трудового, финансового, гражданского и других отраслей права.

Под правовым регулированием государственной службы специалисты в области служебного права понимают нормативно-организационное воздействие на служебные отношения в процессе их становления, с целью их охраны, упорядочения и развития в соответствии с потребностями государства и общества. Поэтому в этом вопросе необходимо опираться на опытных специалистов, имеющих определенный стаж государственной службы, выполняющих специфическую роль на-ставничества1 [6].

Механизм правового регулирования государственной службы включает в себя систему

1 Типовая программа профессионального развития муниципальных служащих // Муниципальная служба. 2013. № 1. С. 49-59.

правовых средств, при помощи которых обеспечивается воздействие государства на становление и развитие государственно-служебных отношений. К основным элементам механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанностей государственных служащих. Под источниками законодательства о государственной службе специалисты Российской Федерации понимают нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственность государственных служащих, основания прекращения государственно-служебных отношений и другие вопросы. Источниками правового регулирования построения и функционирования государственной службы являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституционное право играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы: во-первых, нормы конституционного права, устанавливающие основные принципы политического устройства государства, систему органов государственной власти, предметы ведения и полномочия Федерации и ее субъектов, определяют исходные параметры формирования и функционирования государственной службы; во-вторых, нормы конституционного права, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной власти и в процессе ее реализации, являются предметом деятельности государственной службы.

Исследования в области теоретических и практических аспектов административно-правового обеспечения государственной службы позволили сделать ряд определенных выводов. Так, например, анализ классификации государственных должностей и классных чинов дал возможность выделить основные позиции. Административная правосубъектность государственного служащего

возникает с момента замещения (занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его социально-правовое положение. Должность -это первичная социально-организационная структурная единица государственного органа или учреждения, определяющая служебное место и роль замещающего ее лица, комплекс его прав и обязанностей, а также требования к профессиональной подготовке [7].

Установлены принципиальные подходы, имеющие определяющее значение для присвоения классных чинов гражданской службы, а именно:

а) должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» относятся соответственно к высшей, главной и ведущей группам должностей гражданской службы;

б) должности категории «специалисты» относятся соответственно к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей гражданской службы;

в) должности категории «обеспечивающие специалисты» относятся соответственно к главной, ведущей, старшей и младшей группам должностей гражданской службы.

Таким образом, классные чины гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса и государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы соответственно высшей и главной группы. Что касается гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы аналогичных групп субъекта Российской Федерации, то классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации могут присваиваться им в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Другие классные чины гражданской службы (советник гражданской службы 1, 2 и 3 класса, референт гражданской службы 1, 2 и 3 класса, секретарь гражданской службы 1, 2 и 3 класса) присваиваются гражданским служащим (причем как федеральным, так и субъектов Российской Федерации), замещающим должности гражданской службы соответственно ведущей, старшей и младшей группы. Возникновение, изменение и прекращение отношений государственной службы осуществляются со-

гласно действующим правовым предписаниям, которые имеют государственно и административно-правовой характер и в то же время относятся к трудовому праву. Поэтому в основе названных отношений лежат назначение или конкурс.

Научное исследование административно-правового статуса государственного служащего обосновало современную государственную и муниципальную службу РФ как правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной и муниципальной службы в России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения, именно это делает данную тему актуальной на сегодняшний день. Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества [8]. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности. Реформирование государственной и муниципальной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Изучив государственные гарантии для государственной гражданской службы автором исследования отмечено, что для обладания субъективными публичными правами в данной ситуации индивиду необходимо наличие двух условий: во-первых, наличие особого статуса государственного гражданского служащего и, во-вторых, наличие воли и совершение активных действий, направленных на осуществление, реализацию этих прав. Как и в ситуации с субъектив-

ными функциональными правами этой категории лиц, не проработан механизм реализации самих гарантий: множество норм отсылают к несуществующим нормативным актам. От устранения этих недостатков, от принятия качественных нормативных актов, должным образом могущих обеспечить достойные условия жизни государственным гражданским служащим и членам их семей, зависят судьбы многих тысяч граждан, решивших связать свою судьбу со служением государству, и престиж самой государственной гражданской службы.

Изучение вопросов социальной защиты государственных и муниципальных служащих в России позволило сделать весомые выводы в рамках данной темы. Государственная служба обязана своим возникновением государству, с его возникновением и развитием стала развиваться и служба, а вместе с этим стала развиваться социальная защищенность государственных служащих. Необходимость дальнейшей социальной защиты чиновника на современном этапе российских реформ вызвана, прежде всего, особенностями экономического развития нашего государства [9].

Выводы

В этих условиях для успешного развития страны государство обязано создать такую систему социальной защиты государственных и муниципальных служащих, которая будет с одной стороны защищать чиновника от всяких соблазнов, а с другой - стимулировать его для ускоренного продвижения реформ. Легальный, полученный за успешную, профессиональную работу доход государственного и муниципального служащего заставит его работать с полной отдачей и позволит отобрать для работы в администрации лучшие интеллектуальные силы [10]. Но главный результат предложенного механизма социальной защиты чиновника будет заключаться в его напряженном, упорном труде на благо реформ.

В статье выделен и охарактеризован сегмент рынка труда государственных служащих на основе предложенных автором исследования показателей (субъекты социально-трудовых отношений; требования, предъявляемые к претендентам на государственную службу; особенность регулирования трудовых отношений; формы

организации труда и режимов рабочего времени; траектория и скорость карьерных перемещений). Охарактеризованы специфические проблемы данного сегмента рынка труда: текучесть кадров и дефицит высококвалифицированных специалистов; отсутствие у значительной части служащих профессиональной подготовки, соответствующей квалификационным требованиям их служебно-функциональной деятельности; старение корпуса гражданских служащих; снижение морально-нравственных качеств; коррупция и лоббирование в системе государственной службы. Выделенные специфические характеристики сегмента рынка труда государственных служащих позволяют идентифицировать особенности характера труда государственных служащих, трудового поведения и мотивации этой категории работников.

Возможно в будущем реформа системы материального стимулирования государственных служащих, правильное применение тех или иных видов материального стимулирования приведет к положительным результатам и сделает систему государственной службы более совершенной2.

Список литературы

1. Попов Р. Трудоустройство бывших муниципальных служащих: правовое регулирование // Глава местной администрации. 2013. № 2. С. 48-56.

2. Репицкая С.И. Персональный потенциал муниципального управления // Труд и социальные отношения. 2012. № 10. С. 71-77.

3. Савлук А.Н. Перспективный молодежный кадровый резерв государственной службы: вопросы формирования // Власть. 2013. № 2. С. 66-68.

4. Соболев Н.А. Модель эффективности государственной службы в России: проблема рефлексии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 12. С. 177-193.

5. Сулемов В. А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. 2-е изд., дораб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2009. 344 с.

6. Шайтанова Н.А. Непрерывное профессиональное образование и повышение квалификации: содержание, соотношение, терминологический анализ // Образование и саморазвитие. 2010. № 3 (19). С. 68-74.

2 О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне в январе-сентябре 2012 г.: Федеральная служба государственной статистики // Муниципальная служба. 2013. № 1. С. 6-15.

7. Вырупаева Т.В. Планирование потребности в кадрах в системе управления карьерой на государственной службе // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 116-121.

8. Гусев А.В. Государственная гражданская служба: сочетание публично-правовых и частноправовых начал // Российский юридический журнал. 2012. № 6. С. 28-41.

9. Кирьянов А.Ю. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 4. С. 5-9.

10. Красноженова Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие: для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 2011. 158 с.

В редакцию материал поступил 08.09.14 © Тараканов А. В., 2014

Г Л

Как цитировать статью: Тараканов А.В. Теоретико-правовой аспект государственной службы в субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 165-170.

V_У

Информация об авторе

Тараканов Александр Валериевич, кандидат юридических наук, ректор Института государственного администрирования

Адрес: 119261, г. Москва, Ленинский проспект, 80, тел.: (499) 131-91-88 E-mail: tarakanov66@mail.ru

A. V. TARAKANOV,

PhD (Law), Associate Professor Institute for State Administration (Moscow), Russia

THE ORETICAL-LEGAL ASPECT OF STATE SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Objective: to define the oretical-legal aspect of state service in the Russian Federation subjects.

Methods: cognitive approach to cognition of the essence of state service.

Results: Basing on the analysis of normative-legal acts, the basic sense of the legal aspect of state service is studied; the key positions of efficient service functioning are viewed, as well as the summarized requirements to the state authorities' apparatus.

Scientific novelty: the article for the first time proposes solutions of the following tasks: implementation of the Constitution and laws of the Russian Federation and its subjects; ensuring national security taking into account the interests of the regions, state sovereignty, economic independence, spiritual-moral identity of nations; legal regulation of activity based on special legislation as a unity of legal norms, rules and procedures, concerning the relations connected with state service organization.

Practical value: The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and educational activity when viewing issues of the essence and trends of Constitutional Law development.

Key words: state service; Russian Federation subjects; legal institution; functioning of the state apparatus; implementation of legal norms.

References

1. Popov, R. Trudoustroistvo byvshikh munitsipal'nykh sluzhashchikh: pravovoe regulirovanie (Employment of the former municipal servants: legal regulation). Glava mestnoi administratsii, 2013, no. 2, pp. 48-56.

2. Repitskaya, S.I. Personal'nyi potentsial munitsipal'nogo upravleniya (Personal potential of municipal management). Trud i sotsial'nye otnosheniya, 2012, no. 10, pp. 71-77.

3. Savluk, A.N. Perspektivnyi molodezhnyi kadrovyi rezerv gosudarstvennoi sluzhby: voprosy formirovaniya (Prospective youth personnel reserve of state service: issues of formation). Vlast', 2013, no. 2, pp. 66-68.

4. Sobolev, N.A. Model' effektivnosti gosudarstvennoi sluzhby v Rossii: problema refleksii (Model of state service efficiency in Russia: issue of reflection). Voprosygosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, 2012, no. 12, pp. 177-193.

5. Sulemov, V.A. Gosudarstvennaya kadrovaya politika v sovremennoi Rossii: teoriya, istoriya, novye realii (State personnel policy in the modern Russia: theory, history, new realia). Moscow: Izd-voRAGS, 2009, 344 p.

6. Shaitanova, N.A. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie i povyshenie kvalifikatsii: soderzhanie, sootnoshenie, terminologicheskii analiz (Continuous professional training and qualification improvement: content, correlation, terminology analysis). Obrazovanie i samorazvitie, 2010, no. 3 (19), pp. 68-74.

7. Vyrupaeva, T.V Planirovanie potrebnosti v kadrakh v sisteme upravleniya kar'eroi na gosudarstvennoi sluzhbe (Planning of personnel demand in the system of career management in state service). MenedzhmentvRossii i zarubezhom, 2013, no. 1. pp. 116-121.

8. Gusev, A.V Gosudarstvennaya grazhdanskaya sluzhba: sochetanie publichno-pravovykh i chastnopravovykh nachal (State civil service: combination of public-legal and private-legal principles). Rossiiskiiyuridicheskii zhurnal, 2012, no. 6, pp. 28-41.

9. Kir'yanov, A.Yu. Vzaimosvyaz' munitsipal'noi sluzhby i gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby (Interconnection of municipal service and state civil service). Munitsipal'naya sluzhba: pravovye voprosy, 2012, no. 4, pp. 5-9.

10. Krasnozhenova, G.F. Upravlenie trudovymi resursami: ucheb. posobie: dlya studentov vuzov (Labor resources management: manual for university students). Moscow: INFRA-M, 2011, 158 p.

Received 08.09. 14

Information about the author

Tarakanov Aleksandr Valeriyevich, PhD (Law), Rector of Institute for State Administration Address: 80 Leninskiy Prospekt, 119261, Moscow, tel.: (499) 131-91-88 E-mail: tarakanov66@mail.ru

How to cite the article: Tarakanov A.V. The oretical-legal aspect of state service in the Russian Federation subjects. Aktual'niye probemy ekonomiki iprava. 2014, no. 3 (31), pp. 165-170.

© Tarakanov A. V., 2014

Гильманов, А. З.

Система профессиональной подготовки кадров монопрофильного города: социологический анализ / А. З. Гильманов, Л. А. Давлетшина. - Казань: Изд- во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 124 с.

Монография посвящена проблемам формирования и функционирования системы профессиональной подготовки кадров монопрофильного города, эффективной системы взаимодействия местных органов власти, образовательных учреждений, предприятий и организаций по профессиональной подготовке кадров, в которых нуждается и будет нуждаться в дальнейшем моногород в условиях его перехода от моно- к много-профильности. Особое внимание уделено определению основных направлений совершенствования системы профессиональной подготовки кадров монопрофильного города.

Представляет интерес как для руководителей различного уровня, так и для ученых-социологов, экономистов, педагогов, правоведов, политологов. Представленные материалы могут быть использованы в процессе преподавания ряда дисциплин по вопросам профессиональной подготовки кадров, а также муниципального и регионального управления этим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.