а
«о
о
S
б И5
«О
•О
О
а ж а
Si о
Ж S
£ §
£
Si hq
Научная статья
УДК 4 (07) : 378.937
ББК 81.411.2-9 : 74.480.26
DOI 10.25588/CSPU.2023.173.1.007
Е. Ю. Никитина1, О. Ю. Афанасьева2, А. В. Свиридова3
1ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-9289-1573 Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0002-9421-5170 Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация
Введение. Соблюдение учителем требований профессиональной этики и речевой культуры является одним из важнейших
© Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Свиридова А. В., 2023
критериев эффективности современного высшего образования. Сегодня обществу нужны учителя, способные успешно осуществлять коммуникацию в российском образовании. Полученные нами результаты актуального уровня речевой культуры у студентов педвузов свидетельствуют о тревожном положении дел и, несмотря на определённые сдвиги, улучшаются медленно.
Материалы и методы. Существенный вклад для научной статьи оказали теоретические и практические исследования в области: формирования имиджа личности (Л. Браун, Ф. А. Кузин, В. Г. Орешкин и др.); речевой деятельности (П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.); общения (Т. М. Андреева, М. В. Колтунова и др.); преподавания русского языка и культуры речи (Л. А. Введенская, Т. Ю. Волошинова, З. А. Зайцева, М. В. Кол- о тунова, Т. А. Ладыжинская и др.). В статье использованы следую-
е е
е
3
и *
о
л о
г и
л
№
щие теоретические методы исследования: анализ психолого-пе- а
ж а
№ и
г а
-К
дагогической и лингвистической литературы, анализ нормативно-правовых документов в области высшего педагогического образования, понятийно-терминологический анализ, сравнение, синтез, р систематизация, моделирование. К эмпирическим методам относятся педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение,
р л
диагностические методы. |
о
Результаты. Полученные результаты и сформулированные о на их основе рекомендации способствуют более эффективной реа- д лизации следующих этапов образовательного процесса в вузе:
- разработки методики определения уровня сформирован- ^ ности речевого имиджа будущих специалистов;
- выявления педагогических резервов для развития рече вого имиджа будущих педагогов;
а д
- использования материалов статьи для практико-ориенти-рованной деятельности;
- применения полученных данных при чтении дисциплин «Риторика», «Речевой этикет педагога», «Культура делового общения» и др.
Обсуждение. Анализ научно-методической литературы, практика многолетнего опыта работы авторов статьи в высшей педагогической школе в качестве преподавателей лингвистических дисциплин позволили выделить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне: между потребностями современного образовательного пространства в специалистах, имеющих значительный уровень коммуникативного мастерства, и не полностью реализованными концептуальными возможностями педагогических вузов в их подготовке;
- на научно-теоретическом уровне: между необходимостью проектирования теоретико-методологических аспектов развития речевого имиджа будущего учителя как одной из задач образова-
^ тельного процесса в высшей школе и их недостаточной модифика-
О цией;
сц
^
а
«о
•О
О
| чевого имиджа будущего учителя и неполной разработанностью
^ его содержательно-методического обеспечения.
2> о
а ж а
- на научно-методическом уровне: между объективной потребностью в технологическом обеспечении процесса развития ре-
Заключение. Как показало проведенное исследование, раз-| работанная нами методика обеспечивает эффективное развитие | речевого имиджа будущего учителя. Понятие «речевой имидж» мы рассматриваем как образ человека, сформированный под воз-ьЗ действием социальной среды и ориентированный на овладение
системой устойчивых выражений, применяемых для установления и поддержания контакта с субъектами образования, как совокупность речевых правил и средств.
Ключевые слова: речевой имидж; будущий учитель; педагогика высшей школы; лингвистическое образование; педвуз; коммуникативное образование; теоретико-методологическая основа; языковое образование.
Основные положения:
- теоретико-методологическим регулятивом развития речевого имиджа является синтез коммуникативного, семиотиче- ор
е
з
ского и имиджевого подходов, построенный как результат теоре- к
о
тико-методического анализа, позволившего экстраполировать е
идеи современной теории языкознания, психологии и педагогики; д
ол о
г и
ч
е
с |
блоков: мотивационный, предметно-когнитивный (нормативный, н
§
и
г а
К
- спроектирована методика развития речевого имиджа будущих учителей, базирующаяся на взаимосвязи её дидактических
коррекционный, пропедевтический и креативный компоненты), практико-функциональный;
р з
предложены педагогические условия развития речевого и
имиджа будущих учителей: оптимальное сочетание языковой
ала имиджевыми задачами; использование эмпатической речевой
ре
культуры и имиджевой культуры; насыщение языкового матери- че
№ о
г о
коммуникации. §
1 Введение (Introduction)
а
д у
Новые социально-педагогические тенденции существенным
е о у ч и
образом обогатили научную парадигму лингводидактики, куда вошло терминологическое сочетание «речевой имидж», понимаемое как один из факторов эффективности тех видов профессиональной
деятельности, которые связаны с общением. Речевой имидж определяется такими личностными характеристиками, как уровень образования и воспитания, деловые качества, внешний облик, коммуникативные и речевые способности, знание этических норм общения и т. д. Речевое мастерство учителя — важная составляющая его профессионального имиджа, однако уровень речевой культуры многих студентов педагогического вуза оставляет желать лучшего, не позволяя им в будущем стать образцом для подражания для своих учеников. Безусловно, знание норм вербального и невербального поведения, а также умения им следовать в процессе педагогического общения являются одной из основ формирования профессионального имиджа будущего учителя, эффективности его педагогической деятельности и продуктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Развитие речевого имиджа, или образа, является одной из задач коммуникативного образования будущего учителя и подчи-
§ няется его закономерностям. Речевой имидж формируется под
д
^ воздействием социальной среды и направлен на достижение
ри
О определенных целей коммуникации. Согласно А. Ю. Панасюк,
сц
^ его главными составляющими являются интеллект и словарный
а
§ запас человека, из чего можно сделать вывод о том, что речевой § имидж является показателем образованности [1].
^ Исследуя единицы речевого имиджа выделим их актуаль-
2> о
а ж а
ные признаки:
| - ограниченность сферы употребления (социальная вариа-
| тивность, ролевые ожидания); _ - функциональная направленность;
ьЗ - условный характер их употребления;
- устойчивость языкового состава или его видоизменения;
- высокая степень смыслового содержания. Выбор речевого действия определяется теми навыками и
привычными реакциями, которые составляют шаблоны поведения данной личности: именно здесь происходит выбор речевой формулы. Если же подходящего стереотипа нет, то строится программа нового действия: речевое поведение перестаёт быть автоматическим, включается мышление, эмоциональные и волевые механизмы. Знание конкретных форм речевого обхождения освобождает человека от создания новых моделей поведения, если у него выработаны привычные реакции этикетного характера.
В. А. Сулимов в проблеме развития речевого имиджа вы- |
то
деляет три аспекта: педагогический, экстралингвистический и до
л
о г и ч
ес
джа подразумевает знание норм на всех языковых уровнях, умение ка
инициировать речевую коммуникацию, используя «эффект пер- на
в
и
г а
-к
лингвистический. Педагогический аспект развития речевого ими-
вых фраз», поддержание устойчивого психологического контакта с участниками образовательного процесса, нейтрализацию воз-
е
оре е
т и к о
р 8
можных негативных траекторий развития коммуникативного сце- ит нария, способность доступно и исчерпывающе излагать учебный р
еч
материал на уроке. Составляющими экстралингвистического ас- ев
ог
пекта развития речевого имиджа являются невербальные средства о коммуникации (мимика, жесты, позы), делящиеся на две группы по своему происхождению — биологические и социальные — и выполняющие различные коммуникативные функции. В лингвистическом плане речевой имидж определяется коммуникативно и социально обусловленными речевыми средствами взаимодействия коммуникантов. В целом, речевой имидж складывается в
д
а
д ду
ег о
у ч и
результате выполнения требований и рекомендаций речевого поведения учителя в стандартных и нестандартных профессионально-педагогических ситуациях общения [2].
Разделяя точку зрения В. Г. Орешкина, подчеркнём, что для успешной реализации цели развития речевого имиджа будущего учителя необходимы как теоретические, так и методические предпосылки. При этом целесообразно использовать следующие блоки: нормативный, коррекционный, пропедевтический и креативный. Данные блоки являются необходимой и достаточной основой для подготовки к решению специфики языковых задач, связанных с педагогической профессией [3; 4].
2 Материалы и методы (Materials and methods) Формирование профессионального имиджа невозможно без формирования личностного имиджа, который в данном случае будет являться базой, а профессиональный имидж — надстройкой. Таким образом, при формировании профессионального ими-а джа нельзя забывать о создании имиджа личностного. Ф. А. Кузин
0
1 считает, что от успешно сформированного имиджа зависит авто-
tj ритет личности, который помогает эффективно взаимодейство-
ttj
: вать с окружающими и завоёвывать их уважение. Таким образом,
N
| от имиджа учителя зависит его репутация. Имидж — понятие
•о
SJ
§ комплексное, и анализировать его нужно, исходя из различных ^ перспектив. При формировании общего имиджа личности необ-
ходимо рассматривать его составляющие: средовая, габитарная, овеществленная, вербальная, кинесическая [5; 6; 7]. ит Развитие речевого имиджа оказывает влияние на становле-
ние профессионального имиджа педагога и на его профессио-
Ю
^ нально-педагогическое развитие в целом, так как:
- способствует отбору и использованию оптимальных средств профессиональной речевой коммуникации;
- приводит к развитию профессиональных коммуникативных умений и навыков;
- помогает педагогу осуществлять рефлексию своих профессионально-коммуникативных качеств и анализировать свою профессиональную идентичность.
Упорядочение понятийного поля проблемы, определение перспектив развития речевого имиджа будущих учителей позволили нам в качестве теоретико-методологической основы избрать соединение семиотического, коммуникативного и имиджевого подходов.
Развитие речевого имиджа с позиций семиотического под-
имиджа будущих учителей:
Л Л
л S
к *
о
3 Результаты (Results) О
^
о
г к
Л
№
хода — это управление процессом возникновения и восприятия у й будущих учителей семиотических единиц (высказываний, тек- | стов), тип, форма и содержание которых зависит от культурного контекста и коммуникативных целей образования. Выделяем сле-
р
§
дующие принципы семиотического подхода в развитии речевого и
и
р еч
взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого разви- в
о
г о
тия (он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности) [8]; д
- формирование осознания явлений языка (обобщение внутренней системы правил речевого поведения). ^
Коммуникативный подход к процессу обучения предполагает овладение совокупностью всех видов речевой деятельности, формирование умений умениями выражать мысли языковыми
а f
средствами, релевантными ситуации общения [9]. Исходя из этого определения, можно выделить основные характеристики коммуникативного подхода:
- коммуникативно-речевая направленность процесса обучения;
- обучение языку как обучение различным видам речевой деятельности;
- ситуативная обусловленность коммуникативной деятельности;
- выполнение коммуникативных заданий как способ развития коммуникативных умений и навыков;
- использование различных типов коммуникативных заданий: условно коммуникативных и собственно коммуникативных;
- использование партисипативных методов организации образовательного процесса.
Все виды речевой деятельности — чтение, говорение, аудирование, письмо — обуславливают совокупность необходи-^ мых коммуникативных умений, которые обязательно должны
§
О формироваться с учетом принятых в социуме этикетных норм; ви-
сц
^ дов социально-коммуникативного взаимодействия, задающих тот
§ или иной тип коммуникации (научный, официальный, бытовой и
§ т. п.); возможных способов самоподачи, отражающих индивиду-
^ альные коммуникативные особенности коммуникантов [10]. Мы
видим, что, с одной стороны, обучение речевой коммуникации и | формирование речевого имиджа должно опираться на структуру | личности будущего учителя, его интеллектуальное и духовно-нравственное содержание, на имеющийся у него социокультурный ьЗ опыт. С другой стороны, коммуникативный характер обучения
ведет к дальнейшему обогащению внутреннего мира студента и расширению его опыта [11]. Осуществляя коммуникативный подход к развитию речевого имиджа, нам следует обращать внимание на следующие направления своей деятельности:
- обеспечение единства содержания речевой деятельности и средств его выражения;
- планирование речевого поведения, соблюдая баланс между видами речевой деятельности;
- отбор речевых умений и навыков уровня в соответствии
ео
с коммуникативной ситуацией и коммуникативными интенциями р
участников общения. ик
о
Таким образом, коммуникативный подход является законо- |
о
мерным ракурсом рассмотрения проблемы речевого имиджа бу- о дущего учителя и во многом определяет характер его профессиональной подготовки. К тому же он в целом направлен на формирование коммуникативной личности, способной к успеш- на ному общению и диалоговому взаимодействию в педагогической среде. К числу принципов коммуникативного подхода к развитию речевого имиджа будущего учителя относятся:
- принцип лингвокультурности, фундаментом которого яв-
р еч
ляется лингвокультурология, изучающая роль языка в создании, в
ог
развитии, трансляции и хранении национальной культуры. Спе- о цифика этого принципа применительно к развитию речевого ими- д
джа состоит в том, что речевое поведение учителя, как и любого ®
д
человека, имеет не только индивидуальные черты, но отражает ^
ег
культурные нормы, ценности, представления, традиционные мо- у
чи
дели вербального поведения, свойственные той или иной куль- 8 турно-этнической или национальной общности [12];
- принцип языковой толерантности как одно из выражений толерантности, понимаемой как актуальная социо- и лингвокуль-турная тенденция. По мнению М. В. Колтуновой, языковая толерантность — ограничения, накладываемые нашим сознанием на оценочное высказывание, чтобы удержать его в рамках нормы [13]. Языковая толерантность противопоставляется языковой агрессии, рассматриваемой как вербальное выражение неприязни и отрицательного отношения и как речевую деятельность, оказывающую целенаправленное негативное воздействие на адресата. Языковая толерантность в студентах может формироваться только тем преподавателем, который сам служит ее образцом [14];
- принцип соблюдения языковых и конвенциональных (приемлемое социальное поведение) норм речевого поведения. Иными словами, социальные рамки ограничивают не только социальные поступки человека, но и его речевое поведение [13]. При этом важно помнить, что неотъемлемыми аспектами коммуника-
ва ции являются его информационная и эмоциональная стороны. Со-
во д
и ответственно, в педагогическом контексте нормативными должны
ри
О быть средства выражения информации и эмоционального состояния, употребляемые как преподавателем, так и студентами. При
Ю О
этом речевой имидж преподавателя, соблюдающего вербальные и
,а в е ь с
§ невербальные каноны речевого поведения, служит образцом, ко-^ торому студенты должны максимально следовать. В целях разви-
тия речевого имиджа будущих учителей преподаватель должен
на уметь анализировать коммуникативные цели студента, оценивать тки его коммуникативные намерения и подводить обучающегося к выбору оптимальных языковых средств осуществления коммуни-ьЗ кативного замысла [15].
Имиджевый подход (Г. Г. Почепцов, А. Ю. Панасюк, Е. Б. Пе-релыгина и др.) социально обусловлен, действенен, формируется в коммуникативном пространстве и выступает педагогическим инструментарием, с помощью которого учитель оказывает влияние на обучающихся [16].
Имидж — это намеренно или стихийно сформированный образ в соответствии с уровнями коммуникаций с целью вызвать позитивное представление. При формировании речевого имиджа студентов необходимо отталкиваться от объективно присущих им характеристик, позитивных черт и способностей и развивать наиболее релевантные, избегая создания искусственного образа. Иными словами, базой для развития речевого имиджа будущего
дивидуальность студента, его привлекательность для слушателей,
е е и к о
учителя должно стать то внутреннее «Я», которое определяет ин- о
о
г и ч
ес
вызывает уважение со стороны аудитории, что, в конечном счете, ка вселяет уверенность в самого педагога. Функция преподавателя в а данной ситуации состоит в том, чтобы студент не стремился быть
просто носителем речевого имиджа, а развивал его с опорой на ^ свои положительные внутренние качества и находил адекватные способы их демонстрации [17]. Для этого должна быть разрабо-
в
свои положительные внутренние качества и находил адекватные и
и
¡о еч
тана специальная педагогическая система, включающая следую- в
ог
щие этапы: оценку реального уровня сформированности речевого о имиджа будущих учителей, целеполагание, разработку про- д граммы педагогических действий, ее осуществление и определе ние эффективности [18]. ^
Формировании речевого имиджа будущего учителя невозможно без овладения умениями и навыками как вербальной, так и невербальной коммуникаций [19]. Студенты должны знать
а д
уместные в педагогическом контексте способы невербальной коммуникации и коммуникативные функции всех ее элементов. Невербальная коммуникация, в частности, включает жесты (движения рук), мимику (использование мышц лица), окулистику (использование зрительного контакта) и т. д. Соответственно, будущий учитель должен уметь управлять всеми движениями тела, сопровождающими его речь и служащими для ее иллюстрации или интенсификации. Особое значение в плане формирования речевого имиджа имеют паравербальные средства коммуникации: тембр голоса, высота звучания голоса, громкость, разнообразие интонационного оформления речи или, наоборот, ее монотонность. С целью корректного применения паравербалики следует прибегать к упражнениям по технике речи, на которых вырабатывается правильность дыхания, паузации, дикция, темп и ритм. Речевое воздействие на аудиторию оказывает правильность речи, соблюдение орфоэпических норм, отсутствие чужого акцента и т. п. [20]. Голосовой фактор во много зависит от состояния здоровья ^ педагога - соматического и психологического: его физическое и
О эмоциональное благополучие обуславливает эмоциональное, во-
сц
одушевляющее, разнообразное звучание голоса [21]. Таким обра-
зом, коммуникативно-речевая привлекательность имиджа буду-
а в е
•о
с
на щих учителей развивается при соблюдении культурно-этических
а
^ норм общения, благоприятного социально-психологического кли
2> о
а ж а
мата и применения специальных обучающих техник речи. на Имиджевый подход базируется на следующих принципах:
| - принцип широкой речевой практики как условие эффек-
тивного освоения языка с целью формирования гибких навыков ьЗ речевого имиджа, используемых в различных коммуникативных
средах и обстоятельствах [17];
- принцип саморазвития, основанный на самооценке и саморефлексии своего речевого имиджа [22];
- принцип речекоммуникативного воздействия, которое учитель может осуществлять лишь при условии коммуникативного лидерства [23].
4 Обсуждение (Discussion)
Основываясь на данных подходах и принципах, спроектирована практико-ориентированная методика развития речевого имиджа будущих учителей, которая включает в себя содержательный (обучение грамотному, логичному построению речи, отвечающей ожиданиям и соответствующей имиджу учителя) и исполнительский (владение техникой речи и исполнительским о мастерством) компоненты. Методика развития речи будущих учителей базируется на устойчивой взаимосвязи всех её дидактиче-
Л
л S
s «
о
g
о
г s
Л
л
0
1
ских блоков: g
№ s г а -к
1. Мотивационный, куда входят: планирование деятельности, организационные средства, формы и способы воздействия, ^ диагностическое оценивание, коррекция и регулирование про- § цесса обучения. Под влиянием мотивов и целей формируется ин- ^
л
формационно-аналитическая основа. Функциями данного блока |
о
являются информационно-аналитическая (управление процессом ° развития речевого имиджа студентов с целью достижения плани- ^ руемых результатов, отслеживание состояния этого процесса и ® оценивание условий на практике, определение регулирования ме-
о
ханизмов, позволяющих повысить уровень сформированности ре- ^
§
чевого имиджа, анализируется мотивированность студентов, опре- 8 деляются дальнейшие пути развития и мотивационно-целевая
(проектирование целевых установок и организация условий для анализа и самоанализа уровня сформированности речевого имиджа) [24].
2. Предметно-когнитивный блок. Данный блок учитывает закономерности протекания речемыслительного процесса учащихся (мыслительные операции, конструкции внутренней и внешней речи (опорные схемы и тексты) и их преобразование). При реализации данного блока развиваются когнитивные качества (умения и навыки, причинно-следственные связи, умение формулировать вопросы и т. д.) [24]. В. Я. Шабес пишет, что каждая коммуникативная единица (в том числе слово) — это вер-бально оформленный фрагмент целостной системы знаний и мире. При этом фрагментом когнитивного компонента является фоновое знание, которое взаимодействует с данной коммуникативной единицей в речемыслительной деятельности, но фактически не выраженной вербально. Предметно-когнитивная структура речевого имиджа соответствуют компонентам процесса речевой ^ коммуникации. Кроме того, студенты также учатся грамотно пе-
О реводить мысли в слова, что влечёт за собой развитие мышления
сц
и памяти через внутреннюю речь [25].
Ю О
3. Практико-функциональный блок основан на анализе ос-
,а в е ь с
на новных единиц языка и их функционирования в коммуникативном
^ Т-Г
^ акте. Предполагается не только изучение языковых средств, но и
их отношений к другим средствам высшего уровня. Например, при
на изучении звуков и частей слова рассматривается их взаимосвязь с тки морфемой, словом, предложением, а также анализируется их участие в выражении смысла. Следовательно, словообразовательные
Ю
ьЗ средства изучаются не обособленно, а во взаимосвязи с языковыми
средствами, передающими то или иное значение. В процессе анализа самостоятельных лексических, синтаксических и морфологических средств применяются языковые средства более высокого уровня (например, словосочетание и предложение для слова). Языковые средства изучаются в отношении к высказыванию и речи. Таким образом, раскрываются речевые возможности языковых средств, их функционирование в речи, после чего происходит практическое усвоение этого материала и формирование умения использовать языковые средства в речи [26].
Достоверность полученных результатов и сделанных выво- ^
дов обусловлены солидным теоретическим фундаментом, лежа- |
о
щим в основе научных позиций авторов по отношению к про- |
3
блеме развития речевого имиджа будущих учителей; комплексом з использованных идей из различных областей педагогического
теоретических и эмпирических методов исследования; многоаспектной разработкой изучаемого педагогического процесса.
Мы пришли к выводу о том, что искусственный речевой имидж будущего учителя, целенаправленно конструируемый и развиваемый в процессе профессионально-педагогической подго-
§
о
г s
Л
№
знания, а также лингвистики и теории коммуникации; единством й
&
ж й № s г й -К
р
8
№ s
S
So р
Л
товки, состоит из элементов разной природы, которые в совокуп- 8
о
г о
ности обеспечивают наиболее эффективное речевое и эмоциональное воздействие на аудиторию, позволяя в максимальной д
степени достичь планируемых целей коммуникации. ®
д
5 Заключение (Conclusion) g
1. В статье подтверждена перспективность выбора теоретико-методологической основы исследования как синтеза семиотического, коммуникативного и имиджевого подходов, что позволяет
отразить многоаспектный характер задачи развития речевого образа будущего учителя и преодолеть методологическую односторонность.
2. Семиотический подход к развитию речевого имиджа будущего учителя, базирующийся на понимании языковых сущностей (слова, предложения, текста) как знаковых единиц, обеспечивает управление процессом их порождения и восприятия в коммуникативных ситуациях с определенным культурным контекстом и коммуникативными целями участников общения.
3. Коммуникативный подход подразумевает овладение естественным языком как основным средством общения и направлен на развитие языковой личности будущего учителя и — шире — на развитие его коммуникативной личности, способной к диалогическому взаимодействию.
4. Имиджевый подход обуславливает рассмотрение речевого имиджа учителя как инструмента влияния и воздействия на обучающихся. Коммуникативная привлекательность учителя спо-
^ собствует росту его авторитета, желанию подражать его коммуни-
о кативному поведению, а также развитию интереса к преподавае-
сц
^ мой дисциплине.
2> о
ки ной на анализ своей коммуникативно-речевой деятельности и т. д.
ки
Развитие речевого имиджа будущего учителя предполагает
а в е ь с
§ следующие пути: обучение аудитории методам профессионально-
педагогического имиджево-речевого развития и саморазвития; применение диалогово-партисипативных методов обучения; ор-
на ганизация рефлексивной деятельности обучающихся, направлен-
Разработанная методика развития речевого имиджа буду-ьЗ щих учителей предполагает реализацию ряда функций (информа-
ционно-коммуникативная, трудовая, корректирующая и функция «открытого общения»), которые в совокупности приводят к созданию положительного, коммуникативно корректного образа педагога.
Предложенная методика речевого имидж-образования будущего учителя включает в себя содержательный и исполнительский компоненты и осуществляется на нескольких этапах (моти-вационная деятельность, выдвижение конкретных задач речевого развития, саморефлексия, понимание роли учителя как источника знаний и учебно-ориентированной информации, нахождение баланса между речевой активностью учителя и речевой практикой обучающихся, самоанализ речевого поведения и корректировка задач его дальнейшего развития). Особый акцент сделан на ди- о дактических блоках программы развития профессиональной речи будущего учителя: мотивационном, предметно-когнитивном (нормативном, коррекционном, пропедевтическом, креативном) и | практико-функциональном.
Опрос, проведенный в ходе производственной педагогической практики студентов, показал, что будущие учителя, получившие в вузе подготовку по речевому имидж-развитию, получили от обучающихся более высокую оценку их профессиональных качеств, в том числе способности доступно излагать учебный мате-
£ Л
л
ж *
о
риал, устанавливать позитивные контакты с классом и т. д. д
а
Библиографический список д
1. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехноло- £
г
гии, психотехники. 3-е изд. М. : Омега-Л, 2009. - 265 с. у
ж
2. Сулимов В. А. Проблема формирования речевого имиджа // Говор: 3 альманах. 1995. № 9 (9). С. 101-105.
3. Орешкин В. Г. Формирование речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста на примере профессий типа «человек-человек» : дис. ... канд. ист. наук. СПб, 2006. - 253 с.
4. Орешкин В. Г. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса. М.: Речь, 2008. - 176 с.
5. Булкина К. И., Эмануэль Т. С., Эмануэль Ю. В. Прикладные аспекты формирования и развития персонального бренда педагога в современных социокультурных условиях // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3 (31). С. 107-119.
6. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политолога. М. : Ось-89, 2002. - 512 с.
7. Волкова В. В. Формирование современного имиджа гуманитарного вуза : монография. - М : МГЭИ, 2008. - 308 с.
8. Метляева, Т. В. Особенности формирования речевого имиджа личности // Территория новых возможностей, вестник ВГУЭиС. 2018. № 1. С. 156-164.
9. Зардиева С. Понятие коммуникативной компетенции и его становление в научной среде // Вестник Института развития образования. 2018. № 2 (22). С. 110-113.
10. Тищенко В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классифика-
а ции // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 15-22.
в
^ 11. Афанасьева О. Ю. Управление коммуникативным образованием
ир
§ студентов вузов: педагогическое сопровождение : монография. Москва : Изв
сц
дательство МГОУ, 2007. - 324 с. ^ 12. Казымова Л. А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингво-
культурологии // Филология и лингвистика. 2018. № 3. С. 19-22.
а в е
•о
с
§ 13. Колтунова М. В. Язык и деловое общение : нормы, риторика, эти-
^ кет : учеб. пособ. для вузов. М. : Экономика, 2000. - 428 с. ^ 14. Кудрявцев А. Г. Языковая толерантность как элемент культурной
компетентности // Вестник Нижневартовского государственного универси-
а
а тета. 2011. № 4. С. 92-96. §
§ £ §
О
« 15. Васильева В. С. Языковые средства общения в развитии коммуни-
кативной компетенции педагогов дошкольного образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 32-35.
16. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. 6-е изд., стер. М. : СмартБук, 2009. - 575 с. ISBN 978-5-9791-0124-8.
17. Дугинова Е. Д. Педагогическая траектория развития речевого имиджа будущих учителей // Научный потенциал. 2020. № 2 (29). 90-95.
18. Яшина Е. З. Имиджевый подход как ресурс стратегического управления муниципальным образованием [Электронный ресурс] // Региональное развитие : электронный научно-практический журнал. 2015. № 7 (11). URL: https://regrazvitie.ru/imidzhevyj-podhod-kak-resurs-strategicheskogo-upravleniya-munitsipalnym-obrazovaniem/ (дата обращения: 09.02.2023).
19. Насыров А. Р. Особенности вербальных и невербальных коммуникаций // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. С. 3216-3220. у
20. Бжиская Ю. В., Чуриков М. П. Значение невербальных средств коммуникаций на иностранном языке при дистанционной форме обучения в техническом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 43-46.
21. Мурашов А. А. Речь учителя и его профессиональный имидж // Школа и воспитание. 2014. № 5. С. 242-244.
22. Мынбаева А. К., Булатбаева А., Анарбек Н. А. Синергетика и эв-
ние методологических подходов // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. 2021. № 4 (102). С. 9-21.
23. Богданова А. Н. Важность коммуникативных навыков для лидерства и менеджмента // Управление организацией, бухгалтерский учет и эконо-
Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, 28-29
о д
§
о г к
4 №
0
1
тагогика для саморазвития, самопознания и саморегуляции личности: сравне- §
№
5
г §
-К
8
№ S
|
мический анализ: вопросы, проблемы и перспективы развития : материалы VI р
е
ч е
№ ог
мая 2021 года / под общей редакцией Н. В. Кузнецовой. Магнитогорск, 2021. ° С. 84-89.
24. Гонтарева Г. А., Шевелева А. А. Направления преобразования управления образовательными системами // Царскосельские чтения 2013. Т. д
II, № XVII. С. 43-46. £
г
25. Шабес В. Я. Событие и текст. М. : ВШ, 1989. - 175 с. у
чи
26. Кучиева Л. А. Системно-функциональный подход к изучению син- 3 таксиса текста в деятельностном аспекте профессионального педагогического
к д
а
образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 162-164.
а
£
t
К $
£
О £
£
Ye. Yu. Nikitina1, O. Yu. Afanasjeva2, A. V. Sviridova3
1ORCID No. 0000-0001-9550-4700 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0001-9289-1573 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0002-9421-5170 Docent, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
THEORETICAL AND METHODO-LOGICAL NAVIGATION OF THE DEVELOPMENT OF THE SPEECH IMAGE OF THE FUTURE TEACHER
Abstract
Introduction. The Fulfillment by teacher of requirements of professional ethics and speech culture is one of the most important criteria for the effectiveness of modern higher education. Today, society needs teachers who can successfully communicate
in Russian education. The results obtained by us of the current level of speech culture among students of pedagogical universities indicate an alarming state of affairs and, despite certain changes, are improving slowly.
Materials and methods. A significant contribution to the scientific article was made by theoretical and practical research in the field of: personality image formation (L. Brown, ^ F. A. Kuzin, V. G. Oreshkin, etc.); speech activity (P. Ya. Galperin, I. A. Zimnyaya, A. A. Leontiev, etc.); communication (T. M. Andreeva, M. V. Koltunova, etc.); teaching the Russian language and speech culture (L. A. Vvedenskaya, T. Yu. Voloshinova, o Z. A. Zaitseva, M. V. Koltunova, T. A. Ladyzhinskaya, etc.). The article uses the following theoretical research methods: analysis of psychological, pedagogical and linguistic literature, analysis of legal documents in the field of higher pedagogical education, conceptual and terminological analysis, comparison, ft synthesis, systematization, modeling. Empirical methods in- ft clude pedagogical experiment, pedagogical observation, diagnostic methods.
Results. The results obtained and the recommendations formulated on their basis contribute to a more effective implementation of the following stages of the educational process at ^ the university:
- development of a methodology for determining the ft
ft
level of formation of the speech image of future specialists; >
ft
ft ft
- identifying pedagogical reserves for the development of the speech image of future teachers;
R
ft
ft a
ft ^
ft
- use of the materials of the article for practice-oriented activities;
- application of the data obtained when reading the disciplines "Rhetoric", "Teacher's speech etiquette", "Culture of business communication", etc.
Discussion. The analysis of scientific and methodological literature, the practice of many years of experience of the authors of the article in the higher pedagogical school as teachers of linguistic disciplines made it possible to identify a number of contradictions:
- at the socio-pedagogical level: between the needs of the modern educational space for specialists with a significant level of communicative skills, and the not fully realized conceptual capabilities of pedagogical universities in their preparation;
- at the scientific and theoretical level: between the need to design theoretical and methodological aspects of the development of the speech image of the future teacher as one of the
a tasks of the educational process in higher education and their
vod
d insufficient modification;
- at the scientific and methodological level: between the objective need for technological support for the development of the speech image of the future teacher and the incomplete de-
3
a
t S
S velopment of its content and methodological support.
N
¡^ Conclusion. As the study showed, the methodology de-
^ veloped by us ensures the effective development of the speech
image of the future teacher. We consider the concept of "speech image" as an image of a person, formed under the influence of £ the social environment and focused on mastering the system of
set expressions used to establish and maintain contact with the subjects of education, as a set of speech rules and means.
Keywords: Speech image; Future teacher; Higher school pedagogy; Linguistic education; Pedagogical university; Communicative education; Theoretical and methodological basis; Language education.
Highlights: ^
The theoretical and methodological regulator of the development of a speech image is the synthesis of communicative, semiotic and image approaches, built as a result of theoretical
№
and methodological analysis, which made it possible to extrap- o olate the ideas of the modern theory of linguistics, psychology and pedagogy;
A methodology for the development of the speech image of future teachers was designed, based on the relationship of its didactic blocks: motivational, subject-cognitive (normative, ft corrective, propaedeutic and creative components), practical- | functional;
Pedagogical conditions for the development of the speech image of future teachers are proposed: the optimal combination ft of language culture and image culture; saturation of the language material with image tasks; use of empathic speech com-
ft p
ft
ft ft h
munication. £
ft ft
ft
References h
ft
1. Panasyuk A.Yu. (2009), Formirovaniyft imidzha. Stratftgiya, £ psikhotftkhnologii, psikhotftkhniki [Image formation. Strategy, psychotech-
y
ft
nologies, psychotechnics], 3, Omega-L, Moscow, 265 p. (In Russian). ft
h ft
r
2. Sulimov V.A. (1995), Problema formirovaniya rechevogo imidzha [The problem of forming a speech image], Govor: al'manakh, 9 (9), 101-105. (In Russian).
3. Oreshkin V.G. (2006), Formirovaniye rechevogo imidzha v sisteme pro-fessional'noy podgotovki spetsialista na primere professiy tipa "chelovek-chelovek " (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandi-data istoricheskikh nauk) [Formation of a speech image in the system of professional training of a specialist on the example of professions such as "man-age-man" (A Dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], St. Petersburg, 253 p. (In Russian).
4. Oreshkin V.G. (2008), Trening formirovaniya imidzha. 13 mas-terskikh imidzh-klassa [Image formation training. 13 image-class workshops], Rech', Moscow, 176 p. (In Russian).
5. Bulkina K.I., Emanuel T.S. & Emanuel Yu.V. (2020), Priklad-nyye as-pekty formirovaniya i razvitiya personal'nogo brenda pedagoga v sovre-mennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh [Applied aspects of the formation and development of a personal brand of a teacher in modern socio-cultural conditions], Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek, 3 (31), 107119. (In Russian).
6. Kuzin F.A. (2002), Sovremennyy imidzh delovogo cheloveka,
biznesme-na, politologa [Modern image of a business person, businessman,
§
§ political scientist], Os'-89, Moscow, 512 p. (In Russian).
7. Volkova V.V. (2008), Formirovaniye sovremennogo imidzha ^ gumanitarnogo vuza [Formation of the modern image of a humanitarian
university], Monografiya, "MGEI", Moscow, 308 p. (In Russian).
8. Metlyayeva T.V. (2018), Osobennosti formirovaniya rechevogo § imidzha lichnosti [Features of the formation of a person's speech image], ^ Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudar-^ stvennogo universiteta ekonomiki i servisa, 2018, 1, 156-164. (In Russian). § 9. Zardiyeva S. (2018), Ponyatiye kommunikativnoy kompetentsii i
yego sta-novleniye v nauchnoy srede [The concept of communicative com-s petence and its formation in the scientific environment], Vestnik Instituta ^ razvitiya obrazovaniya, 2 (22), 110-113. (In Russian).
10. Tishchenko V.A. (2008), Kommunikativnyye umeniya: k vo-prosu klassifi-katsii [Communication skills: on the issue of classification], Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2, 15-22. (In Russian).
11. Afanas'yeva O.Yu. (2007), Upravleniye kommunikativnym obrazovaniyem studentov vuzov: pedagogicheskoye soprovozhdeniye [Management of communicative education of university students: pedagogical support], Monografiya, Izdatel'stvo "MGOU", Moscow, 324 p. (In Russian). ^
e
12. Kazymova L.A. (2018), Yazyk i kul'tura: k voprosu o spetsifike o
e
i c'
ö
ling-vokul'turologii [Language and culture: on the issue of the specifics of
linguoculturology], Filologiya i lingvistika, 3, 19-22. (In Russian). n
13. Koltunova M.V. (2000), Yazyk i delovoye obshcheniye: normy, g"
e
h
0 -
1
ö
<—i n
v
kul'tur-noy kompetentnosti [Language tolerance as an element of cultural g
t
competencey, Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, o
o
ritorika, etiket (Uchebnoye posobiye dlya vuzov) [Language and business communication: norms, rhetoric, etiquette (study aid for universities], Ekonomika, Moscow, 428 p. (In Russian).
14. Kudryavtsev A.G. (2011), Yazykovaya tolerantnost' kak element
4, 92-96. (In Russian). ft
15. Vasil'yeva V.S. (2018), Yazykovyye sredstva obshcheniya v razvitii kommu-nikativnoy kompetentsii pedagogov doshkol'nogo obra- l zovaniya [Language means of communication in the development of communicative competence of teachers of preschool education], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (68), 32-35. (In Russian).
16. Pocheptsov G.G. (2009), Imidzhelogiya [Imageology], 6, SmartBuk, Moscow, 575 p. ISBN 978-5-9791-0124-8. (In Russian).
17. Duginova Ye.D. (2020), Pedagogicheskaya trayektoriya ^
ft
razvitiya rechevogo imidzha budushchikh uchiteley [Pedagogical trajectory o
ft
of the development of the speech image of future teachers], Nauchnyy po- ft tentsial, 2 (29), 90-95. (In Russian). ft
18. Yashina Ye.Z. (2015), Imidzhevyy podkhod kak resurs strate- ^
gicheskogo upravleniya munitsipal'nym obrazovaniyem [Image approach as ft
ft
a resource for the strategic management of a municipal entity], Elektronnyy r
p
S e
n
ft
h
e
p e e
c h
nauchno-prakticheskiy zhurnal "Regional'noye razvitiye", 7 (11). Available at: https://regrazvitie.ru/imidzhevyj-podhod-kak-resurs-strate-gicheskogo-upravleniya-munitsipalnym-obrazovaniem/ (Accessed:
09.02.2023). (In Russian).
19. Nasyrov A.R. (2021), Osobennosti verbal'nykh i neverbal'nykh kommu-nikatsiy [Features of verbal and non-verbal communications], In-novatsii. Nauka. Obrazovaniye, 47, 3216-3220. (In Russian).
20. Bzhiskaya Yu.V. & Churikov M.P. (2022), Znacheniye neverbal'nykh sredstv kommunikatsiy na inostrannom yazyke pri distantsionnoy forme obucheniya v tekhnicheskom vuze [The value of non-verbal means of communication in a foreign language in distance learning in a technical university], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 741, 43-46. (In Russian).
21. Murashov A.A. (2014), Rech' uchitelya i yego professional'nyy imidzh [Speech of the teacher and his professional image], Shkola i vospi-taniye, 5, 242-244. (In Russian).
22. Mynbayeva A.K., Bulatbayeva A. & Anarbek N.A. (2021), Sinergetika i evtagogika dlya samorazvitiya, samopoznaniya i samoreg-ulyatsii lichnosti: sravneniye metodologicheskikh podkhodov [Synergetics and eutagogics for self-development, self-knowledge and self-regulation of
personality: comparison of methodological approaches], Vestnik Akademii §
g pedagogiche-skikh nauk Kazakhstana, № 4 (102), 9-21. (In Russian).
23. Bogdanova A.N., Edr. Kuznetsova N. V. (2021), Vazhnost' kom-^ munikativnykh navykov dlya li-derstva i menedzhmenta [The importance of communication skills for leadership and management], Materialy VI Vse-rossiyskoy (natsional'noy) nauchno-prakticheskoy konferen-tsii "Uprav-
f
§ leniye organizatsiyey, bukhgalterskiy uchet i ekonomicheskiy analiz: vo-
£
a s
prosy, problemy iperspektivy razvitiya ", 28-29 maya 2021 goda [Materials of the VI All-Russian (national) scientific and practical conference "Management of the organization, accounting and economic analysis: issues, problems and development prospects"], Magnitogorsk, 28-29 May 2021, s pp. 84-89. (In Russian).
^ 24. Gontareva G.A. & Sheveleva A.A. (2013), Napravleniya preob-
The article was submitted 08.02.2023; approved after reviewing
razovaniya upravleniya obrazovatel'nymi sistemami [Directions of transformation of the management of educational systems], Tsarskosel'skiye chteniya, T. II, XVII, 43-46. (In Russian).
25. Shabes V.Ya. (1989), Sobytiye i tekst [Event and text], "VSH", Moscow, 175 p. (In Russian).
26. Kuchiyeva L.A. (2020), Sistemno-funktsional'nyy podkhod k izucheniyu sintaksisa teksta v deyatel'nostnom aspekte professional'nogo pedagogi-cheskogo obrazovaniya [System-functional approach to the study t
e
of text syntax in the activity aspect of professional pedagogical education], §
t
Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 69-3, 162-164. a
(In Russian). an
d g
Статья поступила в редакцию 08.02.2023; одобрена после ре- t
h
цензирования 10.02.2023; принята к публикации 20.02.2023. o
i l
10.02.2023; accepted for publication 20.02.2023. n
v
t i o' n
ft h ft
v l
S
e n
ft
h
e
e e
c
h m
e
ft
h
e
t u e
e
а c
h
e
r