Научная статья на тему 'Редакционная сфера и современные коммуника тивные стратегии'

Редакционная сфера и современные коммуника тивные стратегии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Редакционная сфера и современные коммуника тивные стратегии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2005. № 1

М.В. Шкондин

РЕДАКЦИОННАЯ СФЕРА И СОВРЕМЕННЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

Вслед за многими странами мира Россия осуществляет процессы общественной трансформации, т.е. перехода к рыночному хозяйству, правовому государству, гражданскому обществу. Успешное проведение этих преобразований невозможно без существенной перестройки информационной сферы в соответствии с параметрами нового этапа развития цивилизации. Для решения стоящих перед обществом грандиозных задач нужно глубокое их осознание широкой общественностью, освоение социумом ценностей нового общества. Необходимы также скоординированные действия всех общественных групп, их организационная сплоченность. Особенно это важно в условиях активизации действий международного терроризма. Следует также добиваться активного использования в процессах общественной модернизации всего духовного потенциала общества, всей совокупности знаний и опыта из сферы духовной и духовно-практической деятельности (наука, искусство, управление, воспитание, образование и др.), а также из сферы практической деятельности (производство, социальная сфера, сфера услуг, торговли, быта и др.). А для всего этого нужен соответствующий уровень открытости общества, плюрализма мнений, широкой вовлеченности в процессы информационного производства всех творчески активных сил, необходимый уровень доступности, объективности, полноты, глубины и оперативности информации для самых различных слоев населения.

В достижении названных выше социальных параметров нельзя обойтись без всестороннего развития массовой коммуникации, средств массовой информации. При этом речь идет не только о количественных изменениях. Имеются серьезные причины отказаться от использования в СМИ того типа коммуникации, который существовал ранее. Коммуникативные стратегии административно-командной системы, манипулятивные технологии, широко используемые в ту пору, достались в наследство современным средствам массовой информации. И это такое наследство, от которого мы должны решительно отказываться. Отказываться от пропаганды и агитации той поры, не несущих аудитории объективное отражение действительности, глубокое понимание происходящего, распространяющей идеи, которые были далеки от интересов значительной массы населения, имели манипулятив-

ную целевую направленность, рождали мнимые интересы у аудитории1.

Правы авторы, считающие, что любое производимое социальное действие всегда в то же самое время сопровождается производимой или воспроизводимой этим действием коммуникативной стратегией5, которая создает новый или поддерживает старый способ коммуникации, поскольку процессы действия и взаимодействия неотделимы друг от друга3. Существуют коммуникативные стратегии в сферах политической, экономической, научной, воспитательной, образовательной и иной деятельности. Они направлены на то, чтобы, отразив ту или иную коммуникативную функцию, сформулировав целевую программу, реализовать эти функции, принадлежащие тем или иным видам социальной активности, обеспечить такое информационное взаимодействие между членами общества, которое способствовало бы совместному осознанию конкретных ситуаций, выработке соответствующей позиции по отношению к ним, совместной модели поведения. В массовых коммуникациях эти информационные отношения ведут в конечном результате к совершенствованию отношений политических, организационных, нравственных, эстетических и других и способствуют совместному, с широким участием всей массы людей, решению стоящих перед обществом задач. Благодаря СМИ члены общества в ходе своей деятельности активно и своевременно вовлекаются в познавательные, ценностно-ориента-ционные, образовательные, организационно-управленческие, производственные, бытовые и иные процессы в масштабе всего социума.

Чтобы осуществить полномасштабные преобразования в России, необходимо отказаться от коммуникативных стратегий прошлого, противоречащих новому времени, демократическим прин-

1 Представитель Франкфуртской школы Герберт Маркузе в известной работе

"Одномерный человек" рассматривает средства массовой информации в качестве

главного фактора искусственно сформированного социального согласия, которое отрицает истинные интересы и потребности человека. Он отмечает существование ряда иллюзорных свобод и возможностей. К таковым, например, относятся

"свободная конкуренция" при монопольно устанавливаемых ценах, "свободная пресса", которая сама цензурирует себя, "свободный выбор" между марками товаров, потребность в которых навязана рекламой (см.: Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1994).

5 Коммуникативная стратегия представляет собой мировоззренческую концепцию в коммуникативной технологии, а также способы осуществления этой концепции. Это касается производства содержания коммуникационного процесса, выбора того или иного коммуникативного пространства, той или иной среды коммуникации, того или иного типа взаимодействия, того или иного места порождения смысла (см.: www Korolevstvo.narod.ru).

6 См.: Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

ципам, и овладеть такими стратегиями, которые созвучны новому этапу развития цивилизации и активно способствуют решению актуальных для общества задач. Это исключительно актуальная практическая проблема, значение которой невозможно переоценить. Ее решение зависит в большой степени не только от успехов в становлении публичной политики, от преобразований в коммуникативной деятельности различных политических, экономических и иных структур, в том числе в рекламе и РЯ. Специалисты справедливо полагают, что без перестройки деятельности СМИ здесь не обойтись. Важно вести активное обсуждение этой проблемы в профессиональной среде журналистов, разворачивать дискуссии среди представителей журналистской науки.

В обществе переходного периода, каковым является российское общество, соседствуют различные типы информационных отношений, которые возникают между информирующими и информируемыми. При этом используются различные типы коммуникативных стратегий. Значительную долю в информационных отношениях этого этапа занимают пока отношения субъект-объ-ектны1е, когда информирующие стремятся подчинить себе интересы информируемых, пытаются управлять их поведением. В этом случае часто используются манипулятивные коммуникативные стратегии. В процессе реформирования общества на смену субъ-ект-объектны1М отношениям в массовом информационном процессе начинают приходить отношения субъект-субъектные. Это отношения равноправного сотрудничества, партнерства, совместного обсуждения проблем, дающие возможность каждому участнику социальных действий вести обсуждение острых вопросов, способствовать коллективной выработке решений, получать из общественной сферы и передавать членам общества всю интересующую его и общество информацию, согласовывать тем самым свою деятельность с процессами общественных действий и влиять на них. Иными словами, на место манипулятивных коммуникативных технологий приходят технологии конвенциональные, в основе которых равноправный диалог, интерактивность4.

Сокрытие, искажение, навязывание информации, подчинение информационных интересов аудитории узкокорпоративным, узковедомственным, бюрократическим интересам — негативные явления прошлого. И хотя коммуникативные стратегии манипуляции и управления поведением могут добиваться своих целей, они непременно ведут к отрицательным последствиям. Происходит утрата доверия членов общества не только к СМИ, но и к государству, к властным, идеологическим, экономическим струк-

4 См.: Дацюк Сергеи. Коммуникативные стратегии // ^то^. Korolevstvo.narod.ru

турам. На смену стратегиям манипуляции должны приходить конвенциональные стратегии, несущие более полный учет информационных интересов членов общества, способствующие их всестороннему удовлетворению и широкому доступу творчески активных сил (как производителей, так и распространителей информации) к информационным ресурсам. Они способствуют развитию диалога между участниками общественных преобразований, помогают коллективной выработке планов совместных действий и взглядов на происходящее, более полному учету различных позиций и действий в публичной политике.

Новый тип информационных отношений получает сейчас свое развитие. Однако политические и экономические реалии общественной жизни, мешающие продвижению демократических процессов, существенным образом влияют на СМИ. Они препятствуют становлению открытости в деятельности субъектов политических, экономических и других общественных отношений. Они тормозят развитие плюрализма мнений, толерантности, терпимости к иному мнению, к инакомыслию, совершенствованию сотрудничества, диалога между теми, кто производит и потребляет массовую информацию. Современные элиты пока в полной мере не осознали свою ответственность за широкое использование теневых, манипулятивных, монологичных, монопольных способов коммуникации в средствах массовой информации. Этот вывод в полной мере относится и к представителям журналистской профессии, к редакционному аппарату СМИ.

Исследователи выделяют различные модели российских СМИ, в том числе инструментальную и модель "четвертой власти"8. Одна из них рассматривает журналистику как инструмент политики, отрицая ее самостоятельность, независимость. Другая модель отражает процессы становления в России открытого общества, составными частями которого являются гражданское общество, правовое государство и рыночное хозяйство. Создание такого общества в России — длительный процесс, и роль СМИ в механизмах взаимодействия всех его формирующихся компонентов исключительно велика.

Важнейшим условием организации и функционирования системы СМИ по тем или иным коммуникативным основаниям, на базе тех или иных коммуникативных стратегий является тот или иной политический режим, существующий в обществе. Диктаторские, тоталитарные и авторитарные режимы ликвидируют оппозиционные СМИ, лишают прессу доступа к информации, превращают ее в послушный инструмент властей. В открытом обществе

8 См.: Засурский Я.Н. Искушение свободой. М., 2004.

СМИ могут выполнять в полной мере свои социальные функции, обеспечивая сотрудничество между властью и гражданским обществом, выступая действенным средством контроля общественности за деятельностью властных, экономических и иных структур. Не случайно процессы реформирования российской политической системы, возникшие после теракта в Беслане, вызывают сейчас обеспокоенность отечественной и мировой общественности, которая опасается, что это может привести к потере демократических завоеваний, к закрытости российского общества. Выступая на Всемирном конгрессе информационных агентств, президент России В.В. Путин заявил: "Мы стремимся к тому, чтобы информация была доступна в любое время и в любой точке. Хорошо понимаем необходимость внедрения информационных технологий в производство, в сферу услуг, в управление, культуру, науку и образование"6. Подтверждая приверженность принципам гласности, когда власть позволяет СМИ открыто говорить о своих действиях, В.В. Путин заявляет также о необходимости внедрения в практику властных структур принципов публичности, когда само действие субъекта политики становится открытым изначально, доступно для участия и критики членов общества и готово на публичное взаимодействие7. Таким образом, речь идет о том, чтобы СМИ не только участвовали в одобрении или критике уже принятых властными структурами любого уровня решений, но и создавали возможность членам общества посредством прессы участвовать в самих процессах принятия решений.

Ведя речь об улучшении доступности информации, о развитии системы коммуникаций, средств массовой информации, мы не должны забывать о том, что необходимо одновременно формировать новый тип, новый способ массовой коммуникации.Только в этом случае коммуникативные функции различных видов социальной деятельности, их прогрессивные коммуникативные стратегии смогут в полной мере реализоваться в деятельности СМИ. Существует широкая сеть различных редакционных функций и принципов редакционной деятельности, которые обеспечивают осуществление массового коммуникативного процесса и действие механизма реализации различных коммуникативных функций, а также многочисленных коммуникативных стратегий, проектов, эти функции выражающих. Многие из коммуникативных функций актуализируются в постсоветской практике редакций. Растет вклад СМИ в развитие публичной политики. Это и организация

6 Всемирный конгресс информационных агентств // www.tass.-24 сентября

2004.

7

Характеристику гласности и публичности см.: Засурский Я.Н. Искушение свободой. М., 2004.

более широкого потока информации, идущей во властные и иные структуры и помогающей принятию тех или иных решений. Сюда относится не только оперативная информации с мест, из различных социальных групп и структур управления, но и организация различных дискуссий по актуальным вопросам жизни общества. Это также обсуждения на страницах газет и журналов актуальных проблем, предваряющие создание различных документов в сфере управления. Это и информирование массовой аудитории о принимаемых в органах власти и управления решениях, их комментирование. Это и контроль общественности за соблюдением законов, различных управленческих документов. Здесь же следует назвать успешные попытки организации журналистских расследований. Развитие интерактивной журналистики, особенно в Интернет-СМИ, способствует расширению сферы диалога с аудиторией, привлекает к участию в обсуждении актуальных проблем широкую общественность.

Тем не менее вся редакционная деятельность, в том числе формирование концепции издания, перспективное и текущее планирование, рецензирование поступающей информации, общее, научное, литературное, художественное и иное редактирование нуждаются в существенной перестройке. Необходимо в большей мере преобразовывать редакционную сферу применительно к прогрессивным коммуникативным стратегиям. Реализация коммуникативных функций различных видов деятельности зависит не только от содержания произведений авторов, но и от качества исполнения работниками редакций всей совокупности редакционных функций. Медиатизация политики происходит тогда, когда СМИ перешагивают границы своей коммуникативной деятельности и вторгаются в чужую функциональную сферу. Политизацию СМИ порождает, напротив, вторжение политики на функциональную "территорию" средств массовой информации. Подобные модификации возникают при нарушении правил игры, функциональных границ между СМИ и политикой, СМИ и экономикой, СМИ и культурой и т.п. Вместе с тем СМИ должны четко реагировать на актуализацию тех или иных функций политики, искусства, науки, публицистической деятельности, на те или иные коммуникативные стратегии, чтобы учесть эти изменения в своей редакционной практике.

Исследования ученых говорят о том, что отечественные средства массовой информации не способствуют в должной мере реализации различных функций политики, удовлетворению соответствующих запросов различных групп населения. В частности, мы можем вести речь об исследовательских функциях политики. Для принятия выверенных политических решений необходима широкая, всесторонняя информация по той или иной проблеме,

в том числе соответствующие мнения и предложения участвующих в политическом процессе граждан, их разнообразный опыт решения этих проблем. К сожалению, такой информации явно недостает. Тем самым СМИ ограничивают свои возможности не только в обеспечении оптимального функционирования органов власти, но и участия членов общества в управлении государством. Важной является и функция информирования населения о принимаемых решениях, а также функции учета и контроля в процессе их выполнения на местах. И здесь у СМИ много неиспользованных возможностей.

Одной из причин отчуждения населения от органов власти исследователи считают самоизоляцию журналистики, ее постоянно нарастающую нечувствительность к потребностям, интересам, целям общества8.

Процессы общественного разделения труда необходимо своевременно учитывать с тем, чтобы структура аудитории СМИ более широко отражала социальную структуру общества, вбирала в себя значительную массу людей из основных общественных групп. Предметно-содержательная часть СМИ должна полнее охватывать всю совокупность духовных продуктов — знаний, мнений, опыта, эстетических ценностей и др., рождаемых процессами познавательной, образовательной, воспитательной, организационной деятельности, в том числе научного, художественного, публицистического и иного творчества, продуктов, являющихся достоянием духовного потенциала общества, общественного сознания, его различных состояний, уровней и форм.

Перед редакционной сферой стоит задача обеспечить широкое представительство в СМИ участников различных типов творчества и иных видов деятельности, создающих духовные продукты, нужные для массовых коммуникаций, налаживая для этого активное сотрудничество с широким авторским активом, создавая соответствующие редакционные структуры. Для этого важно располагать необходимыми формами отражения содержания духовных продуктов, их распространения и усвоения массовой аудиторией, в том числе разнообразными типами изданий и программ.

Существенная задача редакционной сферы — противостоять коммуникативным стратегиям манипуляции и активно поддерживать конвенциональные коммуникативные стратегии. Для этого нужно обеспечить отредактированность текста, включаемого в массовый информационный процесс. Мы используем это понятие не только в плане литературного редактирования, но и в плане редактирования как функции регулирования массового информа-

8 См.: Массовая коммуникация в современной России / Под ред. В.Д. Попова. М., 2003. С. 7.

ционного процесса средствами массовой информации, которую стали осуществлять СМИ в процессе общественного разделения труда. Редактирование, на наш взгляд, может рассматриваться как редакционная стратегия, как мировоззренческая концепция, т.е. ведущий замысел, конструктивный принцип регулирования деятельности средств массовой информации. Он опирается на глубокое осознание коммуникативной роли СМИ по отношению к социуму в целом, а также по отношению к коммуникативным функциям различных видов социальной деятельности. Асоциаль-ность некоторых СМИ проявляется в непонимании или в недооценке в редакционной сфере коммуникативных функций тех или иных видов социальной деятельности, а то и в их игнорировании в угоду более частным интересам. В основе редакционных стратегий, если они являются не манипулятивными, а конвенгивными, обеспечение коммуникации понимания, диалоговых отношений между "горизонтальными" и "вертикальными" взаимодействиями людей.

Отредактированность текстов СМИ является конечным результатом выполнения различных функций редакционного процесса, включающего поиск информации, ее заказ авторам, отбор текстов для публикации, их рецензирование, научное, литературное, художественное редактирование. В результате оптимизации этих действий текст становится информационным продуктом, обладающим такими свойствами, как актуальность, полнота отражения условий жизни общества, духовного потенциала общества, возможностью удовлетворения информационных потребностей членов общества, тех или иных социальных групп. В массовом информационном процессе значительное место занимает его регулирование, обеспечивающее выполнение коммуникативных функций всех видов социальной деятельности.

Необходим отбор текстов, которые характеризуются таким качеством, как созданность9. Его особенность — оптимизирован-ность внутреннего коммуникативного пространства текста и вне-текстуальный контекст. Только при этом может быть достигнута ясность смысла, коммуникация понимания и целевая коммуникация. Каков характер отредактированности текстов массовой информации, таков и характер осуществления коммуникативных функций СМИ. Причем речь идет не только о степени актуализации тех или иных функций в содержании СМИ. Многие авторы отмечают также дисфункциональность в деятельности средств массовой информации. Она проявляется, например, в том, что информационная функция приобретает порой форму дезинфор-

9 Многие авторы отличают такие качества текста, как "посланность" и " сообщенность ".

мации, а функция развлечения превращается в функцию "контроля сознания". Функция мобилизации при определенных условиях способствует насилию10. Далеко не всякий текст становится коммуникативным действием. Чтобы он был включен в процессы коммуникации, требуется не только его посланность в адрес определенной аудитории, но и сообщенность его этой самой аудитории, восприятие ею содержащейся в тексте информации.

Особые сложности связаны с реализацией идеологических функций в коммуникативном процессе. Тексты, "несущие" эти функции, в значительной части некоммуникативны. Это связано с уровнем развития сферы публичной политики, а также с тем, что институциональное пространство коммуникации в большой степени закрыто для информационного общества11.

Поступила в редакцию 7.10.04

10 ^

По мнению современного американского культуролога и специалиста в области средств массовой информации Нейла Постмана, которое он высказывает в книге "Развлекая себя до смерти", сейчас опасность духовного порабощения исходит от "мягкого, улыбающегося врага" — телевидения. Его стереотипы предлагают, например, упрощать содержание передаваемых идей до соответствия требованиям канала, или, иначе, требованиям шоу-бизнеса. В сфере влияния шоу-бизнеса оказываются политика, культура, образование. В соответствии с его требованиями, передачи не должны быть слишком информативными, а предмет сообщений слишком абстрактным. В подавляющем большинстве случаев телевизионная информация не предполагает изложения необходимого политического, экономического, культурного аспектов событий. Тем самым зрители оказываются далеки от понимания истинного значения происходящего (Postman N. Amusing Ourselfs to Death. Penguin Books, 1985. P. 89).

11 См.: Дацюк Сергей. Указ. соч.

17

2 ВМУ, журналистика, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.