Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ'

РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / речевой имидж / имиджелогия / учителя английского языка / техниче-ские характеристики / речевые характеристики / онлайн-пространство / цифровая платформа / image / verbal image / imageology / an English teacher / technical characteristics / speech char-acteristics / online learning / digital platforms

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осташевская Елизавета Юрьевна

Данная статья рассматривает проблему речевого имиджа педагога в современной цифровой среде. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день образ пе-дагога воспринимается учащимися в двух пространствах: онлайн и офлайн. В этой связи професси-онализм педагога во многом связан с проектированием своего имиджа не только в реальной жизни. Целью данной работы является конструирование речевого имиджа педагога английского языка на электронных платформах. Были поставлены следующие задачи: изучить понятие речевого имиджа в разные исторические эпохи; выявить особенности речевой имиджелогии в рамках онлайн-занятий на современных цифровых платформах; сконструировать отличительные черты речевого имиджа преподавателя английского языка в интернет-пространстве. На первом этапе исследования были изучены особенности речевого имиджа в историческом срезе в России и других странах мира. На втором этапе были собраны и проанализированы эмпирические данные для составления техни-ческих и речевых характеристик преподавателя английского языка, который проводит занятия на цифровых платформах. Теоретическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей в сфере имиджелогии и педагогики. В процессе выполнения данной работы были использованы такие методы исследования, как метод обобщения, описания и синтеза. Теоретиче-ская значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит определенный вклад в такие области, как педагогика, методология, психология, имиджелогия, социология. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в практике преподава-ния английского языка и совершенствования педагогического образа учителей английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL IMAGE OF AN ENGLISH TEACHER IN THE MODERN DIGITAL SPACE

The article is devoted to the subject of verbal image of a teacher in the contemporary digital system. The relevance of this study aims at the fact that nowadays the vision of a teacher is perceived in two spaces: online and offline. As a result, the image of the contemporary pedagogue is being considered not only in the real life. The aim of this article is to construct the verbal image of the pedagogue of the English language in the digital world. The following objectives were set: to study the notion of verbal image in various historical periods; to bring out the peculiarities of verbal imageology during English lessons on digital plat-forms; to reveal the characteristics of verbal image of an English teacher within online lessons. At the first stage of the study the historical features of speech image and rhetoric in Russia and other countries were out-lined. On the second stage empirical research was carried out. The technical and verbal characteristics of an English teacher working online have been analysed. The theoretical base included the works of national and foreign researches in the sphere of imageology and pedagogy. In the process of this study the scientific methods were used: the method of generalisation, the method of description, the method of synthesis. The theoretical significance of this study deals with the fact that this article contributes to such disciplines as pedagogy, methodology, psychology, sociology and imageology. The practical significance consists in the possibility to impose the acquired results in teaching the English language and the refinement of the image of an English teacher.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.124:811.111

ББК Ч420.42+Ч426.819=432. 1 ГРНТИ 14.07.01 Код ВАК 5.8.1

Осташевская Елизавета Юрьевна,

SPIN-код: 6774-5219

старший преподаватель кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного, Самарский государственный технический университет; 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244; e-mail: elizavet-aostashevskaya@gmail.com

РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: имидж; речевой имидж; имиджелогия; учителя английского языка; технические характеристики; речевые характеристики; онлайн-пространство; цифровая платформа

АННОТАЦИЯ. Данная статья рассматривает проблему речевого имиджа педагога в современной цифровой среде. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день образ педагога воспринимается учащимися в двух пространствах: онлайн и офлайн. В этой связи профессионализм педагога во многом связан с проектированием своего имиджа не только в реальной жизни. Целью данной работы является конструирование речевого имиджа педагога английского языка на электронных платформах. Были поставлены следующие задачи: изучить понятие речевого имиджа в разные исторические эпохи; выявить особенности речевой имиджелогии в рамках онлайн-занятий на современных цифровых платформах; сконструировать отличительные черты речевого имиджа преподавателя английского языка в интернет-пространстве. На первом этапе исследования были изучены особенности речевого имиджа в историческом срезе в России и других странах мира. На втором этапе были собраны и проанализированы эмпирические данные для составления технических и речевых характеристик преподавателя английского языка, который проводит занятия на цифровых платформах. Теоретическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей в сфере имиджелогии и педагогики. В процессе выполнения данной работы были использованы такие методы исследования, как метод обобщения, описания и синтеза. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит определенный вклад в такие области, как педагогика, методология, психология, имиджелогия, социология. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в практике преподавания английского языка и совершенствования педагогического образа учителей английского языка.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Осташевская, Е. Ю. Речевой имидж преподавателя английского языка в современном онлайн-пространстве / Е. Ю. Осташевская. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 41-47.

Ostashevskaya Elizaveta Yurievna,

Senior Lecturer of Department of Pedagogy, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language, Samara State Technical University, Samara, Russia

VERBAL IMAGE OF AN ENGLISH TEACHER IN THE MODERN DIGITAL SPACE

KEYWORDS: image, verbal image, imageology, an English teacher, technical characteristics, speech characteristics, online learning, digital platforms

ABSTRACT. The article is devoted to the subject of verbal image of a teacher in the contemporary digital system. The relevance of this study aims at the fact that nowadays the vision of a teacher is perceived in two spaces: online and offline. As a result, the image of the contemporary pedagogue is being considered not only in the real life. The aim of this article is to construct the verbal image of the pedagogue of the English language in the digital world. The following objectives were set: to study the notion of verbal image in various historical periods; to bring out the peculiarities of verbal imageology during English lessons on digital platforms; to reveal the characteristics of verbal image of an English teacher within online lessons. At the first stage of the study the historical features of speech image and rhetoric in Russia and other countries were outlined. On the second stage empirical research was carried out. The technical and verbal characteristics of an English teacher working online have been analysed. The theoretical base included the works of national and foreign researches in the sphere of imageology and pedagogy. In the process of this study the scientific methods were used: the method of generalisation, the method of description, the method of synthesis. The theoretical significance of this study deals with the fact that this article contributes to such disciplines as pedagogy, methodology, psychology, sociology and imageology. The practical significance consists in the possibility to impose the acquired results in teaching the English language and the refinement of the image of an English teacher.

FOR CITATION: Ostashevskaya, E. Yu. (2024). Verbal Image of an English Teacher in the Modern Digital Space. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 41-47.

© Осташевская Е. Ю., 2024

На сегодняшний день проблема речевого имиджа педагога английского языка в онлайн-пространстве становится все более актуальной, поскольку многие преподаватели перешли на дистанционное обучение в связи с множеством событий, происходящих в мире. Видеоуроки и видеозвонки, виртуальный коворкинг, он-лайн-конференции и онлайн-курсы, беседы в формате face-time и непрерывное использование мессенджеров и популярных социальных сетей создают предпосылки для формирования не только визуального, но и вербального имиджа педагога английского языка в мировом сетевом пространстве.

В целом речевой имидж - это намеренно сконструированный образ говорящего, совмещающий определенные характеристики и отличительные черты, учитывая его роль в обществе, должность и статус. В нашем случае «говорящий» - это преподаватель английского языка.

В разные исторические эпохи понятие «речевой имидж» привлекало многих философов, ученых, педагогов, политиков и других выдающихся деятелей. Изначально это понятие репрезентировали такие термины, как «ораторское искусство», «искусство речи», «красноречие».

Истоками ораторства являются 490 гг. до н. э., когда афинский государственный деятель и знаменитый оратор Перикл основал афинскую демократию. В основном в Древней Греции ораторское искусство выступало как отдельная дисциплина - риторика, которая в дальнейшем была оформлена как наука. Другие греческие философы (Демосфен, Сократ, Аристотель, Платон) рассматривали в своих школах широкий круг вопросов по риторике, уделяя особое внимание красноречию [3]. Кроме того, искусство речи было известно и в таких странах, как Китай, Египет, Древняя Индия, Вавилон и Ассирия [13; 5-6].

Риторические средства изучал Цицерон: особенно подробно римский философ описывал ораторское искусство как способ построения карьеры и взаимодействия с людьми [16]. Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и знаменитый ритор Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - ок. 96 гг. н. э.). Он активно занимался обучением ораторскому искусству, руководил первой государственной риторической школой [1, с. 348-350].

В средние века начинает развиваться гомилетика - наука о христианской церковной проповеди. Наставления для проповедников можно встретить в пособиях по общей риторике епископа Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Константинополя Иоанна Златоуста (ок. 350-407 гг.), Кассио-

дора (кон. V - кон. VI вв.), испанского архиепископа Исидора Сивильского (560635 гг.), англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673-735 гг.), Алкуина, французского хрониста и теолога Гвиберта Ножанского (1055-1124 гг.) [5].

Возрождение освободило ораторское искусство от религиозно-схоластических пут и способствовало его дальнейшему развитию. Начали развиваться торговые отношения и деловая коммуникация, возродилось и судебное красноречие. Речевая культура начала обогащаться художественными произведениями: поэтическими и прозаическими. Гуманизм и человеческая индивидуальность начали проявляться в речевой деятельности ораторов того времени, которые ставили акцент на эстетику речи и ее выразительные возможности. Большое влияние на искусство слова оказали вожди реформации: Мартин Лютер в Германии; Жан Кальвин во Франции; Ульрих Цвингли в Швейцарии, а также руководители крестьянских войн Гильом Каль во Франции; Джон Болли Уот Тайлер в Англии; Ян Гус и Ян Жижка в Чехии; Томас Мюнцер в Германии и др. [13].

В Древней Руси красноречие и речевой этикет были основаны на высоких исторических традициях риторического искусства античности, Византии и южнославянских стран.

Первыми выдающимися ораторами Руси были христианские проповедники, такие как Илларион (проповедь «Слово о законе и благодати») [10, с. 5-20], Владимир Мономах, епископ Кирилл Туровский, чьи проповеди не только слушали, но и записывали. Главным образом это были духовные, религиозные и учительные проповеди.

В XV веке в Новгороде появляется рукописный свод житейских законов, так называемые нормы бытовой риторики, который стал распространяться в домах новгородской знати. Свод законов делился на три части: как молиться и вести себя в церкви, как чтить царя и как вести хозяйство и семейную жизнь.

В историческом срезе русской риторики нельзя не назвать самую раннюю из дошедших до нас риторик, составленную в 1620 г. митрополитом Новгородским и Ве-ликолуцким Макарием. Это пособие было распространено в Москве, Новгороде, Ярославле, Соловецком монастыре.

Эпоха петровских реформаций способствовала появлению серии выразительных ораторских руководств, наиболее популярными из которых стали: «О силе ритори-чей» Софрония Лихуда, основателя и преподавателя Славяно-греко-латинской академии в 1698 году, «Риторика» Михаила Усачева (конец XVII века), «Наука о пропо-

ведях Андрея Белобоцкого» начала XVIII века.

«Риторика» М. И. Усачева, изданная в 1699 году, сразу стала знаменитой благодаря своим суждениям о трех стилях (смиренный, строгий и высокий) и инструкциям по сочинению мыслей [4].

Рассматривая историю развития отечественного ораторского искусства, нельзя не отметить великий вклад Михаила Васильевича Ломоносова: благодаря этому великому творцу были созданы первые российские учебные заведения, в которых обучали студентов на русском языке [7, с. 87]. В своем знаменитом труде «Краткое руководство к красноречию» 1747 года Ломоносов утвердил в русской науке термин «красноречие», под которым понималось искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как теория - «учение о красноречии вообще».

В разделе «О возбуждении, утолении и изображении страстей» писатель показал, как рождаются с помощью речи чувства слушателей: радость-горесть, любовь-ненависть, страх-смелость, гнев-милость, честь-стыд, чувство соревнования-зависть [9, с. 86-88].

Знаменитый государственный деятель М. М. Сперанский знаменит своей работой «Правила высшего красноречия» (1792 г.). Автор считает, что красноречие «есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий» [14].

После войны 1812 года развитие патриотизма и гуманизма способствовало развитию словесных наук и в первую очередь риторики, которая была разделена на общую и частную.

Так, Н. Ф. Кошанский известен трудами под названием «О преимуществах российского слога», «Общая риторика» (1829 г.), «Частная риторика», изданная в 1832 году и «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» 1889 года. Его новаторство состояло в советах по ведению повседневной разговорной речи.

Вторая половина XIX века ознаменована судебным красноречием. Появилась целая плеяда блестящих судебных ораторов: П. А. Александров, С. А. Андреевский, А. Ф. Кони, В. И. Жуковский, В. Д. Спасович и многие другие.

Вторая половина XIX века - декаданс риторики. Русская филологическая мысль все больше становилась ориентированной на изучение художественной и поэтической форм речи.

Нельзя не отметить и «ораторскую» победу большевиков, которые пришли к власти в октябре 1917 года.

С начала 1930-х годов в РСФСР научные исследования ораторского искусства были по большей части запрещены.

Возрождение риторики приходится уже на 60-е годы XX вв.

Далее, с развитием науки, образования, технологий и международных отношений в Европе, РФ и других крупных держав ораторское искусство принимает новые формы.

На протяжении веков многие известные ораторы были одновременно и прекрасными педагогами. Несомненно, чтобы стать профессиональным педагогом, недостаточно обладать только определенными профессиональными навыками. Соблюдение норм, касающихся внешнего вида, манер поведения и речи относится к успешному формированию делового имиджа преподавателя.

Е. А. Бекетова описывает имидж педагога так: имидж учителя представляет собой обобщенный, эмоционально окрашенный образ типичного учителя-профессионала, по характеру приближенный к профессиональному стереотипу-типажу, интегрирующий профессионально значимые качества этого специалиста, обеспечивающий продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса [2].

Исторически в педагогической практике формировался некий образ, имидж педагога-наставника, наполняя себя каждую эпоху все новыми чертами и красками. Масштабные политические и социальные события на протяжении веков значительно видоизменяли образ педагога и его речевые особенности при подаче материалов и коммуникации с учащимися.

Последним мировым событием стала пандемия COVID-l9, послужившая основным толчком к переходу всей образовательной системы на цифровые платформы. В этой связи педагог предстал перед учащимися сквозь призму экрана гаджета и столкнулся с новыми вызовами при подаче не только материала, но и своего образа.

Педагог находится в постоянном контакте с разными людьми в обществе, и очень важно с первого взгляда произвести положительное впечатление. Эксперты по деловому стилю и этикету А. Вайнцирл и Н. Каплун убеждены, что первое впечатление возникает всего за 5 секунд. Именно за это время мы получаем информацию о человеке: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую. При первой встрече возникает либо симпатия, либо антипатия, основанная на реакции всех органов чувств [6, с. 10-12].

Конструирование речевого имиджа на цифровых образовательных платформах как важной составляющей всего образа педагога отличается от речи преподавателя в

реальном пространстве. При проведении мероприятия в формате онлайн педагог транслирует обучающимся только зрительную и слуховую информацию. Следовательно, имидж педагога, работающего на электронных образовательных платформах, проектируется на основе этих двух перцептивных элементов. Нельзя исключать и навыки

Среди речевых характеристик в первую очередь необходимо отметить владение нормами речевого этикета. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, мимика, взгляд, жестикуляция и т. д. Никто не хочет проводить время с теми, у кого плохие манеры. Элегантность манер и самого человека могут многое компенсировать [12, с. 25-29].

На современных образовательных он-лайн-платформах педагоги и коучи используют различные языковые средства речевого этикета. На таких платформах, как Zoom, Skype, Google Meet, Microsoft Teams, Videomost, Sber Jazz, при подключении к конференции или видеоуроку преподаватель приветствует участников конференции / учащихся следующими языковыми средствами: Welcome to the conference/online class. Greetings from Samara! (В том случае, если участники собрания находятся в других городах или странах)

Занятие в формате онлайн невозможно представить без демонстрации педагогом экрана. В этом случае приветствуются такие фразы, как:

Now, I am going to demonstrate the screen. / Let's have a look at the screen. /1 am going to turn on the demonstration mode.

В случае возникновения технических проблем помогут выражения: Can you see / hear me well? I've been having problems with the screen demonstration / sound.

I am afraid I can't get it to start. Sorry, it keeps crashing / turning black / jumping /flickering / getting stuck.

При обращении к учащимся также необходимо соблюдать речевой этикет: Please, turn on your cameras. Would you mind turning off the sound. If you have any comments or questions -

применения современных технологий, без которых не будет возможности профессионально организовать онлайн-занятие.

Итак, рассмотрим характеристики, которыми должен владеть преподаватель иностранных языков, работающий в интернет-среде. Мы их разделили на технические и речевые (табл).

write them in the chat.

I'll be glad to answer them at end of our session.

Если вы не расслышали говорящего, вежливо будет попросить его повторить сказанное: Could you repeat that, please? / Could you say it again, please? / Would you mind talking louder, please?

Знание правил речевого этикета и их соблюдение позволяют человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловких ощущений из-за нетактичных и некорректных действий. Кроме того, владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает эмпатию, доверие и уважение.

Далее рассмотрим составляющие речи (тембр, звучность, скорость, темп, высота и артикуляция - эти компоненты особенно важны для конструирования четкой, правильной, красивой дикции преподавателя иностранных языков). Большую роль в речи играет дыхание. Правильное дыхание - основа постановки голоса. Оно поддерживает голос, передает мысль. Артикуляция обеспечивает эмоциональный и интеллектуальный баланс в речи. Хорошо артикулированная речь заставляет слушать. Речь должна быть настолько громкой, чтобы слова были слышны через экран, но без крика, без надрыва. Произношение должно быть внятным, четким, уверенным. Ритм речи равен воздействию ваших слов. Интонация должна быть дружественной, спокойной, выразительной.

Четко поставленная речевая задача отражает главную мысль речи. Еще Софокл, выдающийся древнегреческий драматург, говорил: «Много говорить и много сказать - не есть одно и то же». Особенно это касается дистанционных занятий. Удержать концентрацию внимания дистанционных студентов - задача для педагога не только с методической точки зрения. Как правило, дистанционное занятие ограничено по времени, да и концентрация восприя-

Таблица

Технические характеристики Речевые характеристики

- Цифровая грамотность - Онлайн-этикет - Онлайн-гигиена - Профиль педагога в интерфейсе рабочей системы - Адресность и время звучания - Владение нормами речевого этикета - Проектирование составляющих речи - Постановка и следование речевой задачи - Логичность - Использование троп, фигур речи и компьютерной лексики

тия материала учащимися на электронных платформах ниже, чем в формате офлайн. Если педагог не поставил перед собой цель и задачу, если контент недостаточно продуман, организован и не соответствует образовательной цели, то успех проведенного занятия крайне низок.

Логичная и структурированная речь всегда легче воспринимается собеседником. Небрежность языка вызывает нечеткость мышления. Логика речи не только обеспечивает результативность усвоения слушателями излагаемого лектором материала, но и способствует установлению психологического контакта между говорящим и аудиторией. С помощью законов логики можно повысить убедительность своих суждений и доводов. Для того чтобы публичная речь была логичной, необходимо учитывать требования логики при подготовке к устному выступлению. Во-первых, должна быть четкая структура выступления, т. е. речь должна содержать вступление, основную часть и заключение. За счет вступления решается проблема установления контакта оратора с аудиторией, активизации интереса и привлечения внимания. В основной части раскрывается суть предлагаемых идей, предложений, оценочных суждений. В заключении подводится итог выступлению и мотивируется деятельность собеседников. Во-вторых, стройность и последовательность в изложении мыслей. Стройность означает взаимосвязь между элементами сообщаемой информации, а последовательность -определенный порядок изложения материала устного выступления, когда каждая последующая мысль связана с предыдущей. Выступление будет считаться логичным, если оно построено в соответствии с законами формальной логики: законом тождества, законом противоречия (непротиворечия), законом достаточного основания и законом исключения третьего. Когда учебное общение подчиняется законам художественной логики, только тогда наука выступает в увлекательной форме, свободной от штампов [15, с. 72-73] •

В лексике дистанционного обучения легко обнаружить тропы, фигуры речи и компьютерную лексику, которые необходимо использовать при проведении онлайн-занятия. Особенно часто встречаются метафоры: a dropbox (дропбокс или файловый хостинг, хранилище), to mirror my video (зеркально отражать собственное изображение), to touch up my appearance (подправить внешний вид), bookmarks (закладки), to pin (прикрепить), whiteboards (интерактивные доски сообщений), starred contacts (важные контакты), to dim video (приглушить яркость изображения), to

disable video (отключить видео), to crop the full video (обрезать изображение), a host (хозяин, ведущий, организатор). Распространены и эпитеты: sensitive information (деликатный характер), active (в работе), busy/available/do-not-disturb status (статус занят, доступен, не беспокоить), remote work location (работа на удаленке), animated reactions (анимированные реакции), perfect virtual background (отличный виртуальный бэкграунд), high-quality group photos (групповые фотографии высокого качества), visual patterns (визуальные паттерны). Можно обнаружить и повторы: Picture in Picture (режим двухка-нального изображения). Употребление современной компьютерной лексики говорит об эрудированности педагога, и нельзя ими пренебрегать: a snapshot (снимок, краткий обзор), to join a meeting (присоединиться к собранию), to share screen (поделиться экраном), to mute the microphone (выключить микрофон), to keep virtual background (оставить виртуальный фон), meeting reminder (напоминание о собрании), to edit a meeting (изменить/скорректировать детали собрания), to tap to speak (нажать для воспроизведения звука), to end a meeting (завершить мероприятие), to start recording (начать запись), skin tone (тон, цвет кожи), in-meeting chat (чат во время собрания), CallKit (набор инструментов для оптимизации звонков), Zoom desktop (настольный компьютер).

Очень важной характеристикой является цифровая грамотность. В последние несколько лет сфера видеоконференций приобретает все больше интеллектуальных функций: технология speech-to-text в приложениях Microsoft Teams и Zoom переводит речь презентующего в текст для создания субтитров; компания Evalk из Нидерландов разработала такой сервис, который распознает и переводит жесты в текст, а встроенная опция шумоподавления в Zoom улучшает звуковоспроизведение. Отсутствие грамотности в подобных нововведениях и технологических решениях ведет к проблемам, задержкам, неполадкам и казусным ситуациям в ходе занятия или конференции. Кроме того, в современном интеллектуальном сообществе цифровая грамотность признается неотъемлемым фактором развития и успеха любого проекта в сетевом пространстве.

Онлайн-этикет - еще один значимый элемент для успешных дистанционных занятий. Настройка соответствующего фона -логотип организации, или нейтральный офисный / домашний бэкграунд.

Значимой является и поза педагога перед экраном монитора. Сам педагог должен

располагаться по центру, не наклоняться и не вставать перед включенной камерой, не поворачиваться боком и спиной к аудитории. В данном случае роль преподавателя-модератора онлайн-урока совпадает с функциями и образом телеведущего новостной программы. При выступлении большое внимание следует уделять языку тела: движениям, жестикуляции и выражению лица. Не забывайте и про деловой дресс-код.

Онлайн-этикет не реализуется успешно без цифровой гигиены. Цифровая гигиена - это знания и правила потребления информации в современном мире ТВ и интернета, позволяющие сохранить ментальное здоровье, финансы и собственную идентичность. В цифровом пространстве есть свои правила гигиены. К использованию интернета и потреблению информации стоит относиться так же, как к потреблению в физическом мире. Не стоит делиться личной информацией. Устанавливайте пароли при входе в ваш он-лайн-кабинет. Поставьте временное ограничение на использование группового чата, чтобы не нарушалось личное пространство всех его участников вне занятий.

Профиль педагога, учетная запись, ак-каунт или сленговый вариант «акк» - необходимый набор инструментов в интерфейсе той или иной рабочей системы педагога, в которой он работает. Желательно, чтобы фотография соответствовала официальному

стилю. Изображение лица - крупное и четкое, дресс-код - business best/строгий деловой или business casual/полуофициальный. Имя педагога должно соответствовать реальному, никнеймы недопустимы.

Адресность и время звучания. Как известно, ни один педагог не проведет профессионально свой урок, не спланировав его поминутно. При воспроизведении текста в формате дистанционного занятия педагогу необходимо учитывать время, за которое звучащий текст доходит до реципиента. Как правило, это не более 1-2 секунды, если не возникает помех в сети.

Речь должна быть ориентирована в сторону основной аудитории. Академик Международной академии телевидения и радио Н. Козелкова в своей книге о конструировании речевого имиджа поясняет это явления как точное попадание звуком в собеседника, четко выполняющее свою техническую, двойственную задачу: заинтересовать, остановить, зацепить, подтянуть поближе. Необходимо всегда придерживаться дистанции доверия [8, с. 90-93].

Таким образом, вышеперечисленные компоненты помогут создать продуманный, ухоженный и проработанный речевой образ успешного педагога в онлайн-пространстве, который в дальнейшем послужат неотъемлемой частью всего имиджа педагога в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской культурной традиции / С. С. Аверинцев. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с. - Текст : непосредственный.

2. Бекетова, Е. А. Формирование профессионального имиджа будущего учителя технологии и предпринимательства : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Бекетова. - Армавир, 2006. - 174 с. - Текст : непосредственный.

3. Бузескул, В. П. История афинской демократии / В. П. Бузескул ; вступ. ст. Э. Д. Фролова, М. М. Холода. - СПб. : ИЦ «Гуманитарная академия», 2003. - 480 с. - Текст : непосредственный.

4. Булахов, М. Г. Восточнославянские языковеды (библиографический словарь) / М. Г. Булахов. -Минск : Издательство БГУ им. В. И. Ленина, 1976. - 320 с. - Текст : непосредственный.

5. Бурега, В. В. Гомилетика : учебник бакалавра теологии / В. В. Бурега. - М. : Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ; Издательский дом «Познание», 2018. - 452 с. - Текст : непосредственный.

6. Вайнцирл, А. Имидж делового мужчины / А. Вайнцирл, Н. Каплун. - М. : ЭКСМО, 2014. - 208 с. -Текст : непосредственный.

7. Гусева, Н. Ю. М. В. Ломоносов и елизаветинское время / Н. Ю. Гусева. - СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. - 596 с. - Текст : непосредственный.

8. Козелкова, Н. Не выходи на люди голым!: конструктор речевого имиджа / Н. Козелкова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2022. - 133 с. - Текст : непосредственный.

9. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к красноречию, или Риторика / М. В. Ломоносов. - СПб. : при Императорской Академии наук, 1748. - 302 с. - Текст : непосредственный.

10. Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати / Митрополит Иларион ; предисл. Митрополита Иоанна (Снычева) ; сост., вступ. ст., пер. В. Я. Дерягина ; реконструкция древнерус. текста Л. П. Жуковской ; Институт русской цивилизации. - М., 2011. - 176 с. - Текст : непосредственный.

11. Опфер, Е. А. Имидж современного педагога / Е. А. Опфер. - Волгоград : Принт, 2017. - 84 с. -Текст : непосредственный.

12. Салливан, М. К. Этикет Джейн Остен. Как быть истинной леди в эпоху инстаграмма / М. К. Саллмван ; пер. с англ. И. Ю. Крупичевой. - М. : Издательство «Э», 2015. - 288 с. - Текст : непосредственный.

13. Сопер, П. Л. Основы искусства речи / П. Л. Сопер. - М. : Феникс, 2006. - 448 с. - Текст : непосредственный.

14. Сперанский, М. М. Правила высшего красноречия / М. М. Сперанский. - М. : Ленанд, 2023. -232 с. - Текст : непосредственный.

15. Сысоева, Е. Ю. Имидж педагога : учебное пособие / Е. Ю. Сысоева. - Самара : Изд-во Самарского университета, 2019. - 148 с. - Текст : непосредственный.

16. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве : перевод с латинского / Цицерон. - М. : Наука, 1972. - 472 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Averintsev, S. S. (1996). Ritorika i istoki evropeiskoi kul'turnoi traditsii [Rhetoric and the Origins of the European Cultural Tradition]. Moscow, Shkola «Yazyki russkoi kul'tury». 448 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Beketova, E. A. (2006). Formirovanie professional'nogo imidzha budushchego uchitelya tekhnologii i predprinimatel'stva [Formation of a Professional Image of a Future Teacher of Technology and Entrepreneur-ship]. Dis. ... kand. ped. nauk. Armavir. 174 p.

3. Buzeskul, V. P. (2003). Istoriya afinskoi demokratii [History of Athenian democracy]. Saint Petersburg, ITs «Gumanitarnaya akademiya». 480 p.

4. Bulakhov, M. G. (1976). Vostochnoslavyanskie yazykovedy (bibliograficheskii slovar') [East Slavic Linguists (Bibliographic Dictionary)]. Minsk, Izdatel'stvo BGU im. V. I. Lenina. 320 p.

5. Burega, V. V. (2018). Gomiletika [Homiletics]. Moscow, Obshchetserkovnaya aspirantura i doktorantura im. Svyatykh ravnoapostol'nykh Kirilla i Mefodiya, Izdatel'skii dom «Poznanie». 452 p.

6. Vaintsirl, A., Kaplun, N. (2014). Imidzh delovogo muzhchiny [Image of a Business Man]. Moscow, EKS-MO. 208 p.

7. Guseva, N. Yu. (2011). M. V. Lomonosov i elizavetinskoe vremya [M. V. Lomonosov and Elizabethan Times]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha. 596 p.

8. Kozelkova, N. (2022). Ne vykhodi na lyudi golym!: konstruktor rechevogo imidzha [Don't Go Out Naked in Public!: Speech Image Constructor]. Rostov-on-Don, Feniks. 133 p.

9. Lomonosov, M. V. (1748). Kratkoe rukovodstvo k krasnorechiyu, ili Ritorika [A Brief Guide to Eloquence, or Rhetoric]. Saint Petersburg, pri Imperatorskoi Akademii nauk. 302 p.

10. Metropolitan Ilarion. (2011). Slovo o zakone i blagodati [A Word on Law and Grace]. Moscow. 176 p.

11. Opfer, E. A. (2017). Imidzh sovremennogo pedagoga [Image of a Modern Teacher]. Volgograd, Print.

84 s.

12. Sallivan, M. K. (2015). Etiket Dzhein Osten. Kak byt' istinnoi ledi v epokhu instagramma [Etiquette Jane Austen. How to Be a True Lady in the Age of Instagram]. Moscow, Izdatel'stvo «E». 288 p.

13. Soper, P. L. (2006). Osnovy iskusstva rechi [Basics of the Art of Speech]. Moscow, Feniks. 448 p.

14. Speransky, M. M. (2023). Pravila vysshego krasnorechiya [Rules of Higher Eloquence]. Moscow, Le-nand. 232 p

15. Sysoeva, E. Yu. (2019). Imidzh pedagoga [Image of a Teacher]. Samara, Izdatel'stvo Samarskogo univer-siteta. 148 p.

16. Cicero. (1972). Tri traktata ob oratorskom iskusstve [Three Treatises on Oratory]. Moscow, Nauka. 472 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.