Научная статья на тему 'Системные аспекты медиаобразовательной деятельности СМИ'

Системные аспекты медиаобразовательной деятельности СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
527
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЕДИАСООБЩЕСТВО / MEDIA COMMUNITY / СИСТЕМА / SYSTEM / ИНФОРМАЛЬНЫЙ АВТОР / INFORMAL AUTHOR / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / INTEGRITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилавская И.В.

Исследуя медиаобразовательные системы, функционирующие в средствах массовой информации, автор выявляет причины их невысокой эффективности, отмечает низкую организованность различных представителей медиасообщества, выступающих субъектами массовой информационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System Aspects of Media Educational Activities

Examining media education systems, functioning in mass media, the author reveals the reasons of their low efficiency, mentions low organization of different representatives of media community coming as subjects of mass information activity.

Текст научной работы на тему «Системные аспекты медиаобразовательной деятельности СМИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 5

И.В. Жилавская, кандидат филол. наук, доцент Томского государственного

университета

СИСТЕМНЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ

Исследуя медиаобразовательные системы, функционирующие в средствах массовой информации, автор выявляет причины их невысокой эффективности, отмечает низкую организованность различных представителей медиасообще-ства, выступающих субъектами массовой информационной деятельности.

Ключевые слова: медиаобразование, медиасообщество, система, инфор-мальный автор, интегративность.

Examining media education systems, functioning in mass media, the author reveals the reasons of their low efficiency, mentions low organization of different representatives of media community coming as subjects of mass information activity.

Key words: media education, media community, system, informal author, integrity.

Приступая к анализу медиаобразовательной деятельности средств массовой информации как системы, остановимся на критериях системного. Науке известны более сорока определений системы. Мы в качестве исходного будем использовать классическое определение австрийского философа Людвига фон Берталанфи: «Система может быть определена как комплекс взаимодействующих элементов»1. Из этого определения в соответствии с утвердившимися представлениями вытекает, что необходимыми признаками системного является наличие не менее двух элементов и их взаимодействие.

Медиаобразовательная деятельность СМИ как интерактивная модель медиаобразования предполагает наличие, как минимум, двух сторон коммуникации — самодеятельного автора и журналиста в качестве тренера, медиапедагога. Причем при отсутствии коммуникации, взаимодействия между ними плодотворная медиаобразо-вательная деятельность не может быть реализована. Эта теоретическая константа подтверждается на практике малоэффективными попытками СМИ воздействовать с помощью образовательных телевизионных программ на молодежную аудиторию. Запрограммированный эвристический познавательный результат получают главным образом участники этих программ. Зрители же по другую сторону экрана остаются безучастными статистами. Не более эф-

1 Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969.

фективны и просветительские проекты печатных СМИ, не имеющие четко очерченной целевой аудитории и обратной связи с ней.

К этому следует добавить, что современный подход к понятию «коммуникация» не сводится лишь к взаимному обмену информацией. Это и установление психологического контакта, и идентификация как желание поставить себя на место собеседника, и эм-патия — эмоциональное сопереживание, и аттракция как форма познания другого человека.

Говоря об элементах медиаобразовательной деятельности как системы, мы понимаем, что ее составные части сами могут иметь сложную структуру, будучи ее подсистемами. С этой точки зрения представляется более удобным говорить не об элементах, а о компонентах системы, которые включают в себя взаимосвязанные элементарные составляющие.

Сложной подсистемой в качестве компонента медиаобразова-тельной деятельности СМИ выступает медиасообщество, представители которого отчасти выполняют функции педагогов. Не менее сложной подсистемой представляется молодежная аудитория, имеющая разнообразные параметры и характеристики. Причем для ее классификации сегодня уже недостаточно традиционного деления по признакам пола, возраста или уровня образования. Современная молодежная аудитория представляет собой многослойную и многосоставную структуру, требующую новых подходов к оценке уровня ее медиакомпетентности. Кроме того, существуют и другие компоненты системы медиаобразовательной деятельности СМИ, такие, как редакционная и информационно-содержательная подсистемы, которые в своей совокупности, взаимосвязанности придают системе качественную определенность.

На конкретном этапе своего развития данные подсистемы, вступая во взаимодействие, создают новые виды систем, отличающиеся по своим качествам от всех, ранее существовавших. Это третий критерий системного, когда отношения между компонентами порождают некое качество, по которому данную совокупность отличают от окружающей среды. Качество это называют ин-тегративным, или системным.

Для системы медиаобразовательной деятельности СМИ таким интегративным качеством является интерактивность. Этим качеством отмечены все составляющие системы: аудитория, редакционная структура, журналистское сообщество. Их совокупность, взаимное обогащение, многосторонний учет интересов и потребностей формируют новую интерактивную медиасреду, в которой каждый элемент медиасистемы приобретает качества других элементов. Медиаобразовательная деятельность СМИ реализуется только в результате взаимообмена информацией, практическим

опытом, эмоциями. Целостность медиаобразовательной системы можно рассматривать как меру такого ее интегративного качества, как интерактивность.

Таким образом, мы получили три необходимых признака системы: компоненты, их взаимодействие, системное качество. Их достаточно для концептуального представления любого объекта в качестве системы.

Для того чтобы понять, как функционирует любая система, необходимо определить ее свойства. Существуют статические, динамические и синтетические свойства системы. Чтобы рассмотреть медиаобразовательную деятельность СМИ, мы остановимся лишь на некоторых, наиболее значимых.

Так, к статическим свойствам систем относятся:

— целостность;

— открытость;

— внутренняя неоднородность;

— структурированность.

Все эти свойства в полной мере присущи системе медиаобразо-вательной деятельности СМИ.

Целостность системы обусловлена ее внешней различимостью в окружающей среде. Взаимодействие аудитории и редакционных коллективов СМИ выступает как нечто единое, целое, отличающееся от всего остального. При этом данная медиаобразователь-ная система не изолирована от окружающей среды, а напротив, максимально открыта всеми каналами коммуникации. Причем связи системы со средой имеют взаимно направленный характер: с одной стороны, среда влияет на медиаобразовательную систему СМИ, делая ее более социально адаптированной, с другой — сама система воздействует на среду и меняет тип отношений, принципиальные установки в обществе.

Это поведение системы может быть реактивным, если среда оказывает на систему сильное воздействие. Тогда и возникают неоднозначные медиапроекты, аналогичные «Дому 2», сомнительного свойства телесериалы, такие, как «Счастливы вместе», телевизионные программы «Смех без правил», «Голые и смешные», молодежные журналы «Молоток», «Клубничка» и др. Это тоже медиа-образование, но со знаком «минус». Реактивное поведение медиаобразовательной системы определяются состоянием и типом среды.

Поведение системы медиаобразования в СМИ может быть и активным, когда наряду с воздействиями среды система руководствуется собственными целями. Активное поведение системы предполагает преобразование среды, подчинение ее своим потребностям и задачам. Это приращение качественной аудитории конкретного

средства массовой информации, расширение творческого актива и количества ньюсмейкеров, формирование позитивного имиджа СМИ, повышение медиаактивности населения в целом. Проявляя высокую степень гражданской ответственности, выстраивая долговременные медиаобразовательные стратегии, средства массовой информации демонстрируют активное поведение медиаобразова-тельной системы.

Внутренняя неоднородность системы медиаобразовательной деятельности СМИ предполагает в зависимости от целеполагания различный состав ее компонентов и способ их связи, т.е. структуру. Если же медиаобразование в редакционной работе рассматривается как часть бизнес-процессов, как инструмент коммуникативного менеджмента, то медиаобразовательная система СМИ будет состоять из медиаменеджеров, рекламных менеджеров, юристов, экономистов, распространителей, экспедиторов. Их отношения будут строиться по вертикали и критериями эффективности этой модели будут охват аудитории, количество привлеченных читателей, зрителей, слушателей, объемы финансирования медиаме-роприятий, размеры полученной прибыли.

В том случае, когда медиаобразовательная деятельность СМИ рассматривается исключительно как гражданский институт, как способ повышения медиакомпетентности и медиаактивности аудитории, состав модели данной системы будет представлен профессиональными журналистами, творческими работниками, редакторами и режиссерами, коммуникации будут иметь горизонтальный характер, а успех медиаобразовательной деятельности будет измеряться наличием материалов молодых журналистов, уровнем раскрытия темы, решения социальных проблем, гражданской зрелости и качества аудитории.

Любые изменения в системе характеризуются динамическими свойствами. К ним относятся:

— функциональность;

— стимулируемость;

— изменчивость системы во времени;

— существование в меняющейся среде.

Функции системы — это ее роль, поведение во внешней среде. Из множественности ролей, моделей поведения следует множественность функций. Медиаобразовательная деятельность СМИ как система может выступать в роли воспитателя молодежи, просветителя, партнера или манипулятора. В разные периоды времени, в зависимости от различных факторов экономического, политического, идеологического характера, под воздействием социальных стимулов эта система может либо ослабевать, либо активизироваться.

В системе медиаобразовательной деятельности СМИ, как и в любой другой, происходят изменения, которые надо учитывать, способствовать или противодействовать им, предусматривать и закладывать в проект будущей системы. От визуальной грамотности — к медиакультуре и медиаактивности, — таков исторический путь современного медиаобразования. Трансформации, происходящие в обществе, влекут за собой существенные изменения в оценках роли и места медиаобразования во внешней среде, моделях и принципах. Сегодня этот вид медийного образования приобретает совершенно иное качество, широко охватывая все сферы коммуникаций.

В связи с этим мы переходим к синтетическим свойствам системы медиаобразовательной деятельности СМИ, которые являются обобщающими, собирательными, интегральными. Так, одним из важнейших синтетических свойств системы является эмерджент-ность (от англ. — «возникать»). Эмерджентность есть проявление целостности. Система выступает как единое целое потому, что она является носителем эмерджентного свойства: не будет система цельной — интегральное свойство исчезнет и наоборот.

Одним из первых принцип «целое больше суммы своих частей» сформулировал российский мыслитель начала XX в. А.А. Богданов (Малиновский) в своей фундаментальной работе «Тектология». Новое качество, по мнению автора, возникает благодаря сумма-ции основного эффекта элементов, который им присущ как «си-нергистам», и одновременно подавлению побочных эффектов, в которых элементы являются «антагонистами»2.

Рассматривая характеристику целого образования, исследователь И.В. Блауберг отмечает, что главное ее свойство — интегратив-ность, т.е. возникновение на уровне целого в результате взаимодействия частей новых качеств и свойств, не присущих отдельным частям и их сумме3.

Так, например, средства массовой информации, объединенные с аудиторией в системе медиаобразовательной деятельности, приобретают качества нового социального института, своеобразного общественно активного центра медиаобразования и гражданского просвещения, где формируется личность, адекватная вызовам времени. Это не общеобразовательная школа, не факультет журналистики, не кружок по интересам или клуб и в то же время не сама журналистика и не редакция СМИ в традиционном понимании этого слова. Журналисты отчасти становятся педагогами, а аудито-

2 См.: Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М.: Экономика, 1989. С. 91.

3 См.: Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования. М., 1977. С. 5—28.

рия получает знания и приобретает навыки профессиональных журналистов. У нового образования появляется новое качество — качество своеобразной школы гражданских коммуникаций.

При этом и родовые характеристики частей медиаобразователь-ной деятельности СМИ проявляются только в их взаимодействии. Журналисты, изолированные от аудитории, утрачивают свои важнейшие функции просвещения, воспитания, образования, так же как и аудитория вне системы СМИ перестает быть аудиторией.

Факт открытости систем еще не означает, что все они в одинаковой степени хорошо согласованы с окружающей средой. Чем лучше система приспособлена к окружающей среде, согласована, совместима с ней, тем выше ее ингерентность (от англ. ingerent — являющийся неотъемлемой частью чего-либо).

Проблема ингерентности важна во всех проявлениях системной деятельности. К примеру, продукт, предлагаемый медиаинду-стрией, должен соответствовать потребностям целевой аудитории. Несогласованность интересов, снижение уровня ингерентности ведут к разрушению системы. Современные взаимоотношения молодежной аудитории и СМИ — тому пример.

От уровня ингерентности зависят степень и качество осуществления функций системы медиаобразовательной деятельности СМИ. «В естественных системах ингерентность повышается путем естественного отбора. В искусственных системах она должна быть особой заботой конструктора»4. Таким конструктором в медиаобразова-тельной деятельности СМИ могут выступать общество, государство, медиабизнес. В каждом из этих случаев на разных этапах исторического развития цели медиаобразовательной деятельности могут быть разными. И здесь мы обращаемся к последнему важнейшему свойству системы — целесообразности.

Одно из определений системы гласит: система есть средство достижения цели. В зависимости от цели будут меняться состав, структура системы, другие ее свойства. Если целью медиаобразо-вания становится формирование и развитие общества свободных думающих граждан, то структура системы будет включать в себя весь спектр демократических социальных активов, а эмерджентное интегративное свойство проявится как интерактив, общественный договор. Однако медиаобразование может оказаться на службе у других целей, в частности создания человека послушного, управляемого, ограниченного, находящегося в плену стереотипов. В этом случае медиаобразовательные технологии превращаются в технологии пропаганды, манипулирования. Если при использовании ме-диаобразовательных технологий начинает доминировать бизнес,

4 Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. С. 40.

то и аудитория СМИ будет рассматриваться исключительно как источник прибыли.

Исходя из поставленных целей, «конструктор» выбирает оптимальные стратегии для достижения своих целей. В системе ме-диаобразовательной деятельности СМИ, как и в системе средств массовой информации в целом, существуют следующие типы коммуникативных стратегий: презентация, манипуляция и конвенция. Они отличаются друг от друга уровнем открытости, способом производимой коммуникации и результатом. Установлено, что презентационный тип является пассивной коммуникацией, мани-пулятивный — активной, конвенциональный представляет собой диалоговую, интерактивную коммуникацию5.

Наличие манипулятивного типа медиаобразовательных стратегий исключать нельзя, поскольку сегодня медиапространство находится в сфере влияния различных политических и финансовых структур со своими задачами и интересами. В российской действительности мы обнаруживаем массовые проявления ангажированной журналистики. К духовной эрозии, разрушению либеральных ценностей ведет использование СМИ как политического оружия в осуществлении узких корпоративных интересов, как инструмента идеологического воздействия в ущерб независимости и свободе слова.

Следует подчеркнуть, что в подлинном смысле медиаобразова-ние может развиваться только в демократическом государстве, там, где налажен контроль общества над властью и происходящими политическими процессами, где развиты гражданские институты. При этом эффективными стратегиями развития медиаобразования общества могут быть только стратегии диалоговых коммуникаций, взаимодействия и взаимовлияния аудитории и СМИ.

Как часть коммуникативной системы медиаобразовательная деятельность средств массовой информации обладает всеми системными характеристиками СМИ. В частности, она сохраняет целостный характер и, несмотря на существование разнообразных СМИ, работает на единый результат, формирует единое информационное пространство для всех членов общества, обеспечивает постоянное информационное взаимодействие в общественной системе6.

В систему медиаобразовательной деятельности СМИ входят следующие компоненты:

— аудитория СМИ;

— медиасообщество;

5 См.: Шкондин М.В. Системные характеристики СМИ // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2005. С. 179.

6 Там же. С. 170.

9 ВМУ, журналистика, № 5

129

— редакционная подсистема;

— информационно-содержательная подсистема.

Каждый из этих компонентов активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей.

В теории средств массовой информации аудитория рассматривается как «устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей»7. Учет особенностей аудитории — необходимое условие успешного взаимодействия с ней.

Е.П. Прохоров определяет понятие аудитории следующим образом: «Аудитория — активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ "часть" журналистики как функционирующей системы». Аудитория (от лат. аuditorium: audire — «слушать»; auditor — «слушатель») — совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию. Аудитория конкретного издания — это реальная аудитория. Те читатели (зрители, слушатели), которые в перспективе могут стать реальной аудиторией, составляют потенциальную аудиторию СМИ8. Сегодня разрыв между реальной аудиторией и потенциальной увеличивается: реальная сокращается, потенциальная же сама начинает приобретать признаки журнализма.

Аудитория может представлять собой социальную группу. Тогда она будет обладать такими характеристиками, как локализация в пространстве и во времени, уровень внутренней структуры, мотивация и наличие целей, а также степень взаимодействия ее членов.

Современная аудитория принципиально отличается от аудитории советского периода. Глобальные процессы, происходящие в области информационных технологий, повлекли за собой принципиальные изменения и в социальной сфере. Человек оказывается уже не способным отслеживать те потоки информации, которые обрушиваются на него ежеминутно. Большой объем и высокая скорость распространения информации приводят к определенной усталости и возникновению защитной реакции. Человек в силу естественных причин сопротивляется прессингу средств массовой информации и начинает постепенно освобождаться от роли объекта воздействия. При этом эффект манипулятивного однонаправленного действия, который культивируют современные СМИ, снижается.

С точки зрения активности в процессе коммуникации аудитория может рассматриваться:

— как объект влияния и манипуляции со стороны СМИ;

7 URL: http://www.socium.info/dict-mar-com.html

8 См.: Романова Ю. Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории. URL: http://www.relga.rsu.ru/n73/jur73_1.htm

— как субъект влияния на СМИ путем выбора на рынке того источника информации, который в наибольшей степени соответствует ее потребностям;

— как источник и создатель контента;

— как субъект гражданского воздействия и контроля над деятельностью СМИ.

Современный взгляд на аудиторию СМИ предполагает выравнивание ее положения по отношению к журналистике, установление равноправных партнерских отношений в процессе коммуникации. И хотя аудиторный фактор еще не стал доминирующим в содержании коммуникативной функции СМИ, представление о читателе (зрителе, слушателе) как о «младшем брате» журналиста сегодня разрушается под воздействием суперсовременных информационных технологий, развития сетевого мышления, трансформации субъект-объектных отношений в целом. Времена, когда «писатель пописывает», а «читатель почитывает» уходят в прошлое. На смену концепции «одни — всегда говорят, другие — всегда слушают», которая лежит в основе среды информационной, приходит концепция среды коммуникационной, в которой реципиент занимает такую же активную позицию, как и адресант.

«Потенциальные и реальные читатели влияют на судьбу издания многообразно»9. Российские исследователи СМИ выделяют несколько уровней такого влияния. Это наиболее общий уровень, который отражается в представлениях о том, что вообще нужно людям, обществу, без чего нельзя обойтись. Под воздействием таких представлений формируется система печати с ее разномасштабными и разнотипными изданиями, умножаются каналы эфирного и кабельного телевидения, радиостанций, ресурсы Интернета. Это «вызовы времени», отражающие состояние общества на определенном этапе развития, в конкретной исторической ситуации. Кроме того, это информационные интересы, связанные с ценностными ориен-тациями. И, наконец, влияние аудитории на СМИ отражается на поведении людей, на том, что они покупают, выписывают, смотрят или слушают10.

Сегодня мы говорим об открытой аудитории, отличающейся постоянной обратной связью и определенной степенью организации. Несмотря на то, что информационные сообщения через СМИ адресованы массовой аудитории, принимаются они конкретной личностью. Личности объединяются в интернет-сообщества, форумы, медиаклубы, контентные группы, в которых представители

9 См.: Фомичева И.Д. Аудитория печатных СМИ. Системные характеристики СМИ // Средства массовой информации России. С. 206.

10 Там же. С. 207.

аудитории становятся создателями собственного информационного продукта, способного конкурировать с журналистским. Такими виртуальными сообществами, объединенными функционально и тематически, являются Молодежное информационное пространство «Мультипортал ЮНПРЕСС» (www.ynpress.ru), Общероссийский информационно-образовательный проект для молодых журналистов «Медиакратия» (www.mediacratia.ru), сайт для будущих родителей (www.mama-papa.com), сайт www.odnoklassniki.ru, сайт для желающих открыть бизнес (www.openbusiness.ru), «Компьютерная академия для пенсионеров» (www.pc-pensioneru.ru) и множество других.

Следует отметить, что в истории медиаобразования подлинный интерес к понятию «аудитория» возник лишь в 1980-х гг. До этого времени сторонники «инъекционной» теории медиаобразования считали, что медиа имеют прямое одностороннее воздействие на поведение и взгляды якобы однородной, в основном детской, ауди-тории11. Сегодня мы понимаем, что процесс медиаобразования — максимально открытый и самоорганизующийся, в нем могут быть задействованы любые аудиторные группы, к примеру, предприниматели, представители некоммерческого сектора или социально незащищенных слоев населения. При этом медиаобразование происходит только в том случае, когда используется его интерактивная модель.

Наряду с понятием «аудитория» существует понятие «не аудитория». В составе последнего оказываются люди, для которых информация недоступна в силу того, что они плохо видят или слышат либо не имеют достаточно средств для приобретения печатных изданий, компьютеров, радио- и телеприемников. «Не аудиторией» являются также люди с крайне низким уровнем медиаграмотности, значительная часть которых — молодежь.

Другой важнейший компонент системы медиаобразоательной деятельности СМИ — медиасообщество. Это профессиональные журналисты, операторы, режиссеры, другие специалисты, которые в рамках своей профессиональной деятельности занимаются с молодежью подготовкой медиатекстов, создают готовые медиапро-дукты, проводят тренинги и мастер-классы. Это руководители СМИ и менеджеры, организующие вместе с молодежной аудиторией различные медиамероприятия.

Это медиасообщество как институт включает в себя профессиональные и творческие организации, несущие ответственность за формирование медиасреды. От их медиакомпетентности и профессиональной подготовки во многом зависит уровень гражданской

11 См.: Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования: Доклад. М., 1995. С. 39.

активности той аудитории, которая вовлечена в медиаобразова-тельный процесс.

Сегодня общество предъявляет серьезные претензии к представителям медиабизнеса в связи с процессом коммерциализации духовной сферы, которая разрушает и видоизменяет традиционные ценности. Глубинная природа этих претензий кроется в философском противоречии между приоритетностью идеи выбора, и связанной с ним идеи независимости, и социальными обязательствами перед сообществом за результаты этого выбора и этой независимости. Это противоречие, к примеру, американцы считают основной дилеммой нашего времени. Как выразился социальный и политический теоретик из США Алан Вулф, они решают вопрос о том, «как быть независимой личностью и одновременно сохранить связь с другими»12.

Эта теоретическая задача находит отражение в практических поисках российских СМИ своего места в социуме. Многочисленные дискуссии о независимости средств массовой информации и их социальной ответственности перед обществом демонстрируют актуальность проблемы и ее градус. Однако реальность такова, что сегодняшнее состояние российских СМИ вряд ли в ближайшее время позволит им ответить на главные вопросы: о какой независимости идет речь — от власти или от аудитории? желают ли этой независимости СМИ? что входит в понятие «социальные обязательства перед обществом» и как они согласуются с редакционной практикой?

Медиаобразовательная деятельность СМИ реализуется через редакционные структуры, которые выступают как подсистемы рассматриваемого процесса. Для того чтобы понять систему функционирования СМИ применительно к задачам повышения медиаак-тивности аудитории, следует взглянуть на редакционные структуры с точки зрения их мотивационной включенности в медиаобразо-вательную проблематику.

Одним из главенствующих мотивов медиаобразовательной деятельности СМИ является задача возвращения, сохранения и увеличения аудитории. В результате этой особой редакционной работы повышается медиаграмотность населения, возникает и сохраняется приверженность к тому или иному средству массовой коммуникации. В зависимости от степени участия в процессе повышения медиакомпетентности аудитории, и, в частности молодежной аудитории, все редакционные структуры можно разделить на три группы: индифферентные, ситуативные и системные.

Индифферентные — средства массовой информации, созданные под определенный заказ финансово-промышленными группами,

12 Интернет в общественной жизни. М.: Идея-Пресс, 2006. С. 75.

коммерческими структурами либо политическими партиями, движениями. Это корпоративные СМИ, цель которых — в одностороннем порядке донести определенную информацию до своей целевой аудитории. Как правило, эти информационные послания не предполагают обратной связи. Инициаторам сообщений важно высказаться, обнародовать широкому кругу потребителей свои проекты, позиции, идеи, либо просто напомнить о себе. В эту же категорию СМИ входят бесплатные рекламные, рекламно-информационные газеты, газеты бесплатных объявлений.

Ситуативные — к этой группе относятся средства массовой информации, которые, ощущая нарастающие проблемы с удержанием аудитории, начинают прибегать к новым медиатехнологиям, создают интерактивное пространство с помощью электронных версий своих изданий, теле- и радиопрограмм, ведут традиционную работу с читателем (зрителем, слушателем). Однако делают это хаотично, бессистемно, активизируясь, как правило, во время подписных или иных кампаний.

Системные — это активные участники медиаобразовательного процесса. Руководители этих СМИ хорошо понимают природу современных медиа, тенденции их развития, а потому целенаправленно вовлекают в сферу деятельности своих СМИ молодежную аудиторию как своеобразный барометр информационного процесса и своего стратегического партнера. Эти редакции поддерживают и сами осуществляют многочисленные региональные медиапроекты (фестивали, слеты, форумы); участвуют в организации различных конкурсов начинающих журналистов; реализуют инновационные образовательные проекты, направленные на повышение медиа-грамотности аудитории; сотрудничают через молодых журналистов с образовательными учреждениями; проводят семинары для медиапедагогов; создают на своей базе подростковые и молодежные газеты, сайты, теле- и радиопрограммы. Эти активные формы взаимодействия с аудиторией делают СМИ более современными, мобильными, интерактивными и, следовательно, более популярными в молодежной среде.

Для реализации медиаобразовательной функции СМИ сегодня уже недостаточно в рамках редакционной политики привлекать отдельных журналистов-энтузиастов к работе с аудиторией. С этой целью в редакциях создаются организационные структуры в виде маркетинговых служб, РЯ-отделов. Наиболее «продвинутые» формируют службы по связям с общественностью, куда входят проект-менеджеры, копирайтеры, криэйтеры. Специализированные структуры взаимодействуют со школами, библиотеками, центрами дополнительного образования, факультетами журналистики, куль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

турными центрами, а также политиками и общественными деятелями — всеми, кто формирует социокультурную медиасреду.

«В советские времена в СМИ были соответствующие формы редакционной активности: выездные редакции и бригады, читательские конференции для жителей какого-то города или на крупных предприятиях, устные выпуски. Однако старые формы ушли в прошлое, "массовки" перешли в "тусовки"»13. Сегодня следует признать, что подобного рода работа освоена редакциями пока еще не в полной мере. Причиной тому — недостаток средств на создание специализированных структур, отсутствие подготовленных специалистов в области медиаобразования, непонимание руководителями СМИ значения медиаобразовательной функции средств массовой информации.

Особый компонент системы медиаобразовательной деятельности СМИ — информационно-содержательная подсистема. В нее входит вся молодежная проблематика, многообразие тем, которые могут стать предметом исследовательского интереса молодых авторов. В этой подсистеме не обойтись без развернутых исследований медиапредпочтений молодежной аудитории, отслеживания динамики изменений, дискуссий вокруг молодежного контента. Есть темы вечные, которые будут волновать молодое поколение во все времена. Это самоопределение, поиск места в жизни, карьера, отношения полов, проблемы собственной идентичности.

Однако быстротечные перемены в обществе и развитие информационных технологий привносят в молодежный дискурс новые смыслы и новые способы трансляции. Начинают превалировать так называемое «легкое чтение», визуальная журналистика, клиповое восприятие текста. Традиционные электронные СМИ — радио и телевидение — становятся фоновыми, и задача медиаменеджеров сегодня заключается в том, чтобы привлечь внимание аудитории и «зафиксировать» его в нужный момент.

Для описания молодой медиааудитории появился новый термин — «цифровые аборигены». Любимыми новостными порталами тинейджеры, участвовавшие в опросе канадской компании D-Code, называют те, где «все находится в одном месте», — интернет-изданиям это удается лучше, чем газетам. Именно поэтому классические «бумажные» газеты переходят к созданию конвергентных СМИ, которые свой традиционный носитель дополняют живым форумом, аудио- и видеоматериалами, новостями, поставляемыми в режиме онлайн.

Исследование поколения 2000-х, проведенное компанией «Ipsos» на основе мониторинга блогосферы, позволяет сделать вывод, что

13 РеснянскаяЛ.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.: ИКАР, 1999. С. 224.

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.