Научная статья на тему 'РЕЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ'

РЕЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ / RIVER TRANSPORT / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / НЕРУДНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / NON-METALLIC BUILDING MATERIALS / ДОБЫЧА / MINING / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / PRODUCTION AND TRANSPORT COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жендарева Е.С.

Представлена комплексная оценка экономической эффективности организации производственно-транспортных процессов в составе комплекса по добыче и доставке нерудных строительных материалов потребителям с учётом факторов риска и специфики хозяйственной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIVER COMPANIES OF WESTERN SIBERIA AS PRODUCTION AND TRANSPORT COMPLEXES

The article describes a comprehensive assessment of the economic efficiency of the production and transport processes in the complex for extraction and delivery of non-metallic building materials to consumers. The risk factors and specifics of economic activity of enterprises were taken into account.

Текст научной работы на тему «РЕЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ»

A COMPARATIVE ANALYSIS OF LICENSING CERTAIN TYPES OF ACTIVITIES IN WATER TRANSPORT IN THE UNITED STATES AND THE RUSSIAN FEDERATION

E.N. Dvornikova

Key words: license, licensing, types of activities, water transport, the USA.

The article considers foreign and Russian experience of licensing certain types of activities in water transport. On the basis of the analysis the author revealed similarities and differences in establishment a permitting procedure of certain activities in this industry.

Статья поступила в редакцию 22.09.2016 г.

УДК 627.215.2:656.028

Е.С. Жендарева, к. э. н., доцент, ФГБОУВО «СГУВТ» 630099, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33

РЕЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Ключевые слова: речной транспорт, транспортная инфраструктура, нерудные строительные материалы, добыча, производственно-транспортный комплекс.

Представлена комплексная оценка экономической эффективности организации производственно-транспортных процессов в составе комплекса по добыче и доставке нерудных строительных материалов потребителям с учётом факторов риска и специфики хозяйственной деятельности предприятий.

В транспортной системе Западной Сибири внутренний водный транспорт выполняет связующую функцию, реализованную на базе инфраструктуры речных портов. Крупные реки подходят к главным транспортообразующим городам региона - Новосибирску, Томску, Кемерово, Омску, Тюмени, Сургуту. Сейчас речные предприятия региона ориентированы на перевозки массовых грузов, как правило не требующих срочной доставки. Доля щебня и песка в структуре перевозок составляет около 50% и 35% соответственно. Для региона характерны безальтернативность сложившихся транспортных схем, ограниченная взаимозаменяемость видов транспорта и путей сообщения.

Добыча и доставка нерудных строительных материалов (НСМ) в настоящее время является важным направлением эксплуатационной деятельности и источником формирования доходов многих речных портов. В этой связи первостепенное значение приобретают задачи повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности портов при добыче и доставке НСМ потребителям. Их решение может быть осуществлено в рамках речных производственно-транспортных комплексов (РПТК) путём оптимизации производственных и транспортных процессов, а также рационального использования имеющихся ресурсов.

Производственные процессы на транспорте имеют свою специфику использования трудовых, энергетических и информационных ресурсов, средств и предметов труда для достижения поставленных целей в обслуживании экономики и социальной сферы. Это имеет место и при добыче и доставке НСМ, где отмечается динамичность

процессов и вероятностный характер изменения событий во времени и в пространстве [1].

Организация производственно-транспортных процессов добычи и доставки НСМ характеризуется разнообразием русловых карьеров и условий их освоения, отсутствием возможности сформировать единый общероссийский рынок. В границах Обского и Обь-Иртышского речных бассейнов русловая добыча строительного песка осуществляется во всех субъектах, за исключением Ямало-Ненецкого АО. Межобластные перевозки песка развиты слабо, т.к. потребности в данном материале удовлетворяются преимущественно за счёт собственных производителей.

Территориальная организация производства и потребления различных видов щебня в регионе имеет особенности. Наибольшее количество карьеров щебня сосредоточено в Кемеровской, Новосибирской и Томской областях, Алтайском крае. Речной щебень производит одно крупное предприятие Обь-Иртышского бассейна - АО «Томская судоходная компания». Потребности экономики Омской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, удовлетворяются преимущественно внутрибассейновыми поставками, в которых речной транспорт играет весомую роль.

Первопричиной локализации рынков добычи и производства НСМ являются высокие затраты на их транспортировку. Поэтому добыча и производство НСМ в основном приурочены к местам их потребления - крупным индустриальным центрам - Новосибирску, Кемерово, Омску, Томску и др., а также районам разработки нефтегазоносных месторождений ХМАО и ЯНАО.

Предпосылками дальнейшего роста рынка НСМ являются увеличение темпов жилищного и дорожного строительства в регионе. При этом рост потребления НСМ требует не только дальнейшего развития местной минерально-сырьевой базы, но и совершенствования производственных и транспортных процессов при освоении разрабатываемых месторождений.

В структуре потребительской стоимости НСМ доминируют транспортные издержки. Одним из путей их снижения может быть оптимизация производственных и транспортных процессов в составе специализированных комплексов. При этом производственный процесс НСМ включает непосредственно добычу и обогащение (фракционирование, дробление, сортировка), а транспортный - погрузку, перевозку и выгрузку на причалах судоходных предприятий и клиентуры.

Проблемы субъектов речного транспорта, занятых в сфере добычи, производства и транспортировки НСМ в регионе:

- значительный моральный и физический износ основных фондов предприятий (техническое состояние на уровне 70-х гг. ХХ века);

- снижение производительности труда, связанное, прежде всего, с нерациональной организацией добычи и переработки сырья;

- недостаточное внимание к разработке новых месторождений.

Русловая добыча НСМ является самостоятельным производственным процессом, интегрированным в транспортный. Это законченный производственный цикл, все элементы которого находятся под непосредственным контролем порта, т.к. выполняются его производительными силами. Организационная структура комплекса, сформированного на базе речного предприятия и осуществляющего добычу и транспортировку НСМ внутренним водным транспортом, включает карьеры, водные пути, склады, технические средства добычи, перевозки, перегрузки, обогащения и пр., объединённые технологией производственно-транспортного процесса.

Производственные процессы добычи НСМ речными производственно-транспортными комплексами в реальных условиях хозяйствования могут существенно различаться. С одной стороны, это связано с особенностями отдельных месторождений природного сырья (вид добываемых НСМ, глубина выемки, мощность полезного слоя, уровни воды в русле в период добычи и других факторов). С другой - данные

процессы зависят от организационно-экономических и производственных условий предприятий - наличия технических средств, трудовых и финансовых ресурсов, особенностей применяемых технологий.

Особенности функционирования РПТК по добыче и доставке НСМ исследованы на примере ООО «Судоходная компания «Сибирь» и АО «Томская судоходная компания». Результаты деятельности хозяйствующих субъектов можно выразить соотношением итоговых показателей и ресурсов, которые представлены следующим образом:

у = / (Х2,...,х,., хы ,...,Х„ ) , (1)

где У - реальный выпуск продукции;

Х(. - объёмные показатели производственных ресурсов.

Производственно-транспортный комплекс добычи и доставки НСМ, может быть представлен как открытая экономическая система, цели и задачи которой формируются и изменяются.

Модель такой системы имеет следующий вид:

У = /(6, а, у, х, ф, р), (2)

где 6 - цели и планы; а - ресурсы внешней и внутренней среды; у - исполнители;

х - производственно-транспортный процесс; ф - функции управления; р - результативность деятельности.

Производственно-хозяйственная деятельность комплекса по добыче и доставке НСМ выглядит как процесс движения, направленного на производство продукции и доставку её потребителям для удовлетворения спроса, для описания которого предлагается функция вида:

р= / (X, У) (3)

где X и У - параметры, которые определяют соответственно количественные и качественные характеристики производственно-транспортной системы:

X = {х, (/)}; У = {у, (0}, (4)

где г и у - признаки количественной и качественной характеристик исследуемых параметров;

г - временной интервал, которому соответствует текущее состояние системы.

В качестве количественных характеристик деятельности комплекса по добыче и доставке НСМ выступают водные пути, флот, причалы и причальные сооружения, техника для добычи, обогащения, сортировки и перегрузки, склады и другие составляющие материально-технической базы речных предприятий. Качественные характеристики - это составные элементы организационной структуры производственно-транспортной системы. Эффективность работы системы может быть обеспечена за счёт совершенствования её качественных и количественных составляющих.

С позиций системного подхода объект исследования проблемы - РПТК по добыче и доставке НСМ - представляется в виде определённой системы, которая состоит из отдельных элементов - подсистем. Определена структура комплекса и установлены внутренние, а также внешние связи (рис. 1).

Рис. 1. Структура производственно-транспортного комплекса и схема взаимодействия его элементов

Основным элементом здесь является система организации производственно -транспортных процессов добычи и доставки НСМ. Она определяет способы взаимодействия всех элементов комплекса при выполнении отдельных операций в процессе решения производственных задач. Системный подход реализуется применительно к предмету исследования - «методам экономического обоснования».

Система исследования проблемы представляется в виде комплекса оптимизационных задач. Определён их перечень и последовательность поэтапного решения в виде соответствующих циклов (рис. 2). При завершении цикла производится оценка экономической эффективности РПТК. Если она отрицательна, то формируется новый цикл и алгоритм поиска решения повторяется. Процедура разработки и принятия решения завершается при получении положительной оценки. Таким образом, реализуется концепция пригодности, согласно которой система признается эффективной.

1. Анализ рынка транспортных услуг

2. Определение структуры перевозок, объемов добычи и доставки НСМ

4

3. Разработка плана перевозок по фракциям

4. Формирование производствен:¡о-транспортпых комплексов по лобыче и доставке НСМ

Г

5. Оценка эффективности функционирования комплекса

Отрицательно

Положительно

Рис. 2. Логическая последовательность оценки эффективности функционирования речных комплексов по добыче и доставке НСМ

Экономическое обоснование организации производственно-транспортных процессов добычи и доставки НСМ основано на реализации концепции оптимальности, при которой поиск и принятие решения завершается при достижении максимально возможного результата (рис. 3). В составе комплекса задач выделены следующие: 166

- закрепление пунктов потребления НСМ за пунктами добычи;

- распределение технических средств добычи и перегрузки по участкам работы;

- оптимизация плана расстановки флота по направлениям перевозок и участкам работы.

Рис. 3. Алгоритм решения задачи оптимизации производственных и транспортных процессов в составе РПТК

В качестве критерия оценки эффективности принят показатель себестоимости по всем этапам производственно-транспортного процесса и неявных издержек потребителей продукции. Предпочтение ему отдано, так как данный показатель обладает свойством аддитивности, и отдельные его составляющие могут быть определены по действующим на различных видах транспорта отраслевым методикам:

Ц ■ К ■ Е

S = ^ + + 5„ + 5„ + _гр__ _ _ " , руб./т.

ф

365400

(5)

Для получения результатов решения задачи может быть применена методика расчета себестоимости методом элементных ставок [2]. Для определения себестоимости транспортный процесс добычи и доставки НСМ внутренним водным транспортом рассматривается с момента добычи и погрузки в судно до момента выгрузки его в пункте назначения (перевалки), и разбивается на пять последовательно выполняемых взаимоувязанных этапов:

- добыча НСМ из обводненного месторождения плавучими перегрузочными машинами с одновременной погрузкой их в судно;

- перевозка НСМ от места добычи к месту выгрузки;

- выгрузка НСМ из судна фронтальной механизацией в пункте назначения;

- хранение на складе;

- отгрузка на автомобильный или железнодорожный транспорт.

На пятом этапе алгоритма (рис. 3) для ООО «Судоходная компания «Сибирь» разработан проект рациональной организации производственно-транспортных процессов [3] доставки НСМ, приведённый в таблице 1. В методике расчёта предусмотрено согласование работы флота и перегрузочной техники, а также выбор формы организации движения флота.

Экономическая эффективность функционирования РПТК на добыче и доставке НСМ определена с учетом оценки влияния природно-климатических и рыночных факторов. Первый из них - это вероятностный характер изменения глубин судового хода, второй - нестабильность спроса на НСМ и грузовых потоков, третий - повышение цен на энергоносители (ГСМ и электроэнергию).

Величина риска нестабильности спроса определена показателем доходов. Они уменьшаются в неблагоприятных ситуациях на рынке транспортных услуг по доставке НСМ. Два остальных фактора риска оцениваются показателями суммарных эксплуатационных расходов, которые увеличиваются из-за повышения цен на энергоносители и потери провозной способности флота вследствие снижения загрузки судов по осадке.

Таблица 1

Проект организации производственно-транспортных процессов на добыче и доставке НСМ

Маршрут перевозок Рас-тоя-ние, км Масса перевозок, тыс. т Тип состава Судо-поток, сост. Круговой рейс, час Рабочий период, сут Возможное количество рейсов, ед. Потребность во флоте, сост. Технические средства добычи, выгрузки

Орское -СТЭЛС 38 90 1741+Р56* 47 17 25 36 1,31 Землесос КПЛ-16

Орское - Сибтранс- строй 45 100 1741+Р56* 52 19 25 32 1,63 Землесос КПЛ-16

Орское -ЛГР 38 120 1741+Р56* 62 16 25 38 1,63 Землесос ПК «Альбатрос»

Орское -ЗЖБИ-42 61 70 1741+Р56* 36 21 25 29 1,24 Землесос КПЛ-16

Сергеевское - ЛГР 63 300 1741+Р56* 154 20 20 24 6,42 Землесос ПК «Альбатрос»

о-в Песчаный - Красный Яр 6 200 Р33Б+Р56 93 22 93 102 1,10 КПЛ-16 КПЛ-16

о-в Песчаный -ЗЖБИ-1 55 80 Р33Б+Р56 38 31 93 72 0,53 КПЛ-16 КПЛ-16

о-в Песчаный - Пес-кобаза ДЭУ №1 32 100 Р33Б+Р56 47 27 93 83 0,57 КПЛ-16 КПЛ-16

о-в Песчаный -ЗЖБИ-42 55 10 Р33Б+Р56 5 31 93 72 0,07 КПЛ-16 КПЛ-16

Таблица 2

Оценка факторов риска при функционировании РПТК и организации производственно-транспортных процессов, млн руб.

Факторы риска Экономические показатели при вероятности наступления событий Математическое ожидание Риск, б,-

0,45 0,33 0,22

1. Изменение спроса на НСМ 181,9 214 235,4 204,00 16,03

2. Рост цен на энергоносители 144,86 141,61 151,35 145,20 1,35

3. Изменение глубин судового хода 145,2 180 128,72 153,06 19,94

Таблица 3

Рентабельность функционирования комплекса с учётом влияния факторов риска

Показатели эффективности Без учёта влияния факторов риска С учётом влияния отдельных факторов риска С учётом влияния всех факторов риска

колебание спроса повышение цен на ГСМ колебание глубин

Доходы, млн. руб. 204,00 188,0 204 204 188

Расходы, млн. руб. 141,61 131,88 146,55 172,84 174,19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыль, млн. руб. 62,33 56,12 57,45 31,16 23,54

Рентабельность по издержкам, % 44,0 42,6 39,2 18,0 14,3

Анализ результатов расчётов, приведённых в таблице 2, свидетельствует о том, что величина риска при функционировании РПТК на добыче и доставке НСМ в ООО «Судоходная компания «Сибирь» составляет потери доходов в размере 16,0 млн руб. и увеличение эксплуатационных расходов на 21,4 млн руб.

Итоговая оценка экономической эффективности функционирования РПТК выражена показателем рентабельности по издержкам и отражена в таблице 3. В идеальных условиях хозяйствования величина этого показателя составляет 44,0%, при снижении спроса на 15-42,6%, при увеличении цен на энергоносители от 5 до 15-39,2%, при уменьшении глубины судового хода на 15-18,0%. При учете всех действующих факторов риска показатель рентабельности составляет 14,3%.

Список литературы:

[1] Жендарева Е.С. Предпосылки совершенствования транспортного процесса в речных портах / Е.С. Жендарева // Междунар. научн.-практ. конф.: Современные направления теоретических и прикладных исследований-2013. - Выпуск 1. Том 1. - Одесса: Куприенко. - 2013. - С. 10-12.

[2] Жендарева Е.С. Методические особенности оценки эффективности организации транспортного процесса доставки нерудных строительных материалов / Е.С. Жендарева // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2012. - № 2. - С. 122-125.

[3] Жендарева Е.С. Оценка эффективности добычи и доставки нерудных строительных материалов в Новосибирском речном порту / Е.С. Жендарева // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2015. - N°3. - С. 46-49.

RIVER COMPANIES OF WESTERN SIBERIA AS PRODUCTION AND TRANSPORT COMPLEXES

E.S. Zhendareva

Key words: river transport, transport infrastructure, non-metallic building materials, mining, production and transport complex.

The article describes a comprehensive assessment of the economic efficiency of the production and transport processes in the complex for extraction and delivery of non-metallic building materials to consumers. The risk factors and specifics of economic activity of enterprises were taken into account.

Статья поступила в редакцию 06.10.2016 г.

УДК 656.921.2

В.В. Кожухарь, д.т.н., проф., ФГБОУВО «ВГУВТ» Т.С. Сергеева, к.т.н., доц., ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Н.И. Волкова, аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» А.В. Паничев, аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Ключевые слова: Дальневосточный федеральный округ (ДФО), комплексная экономико-математическая модель (КЭММ), параметры модели, транспортная география, ресурсная карта, транспортно-экономический баланс, развитие, производительные силы, проблемы, постановка и решение модели.

Изложены проблемы развития производительных сил ДФО. Выполнена постановка и разработка параметров КЭММ: транспортная география, ресурсная карта, транс-портно-экономический баланс. Обоснована необходимость создания единой методики расчета полных издержек на транспортные услуги для решения КЭММ.

Реализация КЭММ - это мультимодальная схема завоза различных грузов производственно-технического назначения, товаров народного потребления промышленных и продовольственных.

Дальний Восток - Дальневосточный Федеральный округ - это 9 регионов: Республика Саха (Якутия); на северо-восток от РС(Я) - Магаданская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Хабаровский край, Сахалин; на юг от РС(Я) -Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край. Площадь 6163,3 тыс. кв.км. (36% территории РФ). Из них РС(Я) 3103,2 тыс.кв.км. Население 6,2 млн чел. жителей России (4,4 %). Из них жители РС(Я) - около 1 млн чел.

Добыча и производство российских алмазов и олова - 80%, почти все в РС(Я). 50% золота - как минимум половина в РС(Я). 40% рыбы в ДФО, в РС(Я) ноль, нет производств на вывоз.

Средняя зарплата в ДФО - 42 тыс. руб. и это благодаря районным и северным коэффициентам. Цены на потребительские товары на 25% выше средних по России (в РС(Я) - на 50% из-за схемы завоза грузов сейчас). Это автотранспорт, автозимники, авиация. Информация по данными открытых источников (информограмма Марии Клементьевой АиФ № 2, 2016 г.).

Основные проблемы ДФО - развитие производительных сил, это вечная проблема развития Сибири, а значит и России. Это стоимостная оценка суммы производственных фондов всех отраслей: горнодобывающая, обрабатывающая промышленность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.