ФИЛОЛОГИЯ
УДК 81'27
РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ МАТЕРИ В ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ: К РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА
О. Н. Варламова
THE MOTHER'S SPEECH PORTRAIT IN THE LINGVOCULTURE: TO THE RESEARCH PROJECT REALISATION
O. N. Varlamova
Данная публикация посвящена проблематике описания характеристик языковой личности при помощи методологии речевого портретирования. Целью статьи является обоснование необходимости нового ракурса описания языковой личности - коллективного речевого портрета представителя лингвокультуры в релевантной социальной роли: роли матери. Проводится анализ существующего инструментария лингвоперсонологии, обсуждается методологический аппарат, необходимый для достижения поставленной цели. На основе анализа исследований, выполненных в русле речевого портретирования, представлена классификация речевых портретов. В статье отражена актуальность предпринятого проекта, история создания речевого портрета, описана типология методологических подходов к речевому портретированию. На основе изученных работ нами выделены основные и вспомогательные параметры описания, релевантные для составления обобщенного речевого портрета матери.
The paper considers the description of linguistic personality characteristics in their problematical aspect. Taking into account the means of speech portrait methodology, the paper aims at justifying the necessity of a new aspect in linguistic personality description: a collective speech portrait of linguocultural representative in the social role of the mother. The history of speech portrait creation, classification of speech portraits, and the topicality of the issue are presented in the paper through conducted research analysis. The main and auxiliary caracteristics for the creation of the mother's collective speech portrait are defined.
Ключевые слова: материнское общение, речевой портрет, фонетический портрет, социальная роль матери, социолингвистический подход.
Keywords: mother-child interaction, speech portrait, phonetic portrait, mother's social role, sociolinguistic approach.
1. Понятие речевого портрета в современной лингвистике
В современной лингвистике широко используется приём речевого портретирования как средство изучения языковой личности [1]. Исследователи по-разному трактуют понятие «речевой портрет».
Так, С. В. Леорда понимает речевой портрет как воплощенную в речи языковую личность определенной социальной общности [13].
Согласно Ю. С. Алышевой, под речевым портретом понимается набор определенных качеств языковой личности, формирующихся на базе ведущих коммуникативных свойств ее речи [1]. Данные качества являются воплощением в речи психологических свойств говорящего и манифестируются определенным набором разноуровневых языковых средств при ведущей роли интонации.
С. В. Мамаева, исследуя речевое поведение коллективной языковой личности (школьников-подростков), определяет вышеупомянутое понятие как совокупный набор сходных речевых проявлений, присущих данной коллективной языковой личности
[14].
По мнению Т. П. Тарасенко, речевой портрет -это «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определенного со-
циума в отдельно взятый период существования» [15, с. 169].
Г. Г. Матвеева определяет речевой портрет как «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего» (цит. по: [15, с. 169]).
В вышеперечисленных определениях мы видим общие признаки, которые приписываются данному понятию: исследователи выделяют личность как объект наблюдения, её речь - как материал исследования. Существуют и различия в трактовке данного понятия: у С. В. Мамаевой, С. В. Леорды, Т. П. Тарасенко и Г. Г. Матвеевой наблюдаемая специфика в речи есть видимый результат различий в языковой личности, у Ю. С. Алышевой наблюдаемое в речи есть процесс формирования языковой личности - то, что есть в речи, затем интериоризируется и меняет языковую личность; у С. В. Мамаевой, С. В. Леорды, Т. П. Тарасенко присутствует элемент социальной группы, а у Ю. С. Алышевой, Г. Г. Матвеевой речевой портрет не соотносится с социальной ролью личности.
Материалом для нашего исследования служат аудио и видеозаписи звучащей речи, результатом станет коллективный речевой портрет представительниц русской и французской лингвокультур в социальной
роли матери, поэтому для нас важны такие признаки, как речевые особенности, присущие представителям определенной социальной роли, конкретные обстоятельства, в которых актуализируются речевые особенности, стратегии воздействия на слушающего. Принимая во внимание вышеуказанные уточнения, в качестве рабочего определения речевого портрета мы будем использовать основу определений данного понятия С. В. Мамаевой и Г. Г. Матвеевой: речевой портрет - это совокупный набор сходных речевых предпочтений, присущих данной языковой личности в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего.
2. Типы исследований в рамках методологии речевого портретирования
Изучив опыт отечественных лингвистов по созданию речевых портретов, мы классифицировали работы по следующим критериям: по объекту исследования, по материалу исследования и параметрам исследования.
По количеству объектов исследования мы можем выделить портрет единичной ЯЛ / коллективной ЯЛ. Существуют труды, направленные на изучение конкретной языковой личности и имеющие результатом речевой портрет определенного человека [5], а также работы по изучению коллективной языковой личности, где результат - составление коллективных портретов интеллигенции [11], школьников младшего подросткового возраста [14].
По соотнесённости с действительностью объект исследования может быть реальным / вымышленным. Анализу могут подвергаться речевые портреты как культурно значимых, исторических личностей так и вымышленных персонажей, художественных образов, национальных героев, таких как Беовульф и Робин
Гуд [5].
По уровню обобщения объект исследования может быть релевантным / среднестатистическим. Существуют речевые портреты конкретных социально значимых фигур, например Б. Н. Ельцина [5], а также речевые портреты типичных представителей той или
иной социальной группы на примере исследования речи одного из ее представителей.
По социальной локализации мы выделяем личностный / институциональный объект. Существуют примеры изучения речевых портретов не только конкретной или коллективной языковой личности, но и отдельного институционального субъекта коммуникации - газеты [18].
Материалом для составления речевого портрета может выступать как речь, зафиксированная в письменном виде [10], таки аудиозаписи звучащей речи [1].
В основе составления речевого портрета в зависимости от цели, характера материала могут входить следующие параметры:
а) полные характеристики речи на всех уровнях манифестации языковой системы (фонетика, грамматика, лексика, прагматика);
б) частичные характеристики речи на всех или большинстве уровней;
в) селективные характеристики на некоторых или всех уровнях.
Различные типы подходов к составлению речевого портрета приведены в таблице.
Подробное описание методологии и результатов речевого портретирования в рамках социолингвистического подхода описала О. И. Асташова [2]. В рамках данного подхода ЯЛ идентифицируется как часть возрастной, гендерной, социальной категории и профессиональной группы. Изучив труды по теме исследования, исследователь следующим образом обобщает объекты исследований: диалектная языковая личность, гендерная языковая личность, языковая личность эмигранта, языковая личность определенного поколения, языковая личность представителя определенной профессии. Объектом же нашего исследования выступит речевая характеристика человека в общекультурной социальной роли - роли матери. Существуют работы, направленные на изучение речи матери в когнитивном аспекте [9]. Однако речь представителей лингвокультуры в определенной социально релевантной роли в рамках лингвоперсонологии еще не изучалась, а значит такого рода исследования могут стать новым типом речевого портретирования.
Таблица
Типология подходов к составлению речевого портрета
Критерий типо-логизации Типы подходов Примеры исследований
По количеству объектов исследования а) РП единичной ЯЛ, б) РП коллективной ЯЛ а) Гаврилова М. В. Некоторые черты речевого портрета первого президента России Б. Н. Ельцина (2012) [5], б) Мамаева С. В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5 - 7-х классов (2007) [4]
По соотнесённости объекта исследования с действительностью а) РП реальной ЯЛ, б) РП вымышленного персонажа а) Гафарова А. С. Речевой портрет: социолингвистические характеристики (2006) (объект исследования - речевой портрет военнослужащих срочной службы) [6], б) Томберг О. В. Речевой портрет в сопоставительном описании: лингвокультурологический аспект (2012) [19]
По уровню обобщения объекта а) РП релевантной ЯЛ, б) РП среднестатистической ЯЛ а) Гаврилова М. В. Некоторые черты речевого портрета первого президента России Б. Н. Ельцина (2012) [5], б) Тереньтева Е. В. Речевой портрет современного носителя донских медведицких говоров Волгоградской области (2012) [19]
Продолжение таблицы
По социальной локализации объекта исследования а) личностный б) институциональный а) Алышева Ю. С. Речевой портрет современного политического лидера (2012) [1], б) Свистельникова С. А. Речевой портрет современной газеты: концептосфера, жанры, образные средства (на материале газеты «Слово коммуниста») (2010) [18]
По характеру материала исследования а) звучащая речь б) письменные тексты а) Леорда С. В. Речевой портрет современного студента (2006) [13], б) Косивцова А. В. Речевой портрет Адресанта (на материале частно-деловых писем Н. А. Демидова) (2011) [10]
По объёму параметров исследования а) полные характеристики речи на всех уровнях манифестации языковой системы (фонетика, грамматика, лексика, прагматика), б) частичные характеристики речи на всех или большинстве уровней, в) селективные характеристики на некоторых или всех уровнях а) Мамаева С. В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5 - 7-х классов (2007) [14,] б) Блохинская А. В. Речевой портрет потомка русских и украинцев на амурской земле (на материале речи Марии Васильевны Остапенко, село Песчаноозерка Октябрьского района) (2013) [3], в) Асташова О. И. Речевой портрет политика как динамический феномен (2013) [2]
3. Типологии методологических подходов к речевому портретированию
Первым шагом к разработке социально-речевого портрета явилась идея фонетического портрета, выдвинутая в середине 60-х гг. ХХ в. Михаилом Викторовичем Пановым и воплощенная им в ряде фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых XVIII - ХХ вв. [12]. Каждый из таких портретов отражал не только манеру произношения отдельного носителя языка, но и особенности речи определенной общественной среды, которой принадлежал портретируемый. При этом учитывались такие параметры, как принадлежность к тому или иному поколению, социальному слою, наличие локальных речевых особенностей. Идею М. В. Панова развивали такие ученые, как М. В. Китайгородская, Л. П. Крысин, Н. Н. Розанова, Т. М. Николаева. Наряду с фонетическим уровнем языка стали изучаться лексические, синтаксические, морфологические особенности, а также тактики речевого поведения отдельной личности. Л. П. Крысин предпринял попытку описания целого социального слоя - современной русской интеллигенции [12]. Исследователь излагает следующие разделы, которые в совокупности образуют исследовательские очертания речевого портрета современного русского интеллигента:
- вычленение «диагносцирующих пятен» [16, с. 73 - 75] - социально маркированных способов выбора и употребления языковых средств и особенностей речевого поведения;
- признание неоднородности описываемого объекта и неединственности типичного представителя этого социального слоя (гуманитарная и техническая интеллигенция, старшее, среднее и молодое ее поколения, территориально маркированные слои интеллигенции);
особенности в наборе языковых единиц (фонети-чеких и лексико-семантических) и особенности речевого поведения (переключение в процессе коммуни-
кации с одних разновидностей языка на другие в зависимости от условий общения, употребление прецедентных феноменов);
- использование языковой игры для создания условий, в которых могут быть реализованы потенциальные возможности портретируемого как языковой личности - необходимость ответить шуткой на шутку, отразить речевую агрессию и др.;
для комплексного изучения языковой личности необходимо обращаться к различным по статусу речевым произведениям (научные тексты, мемуары, публицистика, непосредственная запись речи информантов) [12; 4].
Приведенные выше параметры не являются универсальной схемой составления речевого портрета. Метод речевого портретирования отличается широкой вариативностью. Чтобы показать какие особенности языка и речи учитываются при составлении речевых портретов, мы считаем необходимым проанализировать типы и направления данного вида работ. Е. В. Иванцова предлагает типологизировать методологические подходы к речевому портретированию следующим образом [8].
1. Социолингвистические портреты предполагают поярусное описание языковой системы информанта и его речевого поведения. Учитываются биографические сведения изучаемой языковой личности, фиксируются индивидуальные особенности речи, выделяются черты, типичные для той или иной социальной группы. К речевым портретам данного направления относятся портреты эмигрантов и носителей диалекта [3].
2. Лингво-исторический портрет предполагает описание языковых личностей - представителей восточной ветви русской эмиграции на широком культурно-историческом фоне [17].
3. Уровневый вариант портретирования является частным вариантом социолингвистического портрета и предполагает изучение одного из уровней языковой
системы индивида (фонетическое, лексическое, грамматическое портретирование). Авторы, публикующие подобные работы, определяют жанр описания как «фрагмент портрета», «некоторые черты речевого портрета» [7].
3. Для коммуникативного портрета предметом исследования являются индивидуальные характеристики речевого поведения [5].
4. О. Н. Паршина выделяет риторический тип портрета, результатом которого является описание речевого поведения субъекта в сочетании с оценкой его языковых компетенций [21].
4. В методике портретирования, разработанной К. Ф. Седовым, устанавливается связь между особенностями речи индивида (в первую очередь риторическими компетенциями)и глубинными причинами, определяющими своеобразие этих особенностей. Такой тип портрета можно назвать генезисным.
Самым распространенным является тип фрагментарного речевого портрета, предполагающий выборочную характеристику наиболее ярких особенностей речи исследуемой ЯЛ. Изучив труды по исследуемой теме, мы можем отметить различный набор параметров для составления речевого портрета. Он зависит от целей, которые ставит перед собой лингвист, характера материала исследования (письменная или звучащая речь), области исследования (политическая лингвистика, онтолингвистика) и др.
Наше дальнейшее исследование будет посвящено составлению речевого портрета матери на материале аудио- и видеозаписей общения матерей со своими детьми. Изучив работы, посвященные составлению речевых портретов, мы можем выделить следующие средства, релевантные для составления речевого портрета по теме нашего исследования:
1) основные параметры описания:
а) речевые манифестации языковых характеристик:
• фонетический уровень;
• лексический уровень;
• грамматический уровень;
• морфологический уровень;
• синтаксический уровень;
б) речевые манифестации коммуникативных характеристик:
• речевые тактики и стратегии;
• речевые практики;
• речевые маркеры коммуникативных ролей
2) вспомогательные элементы описания:
а) экстралингвистические характеристики: возраст, место проживания (страна, регион);
б) паралингвистические и невербальные характеристики.
Целью проводимого исследования мы ставим создание речевого портрета матери как в определённой степени «слепка» типовых, универсальных черт речевого поведения большинства представительниц лин-гвокультуры в данной социально релевантной роли. В качестве материала исследования привлекаются видеозаписи речевого общения матери и ребёнка в рамках русской и французской лингвокультур.
Проведённый анализ работ, выполненных в рамках методологии речевого портретирования, позволил составить классификацию исследовательских подходов по нескольким параметрам: по количеству объектов исследования, по соотнесенности объекта исследования с действительностью, по уровню обобщения объекта, по социальной локализации объекта, по характеру материала и объему параметров исследования. Работ, которые бы описывали речевые характеристики, свойственные всем представителям лингво-культуры в определённой социально релевантной роли, не обнаружено, что мы рассматриваем как фактор актуальности предпринятого нами проекта.
Литература
1. Алышева Ю. С. Речевой портрет современного политического лидера: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2012.
2. Асташова О. И. Речевой портрет политика как динамический феномен: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013. 245 с.
3. Блохинская А. В. Речевой портрет потомка русских и украинцев на амурской земле (на материале речи Марии Васильевны Остапенко, село Песчаноозерка Октябрьского района) // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. Вып. № 10. 2013. Режим доступа: .Ь11р://суЪег1еп1пка.гц/аг11с1е/п/гесЬеуоу-рог1ге1-ро1отка-гц88к1Ь-1-икга1п18еу-па-атиг8коу-7еш1е-па-ша1ег1а1е-гесЬ1-таг11-уа8Шеупу-о81арепко-8е1о-ре8сЬапоо7егка-#ixzz3Onw9n5E5 (дата обращения: 30.12.2014).
4. Бойко Б. Л. Принципы моделирования речевого портрета носителя социально-группового диалекта (к проблеме создания речевого портрета человека на войне) // Армия и общество. 2008. № 2. Режим доступа: http://cybeг1eninka.гu/aгtic1e/n/pгintsipy-mode1iгovaniya-гechevogo-portгeta-nosite1ya-sotsia1no-gгuppovogo-dia1ekta-k-pгob1eme-sozdaniya-гechevogo-poгtгeta-che1oveka (дата обращения: 12.01.2015).
5. Гаврилова М. В. Некоторые черты речевого портрета первого президента России Б. Н. Ельцина // Политическая лингвистика. 2012. Вып. № 4(42) С. 17 - 22.
6. Гафарова А. С. Речевой портрет: социолингвистические характеристики: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2006.
7. Голубева И. В. Фрагмент речевого портрета современной женщины (на материале качественно-количественного анализа конструкций, осложняющих структуру простого предложения) // Известия Волгоградского педагогического университета. 2012. Вып. 6. Т. 70. С. 54 - 57.
8. Иванцова Е. В. Проблемы формирования методологических основ лингвоперсонологии // Вестник Томского государственного университета. (Серия: Филология). 2008. № 3(4). С. 27 - 43.
9. Колмогорова А. В. Формирование прагматических функций слова в практике материнского общения// Когнитивные исследования языка. 2011. № 8. С. 356 - 359.
10. Косивцова А. В. Речевой портрет Адресанта (на материале частно-деловых писем Н. А. Демидова): ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2011.
11. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989. 186 с.
12. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. М., 2001. № 1. С. 90 - 106. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/krysin-01.htm#1 (дата обращения: 12.01. 2014).
13. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2006. 161 с.
14. Мамаева С. В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5 - 7-х классов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2007.
15. Мухортов Д. С. Об общем и частном в понятиях «языковая личность», «речевой портрет», «идиостиль» и «идиолект» (на примере вербального поведения современных политических деятелей) // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 26 - 28.08.2014) / гл. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2014. С. 167 - 172.
16. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность: проблемы и перспективы развития русистики: докл. Всесоюзной науч. конф. М., 1991. Ч. 2. С. 73 - 75.
17. Оглезнева Е. А. Русский язык зарубежья: восточная ветвь // Изв. АН. (Серия: Литература и языки). 2004. Т. 63. № 2. С. 42 - 52.
18. Свистельникова С. А. Речевой портрет оппозиционной газеты: концептосфера, жанры, образные средства (на материале газеты «Слово коммуниста»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Белгород, 2010.
19. Тереньтева Е. В. Речевой портрет современного носителя донских медведицких говоров Волгоградской области // Вестник Волгоградского государственного университета. (Серия: Языкознание). 2012. № 2(16) С. 140 - 145.
20. Томберг О. В. Речевой портрет в сопоставительном описании: лингвокультурологический аспект // Вектор науки ТГУ. 2012. № 3(21). С. 196 - 200.
21. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 150 - 196.
Информация об авторе:
Варламова Ольга Николаевна - аспирант кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, [email protected]
Olga N. Varlamova- post-graduate student at the Department of Linguistics and Intercultural Communication, Institue of Philology and Language Communication, Siberian Federal University.
(Научный руководитель: Колмогорова Анастасия Владимировна - доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, [email protected]
Academic аdvisor: Anastasia V. Kolmogorova - Doctor of Philology, Professor at the Department of Linguistics and Intercultural Communication, Institute of Philology and Language Communication, Siberian Federal University).
Статья поступила в редколлегию 18.09.2015 г.
УДК 81
КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДИСКУРСЕ
Т. С. Галич
CONTEXTUALINTERPLAYINDISCOURSE
T. S. Galich
Статья посвящена рассмотрению механизма контекстуального взаимодействия в дискурсе. В ней описываются три типа контекста (внешний, внутренний и общий), а также их роль в дискурсивной репрезентации знаний. Результаты проведенного теоретического исследования обнаруживают, что репрезентация знаний в дискурсе является результатом взаимодействия трех типов контекста, что в свою очередь повлекло введение термина «активизируемое знание» как когнитивного основания репрезентации знаний в дискурсе. Делается вывод о зависимости факторов внешнего контекста, таких как коммуникативная ситуация, и факторов внутреннего контекста, таких как содержание когнитивной базы знаний коммуникантов.
The paper considers the mechanism of contextual interplay in discourse. It describes three types of context (external, internal and common) and the role they play in discourse knowledge representation. The conducted theoretical review analysis reveals that discourse knowledge representation resulted from the interaction of previously mentioned